8.2. Я – управляю

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85  87 

 

Итак, мы приступаем к описанию самой общей управленческой ситуации, в которой конкретный человек выступает в роли участника.

Опишем эту ситуацию с использованием теории 2АИА и Социальных Технологий.

В этой главе мы широко используем понятие "интерьер", введенное нами в главе 7.

 

1. Определение моего типа.

Прежде всего, необходимо определить тип управления, который осуществляет данный человек (то есть тип 2АИА для этого человека). Методические и прочие вопросы весьма подробно освещены в других главах настоящей книги (прежде всего в главах 2 и 12).

Весьма важно подчеркнуть, что уже при определении типа человека необходимо осуществлять иерархически сформированную верификацию-проверку сделанных выводов о его типе 2АИА (подробнее см. параграф 12.7). Также весьма целесообразно при определении типа 2АИА производить учет специфического интерьера, в который помещен данный человек.

Например, для педагога "стандартным" интерьером является "обучение" и "воспитание". Поскольку значительную массу педагогов составляют женщины, также подойдет интерьер "домашняя хозяйка".

Необходимо учитывать, что информативными для определения типа являются только те ситуации, в которых человек сталкивается с необходимостью решения новых для себя задач, реагирования в новых для себя условиях, с необходимостью принятия самостоятельного решения или осуществления самостоятельного выбора.

Необходимо, чтобы типируемый понимал, что его тип - это не есть его индивидуально-личностная характеристика! Необходимо ему разъяснить, что тип описывает специфические реакции, характеризующие не отдельную личность, а целый класс людей. Этим снимается, во-первых, стрессирующая ситуация для человека, и, во-вторых, устанавливаются границы, в которых человек получит рекомендации (чтобы человек не полагал "слишком больших надежд" на то, что за него все будет решено специалистом в области Социальных Технологий, - чтобы он не ожидал "чуда").

Описание типа осуществляется на нескольких разных уровнях.

Во-первых, как перечисление и описание соответствующих полюсов дихотомий.

Во-вторых, как описание компонент информации, одна из которых программирует тип 2АИА, а в рамках второй осуществляется его деятельность.

В-третьих, описание типа 2АИА, который является дуальным для типируемого - с тем, чтобы описать характеристики, которые являются критически важными для типируемого.

В-четвертых, можно описать тип противоположной рациональности - для того, чтобы описать наиболее стрессирующие для типируемого способы реализации управления, которые могут быть осуществлены другим человеком.

В-пятых, можно охарактеризовать поведение типа при нормативной коммуникации и деятельности, используя соответствующую феноменологическую модель, полученную в рамках Социальных Технологий.

В дальнейшем полагается, что все это уже сделано для каждого из типов, которые будут участвовать в рассматриваемых ситуациях управления. Поэтому далее в этой главе, при описании управленческих ситуаций мы не будем специально на этом останавливаться.

В определенном смысле, такое описание является универсальным и в достаточной степени унифицированным. Рекомендуется составить справочник из таких стандартизированных описаний: этот справочник можно будет использовать в самых разных областях деятельности человека и самых разных интерьерах. Собственно, это описание типа просто не будет учитывать интерьер деятельности реального человека. Примером таких описаний могут служить параграфы 2.3, 2.4, 12.5, и главы 5, 13 и 14.

Таким образом, на этом этапе управленец получает описание "тип 2АИА в общем виде", безотносительно к интерьерам профессиональной и/или другой деятельности этого человека.

 

2. Описание «сильных» и «слабых» сторон моего типа.

Взятый "сам по себе" тип просто НЕ МОЖЕТ иметь слабых и сильных сторон! Каждый из типов в этом смысле равноправен.

Всегда, когда мы будем говорить о "сильных" и "слабых" сторонах типа, мы будем иметь в виду ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ИНТЕРЬЕР, в котором происходит деятельность конкретного человека.

Пример из педагогики, разъясняющий сказанное. Преподаватель средней школы во время урока должен не просто "начитывать материал", но также и следить за состоянием дисциплины в классе. Но известно, что логик способен с полной отдачей  выполнять только одно дело. И, в данном примере, это будет или "начитка материала", или поддержание дисциплины в классе. Таким образом, в этой деятельности проявляется "слабая сторона" логика. А для этика, соответственно, эта же деятельность есть примером его "сильной стороны". С другой стороны, при наличии конфликта - например, внутри педагогического коллектива - этик просто не способен плодотворно работать, - в этом интерьере этика переходит уже в "слабые" функции данного человека!

Таким образом, на этом этапе для специалиста в области Социальных Технологий уже необходимо умение описывать конкретный интерьер, в котором происходит деятельность реального человека, в терминах и понятиях как компонент информации, так и в рамках более крупных блоков - дихотомий.

Здесь также возможно формирование блока стандартизированных описаний - уже для конкретного вида профессиональной или иной деятельности человека. Например, в блок таких стандартизированных описаний "сильных" и "слабых" сторон типа войдет (расписанный в более конкретных деталях) пример, описанный выше.

Другими словами, описание типа на этом этапе дается в рамках определенного интерьера. Таким образом, на этом этапе описание типа 2АИА, которое специалист дает клиенту, определяется двумя компонентами: собственно типом 2АИА и интерьером, в котором данный человек осуществляет свою деятельность. Подчеркнем, что один и тот же человек может являться участником одновременно нескольких интерьеров - поэтому необходимо специально оговаривать, какие именно проблемы (и интерьеры, их охватывающие) интересуют данного конкретного человека.

Некоторые примеры такой детализации мы приведем в других параграфах.

 

3. Описание моих функциональных обязанностей в терминах Социальных Технологий (теории 2АИА).

Мы продолжаем движение по пути детализации и конкретизации. Следующий этап - это описание конкретных функциональных обязанностей для рассматриваемого нами человека.

Это значит, что мы перешли уже к рассмотрению "конкретного рабочего места", конкретного интерьера для этого человека. К рассмотрению и анализу всего того круга задач, которые он должен выполнять постоянно, и которые возникают у него время от времени.

В отличие от предыдущего этапа, на этом этапе мы интересуемся уже не общим интерьером деятельности человека - например, интерьер "педагог", а конкретным интерьером, в котором происходит его деятельность, конкретным его "рабочим местом" - например, интерьеры "педагог-математик" или же "педагог дошкольного учреждения".

Мы выделяем управленческие стадии в такой деятельности конкретного человека. Мы рассматриваем условия конкретного предприятия, где он работает (например, данной конкретной фирмы, государственного учреждения, детского сада, школы, техникума или вуза). Мы описываем эти стадии в рамках характеристик того или иного типа 2АИА и в рамках той или иной компоненты информации. Тем самым мы выделяем характеристики тех типов, которые "максимально приспособлены" для выполнения этого конкретного интерьера управления, этого конкретного этапа, этого конкретного случая, примера управления.

Как правило, такое описание получается противоречивым - то есть оно требует от конкретного человека выполнения того, что обязательно будет являться для него "нетипным". Более точно можно сказать, что практически ни одна деятельность, на один перечень функциональных обязанностей не сводится в точности всего к одному только типу: всегда существуют требования, которым невозможно удовлетворить только одним типом 2АИА.

Много примеров приведено в главах 9-11.

Выше мы уже приводили пример противоречия в требованиях между "поддержанием дисциплины" и умением "доказательно объяснять"  материал. "Идеальный педагог" - например, математик - должен был бы выполнять это выполнять эти функциональные обязанности одновременно, - но такого типа 2АИА (который был бы и этиком, и логиком одновременно!) просто не существует. Не существует поэтому и человека, который одинаково хорошо был бы способен и "поддерживать дисциплину" и умел бы "доказательно объяснять"  материал.

Далее мы устанавливаем соответствие между полученными функциональные обязанностями и типом нашего управленца, - именно по этой причине мы и должны описать эти обязанности на языке Социальных Технологий.

Мы выделяем "родные" для нашего управленца функциональные обязанности (те, которые совпадают с "его родными" компонентами информации или полюсами дихотомий), - их он способен выполнять с максимальным эффектом. Это "его" полюса дихотомий, "его" компоненты информации. В последнем случае, однако, нужно учитывать различие между программной компонентой информации и творческой компонентой информации, а также их взаимосвязь с соответствующими функциональными обязанностями.

Мы выделяем также те обязанности, которые соответствуют полюсам дихотомий, "чужим" для типа 2АИА нашего управленца. Мы выделяем "чужие" для нашего педагога компоненты информации, которые, тем не менее, нужны для оптимального выполнения этих конкретных функциональных обязанностей. Мы устанавливаем соотношения между "родными" и "чужими" компонентами информации, - в частности, прежде всего, определяем типы 2АИА, которые могут ПОМОЧЬ типу 2АИА, которым обладает наш управленец, в выполнении этого аспекта его функциональных обязанностей (в частности, это будет нужно для дальнейшего).

 

4. Описание организации оптимальной инфраструктуры для реализации моего управления.

Теперь мы можем начать построение оптимальной для нашего управленца "управленческой среды".

Для этого нужно, на первом этапе, использовать "стандартное" описание управленческой среды для данного типа 2АИА. Такие описания сегодня уже имеются, и ими можно воспользоваться как справочными материалами. В этом описании выделены основные "сильные" и "слабые" стороны типа по отношению к реализации управления, а также предусмотрен способ организации "защиты" своих "слабых мест" типом. Пример такого описания приведен в главе 13.

Далее следует этап, который можно назвать "подгонкой" управленческой среды для данного типа 2АИА для конкретного человека с учетом условий его рабочего места (конкретного интерьера). То есть - "подгонка" специфически-типных особенностей организации и осуществления управления данным человеком под условия интерьера - обобщенного рабочего места, в которое он помещен. Например, на этом этапе выделяется обобщенное место  - интерьер "преподаватель", и синтезируется для него оптимальная для рассматриваемого типа 2АИА организация управления.

Далее следует третий этап - подгонка управленческой среды под реальное рабочее место, - то есть под условия реального интерьера, в котором осуществляет свою деятельность данный управленец. Например, на этом этапе это уже будет интерьер "преподаватель математики в школе".

Далее следует четвертый этап -  учет "типной специфики социального окружения" нашего управленца. То есть учет реальных типов людей, которые окружают нашего управленца. Естественно, не всех, а только тех, которые важны для него, для того, чтобы его управление достигло цели. Определяются типы людей (из его окружения, то есть, фактически, уже конкретные люди, "с именами и фамилиями"), которые как "помогают", так и "мешают" управлению, которые осуществляет наш управленец. Описываются также характеристики того, чем именно, как именно и когда именно (при каких условиях) эти типы "мешают/помогают".

Наконец, на последнем, пятом этапе, описывается оптимальная организация управленческой среды для реального человека в условиях его конкретного рабочего места. Описываются "предпочтительные" для него способы организации управления, - те, в которых в максимальной - для данных конкретных условий - проявляются "сильные" стороны его типа. Описываются типичные ситуации, в которых его тип "слаб", - и описываются организационные решения, которые он должен предпринять в этих случая. Например, указываются типы людей (фактически - на этом этапе уже конкретные люди!), к которым он может обратиться за помощью (например, консультацией), причем с указанием темы и предмета такого обращения (а также, как правило, с указанием протокола или регламента общения его с данным конкретным человеком).

На этом же этапе производится учет тех социальных нормативов, которые данный конкретный человек выработал у себя на протяжении своего жизненного пути и которые "защищают" его тип, помогая его "слабым" сторонам в социальной жизни. Эти нормативы обусловлены социальными причинами (семья, школа, работа) - необходимостью выполнять определенные социальные роли и требования. Часть из этих нормативов может быть с успехом использована в целях оптимизации управления для данного человека. Следует отметить, однако, что часть этих нормативов может наоборот, препятствовать оптимальному выполнению управления.

В результате наш управленец получает подробное описание как "самого себя", так и описание оптимальной для него (как для типа, так и для индивидуума!) организации управленческой среды.

 

5. Подбор и разработка тренингов и курсов для улучшения моего управления и развития моей личности.

Можно ли считать на этом работу по организации оптимальной системы управления для конкретного человека законченной?

В том смысле, что мы использовали все имеющиеся на сегодня стороны и возможности его типа, конкретной реализации интерьера его рабочего места, выработанных им к настоящему времени возможностей и нормативов - да, мы сделали все, что можно. Все, что можно сделать СЕГОДНЯ.

Но ведь наш управленец развивается, а жизнь его - продолжается. Он развивается как управленец, он развивается также и как Личность.

Социальные Технологии могут помочь сформировать для управленца вектор развития в двух основных направлениях: во-первых, в области его деятельности на работе (точнее - в интересующих его интерьерах) и, во-вторых, в области его развития как личности.

Остановимся вначале на первом направлении - рекомендации для управленца в области его производственной деятельности, то есть в области управления и менеджмента.

Прежде всего, управленец должен выбрать для использования в своей практической деятельности такие методики осуществления управления, которые в максимальной степени соответствуют его типу 2АИА и его социальным нормативам. Сегодня, когда в сфере управления не просто разрешается, а даже и приветствуется широкое разнообразие методов, способов и технологий менеджмента, управленец часто остается один-на-один перед огромным разнообразием предложений. Ему очень трудно сделать свой осознанный личный выбор. Но каждая методика управления - это, прежде всего, система последовательных выполнения тех или иных заданных управленческих действия, многие из которых являются по сути своей фиксированными управленческими процедурами. Поэтому знание своих типных особенностей поможет управленцу в выборе тех "орудий производства", которые будут наиболее эффективными в его руках.

С другой стороны, существуют функциональные требования к управленцу, которые являются обязательными - хотя их выполнение и требует задействования "слабых" сторон типа 2АИА и социальных нормативов данного конкретного управленца. Управленец должен сформировать такой комплекс таких "неудобных" для него методик, который, тем не менее, позволял бы ему эффективно проводить управленческую деятельность. Выбор таких методик, выявление тех их звеньев и стадий, которые являются "трудными или "неудобными" для данного конкретного управленца, также требует знания типных особенностей и набора социальных нормативов для данного конкретного человека. Как правило, управленец должен постоянно "удерживать во внимании" все "трудные места" методик управления, которые он применяет, он должен постоянно обновлять их количество и номенклатуру, а также постоянно тренировать их выполнение. Как правило, сегодня это делается с использованием тренинговых методик обучения - и отбор как необходимых методик, методов  и технологий управления, так и способов самого проведения тренинга также определяется типными особенностями данного управленца. В результате такой деятельности осуществляется, по сути, управление состояние "производственных нормативов" для данного управленца. Отметим, что эти нормативы могут сказываться и в личной жизни управленца, поэтому разделение на интерьеры "работа" и "личная жизнь" также поможет данному человеку.

Знание типных особенностей позволяет также выделить для конкретного преподавателя круг экспертов и консультантов, к которыми он будет общаться в сложных для себя ситуациях, -  например, из людей, с которыми он знаком лично. Имеется возможность также определить и описать круг вопросов, с которыми ему следует к ним обращаться, а также регламент (протокол) общения с такими людьми.

Участие в профессиональных Ассоциациях, чтение литературы на профессиональную   тематику - все это для высокой отдачи и минимальной затраты времени также требует знания своего типа 2АИА.

Наконец, сам способ управления для управленца - он также определяется и задается его типом 2АИА.

Творчество в производственной сфере - эта сторона жизни человека чрезвычайно важна. Фактически, сама деятельность управленца обязательно является творческой. Однако творчество эффективное осуществляется в основном по "сильным" сторонам типа, в рамках тех компонент информации, которые человек "видит" и в рамках которых он "действует". Именно в этой области он чувствует границы применимости того или иного "родного" его типу 2АИА метода, именно в этой области он способен принимать адекватные ситуации управленческие решения. Наконец, именно в этой области он является компетентным. Таким образом, знание своих типных особенностей поможет преподавателю творить, - а, следовательно, и повысить удовлетворенность от выполнения своих профессиональных обязанностей.

Фактически, можно сказать, что таким образом управленец получает возможность достичь состояния самоактуализации через работу (в духе гуманистической психологии А. Маслоу - см. параграф 6.1).

Зададимся вопросом: "Можно ли научиться "защищать" свои слабые стороны в управлении?". Ответ на него может быть только положительным.

Уже то, что все мы знаем крупных управленцев, добившихся несомненных успехов в своей деятельности, - уже одно это говорит о том, что каждый из них нашел возможность преодоления слабых своих сторон своего типа. Каждый из них сумел выработать (научиться) способам осуществления педагогической деятельности также и в тех ее областях, где он "слаб".

Рассмотрим всего один пример, иллюстрирующий сказанное. Опишем случай успешного преодоления своих слабых сторон за счет специфической организации своей управленческой деятельности.

Логики с трудом ориентируются по собеседнику о том, насколько он "тронут" их доказательствами. А как же быть, когда логик - продавец?!

Вот тут-то некоторые из логиков и придумывают способы, как задать вопросы таким образом, чтобы ответ собеседника однозначно позволял сделать вывод о его намерениях. Сумев организовать свою деятельность таким образом, логики достигают успеха в продажах ничуть не менее этиков, - для которых поведение и эмоции клиента - это "открытая книга".

Более того: некоторых из логиков начинают новый бизнес - они организовывают тренинги, обучая "себе подобных" - искусству продаж. Естественно, эти тренинги могут принести пользу только логикам: для этиков такие "логические цепочки в коммуникации при продаже" будут недоступны, и, в результате, будут их только сбивать. "И новому не научился, и старое потерял" - это вполне возможная ситуация после таких курсов для этиков.

Эта ситуация весьма подробно описана переводной в книге Тома Хопкинса (США) "Умение продавать для чайников" (Киев: Диалектика, 1997. - 256с.) - как следует из описания им реальных ситуаций из его собственной биографии, он логик. Но он нашел возможность преобразовать сам подход к типичным управленческим ситуациям, которые имеют место в процессе продажи, - и добился успеха. Сейчас он - известный руководитель весьма модных тренингов.

Фактически, в подобной ситуации часто оказывается и любой управленец.

Подведем итоги. Учебных курсов, книг и учебников, курсов повышения квалификации, тренингов, дистанционного или второго высшего образования сегодня имеется чрезвычайно много. И чтобы выбрать из них то, что является действительно необходимым для конкретного управленца - здесь весьма необходимо знание его типа 2АИА, его типных особенностей, и набора его социальных нормативов.

Но только производственной деятельностью жизнь управленца не ограничивается. Управленец - это прежде всего человек. И перед ним, как и перед каждым человеком, стоят задачи по управлению развитием своей собственной личности.

Сегодня существует большое разнообразных концепций и теорий Личности. Многие из них включают в себя большое разнообразие методик и тренингов, которые уже доказали свою работоспособность.

Мы рекомендуем в определении методик и тренингов, которые нужны конкретному человеку, использовать главу 6 настоящего Руководства, где мы описали связь теории 2АИА и Социальных Технологий со всеми основными направлениями современной психологии - с бихевиоризмом, когнитивизмом и психоанализом. Специалист в области Социальных Технологий, пользуясь изложенным там материалом, вполне способен выбрать из огромного многообразия предлагаемых сегодня психологических тренингов именно те, которые действительно дадут нужный эффект для данного конкретного человека.

В правильном выборе того, что нужно именно данному конкретному человеку ключевое место занимает знание типа 2АИА для данного человека.

Приведем пример.

Огромное влияние на концепцию личности человека оказали взгляды американского психолога А. Маслоу, одного из главных фигур в гуманистической психологии (многие концепции обучения базируются на таких же взглядах). Основное место в теории и А. Маслоу занимает концепция самоактуализации, понимая под этим высшую стадию совершенствования личности.

Какое же место занимает концепция типа в самоактуализации? Рассматривая то, о чем пишет А. Маслоу и представители его школы, мы видим, что многие черты самоактуализации практически повторяют - в области деятельности человека - многое из написанного нами выше. Таким образом, реализация своего типа, знание своих "слабых" и "сильных" сторон, умение сопоставлять их с реальными запросами - все это является необходимым элементом для самоактуализации человека.

Более подробно это описано в параграфе 6.1.

Часть вопросов будет освещена в главе 9, при рассмотрении применения Социальных технологий в педагогике, то есть к обучению и воспитанию.

 

 

Итак, мы приступаем к описанию самой общей управленческой ситуации, в которой конкретный человек выступает в роли участника.

Опишем эту ситуацию с использованием теории 2АИА и Социальных Технологий.

В этой главе мы широко используем понятие "интерьер", введенное нами в главе 7.

 

1. Определение моего типа.

Прежде всего, необходимо определить тип управления, который осуществляет данный человек (то есть тип 2АИА для этого человека). Методические и прочие вопросы весьма подробно освещены в других главах настоящей книги (прежде всего в главах 2 и 12).

Весьма важно подчеркнуть, что уже при определении типа человека необходимо осуществлять иерархически сформированную верификацию-проверку сделанных выводов о его типе 2АИА (подробнее см. параграф 12.7). Также весьма целесообразно при определении типа 2АИА производить учет специфического интерьера, в который помещен данный человек.

Например, для педагога "стандартным" интерьером является "обучение" и "воспитание". Поскольку значительную массу педагогов составляют женщины, также подойдет интерьер "домашняя хозяйка".

Необходимо учитывать, что информативными для определения типа являются только те ситуации, в которых человек сталкивается с необходимостью решения новых для себя задач, реагирования в новых для себя условиях, с необходимостью принятия самостоятельного решения или осуществления самостоятельного выбора.

Необходимо, чтобы типируемый понимал, что его тип - это не есть его индивидуально-личностная характеристика! Необходимо ему разъяснить, что тип описывает специфические реакции, характеризующие не отдельную личность, а целый класс людей. Этим снимается, во-первых, стрессирующая ситуация для человека, и, во-вторых, устанавливаются границы, в которых человек получит рекомендации (чтобы человек не полагал "слишком больших надежд" на то, что за него все будет решено специалистом в области Социальных Технологий, - чтобы он не ожидал "чуда").

Описание типа осуществляется на нескольких разных уровнях.

Во-первых, как перечисление и описание соответствующих полюсов дихотомий.

Во-вторых, как описание компонент информации, одна из которых программирует тип 2АИА, а в рамках второй осуществляется его деятельность.

В-третьих, описание типа 2АИА, который является дуальным для типируемого - с тем, чтобы описать характеристики, которые являются критически важными для типируемого.

В-четвертых, можно описать тип противоположной рациональности - для того, чтобы описать наиболее стрессирующие для типируемого способы реализации управления, которые могут быть осуществлены другим человеком.

В-пятых, можно охарактеризовать поведение типа при нормативной коммуникации и деятельности, используя соответствующую феноменологическую модель, полученную в рамках Социальных Технологий.

В дальнейшем полагается, что все это уже сделано для каждого из типов, которые будут участвовать в рассматриваемых ситуациях управления. Поэтому далее в этой главе, при описании управленческих ситуаций мы не будем специально на этом останавливаться.

В определенном смысле, такое описание является универсальным и в достаточной степени унифицированным. Рекомендуется составить справочник из таких стандартизированных описаний: этот справочник можно будет использовать в самых разных областях деятельности человека и самых разных интерьерах. Собственно, это описание типа просто не будет учитывать интерьер деятельности реального человека. Примером таких описаний могут служить параграфы 2.3, 2.4, 12.5, и главы 5, 13 и 14.

Таким образом, на этом этапе управленец получает описание "тип 2АИА в общем виде", безотносительно к интерьерам профессиональной и/или другой деятельности этого человека.

 

2. Описание «сильных» и «слабых» сторон моего типа.

Взятый "сам по себе" тип просто НЕ МОЖЕТ иметь слабых и сильных сторон! Каждый из типов в этом смысле равноправен.

Всегда, когда мы будем говорить о "сильных" и "слабых" сторонах типа, мы будем иметь в виду ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ИНТЕРЬЕР, в котором происходит деятельность конкретного человека.

Пример из педагогики, разъясняющий сказанное. Преподаватель средней школы во время урока должен не просто "начитывать материал", но также и следить за состоянием дисциплины в классе. Но известно, что логик способен с полной отдачей  выполнять только одно дело. И, в данном примере, это будет или "начитка материала", или поддержание дисциплины в классе. Таким образом, в этой деятельности проявляется "слабая сторона" логика. А для этика, соответственно, эта же деятельность есть примером его "сильной стороны". С другой стороны, при наличии конфликта - например, внутри педагогического коллектива - этик просто не способен плодотворно работать, - в этом интерьере этика переходит уже в "слабые" функции данного человека!

Таким образом, на этом этапе для специалиста в области Социальных Технологий уже необходимо умение описывать конкретный интерьер, в котором происходит деятельность реального человека, в терминах и понятиях как компонент информации, так и в рамках более крупных блоков - дихотомий.

Здесь также возможно формирование блока стандартизированных описаний - уже для конкретного вида профессиональной или иной деятельности человека. Например, в блок таких стандартизированных описаний "сильных" и "слабых" сторон типа войдет (расписанный в более конкретных деталях) пример, описанный выше.

Другими словами, описание типа на этом этапе дается в рамках определенного интерьера. Таким образом, на этом этапе описание типа 2АИА, которое специалист дает клиенту, определяется двумя компонентами: собственно типом 2АИА и интерьером, в котором данный человек осуществляет свою деятельность. Подчеркнем, что один и тот же человек может являться участником одновременно нескольких интерьеров - поэтому необходимо специально оговаривать, какие именно проблемы (и интерьеры, их охватывающие) интересуют данного конкретного человека.

Некоторые примеры такой детализации мы приведем в других параграфах.

 

3. Описание моих функциональных обязанностей в терминах Социальных Технологий (теории 2АИА).

Мы продолжаем движение по пути детализации и конкретизации. Следующий этап - это описание конкретных функциональных обязанностей для рассматриваемого нами человека.

Это значит, что мы перешли уже к рассмотрению "конкретного рабочего места", конкретного интерьера для этого человека. К рассмотрению и анализу всего того круга задач, которые он должен выполнять постоянно, и которые возникают у него время от времени.

В отличие от предыдущего этапа, на этом этапе мы интересуемся уже не общим интерьером деятельности человека - например, интерьер "педагог", а конкретным интерьером, в котором происходит его деятельность, конкретным его "рабочим местом" - например, интерьеры "педагог-математик" или же "педагог дошкольного учреждения".

Мы выделяем управленческие стадии в такой деятельности конкретного человека. Мы рассматриваем условия конкретного предприятия, где он работает (например, данной конкретной фирмы, государственного учреждения, детского сада, школы, техникума или вуза). Мы описываем эти стадии в рамках характеристик того или иного типа 2АИА и в рамках той или иной компоненты информации. Тем самым мы выделяем характеристики тех типов, которые "максимально приспособлены" для выполнения этого конкретного интерьера управления, этого конкретного этапа, этого конкретного случая, примера управления.

Как правило, такое описание получается противоречивым - то есть оно требует от конкретного человека выполнения того, что обязательно будет являться для него "нетипным". Более точно можно сказать, что практически ни одна деятельность, на один перечень функциональных обязанностей не сводится в точности всего к одному только типу: всегда существуют требования, которым невозможно удовлетворить только одним типом 2АИА.

Много примеров приведено в главах 9-11.

Выше мы уже приводили пример противоречия в требованиях между "поддержанием дисциплины" и умением "доказательно объяснять"  материал. "Идеальный педагог" - например, математик - должен был бы выполнять это выполнять эти функциональные обязанности одновременно, - но такого типа 2АИА (который был бы и этиком, и логиком одновременно!) просто не существует. Не существует поэтому и человека, который одинаково хорошо был бы способен и "поддерживать дисциплину" и умел бы "доказательно объяснять"  материал.

Далее мы устанавливаем соответствие между полученными функциональные обязанностями и типом нашего управленца, - именно по этой причине мы и должны описать эти обязанности на языке Социальных Технологий.

Мы выделяем "родные" для нашего управленца функциональные обязанности (те, которые совпадают с "его родными" компонентами информации или полюсами дихотомий), - их он способен выполнять с максимальным эффектом. Это "его" полюса дихотомий, "его" компоненты информации. В последнем случае, однако, нужно учитывать различие между программной компонентой информации и творческой компонентой информации, а также их взаимосвязь с соответствующими функциональными обязанностями.

Мы выделяем также те обязанности, которые соответствуют полюсам дихотомий, "чужим" для типа 2АИА нашего управленца. Мы выделяем "чужие" для нашего педагога компоненты информации, которые, тем не менее, нужны для оптимального выполнения этих конкретных функциональных обязанностей. Мы устанавливаем соотношения между "родными" и "чужими" компонентами информации, - в частности, прежде всего, определяем типы 2АИА, которые могут ПОМОЧЬ типу 2АИА, которым обладает наш управленец, в выполнении этого аспекта его функциональных обязанностей (в частности, это будет нужно для дальнейшего).

 

4. Описание организации оптимальной инфраструктуры для реализации моего управления.

Теперь мы можем начать построение оптимальной для нашего управленца "управленческой среды".

Для этого нужно, на первом этапе, использовать "стандартное" описание управленческой среды для данного типа 2АИА. Такие описания сегодня уже имеются, и ими можно воспользоваться как справочными материалами. В этом описании выделены основные "сильные" и "слабые" стороны типа по отношению к реализации управления, а также предусмотрен способ организации "защиты" своих "слабых мест" типом. Пример такого описания приведен в главе 13.

Далее следует этап, который можно назвать "подгонкой" управленческой среды для данного типа 2АИА для конкретного человека с учетом условий его рабочего места (конкретного интерьера). То есть - "подгонка" специфически-типных особенностей организации и осуществления управления данным человеком под условия интерьера - обобщенного рабочего места, в которое он помещен. Например, на этом этапе выделяется обобщенное место  - интерьер "преподаватель", и синтезируется для него оптимальная для рассматриваемого типа 2АИА организация управления.

Далее следует третий этап - подгонка управленческой среды под реальное рабочее место, - то есть под условия реального интерьера, в котором осуществляет свою деятельность данный управленец. Например, на этом этапе это уже будет интерьер "преподаватель математики в школе".

Далее следует четвертый этап -  учет "типной специфики социального окружения" нашего управленца. То есть учет реальных типов людей, которые окружают нашего управленца. Естественно, не всех, а только тех, которые важны для него, для того, чтобы его управление достигло цели. Определяются типы людей (из его окружения, то есть, фактически, уже конкретные люди, "с именами и фамилиями"), которые как "помогают", так и "мешают" управлению, которые осуществляет наш управленец. Описываются также характеристики того, чем именно, как именно и когда именно (при каких условиях) эти типы "мешают/помогают".

Наконец, на последнем, пятом этапе, описывается оптимальная организация управленческой среды для реального человека в условиях его конкретного рабочего места. Описываются "предпочтительные" для него способы организации управления, - те, в которых в максимальной - для данных конкретных условий - проявляются "сильные" стороны его типа. Описываются типичные ситуации, в которых его тип "слаб", - и описываются организационные решения, которые он должен предпринять в этих случая. Например, указываются типы людей (фактически - на этом этапе уже конкретные люди!), к которым он может обратиться за помощью (например, консультацией), причем с указанием темы и предмета такого обращения (а также, как правило, с указанием протокола или регламента общения его с данным конкретным человеком).

На этом же этапе производится учет тех социальных нормативов, которые данный конкретный человек выработал у себя на протяжении своего жизненного пути и которые "защищают" его тип, помогая его "слабым" сторонам в социальной жизни. Эти нормативы обусловлены социальными причинами (семья, школа, работа) - необходимостью выполнять определенные социальные роли и требования. Часть из этих нормативов может быть с успехом использована в целях оптимизации управления для данного человека. Следует отметить, однако, что часть этих нормативов может наоборот, препятствовать оптимальному выполнению управления.

В результате наш управленец получает подробное описание как "самого себя", так и описание оптимальной для него (как для типа, так и для индивидуума!) организации управленческой среды.

 

5. Подбор и разработка тренингов и курсов для улучшения моего управления и развития моей личности.

Можно ли считать на этом работу по организации оптимальной системы управления для конкретного человека законченной?

В том смысле, что мы использовали все имеющиеся на сегодня стороны и возможности его типа, конкретной реализации интерьера его рабочего места, выработанных им к настоящему времени возможностей и нормативов - да, мы сделали все, что можно. Все, что можно сделать СЕГОДНЯ.

Но ведь наш управленец развивается, а жизнь его - продолжается. Он развивается как управленец, он развивается также и как Личность.

Социальные Технологии могут помочь сформировать для управленца вектор развития в двух основных направлениях: во-первых, в области его деятельности на работе (точнее - в интересующих его интерьерах) и, во-вторых, в области его развития как личности.

Остановимся вначале на первом направлении - рекомендации для управленца в области его производственной деятельности, то есть в области управления и менеджмента.

Прежде всего, управленец должен выбрать для использования в своей практической деятельности такие методики осуществления управления, которые в максимальной степени соответствуют его типу 2АИА и его социальным нормативам. Сегодня, когда в сфере управления не просто разрешается, а даже и приветствуется широкое разнообразие методов, способов и технологий менеджмента, управленец часто остается один-на-один перед огромным разнообразием предложений. Ему очень трудно сделать свой осознанный личный выбор. Но каждая методика управления - это, прежде всего, система последовательных выполнения тех или иных заданных управленческих действия, многие из которых являются по сути своей фиксированными управленческими процедурами. Поэтому знание своих типных особенностей поможет управленцу в выборе тех "орудий производства", которые будут наиболее эффективными в его руках.

С другой стороны, существуют функциональные требования к управленцу, которые являются обязательными - хотя их выполнение и требует задействования "слабых" сторон типа 2АИА и социальных нормативов данного конкретного управленца. Управленец должен сформировать такой комплекс таких "неудобных" для него методик, который, тем не менее, позволял бы ему эффективно проводить управленческую деятельность. Выбор таких методик, выявление тех их звеньев и стадий, которые являются "трудными или "неудобными" для данного конкретного управленца, также требует знания типных особенностей и набора социальных нормативов для данного конкретного человека. Как правило, управленец должен постоянно "удерживать во внимании" все "трудные места" методик управления, которые он применяет, он должен постоянно обновлять их количество и номенклатуру, а также постоянно тренировать их выполнение. Как правило, сегодня это делается с использованием тренинговых методик обучения - и отбор как необходимых методик, методов  и технологий управления, так и способов самого проведения тренинга также определяется типными особенностями данного управленца. В результате такой деятельности осуществляется, по сути, управление состояние "производственных нормативов" для данного управленца. Отметим, что эти нормативы могут сказываться и в личной жизни управленца, поэтому разделение на интерьеры "работа" и "личная жизнь" также поможет данному человеку.

Знание типных особенностей позволяет также выделить для конкретного преподавателя круг экспертов и консультантов, к которыми он будет общаться в сложных для себя ситуациях, -  например, из людей, с которыми он знаком лично. Имеется возможность также определить и описать круг вопросов, с которыми ему следует к ним обращаться, а также регламент (протокол) общения с такими людьми.

Участие в профессиональных Ассоциациях, чтение литературы на профессиональную   тематику - все это для высокой отдачи и минимальной затраты времени также требует знания своего типа 2АИА.

Наконец, сам способ управления для управленца - он также определяется и задается его типом 2АИА.

Творчество в производственной сфере - эта сторона жизни человека чрезвычайно важна. Фактически, сама деятельность управленца обязательно является творческой. Однако творчество эффективное осуществляется в основном по "сильным" сторонам типа, в рамках тех компонент информации, которые человек "видит" и в рамках которых он "действует". Именно в этой области он чувствует границы применимости того или иного "родного" его типу 2АИА метода, именно в этой области он способен принимать адекватные ситуации управленческие решения. Наконец, именно в этой области он является компетентным. Таким образом, знание своих типных особенностей поможет преподавателю творить, - а, следовательно, и повысить удовлетворенность от выполнения своих профессиональных обязанностей.

Фактически, можно сказать, что таким образом управленец получает возможность достичь состояния самоактуализации через работу (в духе гуманистической психологии А. Маслоу - см. параграф 6.1).

Зададимся вопросом: "Можно ли научиться "защищать" свои слабые стороны в управлении?". Ответ на него может быть только положительным.

Уже то, что все мы знаем крупных управленцев, добившихся несомненных успехов в своей деятельности, - уже одно это говорит о том, что каждый из них нашел возможность преодоления слабых своих сторон своего типа. Каждый из них сумел выработать (научиться) способам осуществления педагогической деятельности также и в тех ее областях, где он "слаб".

Рассмотрим всего один пример, иллюстрирующий сказанное. Опишем случай успешного преодоления своих слабых сторон за счет специфической организации своей управленческой деятельности.

Логики с трудом ориентируются по собеседнику о том, насколько он "тронут" их доказательствами. А как же быть, когда логик - продавец?!

Вот тут-то некоторые из логиков и придумывают способы, как задать вопросы таким образом, чтобы ответ собеседника однозначно позволял сделать вывод о его намерениях. Сумев организовать свою деятельность таким образом, логики достигают успеха в продажах ничуть не менее этиков, - для которых поведение и эмоции клиента - это "открытая книга".

Более того: некоторых из логиков начинают новый бизнес - они организовывают тренинги, обучая "себе подобных" - искусству продаж. Естественно, эти тренинги могут принести пользу только логикам: для этиков такие "логические цепочки в коммуникации при продаже" будут недоступны, и, в результате, будут их только сбивать. "И новому не научился, и старое потерял" - это вполне возможная ситуация после таких курсов для этиков.

Эта ситуация весьма подробно описана переводной в книге Тома Хопкинса (США) "Умение продавать для чайников" (Киев: Диалектика, 1997. - 256с.) - как следует из описания им реальных ситуаций из его собственной биографии, он логик. Но он нашел возможность преобразовать сам подход к типичным управленческим ситуациям, которые имеют место в процессе продажи, - и добился успеха. Сейчас он - известный руководитель весьма модных тренингов.

Фактически, в подобной ситуации часто оказывается и любой управленец.

Подведем итоги. Учебных курсов, книг и учебников, курсов повышения квалификации, тренингов, дистанционного или второго высшего образования сегодня имеется чрезвычайно много. И чтобы выбрать из них то, что является действительно необходимым для конкретного управленца - здесь весьма необходимо знание его типа 2АИА, его типных особенностей, и набора его социальных нормативов.

Но только производственной деятельностью жизнь управленца не ограничивается. Управленец - это прежде всего человек. И перед ним, как и перед каждым человеком, стоят задачи по управлению развитием своей собственной личности.

Сегодня существует большое разнообразных концепций и теорий Личности. Многие из них включают в себя большое разнообразие методик и тренингов, которые уже доказали свою работоспособность.

Мы рекомендуем в определении методик и тренингов, которые нужны конкретному человеку, использовать главу 6 настоящего Руководства, где мы описали связь теории 2АИА и Социальных Технологий со всеми основными направлениями современной психологии - с бихевиоризмом, когнитивизмом и психоанализом. Специалист в области Социальных Технологий, пользуясь изложенным там материалом, вполне способен выбрать из огромного многообразия предлагаемых сегодня психологических тренингов именно те, которые действительно дадут нужный эффект для данного конкретного человека.

В правильном выборе того, что нужно именно данному конкретному человеку ключевое место занимает знание типа 2АИА для данного человека.

Приведем пример.

Огромное влияние на концепцию личности человека оказали взгляды американского психолога А. Маслоу, одного из главных фигур в гуманистической психологии (многие концепции обучения базируются на таких же взглядах). Основное место в теории и А. Маслоу занимает концепция самоактуализации, понимая под этим высшую стадию совершенствования личности.

Какое же место занимает концепция типа в самоактуализации? Рассматривая то, о чем пишет А. Маслоу и представители его школы, мы видим, что многие черты самоактуализации практически повторяют - в области деятельности человека - многое из написанного нами выше. Таким образом, реализация своего типа, знание своих "слабых" и "сильных" сторон, умение сопоставлять их с реальными запросами - все это является необходимым элементом для самоактуализации человека.

Более подробно это описано в параграфе 6.1.

Часть вопросов будет освещена в главе 9, при рассмотрении применения Социальных технологий в педагогике, то есть к обучению и воспитанию.