6.6. Некоторые примеры описания психологических эффектов с помощью Социальных Технологий
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 40 41 42 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 87
Широкие возможности для применения теории 2АИА и Социальных Технологий в самых разных областях деятельности человека определяются тем, что в них имеется мощный понятийный аппарат для моделирования деятельности человека.
Кроме того: весьма важным обстоятельством, которое существенно расширяет границы применимости, является то, в понятийный аппарат теории 2АИА и Социальных Технологий входит и описание реального мира.
Это позволяет начинать моделирование реальности уже при описании той внешней среды, в которой находится (помещен) человек ("интерьер" - см. главу 7, или же "контекст" - это термин часто используется в психологии), сжимая информацию и отбрасывая неинформативные ("ненужные") для решения данной задачи сведения о самом окружении человека.
Наконец, еще одно важное обстоятельство: и для описания человека (точнее - его активности, его деятельности), и для описания внешнего для человека мира используются те же самые абстрактные понятия - термины: компоненты информации.
Это позволяет исключить имеющее место в современной науке противопоставление "Человек-Природа", находящее свое отражение в противопоставлении наук "естественные - гуманитарные". Тем самым весь блок важнейших методологических принципов для изменения реальности, который доказал свою чрезвычайно высокую эффективность в естественных науках (и прежде всего в физике), может быть полностью интегрирован в науку о человеке.
В частности, появилась возможность разорвать "замкнутый круг" субъект=объект и ввести своего рода "метрологию" для человека. (Подчеркнем еще раз: теория 2АИА и Социальные Технологии описывают лишь часть феномена под названием Человек!) Действительно: набор "проявлений активности", с которым сравнивается поведение реального человека, появился извне науки о человеке.
Реальный человек сравнивается с неким "абстрактным управляющим объектом" точно также, как реальное тело - например, наше Солнце - сравнивается с "абсолютно черным телом". Успех модели "Солнце = абсолютно черное тело" зависит от класса задач, которые нам необходимо решить. Успех модели "реальный человек = определенный тип 2АИА" совершенно также зависит от класса задач, которые мы ходит решить.
Успех физики - прежде всего механики, которая дала толчок к становлению технологий - оказался обусловленным прежде всего тем обстоятельством, что в ней "со времен Ньютона" оказался достаточно обширный аппарат абстрактных понятий-терминов ("материальная точка", "абсолютно твердое тело", "инерциальная система отсчета", "сила", "масса" и т.п.) и достаточно мощный математический аппарат, связующий эти термины. Благодаря наличию абстрактных понятий к ним удалось свести достаточно большое количество ситуаций в окружающем мире - сформировать "модели реальности". Благодаря наличию теоретического и математического аппарата удалось получить предсказания для многих таких "моделей реальности". А потом - проверить эти выводы на практике, реализовав "обратный" переход - от "моделей реальности" к "реальному миру".
Аналогичный процесс имеет место сегодня и в Социальных Технологиях.
Теория 2АИА является своего рода аналогом Ньютоновской механики, - но для задач "управления, производимого человеком". Наличие абстрактно определенных "компонент информации" позволяет выразить через них многие феномены окружающего мира, многие ситуации, в которых участвует человек. Наличие абстрактно определенных "классов управления" - 2АИА - позволяет решать 2 разные задачи: 1) сжатие информации о реальном человеке к 2АИА и 2) расширение информации для перехода от 2АИА к реальному человеку. Наличие теоретического и математического аппарата, описывающего коллективные свойства совокупностей людей - отношения и иерархические структуры - позволяет решать многие задачи, которые сформулированы на языке 2АИА.
Именно это и позволяет говорить о том, что мы действительно имеем Социальные Технологии. Причем понимается термин "технологии" точно также, как он понимается в "естественных науках" (точнее - в их технических приложениях): как набор вполне определенных методов (включая сюда и объекты, и процессы, которые будут использоваться), применение которых гарантирует получение заданного результата. Теория 2АИА позволяет сформировать такие технологии для социальной сферы. Подчеркнем весьма важное обстоятельство: как и для технологий в области естественных наук, в Социальных Технологиях описаны границы ее применимости.
Вероятно, одной из главных задач при работе психолога с личностью является выяснение причин, приведших к появлению у нее психологических проблем.
Социальные Технологии позволяют выявить многие такие причины, лежащие в сфере деятельности человека.
В этом смысле психология и Социальные Технологии (теория 2АИА) являются как бы дополнительными друг к другу:
Социальные Технологии способны описать "неизменную структур" человека, которая охватывает широкий круг вопросов взаимодействия человека с внешним миром.
Тогда как психология "сильна" при описании "мягкого" внутреннего мира человека, его рефлексий - отражений реальности.
Социальные Технологии привносят в психологию некоторые новые идеи, позволяющие глубже понять природу человека.
***
В качестве примера рассмотрим два вида эмоций, которые выделяются в теории 2АИА.
Первый вид - это эмоции, связанные с успехом в достижении цели для данной личности. Фактически, это эмоции, связанные с "оптимальностью управления". Они тем сильнее, чем более важна сама эта цель для данного типа 2АИА. Поэтому в одинаковых ситуациях разные типы будут проявлять разную силу эмоций.
Но есть и другой вид эмоций. Он связан с тем, что некоторые типы воспринимают (или творят) другие объекты в рамках константности отношений между ними. А если такой объект один - то в рамках своего собственного отношения к нему. Такая константность в отношении может быть также названа эмоцией. Эта эмоция может быть определена как "постоянный паттерн своих собственных рефлексий, связанных с данной другой личностью". Этот паттерн может сопровождаться изменением состояния данной личности. Например, при встрече (упоминании) повышается сердцебиение, ухудшается / улучшается самочувствие, улучшается / ухудшается работоспособность, изменяется громкость речи, интенсивность жестикуляции и т.п. Однако - и это весьма важно - такие проявления не ухудшают психическое и физиологическое состояние организма. То есть все эти изменения есть обратимые. Можно сказать, что они не выводят ни психику, ни организм за границы его устойчивости. Более того: если блокировать возможность таких проявлений - эти личности могут перейти в состояние стресса.
Этот второй тип эмоций чрезвычайно важен для типов, дуальных к тем, которые сами проявляют такие эмоции. Для этих личностей весьма важно знать, могут ли они проявить свои эмоции в той или иной ситуации. "Имеют ли они на это право". Если они попадают в условия, когда это им известно - самоощущение комфорта от этих условий у них повышается.
Весьма важно отметить: для всех других типов такие проявления эмоций - сами могут быть фактором, который деструктивно влияет на психические самоощущение и комфортность жизни.
Приведем пример. ЭСЭ - как раз такой тип, для которого пребывание в "эмоциональном поле" чрезвычайно важно: он программируется именно эмоциями. Для его дула - ЛИИ - весьма важно, чтобы обращение к нему было эмоциональным.
Один из людей, знакомых с Социальными Технологиями, по типу ЛСИ, провел серию экспериментов над своей женой - ЛИИ. Он повторял одну и ту же фразу с разной громкостью, - и проверял, при каком уровне громкости жена реагировала. Затем, по прошествии некоторого времени, то же происходило для другой фразы. Вывод: жена реагирует только на фразу, сказанную "достаточно громко".
В области политики весьма наглядно различие между В. Жириновским (ЭИЭ), для которого наличие "эмоционального поля" является стилем жизни, и Г. Явлинским, для которого это есть раздражающий фактор.
Интересно, что вводимые в теории личности Дж. Келли личностные конструкты как раз и связаны с эффективностью управления, - то есть отражают именно степень оптимальности его осуществления.
Несколько примеров.
Дж. Келли определил тревогу как "осознание того, что события, с которыми сталкивается человек, лежат вне диапазона применимости его конструктной системы" (цитировано по книге Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные приложения, исследования и применения). – СПб: Питер, 2001. – 608с.). Смутное чувство неопределенности и беспомощности, обычно определяемое как "тревога", по Дж. Келли, есть результат осознания того, что конструкты, которыми мы обладаем, не применимы для предвидения событий, с которыми мы сталкиваемся. Он подчеркивал: совсем не факт, что наша конструктная система не функционирует идеально, провоцирует тревогу; мы не тревожимся просто потому, что наши ожидания не точны. Тревога образуется только тогда, когда мы сознаем, что у нас нет адекватных конструктов, с помощью которых можно интерпретировать события нашей жизни.
Другими словами, тревога - это осознание того факта, что у человека отсутствуют методы для управления (например - для управления своей жизнью).
С этой точки зрения, задача психотерапии - помочь клиенту либо приобрести новые конструкты, которые позволят ему лучше прогнозировать тревожащие события, либо сделать имеющиеся конструкты более проницаемыми, чтобы привнести новый опыт в их диапазон применимости.
По определению Дж. Келли, враждебность - это "постоянные попытки получить факты, говорящие в пользу такого типа социального прогноза, который уже доказал свою несостоятельность". Традиционно рассматриваемая как склонность вести себя мстительно по отношению к другим или стремление причинять им ущерб, враждебность в теории Дж. Келли - просто попытка придерживаться непригодного конструкта при столкновении с противоречивым (неполноценным) фактом. Враждебный человек вместо признания того, что его ожидания относительно других людей не реалистичны и поэтому нуждаются в пересмотре, пытается заставить других вести себя так, чтобы удовлетворить свое предвзятое мнение.
Изменять наши конструкты трудно, страшно и иногда даже невозможно. Насколько лучше было бы, если бы мы могли изменить мир, чтобы он соответствовал нашим предубеждениям, а не наши собственные взгляды на него! Враждебность как раз представляет собой такую попытку.
Как видим, враждебность как эмоция возникает достаточно часто при неблагоприятных соотношениях между типами 2АИА для людей. Когда один человек интерпретирует поведение другого, он использует конструкты "своего" типа 2АИА, - поэтому и возникает интерпретация "Я так бы не поступил!". Но когда другой человек "так" поступает постоянно - значит, он делает это "нарочно", из "враждебных ко мне" побуждений. Такова причина возникновения многих враждебных отношений, кроющаяся в непонимании типности поведения людей.
***
И тревога, и враждебность - в своих крайних проявлениях переходят в стресс. Таким образом, природа многих психологических стрессов состоит в несовершенстве общения, когда один человек проецирует на другого человека реалии своего типа 2АИА!
Таким образом, терапевтические процедуры по оказанию психологической помощи клиенту должны включать в себя как необходимый элемент разбор и объяснение с клиентом типности его отношений с окружающими его людьми. Чрезвычайно интересно, что идея об этом имеется уже у Дж. Келли, который говорил о психологической терапии путем выработки специальной системы личностных конструктов или их изменения. Но надежные и прогнозируемые методики для этого можно построить только сейчас, опираясь на теорию 2АИА и Социальные Технологии. В параграфе 6.2 мы описывали ситуацию - организацию общения между начальником - СЭЭ и подчиненным - ЛСИ с помощью Социальных Технологий. Можно привести еще одну ситуацию: общение между начальником - СЭЭ и бухгалтером - ЭСЭ: это самые стрессирующие отношения, отношения противоположной рациональности. После того, как СЭЭ были объяснены причины "такого поведения ЭСЭ", он стал относиться к ситуациям, которые ранее стрессировали его, даже с юмористическим оттенком! Например, он говорил: "Я знаю, что ему (ЭСЭ) нужно "протанцевать" свой ритуальный танец, - и я выжидаю, когда он его окончит."
***
Подводя итоги, можно сказать, что теория 2АИА и Социальные Технологии позволяют описать ту часть характеристик человека, для описания которой психологи ранее не имели развитой терминологии, позволяющей рассматривать широкий класс экспериментальных ситуаций. Вместе с тем именно эта информация часто являлась необходимым элементом для решения задач психологическими методами.
Таким образом, использование теории 2АИА и Социальных Технологии совместно с известными психологическими техниками, инструментами и методиками открывает новые возможности для повышения их эффективности. Это касается как диагностических процедур, так и терапевтических технологий.
Отметим еще одно, в методологическом плане самое важное обстоятельство. Поскольку теория 2АИА построена по принятому для естественным наук методологическому принципу, она позволяет сформировать систему проведения экспериментов! Вероятно, это впервые в гуманитарных научных дисциплинах появилась возможность к научно корректной постановке экспериментальной деятельности и переходу к технологиям.
Широкие возможности для применения теории 2АИА и Социальных Технологий в самых разных областях деятельности человека определяются тем, что в них имеется мощный понятийный аппарат для моделирования деятельности человека.
Кроме того: весьма важным обстоятельством, которое существенно расширяет границы применимости, является то, в понятийный аппарат теории 2АИА и Социальных Технологий входит и описание реального мира.
Это позволяет начинать моделирование реальности уже при описании той внешней среды, в которой находится (помещен) человек ("интерьер" - см. главу 7, или же "контекст" - это термин часто используется в психологии), сжимая информацию и отбрасывая неинформативные ("ненужные") для решения данной задачи сведения о самом окружении человека.
Наконец, еще одно важное обстоятельство: и для описания человека (точнее - его активности, его деятельности), и для описания внешнего для человека мира используются те же самые абстрактные понятия - термины: компоненты информации.
Это позволяет исключить имеющее место в современной науке противопоставление "Человек-Природа", находящее свое отражение в противопоставлении наук "естественные - гуманитарные". Тем самым весь блок важнейших методологических принципов для изменения реальности, который доказал свою чрезвычайно высокую эффективность в естественных науках (и прежде всего в физике), может быть полностью интегрирован в науку о человеке.
В частности, появилась возможность разорвать "замкнутый круг" субъект=объект и ввести своего рода "метрологию" для человека. (Подчеркнем еще раз: теория 2АИА и Социальные Технологии описывают лишь часть феномена под названием Человек!) Действительно: набор "проявлений активности", с которым сравнивается поведение реального человека, появился извне науки о человеке.
Реальный человек сравнивается с неким "абстрактным управляющим объектом" точно также, как реальное тело - например, наше Солнце - сравнивается с "абсолютно черным телом". Успех модели "Солнце = абсолютно черное тело" зависит от класса задач, которые нам необходимо решить. Успех модели "реальный человек = определенный тип 2АИА" совершенно также зависит от класса задач, которые мы ходит решить.
Успех физики - прежде всего механики, которая дала толчок к становлению технологий - оказался обусловленным прежде всего тем обстоятельством, что в ней "со времен Ньютона" оказался достаточно обширный аппарат абстрактных понятий-терминов ("материальная точка", "абсолютно твердое тело", "инерциальная система отсчета", "сила", "масса" и т.п.) и достаточно мощный математический аппарат, связующий эти термины. Благодаря наличию абстрактных понятий к ним удалось свести достаточно большое количество ситуаций в окружающем мире - сформировать "модели реальности". Благодаря наличию теоретического и математического аппарата удалось получить предсказания для многих таких "моделей реальности". А потом - проверить эти выводы на практике, реализовав "обратный" переход - от "моделей реальности" к "реальному миру".
Аналогичный процесс имеет место сегодня и в Социальных Технологиях.
Теория 2АИА является своего рода аналогом Ньютоновской механики, - но для задач "управления, производимого человеком". Наличие абстрактно определенных "компонент информации" позволяет выразить через них многие феномены окружающего мира, многие ситуации, в которых участвует человек. Наличие абстрактно определенных "классов управления" - 2АИА - позволяет решать 2 разные задачи: 1) сжатие информации о реальном человеке к 2АИА и 2) расширение информации для перехода от 2АИА к реальному человеку. Наличие теоретического и математического аппарата, описывающего коллективные свойства совокупностей людей - отношения и иерархические структуры - позволяет решать многие задачи, которые сформулированы на языке 2АИА.
Именно это и позволяет говорить о том, что мы действительно имеем Социальные Технологии. Причем понимается термин "технологии" точно также, как он понимается в "естественных науках" (точнее - в их технических приложениях): как набор вполне определенных методов (включая сюда и объекты, и процессы, которые будут использоваться), применение которых гарантирует получение заданного результата. Теория 2АИА позволяет сформировать такие технологии для социальной сферы. Подчеркнем весьма важное обстоятельство: как и для технологий в области естественных наук, в Социальных Технологиях описаны границы ее применимости.
Вероятно, одной из главных задач при работе психолога с личностью является выяснение причин, приведших к появлению у нее психологических проблем.
Социальные Технологии позволяют выявить многие такие причины, лежащие в сфере деятельности человека.
В этом смысле психология и Социальные Технологии (теория 2АИА) являются как бы дополнительными друг к другу:
Социальные Технологии способны описать "неизменную структур" человека, которая охватывает широкий круг вопросов взаимодействия человека с внешним миром.
Тогда как психология "сильна" при описании "мягкого" внутреннего мира человека, его рефлексий - отражений реальности.
Социальные Технологии привносят в психологию некоторые новые идеи, позволяющие глубже понять природу человека.
***
В качестве примера рассмотрим два вида эмоций, которые выделяются в теории 2АИА.
Первый вид - это эмоции, связанные с успехом в достижении цели для данной личности. Фактически, это эмоции, связанные с "оптимальностью управления". Они тем сильнее, чем более важна сама эта цель для данного типа 2АИА. Поэтому в одинаковых ситуациях разные типы будут проявлять разную силу эмоций.
Но есть и другой вид эмоций. Он связан с тем, что некоторые типы воспринимают (или творят) другие объекты в рамках константности отношений между ними. А если такой объект один - то в рамках своего собственного отношения к нему. Такая константность в отношении может быть также названа эмоцией. Эта эмоция может быть определена как "постоянный паттерн своих собственных рефлексий, связанных с данной другой личностью". Этот паттерн может сопровождаться изменением состояния данной личности. Например, при встрече (упоминании) повышается сердцебиение, ухудшается / улучшается самочувствие, улучшается / ухудшается работоспособность, изменяется громкость речи, интенсивность жестикуляции и т.п. Однако - и это весьма важно - такие проявления не ухудшают психическое и физиологическое состояние организма. То есть все эти изменения есть обратимые. Можно сказать, что они не выводят ни психику, ни организм за границы его устойчивости. Более того: если блокировать возможность таких проявлений - эти личности могут перейти в состояние стресса.
Этот второй тип эмоций чрезвычайно важен для типов, дуальных к тем, которые сами проявляют такие эмоции. Для этих личностей весьма важно знать, могут ли они проявить свои эмоции в той или иной ситуации. "Имеют ли они на это право". Если они попадают в условия, когда это им известно - самоощущение комфорта от этих условий у них повышается.
Весьма важно отметить: для всех других типов такие проявления эмоций - сами могут быть фактором, который деструктивно влияет на психические самоощущение и комфортность жизни.
Приведем пример. ЭСЭ - как раз такой тип, для которого пребывание в "эмоциональном поле" чрезвычайно важно: он программируется именно эмоциями. Для его дула - ЛИИ - весьма важно, чтобы обращение к нему было эмоциональным.
Один из людей, знакомых с Социальными Технологиями, по типу ЛСИ, провел серию экспериментов над своей женой - ЛИИ. Он повторял одну и ту же фразу с разной громкостью, - и проверял, при каком уровне громкости жена реагировала. Затем, по прошествии некоторого времени, то же происходило для другой фразы. Вывод: жена реагирует только на фразу, сказанную "достаточно громко".
В области политики весьма наглядно различие между В. Жириновским (ЭИЭ), для которого наличие "эмоционального поля" является стилем жизни, и Г. Явлинским, для которого это есть раздражающий фактор.
Интересно, что вводимые в теории личности Дж. Келли личностные конструкты как раз и связаны с эффективностью управления, - то есть отражают именно степень оптимальности его осуществления.
Несколько примеров.
Дж. Келли определил тревогу как "осознание того, что события, с которыми сталкивается человек, лежат вне диапазона применимости его конструктной системы" (цитировано по книге Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные приложения, исследования и применения). – СПб: Питер, 2001. – 608с.). Смутное чувство неопределенности и беспомощности, обычно определяемое как "тревога", по Дж. Келли, есть результат осознания того, что конструкты, которыми мы обладаем, не применимы для предвидения событий, с которыми мы сталкиваемся. Он подчеркивал: совсем не факт, что наша конструктная система не функционирует идеально, провоцирует тревогу; мы не тревожимся просто потому, что наши ожидания не точны. Тревога образуется только тогда, когда мы сознаем, что у нас нет адекватных конструктов, с помощью которых можно интерпретировать события нашей жизни.
Другими словами, тревога - это осознание того факта, что у человека отсутствуют методы для управления (например - для управления своей жизнью).
С этой точки зрения, задача психотерапии - помочь клиенту либо приобрести новые конструкты, которые позволят ему лучше прогнозировать тревожащие события, либо сделать имеющиеся конструкты более проницаемыми, чтобы привнести новый опыт в их диапазон применимости.
По определению Дж. Келли, враждебность - это "постоянные попытки получить факты, говорящие в пользу такого типа социального прогноза, который уже доказал свою несостоятельность". Традиционно рассматриваемая как склонность вести себя мстительно по отношению к другим или стремление причинять им ущерб, враждебность в теории Дж. Келли - просто попытка придерживаться непригодного конструкта при столкновении с противоречивым (неполноценным) фактом. Враждебный человек вместо признания того, что его ожидания относительно других людей не реалистичны и поэтому нуждаются в пересмотре, пытается заставить других вести себя так, чтобы удовлетворить свое предвзятое мнение.
Изменять наши конструкты трудно, страшно и иногда даже невозможно. Насколько лучше было бы, если бы мы могли изменить мир, чтобы он соответствовал нашим предубеждениям, а не наши собственные взгляды на него! Враждебность как раз представляет собой такую попытку.
Как видим, враждебность как эмоция возникает достаточно часто при неблагоприятных соотношениях между типами 2АИА для людей. Когда один человек интерпретирует поведение другого, он использует конструкты "своего" типа 2АИА, - поэтому и возникает интерпретация "Я так бы не поступил!". Но когда другой человек "так" поступает постоянно - значит, он делает это "нарочно", из "враждебных ко мне" побуждений. Такова причина возникновения многих враждебных отношений, кроющаяся в непонимании типности поведения людей.
***
И тревога, и враждебность - в своих крайних проявлениях переходят в стресс. Таким образом, природа многих психологических стрессов состоит в несовершенстве общения, когда один человек проецирует на другого человека реалии своего типа 2АИА!
Таким образом, терапевтические процедуры по оказанию психологической помощи клиенту должны включать в себя как необходимый элемент разбор и объяснение с клиентом типности его отношений с окружающими его людьми. Чрезвычайно интересно, что идея об этом имеется уже у Дж. Келли, который говорил о психологической терапии путем выработки специальной системы личностных конструктов или их изменения. Но надежные и прогнозируемые методики для этого можно построить только сейчас, опираясь на теорию 2АИА и Социальные Технологии. В параграфе 6.2 мы описывали ситуацию - организацию общения между начальником - СЭЭ и подчиненным - ЛСИ с помощью Социальных Технологий. Можно привести еще одну ситуацию: общение между начальником - СЭЭ и бухгалтером - ЭСЭ: это самые стрессирующие отношения, отношения противоположной рациональности. После того, как СЭЭ были объяснены причины "такого поведения ЭСЭ", он стал относиться к ситуациям, которые ранее стрессировали его, даже с юмористическим оттенком! Например, он говорил: "Я знаю, что ему (ЭСЭ) нужно "протанцевать" свой ритуальный танец, - и я выжидаю, когда он его окончит."
***
Подводя итоги, можно сказать, что теория 2АИА и Социальные Технологии позволяют описать ту часть характеристик человека, для описания которой психологи ранее не имели развитой терминологии, позволяющей рассматривать широкий класс экспериментальных ситуаций. Вместе с тем именно эта информация часто являлась необходимым элементом для решения задач психологическими методами.
Таким образом, использование теории 2АИА и Социальных Технологии совместно с известными психологическими техниками, инструментами и методиками открывает новые возможности для повышения их эффективности. Это касается как диагностических процедур, так и терапевтических технологий.
Отметим еще одно, в методологическом плане самое важное обстоятельство. Поскольку теория 2АИА построена по принятому для естественным наук методологическому принципу, она позволяет сформировать систему проведения экспериментов! Вероятно, это впервые в гуманитарных научных дисциплинах появилась возможность к научно корректной постановке экспериментальной деятельности и переходу к технологиям.