Глава 1. Психологические теории личности: необходимость описания объективных характеристик

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7  9  11 12 13 14 15 16 
17 18   21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37   40 41 42  44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85  87 

 

Глава посвящена постановке задачи о построении теории личности, описывающей деятельность человека. Это один из возможных примеров постановки задачи, возникающий в рамках психологии и педагогики. Другие возможные варианты постановки задачи о построении новой теории описания человека - см. в главах 7, 15 и 16.

Почему мы начинаем с рассмотрения именно психологических теорий личности? Потому что других теорий личности, кроме психологических, сегодня просто не существует. Теории личности ранее развивались только в рамках психологии.

Любая психологическая теория личности базируется на априорных - часто даже не выделяемых ее авторами - постулатах, "символах веры" ее автора-психолога. Примеры теорий личности Г. Айзенка, Р. Кеттела, Г. Олпорта, К. Юнга и Майерс-Бриггс, Б. Скиннера, А. Маслоу, Дж. Келли, Э. Эриксона, Э. Кречмера, У. Шелли, К. Леонгарда, А. Личко описаны как в этой главе, так и далее в главе 6.

Каждый из этих психологов по необходимости использует в своей теории объективные характеристики из области а) деятельности человека, б) отношений между людьми, в) отношений "индивид - общество", и г) описания самого общества. Однако все эти "языки" - не психологические.

Таким образом, вырисовывается слабое место всех теорий личности: отсутствие языка (понятий, терминов, формализма, методик...) для описания человека как объективной реальности. Такой язык можно построить только описав единым образом и Природу, и некоторые особенности проявлений деятельности человека.

***

Что такое "личность"? Ответ на этот вопрос люди искали на протяжении многих тысячелетий.

Возможны два варианта направлений поиска ответов.

Первый - это поиск тех отличий, которые позволяют различить, отделить одного человека от другого. На этом пути мы получим наборы методик, наборы сведений, характеристики, совокупность которых, в результате их применения, даст возможность описать отдельного конкретного человека через набор уникальных параметров, только этому конкретному человеку присущих. Другими словами, мы получим совокупность характеристик, которые обладают той же самой степенью индивидуальности, как и уникальное имя человека (например, уникальный для него номер государственной регистрации, - налоговой или пенсионной).

Именно по этому пути и пошла в основном наука психология, изучающая как раз то, что различает людей, и позволяет отличить одного человека от другого.

Второй путь - это поиск таких характеристик, которые объединяют разных индивидуумов в некие классы. То есть нахождение таких характеристик, которые являются общими для целого класса, для некоторой совокупности людей.

Собственно, именно таким путем идет любая научная дисциплина - она выделяет некие совокупности понятий-терминов, которые описывают "сходные" - в том или ином строго определенном смысле - классы изучаемых ею объектов.

Строго говоря, в психологии также имеется научная терминология, то есть происходит выделение общих для многих людей параметров. Однако это, как правило, ограничено на уровне теоретического описания, тогда как на уровне осуществления практических методик все же решаются задачи, носящие индивидуальный характер.

 

 

Глава посвящена постановке задачи о построении теории личности, описывающей деятельность человека. Это один из возможных примеров постановки задачи, возникающий в рамках психологии и педагогики. Другие возможные варианты постановки задачи о построении новой теории описания человека - см. в главах 7, 15 и 16.

Почему мы начинаем с рассмотрения именно психологических теорий личности? Потому что других теорий личности, кроме психологических, сегодня просто не существует. Теории личности ранее развивались только в рамках психологии.

Любая психологическая теория личности базируется на априорных - часто даже не выделяемых ее авторами - постулатах, "символах веры" ее автора-психолога. Примеры теорий личности Г. Айзенка, Р. Кеттела, Г. Олпорта, К. Юнга и Майерс-Бриггс, Б. Скиннера, А. Маслоу, Дж. Келли, Э. Эриксона, Э. Кречмера, У. Шелли, К. Леонгарда, А. Личко описаны как в этой главе, так и далее в главе 6.

Каждый из этих психологов по необходимости использует в своей теории объективные характеристики из области а) деятельности человека, б) отношений между людьми, в) отношений "индивид - общество", и г) описания самого общества. Однако все эти "языки" - не психологические.

Таким образом, вырисовывается слабое место всех теорий личности: отсутствие языка (понятий, терминов, формализма, методик...) для описания человека как объективной реальности. Такой язык можно построить только описав единым образом и Природу, и некоторые особенности проявлений деятельности человека.

***

Что такое "личность"? Ответ на этот вопрос люди искали на протяжении многих тысячелетий.

Возможны два варианта направлений поиска ответов.

Первый - это поиск тех отличий, которые позволяют различить, отделить одного человека от другого. На этом пути мы получим наборы методик, наборы сведений, характеристики, совокупность которых, в результате их применения, даст возможность описать отдельного конкретного человека через набор уникальных параметров, только этому конкретному человеку присущих. Другими словами, мы получим совокупность характеристик, которые обладают той же самой степенью индивидуальности, как и уникальное имя человека (например, уникальный для него номер государственной регистрации, - налоговой или пенсионной).

Именно по этому пути и пошла в основном наука психология, изучающая как раз то, что различает людей, и позволяет отличить одного человека от другого.

Второй путь - это поиск таких характеристик, которые объединяют разных индивидуумов в некие классы. То есть нахождение таких характеристик, которые являются общими для целого класса, для некоторой совокупности людей.

Собственно, именно таким путем идет любая научная дисциплина - она выделяет некие совокупности понятий-терминов, которые описывают "сходные" - в том или ином строго определенном смысле - классы изучаемых ею объектов.

Строго говоря, в психологии также имеется научная терминология, то есть происходит выделение общих для многих людей параметров. Однако это, как правило, ограничено на уровне теоретического описания, тогда как на уровне осуществления практических методик все же решаются задачи, носящие индивидуальный характер.