3.2.4. БЛОКИ С ЦИЛИНДРАМИ-ВКЛАДЫШАМИ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66
Материал: 4 деревянных блока натурального цвета с углублениями для 10 деревянных цилинд-
ров. У каждого цилиндра есть кнопка, за которую можно его держать. Четыре блока различаются друг
от друга следующим образом:
Блок А: цилиндры изменяются в одном направлении - по размеру. Диаметр у всех них остается
одним и тем же, высота равномерно уменьшается.
Блок В: цилиндры изменяются в двух направлениях. Высота остается постоянной, диаметр (ши-
рина и глубина) равномерно уменьшается.
Блок С: цилиндры изменяются в трех направлениях. Высота и диаметр равномерно убывают.
Блок Д: цилиндры изменяются в трех направлениях. Высота равномерно убывает, а диаметр рав-
номерно увеличивается (ряд с "обратным ходом").
Прямая цель: узнать о различии размеров при неизменной форме. Узнать, как полость и тело со-
ответствуют друг другу.
Косвенная цель: развитие тонкой моторики для обучения письму, подготовка к держанию каран-
даша при письме. Создание порядковых структур (представления о порядке) в области размеров
предметов.
Возраст: около трех лет.
Как работать с материалом. Блоки включаются в работу по одному. Учитель начинает с блока В.
В первый раз рекомендуется взять блок В, так как цилиндры в нем равной высоты, и при вставлении
цилиндра в не то отверстие ошибка хорошо видна ребенку. Порядок взаиморасположения учителя и
ученика важен. Так ребенок может наблюдать за действием учителя при вынимании и вставлении
цилиндров. Учитель берет цилиндр из блока и ставит его на стол перед блоком. При этом он ясно
показывает, как нужно охватить кнопку тремя пальцами правой руки (пальцами, которыми пишут).
Затем он вытаскивает все цилиндры и ставит их в беспорядке на стол. Если учитель хочет обратить
внимание ребенка на углубления в блоке, то вынутый цилиндр лучше всего ставить позади блока.
Теперь он берет произвольный цилиндр, внимательно рассматривает его, заглядывает в углубления
блока, сравнивает цилиндр и углубления друг с другом и помещает цилиндр в подходящее углубление.
Так он поступает со всеми цилиндрами. Ребенок повторяет действия учителя. Точно так же поступают
поочередно с другими блоками.
Контроль за ошибками: нарушение гармонии очевидно и осязаемо.
Дальнейшие упражнения:
цилиндры стоят перед блоком, ребенок выбирает произвольный цилиндр, чтобы затем вста-
вить его в подходящее углубление;
выполнение основного упражнения с закрытыми глазами;
выполнение упражнения одновременно с двумя, а позже с тремя и четырьмя блоками. Важно,
чтобы ребенок мог заглянуть во все углубления. Надо даже предоставить возможность найти нужное
углубление, переставляя цилиндр из одного углубления в другое;
ребенок расставляет вытащенные цилиндры, беспорядочно стоящие на столе, в равномерно
убывающий или возрастающий ряд;
повторение упражнения с закрытыми глазами;
ребенок начинает со среднего цилиндра и продолжает ряд вправо и влево;
из упорядоченного ряда цилиндров один вынимают, остальные сдвигают, чтобы не остава-
лось пустого места. Ребенок должен указать место нарушения гармонии. Затем ребенок снова ставит
цилиндр на подходящее место в ряду. Ошибку можно распознать при помощи ощупывания пальцами;
нужно найти одинаковые цилиндры;
ребенок составляет множество, элементы которого согласуются в каком-то свойстве, напри-
мер, имеют равную высоту или равный диаметр;
строятся множества, элементы которых согласуются в двух свойствах, например, имеют рав-
ную высоту и равный диаметр. Нужно назвать, в чем именно согласуются эти элементы. Смотрите
устный урок! - ребенок ставит цилиндры некоторого ряда на бумагу, обводит их основание карандашом
и сравнивает кружочки друг с другом; - вставные цилиндры комбинируются с цветными цилиндрами
(игра 3.2.5.).
Устный урок: Цилиндры:
Блок А: высокий - низкий; высокий - выше - самый высокий; низкий - ниже - самый низкий; са-
мый высокий - самый низкий; выше чем - ниже, чем;
Блок В: толстый - тонкий; толстый - толще - самый толстый; тонкий - тоньше - самый тонкий;
самый толстый - самый тонкий; толще, чем - тоньше, чем.
Блок С: большой - маленький; большой - больше - самый большой; маленький - меньше - самый
маленький; самый большой - самый маленький; больше, чем - меньше, чем.
Блок Д: высокий - низкий; толстый - тонкий.
Пустоты: глубокий - мелкий; глубокий - глубже - самый глубокий; мелкий - мельче - самый мел-
кий; самый глубокий - самый мелкий; глубже, чем - мельче, чем. широкий - узкий; широкий - шире -
самый широкий; узкий - уже - самый узкий; самый широкий - самый узкий; шире, чем - уже, чем.
глубокий - широкий, мелкий - узкий.
Перед проведением этого устного урока ребенок должен поработать с Розовой башней и Корич-
невой лестницей. На этих материалах ребенок сначала может лучше понять различия размеров.
Применение: ребенок ищет другие предметы цилиндрической формы.
Материал: 4 деревянных блока натурального цвета с углублениями для 10 деревянных цилинд-
ров. У каждого цилиндра есть кнопка, за которую можно его держать. Четыре блока различаются друг
от друга следующим образом:
Блок А: цилиндры изменяются в одном направлении - по размеру. Диаметр у всех них остается
одним и тем же, высота равномерно уменьшается.
Блок В: цилиндры изменяются в двух направлениях. Высота остается постоянной, диаметр (ши-
рина и глубина) равномерно уменьшается.
Блок С: цилиндры изменяются в трех направлениях. Высота и диаметр равномерно убывают.
Блок Д: цилиндры изменяются в трех направлениях. Высота равномерно убывает, а диаметр рав-
номерно увеличивается (ряд с "обратным ходом").
Прямая цель: узнать о различии размеров при неизменной форме. Узнать, как полость и тело со-
ответствуют друг другу.
Косвенная цель: развитие тонкой моторики для обучения письму, подготовка к держанию каран-
даша при письме. Создание порядковых структур (представления о порядке) в области размеров
предметов.
Возраст: около трех лет.
Как работать с материалом. Блоки включаются в работу по одному. Учитель начинает с блока В.
В первый раз рекомендуется взять блок В, так как цилиндры в нем равной высоты, и при вставлении
цилиндра в не то отверстие ошибка хорошо видна ребенку. Порядок взаиморасположения учителя и
ученика важен. Так ребенок может наблюдать за действием учителя при вынимании и вставлении
цилиндров. Учитель берет цилиндр из блока и ставит его на стол перед блоком. При этом он ясно
показывает, как нужно охватить кнопку тремя пальцами правой руки (пальцами, которыми пишут).
Затем он вытаскивает все цилиндры и ставит их в беспорядке на стол. Если учитель хочет обратить
внимание ребенка на углубления в блоке, то вынутый цилиндр лучше всего ставить позади блока.
Теперь он берет произвольный цилиндр, внимательно рассматривает его, заглядывает в углубления
блока, сравнивает цилиндр и углубления друг с другом и помещает цилиндр в подходящее углубление.
Так он поступает со всеми цилиндрами. Ребенок повторяет действия учителя. Точно так же поступают
поочередно с другими блоками.
Контроль за ошибками: нарушение гармонии очевидно и осязаемо.
Дальнейшие упражнения:
цилиндры стоят перед блоком, ребенок выбирает произвольный цилиндр, чтобы затем вста-
вить его в подходящее углубление;
выполнение основного упражнения с закрытыми глазами;
выполнение упражнения одновременно с двумя, а позже с тремя и четырьмя блоками. Важно,
чтобы ребенок мог заглянуть во все углубления. Надо даже предоставить возможность найти нужное
углубление, переставляя цилиндр из одного углубления в другое;
ребенок расставляет вытащенные цилиндры, беспорядочно стоящие на столе, в равномерно
убывающий или возрастающий ряд;
повторение упражнения с закрытыми глазами;
ребенок начинает со среднего цилиндра и продолжает ряд вправо и влево;
из упорядоченного ряда цилиндров один вынимают, остальные сдвигают, чтобы не остава-
лось пустого места. Ребенок должен указать место нарушения гармонии. Затем ребенок снова ставит
цилиндр на подходящее место в ряду. Ошибку можно распознать при помощи ощупывания пальцами;
нужно найти одинаковые цилиндры;
ребенок составляет множество, элементы которого согласуются в каком-то свойстве, напри-
мер, имеют равную высоту или равный диаметр;
строятся множества, элементы которых согласуются в двух свойствах, например, имеют рав-
ную высоту и равный диаметр. Нужно назвать, в чем именно согласуются эти элементы. Смотрите
устный урок! - ребенок ставит цилиндры некоторого ряда на бумагу, обводит их основание карандашом
и сравнивает кружочки друг с другом; - вставные цилиндры комбинируются с цветными цилиндрами
(игра 3.2.5.).
Устный урок: Цилиндры:
Блок А: высокий - низкий; высокий - выше - самый высокий; низкий - ниже - самый низкий; са-
мый высокий - самый низкий; выше чем - ниже, чем;
Блок В: толстый - тонкий; толстый - толще - самый толстый; тонкий - тоньше - самый тонкий;
самый толстый - самый тонкий; толще, чем - тоньше, чем.
Блок С: большой - маленький; большой - больше - самый большой; маленький - меньше - самый
маленький; самый большой - самый маленький; больше, чем - меньше, чем.
Блок Д: высокий - низкий; толстый - тонкий.
Пустоты: глубокий - мелкий; глубокий - глубже - самый глубокий; мелкий - мельче - самый мел-
кий; самый глубокий - самый мелкий; глубже, чем - мельче, чем. широкий - узкий; широкий - шире -
самый широкий; узкий - уже - самый узкий; самый широкий - самый узкий; шире, чем - уже, чем.
глубокий - широкий, мелкий - узкий.
Перед проведением этого устного урока ребенок должен поработать с Розовой башней и Корич-
невой лестницей. На этих материалах ребенок сначала может лучше понять различия размеров.
Применение: ребенок ищет другие предметы цилиндрической формы.