4.5.2. ЦЕПОЧКА ИЗ СТА БУСИН

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9  11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 

Материал: цепочка из 10 стержней по 10 золотых бусин в каждом. Ящик со стрелками, на кото-

рых стоят числа: 9 узких зеленых стрелок с числами 1-9, 9 узких темно-зелены; стрелок с числами 11-

19, 9 более широких синих стрелок с числами десятков 10-90, 1 еще более широкая красная стрелка с

числом 100. Еще одна серия карт с числами, такая же, как и первая, но без темно-зеленых карт 11-19.

Эти карты обычной прямоугольной формы, без стрелок. Надписи на картах сделаны так, что при

наложении единиц на нули десятков получаются новые числа.

Цель: выучить числовой ряд до 100. Построить линейные числа.

Возраст: около пяти лет.

Как работать с материалом. Учитель предлагает ребенку принести цепочку из 100 бусин и ко-

робку со стрелками, а затем квадрат из 100 бусин из Золотого материала. Он складывает цепь в виде

квадрата. Ребенок сравнивает оба квадрата и констатирует, что они одинаковой величины. Затем

учитель берет цепочку за оба конца, снова растягивает ее во всю длину и величины. Затем учитель

берет цепочку за оба конца, снова растягивает ее во всю длину и говорит: "В этой цепочке и в квадрате

бусин поровну!" Отсюда ребенок ясно понимает, что множества с одинаковым числом элементов могут

быть представлены различным образом. Теперь ребенок считает бусины и раскладывает при счете

стрелки с числами. Зеленые стрелки он кладет около единиц, темно-зеленые около чисел 11-19, синие

около десятков, красную около сотни. Ребенок еще раз одну за другой считает все бусины в цепочке.

Контроль над ошибками: ряд возрастающих чисел. Количество стрелок должно точно соответст-

вовать бусинам в цепочке. Около каждой бусины первых двух стержней и у конца каждого следующего

стержня должна лежать бусина.

Дальнейшие упражнения:

ребенок использует вторую серию карт с числами. Он раскладывает карты с десятками и сот-

нями вдоль цепочки. Наложением карт с единицами на карты с десятками он образует новые числа,

которые кладет около соответствующих бусин в цепочке;

учитель указывает на любую бусину в цепочке. Он предлагает ребенку посчитать, сколько

бусин в цепочке до указанной бусины. Ребенок называет множество, представляет его с помощью синей

и зеленой карт и кладет число около цепочки. Здесь множество точно не определяют. Все зависит от

положения указанной бусины в ряду;

учитель указывает на бусину и предлагает ребенку определить, какая она по счету в цепочке.

И обратно: "Покажи мне сорок вторую бусину!" Порядковое число - ребенок сам записывает числа и

упорядочивает их.

Материал: цепочка из 10 стержней по 10 золотых бусин в каждом. Ящик со стрелками, на кото-

рых стоят числа: 9 узких зеленых стрелок с числами 1-9, 9 узких темно-зелены; стрелок с числами 11-

19, 9 более широких синих стрелок с числами десятков 10-90, 1 еще более широкая красная стрелка с

числом 100. Еще одна серия карт с числами, такая же, как и первая, но без темно-зеленых карт 11-19.

Эти карты обычной прямоугольной формы, без стрелок. Надписи на картах сделаны так, что при

наложении единиц на нули десятков получаются новые числа.

Цель: выучить числовой ряд до 100. Построить линейные числа.

Возраст: около пяти лет.

Как работать с материалом. Учитель предлагает ребенку принести цепочку из 100 бусин и ко-

робку со стрелками, а затем квадрат из 100 бусин из Золотого материала. Он складывает цепь в виде

квадрата. Ребенок сравнивает оба квадрата и констатирует, что они одинаковой величины. Затем

учитель берет цепочку за оба конца, снова растягивает ее во всю длину и величины. Затем учитель

берет цепочку за оба конца, снова растягивает ее во всю длину и говорит: "В этой цепочке и в квадрате

бусин поровну!" Отсюда ребенок ясно понимает, что множества с одинаковым числом элементов могут

быть представлены различным образом. Теперь ребенок считает бусины и раскладывает при счете

стрелки с числами. Зеленые стрелки он кладет около единиц, темно-зеленые около чисел 11-19, синие

около десятков, красную около сотни. Ребенок еще раз одну за другой считает все бусины в цепочке.

Контроль над ошибками: ряд возрастающих чисел. Количество стрелок должно точно соответст-

вовать бусинам в цепочке. Около каждой бусины первых двух стержней и у конца каждого следующего

стержня должна лежать бусина.

Дальнейшие упражнения:

ребенок использует вторую серию карт с числами. Он раскладывает карты с десятками и сот-

нями вдоль цепочки. Наложением карт с единицами на карты с десятками он образует новые числа,

которые кладет около соответствующих бусин в цепочке;

учитель указывает на любую бусину в цепочке. Он предлагает ребенку посчитать, сколько

бусин в цепочке до указанной бусины. Ребенок называет множество, представляет его с помощью синей

и зеленой карт и кладет число около цепочки. Здесь множество точно не определяют. Все зависит от

положения указанной бусины в ряду;

учитель указывает на бусину и предлагает ребенку определить, какая она по счету в цепочке.

И обратно: "Покажи мне сорок вторую бусину!" Порядковое число - ребенок сам записывает числа и

упорядочивает их.