12.3. Вопросы исследовательские и вопросы анкетные
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 87
Ну что ж, сейчас мы уже можем приступить к тому, чтобы начать задавать вопросы.
Но вопросы вопросам рознь.
Бывают вопросы "вопросительные", бывают и риторические. Это мы еще в школе проходили.
В плане же построения методики определения типа личности важно отметить то, что есть ДВА типа вопросов, которые необходимо четко различать.
Вопросы бывают исследовательские и анкетные.
Что такое вопрос исследовательский? Это тот вопрос, который Вы сами ставите перед собой и на которые Вы должны найти ответы в проявлении активности данного конкретного человека. При этом, как правило, этот вопрос сформулирован на языке данной теоретической концепции. На самом деле, этот вопрос формулирует ЦЕЛЬ Вашего обращения к конкретной личности. Еще более детально - это именно тот вопрос, на который Вы сейчас хотите получить ответ от типируемого Вами человека.
Но если спросить человека "прямо в лоб", - то что человек ответит? Человек - не машина. Он имеет чувства, желания, эмоции. Наконец, у разных людей разный интеллектуальный уровень, - так что типируемый иногда может даже не понять, о чем Вы его спрашиваете.
Значит, нужно придумать такой вопрос, чтобы человек понял, чего от него хочет специалист. Но поскольку человек склонен скрывать сведения о себе, то такой вопрос должен быть как бы "скользящим", "непрямым". Не говоря уже о том, что типируемый просто не обязан даже знать теорию, в рамках которой ему задается вопрос!
Совершенно верно! Именно такие вопросы и называются анкетными.
Анкетный вопрос - это тот вопрос, который задается конкретному типируемому.
Часто бывает, что для получения четкого ответа на один исследовательский вопрос часто нужно задавать несколько вопросов анкетных. Каждый анкетный вопрос раскрывает ту или иную сторону, ту или иную грань исследовательского вопроса.
Ниже в этой книге мы приводим описание того, как формировать вопросы исследовательские. Это необходимо, например, как важнейший этап при построении стандартизированной методики для определения типа личности. С появлением такой стандартизированной методики фактически, появится "инструмент" для определение типа управления для конкретного человека.
Рассмотрим пример построения такого исследовательского вопроса..
Опишем для дихотомии "Иррациональный - Рациональный" логические уровни вопросов, - и придем в результате к одному из исследовательских вопросов.
Пример разложения на логические уровни.
Полюса дихотомий:
(2) Иррациональный - Рациональный = "стиль управления". (Определение. Общее описание. Это уже сделано выше.)
(3) Области деятельности, проявление в которых активности является альтернативным. 1) Способ отбора информации (восприятие информации). 2) Способ кодирования отобранной информации (слово или символ). 3) Способ формирования цели управления (способ ее описания). 4) Способ выбора объектов, над которыми будут осуществлены действия для достижения цели. 5) Способ принятия решения (и оптимизации деятельности). 6) Способ реализации деятельности для достижения цели. 7) Способ анализа деятельности в плане определения достижения поставленной цели. Детализация по направлениям: =восприятие объектов внешнего мира, =восприятие себя, =восприятие других, =особенности проявления активности (самооценка, и + по мнению других, термины, в которых она описывается).
(4) Конкретный пример вопроса: "Нравится ли Вам работать в условиях, когда пределы вашей компетенции четко указаны?".
(5) (Способ формирования цели управления + восприятие себя). Кодирование ответа: определение уровня, которым оперирует типируемый. Ответ "да" = ориентация на ЗНАК, объект, конкретное. Конкретные рамки, только внутри которых и можно выбирать цель управления. Правомерность же установления рамок "передается" на уровень выше, "кому-то" другому. Это блок ответов Рационального типа 2АИА. (Для Иррационального типа 2АИА характерен ответ "нет". Ориентация такого типа 2АИА направлена на символ. Рамки "для себя" человек устанавливает сам, в соответствие с заданием.)
Ну что ж, сейчас мы уже можем приступить к тому, чтобы начать задавать вопросы.
Но вопросы вопросам рознь.
Бывают вопросы "вопросительные", бывают и риторические. Это мы еще в школе проходили.
В плане же построения методики определения типа личности важно отметить то, что есть ДВА типа вопросов, которые необходимо четко различать.
Вопросы бывают исследовательские и анкетные.
Что такое вопрос исследовательский? Это тот вопрос, который Вы сами ставите перед собой и на которые Вы должны найти ответы в проявлении активности данного конкретного человека. При этом, как правило, этот вопрос сформулирован на языке данной теоретической концепции. На самом деле, этот вопрос формулирует ЦЕЛЬ Вашего обращения к конкретной личности. Еще более детально - это именно тот вопрос, на который Вы сейчас хотите получить ответ от типируемого Вами человека.
Но если спросить человека "прямо в лоб", - то что человек ответит? Человек - не машина. Он имеет чувства, желания, эмоции. Наконец, у разных людей разный интеллектуальный уровень, - так что типируемый иногда может даже не понять, о чем Вы его спрашиваете.
Значит, нужно придумать такой вопрос, чтобы человек понял, чего от него хочет специалист. Но поскольку человек склонен скрывать сведения о себе, то такой вопрос должен быть как бы "скользящим", "непрямым". Не говоря уже о том, что типируемый просто не обязан даже знать теорию, в рамках которой ему задается вопрос!
Совершенно верно! Именно такие вопросы и называются анкетными.
Анкетный вопрос - это тот вопрос, который задается конкретному типируемому.
Часто бывает, что для получения четкого ответа на один исследовательский вопрос часто нужно задавать несколько вопросов анкетных. Каждый анкетный вопрос раскрывает ту или иную сторону, ту или иную грань исследовательского вопроса.
Ниже в этой книге мы приводим описание того, как формировать вопросы исследовательские. Это необходимо, например, как важнейший этап при построении стандартизированной методики для определения типа личности. С появлением такой стандартизированной методики фактически, появится "инструмент" для определение типа управления для конкретного человека.
Рассмотрим пример построения такого исследовательского вопроса..
Опишем для дихотомии "Иррациональный - Рациональный" логические уровни вопросов, - и придем в результате к одному из исследовательских вопросов.
Пример разложения на логические уровни.
Полюса дихотомий:
(2) Иррациональный - Рациональный = "стиль управления". (Определение. Общее описание. Это уже сделано выше.)
(3) Области деятельности, проявление в которых активности является альтернативным. 1) Способ отбора информации (восприятие информации). 2) Способ кодирования отобранной информации (слово или символ). 3) Способ формирования цели управления (способ ее описания). 4) Способ выбора объектов, над которыми будут осуществлены действия для достижения цели. 5) Способ принятия решения (и оптимизации деятельности). 6) Способ реализации деятельности для достижения цели. 7) Способ анализа деятельности в плане определения достижения поставленной цели. Детализация по направлениям: =восприятие объектов внешнего мира, =восприятие себя, =восприятие других, =особенности проявления активности (самооценка, и + по мнению других, термины, в которых она описывается).
(4) Конкретный пример вопроса: "Нравится ли Вам работать в условиях, когда пределы вашей компетенции четко указаны?".
(5) (Способ формирования цели управления + восприятие себя). Кодирование ответа: определение уровня, которым оперирует типируемый. Ответ "да" = ориентация на ЗНАК, объект, конкретное. Конкретные рамки, только внутри которых и можно выбирать цель управления. Правомерность же установления рамок "передается" на уровень выше, "кому-то" другому. Это блок ответов Рационального типа 2АИА. (Для Иррационального типа 2АИА характерен ответ "нет". Ориентация такого типа 2АИА направлена на символ. Рамки "для себя" человек устанавливает сам, в соответствие с заданием.)