4.5.2. ЦЕПОЧКА ИЗ СТА БУСИН
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66
Материал: цепочка из 10 стержней по 10 золотых бусин в каждом. Ящик со стрелками, на кото-
рых стоят числа: 9 узких зеленых стрелок с числами 1-9, 9 узких темно-зелены; стрелок с числами 11-
19, 9 более широких синих стрелок с числами десятков 10-90, 1 еще более широкая красная стрелка с
числом 100. Еще одна серия карт с числами, такая же, как и первая, но без темно-зеленых карт 11-19.
Эти карты обычной прямоугольной формы, без стрелок. Надписи на картах сделаны так, что при
наложении единиц на нули десятков получаются новые числа.
Цель: выучить числовой ряд до 100. Построить линейные числа.
Возраст: около пяти лет.
Как работать с материалом. Учитель предлагает ребенку принести цепочку из 100 бусин и ко-
робку со стрелками, а затем квадрат из 100 бусин из Золотого материала. Он складывает цепь в виде
квадрата. Ребенок сравнивает оба квадрата и констатирует, что они одинаковой величины. Затем
учитель берет цепочку за оба конца, снова растягивает ее во всю длину и величины. Затем учитель
берет цепочку за оба конца, снова растягивает ее во всю длину и говорит: "В этой цепочке и в квадрате
бусин поровну!" Отсюда ребенок ясно понимает, что множества с одинаковым числом элементов могут
быть представлены различным образом. Теперь ребенок считает бусины и раскладывает при счете
стрелки с числами. Зеленые стрелки он кладет около единиц, темно-зеленые около чисел 11-19, синие
около десятков, красную около сотни. Ребенок еще раз одну за другой считает все бусины в цепочке.
Контроль над ошибками: ряд возрастающих чисел. Количество стрелок должно точно соответст-
вовать бусинам в цепочке. Около каждой бусины первых двух стержней и у конца каждого следующего
стержня должна лежать бусина.
Дальнейшие упражнения:
ребенок использует вторую серию карт с числами. Он раскладывает карты с десятками и сот-
нями вдоль цепочки. Наложением карт с единицами на карты с десятками он образует новые числа,
которые кладет около соответствующих бусин в цепочке;
учитель указывает на любую бусину в цепочке. Он предлагает ребенку посчитать, сколько
бусин в цепочке до указанной бусины. Ребенок называет множество, представляет его с помощью синей
и зеленой карт и кладет число около цепочки. Здесь множество точно не определяют. Все зависит от
положения указанной бусины в ряду;
учитель указывает на бусину и предлагает ребенку определить, какая она по счету в цепочке.
И обратно: "Покажи мне сорок вторую бусину!" Порядковое число - ребенок сам записывает числа и
упорядочивает их.
Материал: цепочка из 10 стержней по 10 золотых бусин в каждом. Ящик со стрелками, на кото-
рых стоят числа: 9 узких зеленых стрелок с числами 1-9, 9 узких темно-зелены; стрелок с числами 11-
19, 9 более широких синих стрелок с числами десятков 10-90, 1 еще более широкая красная стрелка с
числом 100. Еще одна серия карт с числами, такая же, как и первая, но без темно-зеленых карт 11-19.
Эти карты обычной прямоугольной формы, без стрелок. Надписи на картах сделаны так, что при
наложении единиц на нули десятков получаются новые числа.
Цель: выучить числовой ряд до 100. Построить линейные числа.
Возраст: около пяти лет.
Как работать с материалом. Учитель предлагает ребенку принести цепочку из 100 бусин и ко-
робку со стрелками, а затем квадрат из 100 бусин из Золотого материала. Он складывает цепь в виде
квадрата. Ребенок сравнивает оба квадрата и констатирует, что они одинаковой величины. Затем
учитель берет цепочку за оба конца, снова растягивает ее во всю длину и величины. Затем учитель
берет цепочку за оба конца, снова растягивает ее во всю длину и говорит: "В этой цепочке и в квадрате
бусин поровну!" Отсюда ребенок ясно понимает, что множества с одинаковым числом элементов могут
быть представлены различным образом. Теперь ребенок считает бусины и раскладывает при счете
стрелки с числами. Зеленые стрелки он кладет около единиц, темно-зеленые около чисел 11-19, синие
около десятков, красную около сотни. Ребенок еще раз одну за другой считает все бусины в цепочке.
Контроль над ошибками: ряд возрастающих чисел. Количество стрелок должно точно соответст-
вовать бусинам в цепочке. Около каждой бусины первых двух стержней и у конца каждого следующего
стержня должна лежать бусина.
Дальнейшие упражнения:
ребенок использует вторую серию карт с числами. Он раскладывает карты с десятками и сот-
нями вдоль цепочки. Наложением карт с единицами на карты с десятками он образует новые числа,
которые кладет около соответствующих бусин в цепочке;
учитель указывает на любую бусину в цепочке. Он предлагает ребенку посчитать, сколько
бусин в цепочке до указанной бусины. Ребенок называет множество, представляет его с помощью синей
и зеленой карт и кладет число около цепочки. Здесь множество точно не определяют. Все зависит от
положения указанной бусины в ряду;
учитель указывает на бусину и предлагает ребенку определить, какая она по счету в цепочке.
И обратно: "Покажи мне сорок вторую бусину!" Порядковое число - ребенок сам записывает числа и
упорядочивает их.