8.1. Общее описание возможных стандартных ситуаций для человека при управлении

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85  87 

 

В этом разделе мы обратимся к вопросу об оптимизации управления в коллективе.

Это может быть коллектив фирмы, педагогического учреждения, органов местного или государственного самоуправления, армейский коллектив. В общем случае - произвольная совокупность людей, которые осуществляют совместное управление. На практике это означает, что эта группа людей осуществляет совместные и согласованные действия. Она может быть иерархичной, - но может быть сформированной и на основе "горизонтальных" связей. Она может иметь формального лидера - начальника, она может иметь и лидера неформального.

Однако во всех этих случаях управленческие ситуации, в которых происходит деятельность человека, являются одними и теми же. Вот их классификации и посвящен настоящий раздел.

Этому кругу вопросов часто уделяется неоправданно мало места при обучении будущих управленцев и менеджеров (например, работников местного или государственного управления, педагогов, социальных работников, менеджеров для разных отраслей производства) - а часто он даже упускается. Вместо этого рассматриваются, как правило, вопросы "наказания и поощрения", "из опыта лучших", и много другой разрозненной информации.

Чаще всего, идет рассказ о том, как "лучшие менеджеры" осуществляли управление. Интересно, что, как правило, рассказывается о следующей типичной ситуации: пришел новый управляющий - и начал изменять принятые ранее правила и условия.

Но как наладить постоянную работу по управлению?!

Сегодня много говорится о "человеческом факторе", о том, что нужно учитывать личность управленца-менеджера. Но технологии и методики для такого учета - отсутствуют. Рекомендуется обращаться по этому вопросу к психологам. Однако, как мы выяснили в главе 1, психологи в вопросах организации управления с учетом "человеческого фактора" и личности управленца-менеджера могут помочь только в весьма ограниченных случаях.

В конце ХХ века было осознано, что успех определяется совместной работой всего коллектива. Существует много эмпирических, опробованных на практике методик и рекомендаций. Но, вместе с тем, наблюдается отсутствие методик и технологий управления людьми, которые позволили бы прогнозировать результат такого управления.

Фактически, до сих пор выбор системы управления осуществляется методом "проб и ошибок". Здесь имеется в виду не только руководитель, который "настраивает" коллектив "под себя", но также и более общая ситуация - определения стиля и особенностей управления, которое для данного конкретного менеджера будет наиболее оптимальным и/или даст наиболее "весомый" результат.

В своем собственном коллективе управленец-менеджер постоянно сталкивается с необходимостью решения целого ряда управленческих задач. Причем многие из задач оказываются такими, что наш управленец - в разные моменты времени - оказывается в разных ролевых ситуациях.

Например, он получает распоряжение от вышестоящего руководителя (например, от директора фирмы). Вскоре он сам отдает распоряжения исполнителям (например, дает указание отыскать нужную ему информацию, или же производит детализацию задания и распределение его между другими управленцами). Наконец, он общается со своими коллегами. И, в конечном счете, наш управленец-менеджер сам является частью общества, и поэтому как управляется, так и сам управляет им.

Но не следует забывать, что наш менеджер - личность, индивид, который обладает своими собственными способами управления и разрешения ситуаций, которые он выработал у себя на протяжении всей своей жизни. Этот присущий ему способ управления обладает как рядом черт, общих для многих людей, так и рядом специфических только для конкретного человека особенностей. Часто человек не в состоянии даже выделить, что именно является таким общим и неизменным, а что может быть изменено или даже заменено.

Итак, управленец-менеджер находится в некоем интерьере - обобщенном рабочем месте, в рамках которого он осуществляет разные сценарии управления. Ниже мы даем кратко опишем классификацию таких СИТУАЦИЙ.

 

Ситуация: Я – управляю.

Точнее - я управляю в какой-то конкретной области. Например, на моем рабочем месте. Например - в моей семье, Например, в кругу моих друзей. Например, я управляю процессом повышения своей квалификации

Это тот тип управления "в самом общем виде", то управление, которое осуществляет данный человек в рассматриваемом интерьере. Уже с учетом конкретной специфики, налагаемой выполнением требуемых от него функциональных обязанностей.

Это - самая общая ситуация из возможных. А далее идут уже конкретизации, которые, в свою очередь, дробят ситуации на все более конкретные.

 

 Ситуация: Я управляю ПОДЧИНЕННЫМИ.

Это своего рода "управление вниз", выдача заданий подчиненным. Здесь понимается ситуация "я - руководитель".

Это может быть ситуативное управление - например, разработка единичного Проекта, организация концерта самодеятельности, чествования коллеги. Или же постоянные обязанности - например, топ-менеджера, отвечающего за выполнение заданного направления работы, или же директора.  Выполнение таких функциональных обязанностей имеет свои специфические особенности, - и, прежде всего, в области организации выдачи распоряжений "вниз" и приема отчетов "снизу".

 

Ситуация: Я и мой РУКОВОДИТЕЛЬ (мной управляют).

Это уже "управление вверх". Теперь уже "я - подчиненный". Это опять может быть спонтанно сложившаяся ситуация, или же - прямо закрепленная в функциональных обязанностях данного управленца.

Выполнение таких обязанностей также имеет свои специфические особенности, - например, связанные с организацией правильного понимания распоряжений и подготовки своей отчетности.

 

Ситуация: Я управляю моими коллегами (Я и мои коллеги).

Это можно назвать "управление по горизонтали". Здесь "я - часть коллектива" (я управляю себе подобными).

Сюда включаются и организация моих отношений с коллегами, управлении ними, установление отношений с новыми коллегами, сотрудниками и заказчиками.

 

Ситуация: Я управляю обществом (Я и общество).

Это можно назвать "управление в больших иерархических структурах". Здесь "я - часть общества, устроенного как иерархическая система".

Фактически, здесь речь идет о том, как управленец воспринимает общество, в котором он живет. А также - как общество воспринимает нашего управленца.

***

Описанными выше управленческими ситуациями и исчерпывается все возможные случаи. Фактически, мы описали классификацию управленческих ситуаций, ориентированную на конкретного пользователя - управленца или менеджера. А, в более общем случае - и на любого человека.

Далее мы подробно опишем каждую из перечисленных управленческих ситуаций. Собственно, это будет описание алгоритмов решения управленческих задач, сформированных на основе Социальных Технологий,  на уровне потребителя.

Фактически, в результате реализации такой программы мы получим полное описание того набора действий, которые специалист в области теории Социальных Технологий должен осуществить для оптимизации управления конкретного человека. Одновременно будет получено описание всего того комплекса услуг по оптимизации управления, которые клиент может получить от такого специалиста. В конечном счете, это может лечь в основу формирования Стандарт систем достижения и контроля качества для сферы услуг по применению Социальных Технологий в управлении и менеджменте.

 

 

В этом разделе мы обратимся к вопросу об оптимизации управления в коллективе.

Это может быть коллектив фирмы, педагогического учреждения, органов местного или государственного самоуправления, армейский коллектив. В общем случае - произвольная совокупность людей, которые осуществляют совместное управление. На практике это означает, что эта группа людей осуществляет совместные и согласованные действия. Она может быть иерархичной, - но может быть сформированной и на основе "горизонтальных" связей. Она может иметь формального лидера - начальника, она может иметь и лидера неформального.

Однако во всех этих случаях управленческие ситуации, в которых происходит деятельность человека, являются одними и теми же. Вот их классификации и посвящен настоящий раздел.

Этому кругу вопросов часто уделяется неоправданно мало места при обучении будущих управленцев и менеджеров (например, работников местного или государственного управления, педагогов, социальных работников, менеджеров для разных отраслей производства) - а часто он даже упускается. Вместо этого рассматриваются, как правило, вопросы "наказания и поощрения", "из опыта лучших", и много другой разрозненной информации.

Чаще всего, идет рассказ о том, как "лучшие менеджеры" осуществляли управление. Интересно, что, как правило, рассказывается о следующей типичной ситуации: пришел новый управляющий - и начал изменять принятые ранее правила и условия.

Но как наладить постоянную работу по управлению?!

Сегодня много говорится о "человеческом факторе", о том, что нужно учитывать личность управленца-менеджера. Но технологии и методики для такого учета - отсутствуют. Рекомендуется обращаться по этому вопросу к психологам. Однако, как мы выяснили в главе 1, психологи в вопросах организации управления с учетом "человеческого фактора" и личности управленца-менеджера могут помочь только в весьма ограниченных случаях.

В конце ХХ века было осознано, что успех определяется совместной работой всего коллектива. Существует много эмпирических, опробованных на практике методик и рекомендаций. Но, вместе с тем, наблюдается отсутствие методик и технологий управления людьми, которые позволили бы прогнозировать результат такого управления.

Фактически, до сих пор выбор системы управления осуществляется методом "проб и ошибок". Здесь имеется в виду не только руководитель, который "настраивает" коллектив "под себя", но также и более общая ситуация - определения стиля и особенностей управления, которое для данного конкретного менеджера будет наиболее оптимальным и/или даст наиболее "весомый" результат.

В своем собственном коллективе управленец-менеджер постоянно сталкивается с необходимостью решения целого ряда управленческих задач. Причем многие из задач оказываются такими, что наш управленец - в разные моменты времени - оказывается в разных ролевых ситуациях.

Например, он получает распоряжение от вышестоящего руководителя (например, от директора фирмы). Вскоре он сам отдает распоряжения исполнителям (например, дает указание отыскать нужную ему информацию, или же производит детализацию задания и распределение его между другими управленцами). Наконец, он общается со своими коллегами. И, в конечном счете, наш управленец-менеджер сам является частью общества, и поэтому как управляется, так и сам управляет им.

Но не следует забывать, что наш менеджер - личность, индивид, который обладает своими собственными способами управления и разрешения ситуаций, которые он выработал у себя на протяжении всей своей жизни. Этот присущий ему способ управления обладает как рядом черт, общих для многих людей, так и рядом специфических только для конкретного человека особенностей. Часто человек не в состоянии даже выделить, что именно является таким общим и неизменным, а что может быть изменено или даже заменено.

Итак, управленец-менеджер находится в некоем интерьере - обобщенном рабочем месте, в рамках которого он осуществляет разные сценарии управления. Ниже мы даем кратко опишем классификацию таких СИТУАЦИЙ.

 

Ситуация: Я – управляю.

Точнее - я управляю в какой-то конкретной области. Например, на моем рабочем месте. Например - в моей семье, Например, в кругу моих друзей. Например, я управляю процессом повышения своей квалификации

Это тот тип управления "в самом общем виде", то управление, которое осуществляет данный человек в рассматриваемом интерьере. Уже с учетом конкретной специфики, налагаемой выполнением требуемых от него функциональных обязанностей.

Это - самая общая ситуация из возможных. А далее идут уже конкретизации, которые, в свою очередь, дробят ситуации на все более конкретные.

 

 Ситуация: Я управляю ПОДЧИНЕННЫМИ.

Это своего рода "управление вниз", выдача заданий подчиненным. Здесь понимается ситуация "я - руководитель".

Это может быть ситуативное управление - например, разработка единичного Проекта, организация концерта самодеятельности, чествования коллеги. Или же постоянные обязанности - например, топ-менеджера, отвечающего за выполнение заданного направления работы, или же директора.  Выполнение таких функциональных обязанностей имеет свои специфические особенности, - и, прежде всего, в области организации выдачи распоряжений "вниз" и приема отчетов "снизу".

 

Ситуация: Я и мой РУКОВОДИТЕЛЬ (мной управляют).

Это уже "управление вверх". Теперь уже "я - подчиненный". Это опять может быть спонтанно сложившаяся ситуация, или же - прямо закрепленная в функциональных обязанностях данного управленца.

Выполнение таких обязанностей также имеет свои специфические особенности, - например, связанные с организацией правильного понимания распоряжений и подготовки своей отчетности.

 

Ситуация: Я управляю моими коллегами (Я и мои коллеги).

Это можно назвать "управление по горизонтали". Здесь "я - часть коллектива" (я управляю себе подобными).

Сюда включаются и организация моих отношений с коллегами, управлении ними, установление отношений с новыми коллегами, сотрудниками и заказчиками.

 

Ситуация: Я управляю обществом (Я и общество).

Это можно назвать "управление в больших иерархических структурах". Здесь "я - часть общества, устроенного как иерархическая система".

Фактически, здесь речь идет о том, как управленец воспринимает общество, в котором он живет. А также - как общество воспринимает нашего управленца.

***

Описанными выше управленческими ситуациями и исчерпывается все возможные случаи. Фактически, мы описали классификацию управленческих ситуаций, ориентированную на конкретного пользователя - управленца или менеджера. А, в более общем случае - и на любого человека.

Далее мы подробно опишем каждую из перечисленных управленческих ситуаций. Собственно, это будет описание алгоритмов решения управленческих задач, сформированных на основе Социальных Технологий,  на уровне потребителя.

Фактически, в результате реализации такой программы мы получим полное описание того набора действий, которые специалист в области теории Социальных Технологий должен осуществить для оптимизации управления конкретного человека. Одновременно будет получено описание всего того комплекса услуг по оптимизации управления, которые клиент может получить от такого специалиста. В конечном счете, это может лечь в основу формирования Стандарт систем достижения и контроля качества для сферы услуг по применению Социальных Технологий в управлении и менеджменте.