6.6. Некоторые примеры описания психологических эффектов с помощью Социальных Технологий

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37   40 41 42  44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85  87 

 

Широкие возможности для применения теории 2АИА и Социальных Технологий в самых разных областях деятельности человека определяются тем, что в них имеется мощный понятийный аппарат для моделирования деятельности человека.

Кроме того: весьма важным обстоятельством, которое существенно расширяет границы применимости, является то, в понятийный аппарат теории 2АИА и Социальных Технологий входит и описание реального мира.

Это позволяет начинать моделирование реальности уже при описании той внешней среды, в которой находится (помещен) человек ("интерьер" - см. главу 7, или же "контекст" - это термин часто используется в психологии), сжимая информацию и отбрасывая неинформативные ("ненужные") для решения данной задачи сведения о самом окружении человека.

Наконец, еще одно важное обстоятельство: и для описания человека (точнее - его активности, его деятельности), и для описания внешнего для человека мира используются те же самые абстрактные понятия - термины: компоненты информации.

Это позволяет исключить имеющее место в современной науке противопоставление "Человек-Природа", находящее свое отражение в противопоставлении наук "естественные - гуманитарные". Тем самым весь блок важнейших методологических принципов для изменения реальности, который доказал свою чрезвычайно высокую эффективность в естественных науках (и прежде всего в физике), может быть полностью интегрирован в науку о человеке.

В частности, появилась возможность разорвать "замкнутый круг" субъект=объект и ввести своего рода "метрологию" для человека. (Подчеркнем еще раз: теория 2АИА и Социальные Технологии описывают лишь часть феномена под названием Человек!) Действительно: набор "проявлений активности", с которым сравнивается поведение реального человека, появился извне науки о человеке.

Реальный человек сравнивается с неким "абстрактным управляющим объектом" точно также, как реальное тело - например, наше Солнце - сравнивается с "абсолютно черным телом". Успех модели "Солнце = абсолютно черное тело" зависит от класса задач, которые нам необходимо решить. Успех модели "реальный человек = определенный тип 2АИА" совершенно также зависит от класса задач, которые мы ходит решить.

Успех физики - прежде всего механики, которая дала толчок к становлению технологий - оказался обусловленным прежде всего тем обстоятельством, что в ней "со времен Ньютона" оказался достаточно обширный аппарат абстрактных понятий-терминов ("материальная точка", "абсолютно твердое тело", "инерциальная система отсчета", "сила", "масса" и т.п.) и достаточно мощный математический аппарат, связующий эти термины. Благодаря наличию абстрактных понятий к ним удалось свести достаточно большое количество ситуаций в окружающем мире - сформировать "модели реальности". Благодаря наличию теоретического и математического аппарата удалось получить предсказания для многих таких "моделей реальности". А потом - проверить эти выводы на практике, реализовав "обратный" переход - от "моделей реальности" к "реальному миру".

Аналогичный процесс имеет место сегодня и в Социальных Технологиях.

Теория 2АИА является своего рода аналогом Ньютоновской механики, - но для задач "управления, производимого человеком". Наличие абстрактно определенных "компонент информации" позволяет выразить через них многие феномены окружающего мира, многие ситуации, в которых участвует человек. Наличие абстрактно определенных "классов управления" - 2АИА - позволяет решать 2 разные задачи: 1) сжатие информации о реальном человеке к 2АИА и 2) расширение информации для перехода от 2АИА к реальному человеку. Наличие теоретического и математического аппарата, описывающего коллективные свойства совокупностей людей - отношения и иерархические структуры - позволяет решать многие задачи, которые сформулированы на языке 2АИА.

Именно это и позволяет говорить о том, что мы действительно имеем Социальные Технологии. Причем понимается термин "технологии" точно также, как он понимается в "естественных науках" (точнее - в их технических приложениях): как набор вполне определенных методов (включая сюда и объекты, и процессы, которые будут использоваться), применение которых гарантирует получение заданного результата. Теория 2АИА позволяет сформировать такие технологии для социальной сферы. Подчеркнем весьма важное обстоятельство: как и для технологий в области естественных наук, в Социальных Технологиях описаны границы ее применимости.

Вероятно, одной из главных задач при работе психолога с личностью является выяснение причин, приведших к появлению у нее психологических проблем.

Социальные Технологии позволяют выявить многие такие причины, лежащие в сфере деятельности человека. 

В этом смысле психология и Социальные Технологии (теория 2АИА) являются как бы дополнительными друг к другу:

Социальные Технологии способны описать "неизменную структур" человека, которая охватывает широкий круг вопросов взаимодействия человека с внешним миром.

Тогда как психология "сильна" при описании "мягкого" внутреннего мира человека, его рефлексий - отражений реальности.

Социальные Технологии привносят в психологию некоторые новые идеи, позволяющие глубже понять природу человека.

***

В качестве примера рассмотрим два вида эмоций, которые выделяются в теории 2АИА.

Первый вид - это эмоции, связанные с успехом в достижении цели для данной личности. Фактически, это эмоции, связанные с "оптимальностью управления". Они тем сильнее, чем более важна сама эта цель для данного типа 2АИА. Поэтому в одинаковых ситуациях разные типы будут проявлять разную силу эмоций.

Но есть и другой вид эмоций. Он связан с тем, что некоторые типы воспринимают (или творят) другие объекты в рамках константности отношений между ними. А если такой объект один - то в рамках своего собственного отношения к нему. Такая константность в отношении может быть также названа эмоцией. Эта эмоция может быть определена как "постоянный паттерн своих собственных рефлексий, связанных с данной другой личностью". Этот паттерн может сопровождаться изменением состояния данной личности. Например, при встрече (упоминании) повышается сердцебиение, ухудшается / улучшается самочувствие, улучшается / ухудшается работоспособность, изменяется громкость речи, интенсивность жестикуляции и т.п. Однако - и это весьма важно - такие проявления не ухудшают психическое и физиологическое состояние организма. То есть все эти изменения есть обратимые. Можно сказать, что они не выводят ни психику, ни организм за границы его устойчивости. Более того: если блокировать возможность таких проявлений - эти личности могут перейти в состояние стресса.

Этот второй тип эмоций чрезвычайно важен для типов, дуальных к тем, которые сами проявляют такие эмоции. Для этих личностей весьма важно знать, могут ли они проявить свои эмоции в той или иной ситуации. "Имеют ли они на это право". Если они попадают в условия, когда это им известно - самоощущение комфорта от этих условий у них повышается.

Весьма важно отметить: для всех других типов такие проявления эмоций - сами могут быть фактором, который деструктивно влияет на психические самоощущение и комфортность жизни.

Приведем пример. ЭСЭ - как раз такой тип, для которого пребывание в "эмоциональном поле" чрезвычайно важно: он программируется именно эмоциями. Для его дула - ЛИИ - весьма важно, чтобы обращение к нему было эмоциональным.

Один из людей, знакомых с Социальными Технологиями, по типу ЛСИ, провел серию экспериментов над своей женой - ЛИИ. Он повторял одну и ту же фразу с разной громкостью, - и проверял, при каком уровне громкости жена реагировала. Затем, по прошествии некоторого времени, то же происходило для другой фразы. Вывод: жена реагирует только на фразу, сказанную "достаточно громко".

В области политики весьма наглядно различие между В. Жириновским (ЭИЭ), для которого наличие "эмоционального поля" является стилем жизни, и Г. Явлинским, для которого это есть раздражающий фактор.

Интересно, что вводимые в теории личности Дж. Келли личностные конструкты как раз и связаны с эффективностью управления, - то есть отражают именно степень оптимальности его осуществления.

Несколько примеров.

Дж. Келли определил тревогу как "осознание того, что события, с кото­рыми сталкивается человек, лежат вне диапазона применимости его конструктной системы" (цитировано по книге Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные приложения, исследования и применения). – СПб: Питер, 2001. – 608с.). Смутное чувство неопределенности и беспо­мощности, обычно определяемое как "тревога", по Дж. Келли, есть результат осознания того, что конструкты, которыми мы обладаем, не применимы для предвидения собы­тий, с которыми мы сталкиваемся. Он подчеркивал: совсем не факт, что наша конструктная система не функционирует идеально, провоцирует тревогу; мы не тре­вожимся просто потому, что наши ожидания не точны. Тревога образуется только тогда, когда мы сознаем, что у нас нет адекватных конструктов, с помощью которых можно интерпретировать события нашей жизни.

Другими словами, тревога - это осознание того факта, что у человека отсутствуют методы для управления (например - для управления своей жизнью).

С этой точки зрения, задача психотерапии - помочь клиенту либо приобрести новые конструкты, которые позволят ему лучше прогнозировать тревожащие события, либо сделать имею­щиеся конструкты более проницаемыми, чтобы привнести новый опыт в их диапа­зон применимости.

По определению Дж. Келли, враждебность - это "постоянные попытки получить факты, говорящие в пользу такого типа социального прогноза, который уже доказал свою несостоятельность". Традиционно рассматриваемая как склонность вести себя мстительно по отношению к другим или стремление причинять им ущерб, враждебность в теории Дж. Келли - просто по­пытка придерживаться непригодного конструкта при столкновении с противоречи­вым (неполноценным) фактом. Враждебный человек вместо признания того, что его ожидания относительно других людей не реалистичны и поэтому нуждаются в пересмотре, пытается заставить других вести себя так, чтобы удовлетворить свое предвзятое мнение.

 Изменять наши конструкты трудно, страшно и иногда даже невозможно. Насколько лучше было бы, если бы мы могли изменить мир, чтобы он соответствовал нашим предубеждениям, а не наши соб­ственные взгляды на него! Враждебность как раз представляет собой такую попыт­ку.

Как видим, враждебность как эмоция возникает достаточно часто при неблагоприятных соотношениях между типами 2АИА для людей. Когда один человек интерпретирует поведение другого, он использует конструкты "своего" типа 2АИА, - поэтому и возникает интерпретация "Я так бы не поступил!". Но когда другой человек "так" поступает постоянно - значит, он делает это "нарочно", из "враждебных ко мне" побуждений. Такова причина возникновения многих враждебных отношений, кроющаяся в непонимании типности поведения людей.

***

И тревога, и враждебность - в своих крайних проявлениях переходят в стресс. Таким образом, природа многих психологических стрессов состоит в несовершенстве общения, когда один человек проецирует на другого человека реалии своего типа 2АИА!

Таким образом, терапевтические процедуры по оказанию психологической помощи клиенту должны включать в себя как необходимый элемент разбор и объяснение с клиентом типности его отношений с окружающими его людьми. Чрезвычайно интересно, что идея об этом имеется уже у Дж. Келли, который говорил о психологической терапии путем выработки специальной системы личностных конструктов или их изменения. Но надежные и прогнозируемые методики для этого можно построить только сейчас, опираясь на теорию 2АИА и Социальные Технологии. В параграфе 6.2 мы описывали ситуацию - организацию общения между начальником - СЭЭ и подчиненным - ЛСИ с помощью Социальных Технологий. Можно привести еще одну ситуацию: общение между начальником - СЭЭ и бухгалтером - ЭСЭ: это самые стрессирующие отношения, отношения противоположной рациональности. После того, как СЭЭ были объяснены причины "такого поведения ЭСЭ", он стал относиться к ситуациям, которые ранее стрессировали его, даже с юмористическим оттенком! Например, он говорил: "Я знаю, что ему (ЭСЭ) нужно "протанцевать" свой ритуальный танец, - и я выжидаю, когда он его окончит."

***

Подводя итоги, можно сказать, что теория 2АИА и Социальные Технологии позволяют описать ту часть характеристик человека, для описания которой психологи ранее не имели развитой терминологии, позволяющей рассматривать широкий класс экспериментальных ситуаций. Вместе с тем именно эта информация часто являлась необходимым элементом для решения задач психологическими методами.

Таким образом, использование теории 2АИА и Социальных Технологии совместно с известными психологическими техниками, инструментами и методиками открывает новые возможности для повышения их эффективности. Это касается как диагностических процедур, так и терапевтических технологий.

Отметим еще одно, в методологическом плане самое важное обстоятельство. Поскольку теория 2АИА построена по принятому для естественным наук методологическому принципу, она позволяет сформировать систему проведения экспериментов! Вероятно, это впервые в гуманитарных научных дисциплинах появилась возможность к научно корректной постановке экспериментальной деятельности и переходу к технологиям.

 

 

 

Широкие возможности для применения теории 2АИА и Социальных Технологий в самых разных областях деятельности человека определяются тем, что в них имеется мощный понятийный аппарат для моделирования деятельности человека.

Кроме того: весьма важным обстоятельством, которое существенно расширяет границы применимости, является то, в понятийный аппарат теории 2АИА и Социальных Технологий входит и описание реального мира.

Это позволяет начинать моделирование реальности уже при описании той внешней среды, в которой находится (помещен) человек ("интерьер" - см. главу 7, или же "контекст" - это термин часто используется в психологии), сжимая информацию и отбрасывая неинформативные ("ненужные") для решения данной задачи сведения о самом окружении человека.

Наконец, еще одно важное обстоятельство: и для описания человека (точнее - его активности, его деятельности), и для описания внешнего для человека мира используются те же самые абстрактные понятия - термины: компоненты информации.

Это позволяет исключить имеющее место в современной науке противопоставление "Человек-Природа", находящее свое отражение в противопоставлении наук "естественные - гуманитарные". Тем самым весь блок важнейших методологических принципов для изменения реальности, который доказал свою чрезвычайно высокую эффективность в естественных науках (и прежде всего в физике), может быть полностью интегрирован в науку о человеке.

В частности, появилась возможность разорвать "замкнутый круг" субъект=объект и ввести своего рода "метрологию" для человека. (Подчеркнем еще раз: теория 2АИА и Социальные Технологии описывают лишь часть феномена под названием Человек!) Действительно: набор "проявлений активности", с которым сравнивается поведение реального человека, появился извне науки о человеке.

Реальный человек сравнивается с неким "абстрактным управляющим объектом" точно также, как реальное тело - например, наше Солнце - сравнивается с "абсолютно черным телом". Успех модели "Солнце = абсолютно черное тело" зависит от класса задач, которые нам необходимо решить. Успех модели "реальный человек = определенный тип 2АИА" совершенно также зависит от класса задач, которые мы ходит решить.

Успех физики - прежде всего механики, которая дала толчок к становлению технологий - оказался обусловленным прежде всего тем обстоятельством, что в ней "со времен Ньютона" оказался достаточно обширный аппарат абстрактных понятий-терминов ("материальная точка", "абсолютно твердое тело", "инерциальная система отсчета", "сила", "масса" и т.п.) и достаточно мощный математический аппарат, связующий эти термины. Благодаря наличию абстрактных понятий к ним удалось свести достаточно большое количество ситуаций в окружающем мире - сформировать "модели реальности". Благодаря наличию теоретического и математического аппарата удалось получить предсказания для многих таких "моделей реальности". А потом - проверить эти выводы на практике, реализовав "обратный" переход - от "моделей реальности" к "реальному миру".

Аналогичный процесс имеет место сегодня и в Социальных Технологиях.

Теория 2АИА является своего рода аналогом Ньютоновской механики, - но для задач "управления, производимого человеком". Наличие абстрактно определенных "компонент информации" позволяет выразить через них многие феномены окружающего мира, многие ситуации, в которых участвует человек. Наличие абстрактно определенных "классов управления" - 2АИА - позволяет решать 2 разные задачи: 1) сжатие информации о реальном человеке к 2АИА и 2) расширение информации для перехода от 2АИА к реальному человеку. Наличие теоретического и математического аппарата, описывающего коллективные свойства совокупностей людей - отношения и иерархические структуры - позволяет решать многие задачи, которые сформулированы на языке 2АИА.

Именно это и позволяет говорить о том, что мы действительно имеем Социальные Технологии. Причем понимается термин "технологии" точно также, как он понимается в "естественных науках" (точнее - в их технических приложениях): как набор вполне определенных методов (включая сюда и объекты, и процессы, которые будут использоваться), применение которых гарантирует получение заданного результата. Теория 2АИА позволяет сформировать такие технологии для социальной сферы. Подчеркнем весьма важное обстоятельство: как и для технологий в области естественных наук, в Социальных Технологиях описаны границы ее применимости.

Вероятно, одной из главных задач при работе психолога с личностью является выяснение причин, приведших к появлению у нее психологических проблем.

Социальные Технологии позволяют выявить многие такие причины, лежащие в сфере деятельности человека. 

В этом смысле психология и Социальные Технологии (теория 2АИА) являются как бы дополнительными друг к другу:

Социальные Технологии способны описать "неизменную структур" человека, которая охватывает широкий круг вопросов взаимодействия человека с внешним миром.

Тогда как психология "сильна" при описании "мягкого" внутреннего мира человека, его рефлексий - отражений реальности.

Социальные Технологии привносят в психологию некоторые новые идеи, позволяющие глубже понять природу человека.

***

В качестве примера рассмотрим два вида эмоций, которые выделяются в теории 2АИА.

Первый вид - это эмоции, связанные с успехом в достижении цели для данной личности. Фактически, это эмоции, связанные с "оптимальностью управления". Они тем сильнее, чем более важна сама эта цель для данного типа 2АИА. Поэтому в одинаковых ситуациях разные типы будут проявлять разную силу эмоций.

Но есть и другой вид эмоций. Он связан с тем, что некоторые типы воспринимают (или творят) другие объекты в рамках константности отношений между ними. А если такой объект один - то в рамках своего собственного отношения к нему. Такая константность в отношении может быть также названа эмоцией. Эта эмоция может быть определена как "постоянный паттерн своих собственных рефлексий, связанных с данной другой личностью". Этот паттерн может сопровождаться изменением состояния данной личности. Например, при встрече (упоминании) повышается сердцебиение, ухудшается / улучшается самочувствие, улучшается / ухудшается работоспособность, изменяется громкость речи, интенсивность жестикуляции и т.п. Однако - и это весьма важно - такие проявления не ухудшают психическое и физиологическое состояние организма. То есть все эти изменения есть обратимые. Можно сказать, что они не выводят ни психику, ни организм за границы его устойчивости. Более того: если блокировать возможность таких проявлений - эти личности могут перейти в состояние стресса.

Этот второй тип эмоций чрезвычайно важен для типов, дуальных к тем, которые сами проявляют такие эмоции. Для этих личностей весьма важно знать, могут ли они проявить свои эмоции в той или иной ситуации. "Имеют ли они на это право". Если они попадают в условия, когда это им известно - самоощущение комфорта от этих условий у них повышается.

Весьма важно отметить: для всех других типов такие проявления эмоций - сами могут быть фактором, который деструктивно влияет на психические самоощущение и комфортность жизни.

Приведем пример. ЭСЭ - как раз такой тип, для которого пребывание в "эмоциональном поле" чрезвычайно важно: он программируется именно эмоциями. Для его дула - ЛИИ - весьма важно, чтобы обращение к нему было эмоциональным.

Один из людей, знакомых с Социальными Технологиями, по типу ЛСИ, провел серию экспериментов над своей женой - ЛИИ. Он повторял одну и ту же фразу с разной громкостью, - и проверял, при каком уровне громкости жена реагировала. Затем, по прошествии некоторого времени, то же происходило для другой фразы. Вывод: жена реагирует только на фразу, сказанную "достаточно громко".

В области политики весьма наглядно различие между В. Жириновским (ЭИЭ), для которого наличие "эмоционального поля" является стилем жизни, и Г. Явлинским, для которого это есть раздражающий фактор.

Интересно, что вводимые в теории личности Дж. Келли личностные конструкты как раз и связаны с эффективностью управления, - то есть отражают именно степень оптимальности его осуществления.

Несколько примеров.

Дж. Келли определил тревогу как "осознание того, что события, с кото­рыми сталкивается человек, лежат вне диапазона применимости его конструктной системы" (цитировано по книге Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные приложения, исследования и применения). – СПб: Питер, 2001. – 608с.). Смутное чувство неопределенности и беспо­мощности, обычно определяемое как "тревога", по Дж. Келли, есть результат осознания того, что конструкты, которыми мы обладаем, не применимы для предвидения собы­тий, с которыми мы сталкиваемся. Он подчеркивал: совсем не факт, что наша конструктная система не функционирует идеально, провоцирует тревогу; мы не тре­вожимся просто потому, что наши ожидания не точны. Тревога образуется только тогда, когда мы сознаем, что у нас нет адекватных конструктов, с помощью которых можно интерпретировать события нашей жизни.

Другими словами, тревога - это осознание того факта, что у человека отсутствуют методы для управления (например - для управления своей жизнью).

С этой точки зрения, задача психотерапии - помочь клиенту либо приобрести новые конструкты, которые позволят ему лучше прогнозировать тревожащие события, либо сделать имею­щиеся конструкты более проницаемыми, чтобы привнести новый опыт в их диапа­зон применимости.

По определению Дж. Келли, враждебность - это "постоянные попытки получить факты, говорящие в пользу такого типа социального прогноза, который уже доказал свою несостоятельность". Традиционно рассматриваемая как склонность вести себя мстительно по отношению к другим или стремление причинять им ущерб, враждебность в теории Дж. Келли - просто по­пытка придерживаться непригодного конструкта при столкновении с противоречи­вым (неполноценным) фактом. Враждебный человек вместо признания того, что его ожидания относительно других людей не реалистичны и поэтому нуждаются в пересмотре, пытается заставить других вести себя так, чтобы удовлетворить свое предвзятое мнение.

 Изменять наши конструкты трудно, страшно и иногда даже невозможно. Насколько лучше было бы, если бы мы могли изменить мир, чтобы он соответствовал нашим предубеждениям, а не наши соб­ственные взгляды на него! Враждебность как раз представляет собой такую попыт­ку.

Как видим, враждебность как эмоция возникает достаточно часто при неблагоприятных соотношениях между типами 2АИА для людей. Когда один человек интерпретирует поведение другого, он использует конструкты "своего" типа 2АИА, - поэтому и возникает интерпретация "Я так бы не поступил!". Но когда другой человек "так" поступает постоянно - значит, он делает это "нарочно", из "враждебных ко мне" побуждений. Такова причина возникновения многих враждебных отношений, кроющаяся в непонимании типности поведения людей.

***

И тревога, и враждебность - в своих крайних проявлениях переходят в стресс. Таким образом, природа многих психологических стрессов состоит в несовершенстве общения, когда один человек проецирует на другого человека реалии своего типа 2АИА!

Таким образом, терапевтические процедуры по оказанию психологической помощи клиенту должны включать в себя как необходимый элемент разбор и объяснение с клиентом типности его отношений с окружающими его людьми. Чрезвычайно интересно, что идея об этом имеется уже у Дж. Келли, который говорил о психологической терапии путем выработки специальной системы личностных конструктов или их изменения. Но надежные и прогнозируемые методики для этого можно построить только сейчас, опираясь на теорию 2АИА и Социальные Технологии. В параграфе 6.2 мы описывали ситуацию - организацию общения между начальником - СЭЭ и подчиненным - ЛСИ с помощью Социальных Технологий. Можно привести еще одну ситуацию: общение между начальником - СЭЭ и бухгалтером - ЭСЭ: это самые стрессирующие отношения, отношения противоположной рациональности. После того, как СЭЭ были объяснены причины "такого поведения ЭСЭ", он стал относиться к ситуациям, которые ранее стрессировали его, даже с юмористическим оттенком! Например, он говорил: "Я знаю, что ему (ЭСЭ) нужно "протанцевать" свой ритуальный танец, - и я выжидаю, когда он его окончит."

***

Подводя итоги, можно сказать, что теория 2АИА и Социальные Технологии позволяют описать ту часть характеристик человека, для описания которой психологи ранее не имели развитой терминологии, позволяющей рассматривать широкий класс экспериментальных ситуаций. Вместе с тем именно эта информация часто являлась необходимым элементом для решения задач психологическими методами.

Таким образом, использование теории 2АИА и Социальных Технологии совместно с известными психологическими техниками, инструментами и методиками открывает новые возможности для повышения их эффективности. Это касается как диагностических процедур, так и терапевтических технологий.

Отметим еще одно, в методологическом плане самое важное обстоятельство. Поскольку теория 2АИА построена по принятому для естественным наук методологическому принципу, она позволяет сформировать систему проведения экспериментов! Вероятно, это впервые в гуманитарных научных дисциплинах появилась возможность к научно корректной постановке экспериментальной деятельности и переходу к технологиям.