Глава 9. Применение Социальных Технологий в педагогике
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 87
Описаны особенности применения Социальных технологий в педагогике. Подробно рассмотрены основные закономерности влияния специфических особенностей типа личности учащегося на восприятие нового материала, на формирование у него знаний, умений и навыков. Рассмотрены вопросы организации подготовки учеников разных типов к экзаменам. Рассмотрены основные закономерности проявления типов личности в воспитательном процессе. Работа с одаренными детьми рассмотрена в плане отбора и обучения координаторов - людей, которые способны занимать высшие уровни в социальных пирамидах управления (этот аспект проблемы чрезвычайно важен для правильного решения проблемы воспитания элиты).
Здесь представлены только общие направления применения Социальных Технологий к педагогике. Их конкретная реализация требует, конечно, учета возраста учащихся, изучаемого предмета, интерьера будущей деятельности учащегося, многого другого.
Наконец, чтобы не перегружать материал этой главы, многие вопросы затронуты только кратко, скорее намечено направление решения, чем весьма подробно описаны технологии их решения. В частности при описании "стандартных ситуаций" при обучении и воспитании мы остановили только на нескольких примерах. Подробному рассмотрению применения Социальных Технологий в педагогике будет посвящена отдельная книга.
***
Великие мыслители и педагоги прошлого определили предмет и задачи педагогики как сплав обучения и воспитания. Тем самым они поставили в основу практически любой педагогической доктрины - концепцию личности. Как правило, эта концепция отражала те или иные априорные взгляды либо автора педагогической теории, либо психологической теории личности.
Ключевым для решения большинства педагогических задач является правильное определение соотношение неизменного и изменяемого в человеке.
Неизменное понимается как часть, как те характеристики личности человека, которые имеют, чаще всего, генетическое и физиологическое происхождение. Специально для задач педагогики их важность заключается в том, что они должны быть явно учтены в педагогических технологиях. Игнорировать эту неизменную часть личности человека, а тем более пытаться ее изменить при помощи педагогических технологий не просто не удастся! Это может даже поставить под вопрос успех всего педагогического процесса управления социализацией индивида.
Таким образом, неизменное в человеке, в его личности должно быть учтено в педагогике. Оно должно быть положено в основу построения педагогических методов, методик и технологий.
А вот что касается изменяемого - вот здесь и есть поле деятельности педагогики!
Таким образом, основную задачу педагогики можно сформулировать так:
Опираясь на неизменное в человеке, педагогика разрабатывает методы, методики и технологии для управления изменяемой частью человека, изменяемой частью его личности.
Сегодня существуют более десятка теория личности. Во многих из них соотношение между изменяемым и неизменным в человеке решается по разному. Как правило, исходя из неких априорных предположений либо из личных предпочтений (мировоззрения) авторов.
Вместе с тем весьма важным представляется то обстоятельство, что, при анализе конкретных ситуаций - а особенно это заметно при прогнозе, практически все специалисты в теории личности обращаются к рассмотрению практической деятельности индивида. Однако, оставаясь в рамках психологической теории, невозможно описать основные аспекты деятельности человека. Поэтому для нужд педагогики психология всегда рассматривала не просто личность человека, но ее сочетание с деятельностью. Это особенно характерно для педагогической психологии советского периода. При этом психологи всегда выходили, по сути, за границы применимости собственно психологии.
Таким образом, возникает задача о разработке таких концепций, таких теорий, которые являли бы собой своего рода "универсальный" язык, способный описать в рамках единого формализма как некоторые важные для педагогики черты человека, так и, одновременно, некоторые важные характеристики проявлений деятельности человека.
Вариант осуществления такого подхода и представляет теория двухкомпонентных абстрактных информационных автоматов - 2АИА и Социальные Технологии, построенные на ее основе.
Ниже кратко опишем те основные особенности, которые помогают решению основных педагогических задач. Это даст возможность потребителям - педагогам - получить представление о тех областях, где Социальные Технологии могут оказать им несомненную помощь.
Итак, что могут предложить Социальные Технологии для педагогики и педагогов.
Во-первых, в рамках Социальных Технологий произведена классификация информации - данных и знаний. Включая также и иерархию понятий и логических уровней построения отдельных научных дисциплин. Обратим внимание, что при этом возникает возможность в описании интерьеров - своего рода обобщенных, вычлененное из социального окружения "рабочих мест" индивида, которые определены разбиением всей суммы знаний данного общества на отдельные фрагменты, соответствующие конечной информационной вместимости индивида.
Во-вторых, получены классификация и описание способов управления, которые осуществляет человек в новых для себя условиях. Это, по сути, и есть та неизменная и неизменяемая характеристика индивида, которая должна учитываться в педагогике. Подчеркнем, что многие задачи педагогики, прежде всего обучение и воспитание, являют собой по своей сути задачи по организации управления (приобретением знаний, умений и навыков индивидом) в новых для человека условиях, - то есть как раз лежат в сфере применимости Социальных Технологий.
В третьих, имеется классификация и описание отношений между индивидами, которые возникают при их совместной деятельности в новых условиях (новых хотя бы для одного из них). Эта ситуация типична для педагогики, и поэтому здесь имеется огромная область для приложений Социальных Технологий.
В-четвертых, описано функционирование индивида в составе иерархических социальных структур. Эта сторона является чрезвычайно важной для управления адаптацией молодого человека к социальной жизни общества.
Решают ли Социальные Технологии все задачи педагогики?
Конечно же, нет! Например, в задачах мотивации и целеполагания теория 2АИА и Социальные Технологии могут играть хоть и важную, но все же скорее вспомогательную роль: первенство здесь остается за психологией.
Фактически, Социальные Технологии описывают то общее, что есть у некоего (вполне определенного и четко фиксированного в рамках Социальных Технологий) класса людей, тогда как психология сосредотачивается на описании индивидуальных различий, отличающих людей друг от друга. Поэтому - и именно в этом смысле - описание человека в рамках теории 2АИА и Социальных Технологий и психология дополняют друг друга, что позволяет - при их совместном использовании - повысить эффективность решения широкого класса педагогических задач.
Связь между педагогикой и психологией устанавливалась на протяжении нескольких веков, и основные способы использования психологических знаний в педагогике хорошо известны (см., например, учебник Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб., "Питер", 2000. - 432с.).
Поэтому в настоящей главе мы остановимся только на описании связей между педагогикой и Социальными Технологиями - то есть
Опишем способы решения основных педагогических задач с использованием теории 2АИА и Социальных Технологий.
Описаны особенности применения Социальных технологий в педагогике. Подробно рассмотрены основные закономерности влияния специфических особенностей типа личности учащегося на восприятие нового материала, на формирование у него знаний, умений и навыков. Рассмотрены вопросы организации подготовки учеников разных типов к экзаменам. Рассмотрены основные закономерности проявления типов личности в воспитательном процессе. Работа с одаренными детьми рассмотрена в плане отбора и обучения координаторов - людей, которые способны занимать высшие уровни в социальных пирамидах управления (этот аспект проблемы чрезвычайно важен для правильного решения проблемы воспитания элиты).
Здесь представлены только общие направления применения Социальных Технологий к педагогике. Их конкретная реализация требует, конечно, учета возраста учащихся, изучаемого предмета, интерьера будущей деятельности учащегося, многого другого.
Наконец, чтобы не перегружать материал этой главы, многие вопросы затронуты только кратко, скорее намечено направление решения, чем весьма подробно описаны технологии их решения. В частности при описании "стандартных ситуаций" при обучении и воспитании мы остановили только на нескольких примерах. Подробному рассмотрению применения Социальных Технологий в педагогике будет посвящена отдельная книга.
***
Великие мыслители и педагоги прошлого определили предмет и задачи педагогики как сплав обучения и воспитания. Тем самым они поставили в основу практически любой педагогической доктрины - концепцию личности. Как правило, эта концепция отражала те или иные априорные взгляды либо автора педагогической теории, либо психологической теории личности.
Ключевым для решения большинства педагогических задач является правильное определение соотношение неизменного и изменяемого в человеке.
Неизменное понимается как часть, как те характеристики личности человека, которые имеют, чаще всего, генетическое и физиологическое происхождение. Специально для задач педагогики их важность заключается в том, что они должны быть явно учтены в педагогических технологиях. Игнорировать эту неизменную часть личности человека, а тем более пытаться ее изменить при помощи педагогических технологий не просто не удастся! Это может даже поставить под вопрос успех всего педагогического процесса управления социализацией индивида.
Таким образом, неизменное в человеке, в его личности должно быть учтено в педагогике. Оно должно быть положено в основу построения педагогических методов, методик и технологий.
А вот что касается изменяемого - вот здесь и есть поле деятельности педагогики!
Таким образом, основную задачу педагогики можно сформулировать так:
Опираясь на неизменное в человеке, педагогика разрабатывает методы, методики и технологии для управления изменяемой частью человека, изменяемой частью его личности.
Сегодня существуют более десятка теория личности. Во многих из них соотношение между изменяемым и неизменным в человеке решается по разному. Как правило, исходя из неких априорных предположений либо из личных предпочтений (мировоззрения) авторов.
Вместе с тем весьма важным представляется то обстоятельство, что, при анализе конкретных ситуаций - а особенно это заметно при прогнозе, практически все специалисты в теории личности обращаются к рассмотрению практической деятельности индивида. Однако, оставаясь в рамках психологической теории, невозможно описать основные аспекты деятельности человека. Поэтому для нужд педагогики психология всегда рассматривала не просто личность человека, но ее сочетание с деятельностью. Это особенно характерно для педагогической психологии советского периода. При этом психологи всегда выходили, по сути, за границы применимости собственно психологии.
Таким образом, возникает задача о разработке таких концепций, таких теорий, которые являли бы собой своего рода "универсальный" язык, способный описать в рамках единого формализма как некоторые важные для педагогики черты человека, так и, одновременно, некоторые важные характеристики проявлений деятельности человека.
Вариант осуществления такого подхода и представляет теория двухкомпонентных абстрактных информационных автоматов - 2АИА и Социальные Технологии, построенные на ее основе.
Ниже кратко опишем те основные особенности, которые помогают решению основных педагогических задач. Это даст возможность потребителям - педагогам - получить представление о тех областях, где Социальные Технологии могут оказать им несомненную помощь.
Итак, что могут предложить Социальные Технологии для педагогики и педагогов.
Во-первых, в рамках Социальных Технологий произведена классификация информации - данных и знаний. Включая также и иерархию понятий и логических уровней построения отдельных научных дисциплин. Обратим внимание, что при этом возникает возможность в описании интерьеров - своего рода обобщенных, вычлененное из социального окружения "рабочих мест" индивида, которые определены разбиением всей суммы знаний данного общества на отдельные фрагменты, соответствующие конечной информационной вместимости индивида.
Во-вторых, получены классификация и описание способов управления, которые осуществляет человек в новых для себя условиях. Это, по сути, и есть та неизменная и неизменяемая характеристика индивида, которая должна учитываться в педагогике. Подчеркнем, что многие задачи педагогики, прежде всего обучение и воспитание, являют собой по своей сути задачи по организации управления (приобретением знаний, умений и навыков индивидом) в новых для человека условиях, - то есть как раз лежат в сфере применимости Социальных Технологий.
В третьих, имеется классификация и описание отношений между индивидами, которые возникают при их совместной деятельности в новых условиях (новых хотя бы для одного из них). Эта ситуация типична для педагогики, и поэтому здесь имеется огромная область для приложений Социальных Технологий.
В-четвертых, описано функционирование индивида в составе иерархических социальных структур. Эта сторона является чрезвычайно важной для управления адаптацией молодого человека к социальной жизни общества.
Решают ли Социальные Технологии все задачи педагогики?
Конечно же, нет! Например, в задачах мотивации и целеполагания теория 2АИА и Социальные Технологии могут играть хоть и важную, но все же скорее вспомогательную роль: первенство здесь остается за психологией.
Фактически, Социальные Технологии описывают то общее, что есть у некоего (вполне определенного и четко фиксированного в рамках Социальных Технологий) класса людей, тогда как психология сосредотачивается на описании индивидуальных различий, отличающих людей друг от друга. Поэтому - и именно в этом смысле - описание человека в рамках теории 2АИА и Социальных Технологий и психология дополняют друг друга, что позволяет - при их совместном использовании - повысить эффективность решения широкого класса педагогических задач.
Связь между педагогикой и психологией устанавливалась на протяжении нескольких веков, и основные способы использования психологических знаний в педагогике хорошо известны (см., например, учебник Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб., "Питер", 2000. - 432с.).
Поэтому в настоящей главе мы остановимся только на описании связей между педагогикой и Социальными Технологиями - то есть
Опишем способы решения основных педагогических задач с использованием теории 2АИА и Социальных Технологий.