4.3. Координаторы и тиражировщики (что такое Элита)

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37   40 41 42  44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85  87 

Ниже будут описаны те социальные условия, только при выполнении которых и возможна самоорганизация оптимальных пирамид управления. Выделены маркеры, с использованием которых могут быть определены координаторы, а также комплекс условий, необходимый для их оптимального функционирования на уровне государства как целого. Показано, что класс понятий, связываемый обычно с так называемыми "Правами Человека", является просто комплексом условий, которые необходимы для отбора координаторов. Интересно, что так как "Права Человека" получены как следствие нашего формализма, это обстоятельство можно рассматривать как успешную апробацию развитого нами подхода.

Как видно из предыдущего, решающим условием для возможности построения иерархических систем управления - ИСУ - является наличие координаторов. Но все - таки, все - таки: как же распознать координатора?

С типом человека уже достигнута определенная ясность: его можно определить с использованием 4-х дихотомий (см. главы 2 и 12).

А как же определить координатора?!

Возможность для определения координатора, как следует из предыдущих параграфов этой главы, существует всего одна: определить уровень и свойства информации, которой этот координатор оперирует. То есть - необходимо определить иерархический уровень, на котором данный человек способен осуществлять управление. Наконец - определить, а способен ли данный человек, "претендующий" на то, чтобы считаться координатором, "рождать" - синтезировать новую для этого уровня иерархии информацию или же восстанавливать недостающую ее часть.

В качестве таких маркеров для координатора могут выступать следующие (перечень, конечно, предварительный и далеко не полный):

Информация соответствующего уровня и смысла "поляризует" человека, она притягивает его, он выделяет ее из общего потока (например, - потока новостей), он начинает социализировать ее. Поэтому если рассматриваемый человек является координатором, он немедленно начинает ее обработку, он немедленно "переключается" на нее, подчиняя нуждам ее социализации (внедрения, объяснения, приложения, распространения и т.п.) всю свою активность, всю свою деятельность без остатка. Более того: именно через эти новые знания он начинает преломлять все свое видение Мира вообще (естественно - до тех пор, пока он "занят" этой информацией!); он видит всюду (!) проявления "именно этого"!

Деньги для координатора не имеют важности сами по себе, - в особенности, когда он занимается бизнесом! Деньги для него - не более чем орудие, с помощью которого он получает доступ до необходимой ему информации, либо же - орудие, с помощью которого он может реализовать свою активность. (Конечно, для рациональных типов личности деньги играют большую, чем для иррациональных, роль - однако никогда она не переходит в определяющую (решающую) для их жизненной цели.)

В краткой беседе координаторы определяются при помощи так называемых "ключевых слов": это некоторые темы, упоминания об эффектах, явлениях, подходах и т.п., описывающих соответствующие уровни разных (Природных или Социальных) иерархических самоорганизованных систем. Координатор на "свое" - среагирует, заинтересуется, сообщит свое мнение и т.п.. (Тиражировщик же просто отбросит эту тему...)

Координатор мыслит не только (не столько) "вглубь", но - и это случается достаточно часто - "по горизонтали", ибо высшие уровни ИСС затрагивают много разных объектов (объектов разной природы), которые традиционно описываются в рамках часто совершенно разных научных дисциплин.

Если иррациональный тип активно формирует конкретные структуры высшего уровня иерархии (сложные, - например те, которые сами являются уже ИСС - такие как, фирмы, общественные движения, партии и т.п.) - это уже также маркер координатора.

Если рациональный тип способен разговаривать на уровне "идей", если он активно оперирует понятиями из многих областей (науки, деятельности и т.п.), - и это тоже маркер координатора.

Как видите - имеем ситуацию, о которой говорилось в Евангелии: "По плодам труда их узнаете их"...

А кто же лучше всего сумеет распознать координатора? Конечно же - другой координатор!

Вообще же - любой человек способен распознавать координаторов:

"своего уровня"

уровня, "на один выше, чем собственный"

всех нижележащих уровней.

Перечисленные выше (далеко не полные!) условия, собственно, являются необходимыми для того, чтобы человек (координатор или тиражировщик) вообще смог принять участие в какой - либо пирамиде управления (иерархической структуре управления).

На перечисленные маркеры и условия и следует ориентироваться: что делать, - в противном случае за координатора легко принять просто экстравагантную личность (ситуация далеко не нова: вспомним Гоголевского "Ревизора"...).

Еще раз подчеркнем: нового координатора могут распознать (и, соответственно, отобрать) лишь только другие координаторы - как "функционирующие" (то есть те, которые именно сейчас активно реализуют управление на определенном иерархическом уровне), так и "бывшие" (то есть те, которые раньше были координаторами соответствующего уровня, а сейчас - "отдыхают"; фактически же - ищут или подготавливают новую информацию для социализации). Как правило, такие люди должны быть объединены в некие "экспертные группы", которые должны приглашаться для анализа предлагаемых Проектов (на самом деле, таким образом выявляются координаторы, которые только и могут реализовать эти рассматриваемые Проекты).

Весьма важным является то обстоятельство, что понять, осознать Проект, предлагаемый координатором, может лишь только координатор того же или более высокого уровня, - для координатора на уровень меньше оценка Проекта может оказаться невозможной (особенно, если этот эксперт не имел раньше дела с объектами, управлению которыми посвящен данный Проект, или информация о котором используется в этом Проекте). Ни тиражировщики, ни даже координаторы с уровня на два меньше, чем тот, который затрагивается предлагаемым на рассмотрение Проектом, не смогут принять сознательного и осознанного решения: на оптимальную оценку они могут выйти разве что только случайным образом.

Идеология "выработки коллективного мнения" неприменима к координаторами!

Это обстоятельство должен учитывать каждый "управленец высшего звена" в своей повседневной практической деятельности!

Примеров функционирования координаторов множество, - особенно много дает их наука ХХ века. Достаточно упомянуть уже одного Альберта Эйнштейна - его специальная теория относительности на протяжении многих лет была доступна для понимания крайне ограниченному кругу высокоталантливых физиков (координаторов в физике!). Среди политических лидеров можно упомянуть Франклина Рузвельта с его "новым экономическим курсом" (точнее сказать - с его осознанием важности рекомендаций своих экспертов).

Совокупность координаторов в данной стране - это и есть, собственно, та группа людей, которую во все времена называли Элитой Государства. Однако теперь мы можем сказать, что Элиту собственно Государства составляют не все координаторы - но лишь только те из них, которые соответствуют государственному иерархическому уровню. Обратимся к Таблице, в которой приведено соответствие между уровнями иерархии в ИСУ и количеством координаторов (см. параграф 4.2). Из нее легко видеть, что государству как целому отвечает иерархическая система управления, содержащая, как правило, от 4 до 6 уровней иерархии. Из этой Таблицы видно, что Элиту собственно Государственного уровня составляют не более 1.000 человек! - остальных координаторов можно назвать собственно уже "региональной" элитой (элитой регионального уровня). И именно эта "тысяча" человек и определяет как лицо страны, так и перспективы ее дальнейшего развития. Собственно, - только эти люди и являются "незаменимыми": отсутствие у них возможности для функционирования в составе ИСУ немедленно лишает страну управляемости (управляемости как единым объектом).

Более подробно об особенностях функционирования ИСУ для управления государством описано в следующем параграфе, - здесь же далее мы опишем еще способы распознавания координаторов и "привлечения" их к реализации управления с использованием современных форм коммуникации - сетей Intranet и Internet.

Пример 1. Сети Intranet как способ организации управления.

В качестве примера приведем связь между иерархическими системами управления и широко используемым сегодня построением сети Intranet (компьютерной сетью внутри данного объекта, - например, фирмы, министерства, парламента, кабинета министров и т.п.). Фактически, для "больших" объектов (с числом сотрудников более 256 (=162!) человек) - наличие такой сети означает создание условий для самоорганизации пирамиды управления. Для малых объектов - это средство для самоорганизации типов для решения конкретных задач, то есть - создание условий для самоорганизации отношений между типами, звеньев Ир- и Ра-колец и т.п.

Организационно сеть Intranet разбивается поэтому на два случая:

большие фирмы = создание собственных Web-страниц, и

малые объекты = файлы со сведениями о себе + "персональная внутренняя" e-mail.

Можно рекомендовать такой режим использования Intranet: если перед объектом (фирмой, отделом, министерством, партией и т.п.) появляется необходимость в решении какой-либо новой задачи (решение которой "неочевидно" - то есть возникла необходимость в выработке нового режима управления!), то для этого создается собственная Web-страница, в которой высказывается девиз "Заполните ее своими предложениями и своими мыслями". Затем - сотрудники заполняют соответствующие поля этой Web-страницы своими планами. Интересно, что при этом в режиме реального времени высказанные предложения и планы подвергаются критическому анализу других сотрудников, и, в результате, за сравнительно короткое время получается не только решение, оптимальное для рассматриваемой фирмы, но также и такое решение, которое уже все исполнители - изучили и готовы немедленно приступить к его реализации!

Пример 2. Сети Internet как способ организации пирамиды ИСУ (особенно - распознавания и отбора координаторов).

Сегодня уже имеется большой банк данных о потенциальных сотрудниках ИСУ практически любого уровня - это сеть Internet. В ней уже сейчас находится достаточно большое число абонентов, имеющих самые разные цели в жизни.

Но какие же люди являются "наиболее дефицитными" для построения ИСУ? Несомненно, - координаторы! Это как раз те люди, наличие которых является критическим для реализации управления. Собственно, координаторы - это и есть управление, ибо только они могут принести новые идеи.

Как же найти, отобрать и использовать координаторов с помощью Internet?

Мы здесь укажем только, как использовать некоторые из "маркеров", определяющих координаторов.

Итак, главный из маркеров - это способность координатора либо восстанавливать недостающую часть информации, либо создавать новую, ранее не существовавшую информацию. Отсюда и две стратегии их поиска (или, может быть, точнее сказать - отбора?!). Первая - создавать условия для подготовки претендентами разного рода аналитических обзоров: например, описания текущего состояния (или прогноз его развития) для того или иного направления деятельности государства, направления бизнеса или менеджмента, и т.п. Вторая - искать людей, которые активно и результативно работают в нескольких областях: ибо координатор работает, образно говоря, не "вглубь" проблемы (часто - даже не умея делать больше ничего иного!), а как бы "по горизонтали", рассматривая и решая задачи (задачи одинакового уровня иерархии!) из разных областей человеческой деятельности (то есть - на всем иерархическом уровне как целом, а не на отдельной КС для самого низкого уровня иерархии).

Реализовать оба пути можно, например, создавая специальным образом сформированные Web-страницы и широко используя при этом следующее правило: "взял наш файл (или - информацию вообще) - оставь свой файл (информацию), причем - соответствующего уровня". (Причем "соответствующий уровень" может быть аннотирован просто как "описание объектов, подобных описанным в нашем файле": например, "если мы описали фирму Microsoft, то Вы можете описать Республиканскую Партию.) Для более широкого захвата, можно организовать что-то наподобие оплачиваемых "отборочной комиссией" олимпиад или иного рода соревнований (даже - конференций), - с привлечением известных и уважаемых экспертов - координаторов. Отметим, что при этом достигается также стратегия отбора "подобный выбирает себе подобного" (или - "координатор (уже состоявшийся!) отбирает - потенциальных - координаторов").

С помощью Internet и соответствующих Web-страниц также легко организовать быстрое построение необходимых пирамид управления под решение требуемой задачи: на Web-странице составляются условия задачи, и все желающие размещают там свои собственные планы ее решения (конечно, сообщая при этом свои данные). Спустя некоторое время - на данной Web-странице можно будет весьма четко выделить несколько стратегий решения предложенной задачи, - причем под каждую стратегию соответствующая группа исполнителей будет уже сформирована! Конечно, при этом необходима фиксация некоторых специфических юридических вопросов, - прежде всего из области защиты интеллектуальной собственности и авторских прав (что, однако, уже вполне разрешимо современными техническими методами).

Ниже будут описаны те социальные условия, только при выполнении которых и возможна самоорганизация оптимальных пирамид управления. Выделены маркеры, с использованием которых могут быть определены координаторы, а также комплекс условий, необходимый для их оптимального функционирования на уровне государства как целого. Показано, что класс понятий, связываемый обычно с так называемыми "Правами Человека", является просто комплексом условий, которые необходимы для отбора координаторов. Интересно, что так как "Права Человека" получены как следствие нашего формализма, это обстоятельство можно рассматривать как успешную апробацию развитого нами подхода.

Как видно из предыдущего, решающим условием для возможности построения иерархических систем управления - ИСУ - является наличие координаторов. Но все - таки, все - таки: как же распознать координатора?

С типом человека уже достигнута определенная ясность: его можно определить с использованием 4-х дихотомий (см. главы 2 и 12).

А как же определить координатора?!

Возможность для определения координатора, как следует из предыдущих параграфов этой главы, существует всего одна: определить уровень и свойства информации, которой этот координатор оперирует. То есть - необходимо определить иерархический уровень, на котором данный человек способен осуществлять управление. Наконец - определить, а способен ли данный человек, "претендующий" на то, чтобы считаться координатором, "рождать" - синтезировать новую для этого уровня иерархии информацию или же восстанавливать недостающую ее часть.

В качестве таких маркеров для координатора могут выступать следующие (перечень, конечно, предварительный и далеко не полный):

Информация соответствующего уровня и смысла "поляризует" человека, она притягивает его, он выделяет ее из общего потока (например, - потока новостей), он начинает социализировать ее. Поэтому если рассматриваемый человек является координатором, он немедленно начинает ее обработку, он немедленно "переключается" на нее, подчиняя нуждам ее социализации (внедрения, объяснения, приложения, распространения и т.п.) всю свою активность, всю свою деятельность без остатка. Более того: именно через эти новые знания он начинает преломлять все свое видение Мира вообще (естественно - до тех пор, пока он "занят" этой информацией!); он видит всюду (!) проявления "именно этого"!

Деньги для координатора не имеют важности сами по себе, - в особенности, когда он занимается бизнесом! Деньги для него - не более чем орудие, с помощью которого он получает доступ до необходимой ему информации, либо же - орудие, с помощью которого он может реализовать свою активность. (Конечно, для рациональных типов личности деньги играют большую, чем для иррациональных, роль - однако никогда она не переходит в определяющую (решающую) для их жизненной цели.)

В краткой беседе координаторы определяются при помощи так называемых "ключевых слов": это некоторые темы, упоминания об эффектах, явлениях, подходах и т.п., описывающих соответствующие уровни разных (Природных или Социальных) иерархических самоорганизованных систем. Координатор на "свое" - среагирует, заинтересуется, сообщит свое мнение и т.п.. (Тиражировщик же просто отбросит эту тему...)

Координатор мыслит не только (не столько) "вглубь", но - и это случается достаточно часто - "по горизонтали", ибо высшие уровни ИСС затрагивают много разных объектов (объектов разной природы), которые традиционно описываются в рамках часто совершенно разных научных дисциплин.

Если иррациональный тип активно формирует конкретные структуры высшего уровня иерархии (сложные, - например те, которые сами являются уже ИСС - такие как, фирмы, общественные движения, партии и т.п.) - это уже также маркер координатора.

Если рациональный тип способен разговаривать на уровне "идей", если он активно оперирует понятиями из многих областей (науки, деятельности и т.п.), - и это тоже маркер координатора.

Как видите - имеем ситуацию, о которой говорилось в Евангелии: "По плодам труда их узнаете их"...

А кто же лучше всего сумеет распознать координатора? Конечно же - другой координатор!

Вообще же - любой человек способен распознавать координаторов:

"своего уровня"

уровня, "на один выше, чем собственный"

всех нижележащих уровней.

Перечисленные выше (далеко не полные!) условия, собственно, являются необходимыми для того, чтобы человек (координатор или тиражировщик) вообще смог принять участие в какой - либо пирамиде управления (иерархической структуре управления).

На перечисленные маркеры и условия и следует ориентироваться: что делать, - в противном случае за координатора легко принять просто экстравагантную личность (ситуация далеко не нова: вспомним Гоголевского "Ревизора"...).

Еще раз подчеркнем: нового координатора могут распознать (и, соответственно, отобрать) лишь только другие координаторы - как "функционирующие" (то есть те, которые именно сейчас активно реализуют управление на определенном иерархическом уровне), так и "бывшие" (то есть те, которые раньше были координаторами соответствующего уровня, а сейчас - "отдыхают"; фактически же - ищут или подготавливают новую информацию для социализации). Как правило, такие люди должны быть объединены в некие "экспертные группы", которые должны приглашаться для анализа предлагаемых Проектов (на самом деле, таким образом выявляются координаторы, которые только и могут реализовать эти рассматриваемые Проекты).

Весьма важным является то обстоятельство, что понять, осознать Проект, предлагаемый координатором, может лишь только координатор того же или более высокого уровня, - для координатора на уровень меньше оценка Проекта может оказаться невозможной (особенно, если этот эксперт не имел раньше дела с объектами, управлению которыми посвящен данный Проект, или информация о котором используется в этом Проекте). Ни тиражировщики, ни даже координаторы с уровня на два меньше, чем тот, который затрагивается предлагаемым на рассмотрение Проектом, не смогут принять сознательного и осознанного решения: на оптимальную оценку они могут выйти разве что только случайным образом.

Идеология "выработки коллективного мнения" неприменима к координаторами!

Это обстоятельство должен учитывать каждый "управленец высшего звена" в своей повседневной практической деятельности!

Примеров функционирования координаторов множество, - особенно много дает их наука ХХ века. Достаточно упомянуть уже одного Альберта Эйнштейна - его специальная теория относительности на протяжении многих лет была доступна для понимания крайне ограниченному кругу высокоталантливых физиков (координаторов в физике!). Среди политических лидеров можно упомянуть Франклина Рузвельта с его "новым экономическим курсом" (точнее сказать - с его осознанием важности рекомендаций своих экспертов).

Совокупность координаторов в данной стране - это и есть, собственно, та группа людей, которую во все времена называли Элитой Государства. Однако теперь мы можем сказать, что Элиту собственно Государства составляют не все координаторы - но лишь только те из них, которые соответствуют государственному иерархическому уровню. Обратимся к Таблице, в которой приведено соответствие между уровнями иерархии в ИСУ и количеством координаторов (см. параграф 4.2). Из нее легко видеть, что государству как целому отвечает иерархическая система управления, содержащая, как правило, от 4 до 6 уровней иерархии. Из этой Таблицы видно, что Элиту собственно Государственного уровня составляют не более 1.000 человек! - остальных координаторов можно назвать собственно уже "региональной" элитой (элитой регионального уровня). И именно эта "тысяча" человек и определяет как лицо страны, так и перспективы ее дальнейшего развития. Собственно, - только эти люди и являются "незаменимыми": отсутствие у них возможности для функционирования в составе ИСУ немедленно лишает страну управляемости (управляемости как единым объектом).

Более подробно об особенностях функционирования ИСУ для управления государством описано в следующем параграфе, - здесь же далее мы опишем еще способы распознавания координаторов и "привлечения" их к реализации управления с использованием современных форм коммуникации - сетей Intranet и Internet.

Пример 1. Сети Intranet как способ организации управления.

В качестве примера приведем связь между иерархическими системами управления и широко используемым сегодня построением сети Intranet (компьютерной сетью внутри данного объекта, - например, фирмы, министерства, парламента, кабинета министров и т.п.). Фактически, для "больших" объектов (с числом сотрудников более 256 (=162!) человек) - наличие такой сети означает создание условий для самоорганизации пирамиды управления. Для малых объектов - это средство для самоорганизации типов для решения конкретных задач, то есть - создание условий для самоорганизации отношений между типами, звеньев Ир- и Ра-колец и т.п.

Организационно сеть Intranet разбивается поэтому на два случая:

большие фирмы = создание собственных Web-страниц, и

малые объекты = файлы со сведениями о себе + "персональная внутренняя" e-mail.

Можно рекомендовать такой режим использования Intranet: если перед объектом (фирмой, отделом, министерством, партией и т.п.) появляется необходимость в решении какой-либо новой задачи (решение которой "неочевидно" - то есть возникла необходимость в выработке нового режима управления!), то для этого создается собственная Web-страница, в которой высказывается девиз "Заполните ее своими предложениями и своими мыслями". Затем - сотрудники заполняют соответствующие поля этой Web-страницы своими планами. Интересно, что при этом в режиме реального времени высказанные предложения и планы подвергаются критическому анализу других сотрудников, и, в результате, за сравнительно короткое время получается не только решение, оптимальное для рассматриваемой фирмы, но также и такое решение, которое уже все исполнители - изучили и готовы немедленно приступить к его реализации!

Пример 2. Сети Internet как способ организации пирамиды ИСУ (особенно - распознавания и отбора координаторов).

Сегодня уже имеется большой банк данных о потенциальных сотрудниках ИСУ практически любого уровня - это сеть Internet. В ней уже сейчас находится достаточно большое число абонентов, имеющих самые разные цели в жизни.

Но какие же люди являются "наиболее дефицитными" для построения ИСУ? Несомненно, - координаторы! Это как раз те люди, наличие которых является критическим для реализации управления. Собственно, координаторы - это и есть управление, ибо только они могут принести новые идеи.

Как же найти, отобрать и использовать координаторов с помощью Internet?

Мы здесь укажем только, как использовать некоторые из "маркеров", определяющих координаторов.

Итак, главный из маркеров - это способность координатора либо восстанавливать недостающую часть информации, либо создавать новую, ранее не существовавшую информацию. Отсюда и две стратегии их поиска (или, может быть, точнее сказать - отбора?!). Первая - создавать условия для подготовки претендентами разного рода аналитических обзоров: например, описания текущего состояния (или прогноз его развития) для того или иного направления деятельности государства, направления бизнеса или менеджмента, и т.п. Вторая - искать людей, которые активно и результативно работают в нескольких областях: ибо координатор работает, образно говоря, не "вглубь" проблемы (часто - даже не умея делать больше ничего иного!), а как бы "по горизонтали", рассматривая и решая задачи (задачи одинакового уровня иерархии!) из разных областей человеческой деятельности (то есть - на всем иерархическом уровне как целом, а не на отдельной КС для самого низкого уровня иерархии).

Реализовать оба пути можно, например, создавая специальным образом сформированные Web-страницы и широко используя при этом следующее правило: "взял наш файл (или - информацию вообще) - оставь свой файл (информацию), причем - соответствующего уровня". (Причем "соответствующий уровень" может быть аннотирован просто как "описание объектов, подобных описанным в нашем файле": например, "если мы описали фирму Microsoft, то Вы можете описать Республиканскую Партию.) Для более широкого захвата, можно организовать что-то наподобие оплачиваемых "отборочной комиссией" олимпиад или иного рода соревнований (даже - конференций), - с привлечением известных и уважаемых экспертов - координаторов. Отметим, что при этом достигается также стратегия отбора "подобный выбирает себе подобного" (или - "координатор (уже состоявшийся!) отбирает - потенциальных - координаторов").

С помощью Internet и соответствующих Web-страниц также легко организовать быстрое построение необходимых пирамид управления под решение требуемой задачи: на Web-странице составляются условия задачи, и все желающие размещают там свои собственные планы ее решения (конечно, сообщая при этом свои данные). Спустя некоторое время - на данной Web-странице можно будет весьма четко выделить несколько стратегий решения предложенной задачи, - причем под каждую стратегию соответствующая группа исполнителей будет уже сформирована! Конечно, при этом необходима фиксация некоторых специфических юридических вопросов, - прежде всего из области защиты интеллектуальной собственности и авторских прав (что, однако, уже вполне разрешимо современными техническими методами).