1.1. Что такое теория личности
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 9 11 12 13 14 15 1617 18 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 40 41 42 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 87
Почему мы рассматриваем именно психологические теории личности? Потому что сегодня других теорий личности, кроме психологических, просто не существует. Теории личности развивались только в рамках психологии, и существуют сегодня также только в рамках психологии.
Любая психологическая теория личности базируется на априорных - часто даже не выделяемых ее авторами - постулатах, своего рода "символах веры" ее автора-психолога.
Психология отпочковалась от философии достаточно поздно - фактически, только в самом конце ХIХ века. Поэтому она, по сути, является молодой наукой и находится еще в стадии разработки своего как теоретического, так и экспериментального аппарата.
Ниже мы рассмотрим только один из важных вопросов и покажем, как он решается в современной психологии. Важность этого вопроса для практических приложений просто огромна - в качестве примера мы будем рассматривать эту проблему в контексте ее приложения к педагогике.
Это вопрос о соотношении НЕИЗМЕННОГО и ИЗМЕНЯЕМОГО в Человеке. Он привлекал внимание к себе уже издавна и имеет многотысячелетнюю историю.
Еще к Гиппократу (около 460 - 370 годы до н. э.) восходит выделение четырех темпераментов для человека. Обусловлено это было медицинскими задачами - как диагностики, так и лечения. Эта типология привлекала внимание исследователей на протяжении почти 2,5 тысяч лет, - так, например, уже в ХХ веке русский физиолог И. Павлов связал эту типологию с физиологическими особенностями нервной системы человека.
Известный швейцарский педагог И. Песталоцци в начале Х1Х века связал педагогику с психологией в концепции развивающего обучения. Таким образом, успех в применении технологий обучения человека оказался - в рамках современной педагогики - связанным с успехом в описании психологией взаимоотношения неизменного и изменяемого в человеке.
Педагогика является самым ярким примером области человеческой жизни, где психология применяется чрезвычайно широко и массировано. По этой причине далее мы рассмотрим в качестве примера именно эту, прикладную для психологии область.
По мере развития человечества все более настоятельно необходимым становилось построение таких теорий личности, которые, с одной стороны, были бы достаточно легко реализуемы в плане определения характеристик реального человека и, с другой стороны, ориентированы на решение вполне определенных прикладных задач.
Настоящий бум в построении теорий личности начался в начале ХХ века и усилился к концу ХХ века. Вместе с тем, полученные результаты, как это водится в практике наук о природе Человека, немедленно абсолютизировались и тут же применялись для решения прикладных задач.
Наиболее распространенные области применения теорий личности - это психотерапия, психическая коррекция, обучение и воспитание (то есть собственно педагогика). Как правило, на базе наиболее глубоких психологических теорий человека быстро формировались опирающиеся на них концепции обучения.
***
Происходило это по следующей причине. Задачей обучения является подготовка молодого поколения к социальной жизни (см. главу 7). Для этого, в рамках рыночной экономики, необходимо развивать в максимальной степени наиболее сильные стороны личности, - не упуская при этом возможности защитить "слабые" (в том или ином плане) стороны той же личности. В рамках плановой экономики на передний план выходила несколько другая задача - воспитание в некотором роде "универсальных", "взаимозаменяемых" личностей, "одинаковых" в том или ином смысле.
Поэтому в рамках стран с разной экономикой сформировались как бы две разные психолого-педагогические школы. Они образуют своего рода два разных полюса в концепциях образования.
Одна - преимущественно базирующая на развитые индустриальные страны - опирается, фактически, на концепцию индивидуализации: обучения и воспитания Индивидуальности, Личности, Персоны, отличающейся от других. В учебном процессе основное внимание уделяется именно аспектам, которые призваны обеспечить это отличие. Вследствие этого педагогические методики опираются на психологические концепции, которые можно охарактеризовать как "теория индивидуальности", теория дифференциации, поиска отличий одного человека от другого. В качестве результата обучения принимается, что человек должен обрести самостоятельность, социальную ответственность и обладать комплексом отличий, позволяющих в результате ему предлагать на рынке специфический товар. Например, это трансформируется в лозунги типа "быть лучшим", а поддержание высокого уровня мотивации осуществляется (на социальном уровне) повышенным вниманием средств массовой коммуникации к "знаменитостям", "исключительностям", "удачникам и счастливцам". Наиболее ярко (и, в значительной мере гипертрофированно) это имеет место в США.
Несмотря на несомненные успехи, вследствие гипертрофического акцента только на развитие индивидуальности задача осуществления социализации каждого человека в рамках такого подхода остается нерешенной. Многие молодые люди, еще находясь в рамках средней школы, получают психологическую травму, полагая себя "неудачниками". В результате это приводит к возрастанию уровня расслоения общества, причем "неудачники" являются достаточно агрессивной и маргинальной частью общества.
В рамках плановой экономики, преимущественно в советской педагогике, накоплен огромный материал по обучению и воспитаю коллективных сторон человека. Ориентация процесса обучения ("социальных заказ") на подготовку "универсальных и взаимозаменяемых" социальных единиц для общества привел к тому, что во главу процесса обучения и, главное, воспитания, оказался поставленным коллектив. Воспитанию именно коллективистских аспектов социальной жизни уделялось преимущественное внимание. Достаточно вспомнить практику прикрепления лучших учеников к отстающим, совместные мероприятия, обязательность цепочки "октябрята - пионеры - комсомольцы". Обучение структурировалось вокруг предметов преимущественно естественнонаучного цикла. Широкая сеть ВНЕ-школьных образовательных учреждений - музыкальные школы, Дома Пионеров (кружковая работа) приучали человека к участию в коллективной деятельности.
В результате, в рамках советской коллективисткой педагогики выпускался человек, подготовленный к функционированию в рамках плановой экономики, к функционированию в рамках групповой деятельности. Однако вследствие гипертрофии обучения и воспитания коллективных аспектов, человек, прошедший такое обучение, часто был безынициативным, непредприимчивым, несамостоятельным. При таком способе обучения угнеталась индивидуальность человека.
Какой способ обучения лучше? - такой вопрос является бессмысленным. И тот, и другой способы обучения, по сути, никогда не существовали "в чистом виде". И в развитых странах уделялось внимание воспитанию и обучению коллективистским аспектам (однако с акцентом на "равных себе"), и в рамках советской педагогики развивалась индивидуальность молодого человека (например, физ-мат школы).
Для решения задачи социализации нового поколения необходимы оба аспекта в обучении - и индивидуальный, и коллективный. Однако их соотношение определяется не в рамках педагогики, а как теми задачами, которые ставит перед молодым поколением общество, так и степенью развития теории современной личности.
***
Для того, чтобы оптимальным образом решать педагогические задачи, как следует из вышесказанного, нужно иметь способы описания как индивидуальных характеристик личности, так и ее коллективистских черт.
В начале ХХ века в психологии появился целый ряд концепций личности. В это время внимание исследователей было поглощено преимущественно вопросами построения типологий и классификаций человека. В этом нашло отражение существовавшее в конце ХIХ - начале ХХ веков общественное внимание к коллективным, социальным сторонам жизни отдельного человека. Появление конвейера, широкое развитие производства, основанного на разделении труда, а также распространение марксистской философии - все это привело к тому, что исследователь поневоле оказывался "втянут" в определенную парадигму, имел определенную изначальную, априорную точку зрения. Сыграло роль, конечно, и то обстоятельство, что психология только начинала путь своего становления, и проблема классификации явлений - в том числе и классификации людей и психологических эффектов - являлась центральной для формирования понятийного аппарата психологии. Появление первых психологических терапевтических методик также требовало фиксации определенных характеристик пациента.
Таким образом, в первой половине ХХ века теории личности оказывались во многом тесно связанными с типологиями личности. Часто использовались также названия типология характера или темперамента. В дальнейшем в нашей книге мы используем термин "типологии личности" для таких психологических типологий человека.
Решающее значение при построении типологии личности человека приобретал выбор тех или иных параметров, которые служили как бы "маркерами типа". Следует подчеркнуть, что никогда эти маркеры не выбирались исходя только из психологических особенностей человека, - но всегда в качестве таковых использовалось - в то или иной мере - описание проявлений деятельности, проявлений активности человека. Проявления активности в семье, обучении, на производстве, в социальной среде. Таким образом, фактически, строились не психологические концепции и теории личности в строгом смысле слова, - а типологии проявлений деятельности человека в том или ином интерьере.
Подведем итоги:
Теория личности как целостная концепция человека существует только в рамках психологии.
Таких концепций, как мы будем видеть уже в следующем параграфе, сегодня имеется достаточно много. Число разных существующих - и применяемых на практике! - теорий личности приближается к двум десяткам!
Почему мы рассматриваем именно психологические теории личности? Потому что сегодня других теорий личности, кроме психологических, просто не существует. Теории личности развивались только в рамках психологии, и существуют сегодня также только в рамках психологии.
Любая психологическая теория личности базируется на априорных - часто даже не выделяемых ее авторами - постулатах, своего рода "символах веры" ее автора-психолога.
Психология отпочковалась от философии достаточно поздно - фактически, только в самом конце ХIХ века. Поэтому она, по сути, является молодой наукой и находится еще в стадии разработки своего как теоретического, так и экспериментального аппарата.
Ниже мы рассмотрим только один из важных вопросов и покажем, как он решается в современной психологии. Важность этого вопроса для практических приложений просто огромна - в качестве примера мы будем рассматривать эту проблему в контексте ее приложения к педагогике.
Это вопрос о соотношении НЕИЗМЕННОГО и ИЗМЕНЯЕМОГО в Человеке. Он привлекал внимание к себе уже издавна и имеет многотысячелетнюю историю.
Еще к Гиппократу (около 460 - 370 годы до н. э.) восходит выделение четырех темпераментов для человека. Обусловлено это было медицинскими задачами - как диагностики, так и лечения. Эта типология привлекала внимание исследователей на протяжении почти 2,5 тысяч лет, - так, например, уже в ХХ веке русский физиолог И. Павлов связал эту типологию с физиологическими особенностями нервной системы человека.
Известный швейцарский педагог И. Песталоцци в начале Х1Х века связал педагогику с психологией в концепции развивающего обучения. Таким образом, успех в применении технологий обучения человека оказался - в рамках современной педагогики - связанным с успехом в описании психологией взаимоотношения неизменного и изменяемого в человеке.
Педагогика является самым ярким примером области человеческой жизни, где психология применяется чрезвычайно широко и массировано. По этой причине далее мы рассмотрим в качестве примера именно эту, прикладную для психологии область.
По мере развития человечества все более настоятельно необходимым становилось построение таких теорий личности, которые, с одной стороны, были бы достаточно легко реализуемы в плане определения характеристик реального человека и, с другой стороны, ориентированы на решение вполне определенных прикладных задач.
Настоящий бум в построении теорий личности начался в начале ХХ века и усилился к концу ХХ века. Вместе с тем, полученные результаты, как это водится в практике наук о природе Человека, немедленно абсолютизировались и тут же применялись для решения прикладных задач.
Наиболее распространенные области применения теорий личности - это психотерапия, психическая коррекция, обучение и воспитание (то есть собственно педагогика). Как правило, на базе наиболее глубоких психологических теорий человека быстро формировались опирающиеся на них концепции обучения.
***
Происходило это по следующей причине. Задачей обучения является подготовка молодого поколения к социальной жизни (см. главу 7). Для этого, в рамках рыночной экономики, необходимо развивать в максимальной степени наиболее сильные стороны личности, - не упуская при этом возможности защитить "слабые" (в том или ином плане) стороны той же личности. В рамках плановой экономики на передний план выходила несколько другая задача - воспитание в некотором роде "универсальных", "взаимозаменяемых" личностей, "одинаковых" в том или ином смысле.
Поэтому в рамках стран с разной экономикой сформировались как бы две разные психолого-педагогические школы. Они образуют своего рода два разных полюса в концепциях образования.
Одна - преимущественно базирующая на развитые индустриальные страны - опирается, фактически, на концепцию индивидуализации: обучения и воспитания Индивидуальности, Личности, Персоны, отличающейся от других. В учебном процессе основное внимание уделяется именно аспектам, которые призваны обеспечить это отличие. Вследствие этого педагогические методики опираются на психологические концепции, которые можно охарактеризовать как "теория индивидуальности", теория дифференциации, поиска отличий одного человека от другого. В качестве результата обучения принимается, что человек должен обрести самостоятельность, социальную ответственность и обладать комплексом отличий, позволяющих в результате ему предлагать на рынке специфический товар. Например, это трансформируется в лозунги типа "быть лучшим", а поддержание высокого уровня мотивации осуществляется (на социальном уровне) повышенным вниманием средств массовой коммуникации к "знаменитостям", "исключительностям", "удачникам и счастливцам". Наиболее ярко (и, в значительной мере гипертрофированно) это имеет место в США.
Несмотря на несомненные успехи, вследствие гипертрофического акцента только на развитие индивидуальности задача осуществления социализации каждого человека в рамках такого подхода остается нерешенной. Многие молодые люди, еще находясь в рамках средней школы, получают психологическую травму, полагая себя "неудачниками". В результате это приводит к возрастанию уровня расслоения общества, причем "неудачники" являются достаточно агрессивной и маргинальной частью общества.
В рамках плановой экономики, преимущественно в советской педагогике, накоплен огромный материал по обучению и воспитаю коллективных сторон человека. Ориентация процесса обучения ("социальных заказ") на подготовку "универсальных и взаимозаменяемых" социальных единиц для общества привел к тому, что во главу процесса обучения и, главное, воспитания, оказался поставленным коллектив. Воспитанию именно коллективистских аспектов социальной жизни уделялось преимущественное внимание. Достаточно вспомнить практику прикрепления лучших учеников к отстающим, совместные мероприятия, обязательность цепочки "октябрята - пионеры - комсомольцы". Обучение структурировалось вокруг предметов преимущественно естественнонаучного цикла. Широкая сеть ВНЕ-школьных образовательных учреждений - музыкальные школы, Дома Пионеров (кружковая работа) приучали человека к участию в коллективной деятельности.
В результате, в рамках советской коллективисткой педагогики выпускался человек, подготовленный к функционированию в рамках плановой экономики, к функционированию в рамках групповой деятельности. Однако вследствие гипертрофии обучения и воспитания коллективных аспектов, человек, прошедший такое обучение, часто был безынициативным, непредприимчивым, несамостоятельным. При таком способе обучения угнеталась индивидуальность человека.
Какой способ обучения лучше? - такой вопрос является бессмысленным. И тот, и другой способы обучения, по сути, никогда не существовали "в чистом виде". И в развитых странах уделялось внимание воспитанию и обучению коллективистским аспектам (однако с акцентом на "равных себе"), и в рамках советской педагогики развивалась индивидуальность молодого человека (например, физ-мат школы).
Для решения задачи социализации нового поколения необходимы оба аспекта в обучении - и индивидуальный, и коллективный. Однако их соотношение определяется не в рамках педагогики, а как теми задачами, которые ставит перед молодым поколением общество, так и степенью развития теории современной личности.
***
Для того, чтобы оптимальным образом решать педагогические задачи, как следует из вышесказанного, нужно иметь способы описания как индивидуальных характеристик личности, так и ее коллективистских черт.
В начале ХХ века в психологии появился целый ряд концепций личности. В это время внимание исследователей было поглощено преимущественно вопросами построения типологий и классификаций человека. В этом нашло отражение существовавшее в конце ХIХ - начале ХХ веков общественное внимание к коллективным, социальным сторонам жизни отдельного человека. Появление конвейера, широкое развитие производства, основанного на разделении труда, а также распространение марксистской философии - все это привело к тому, что исследователь поневоле оказывался "втянут" в определенную парадигму, имел определенную изначальную, априорную точку зрения. Сыграло роль, конечно, и то обстоятельство, что психология только начинала путь своего становления, и проблема классификации явлений - в том числе и классификации людей и психологических эффектов - являлась центральной для формирования понятийного аппарата психологии. Появление первых психологических терапевтических методик также требовало фиксации определенных характеристик пациента.
Таким образом, в первой половине ХХ века теории личности оказывались во многом тесно связанными с типологиями личности. Часто использовались также названия типология характера или темперамента. В дальнейшем в нашей книге мы используем термин "типологии личности" для таких психологических типологий человека.
Решающее значение при построении типологии личности человека приобретал выбор тех или иных параметров, которые служили как бы "маркерами типа". Следует подчеркнуть, что никогда эти маркеры не выбирались исходя только из психологических особенностей человека, - но всегда в качестве таковых использовалось - в то или иной мере - описание проявлений деятельности, проявлений активности человека. Проявления активности в семье, обучении, на производстве, в социальной среде. Таким образом, фактически, строились не психологические концепции и теории личности в строгом смысле слова, - а типологии проявлений деятельности человека в том или ином интерьере.
Подведем итоги:
Теория личности как целостная концепция человека существует только в рамках психологии.
Таких концепций, как мы будем видеть уже в следующем параграфе, сегодня имеется достаточно много. Число разных существующих - и применяемых на практике! - теорий личности приближается к двум десяткам!