16.1. Экологическая составляющая в векторе развития Человечества

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85  87 

 

ХХ век принес много нового и ранее неведомого.

Мы не будем заниматься длинным перечислением - остановимся в этой главе только на одном вопросе, который поставил перед нами ушедший ХХ век.

Это вопрос о возможности продолжения жизни Людей на нашей планете.

Точнее - это вопрос о том, каким образом Человечеству следует организовать свою жизнь, чтобы Человек как биологический вид смог продолжать свое существование.

Человек в своей безграничной экспансии распространился по всей поверхности планеты. Человек в своей безудержной экспансии достиг такой плотности населения, что продукты его жизнедеятельности стали прямой угрозой для существования не только биологических видов (количество вымерших видов стремительно растет год от года), - но также и самого человека.

Начало нового тысячелетия Человечество встречает в условия все возрастающего кризиса, выражающегося в том, что природные условия на нашей планете становятся непригодными для жизни Человека.

Почему такое стало возможным?

Какой путь следует выбрать на дальнейшее?

Фактически, перед нами стоит задача разработать новый взгляд на мир, - такой взгляд, который в равной степени учитывал бы и Человека, и его природное окружение.

***

Это заблуждение, считать, что экологические факторы начали влиять на развитие Человечества только сегодня.

Известны цивилизации, которые сегодня похоронены под слоем песка в пустынях, - но которые ранее были цветущими оазисами, полными жизни.

Широко известно, что вследствие экологически неоптимального овцеводства обезлюдел целый ряд Греческих островов.

Все это произошло за много тысяч лет до нашей эры.

Так что же, получается, что Экология идет рука об руку с Человеком?

Детальное рассмотрение показывает, что это происходит именно так!

Более того: мы покажем, что, рассматривая развитие Человечества, можно выделить даже экологический вектор, которые направлял и обуславливал, задавал направление развития Цивилизаций.

Первобытные цивилизации были чрезвычайно узко-специфическими, ориентированными на специальным образом скоординированную деятельность в очень конкретных условиях - в конкретных интерьерах (более подробно это описано в главе 7).

Как правило, это были родо-племенные цивилизации, ориентированные на охоту и собирательство. Этнографов, изучавших эти цивилизации, всегда удивляло, что в них отсутствовали захватнические войны. Они могли воевать между собой - но никогда не покидали своей территории.

Фактически, такие общества мало чем отличались от того, что в экологии называется термином "популяция". Они были как бы "прикреплены" к данной территории. Причем такое "прикрепление" осуществлялось на социальном уровне и было закреплено в программе трансляции знаний.

В этих обществах, в условиях лично-именного способа социального кодирования индивида, когда имя человека полностью задавало всю его деятельностную программу, окружающая среда - через имя - входила в мировоззрение индивида неотъемлемой частью. Индивид не мыслил себя в отрыве от той территории, на которой он обитал. Более того: именно эта, локальная территория и представляла для него весь осмысленный им мир. За пределами этой территории - мира как такового просто не было: человек даже не представлял, как он смог бы там жить.

Это и был тот "золотой век" современных экологов, в который сегодня нас так настойчиво зовут Гринпис, многочисленные "партии зеленых", и многие другие Всемирные и региональные экологические организации.

Фактически, экологическое движение, родившись как непосредственная реакция широких масс населения на ухудшение качества окружающей среды в развитых странах мира, действует стандартным для европейского общества методом: методом создания Утопий.

Но об этом позже. А пока - суммируем: древние общества воспринимали окружающую среду как "весь мир", и организовывали свою жизнь, свою структуру в соответствии с данной территорией. Сама территория полагалась неизменной и заданной.

Конечно, время от времени случались изменения - то длительная засуха, то землетрясение, то пожары... И тогда это локальное общество людей вынуждено было приспосабливаться к новым природным условиям. Если общество не могло приспособиться - оно погибало.

Итак, древнейшие общества 1) были узко-специализированы под "конкретный участок окружающей среды", и 2) они были "привязаны" к этой территории в том смысле, что за пределами этого участка их система знаний оказывалась полностью непригодной.

Интересно, что с точки зрения экологии - с точки зрения трофических (пищевых) цепей - такие общества помещались в самой вершине. Человек использовал "готовые" продукты, готовые ресурсы внешней среды.

Можно сказать, что древние общества были своего рода самоорганизованными структурами на потоках энергии и/или вещества, которые имели место да данной территории. Человек в таких обществах еще, фактически, был пассивным пользователем этих ресурсов.

***

Прошли тысячелетия.

Человек опустился ниже по трофической цепочке и перешел к земледелию.

Здесь уже он начал впервые изменять окружающую среду, приспосабливая ее под пашню. То есть впервые появилось противопоставление "Природа - Человек".

Пока что такое противопоставление понималось на Божественном уровне: Боги создали и Человека, и Природу. Человек пока что еще не имел социально обусловленного противопоставления, - такое противопоставление было скорее на личностно-бытовом уровне.

Но земледелие - это уже первый канал для осуществления обратного влияния - влияния со стороны человека на природу.

Человек многие тысячелетия учился правильному способу земледелия. Чтобы не истощились ресурсы почвы, чтобы пищи хватало от урожая до урожая...

В результате, для решения таких задач, сформировался новый тип общества - общество с профессионально-именным типом социального кодирования индивида.

Теперь уже общество могло захватывать новые территории.

Но было одно существенное ограничение: захвату подлежали только те территории, на которых могла существовать именно эта, культивируемая в данном обществе, земледельческая традиция.

В результате Человечество пришло, фактически, к тому же самому результаты: территории, а под их условия "подстроено" общество. Правда, теперь территории стали уже большими, а само общество - иерархическим. Фактически, так впервые создавались иерархические социальные структуры для управления иерархическими природными структурами.

И опять-таки: "достаточно резкое" изменение окружающей среды приводило к гибели общества. Впрочем, как и "резкие" изменения в самом обществе.

***

Итак, выделим главную особенность, имеющую место в первобытном и традиционном обществе.

В первобытном и традиционном обществе (то есть при лично-именном и профессионально-именном типе социального кодирования) общество подстраивалось под существующие на данной локальной территории условия.

При этом, однако, имелся чрезвычайно высокий уровень инерционности и узко-специфичности цивилизаций.

Оба эти типы социумов оказались неспособны - по сути своего функционирования - распространиться на всю планету. Такие цивилизации образовывали как бы "островки", "экологические резервации", в которых цивилизации существовали независимо. Конечно, культурное обогащение происходило, - но чрезвычайно медленно и только в той области, которая прямо соответствовала текущим нуждам.

Мир, построенный на основе таких цивилизаций, являл собой, фактически, совокупность разных "человеческих популяций". Ни о какой скоординированной деятельности на уровне больших территорий - не говоря уже о всей планете в целом - речи не могло быть.

Для того, чтобы Человек смог распространиться на всю планету, - для этого пришлось искать новую форму цивилизации.

Но для того, чтобы она могла быть реализована, - для этого должны были быть весьма специфические условия. Условия, обладающие тремя особенностями.

Во-первых, окружающая среда должна способствовать появлению нового типа цивилизации.

Во-вторых, должен присутствовать своего рода "социальный вектор", "социальный напор", канализирующий активность общества.

Наконец, в-третьих, такие - природный (точнее - территориально-ландшафтный) и социальный - факторы должны существовать достаточно длительный промежуток времени, чтобы механизмы самоорганизации не только успели произойти, но и закрепиться в системе трансляции социального кодирования индивида.

И такие условия оказались созданы в Греции, точнее - на островах Эгейского моря.

***

Оба прежние типы цивилизаций всегда были ограничены некоей границей, которая проходила, как правило, по естественным природным структурам. Например, по долинам рек (Египет, Месопотамия).

Они имели четко выраженную "внутреннюю площадь", на которой были расселены земледельца и ремесленники. А по границе - стояли воины, "пограничная стража", "защитники".

Но вот мы имеем острова в Эгейском море. Плодородной почвы на острове хватает всего на несколько сотен человек.

Как перебираться с острова на остров?

Корабль - как "естественный" способ. Поначалу он выступает как "носитель государственности": перевозка зерна и продукции ремесленников, военные операции и т.п.

Но, с появлением кораблей, команда которых составляет около сотни человек, - ситуация резко изменяется. Такой корабль по военной мощи адекватен острову с его населением.

И вот тут-то и сказывается специфика территории-ландшафта! Острова - это, фактически, "граница всюду"! Ни один остров - с точки зрения пиратского нападения - не может быть в безопасности!

Итак, налицо все 3 перечисленные выше условия!

***

Сегодня, с использованием современного научного языка, мы бы сказали так.

Прежние типы цивилизаций формировались на территориях, "фрактальная размерность" которых равна или очень близка к 2, а "фрактальная размерность" их границы - близка к 1.

Фрактальная размерность островов Эгейского моря много меньше 2, а фрактальная размерность границы - примерно такая же. Другими словами, острова Эгейского моря, по сути, не имеют границы! Они все как раз и составляют свою границу!

Социальные же условия привнесли то обстоятельство, что появился "подвижный агент", сравнимый - в социальном смысле - с характерной единицей, из которых состоит данная территория.

Что такое "фрактальная размерность"? Это величина, показывающая. Насколько данная область "близка" к тому или иному, известному всем нам геометрическому объекту. Фрактальная размерность 0 - это точка. Фрактальная размерность 1 - это линия. Фрактальная размерность 2 - это поверхность. А фрактальная размерность 3 - это пространственное тело. Таким образом, острова Эгейского моря представляют собой что-то вроде чрезвычайно изрезанной поверхности, к каждой "точке" которой - к каждому острову! - можно легко добраться через "разрезы" - то есть морем! Тогда как "обычное" государственное образование - это, как правило, некая плоская область - "территория государства"(фрактальная размерность 2), ограниченная линией - "государственной границей" (фрактальная размерность которой есть 1)."Глубокие вырезы" для таких "обычных" государств - это, как правило, "исключение", которое обусловлено непреодолимыми природными причинами: залив, река, гора, и т.п. а вот для островов Эгейского моря - такие проливы занимают практически все пространство между островами. Причем "ширина" таких проливов чрезвычайно мала - один остров виден с другого.

***

Мы не будем подробно останавливаться на характеристике универсально-понятийного (европейского) типа социального кодирования индивида - это описано в главе 7.

Обратим внимание на главный вывод. Цивилизации Европейского типа социального кодирования являются более гибкими. Интерьер, в котором функционирует индивид, описывается весьма абстрактно, и может иметь много разных конкретных воплощений. Более того: для этого типа цивилизаций характерно. Когда индивид меняет как место жительства, так и вид и род занятий.

Таким образом, Европейский тип цивилизаций оказался чрезвычайно гибок в плане приспособления к изменчивым условиям окружающей среды. И, в конечном счете, именно благодаря ему Человек и расселился по всей поверхности нашей планеты.

***

Сегодня мы имеем новую ситуацию, ранее не имевшую место в истории Человечества.

Человек распространился по всей поверхности планеты.

Различия между культурами, между цивилизациями, обществами и отдельными странами сегодня отступают на задний план, - опять-таки благодаря специфике Европейского типа социального кодирования индивида.

Фактически, сегодня мы находимся в условиях, когда "пятнистость" в способах жизни больших масс населения приобрела устойчивую тенденцию к выравниванию.

Успешно перешли или переходят на Европейский тип цивилизации Япония, Южная Корея, Китай, страны Латинской Америки.

Постепенно формируются представления о "технологиях перехода" к Европейскому типу цивилизации, - так что ожидается ускорение этого процесса.

Таким образом, возникает ситуация, ранее не име6вшая места в истории Человечества: задача управления как природными, так и социальными ресурсами всей планеты переходит в практическую плоскость ( это известно под термином "глобализация").

Максимально упрощенный доступ к информации - к знаниям практически всего Человечества, возникший вследствие стремительного распространения Интернет, приводит к новому уровню понимания взаимоотношений "Природа и Человек", преломляясь разными гранями внутри каждого индивида на грани "мир + я", "мир + общество", "мир + человек".

***

Ниже мы остановимся на основных особенностях, описывающих функционирование экологических систем. Это такие природные объекты, которые содержат в себе как живую, так и неживую компоненты.

Пока что мы не будем описывать влияние Человека, - его разума, его деятельности. Наша задача состоит в том, чтобы выработать некий "язык", с помощью которого мы могли бы анализировать экосистемы.

Все живое находится в условия устойчивого неравновесия. Впервые это в явном виде сформулировали русские ученые Эрвин Бауэр (в книге "Теоретическая биология", вышла в 1935 году) и Александр Гурвич (в концепции "клеточное поле" - книги вышли также в начале 1930-х годов). История появления этой концепции интересна и поучительна сама по себе, - впрочем, как вообще события в биологии, которые имели место в тот период времени. Однако это уже тема отдельного исследования.

Что же такое "устойчивое неравновесие"? Это такое состояние, характерное только для живых объектов, которое для своего существования требует постоянного обмена энергией и/или веществом со своим окружением. Другими словами можно сказать, что живой объект - биологическая система - существует как некий объект "на фоне" соответствующих потоков энергии и/или вещества.

Такое определение живых объектов с необходимостью включает в себя также и окружающую их среду. Можно сказать, что такое определение живых объектов - "экологично". Более того: при таком определении живых объектов - и, в конечном счете, и самой Жизни, - разница между биологией и экологией исчезает. Конечно, если исключить из рассмотрения Человека. Точнее - исключить нужно его разумную деятельность.

Опишем терминологию, которая будет нам необходима для дальнейшего рассмотрения.

Прежде всего посмотрим, как развивается упорядочение в природных системах.

Упорядочение развивается на фоне неравновесия. В физике в последних десятилетиях ХХ века это стало уже аксиомой. Неравновесие приводит к появлению потоков энергии и/или вещества. Здесь мы не будем задаваться вопросом о том, какие именно явления являются его причиной. Вполне достаточно, что есть солнечная энергия, что есть перепады температур, давлений, влажности... Вся наша Земля представляет собой огромную совокупность примеров таких потоков и неравновесных состояний.

Итак, рассмотрим поток энергии. Пусть мы медленно увеличиваем интенсивность этого потока.

Как свидетельствуют многочисленные наблюдения и экспериментальные данные, вначале в среде ничего не происходит. Затем, когда интенсивность потока энергии и/или вещества превышает некий критический уровень, в среде возникает некий новый объект. Он занимает ограниченную область пространства и существует, как правило, ограниченное время. А при интенсивностях потока энергии, близких к «критической», то появляется, то распадается вновь.

С точки зрения математики описываются эти явления нелинейными уравнениями, примеры которых весьма многочисленны в физике.

Когда интенсивность потока энергии еще более увеличивается, возникает иерархическая система таких объектов. Также весьма интересно, что размеры (объем) этих объектов уменьшаются с возрастанием интенсивности потока энергии.

Мы будем называть такие объекты «когерентные структуры или КС». Термин "когерентные" в данном случае понимается как "упорядоченные".

Рассмотрим более подробно свойства этих КС. Это нужно будет для анализа ряда явлений , который мы будет проводить в рамках нашего курса.

Поскольку каждая КС занимает ограниченный объем пространства, движение среды в ней имеет вращательную (циклическую) компоненту. А так как с движением среды всегда связана определенная переменная, то образование КС привносит некий спектр частот, сгруппированный вокруг характерных времен вращения среды в КС.

Мы не будем подробно рассматривать явления, связанные с небольшим числом КС – теоретические, математические и экспериментальные эффекты хорошо описаны в литературе по переходу к турбулентности.

Наличие большого количества КС автоматически приводит к стохастизации, хаотичности ряда характеристик среды. (Например, вследствие взаимного влияния друг на друга многих КС, - фактически, именно таким образом вводится стохастичность через нелинейные уравнения.) Поэтому, по мере увеличения интенсивности потока энергии и/или вещества, спектр шума расширяется в сторону высоких частот.

Все, что мы обычно связываем с понятием "состояние", все это относится к классу характеристик определенных (некоторых) КС. Все, что мы обычно связываем с понятием "процесс" все это, в той или иной степени, сводится к характеристикам определенных (некоторых) потоков энергии и/или массы.

Как уже говорилось выше, по мере возрастания интенсивности потока энергии, появляется целый иерархический набор КС.

К появлению целой иерархической системы КС приводит также то, что для разных потоков энергии критические интенсивности, вызывающие появление КС, также будут разными.

Поэтому результирующая иерархия КС зависит не только от интенсивности потока энергии и/или вещества, но и от номенклатуры этих потоков.

Рассмотрим один из "средних" уровней иерархии. То есть такой, который имеет и «соседей сверху», и "соседей снизу".

Для КС из этого уровня иерархии "вышележащие" КС будут влиять как низкочастотный шум. Наоборот, "нижележащие" КС будут оказывать влияние как "почти когерентное" высокочастотное воздействие.

Идеология иерархической системы КС позволила развить методы для количественного описания ряда явлений, связанных с самоорганизацией (упорядочением) в Природе. Например, нами развиты методы для обнаружения КС в атмосфере и океане, в социальных системах, описано изменение диссипативных свойств среды с фрактальным строением, ряд предсказаний для увеличения диссипативных свойств среды количественно совпадает с данными экспериментов, количественно описаны результаты численных экспериментов по фрактальному упорядочению. Описан также ряд эффектов, связанных с влиянием шума на технологические процессы.

Приведем несколько примеров иерархических самоорганизованных систем - ИСС.

Живой организм состоит из клеток. Эти клетки объединяются в системы более высокого порядка - в "органы". А сами органы, в свою очередь, объединяются в целостный организм - живой объект. Но на этом дело не заканчивается: живые организмы часто объединяются - в стаи, стада и т.п.

Иерархичность внутренне структурирует природу, придавая ей определенную устойчивость. Уже организация земного ландшафта проявляет ярко выраженную иерархичность. Леса, долины, тундра, реки... Все это на более высоком уровне объединяется в более крупные структуры. Например, в речные бассейны, в нагорья и горы, плоскогорья и т.п. Более того: "похожие" в определенном смысле земные ландшафты, даже когда они расположены в разных концах света, проявляют и "похожие" свойства. Это очень сильно помогает, например, при поиске полезных ископаемых.

Иерархическая природа земной атмосферы и океана осознана уже достаточно хорошо. Достаточно вспомнить муссоны, пассаты, периодически возникающие тайфуны, Гольфстрим, Эль-Ниньйо.

Наконец, в "похожих" условиях возникает и "похожая" иерархия растений и животных.

Следует подчеркнуть, что Природа в целом являет собой единую совокупность самых разных иерархических систем. Эти системы взаимодействуют между собой, взаимно изменяя свои свойства и свое поведение.

Можно сказать, что наряду с иерархичностью в природе присутствует и определенная "гетерархичность".

Наконец, следует особо остановиться на еще одном, крайне важном обстоятельстве.

Природные иерархические системы формируются по механизму самоорганизации.

Другими словами, эти системы никто специально не создает, следя специальным образом за условиями их формирования. Более того: самоорганизованный объект всегда находится в некоем "устойчиво-неравновесном" состоянии. Некоторые его части распадаются (разрушаются), и тут же они формируются вновь. Никто за этим специально не следит: просто в этом объекте созданы такие условия, что это происходит как бы "само собой". Примером может служить всякий биологический организм. Примеров имеется много также и в неживой природе: например, течение ручейка, когда возле камня или ветки появляется вихрь, сносится вниз течением, разрушаясь, - а на его месте спешит появиться новый вихрь.

Чрезвычайно привлекательным для ученых, философов и мыслителей оказалось то, что общие закономерности самоорганизации оказались одинаковыми для самых разных природных и социальных систем. Другими словами, термины, которые вводятся в науку при таком подходе, оказались пригодными для описания большого количества таких задач, которые ранее изучались в РАЗНЫХ научных дисциплинах.

Как тут не вспомнить слова великого мыслителя Владимира Вернадского: "Мы специализируемся не по наукам, а по проблемам"!

Однако следует все же отметить, что сегодня основные достижения в области описания самоорганизации имеют место преимущественно на уровне построения математических моделей. Специальной терминологии, специального теоретического и понятийного (терминологического) аппарата в этой области пока что не имеется.

***

Интересно, что в теперь можно дать следующее определение для "живого" объекта.

КС, как правило, распадаются достаточно быстро вследствие той причины, что они имеют размытую границу, состоящую из частиц той же самой среды.

Рассмотрим случай, когда на фоне потока энергии и вещества, который состоит из многих видов как энергии, так и вещества, образуется некая иерархическая система. Пусть она будет отделена от остальной среды полупроницаемой и активной мембраной.

Этим условием определяется то, что сама мембрана является структурой, содержащей КС. Причем эти КС могут перестраиваться. Поскольку каждая КС изменяет ("модулирует") проходящий сквозь нее поток энергии, то система "мембранных" КС может быть рассмотрена как фокусирующая система, которая придает попадающему на внутрь объекта потоку энергии новые свойства.

Опишем, как должен реагировать этот объект на изменение потока энергии и/или вещества.

В этом случае внутри рассматриваемого объекта изменяется пространственное распределение потока энергии и его временные характеристики. Это приведет, в свою очередь, к структурной перестройке внутреннего иерархического строения такого объекта.

Теперь допустим наличие возможности перестраивать мембрану "изнутри", - то есть управлять мембранными КС при помощи изменения «внутренних» КС. Причем цель такого управления пусть формулируется так: в результате управления пусть "все вернется к прежнему состоянию". То есть – к некоему состоянию, которое характеризуется неким заданным образом.

Для этого внутри мембраны должны функционировать некие определенные структурные образования из КС, которые и будут перестраивать мембрану.

Результирующие свойства такого объекта могут быть описаны в терминах, которыми характеризуются объекты живые.

Другими словами, - мы получили "определение Жизни". То есть термин "Жизнь" мы выразили в терминах иерархической системы КС, обладающей специфическими свойствами.

Каждый живой организм ("живую" ИСС) можно рассматривать как единый объект, «живущий» на фоне специфических потоков энергии и вещества, в нем происходят одновременно два процесса: самоорганизации и распада. В рамках масштабно-инвариантного подхода интенсивности этих процессов могут быть выражены в степенной форме, - и мы получаем нелинейное уравнение типа Берталанфи. Учет стохастического окружения приводит к нелинейному уравнению с шумовыми частями, - то есть к спектру размеров биологических организмов.

Эта идеология позволила развить новые методы для описания разных эффектов в биологических и экологических системах. В частности, получены количественные совпадения с экспериментальными данными по популяциям клеток, связи между массой живых организмов и продолжительностью их жизни, влиянию окружающей среды на популяцию живых организмов, критической интенсивности для влияния лазерного излучения и миллиметровых электромагнитных волн на живые организмы.

Обращаем внимание, что способность к размножению мы не включили в наше определение понятия "жизнь".

***

Но вернемся к потокам энергии и/или вещества.

Теперь мы хотим подчеркнуть роль самоорганизации в Природе. Действительно, вопрос "кто же задает форму" для природных объектов по сути своей некорректен. Эта форма возникает всякий раз, как только создаются для этого "подходящие" условия.

В некотором смысле можно даже сказать, что форма "изначально" присуща самому рассматриваемому нами природному объекту, а потоки энергии - только помогают ее "проявить".

Самоорганизацию никто не "направляет". Более того: как показали эксперименты, даже в простейших случая она осуществляется путями, которые могут очень сильно различаться между собой. Главное в явлениях самоорганизации оказалось то, что, независимо от конкретного пути - результат такого явления всегда получается одинаковым.

И зависит этот результат - то есть самоорганизованный объект - от характеристик потоков энергии и/или вещества.

Интересно, что - в неявной форме - эту закономерность использовали уже давно в многих научных дисциплинах.

Например, в биологии (экологии) стало практически аксиомой, что "в сходных природно-климатических условиях существуют сходные биологические формы животных". Так, в Австралии, где "все живое - сумчатое", присутствуют практически те же формы животных, - но, действительно, "в сумчатом" виде.

Аналогично и в геологии: если природно-ландшафтные формы геологического строения "сходны" - то ожидается также "сходные" залежи полезных ископаемых.

***

Таким образом, в качестве итога нашего рассмотрения можно предложить следующий тезис:

Внешние условия (потоки энергии и/или вещества) задают конкретную структуру рассматриваемой нами системы.

Поэтому и управление такими системами заключается в том, что изменяются внешние (по отношению к ним) потоки энергии и/или вещества.

***

Теперь зададимся вопросом: можно ли с аналогичной точки зрения рассмотреть общество?

Что есть внешние потоки для общества?

Прежде всего, конечно, это те потоки энергии и/или вещества, которые нужны человеку как биологическому объекту, как живому существу.

Избегая длительный перечислений, остановимся только лишь на главном таком потоке, который можно назвать "ежегодно возобновляемыми первичными ресурсами". Это - вся та зеленая масса растений, которая ежегодно вырастает на данной территории, занимаемой данным обществом, и которая расходуется на потребление. Это тот поток, который "даром" (с некоторыми оговорками биологического и экологического характера, - но это уже другая тема) поставляется людям нашей планетой и Солнцем. Животная масса, необходимая для сбалансированного питания, по сути своей точно также опирается только на наличное количество "зеленной массы".

Но для деятельности человека нужны также и другие, уже невозобновляемые потоки. Это - природные ископаемые: нефть, газ, уголь, руды, вода, и многое, многое другое. Это те потоки, которые сформированы вследствие неравновесия, которые медленно накапливалось в природе многие сотни тысяч и многие сотни миллионов лет.

Человек активно использует этот канал неравновесия, - но, в отличие от зеленой массы, этот источник неравновесия в природе уже близок к истощению.

(Собственно, часто именно с этим и связывают большое количество так называемых "экологических проблем". А сами попытки нахождения новых источников неравновесия часто связывают с "экологическим мышлением". Как видим, все это на самом деле просто не более чем частности...)

И это все?

Для биологических объектов это, действительно, было бы все.

Но для социальных аспектов появляются дополнительные потоки, обусловленные наличие специфических ресурсов. Тех ресурсов, которые доступны только Человеку и которые важны только для Человека.

Прежде всего, это пространство, сама территория данного региона. Точнее - его специфические, отличные от других регионов черты.

Кенийские природные парки в Африке, Гавайские пляжи, Гималаи в Непале... Все это приносит деньги, то есть обеспечивает, в конечном счете, потоки для тех или иных регионов.

Как показал опыт, в качестве такого ресурса (часто его называют "туристским") может выступать вообще любая особенность территориального строения данного региона.

Данное направление крайне слабо развито в России и других странах бывшего СССР.

Для управления этим специфическим ресурсом нужны специальные инфраструктуры

Еще одним примером специфического ресурса, имеющего значение только для человека, является время. Точнее - те исторические особенности в развитии самого Человека, которые связаны с его историей. Это "исторические руины", сохранившиеся развалины, отреставрированные "памятники старины", "места славы и памяти" (ратной, религиозной), и тому подобное.

Этот ресурс также связывают с "туристским", хотя он имеет ряд специфических черт.

Наконец, имеется еще один ресурс, который можно назвать "информационным". Например, к нему можно отнести специфику способа жизни людей на данной территории, или же обладание рядом специфических умений или навыков. Сюда же можно отнести музеи, - а сегодня часто и природные парки, резервации аборигенов (индейцев в США, австралийцев в Австралии), и т.п.

 

 

ХХ век принес много нового и ранее неведомого.

Мы не будем заниматься длинным перечислением - остановимся в этой главе только на одном вопросе, который поставил перед нами ушедший ХХ век.

Это вопрос о возможности продолжения жизни Людей на нашей планете.

Точнее - это вопрос о том, каким образом Человечеству следует организовать свою жизнь, чтобы Человек как биологический вид смог продолжать свое существование.

Человек в своей безграничной экспансии распространился по всей поверхности планеты. Человек в своей безудержной экспансии достиг такой плотности населения, что продукты его жизнедеятельности стали прямой угрозой для существования не только биологических видов (количество вымерших видов стремительно растет год от года), - но также и самого человека.

Начало нового тысячелетия Человечество встречает в условия все возрастающего кризиса, выражающегося в том, что природные условия на нашей планете становятся непригодными для жизни Человека.

Почему такое стало возможным?

Какой путь следует выбрать на дальнейшее?

Фактически, перед нами стоит задача разработать новый взгляд на мир, - такой взгляд, который в равной степени учитывал бы и Человека, и его природное окружение.

***

Это заблуждение, считать, что экологические факторы начали влиять на развитие Человечества только сегодня.

Известны цивилизации, которые сегодня похоронены под слоем песка в пустынях, - но которые ранее были цветущими оазисами, полными жизни.

Широко известно, что вследствие экологически неоптимального овцеводства обезлюдел целый ряд Греческих островов.

Все это произошло за много тысяч лет до нашей эры.

Так что же, получается, что Экология идет рука об руку с Человеком?

Детальное рассмотрение показывает, что это происходит именно так!

Более того: мы покажем, что, рассматривая развитие Человечества, можно выделить даже экологический вектор, которые направлял и обуславливал, задавал направление развития Цивилизаций.

Первобытные цивилизации были чрезвычайно узко-специфическими, ориентированными на специальным образом скоординированную деятельность в очень конкретных условиях - в конкретных интерьерах (более подробно это описано в главе 7).

Как правило, это были родо-племенные цивилизации, ориентированные на охоту и собирательство. Этнографов, изучавших эти цивилизации, всегда удивляло, что в них отсутствовали захватнические войны. Они могли воевать между собой - но никогда не покидали своей территории.

Фактически, такие общества мало чем отличались от того, что в экологии называется термином "популяция". Они были как бы "прикреплены" к данной территории. Причем такое "прикрепление" осуществлялось на социальном уровне и было закреплено в программе трансляции знаний.

В этих обществах, в условиях лично-именного способа социального кодирования индивида, когда имя человека полностью задавало всю его деятельностную программу, окружающая среда - через имя - входила в мировоззрение индивида неотъемлемой частью. Индивид не мыслил себя в отрыве от той территории, на которой он обитал. Более того: именно эта, локальная территория и представляла для него весь осмысленный им мир. За пределами этой территории - мира как такового просто не было: человек даже не представлял, как он смог бы там жить.

Это и был тот "золотой век" современных экологов, в который сегодня нас так настойчиво зовут Гринпис, многочисленные "партии зеленых", и многие другие Всемирные и региональные экологические организации.

Фактически, экологическое движение, родившись как непосредственная реакция широких масс населения на ухудшение качества окружающей среды в развитых странах мира, действует стандартным для европейского общества методом: методом создания Утопий.

Но об этом позже. А пока - суммируем: древние общества воспринимали окружающую среду как "весь мир", и организовывали свою жизнь, свою структуру в соответствии с данной территорией. Сама территория полагалась неизменной и заданной.

Конечно, время от времени случались изменения - то длительная засуха, то землетрясение, то пожары... И тогда это локальное общество людей вынуждено было приспосабливаться к новым природным условиям. Если общество не могло приспособиться - оно погибало.

Итак, древнейшие общества 1) были узко-специализированы под "конкретный участок окружающей среды", и 2) они были "привязаны" к этой территории в том смысле, что за пределами этого участка их система знаний оказывалась полностью непригодной.

Интересно, что с точки зрения экологии - с точки зрения трофических (пищевых) цепей - такие общества помещались в самой вершине. Человек использовал "готовые" продукты, готовые ресурсы внешней среды.

Можно сказать, что древние общества были своего рода самоорганизованными структурами на потоках энергии и/или вещества, которые имели место да данной территории. Человек в таких обществах еще, фактически, был пассивным пользователем этих ресурсов.

***

Прошли тысячелетия.

Человек опустился ниже по трофической цепочке и перешел к земледелию.

Здесь уже он начал впервые изменять окружающую среду, приспосабливая ее под пашню. То есть впервые появилось противопоставление "Природа - Человек".

Пока что такое противопоставление понималось на Божественном уровне: Боги создали и Человека, и Природу. Человек пока что еще не имел социально обусловленного противопоставления, - такое противопоставление было скорее на личностно-бытовом уровне.

Но земледелие - это уже первый канал для осуществления обратного влияния - влияния со стороны человека на природу.

Человек многие тысячелетия учился правильному способу земледелия. Чтобы не истощились ресурсы почвы, чтобы пищи хватало от урожая до урожая...

В результате, для решения таких задач, сформировался новый тип общества - общество с профессионально-именным типом социального кодирования индивида.

Теперь уже общество могло захватывать новые территории.

Но было одно существенное ограничение: захвату подлежали только те территории, на которых могла существовать именно эта, культивируемая в данном обществе, земледельческая традиция.

В результате Человечество пришло, фактически, к тому же самому результаты: территории, а под их условия "подстроено" общество. Правда, теперь территории стали уже большими, а само общество - иерархическим. Фактически, так впервые создавались иерархические социальные структуры для управления иерархическими природными структурами.

И опять-таки: "достаточно резкое" изменение окружающей среды приводило к гибели общества. Впрочем, как и "резкие" изменения в самом обществе.

***

Итак, выделим главную особенность, имеющую место в первобытном и традиционном обществе.

В первобытном и традиционном обществе (то есть при лично-именном и профессионально-именном типе социального кодирования) общество подстраивалось под существующие на данной локальной территории условия.

При этом, однако, имелся чрезвычайно высокий уровень инерционности и узко-специфичности цивилизаций.

Оба эти типы социумов оказались неспособны - по сути своего функционирования - распространиться на всю планету. Такие цивилизации образовывали как бы "островки", "экологические резервации", в которых цивилизации существовали независимо. Конечно, культурное обогащение происходило, - но чрезвычайно медленно и только в той области, которая прямо соответствовала текущим нуждам.

Мир, построенный на основе таких цивилизаций, являл собой, фактически, совокупность разных "человеческих популяций". Ни о какой скоординированной деятельности на уровне больших территорий - не говоря уже о всей планете в целом - речи не могло быть.

Для того, чтобы Человек смог распространиться на всю планету, - для этого пришлось искать новую форму цивилизации.

Но для того, чтобы она могла быть реализована, - для этого должны были быть весьма специфические условия. Условия, обладающие тремя особенностями.

Во-первых, окружающая среда должна способствовать появлению нового типа цивилизации.

Во-вторых, должен присутствовать своего рода "социальный вектор", "социальный напор", канализирующий активность общества.

Наконец, в-третьих, такие - природный (точнее - территориально-ландшафтный) и социальный - факторы должны существовать достаточно длительный промежуток времени, чтобы механизмы самоорганизации не только успели произойти, но и закрепиться в системе трансляции социального кодирования индивида.

И такие условия оказались созданы в Греции, точнее - на островах Эгейского моря.

***

Оба прежние типы цивилизаций всегда были ограничены некоей границей, которая проходила, как правило, по естественным природным структурам. Например, по долинам рек (Египет, Месопотамия).

Они имели четко выраженную "внутреннюю площадь", на которой были расселены земледельца и ремесленники. А по границе - стояли воины, "пограничная стража", "защитники".

Но вот мы имеем острова в Эгейском море. Плодородной почвы на острове хватает всего на несколько сотен человек.

Как перебираться с острова на остров?

Корабль - как "естественный" способ. Поначалу он выступает как "носитель государственности": перевозка зерна и продукции ремесленников, военные операции и т.п.

Но, с появлением кораблей, команда которых составляет около сотни человек, - ситуация резко изменяется. Такой корабль по военной мощи адекватен острову с его населением.

И вот тут-то и сказывается специфика территории-ландшафта! Острова - это, фактически, "граница всюду"! Ни один остров - с точки зрения пиратского нападения - не может быть в безопасности!

Итак, налицо все 3 перечисленные выше условия!

***

Сегодня, с использованием современного научного языка, мы бы сказали так.

Прежние типы цивилизаций формировались на территориях, "фрактальная размерность" которых равна или очень близка к 2, а "фрактальная размерность" их границы - близка к 1.

Фрактальная размерность островов Эгейского моря много меньше 2, а фрактальная размерность границы - примерно такая же. Другими словами, острова Эгейского моря, по сути, не имеют границы! Они все как раз и составляют свою границу!

Социальные же условия привнесли то обстоятельство, что появился "подвижный агент", сравнимый - в социальном смысле - с характерной единицей, из которых состоит данная территория.

Что такое "фрактальная размерность"? Это величина, показывающая. Насколько данная область "близка" к тому или иному, известному всем нам геометрическому объекту. Фрактальная размерность 0 - это точка. Фрактальная размерность 1 - это линия. Фрактальная размерность 2 - это поверхность. А фрактальная размерность 3 - это пространственное тело. Таким образом, острова Эгейского моря представляют собой что-то вроде чрезвычайно изрезанной поверхности, к каждой "точке" которой - к каждому острову! - можно легко добраться через "разрезы" - то есть морем! Тогда как "обычное" государственное образование - это, как правило, некая плоская область - "территория государства"(фрактальная размерность 2), ограниченная линией - "государственной границей" (фрактальная размерность которой есть 1)."Глубокие вырезы" для таких "обычных" государств - это, как правило, "исключение", которое обусловлено непреодолимыми природными причинами: залив, река, гора, и т.п. а вот для островов Эгейского моря - такие проливы занимают практически все пространство между островами. Причем "ширина" таких проливов чрезвычайно мала - один остров виден с другого.

***

Мы не будем подробно останавливаться на характеристике универсально-понятийного (европейского) типа социального кодирования индивида - это описано в главе 7.

Обратим внимание на главный вывод. Цивилизации Европейского типа социального кодирования являются более гибкими. Интерьер, в котором функционирует индивид, описывается весьма абстрактно, и может иметь много разных конкретных воплощений. Более того: для этого типа цивилизаций характерно. Когда индивид меняет как место жительства, так и вид и род занятий.

Таким образом, Европейский тип цивилизаций оказался чрезвычайно гибок в плане приспособления к изменчивым условиям окружающей среды. И, в конечном счете, именно благодаря ему Человек и расселился по всей поверхности нашей планеты.

***

Сегодня мы имеем новую ситуацию, ранее не имевшую место в истории Человечества.

Человек распространился по всей поверхности планеты.

Различия между культурами, между цивилизациями, обществами и отдельными странами сегодня отступают на задний план, - опять-таки благодаря специфике Европейского типа социального кодирования индивида.

Фактически, сегодня мы находимся в условиях, когда "пятнистость" в способах жизни больших масс населения приобрела устойчивую тенденцию к выравниванию.

Успешно перешли или переходят на Европейский тип цивилизации Япония, Южная Корея, Китай, страны Латинской Америки.

Постепенно формируются представления о "технологиях перехода" к Европейскому типу цивилизации, - так что ожидается ускорение этого процесса.

Таким образом, возникает ситуация, ранее не име6вшая места в истории Человечества: задача управления как природными, так и социальными ресурсами всей планеты переходит в практическую плоскость ( это известно под термином "глобализация").

Максимально упрощенный доступ к информации - к знаниям практически всего Человечества, возникший вследствие стремительного распространения Интернет, приводит к новому уровню понимания взаимоотношений "Природа и Человек", преломляясь разными гранями внутри каждого индивида на грани "мир + я", "мир + общество", "мир + человек".

***

Ниже мы остановимся на основных особенностях, описывающих функционирование экологических систем. Это такие природные объекты, которые содержат в себе как живую, так и неживую компоненты.

Пока что мы не будем описывать влияние Человека, - его разума, его деятельности. Наша задача состоит в том, чтобы выработать некий "язык", с помощью которого мы могли бы анализировать экосистемы.

Все живое находится в условия устойчивого неравновесия. Впервые это в явном виде сформулировали русские ученые Эрвин Бауэр (в книге "Теоретическая биология", вышла в 1935 году) и Александр Гурвич (в концепции "клеточное поле" - книги вышли также в начале 1930-х годов). История появления этой концепции интересна и поучительна сама по себе, - впрочем, как вообще события в биологии, которые имели место в тот период времени. Однако это уже тема отдельного исследования.

Что же такое "устойчивое неравновесие"? Это такое состояние, характерное только для живых объектов, которое для своего существования требует постоянного обмена энергией и/или веществом со своим окружением. Другими словами можно сказать, что живой объект - биологическая система - существует как некий объект "на фоне" соответствующих потоков энергии и/или вещества.

Такое определение живых объектов с необходимостью включает в себя также и окружающую их среду. Можно сказать, что такое определение живых объектов - "экологично". Более того: при таком определении живых объектов - и, в конечном счете, и самой Жизни, - разница между биологией и экологией исчезает. Конечно, если исключить из рассмотрения Человека. Точнее - исключить нужно его разумную деятельность.

Опишем терминологию, которая будет нам необходима для дальнейшего рассмотрения.

Прежде всего посмотрим, как развивается упорядочение в природных системах.

Упорядочение развивается на фоне неравновесия. В физике в последних десятилетиях ХХ века это стало уже аксиомой. Неравновесие приводит к появлению потоков энергии и/или вещества. Здесь мы не будем задаваться вопросом о том, какие именно явления являются его причиной. Вполне достаточно, что есть солнечная энергия, что есть перепады температур, давлений, влажности... Вся наша Земля представляет собой огромную совокупность примеров таких потоков и неравновесных состояний.

Итак, рассмотрим поток энергии. Пусть мы медленно увеличиваем интенсивность этого потока.

Как свидетельствуют многочисленные наблюдения и экспериментальные данные, вначале в среде ничего не происходит. Затем, когда интенсивность потока энергии и/или вещества превышает некий критический уровень, в среде возникает некий новый объект. Он занимает ограниченную область пространства и существует, как правило, ограниченное время. А при интенсивностях потока энергии, близких к «критической», то появляется, то распадается вновь.

С точки зрения математики описываются эти явления нелинейными уравнениями, примеры которых весьма многочисленны в физике.

Когда интенсивность потока энергии еще более увеличивается, возникает иерархическая система таких объектов. Также весьма интересно, что размеры (объем) этих объектов уменьшаются с возрастанием интенсивности потока энергии.

Мы будем называть такие объекты «когерентные структуры или КС». Термин "когерентные" в данном случае понимается как "упорядоченные".

Рассмотрим более подробно свойства этих КС. Это нужно будет для анализа ряда явлений , который мы будет проводить в рамках нашего курса.

Поскольку каждая КС занимает ограниченный объем пространства, движение среды в ней имеет вращательную (циклическую) компоненту. А так как с движением среды всегда связана определенная переменная, то образование КС привносит некий спектр частот, сгруппированный вокруг характерных времен вращения среды в КС.

Мы не будем подробно рассматривать явления, связанные с небольшим числом КС – теоретические, математические и экспериментальные эффекты хорошо описаны в литературе по переходу к турбулентности.

Наличие большого количества КС автоматически приводит к стохастизации, хаотичности ряда характеристик среды. (Например, вследствие взаимного влияния друг на друга многих КС, - фактически, именно таким образом вводится стохастичность через нелинейные уравнения.) Поэтому, по мере увеличения интенсивности потока энергии и/или вещества, спектр шума расширяется в сторону высоких частот.

Все, что мы обычно связываем с понятием "состояние", все это относится к классу характеристик определенных (некоторых) КС. Все, что мы обычно связываем с понятием "процесс" все это, в той или иной степени, сводится к характеристикам определенных (некоторых) потоков энергии и/или массы.

Как уже говорилось выше, по мере возрастания интенсивности потока энергии, появляется целый иерархический набор КС.

К появлению целой иерархической системы КС приводит также то, что для разных потоков энергии критические интенсивности, вызывающие появление КС, также будут разными.

Поэтому результирующая иерархия КС зависит не только от интенсивности потока энергии и/или вещества, но и от номенклатуры этих потоков.

Рассмотрим один из "средних" уровней иерархии. То есть такой, который имеет и «соседей сверху», и "соседей снизу".

Для КС из этого уровня иерархии "вышележащие" КС будут влиять как низкочастотный шум. Наоборот, "нижележащие" КС будут оказывать влияние как "почти когерентное" высокочастотное воздействие.

Идеология иерархической системы КС позволила развить методы для количественного описания ряда явлений, связанных с самоорганизацией (упорядочением) в Природе. Например, нами развиты методы для обнаружения КС в атмосфере и океане, в социальных системах, описано изменение диссипативных свойств среды с фрактальным строением, ряд предсказаний для увеличения диссипативных свойств среды количественно совпадает с данными экспериментов, количественно описаны результаты численных экспериментов по фрактальному упорядочению. Описан также ряд эффектов, связанных с влиянием шума на технологические процессы.

Приведем несколько примеров иерархических самоорганизованных систем - ИСС.

Живой организм состоит из клеток. Эти клетки объединяются в системы более высокого порядка - в "органы". А сами органы, в свою очередь, объединяются в целостный организм - живой объект. Но на этом дело не заканчивается: живые организмы часто объединяются - в стаи, стада и т.п.

Иерархичность внутренне структурирует природу, придавая ей определенную устойчивость. Уже организация земного ландшафта проявляет ярко выраженную иерархичность. Леса, долины, тундра, реки... Все это на более высоком уровне объединяется в более крупные структуры. Например, в речные бассейны, в нагорья и горы, плоскогорья и т.п. Более того: "похожие" в определенном смысле земные ландшафты, даже когда они расположены в разных концах света, проявляют и "похожие" свойства. Это очень сильно помогает, например, при поиске полезных ископаемых.

Иерархическая природа земной атмосферы и океана осознана уже достаточно хорошо. Достаточно вспомнить муссоны, пассаты, периодически возникающие тайфуны, Гольфстрим, Эль-Ниньйо.

Наконец, в "похожих" условиях возникает и "похожая" иерархия растений и животных.

Следует подчеркнуть, что Природа в целом являет собой единую совокупность самых разных иерархических систем. Эти системы взаимодействуют между собой, взаимно изменяя свои свойства и свое поведение.

Можно сказать, что наряду с иерархичностью в природе присутствует и определенная "гетерархичность".

Наконец, следует особо остановиться на еще одном, крайне важном обстоятельстве.

Природные иерархические системы формируются по механизму самоорганизации.

Другими словами, эти системы никто специально не создает, следя специальным образом за условиями их формирования. Более того: самоорганизованный объект всегда находится в некоем "устойчиво-неравновесном" состоянии. Некоторые его части распадаются (разрушаются), и тут же они формируются вновь. Никто за этим специально не следит: просто в этом объекте созданы такие условия, что это происходит как бы "само собой". Примером может служить всякий биологический организм. Примеров имеется много также и в неживой природе: например, течение ручейка, когда возле камня или ветки появляется вихрь, сносится вниз течением, разрушаясь, - а на его месте спешит появиться новый вихрь.

Чрезвычайно привлекательным для ученых, философов и мыслителей оказалось то, что общие закономерности самоорганизации оказались одинаковыми для самых разных природных и социальных систем. Другими словами, термины, которые вводятся в науку при таком подходе, оказались пригодными для описания большого количества таких задач, которые ранее изучались в РАЗНЫХ научных дисциплинах.

Как тут не вспомнить слова великого мыслителя Владимира Вернадского: "Мы специализируемся не по наукам, а по проблемам"!

Однако следует все же отметить, что сегодня основные достижения в области описания самоорганизации имеют место преимущественно на уровне построения математических моделей. Специальной терминологии, специального теоретического и понятийного (терминологического) аппарата в этой области пока что не имеется.

***

Интересно, что в теперь можно дать следующее определение для "живого" объекта.

КС, как правило, распадаются достаточно быстро вследствие той причины, что они имеют размытую границу, состоящую из частиц той же самой среды.

Рассмотрим случай, когда на фоне потока энергии и вещества, который состоит из многих видов как энергии, так и вещества, образуется некая иерархическая система. Пусть она будет отделена от остальной среды полупроницаемой и активной мембраной.

Этим условием определяется то, что сама мембрана является структурой, содержащей КС. Причем эти КС могут перестраиваться. Поскольку каждая КС изменяет ("модулирует") проходящий сквозь нее поток энергии, то система "мембранных" КС может быть рассмотрена как фокусирующая система, которая придает попадающему на внутрь объекта потоку энергии новые свойства.

Опишем, как должен реагировать этот объект на изменение потока энергии и/или вещества.

В этом случае внутри рассматриваемого объекта изменяется пространственное распределение потока энергии и его временные характеристики. Это приведет, в свою очередь, к структурной перестройке внутреннего иерархического строения такого объекта.

Теперь допустим наличие возможности перестраивать мембрану "изнутри", - то есть управлять мембранными КС при помощи изменения «внутренних» КС. Причем цель такого управления пусть формулируется так: в результате управления пусть "все вернется к прежнему состоянию". То есть – к некоему состоянию, которое характеризуется неким заданным образом.

Для этого внутри мембраны должны функционировать некие определенные структурные образования из КС, которые и будут перестраивать мембрану.

Результирующие свойства такого объекта могут быть описаны в терминах, которыми характеризуются объекты живые.

Другими словами, - мы получили "определение Жизни". То есть термин "Жизнь" мы выразили в терминах иерархической системы КС, обладающей специфическими свойствами.

Каждый живой организм ("живую" ИСС) можно рассматривать как единый объект, «живущий» на фоне специфических потоков энергии и вещества, в нем происходят одновременно два процесса: самоорганизации и распада. В рамках масштабно-инвариантного подхода интенсивности этих процессов могут быть выражены в степенной форме, - и мы получаем нелинейное уравнение типа Берталанфи. Учет стохастического окружения приводит к нелинейному уравнению с шумовыми частями, - то есть к спектру размеров биологических организмов.

Эта идеология позволила развить новые методы для описания разных эффектов в биологических и экологических системах. В частности, получены количественные совпадения с экспериментальными данными по популяциям клеток, связи между массой живых организмов и продолжительностью их жизни, влиянию окружающей среды на популяцию живых организмов, критической интенсивности для влияния лазерного излучения и миллиметровых электромагнитных волн на живые организмы.

Обращаем внимание, что способность к размножению мы не включили в наше определение понятия "жизнь".

***

Но вернемся к потокам энергии и/или вещества.

Теперь мы хотим подчеркнуть роль самоорганизации в Природе. Действительно, вопрос "кто же задает форму" для природных объектов по сути своей некорректен. Эта форма возникает всякий раз, как только создаются для этого "подходящие" условия.

В некотором смысле можно даже сказать, что форма "изначально" присуща самому рассматриваемому нами природному объекту, а потоки энергии - только помогают ее "проявить".

Самоорганизацию никто не "направляет". Более того: как показали эксперименты, даже в простейших случая она осуществляется путями, которые могут очень сильно различаться между собой. Главное в явлениях самоорганизации оказалось то, что, независимо от конкретного пути - результат такого явления всегда получается одинаковым.

И зависит этот результат - то есть самоорганизованный объект - от характеристик потоков энергии и/или вещества.

Интересно, что - в неявной форме - эту закономерность использовали уже давно в многих научных дисциплинах.

Например, в биологии (экологии) стало практически аксиомой, что "в сходных природно-климатических условиях существуют сходные биологические формы животных". Так, в Австралии, где "все живое - сумчатое", присутствуют практически те же формы животных, - но, действительно, "в сумчатом" виде.

Аналогично и в геологии: если природно-ландшафтные формы геологического строения "сходны" - то ожидается также "сходные" залежи полезных ископаемых.

***

Таким образом, в качестве итога нашего рассмотрения можно предложить следующий тезис:

Внешние условия (потоки энергии и/или вещества) задают конкретную структуру рассматриваемой нами системы.

Поэтому и управление такими системами заключается в том, что изменяются внешние (по отношению к ним) потоки энергии и/или вещества.

***

Теперь зададимся вопросом: можно ли с аналогичной точки зрения рассмотреть общество?

Что есть внешние потоки для общества?

Прежде всего, конечно, это те потоки энергии и/или вещества, которые нужны человеку как биологическому объекту, как живому существу.

Избегая длительный перечислений, остановимся только лишь на главном таком потоке, который можно назвать "ежегодно возобновляемыми первичными ресурсами". Это - вся та зеленая масса растений, которая ежегодно вырастает на данной территории, занимаемой данным обществом, и которая расходуется на потребление. Это тот поток, который "даром" (с некоторыми оговорками биологического и экологического характера, - но это уже другая тема) поставляется людям нашей планетой и Солнцем. Животная масса, необходимая для сбалансированного питания, по сути своей точно также опирается только на наличное количество "зеленной массы".

Но для деятельности человека нужны также и другие, уже невозобновляемые потоки. Это - природные ископаемые: нефть, газ, уголь, руды, вода, и многое, многое другое. Это те потоки, которые сформированы вследствие неравновесия, которые медленно накапливалось в природе многие сотни тысяч и многие сотни миллионов лет.

Человек активно использует этот канал неравновесия, - но, в отличие от зеленой массы, этот источник неравновесия в природе уже близок к истощению.

(Собственно, часто именно с этим и связывают большое количество так называемых "экологических проблем". А сами попытки нахождения новых источников неравновесия часто связывают с "экологическим мышлением". Как видим, все это на самом деле просто не более чем частности...)

И это все?

Для биологических объектов это, действительно, было бы все.

Но для социальных аспектов появляются дополнительные потоки, обусловленные наличие специфических ресурсов. Тех ресурсов, которые доступны только Человеку и которые важны только для Человека.

Прежде всего, это пространство, сама территория данного региона. Точнее - его специфические, отличные от других регионов черты.

Кенийские природные парки в Африке, Гавайские пляжи, Гималаи в Непале... Все это приносит деньги, то есть обеспечивает, в конечном счете, потоки для тех или иных регионов.

Как показал опыт, в качестве такого ресурса (часто его называют "туристским") может выступать вообще любая особенность территориального строения данного региона.

Данное направление крайне слабо развито в России и других странах бывшего СССР.

Для управления этим специфическим ресурсом нужны специальные инфраструктуры

Еще одним примером специфического ресурса, имеющего значение только для человека, является время. Точнее - те исторические особенности в развитии самого Человека, которые связаны с его историей. Это "исторические руины", сохранившиеся развалины, отреставрированные "памятники старины", "места славы и памяти" (ратной, религиозной), и тому подобное.

Этот ресурс также связывают с "туристским", хотя он имеет ряд специфических черт.

Наконец, имеется еще один ресурс, который можно назвать "информационным". Например, к нему можно отнести специфику способа жизни людей на данной территории, или же обладание рядом специфических умений или навыков. Сюда же можно отнести музеи, - а сегодня часто и природные парки, резервации аборигенов (индейцев в США, австралийцев в Австралии), и т.п.