3.2.4. БЛОКИ С ЦИЛИНДРАМИ-ВКЛАДЫШАМИ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9  11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 

Материал: 4 деревянных блока натурального цвета с углублениями для 10 деревянных цилинд-

ров. У каждого цилиндра есть кнопка, за которую можно его держать. Четыре блока различаются друг

от друга следующим образом:

Блок А: цилиндры изменяются в одном направлении - по размеру. Диаметр у всех них остается

одним и тем же, высота равномерно уменьшается.

Блок В: цилиндры изменяются в двух направлениях. Высота остается постоянной, диаметр (ши-

рина и глубина) равномерно уменьшается.

Блок С: цилиндры изменяются в трех направлениях. Высота и диаметр равномерно убывают.

Блок Д: цилиндры изменяются в трех направлениях. Высота равномерно убывает, а диаметр рав-

номерно увеличивается (ряд с "обратным ходом").

Прямая цель: узнать о различии размеров при неизменной форме. Узнать, как полость и тело со-

ответствуют друг другу.

Косвенная цель: развитие тонкой моторики для обучения письму, подготовка к держанию каран-

даша при письме. Создание порядковых структур (представления о порядке) в области размеров

предметов.

Возраст: около трех лет.

Как работать с материалом. Блоки включаются в работу по одному. Учитель начинает с блока В.

В первый раз рекомендуется взять блок В, так как цилиндры в нем равной высоты, и при вставлении

цилиндра в не то отверстие ошибка хорошо видна ребенку. Порядок взаиморасположения учителя и

ученика важен. Так ребенок может наблюдать за действием учителя при вынимании и вставлении

цилиндров. Учитель берет цилиндр из блока и ставит его на стол перед блоком. При этом он ясно

показывает, как нужно охватить кнопку тремя пальцами правой руки (пальцами, которыми пишут).

Затем он вытаскивает все цилиндры и ставит их в беспорядке на стол. Если учитель хочет обратить

внимание ребенка на углубления в блоке, то вынутый цилиндр лучше всего ставить позади блока.

Теперь он берет произвольный цилиндр, внимательно рассматривает его, заглядывает в углубления

блока, сравнивает цилиндр и углубления друг с другом и помещает цилиндр в подходящее углубление.

Так он поступает со всеми цилиндрами. Ребенок повторяет действия учителя. Точно так же поступают

поочередно с другими блоками.

Контроль за ошибками: нарушение гармонии очевидно и осязаемо.

Дальнейшие упражнения:

цилиндры стоят перед блоком, ребенок выбирает произвольный цилиндр, чтобы затем вста-

вить его в подходящее углубление;

выполнение основного упражнения с закрытыми глазами;

выполнение упражнения одновременно с двумя, а позже с тремя и четырьмя блоками. Важно,

чтобы ребенок мог заглянуть во все углубления. Надо даже предоставить возможность найти нужное

углубление, переставляя цилиндр из одного углубления в другое;

ребенок расставляет вытащенные цилиндры, беспорядочно стоящие на столе, в равномерно

убывающий или возрастающий ряд;

повторение упражнения с закрытыми глазами;

ребенок начинает со среднего цилиндра и продолжает ряд вправо и влево;

из упорядоченного ряда цилиндров один вынимают, остальные сдвигают, чтобы не остава-

лось пустого места. Ребенок должен указать место нарушения гармонии. Затем ребенок снова ставит

цилиндр на подходящее место в ряду. Ошибку можно распознать при помощи ощупывания пальцами;

нужно найти одинаковые цилиндры;

ребенок составляет множество, элементы которого согласуются в каком-то свойстве, напри-

мер, имеют равную высоту или равный диаметр;

строятся множества, элементы которых согласуются в двух свойствах, например, имеют рав-

ную высоту и равный диаметр. Нужно назвать, в чем именно согласуются эти элементы. Смотрите

устный урок! - ребенок ставит цилиндры некоторого ряда на бумагу, обводит их основание карандашом

и сравнивает кружочки друг с другом; - вставные цилиндры комбинируются с цветными цилиндрами

(игра 3.2.5.).

Устный урок: Цилиндры:

Блок А: высокий - низкий; высокий - выше - самый высокий; низкий - ниже - самый низкий; са-

мый высокий - самый низкий; выше чем - ниже, чем;

Блок В: толстый - тонкий; толстый - толще - самый толстый; тонкий - тоньше - самый тонкий;

самый толстый - самый тонкий; толще, чем - тоньше, чем.

Блок С: большой - маленький; большой - больше - самый большой; маленький - меньше - самый

маленький; самый большой - самый маленький; больше, чем - меньше, чем.

Блок Д: высокий - низкий; толстый - тонкий.

Пустоты: глубокий - мелкий; глубокий - глубже - самый глубокий; мелкий - мельче - самый мел-

кий; самый глубокий - самый мелкий; глубже, чем - мельче, чем. широкий - узкий; широкий - шире -

самый широкий; узкий - уже - самый узкий; самый широкий - самый узкий; шире, чем - уже, чем.

глубокий - широкий, мелкий - узкий.

Перед проведением этого устного урока ребенок должен поработать с Розовой башней и Корич-

невой лестницей. На этих материалах ребенок сначала может лучше понять различия размеров.

Применение: ребенок ищет другие предметы цилиндрической формы.

Материал: 4 деревянных блока натурального цвета с углублениями для 10 деревянных цилинд-

ров. У каждого цилиндра есть кнопка, за которую можно его держать. Четыре блока различаются друг

от друга следующим образом:

Блок А: цилиндры изменяются в одном направлении - по размеру. Диаметр у всех них остается

одним и тем же, высота равномерно уменьшается.

Блок В: цилиндры изменяются в двух направлениях. Высота остается постоянной, диаметр (ши-

рина и глубина) равномерно уменьшается.

Блок С: цилиндры изменяются в трех направлениях. Высота и диаметр равномерно убывают.

Блок Д: цилиндры изменяются в трех направлениях. Высота равномерно убывает, а диаметр рав-

номерно увеличивается (ряд с "обратным ходом").

Прямая цель: узнать о различии размеров при неизменной форме. Узнать, как полость и тело со-

ответствуют друг другу.

Косвенная цель: развитие тонкой моторики для обучения письму, подготовка к держанию каран-

даша при письме. Создание порядковых структур (представления о порядке) в области размеров

предметов.

Возраст: около трех лет.

Как работать с материалом. Блоки включаются в работу по одному. Учитель начинает с блока В.

В первый раз рекомендуется взять блок В, так как цилиндры в нем равной высоты, и при вставлении

цилиндра в не то отверстие ошибка хорошо видна ребенку. Порядок взаиморасположения учителя и

ученика важен. Так ребенок может наблюдать за действием учителя при вынимании и вставлении

цилиндров. Учитель берет цилиндр из блока и ставит его на стол перед блоком. При этом он ясно

показывает, как нужно охватить кнопку тремя пальцами правой руки (пальцами, которыми пишут).

Затем он вытаскивает все цилиндры и ставит их в беспорядке на стол. Если учитель хочет обратить

внимание ребенка на углубления в блоке, то вынутый цилиндр лучше всего ставить позади блока.

Теперь он берет произвольный цилиндр, внимательно рассматривает его, заглядывает в углубления

блока, сравнивает цилиндр и углубления друг с другом и помещает цилиндр в подходящее углубление.

Так он поступает со всеми цилиндрами. Ребенок повторяет действия учителя. Точно так же поступают

поочередно с другими блоками.

Контроль за ошибками: нарушение гармонии очевидно и осязаемо.

Дальнейшие упражнения:

цилиндры стоят перед блоком, ребенок выбирает произвольный цилиндр, чтобы затем вста-

вить его в подходящее углубление;

выполнение основного упражнения с закрытыми глазами;

выполнение упражнения одновременно с двумя, а позже с тремя и четырьмя блоками. Важно,

чтобы ребенок мог заглянуть во все углубления. Надо даже предоставить возможность найти нужное

углубление, переставляя цилиндр из одного углубления в другое;

ребенок расставляет вытащенные цилиндры, беспорядочно стоящие на столе, в равномерно

убывающий или возрастающий ряд;

повторение упражнения с закрытыми глазами;

ребенок начинает со среднего цилиндра и продолжает ряд вправо и влево;

из упорядоченного ряда цилиндров один вынимают, остальные сдвигают, чтобы не остава-

лось пустого места. Ребенок должен указать место нарушения гармонии. Затем ребенок снова ставит

цилиндр на подходящее место в ряду. Ошибку можно распознать при помощи ощупывания пальцами;

нужно найти одинаковые цилиндры;

ребенок составляет множество, элементы которого согласуются в каком-то свойстве, напри-

мер, имеют равную высоту или равный диаметр;

строятся множества, элементы которых согласуются в двух свойствах, например, имеют рав-

ную высоту и равный диаметр. Нужно назвать, в чем именно согласуются эти элементы. Смотрите

устный урок! - ребенок ставит цилиндры некоторого ряда на бумагу, обводит их основание карандашом

и сравнивает кружочки друг с другом; - вставные цилиндры комбинируются с цветными цилиндрами

(игра 3.2.5.).

Устный урок: Цилиндры:

Блок А: высокий - низкий; высокий - выше - самый высокий; низкий - ниже - самый низкий; са-

мый высокий - самый низкий; выше чем - ниже, чем;

Блок В: толстый - тонкий; толстый - толще - самый толстый; тонкий - тоньше - самый тонкий;

самый толстый - самый тонкий; толще, чем - тоньше, чем.

Блок С: большой - маленький; большой - больше - самый большой; маленький - меньше - самый

маленький; самый большой - самый маленький; больше, чем - меньше, чем.

Блок Д: высокий - низкий; толстый - тонкий.

Пустоты: глубокий - мелкий; глубокий - глубже - самый глубокий; мелкий - мельче - самый мел-

кий; самый глубокий - самый мелкий; глубже, чем - мельче, чем. широкий - узкий; широкий - шире -

самый широкий; узкий - уже - самый узкий; самый широкий - самый узкий; шире, чем - уже, чем.

глубокий - широкий, мелкий - узкий.

Перед проведением этого устного урока ребенок должен поработать с Розовой башней и Корич-

невой лестницей. На этих материалах ребенок сначала может лучше понять различия размеров.

Применение: ребенок ищет другие предметы цилиндрической формы.