9.2. Воспитание

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85  87 

 

Задача педагогики - обеспечить социализацию нового поколения для продолжения существования общества.

Но это означает, что вступающему в жизнь индивиду необходимо дать знания, умения и навыки, необходимые для его социальной жизни, - то есть для его успешной деятельности в составе социальных групп, в обществе.

Эта сторона социализации молодого поколения решается в педагогике в рамках воспитания.

(Отметим, что, вследствие этого, преподавание Социальных Технологий уже в рамках средней общеобразовательной школы представляется обязательным. Подробнее об этом - в последнем разделе настоящей книги.)

Мы не будем рассматривать весь комплекс проблем, возникающих в воспитании. Многие из них рассмотрен в других главах этой книги.

Например, для успешной социализации ребенку необходимо помочь в успешном преодолении конфликтов, возникающих на соответствующих стадиях его психосоциального развития - это сторона достаточно подробно описана нами в параграфе 6.4.

***

Итак, рассмотрим общую структуру описания взаимодействия "преподаватель - учащийся".

И преподаватель, и учащийся имеют, в общем случае, разные типы 2АИА. Для одного из них - а именно для учащегося - процесс обучения сопряжен в новыми знаниями и новой для него деятельностью. Следовательно, для учащегося это будет совместная деятельность в новых условиях. Но это как раз те условия, при которых и проявляются интертипные отношения, описанные в главе 3!

Мы не будем подробно останавливаться на описании всех возможных ситуаций - здесь необходимо учитывать и интерьер, и возраст учащихся, и используемые преподавателем методики обучения, и многое другое.

Мы только подчеркнем, что часто преподаватель, "ориентируясь на себя" (то есть на свой тип 2АИА!), приписывает учащемуся совершенно несвойственные ему мотивировки, предваряющие той или иной его поступок. И, соответственно, по этой причине преподаватель реагирует на них неадекватно! Совершенно аналогично, при выборе методик и технологий воспитания преподаватель ориентируется опять-таки "на себя самого", и поэтому трудно ожидать успеха от таких воспитательных технологий!

Оптимальная для данного конкретного учащегося технология воспитания должна - в обязательном порядке! - учитывать такие составляющие:

Конкретный интерьер, в котором происходит деятельность учащегося и преподавателя. Например, обучение в специализированной школе предполагает наличие мотивировки к более глубокому обучению выделенным предметам, что, безусловно, сказывается на технологиях воспитания.

Тип 2АИА для учащегося. Например, учащийся, в зависимости от своего типа 2АИА, "видит и замечает" часто совершенно разные поступки как свои собственные, так и других. К тому же, в зависимости от "сильных" и "слабых" (по отношению к социальной жизни) сторон типа 2АИА для учащегося и методики воздействия на него должны быть часто прямо противоположными!

Тип 2АИА для преподавателя. Здесь есть две составляющие. Во-первых, в зависимости от соотношения типов "преподаватель - учащийся" между ними устанавливаются специфические интертипные отношения. Во-вторых, "воспитательный арсенал" самого преподавателя определяется его типом! Те "воспитательные методики", которые опираются на "сильные" (для этого интерьера) стороны преподавателя будут гораздо более эффективны, чем те, которые опираются на его "слабые" стороны.

Наконец, необходимо учитывать еще множество других характеристик не только учащегося и преподавателя, но также и их окружения. Например, пол и возраст обоих, ситуацию в семье (включая и соотношение типов 2АИА в семье), социальное положение в данной школе, городе или деревне, в стране в целом, наличие перспективы для деятельности учащегося после социализации, наличие у преподавателя возможности для освоения новых методик и технологий воспитания, и многое другое. В условиях современной России, как и многих стран СНГ, это часто оказывает решающее влияние.

 

***

Вероятно, первое, что должен сделать преподаватель, это научиться "языку для перевода" деятельности учащегося на понятный для преподавателя язык.

Сделать это можно с использованием аппарата теории 2АИА и Социальных Технологий. В главе 8 это описано применительно к управлению и менеджменту - но, в основных чертах, все это справедливо и для воспитания.

Ведь, в конечном счете, задача воспитания - это управлять учащимся в интерьере получения им набора знаний, умений и навыков, необходимого для успешной его жизни и деятельности в обществе.

Например, мы уже много писали о том, как разнится между собой восприятие мира рациональным и иррациональным типами 2АИА. Как они - часто прямо противоположно! - интерпретируют события и производят свою деятельность. Насколько у них разнонаправлены стремления и цели! Но сколь часто встречается ситуация, когда преподаватель и учащийся имеют разную рациональность!

Поэтому обучение "языку для перевода" между типами 2АИА позволит преподавателю достичь более высокой эффективности при воспитании учащегося.

Система мотивации, самооправдания, взглядов на мир, на свои личные перспективы - все это в весьма значительной степени определяется типом 2АИА для учащегося! Любая воспитательная деятельность преподавателя просто невозможна без правильного (!) понимания этой стороны жизни учащегося. Только зная это, преподаватель будет способен "достучаться" до самой сути учащегося и помочь ему "как друг", добиваясь высокого уровня взаимопонимания. Отметим, что знание основ теории 2АИА и Социальных Технологий учащимся будет существенно помогать этому процессу.

***

В ходе воспитательного процесса чрезвычайно важным является выделить Лидеров - формальных и неформальных - среди коллектива учащихся.

Особенно это важно для средней школы, когда у детей только формируется система социальных норм и стереотипов.

Как правило, неформальные лидеры имеют типы 2АИА, которые либо имеют "преимущества" вследствие специфики того или иного конкретного интерьера, в котором происходит жизнь и деятельность учащихся, либо те типы 2АИА, которые более "выгодно" воспринимаются неструктурированным социумом при нормативной коммуникации (см. параграф 5.4).

Поэтому Социальные Технологии позволяют генерировать ситуации (и помещать в них заданные группы учащихся), при которых произвольный, наперед заданный тип 2АИА может получить "преимущества". Или же - наоборот, оказаться в беспомощном состоянии. Для воспитания в среде подростков это часто имеет принципиальное значение, - особенно для рациональных типов 2АИА, которые чрезвычайно сильно ориентированы "быть как все".

Точно также успешно могут быть синтезированы технологии и методики воздействия на учащегося заданного типа 2АИА через посредство коллектива, а также через "третье лицо" (как другого учащегося, так и взрослого). При этом чрезвычайно важно, что такое "третье лицо" можно - в целях воспитания - использовать "втемную" (естественно, без вреда для этого "третьего лица"). Последнее чрезвычайно важно для привлечения учащихся в процессу воспитания - что позволит им приобрести чрезвычайно важные для них навыки социальной жизни: навыки лидерства, умения убеждать, преодоления своих страхов перед людьми и т.п.

Наконец, сюда же относится класс проблем, которые стоят и перед самим преподавателем. Они обусловлены его типом 2АИА и лежат в области обусловленного его типов восприятия неструктурированных коллективов (в данном случае - коллектива учащихся) в нормативных ситуациях, то есть при нормативной коммуникации. Действительно, преподаватель часто находится и действует в интерьерах, которые для него не являются новыми (в отличие от учащихся!). Поэтому его восприятие как отдельного учащегося, так и групп учащихся в этих случаях будет описываться в рамках развитого в главе 5 аппарата. Это будет важно для преподавателей как для тех типов 2АИА, которые имеют заниженную оценку (например, для них было бы желательно, чтобы класс "в целом" позже реагировал на их вопросы), так и для типов 2АИА с завышенной самооценкой (их будет раздражать "задержка с ответом" у учащихся). Наконец, восприятие преподавателем всего коллектива учащихся (например, класса) как единого целого будет определяться "типным составом" учащихся (см., например, главу 5 и параграф 15.6).

Точно такие же проблемы возникнут и у учащегося: его взаимоотношение с коллективом для ряда ситуаций будет определяться именно нормативным общением.

***

Наконец, напомним, что очень многие вопросы относительно профессиональной ориентации учащегося, а также семейное консультирование родителей могут быть решены в рамках теории 2АИА и Социальных Технологий.

Отношения между членами семьи. Как их наладить? Почему они такие, как есть?

Ребенок. Профессиональное ориентирование ребенка. Какую профессию для него выбрать? Как организовать его учебу? Организация стиля жизни для ребенка в семье.

Специфика становления и развития отношений в семье. Особенно - при появлении новых родственников вследствие заключения брака. Каким образом организовать оптимальную структуру коммуникации?

Как гармонизовать семью? Действительно ли "стерпится - слюбится"?

На эти и многие подобное вопросы ответы находятся в рамках Социальных Технологий.

Как показала практика нашей деятельности, в городах Сибири - а это часто "молодежные" города, бывшие комсомольские стройки - имеется огромный нереализованный запрос как раз в области семейного консультирования.

Приведем несколько примеров, описывающих классы задач, которые решаются в рамках Социальных Технологий.

Пример 1. Описание отношений между типами, различающихся только по дихотомии "рациональный - иррациональный"

Эти отношения можно кратко охарактеризовать как "взаимная остановка" или же "взаимное разрушение сделанного". Каждый из типов требует по своей программной функции - информации по компоненте, которая является обратной (в смысле замены "процесс" на "состояние" или наоборот) творческой компоненте другого! Это приводит к тому, что каждый из коммуникантов всегда недоволен (!) деятельностью другого, всегда подвергает ее критике, всегда требует "невозможного" для другого!

Образно говоря, эти отношения можно охарактеризовать так. Там, где тебе хочется "бежать" - такой тип кричит "Стой!", а там, где ты не можешь не "стоять" - от него идет команда "Только бегом!"... И так - по всем вопросам, и так - по всей совместной деятельности, всегда и во всем, по любому вопросу...

Оба типа различаются только своей рациональностью, - но этого оказывается вполне достаточным для того, чтобы "мирное сосуществование" между ними было практически невозможным!

 Единственное спасение - это "расстояние": реальное удаление друг от друга, душевная отдаленность, регламентированные коммуникации...

Если такие отношения имеют место между родителем и ребенком... И кажется этот ребенок такому родителю - "исчадьем ада", "отравляя жизнь" ему постоянно... Да еще и крайне неприспособленным к жизни! А ребенок - то же думает об этом родителе... И "удалиться на безопасное расстояние" в этих условиях - просто невозможно...

Но вместе с тем "с расстояния" - "издалека" - соответствующий тип кажется чем-то удивительно близким, так как кажется, что его привлекает практически то же самое, что и тебя. Однако насколько же он "другой"! Насколько оба эти типа - "разные"! Когда они описывают одно и то же событие - кажется, что это совершенно разные явления...

Мы наблюдали в нескольких семьях такие отношения как между супругами, так и между родителями и детьми. Они всегда являются крайне стрессирующими и приводят к высокому уровню неудовлетворенности жизнью.

Для супругов можно рекомендовать своего рода "разделение деятельности". Например, вариант "гостевого брака", или же, например, вариант "я дома хозяин, а ты - гость".

Пример 2. Типные проявления при сексуальном контакте.

Дадим такое определение секса: "секс есть управление, которое реализуют два человека над единым объектом - сплетение своих тел - с целью достижения единой цели" (подробнее см. главу 14). В этом смысле Социальные Технологии позволяют выделить комплекс, который может быть назван "сексуальной программой" типа личности. В рамках такой постановки задачи Социальные Технологии дают ответ на вопрос, например, о совпадении сексуальных программ реальных людей.

Несколько случаев из нашей практики.

Нами наблюдалось две супружеские пары с соотношение типов СЭЭ и ЭСЭ. В одном случае первый тип имел мужчина, во втором - женщина. В обоих случаях картина аналогична: имеется ярко выраженное сексуальное неудовлетворение своим партнером. (В одном из случаев положение демпфируется тем, что имеет место так называемый "гостевой брак": партнеры живут в разных городах и навещают друг друга 1 раз в 1-2 недели, причем контакт длится не более 1-2 дня.)

Женщина, имеющая тип СЭЭ, образно описала свой 27-летний сексуальный опыт таким словами: "Он иногда одним своим словом убивает во мне всякое желание [сексуального контакта]".

В рамках теории 2АИА нетрудно показать, что всего имеется 8 разных сексуальных программ - соответственно числу дуальных пар. Постоянный сексуальный контакт с лицом, обладающей другой сексуальной программой, может привести к сильному стрессу.

Например, нами наблюдался случай, когда мужа (имеющего тип личности СЭЭ) жена (имеющая тип ЭСИ) едва не довела до нервного заболевания. Для типа СЭЭ  характерно постоянное повышенное желание сексуального контакта, тогда как для типа ЭСИ характерен "вспышечный" тип сексуальной активности, когда полосы воздержания достигают нескольких недель и даже месяцев. Жена, исходя из своей сексуальной программы и пользуясь психолого-педагогической наукой (она была воспитателем детских дошкольных учреждений) "доказывала" своему мужу, что его постоянное желание сексуального контакта - "это патология". В результате муж впал в жесточайшую депрессию...

***

В заключение распишем один пример типичной ситуации - процедурный блок, на которые может быть разбит процесс воспитания. Другие примеры типичных ситуаций читатель может сгенерировать самостоятельно, рассматривая это как задание для самостоятельной проработки материала. В частности, аналогично можно расписать подобное для учителя.

Я и мое поведение (по поводу учебы).

Как мне вести себя на уроках? (Отвлекаться, разговаривать, слушать, записывать, что именно записывать, ...)

Как мне готовиться к ответам? (Писать конспект, рассказывать своими словами, и т.п., включая психологическую устойчивость  и техники самоуспокоения.)

Как мое поведение воспринимает учитель? ("Ну не могу я сдержать свое восхищение тем, что я понял" - радость свою мне нужно разделить с другими!) Как ему объяснить, что я не нарочно?!

.

 

Задача педагогики - обеспечить социализацию нового поколения для продолжения существования общества.

Но это означает, что вступающему в жизнь индивиду необходимо дать знания, умения и навыки, необходимые для его социальной жизни, - то есть для его успешной деятельности в составе социальных групп, в обществе.

Эта сторона социализации молодого поколения решается в педагогике в рамках воспитания.

(Отметим, что, вследствие этого, преподавание Социальных Технологий уже в рамках средней общеобразовательной школы представляется обязательным. Подробнее об этом - в последнем разделе настоящей книги.)

Мы не будем рассматривать весь комплекс проблем, возникающих в воспитании. Многие из них рассмотрен в других главах этой книги.

Например, для успешной социализации ребенку необходимо помочь в успешном преодолении конфликтов, возникающих на соответствующих стадиях его психосоциального развития - это сторона достаточно подробно описана нами в параграфе 6.4.

***

Итак, рассмотрим общую структуру описания взаимодействия "преподаватель - учащийся".

И преподаватель, и учащийся имеют, в общем случае, разные типы 2АИА. Для одного из них - а именно для учащегося - процесс обучения сопряжен в новыми знаниями и новой для него деятельностью. Следовательно, для учащегося это будет совместная деятельность в новых условиях. Но это как раз те условия, при которых и проявляются интертипные отношения, описанные в главе 3!

Мы не будем подробно останавливаться на описании всех возможных ситуаций - здесь необходимо учитывать и интерьер, и возраст учащихся, и используемые преподавателем методики обучения, и многое другое.

Мы только подчеркнем, что часто преподаватель, "ориентируясь на себя" (то есть на свой тип 2АИА!), приписывает учащемуся совершенно несвойственные ему мотивировки, предваряющие той или иной его поступок. И, соответственно, по этой причине преподаватель реагирует на них неадекватно! Совершенно аналогично, при выборе методик и технологий воспитания преподаватель ориентируется опять-таки "на себя самого", и поэтому трудно ожидать успеха от таких воспитательных технологий!

Оптимальная для данного конкретного учащегося технология воспитания должна - в обязательном порядке! - учитывать такие составляющие:

Конкретный интерьер, в котором происходит деятельность учащегося и преподавателя. Например, обучение в специализированной школе предполагает наличие мотивировки к более глубокому обучению выделенным предметам, что, безусловно, сказывается на технологиях воспитания.

Тип 2АИА для учащегося. Например, учащийся, в зависимости от своего типа 2АИА, "видит и замечает" часто совершенно разные поступки как свои собственные, так и других. К тому же, в зависимости от "сильных" и "слабых" (по отношению к социальной жизни) сторон типа 2АИА для учащегося и методики воздействия на него должны быть часто прямо противоположными!

Тип 2АИА для преподавателя. Здесь есть две составляющие. Во-первых, в зависимости от соотношения типов "преподаватель - учащийся" между ними устанавливаются специфические интертипные отношения. Во-вторых, "воспитательный арсенал" самого преподавателя определяется его типом! Те "воспитательные методики", которые опираются на "сильные" (для этого интерьера) стороны преподавателя будут гораздо более эффективны, чем те, которые опираются на его "слабые" стороны.

Наконец, необходимо учитывать еще множество других характеристик не только учащегося и преподавателя, но также и их окружения. Например, пол и возраст обоих, ситуацию в семье (включая и соотношение типов 2АИА в семье), социальное положение в данной школе, городе или деревне, в стране в целом, наличие перспективы для деятельности учащегося после социализации, наличие у преподавателя возможности для освоения новых методик и технологий воспитания, и многое другое. В условиях современной России, как и многих стран СНГ, это часто оказывает решающее влияние.

 

***

Вероятно, первое, что должен сделать преподаватель, это научиться "языку для перевода" деятельности учащегося на понятный для преподавателя язык.

Сделать это можно с использованием аппарата теории 2АИА и Социальных Технологий. В главе 8 это описано применительно к управлению и менеджменту - но, в основных чертах, все это справедливо и для воспитания.

Ведь, в конечном счете, задача воспитания - это управлять учащимся в интерьере получения им набора знаний, умений и навыков, необходимого для успешной его жизни и деятельности в обществе.

Например, мы уже много писали о том, как разнится между собой восприятие мира рациональным и иррациональным типами 2АИА. Как они - часто прямо противоположно! - интерпретируют события и производят свою деятельность. Насколько у них разнонаправлены стремления и цели! Но сколь часто встречается ситуация, когда преподаватель и учащийся имеют разную рациональность!

Поэтому обучение "языку для перевода" между типами 2АИА позволит преподавателю достичь более высокой эффективности при воспитании учащегося.

Система мотивации, самооправдания, взглядов на мир, на свои личные перспективы - все это в весьма значительной степени определяется типом 2АИА для учащегося! Любая воспитательная деятельность преподавателя просто невозможна без правильного (!) понимания этой стороны жизни учащегося. Только зная это, преподаватель будет способен "достучаться" до самой сути учащегося и помочь ему "как друг", добиваясь высокого уровня взаимопонимания. Отметим, что знание основ теории 2АИА и Социальных Технологий учащимся будет существенно помогать этому процессу.

***

В ходе воспитательного процесса чрезвычайно важным является выделить Лидеров - формальных и неформальных - среди коллектива учащихся.

Особенно это важно для средней школы, когда у детей только формируется система социальных норм и стереотипов.

Как правило, неформальные лидеры имеют типы 2АИА, которые либо имеют "преимущества" вследствие специфики того или иного конкретного интерьера, в котором происходит жизнь и деятельность учащихся, либо те типы 2АИА, которые более "выгодно" воспринимаются неструктурированным социумом при нормативной коммуникации (см. параграф 5.4).

Поэтому Социальные Технологии позволяют генерировать ситуации (и помещать в них заданные группы учащихся), при которых произвольный, наперед заданный тип 2АИА может получить "преимущества". Или же - наоборот, оказаться в беспомощном состоянии. Для воспитания в среде подростков это часто имеет принципиальное значение, - особенно для рациональных типов 2АИА, которые чрезвычайно сильно ориентированы "быть как все".

Точно также успешно могут быть синтезированы технологии и методики воздействия на учащегося заданного типа 2АИА через посредство коллектива, а также через "третье лицо" (как другого учащегося, так и взрослого). При этом чрезвычайно важно, что такое "третье лицо" можно - в целях воспитания - использовать "втемную" (естественно, без вреда для этого "третьего лица"). Последнее чрезвычайно важно для привлечения учащихся в процессу воспитания - что позволит им приобрести чрезвычайно важные для них навыки социальной жизни: навыки лидерства, умения убеждать, преодоления своих страхов перед людьми и т.п.

Наконец, сюда же относится класс проблем, которые стоят и перед самим преподавателем. Они обусловлены его типом 2АИА и лежат в области обусловленного его типов восприятия неструктурированных коллективов (в данном случае - коллектива учащихся) в нормативных ситуациях, то есть при нормативной коммуникации. Действительно, преподаватель часто находится и действует в интерьерах, которые для него не являются новыми (в отличие от учащихся!). Поэтому его восприятие как отдельного учащегося, так и групп учащихся в этих случаях будет описываться в рамках развитого в главе 5 аппарата. Это будет важно для преподавателей как для тех типов 2АИА, которые имеют заниженную оценку (например, для них было бы желательно, чтобы класс "в целом" позже реагировал на их вопросы), так и для типов 2АИА с завышенной самооценкой (их будет раздражать "задержка с ответом" у учащихся). Наконец, восприятие преподавателем всего коллектива учащихся (например, класса) как единого целого будет определяться "типным составом" учащихся (см., например, главу 5 и параграф 15.6).

Точно такие же проблемы возникнут и у учащегося: его взаимоотношение с коллективом для ряда ситуаций будет определяться именно нормативным общением.

***

Наконец, напомним, что очень многие вопросы относительно профессиональной ориентации учащегося, а также семейное консультирование родителей могут быть решены в рамках теории 2АИА и Социальных Технологий.

Отношения между членами семьи. Как их наладить? Почему они такие, как есть?

Ребенок. Профессиональное ориентирование ребенка. Какую профессию для него выбрать? Как организовать его учебу? Организация стиля жизни для ребенка в семье.

Специфика становления и развития отношений в семье. Особенно - при появлении новых родственников вследствие заключения брака. Каким образом организовать оптимальную структуру коммуникации?

Как гармонизовать семью? Действительно ли "стерпится - слюбится"?

На эти и многие подобное вопросы ответы находятся в рамках Социальных Технологий.

Как показала практика нашей деятельности, в городах Сибири - а это часто "молодежные" города, бывшие комсомольские стройки - имеется огромный нереализованный запрос как раз в области семейного консультирования.

Приведем несколько примеров, описывающих классы задач, которые решаются в рамках Социальных Технологий.

Пример 1. Описание отношений между типами, различающихся только по дихотомии "рациональный - иррациональный"

Эти отношения можно кратко охарактеризовать как "взаимная остановка" или же "взаимное разрушение сделанного". Каждый из типов требует по своей программной функции - информации по компоненте, которая является обратной (в смысле замены "процесс" на "состояние" или наоборот) творческой компоненте другого! Это приводит к тому, что каждый из коммуникантов всегда недоволен (!) деятельностью другого, всегда подвергает ее критике, всегда требует "невозможного" для другого!

Образно говоря, эти отношения можно охарактеризовать так. Там, где тебе хочется "бежать" - такой тип кричит "Стой!", а там, где ты не можешь не "стоять" - от него идет команда "Только бегом!"... И так - по всем вопросам, и так - по всей совместной деятельности, всегда и во всем, по любому вопросу...

Оба типа различаются только своей рациональностью, - но этого оказывается вполне достаточным для того, чтобы "мирное сосуществование" между ними было практически невозможным!

 Единственное спасение - это "расстояние": реальное удаление друг от друга, душевная отдаленность, регламентированные коммуникации...

Если такие отношения имеют место между родителем и ребенком... И кажется этот ребенок такому родителю - "исчадьем ада", "отравляя жизнь" ему постоянно... Да еще и крайне неприспособленным к жизни! А ребенок - то же думает об этом родителе... И "удалиться на безопасное расстояние" в этих условиях - просто невозможно...

Но вместе с тем "с расстояния" - "издалека" - соответствующий тип кажется чем-то удивительно близким, так как кажется, что его привлекает практически то же самое, что и тебя. Однако насколько же он "другой"! Насколько оба эти типа - "разные"! Когда они описывают одно и то же событие - кажется, что это совершенно разные явления...

Мы наблюдали в нескольких семьях такие отношения как между супругами, так и между родителями и детьми. Они всегда являются крайне стрессирующими и приводят к высокому уровню неудовлетворенности жизнью.

Для супругов можно рекомендовать своего рода "разделение деятельности". Например, вариант "гостевого брака", или же, например, вариант "я дома хозяин, а ты - гость".

Пример 2. Типные проявления при сексуальном контакте.

Дадим такое определение секса: "секс есть управление, которое реализуют два человека над единым объектом - сплетение своих тел - с целью достижения единой цели" (подробнее см. главу 14). В этом смысле Социальные Технологии позволяют выделить комплекс, который может быть назван "сексуальной программой" типа личности. В рамках такой постановки задачи Социальные Технологии дают ответ на вопрос, например, о совпадении сексуальных программ реальных людей.

Несколько случаев из нашей практики.

Нами наблюдалось две супружеские пары с соотношение типов СЭЭ и ЭСЭ. В одном случае первый тип имел мужчина, во втором - женщина. В обоих случаях картина аналогична: имеется ярко выраженное сексуальное неудовлетворение своим партнером. (В одном из случаев положение демпфируется тем, что имеет место так называемый "гостевой брак": партнеры живут в разных городах и навещают друг друга 1 раз в 1-2 недели, причем контакт длится не более 1-2 дня.)

Женщина, имеющая тип СЭЭ, образно описала свой 27-летний сексуальный опыт таким словами: "Он иногда одним своим словом убивает во мне всякое желание [сексуального контакта]".

В рамках теории 2АИА нетрудно показать, что всего имеется 8 разных сексуальных программ - соответственно числу дуальных пар. Постоянный сексуальный контакт с лицом, обладающей другой сексуальной программой, может привести к сильному стрессу.

Например, нами наблюдался случай, когда мужа (имеющего тип личности СЭЭ) жена (имеющая тип ЭСИ) едва не довела до нервного заболевания. Для типа СЭЭ  характерно постоянное повышенное желание сексуального контакта, тогда как для типа ЭСИ характерен "вспышечный" тип сексуальной активности, когда полосы воздержания достигают нескольких недель и даже месяцев. Жена, исходя из своей сексуальной программы и пользуясь психолого-педагогической наукой (она была воспитателем детских дошкольных учреждений) "доказывала" своему мужу, что его постоянное желание сексуального контакта - "это патология". В результате муж впал в жесточайшую депрессию...

***

В заключение распишем один пример типичной ситуации - процедурный блок, на которые может быть разбит процесс воспитания. Другие примеры типичных ситуаций читатель может сгенерировать самостоятельно, рассматривая это как задание для самостоятельной проработки материала. В частности, аналогично можно расписать подобное для учителя.

Я и мое поведение (по поводу учебы).

Как мне вести себя на уроках? (Отвлекаться, разговаривать, слушать, записывать, что именно записывать, ...)

Как мне готовиться к ответам? (Писать конспект, рассказывать своими словами, и т.п., включая психологическую устойчивость  и техники самоуспокоения.)

Как мое поведение воспринимает учитель? ("Ну не могу я сдержать свое восхищение тем, что я понял" - радость свою мне нужно разделить с другими!) Как ему объяснить, что я не нарочно?!

.