7.3."Доевропейские" социокоды: лично-именной и профессионально-именной.

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42  44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85  87 

 

Приведем примеры классификации обществ с помощью развитой системы терминов.

Начнем с описания тех социокодов, которые существовали - с теми или иными модификациями - на протяжении всей истории Человечества. Некоторые аспекты влияния природной среды на процесс формирования социокодов рассмотрен в главе 16.

Лично-именной социокод

Первый социокод, который, собственно, и выделил Человека из огромного множества животных, сформировался еще в родо-племеном обществе.

Его можно назвать лично-именным (или первобытным) социокодом.

В его основе лежит имя-адрес, которое является одновременно также и ячейкой фрагментирования знания. Оно же играет роль знака, включающего индивида в социальность.

Для этого социокода характерно наличие постоянной и неизменной ("вечной") группы имен, с которыми сцеплены частные программы действий в типизированных ситуациях коллективной деятельности.

Вследствие этого человек в лично-именном социуме последовательно - путем инициации - приобретает три разные имени. Первое он приобретает при рождении, - и его задача состоит в послушании, набирании сил и обучении. Второе - при инициации вступления во взрослую жизнь, когда его задачей становится коллективная деятельность в составе социальных групп. Третье - когда он становится "старейшиной", и он сам переходит уже к профессии учителя.

Сам процесс инициации (посвящения) заключается в программировании (трансляции) социальной роли и обязанностей индивида, вводя в него (присваивая ему) текст имени.

Естественно, объем знания, который может быть транслирован таким образом, является чрезвычайно малым. Фактически, он состоит из весьма небольшого количества интерьеров и весьма ограниченного набора программ. Из-за этого индивид получается чрезвычайно "специализированным", ориентированным на жизнь в весьма частных, весьма определенных условиях. По этой же причине отдельно взятым человеком мир не столько переживается, сколько принимается как данность. Ограниченный набор способов проявления своей активности в мире делает весьма затруднительной не только проявление, но даже и осознание своих рефлексий и переживаний. Можно также отметить, что глубина проекций у представителя такого социума чрезвычайно мала и чрезвычайно специализирована. Интересно, что можно увидеть, что в данном случае успешно реализована идея "новояза" из Оруэлловского романа "1984".

Трансляционный механизм таких обществ - это ритуалы посвящения. Они достаточно подробно описаны исследователями, чаще всего - этнографами.

Относительно же механизма трансмутации - здесь ясности значительно меньше. Однако характерные черты все же выделяются. В лично-именном социуме трансмутация возможна только единственным путем - путем умножения имен. То есть - путем появления нового имени (или модификации смысла старого). Сама же трансмутация является отклонением (случайным или намеренным) - сбоем, допущенным индивидом в процессе деятельности. Если такое отклонение привело к успеху - его публикуют: воссоздают (имитируют) в деталях ситуацию, приведшую к успеху, и особенно подчеркивают роль новации. Закрепляют такую публикацию обычно пиршеством.

Количество имен лимитировано объемом памяти старейшин - поэтому весь пафос такой публикации новации ориентирован именно на них. Если публикация удалась, если она повторяется достаточно часто - у нее есть все шансы закрепиться в составе какого-то имени.

Таким образом, для лично-именного социокода характерен высокий уровень неизменности, повторяемости и цикличности, который без изменений может длиться тысячелетиями. В таком социуме, очевидно, практически нет места для индивидуально-личностных проявлений человека. Фактически, здесь даже нет самого понятия "личность"... Да, собственно, здесь практически отсутствует возможность и для самого появления теоретического знания.

При лично-именной системе кодирования механизмы самоорганизации людей в социуме и построение иерархических пирамид управления отсутствуют. Говоря языком информатики, здесь имеется такая цепочка "равенств": индивид = одно имя = один интерьер = один набора правил и социальных норм.

Профессионально-именной (традиционный) социокод

Если мы откажемся от правила, когда в одно имя кодируется только один индивид, и допустим возможность массового программирования индивидов в одно имя, - мы получим профессионально-именной (или традиционный) социокод общества.

Здесь мы уже выходим за пределы объема знаний, который имел место ввиду ограниченной коллективной памяти старцев.

Появление такого способа кодирования стало возможным в силу двух обстоятельств. Во-первых, возросла доля индивидуальных действий в ущерб действиям коллективным, - произошло это вследствие роста технологий и появления сложных орудий при земледелии. Во-вторых, появился такой мощный, емкий и эффективный механизм трансляции как семья. В нем подрастающее поколение обучается путем прямого подключения к практической деятельности старших. Срабатывает метод "делай как я".

Наличие семьи позволяет разделить структуру социальной памяти. Одна ее часть оформляется в виде текстов, фиксирующих ее в знаке, - так сказать оперативная память. Другая ее часть - "семейная", неформальная, которая основана на подражательной деятельности и не требует такого перевода.

Фактически это совпало с переходом к земледелию, когда человек опустился вниз в использовании трофических (пищевых) экологических цепей.

Действительно: земледелие дает огромный набор сравнимых интерьеров, в которых каждый индивид "делает одно и то же" и всегда может воспользоваться текстом деятельности коллеги по профессии, - поскольку такие тексты идентичны.

Однако рост "индивидуализации" должен был также породить механизм "коллективизации", чтобы не была потеряна единая цель для общества.

Поэтому произошла функциональная переориентация имени. Оно получило дополнительную нагрузку и приобрело определенную двойственность. Во-первых, имя программирует некую массу индивидов в деятельность, удерживая текст имени в рамках информационной вместимости индивида и изолируя его от текстов других имен. Во-вторых, оно экстралингвистическим способом, опираясь на идею о кровнородственных связях, приводит массу программируемых им индивидов к единству общественной социально необходимой деятельности.

Таким образом, имя - знак - становится символом, приобретает "вечность".

Практически это оформилось в виде имени Бога-покровителя данной профессии.

Итак, переход к земледелию породил необходимость массового выполнения людьми одного и того же текста - фрагмента знания, погруженного в сходный интерьер.

Появление земледелия привело к необходимости появления других профессий: ремесла, управления, защиты. Чрезвычайно интересно, что между численным составом их представителей наблюдается довольно строгие количественные соотношения. Численность лиц других профессий полностью определяется возможностью земледелия отчуждать часть своего продукта на нужды других профессий.

Например, доля отчуждаемого земледельческого продукта в традиционных обществах не может превышать 15-20% от произведенного. Только в особо благоприятных для земледелия условиях она может быть повышена.

Итак, в обществе с профессионально-именным типом кодирования 80% населения заняты в земледелии (где также может быть распределение по профессиям), а оставшиеся 20% населения распределены по всем остальным профессиям, с земледелием не связанных.

Опишем, как происходят механизмы трансляции и трансмутации при профессионально-именном типе социокола.

Институт трансляции сведен к семье - принадлежностью к ней задается и профессия, и определяется цель и смысл жизни индивида. Принадлежностью индивида к семье оказывается также закреплены как системы связей индивида с другими индивидами (прежде всего в области профессиональных взаимоотношений), так и системы обмена ресурсами между разными индивидами (прежде всего выражающиеся в виде фиксации платы за оказанные услуги). Интересно, что обе эти матрицы практически не зависят от качества и количества оказываемых услуг!

Процесс трансмутации в таком обществе может идти по двум основным направлениям.

Первое - преемственное повышение стандартной профессиональной деятельности путем некоей системы отбора (селективности). Этот путь трансмутации выгоден прежде всего профессионалу, так как снижает затраты ресурсов и усилий. Ввиду наличия чрезвычайно жестких связей с потребителями, он может быть выражен только в виде того, что мы сейчас привыкли называть термином "рационализация" - то есть улучшения, не затрагивающие сути предмета и сводящиеся в основном к некоторым незначительным новациям в процессе его изготовления.

В области технического воплощения процесса трансмутации - профессия требует от новатора мифа. Точнее - его изменения. Схема: Бог (миф) - посредник (новатор) - человек (профессионал, любой представитель профессии) является своего рода теорией познания (теорией трансмутации) для этой этого социокода.

Учитывая однонаправленность механизма трансляции - передачи знаний - для этого вида процесса трансмутации моно выделить такие характерные черты:

Текст профессии (текст имени профессионального Бога-покровителя) всегда открыт для новых наращиваний мифами, так как трансляция через семейный контакт поколений постоянно его "опустошает".

Семья обладает свойством "забывания", что позволяет удерживать фрагмент знания - текст профессии - в пределах информационной вместимости индивида.

Внешняя (в других семьях - потребителях продукта) фиксация продукта профессиональной деятельности ограничивает процесс трансмутации только рационализаторским наполнением.

Забывающая свойство семейной трансляции создает эффект "разрыва с прошлым": однажды выброшенный фрагмент текста не может быть восстановлен, "профессия не может быть восстановлена".

Последнее напоминает известные фразы и "старых мудрых предках", "утерянном сокровенном знании" и т.п.? Это именно оно и есть!

Примеры таких обществ - Египет, Индия, Китай. Как видно, эти два типа социокодов - лично-именной (первобытный) и профессионально-именной (традиционный) - ориентированы на тысячелетнюю неизменность. Чрезвычайно интересно, что в тоталитарных режимах - прежде всего в фашистском и коммунистическом - наблюдается явная тенденция к откату к профессионально-именному типу социокода. А, в идеале - в виде коммунизма, "светлого нового  мира", "общества новояза" - и к лично-именному кодированию.

Второй тип трансмутации - это увеличение объема транслируемого обществом знания через увеличение числа профессий (то есть через увеличение емкости социокода). Этот путь трансмутации направлен на переделку самой матрицы фрагментирования знания за счет включения в нее новых профессий.

В конечном счете, для трансмутации в рамках традиционного социокода возможны такие каналы:

Трансмутация - рационализация.

Трансмутация - распочкование профессий.

Трансмутация - заимствование группы навыков с возможным распочкованием профессий.

Трансмутация - заимствование через длительное сосуществование этнически и культурно инородных общностей.

Важно подчеркнуть то обстоятельство, что общество, устроенное по традиционному социокоду, оказывается весьма специализированным и может существовать только внутри достаточно узкой области изменчивости внешних условий. При сколь-нибудь значительном и быстром изменении внешних условий такое общество погибает. Впрочем, это касается в основном тех 20% процентов, которые и составляют профессиональную надстройку над земледелием.

Таким образом, иерархичность традиционного социокода является "застывшей", узко-специализированной на определенные внешние условия (прежде всего- природные и климатические).

Нам представляется весьма показательным следующий пример. Чрезвычайно перенаселенный Китай всегда имел рядом бескрайние просторы Сибири. Однако миграционных потоков - не наблюдалось. Даже тогда, когда Китай был завоеван монголами, и Китай и Сибирь составляли по сути единую страну. Традиционное общество, ориентированное на поливное земледелие, просто не могло выжить в специфических условиях таежной Сибири.

Что же касается личности - она уже получает некоторую свободу, для нее допускается наличие известной доли "индивидуальности". Конечно же, - в "дозволенных" пределах. Самое страшное для человека в таком обществе - это "потерять лицо", то есть оказаться выброшенным за пределы профессии, а вместе с ней и из матрицы коммуникаций и распределения ресурсов.

В рамках традиционного общества механизмы иерархического построения жестко закреплены в структуру самого общества, и практически не предоставляют возможности к самоорганизации людей в иерархические структуры.

Реальность здесь понимается еще в виде знака, хотя на уровне, характеризующем отдельную личность, уже начинают появляться символы. Однако эти символы увязаны не с объективным внешним миром, а с субъективным внутренним миром человека.

В заключение опишем, чего не приемлет традиционный социокод. Во-первых, всего того, что не сводимо к фрагментам знания профессионального имени и не закреплено в нем (все "инородное" просто отрицается). Во-вторых, традиционный социокод не примелет науки. Действительно, обучение "всего понемногу", без того, чтобы достичь практических навыков в изготовлении реальных вещей - это, с точки зрения традиционного социокода, напрасная трата времени. Обладатель "общих знаний и потенциальных умений" не может найти себе место в жестко определенной структуре профессиональных связей и оказывается за бортом такой цивилизации.

 

 

Приведем примеры классификации обществ с помощью развитой системы терминов.

Начнем с описания тех социокодов, которые существовали - с теми или иными модификациями - на протяжении всей истории Человечества. Некоторые аспекты влияния природной среды на процесс формирования социокодов рассмотрен в главе 16.

Лично-именной социокод

Первый социокод, который, собственно, и выделил Человека из огромного множества животных, сформировался еще в родо-племеном обществе.

Его можно назвать лично-именным (или первобытным) социокодом.

В его основе лежит имя-адрес, которое является одновременно также и ячейкой фрагментирования знания. Оно же играет роль знака, включающего индивида в социальность.

Для этого социокода характерно наличие постоянной и неизменной ("вечной") группы имен, с которыми сцеплены частные программы действий в типизированных ситуациях коллективной деятельности.

Вследствие этого человек в лично-именном социуме последовательно - путем инициации - приобретает три разные имени. Первое он приобретает при рождении, - и его задача состоит в послушании, набирании сил и обучении. Второе - при инициации вступления во взрослую жизнь, когда его задачей становится коллективная деятельность в составе социальных групп. Третье - когда он становится "старейшиной", и он сам переходит уже к профессии учителя.

Сам процесс инициации (посвящения) заключается в программировании (трансляции) социальной роли и обязанностей индивида, вводя в него (присваивая ему) текст имени.

Естественно, объем знания, который может быть транслирован таким образом, является чрезвычайно малым. Фактически, он состоит из весьма небольшого количества интерьеров и весьма ограниченного набора программ. Из-за этого индивид получается чрезвычайно "специализированным", ориентированным на жизнь в весьма частных, весьма определенных условиях. По этой же причине отдельно взятым человеком мир не столько переживается, сколько принимается как данность. Ограниченный набор способов проявления своей активности в мире делает весьма затруднительной не только проявление, но даже и осознание своих рефлексий и переживаний. Можно также отметить, что глубина проекций у представителя такого социума чрезвычайно мала и чрезвычайно специализирована. Интересно, что можно увидеть, что в данном случае успешно реализована идея "новояза" из Оруэлловского романа "1984".

Трансляционный механизм таких обществ - это ритуалы посвящения. Они достаточно подробно описаны исследователями, чаще всего - этнографами.

Относительно же механизма трансмутации - здесь ясности значительно меньше. Однако характерные черты все же выделяются. В лично-именном социуме трансмутация возможна только единственным путем - путем умножения имен. То есть - путем появления нового имени (или модификации смысла старого). Сама же трансмутация является отклонением (случайным или намеренным) - сбоем, допущенным индивидом в процессе деятельности. Если такое отклонение привело к успеху - его публикуют: воссоздают (имитируют) в деталях ситуацию, приведшую к успеху, и особенно подчеркивают роль новации. Закрепляют такую публикацию обычно пиршеством.

Количество имен лимитировано объемом памяти старейшин - поэтому весь пафос такой публикации новации ориентирован именно на них. Если публикация удалась, если она повторяется достаточно часто - у нее есть все шансы закрепиться в составе какого-то имени.

Таким образом, для лично-именного социокода характерен высокий уровень неизменности, повторяемости и цикличности, который без изменений может длиться тысячелетиями. В таком социуме, очевидно, практически нет места для индивидуально-личностных проявлений человека. Фактически, здесь даже нет самого понятия "личность"... Да, собственно, здесь практически отсутствует возможность и для самого появления теоретического знания.

При лично-именной системе кодирования механизмы самоорганизации людей в социуме и построение иерархических пирамид управления отсутствуют. Говоря языком информатики, здесь имеется такая цепочка "равенств": индивид = одно имя = один интерьер = один набора правил и социальных норм.

Профессионально-именной (традиционный) социокод

Если мы откажемся от правила, когда в одно имя кодируется только один индивид, и допустим возможность массового программирования индивидов в одно имя, - мы получим профессионально-именной (или традиционный) социокод общества.

Здесь мы уже выходим за пределы объема знаний, который имел место ввиду ограниченной коллективной памяти старцев.

Появление такого способа кодирования стало возможным в силу двух обстоятельств. Во-первых, возросла доля индивидуальных действий в ущерб действиям коллективным, - произошло это вследствие роста технологий и появления сложных орудий при земледелии. Во-вторых, появился такой мощный, емкий и эффективный механизм трансляции как семья. В нем подрастающее поколение обучается путем прямого подключения к практической деятельности старших. Срабатывает метод "делай как я".

Наличие семьи позволяет разделить структуру социальной памяти. Одна ее часть оформляется в виде текстов, фиксирующих ее в знаке, - так сказать оперативная память. Другая ее часть - "семейная", неформальная, которая основана на подражательной деятельности и не требует такого перевода.

Фактически это совпало с переходом к земледелию, когда человек опустился вниз в использовании трофических (пищевых) экологических цепей.

Действительно: земледелие дает огромный набор сравнимых интерьеров, в которых каждый индивид "делает одно и то же" и всегда может воспользоваться текстом деятельности коллеги по профессии, - поскольку такие тексты идентичны.

Однако рост "индивидуализации" должен был также породить механизм "коллективизации", чтобы не была потеряна единая цель для общества.

Поэтому произошла функциональная переориентация имени. Оно получило дополнительную нагрузку и приобрело определенную двойственность. Во-первых, имя программирует некую массу индивидов в деятельность, удерживая текст имени в рамках информационной вместимости индивида и изолируя его от текстов других имен. Во-вторых, оно экстралингвистическим способом, опираясь на идею о кровнородственных связях, приводит массу программируемых им индивидов к единству общественной социально необходимой деятельности.

Таким образом, имя - знак - становится символом, приобретает "вечность".

Практически это оформилось в виде имени Бога-покровителя данной профессии.

Итак, переход к земледелию породил необходимость массового выполнения людьми одного и того же текста - фрагмента знания, погруженного в сходный интерьер.

Появление земледелия привело к необходимости появления других профессий: ремесла, управления, защиты. Чрезвычайно интересно, что между численным составом их представителей наблюдается довольно строгие количественные соотношения. Численность лиц других профессий полностью определяется возможностью земледелия отчуждать часть своего продукта на нужды других профессий.

Например, доля отчуждаемого земледельческого продукта в традиционных обществах не может превышать 15-20% от произведенного. Только в особо благоприятных для земледелия условиях она может быть повышена.

Итак, в обществе с профессионально-именным типом кодирования 80% населения заняты в земледелии (где также может быть распределение по профессиям), а оставшиеся 20% населения распределены по всем остальным профессиям, с земледелием не связанных.

Опишем, как происходят механизмы трансляции и трансмутации при профессионально-именном типе социокола.

Институт трансляции сведен к семье - принадлежностью к ней задается и профессия, и определяется цель и смысл жизни индивида. Принадлежностью индивида к семье оказывается также закреплены как системы связей индивида с другими индивидами (прежде всего в области профессиональных взаимоотношений), так и системы обмена ресурсами между разными индивидами (прежде всего выражающиеся в виде фиксации платы за оказанные услуги). Интересно, что обе эти матрицы практически не зависят от качества и количества оказываемых услуг!

Процесс трансмутации в таком обществе может идти по двум основным направлениям.

Первое - преемственное повышение стандартной профессиональной деятельности путем некоей системы отбора (селективности). Этот путь трансмутации выгоден прежде всего профессионалу, так как снижает затраты ресурсов и усилий. Ввиду наличия чрезвычайно жестких связей с потребителями, он может быть выражен только в виде того, что мы сейчас привыкли называть термином "рационализация" - то есть улучшения, не затрагивающие сути предмета и сводящиеся в основном к некоторым незначительным новациям в процессе его изготовления.

В области технического воплощения процесса трансмутации - профессия требует от новатора мифа. Точнее - его изменения. Схема: Бог (миф) - посредник (новатор) - человек (профессионал, любой представитель профессии) является своего рода теорией познания (теорией трансмутации) для этой этого социокода.

Учитывая однонаправленность механизма трансляции - передачи знаний - для этого вида процесса трансмутации моно выделить такие характерные черты:

Текст профессии (текст имени профессионального Бога-покровителя) всегда открыт для новых наращиваний мифами, так как трансляция через семейный контакт поколений постоянно его "опустошает".

Семья обладает свойством "забывания", что позволяет удерживать фрагмент знания - текст профессии - в пределах информационной вместимости индивида.

Внешняя (в других семьях - потребителях продукта) фиксация продукта профессиональной деятельности ограничивает процесс трансмутации только рационализаторским наполнением.

Забывающая свойство семейной трансляции создает эффект "разрыва с прошлым": однажды выброшенный фрагмент текста не может быть восстановлен, "профессия не может быть восстановлена".

Последнее напоминает известные фразы и "старых мудрых предках", "утерянном сокровенном знании" и т.п.? Это именно оно и есть!

Примеры таких обществ - Египет, Индия, Китай. Как видно, эти два типа социокодов - лично-именной (первобытный) и профессионально-именной (традиционный) - ориентированы на тысячелетнюю неизменность. Чрезвычайно интересно, что в тоталитарных режимах - прежде всего в фашистском и коммунистическом - наблюдается явная тенденция к откату к профессионально-именному типу социокода. А, в идеале - в виде коммунизма, "светлого нового  мира", "общества новояза" - и к лично-именному кодированию.

Второй тип трансмутации - это увеличение объема транслируемого обществом знания через увеличение числа профессий (то есть через увеличение емкости социокода). Этот путь трансмутации направлен на переделку самой матрицы фрагментирования знания за счет включения в нее новых профессий.

В конечном счете, для трансмутации в рамках традиционного социокода возможны такие каналы:

Трансмутация - рационализация.

Трансмутация - распочкование профессий.

Трансмутация - заимствование группы навыков с возможным распочкованием профессий.

Трансмутация - заимствование через длительное сосуществование этнически и культурно инородных общностей.

Важно подчеркнуть то обстоятельство, что общество, устроенное по традиционному социокоду, оказывается весьма специализированным и может существовать только внутри достаточно узкой области изменчивости внешних условий. При сколь-нибудь значительном и быстром изменении внешних условий такое общество погибает. Впрочем, это касается в основном тех 20% процентов, которые и составляют профессиональную надстройку над земледелием.

Таким образом, иерархичность традиционного социокода является "застывшей", узко-специализированной на определенные внешние условия (прежде всего- природные и климатические).

Нам представляется весьма показательным следующий пример. Чрезвычайно перенаселенный Китай всегда имел рядом бескрайние просторы Сибири. Однако миграционных потоков - не наблюдалось. Даже тогда, когда Китай был завоеван монголами, и Китай и Сибирь составляли по сути единую страну. Традиционное общество, ориентированное на поливное земледелие, просто не могло выжить в специфических условиях таежной Сибири.

Что же касается личности - она уже получает некоторую свободу, для нее допускается наличие известной доли "индивидуальности". Конечно же, - в "дозволенных" пределах. Самое страшное для человека в таком обществе - это "потерять лицо", то есть оказаться выброшенным за пределы профессии, а вместе с ней и из матрицы коммуникаций и распределения ресурсов.

В рамках традиционного общества механизмы иерархического построения жестко закреплены в структуру самого общества, и практически не предоставляют возможности к самоорганизации людей в иерархические структуры.

Реальность здесь понимается еще в виде знака, хотя на уровне, характеризующем отдельную личность, уже начинают появляться символы. Однако эти символы увязаны не с объективным внешним миром, а с субъективным внутренним миром человека.

В заключение опишем, чего не приемлет традиционный социокод. Во-первых, всего того, что не сводимо к фрагментам знания профессионального имени и не закреплено в нем (все "инородное" просто отрицается). Во-вторых, традиционный социокод не примелет науки. Действительно, обучение "всего понемногу", без того, чтобы достичь практических навыков в изготовлении реальных вещей - это, с точки зрения традиционного социокода, напрасная трата времени. Обладатель "общих знаний и потенциальных умений" не может найти себе место в жестко определенной структуре профессиональных связей и оказывается за бортом такой цивилизации.