6.1.Социальные Технологии и гуманистическая психология А. Маслоу: самоактуализация

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37   40 41 42  44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85  87 

Теория 2АИА и разработанные на ее основе Социальные Технологии позволяют осуществить дальнейшее развитие ряда важных для практического применения аспектов современных теорий личности. В качестве примера в этом параграфе подробно рассмотрено применение теории 2АИА и Социальных Технологий к описанию явления самоактуализации в рамках гуманистической психологии А. Маслоу.

Мы осуществляем общий анализ, специально не приводя конкретных примеров как для описаний по А. Маслоу, так и для описаний по теории 2АИА. Желающие могут познакомиться с описаниями по А. Маслоу по соответствующей литературе, и с описаниями по 2АИА в остальных разделах настоящей книги.

Напомним, что гуманистическая психология А. Маслоу возникла в начале 1960-х годов как альтернатива психоаналитической и бихевиористской традициям в психологии. По сути, до сих пор это направление не оформилось в струйную теоретическую систему и являет собой скорее психологическое движение, нежели строгую психологическую теорию.

В основу этого течения в психологии поставлена концепция становления личности. Согласно ей, человек всегда находится в процессе становления, в процессе развития и изменения.

В центре теории А. Маслоу лежит понятие самоактуализации - потребности личного совершенствова­ния каждого человека. А. Маслоу характеризует самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Самоактуализация - это высший уровень в иерархии потребностей человека. На этом уровне человек добивается полного исполь­зования своих талантов, способностей и потенциала личности.

Говоря словами А. Маслоу: "Музыканты должны играть музы­ку, художники должны рисовать, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самими собой. Люди должны быть тем, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе" (цитировано по книге Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные приложения, исследования и применения). – СПб: Питер, 2001. – 608с.).

Самоактуализация  - это совсем не выражаться через творческие уси­лия, направленные на создание произведений искусства. Родитель, спортсмен, сту­дент, преподаватель или рабочий у станка - все они могут актуализировать свой по­тенциал, выполняя наилучшим образом то, что они делают. Специфические формы самоактуализации очень разнообразны. По А. Маслоу, именно на этом, высшем уровне иерар­хии потребностей люди сильнее всего отличаются друг от друга.

А. Маслоу отмечал, что достижение самоактуализации чрезвычайно редкое явление: по его оценкам менее 1% людей достигают ее. Причины этого, по его мнению, заложены как в самих людях (отсутствие знаний и уверенности в своих способностях, страх перед риском и перед новым), так и в социальном окружении (которое подавляет тенденцию к актуализации некоторыми социальными нормами).

А. Маслоу предупреждал, что самоактуализирующиеся люди - это не суперзвезды и не "герои без страха и упрека". Они подвержены таким же вспышкам гнева, также проявляют свое недовольство, - короче, живут такой же жизнью, как и все. Они могут шокировать или оскорблять свои поведением других людей. И вместе с тем, согласно А. Маслоу, они показывают всем нам пример великолепного психического здоровья, пример достижения того, чем может стать человек.

Описание самоактуализации подразумевает, что человек выявляет в себе некие характеристики, которые можно назвать "стержневыми" для него, на которые он опирается и которые он рассматривает как своего рода "систему отсчета", как своего рода "мерило" для своей жизни, для личных и социальных событий, для своей деятельности.

В качестве одной из граней такой неизменности может выступать тип управления, который осуществляет человек в новых для себя условиях - тип 2АИА. Зная его, человек также будет знать те характеристики, те свойства, те явления внешнего мира, в которых он что называется "силен", которые он "различает" и "видит", то, в чем он разбирается достаточно хорошо и уверенно. Он также будет знать, в каком именно виде ему "удобно" представить результаты своего труда, в каком именно виде он способен "выразить себя" в максимальной форме.

Одновременно он будет знать также и большой комплекс своих "слабых мест", - всего того, над чем он должен думать и что он должен анализировать, чтобы правильно осознать ситуацию, чтобы правильно ее проанализировать, чтобы принять правильное решение.

А. Маслоу писал об Эупсихее - обществе, которое благодаря своему устройству помогает людям в их потребности к самоактуализации. Знание типа 2АИА позволяет понять, как выбрать такое окружение, которые максимально способствовало бы конкретному человеку в проявлении его потребности к самоактуализации, как выбрать то социальное окружение, которые помогло бы ему в этом стремлении. Сам факт того, что человек имеет тип 2АИА, уже наглядно убеждает человека, что его личный путь самоактуализации - волей-неволей - вовлекает также и других людей, а часто даже и просто невозможен без помощи других людей. Но как выбрать людей, которые помогли бы на этом пути? Напомним, что А. Маслоу много внимания уделял тому факту, что социальное окружение часто препятствует такому движению. Знание своего типа 2АИА позволяет человеку целенаправленно формировать процесс своей собственной самоактуализации.

А. Маслоу считал, что люди, которые хотят самоактуализоваться, должны - в той или иной мере - выйти за пределы ограничений, накладываемых на них обществом. Они должны понять, что не все общественные нормативы и социальные нормы являются для них благом. Знание своего типа 2АИА позволяет определить ряд таких "ненужных" (а, иногда, даже и приводящей к психологической травме у человека данного типа 2АИА) социальных нормативов, а также выработать свои, только для данного человека присущие формы выполнения тех из них, без которых обойтись нельзя.

Рассмотрим еще одну сторону гуманистической психологии - предложенные А. Маслоу характеристики самоактуазировавшихся людей.

Многие из этих характеристик могут быть применены к описанию людей, знающих свой тип 2АИА и живущих в соответствии с ним.

Рассмотрим выделенные А. Маслоу 15 характеристик, которыми обладают самоактуализирующиеся люди. По А. Маслоу, эти люди представляют собой "цвет" человечества, именно они его и являются его лучшими представителями. Он также полагал, что эти люди достигли того уровня личностного развития, который потенциально заложен в каждом из нас.

Исходя из неформального исследования, А. Маслоу пришел к заключению, что самоактуализирующиеся люди имеют следующие характе­ристики.

1. Более эффективное восприятие реальности.

Самоактуализирующиеся люди воспринимают мир и других людей такими, как они есть, а не такими, какими бы они хотели их видеть. Другими словами, такие люди понимают, что их восприятие является всего лишь одним из возможных представлений реальности, и не стремятся навязывать всем свое - именно свое правильное! - мнение, не стремятся "стричь по одну гребенку" всех и каждого. Знание своего типа как раз и позволяет достичь такого состояния в области управления и восприятия других людей.

Самоактуализирующиеся люди более толерантны к противоречивости и неопределенности, чем большинство людей, - что опять-таки присуще человеку, который знает свой тип и понимает, что другие люди могут иметь другие типы, и, следовательно, иметь другое представление о реальности. Благодаря тому, что люди, знающие свой тип и типологию 2АИА, более эффективно понимают способы восприятия мира и способы реагирования других людей, они легко могут обнаружить фальшь или нечестность других.

Поскольку человек знает, что свой личностный рост он может осуществить только в условиях нового, он приветствует сомнение, неопределенность и нехоженые пути, а также не боится проблем, не боится неправильных их решений.

2. Приятие себя, других и природы.

А. Маслоу связывал самоактуализацию с принятием себя таким, как ты есть, с отсутствием чрезмерной критичности к себе, своим недостаткам и слабостям. Знание своего типа 2АИА дает людям понимание того, что их физиологическое устройство является неотъемлемой частью их сущности. Таким образом, многие запреты, связанные с этой стороной функционирования человека, воспринимаются или спокойно, без ненужных запретов.

Они могут переносить слабости других и не бояться их силы, понимая, что в других интерьерах это все может поменяться, а также что нет и не может быть человека, у которого были бы только "одни сильные" стороны. Знание типа 2АИА позволяет не только выделить у себя "сильные" и "слабые" стороны", но также и определить, как они меняются местами в зависимости от ситуации (например, производственной) - от интерьера, в котором функционирует данный человек. Вследствие этого исчезает чрезмерное чувство вины, стыда и тревоги — эмоциональными состояниями, которые вообще столь присущи людям.

Понимая, что пирамиды управления формируются, "работают" и распадаются, такие люди точно также воспринимают и самих себя и других людей, и поэтому не боятся смерти, страданий и сомнений. Конечно, именно этот аспект более характерен для координаторов.

3. Непосредственность, простота и естественность.

Самоактуализирующиеся люди ведут себя непосредственно и просто, в них отсутствует искусственность или желание "произвести эффект". Они, не колеблясь, отклоняют социальные нор­мы, когда считают, что это необходимо. Их внутренняя жизнь, их мысли и эмоции, - все они чужды условности, естественны и непосредственны. Они не испытывают излишних колебаний, когда считают необходимым отклонить общепринятые социальные нор­мы.

Человек, знающий свой тип 2АИА, знает, что "наиболее сильное" собственное решение он может сделать только "типно", и поэтому вполне способен отказаться от социальной нормы, когда считает, что он сам способен предложить более эффективное решение. Он знает, что социальная норма - это всего лишь "усредненное" решение, а жизнь так многообразна!

Но когда этого требует ситуация - например, когда общепринятые нормы препятствуют оптимальному решению проблемы - они могут быть непримиримыми даже под угрозой остракизма и осуждения. Конечно, в максимальной степени выражается это среди координаторов.

4. Центрированность на проблеме.

Чрезвычайно интересно, что среди характеристик самоактуазировавшихся личностей А. Маслоу специально выделил такую, которая прямо соответствует типу 2АИА. Это "центрированность на проблеме": все обследованные А. Маслоу личности без исключения были привержены какой-то задаче, долгу, призванию или любимой работе, которую они считают важной. Вспомним, что тип 2АИА проявляется наиболее в полной степени именно в процессе активной деятельности человека - и притом в деятельности в "новых" для него условия! Как раз в тех, где есть риск, где нужно принимать новые решения - то есть именно там, где только и может проявиться самоактуализация. А. Маслоу сравнивает поглощенность самоактуализирующихся людей работой с любовным романом: "работа и человек, кажется, предназначены друг для друга... человек и его работа подходят друг другу и принадлежат друг другу как ключ и замок" (цитировано по книге Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные приложения, исследования и применения). – СПб: Питер, 2001. – 608с.). Другими словами: самоактуализировавшийся человек делает работу в соответствии со своим типом, - при этом сама работа должна соответствовать типу человека.

Опять-таки подчеркнем, что в наибольшей степени все это выражено у координаторов: для них сама жизнь просто невозможна без того, чтобы "решать определенную задачу", причем при этом они - в зависимости от своего уровня, конечно, - всегда затрагивают многие стороны общественной жизни.

5. Независимость: потребность в уединении.

Согласно А. Маслоу, самоактуа­лизирующиеся люди очень нуждаются в неприкосновенности внутренней жизни и одиночестве. Действительно, согласно теории 2АИА, люди должны принимать решение самостоятельно, а сам процесс принятия решения обуславливает личную ответственностью человека. Так, иррациональный тип 2АИА при принятии решения должен прислушаться к себе, к своему внутреннему "ощущению правильности" - и поэтому в это время его контакты с другими людьми должны быть минимальны. Рациональный же тип 2АИА тщательно сравнивает разные возможные решения между собой, к тому же он знает, что он "внушаем" по отношению к "социально принятому" и "общественному мнению", и поэтому4 если хочет принять самостоятельное решение - также должен "удалиться в одиночество.

Люди, знающие свой тип 2АИА, также знают типы своих друзей и уже давно определились с теми людьми, мнение которых им необходимо для принятия решений по тем или иным вопросам. Они знают, что излишнее общение по этим вопросам может принести им только вред. "Нормальные" же люди - вследствие такого их поведения - часто могут считать их равнодушными, необщительными, высокомерными и холодными.

А. Маслоу отмечал, что у самоактуализирующихся людей появляется потребность общения другого уров­ня - общения с собой. Особенно это становится понятным для координаторов, - найти себе собеседника, с которым можно обсудить свою задачу - это огромная редкость!

Люди, знающие  свой тип 2АИА сохраняют достаточно высокий уровень спокойствия и невозмутимости, когда их постигают "неудачи": они понимают, что для каждой ситуации возможны разные пути решения, и что они обладают всего лишь одним из них! Поэтому также они стремятся иметь всегда свое собственное мнение и собственный взгляд на ситуацию а не полагаться на мнения и чувства других людей. Это поведение также часто инте6рпретируется окружающими как потребность в уединении.

6. Автономия: независимость от культуры и окружения.

А. Маслоу отмечал, что самоактуализирующие­ся люди проявляют в своих действиях свободу и независимость от физического и социального окружения. Именно это, согласно его концепции, позволяет таким людям полагаться на свой собственный потен­циал и внутренние источники роста и развития.

Например, согласно его взглядам, для самоак­туализирующегося студента вуза не обязательна "правильная" академиче­ская атмосфера. Он может учиться везде (например, в окружении однокурсников, цели которых лежат за пределами учебы - например, в области спорта или развлечений), потому что у него есть он сам. В этом смысле он является "самодостаточным" организмом.

Социальные нормативы, выработанные обществом, как следует из теории 2АИА, не дают человеку возможности проявить весь потенциал своего типа в полной мере: всегда имеется целый ряд ограничений. Поэтому осознание своего собственного стиля управления, своего собственно понимания мира, своего видения мира и своего места в нем - все это требует независимости от социальных норм, их переосмысления. Фактически, человек на протяжении практически всей своей жизни занимается осознанием общественной (общечеловеческой) культуры и "интерпретацией" ее в виде, понятном для себя самого. (Чрезвычайно интересно, что здесь мы имеем много общего также с процессов становления человека по К. Юнгу - процессом осмысления архетипов культуры общества.)

А Маслоу отмечал, что самоактуализирующиеся люди главным для себя считают саморазвитие и внутренний рост, - внешние почести, престиж и высокий статус для них являются вторичными. Для координаторов это проявляется в наибольшей степени.

7. Свежесть восприятия.

Согласно А. Маслоу, самоактуализирующиеся люди обладают способ­ностью ценить даже самые обычные события в жизни, при этом они часто остро ощущают новизну, испытывая при этом благоговение, удовольствие и даже экстаз. Они редко жалуются на скучную или неинтересную жизнь. "Скука находится не вне, а внутри тебя" - могут они сказать своему скучающему собеседнику. Ключевым моментом открытости для новых переживаний является то, что самоактуализирующиеся люди не разделяют переживания на категории и не го­нят их от себя.

Например, для иррационального типа 2АИА восприятие "того же самого" события всегда окрашено его внутренним переживанием, его внутренним состоянием. Поэтому каждое "отдельное" событие "окрашивается" его внутренним состоянием и вызывает новые переживания, новое осмысление. Для рационального типа 2АИА - для того вообще "похожих" событий не существует! Ведь он "настроен" так, что всегда воспринимает различия! Поэтому для человека, который определился со своим типом 2АИА - для него мир постоянно нов и интересен. К тому же, определившись со своим собственным типом 2АИА, человек воспринимает мир как арену для приложения своих усилий. А осознание того, что он знает, как это он может сделать - это всегда придает новизну и вызывает интерес.

Особо следует отметить, что координаторы, воспринимающие мир на высоком уровне иерархии понятий и смысла, конкретное событие, явление или ситуацию "поднимают" до высот размышления практически обо всем мироздании!

8. Вершинные, или мистические, переживания.

По А. Маслоу, это моменты сильного вол­нения или высокого напряжения, а также моменты расслабления, умиротворения, блаженства и спокойствия. Они представляют собой экстатические состояния, ка­кие переживаются в кульминационные моменты любви и интимности, в порывах творчества, озарения, открытия и слияния с природой. А. Маслоу открыл их у многих самоактуализирующихся людей. В этом состоянии люди чувствуют внутреннюю гармонию с миром, теряют ощущение своего "Я" или выходят за его пределы. Они одновременно чувствуют себя и более сильными, и более беспомощными, чем прежде, и утрачивают чувство времени и места.

В ряде случаев такие переживания могут изменить человека.

В рамках теории 2АИА такое явление возникает, прежде всего, тогда, когда человек активно функционирует в составе какой-то группы, осуществляя коллективное управление (прежде всего - когда он находится в составе определенной пирамиды управления). Конечно, прежде всего, - когда он работает в составе какой-то пирамиды управления. Ощущение причастности его к "управлению миром" - это ощущение сродни глубочайшим мистическим или религиозным ощущениям. Если же говорить о координаторах - то их деятельность с неизбежность включает такие состояния. При этом выразить свое ощущение для них представляется практически невозможным - слова теряют свой смысл! То, что они при этом испытывают - то ощущение проникновения в тайны мироздания, то ощущение истинного знания - это могут понять только другие координаторы.

9. Общественный интерес.

У самоактуализирующихся людей всегда есть искреннее желание помочь своим "смертным" собратьям улучшить себя, - даже если они сами опечалены, обеспокоены или разгневаны. Они переживают глубокое ощущение своей близости, своего родства со всем человечеством.

Человек, знающий свой тип 2АИА, знает также, что он сам - способен осуществить всего лишь часть возможных функций человечества. Он понимает, что сила Человека - в коллективном управлении, и что его собственное место - в определенной пирамиде управления. Он осознает сопричастность этой пирамиде управления, осознает тот факт, что без него - даже если он находится в самом ее основании, являясь тиражировщиком - без него вся пирамида управления работать не сможет. Это осознание превращается в любовь ко всему человечеству, в стремление помочь другим в осознании своего места в жизни, в стремлении передать другим свой личный опыт осознания своего типа 2АИА и "своей" пирамиды управления.

Для координаторов это особенно выражено, - особенно для координаторов высокого уровня.

10. Глубокие межличностные отношения.

Самоактуализирующиеся люди стремятся к более глубоким и тесным личным взаимоотношениям, чем "обычные" люди.

Участвуя в функционировании одной и той же пирамиды управления, между людьми устанавливаются совершенно особые отношения, они вырабатывают свой собственный язык общения. Кроме того, круг общения таких людей в рамках пирамиды управления определяется "сходством" типов 2АИА (их соответствием в расположении в структуре социона),и поэтому он обычно сравнительно невелик. Установление общения в рамках социона (или даже коллективного управления в составе нескольких типов) требует, как правило, достаточно много усилий и времени для выработки "своего языка". Люди, имеющие опыт работы в рамках группы типов - а особенно в рамках пирамиды управления - весьма легко и охотно общаются с детьми, видя в них возможности по дальнейшей "передаче эстафеты".

11. Демократичный характер.

Самоактуализирующиеся личности, по А. Маслоу, самые "демократичные" люди. У них нет предубеждений, и поэтому они уважают других людей, независимо от того, к какому классу, расе, религии, полу те принадлежат, каков их возраст, профессия и прочие показатели статуса. Более того, они с готовностью учатся у других, не проявляя стремления к превосходству или авторитарных склонностей. Самоактуализирующийся музыкант, например, полон почтения к искусному механику, потому что тот обладает знаниями и навы­ками, которых нет у музыканта.

Навыки функционирования в составе группы типов, а особенно в составе социона, приводят к тому, что для человека самым главным в другом человеке становится его способность к управлению, к реализации своих мыслей, к осуществлению творческих проектов. Все остальное - значения не имеет: ни цвет кожи, ни пол, возраст, профессия, религия и прочее. Главное - чтобы человек обладал такой же способностью и навыкам к участию в совместном управлении. Именно здесь лежит водораздел между "подобными мне" и "другими".

А. Маслоу писал, отмечая, что самоактуализирующиеся люди не счи­тают всех без исключения равными: "Эти индивиды, сами являющиеся элитой, выбирают в друзья также элиту, но это элита характера, способностей и таланта, а не рождения, расы, крови, имени, семьи, возраста, молодости, славы или власти" (цитировано по книге Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные приложения, исследования и применения). – СПб: Питер, 2001. – 608с.).

12. Разграничение средств и целей.

А. Маслоу отмечал, что в повседневной жизни самоактуализи­рующиеся люди более определенны, последовательны и тверды, чем обычные люди, в отношении того, что правильно и что ошибочно, хорошо или плохо. Они придерживаются определенных нравственных и этических норм, хотя очень не­многие из них религиозны в ортодоксальном смысле этого слова. А. Маслоу отметил и них наличие обостренного чувства разграничения целей и средств их достижения. Вместе с тем они часто испытывали наслаждение от выбранных ими средств (инструментального поведения, ведущего к достижению цели), хотя это и не нравились менее терпимым людям.

Люди, знающие свой тип 2АИА, одновременно знают также, какие пути для них являются оптимальными в достижении своих целей. Они также знают, что саму свою цель они могут выразить только во вполне определенном виде, потому что это также связано с их типом. Поэтому они разграничивают цели, которых они хотят достичь, и средства, которые они для этого могут применить. К тому же, конечно, они умеют разграничивать алгоритмы достижения цели, которые они могут сами успешно контролировать, и те алгоритмы (или их фрагменты), где им нужна помощь других людей (например, экспертов в этой области.

13. Философское чувство юмора.

Юмор у самоактуализирующихся людей беззлобен, философский и доброжелательный, и сосредоточен не вокруг высмеивания чей-то неполноценности, унижения кого-то или не­пристойных шуток, а высмеивающий глу­пость человечества в целом. Поэтому самоактуализирующиеся люди часто кажутся довольно сдержанными и серьезными.

Знание своего типа 2АИА позволяет человеку понимать, что смешные ситуации - относительны, и то, что кажется смешным ему, вполне может выглядеть не таким для человека с другим типом. Он часто воспринимает смешные ситуации как выражение той или иной "типной особенности", гипертрофированного признака какого-то класса мировоззрения, нежели как описание каких-то конкретных явлений.

Координатор часто даже за шутками видит определенные социальные явления, и поэтому иногда может воспринимать их даже в трагическом плане (особенно иррациональный тип при соответствующем настроении).

14. Креативность (творчество).

А. Маслоу обнаружил, что все без исключения самоактуали­зирующиеся люди обладают способностью к творчеству. Однако творческий по­тенциал они проявляли не так, как у выдающихся талантов в поэзии, искусстве, музыке или науке. А. Маслоу характеризовал это как скорее такую же есте­ственную и спонтанную креативность, которая присуща неиспорченным детям. Это креативность, которая присутствует в повседневной жизни как естественный спо­соб выражения наблюдательной, воспринимающей новое и живительно простой личности.

Чтобы быть креативным, самоактуализирующемуся человеку не обязательно писать книги, сочинять музыку или создавать живописные полотна. Говоря о сво­ей теще, которую он считал самоактуализирующейся, А. Маслоу подчеркивал имен­но этот факт. Он говорил, что хотя его теща не обладает талантами писателя или актера, она в высшей степени творчески подходит к приготовлению супа. А. Маслоу подчеркивал, что в первоклассном супе всегда больше творчества, чем во второсортной поэзии!

Человек, знающий свой тип 2АИА, знает, что себя, свое собственное, личное отношение к миру он может проявить только в творчестве, только в ситуациях, в интерьерах, где постоянно необходимо принимать новые решения. Только в этих ситуациях он может выйти "за рамки" принятых социальных нормативов, выйти за рамки "как все"! поэтому творчество - притом сознательное творчество, сознательное принятие решений! - сопровождает такого человеку всю жизнь. И совсем не обязательно, чтобы он был координатором, и творил "вершинные" произведения науки, искусства и т.п., - вполне достаточно того, что потребность в творчестве стала его нормой жизни. К тому же, такой человек прекрасно знает, в каких случаях и что именно он может "сотворить", а в каких случаях он вынужден использовать уже готовые решения, существующие нормативы (производственные и социальные).

Знание своего типа 2АИА позволяет человеку выделять те ситуации, в которых "его собственные" решения могут быть лучше, в которых заведомо проявляются его сильные стороны, - а в других ситуациях он вполне может полагаться либо на социальные нормативы - накопленный социальный опыт, либо на мнение своих друзей и знакомых, типы которых более, чем его, соответствуют данной ситуации. Но проявление творчества - это необходимое условие для проявления типа 2АИА.

15. Сопротивление окультуриванию.

Самоактуализирующиеся люди находятся в гармонии со своей культурой, сохраняя в то же время опреде­ленную внутреннюю независимость от нее. Они обладают автономностью и уве­ренностью в себе, и поэтому их мышление и поведение не поддается социальному и культурному влиянию. Такое сопротивление окультуриванию не означает, что самоактуализирующиеся люди нетрадиционны или антисоциальны во всех сферах человеческого поведения. Они могут быть чрезвычайно независимыми и нетрадиционными в тех ситуациях, которые затрагивают какие-то основные их ценности. Само­актуализирующиеся люди также не требуют от своего окружения немедленного улучшения. Зная о несовершенствах общества, они принимают тот факт, что социальные перемены могут быть медленными и постепенными, но их легче достичь, работая внутри этой системы.

Знание своего типа 2АИА приводит к пониманию, что выполнение ряда социальных норм "угнетает" твой тип, не позволяет ему раскрыть свои потенциальные возможности. Поэтому такой человек четко знает, какие из социальных и культурных норм являются для него нормативом, а относительно каких он вполне способен иметь собственное мнение.

Кроме того, такой человек понимает, что сами социальные нормы включают в себя определенный интерьер, и они просто не могут быть справедливыми за пределами такого интерьера. По этой причине такие люди, в отличие от "обычных" людей, знают границы применимости социальных и культурных норм и правил, и вне границ их применимости принимают собственные решения. Наконец, такие люди знают, что в сложных ситуациях они могут положиться на советы людей с теми типами 2АИА, которые "сильны" в ситуации, которая для них самих является проблемной. Конечно, эти люди также должны знать свой тип 2АИА.

***

Таким образом, ряд ключевых сторон в понятии "самоактуализация" - центральном понятии гуманистической психологии А. Маслоу - получает дальнейшую конкретизацию в рамках 2АИА и Социальных Технологий. Отметим, что эта сторона процесса самоактуализации, которая может быть выражена в рамках 2АИА и Социальных технологий, допускает экспериментальную проверку, что может являться важным элементом для развития гуманистической психологии.

В рамках Социальных Технологий психолог, как следует из приведенного выше, получает новый мощный инструмент, позволяющий активно управлять процессом самоактуализации человека.

***

Описывают ли теория 2АИА и Социальные Технологии явление самоактуализации полностью и в законченном виде?

Конечно же, нет! Это явление масштабное, затрагивающее самые разные стороны человеческой личности, - в том числе и психологию. Однако можно с уверенностью сказать, что знание своего типа позволяет человеку существенно продвинуться на пути самоактуализации.  Вероятно, с учетом описанного выше можно даже сделать вывод, что без осознания своего типа достижение самоактуализации просто невозможно. И если ранее такое "постижение своего типа" осуществлялось интуитивно, методом "проб и ошибок", руководствуясь случайными явлениями и забирая много, часто чрезвычайно много времени, требуя мучительных раздумий, - то теперь, с использованием аппарата теории 2АИА и Социальных Технологий, достижение самоактуализации может быть гораздо более легким и занять гораздо меньше времени. наконец, можно ожидать, что с использование теории 2АИА и Социальные Технологии для достижения самоактуализации позволит существенно увеличить количество людей, которые станут самоактуализирующимися. Особенно это важно для педагогики, которая, фактически, проблему становления человека, его воспитания и рассматривает как свою главную задачу.

Подведем итоги: самоактуализация по А. Маслоу с обязательной необходимостью включает в себя как обязательный элемент осознание своего типа 2АИА. Сводится ли самоактуализация по А. Маслоу только к сознанию человеком своего типа 2АИА? Вероятно, нет, - но определение степени самоактуализации после завершения осознания своего типа 2АИА - это задача дальнейших исследований.

Если человек координатор, и если он осознает, что он координатор - то на бытовом уровне (с точки зрения "обычного" человека) он как раз и описывается теми характеристиками, которые привел А. Маслоу при описании самоактуализации. Можно сказать, что для координатора это характеристики более наглядны, более выражены, более выпячены и более определяют всю его жизнь. Собственно недаром А. Маслоу и приводит примеры преимущественно из жизни координаторов разного уровня.

Определяют ли рассмотренные выше 15 характеристик по А. Маслоу координатора полностью? Нет, так как у А. Маслоу полностью исключен анализ их деятельности, анализ управления, которое осуществляется ими. Эта сторона деятельности координаторов, эти характеристики приведены в параграфе 4.3. (Интересно, что наши характеристики координаторов были написаны еще до того, как автор познакомился с теорией личности А. Маслоу. Тем более удивительно, что имеется достаточно большая общность взглядов по основным проблемам!)

Например, теория 2АИА и Социальные Технологии могут помочь человеку, стремящемуся к самоактуализации, в следующем:

Знать и использовать свой тип 2АИА, особенности своего типного восприятия мира и проявлений своей деятельности в нем.

Знать и использовать особенности своей коммуникации с другими типами 2АИА, а также с обществом.

Понимание необходимости получения навыка деятельности в составе группы - с пониманием и осознанием этого в рамках терминов и понятий 2АИА и Социальных Технологий.

Понимание необходимости получения навыка деятельности в составе определенной пирамиды управления, причем пирамиды как можно более высокого уровня. Например, при выборе такой пирамиды нужно прислушаться к себе, к своим ощущениям, чтобы выбрать ее правильно: как правило, уже сама информация о деятельности такой пирамиды образно говоря "поляризует" человека, создавая у него внутреннее ощущение, что это "именно то".

Все описанное выше может быть достаточно четко объективизировано, что позволяет развивать экспериментальное изучение явления самоактуализации.

Практикующие психологи, работающие в рамках формализма (понятий, терминов) и методик гуманистической психологии, с помощью теории 2АИА и Социальных Технологий смогут существенно расширить свой набор способов решения задач своих клиентов.

Следует отметить, что гуманистическая психология сегодня пустила глубокие корни в систему обучения и педагогику, причем на уже уровне концепций и подходов. Для этой сферы приложений теория 2АИА и Социальные Технологии являются мощным средством прогнозируемого решения самых разных прикладных задач - от обучения и до воспитания.

Чрезвычайно интересно, что путь становления личности, путь ее самоактуализации становится понятнее и яснее, когда он выражен в терминах и понятиях теории 2АИА. В частности, здесь возможна реализация планирования развития личности. Например, знание типа 2АИА помогает конкретному человеку не только выявить свой стиль осуществления той или иной профессиональной деятельности и ведения того или иного способа жизни, но также и отобрать интерьеры (для работы, для жизни, для досуга, семьи т т.п.), в которых он будет чувствовать себя наиболее комфортно и которые помогут ему в самоактуализации. Так, для данного человека разработать систему интерьеров, последовательное прохождение которой поможет в его самоактуализации. Здесь имеется значительное перекрытие с методами психотерапии и психологической коррекции - например, с методом психодрамы Морено или центрированной на клиенте терапии К. Роджерса.

 

Теория 2АИА и разработанные на ее основе Социальные Технологии позволяют осуществить дальнейшее развитие ряда важных для практического применения аспектов современных теорий личности. В качестве примера в этом параграфе подробно рассмотрено применение теории 2АИА и Социальных Технологий к описанию явления самоактуализации в рамках гуманистической психологии А. Маслоу.

Мы осуществляем общий анализ, специально не приводя конкретных примеров как для описаний по А. Маслоу, так и для описаний по теории 2АИА. Желающие могут познакомиться с описаниями по А. Маслоу по соответствующей литературе, и с описаниями по 2АИА в остальных разделах настоящей книги.

Напомним, что гуманистическая психология А. Маслоу возникла в начале 1960-х годов как альтернатива психоаналитической и бихевиористской традициям в психологии. По сути, до сих пор это направление не оформилось в струйную теоретическую систему и являет собой скорее психологическое движение, нежели строгую психологическую теорию.

В основу этого течения в психологии поставлена концепция становления личности. Согласно ей, человек всегда находится в процессе становления, в процессе развития и изменения.

В центре теории А. Маслоу лежит понятие самоактуализации - потребности личного совершенствова­ния каждого человека. А. Маслоу характеризует самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Самоактуализация - это высший уровень в иерархии потребностей человека. На этом уровне человек добивается полного исполь­зования своих талантов, способностей и потенциала личности.

Говоря словами А. Маслоу: "Музыканты должны играть музы­ку, художники должны рисовать, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самими собой. Люди должны быть тем, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе" (цитировано по книге Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные приложения, исследования и применения). – СПб: Питер, 2001. – 608с.).

Самоактуализация  - это совсем не выражаться через творческие уси­лия, направленные на создание произведений искусства. Родитель, спортсмен, сту­дент, преподаватель или рабочий у станка - все они могут актуализировать свой по­тенциал, выполняя наилучшим образом то, что они делают. Специфические формы самоактуализации очень разнообразны. По А. Маслоу, именно на этом, высшем уровне иерар­хии потребностей люди сильнее всего отличаются друг от друга.

А. Маслоу отмечал, что достижение самоактуализации чрезвычайно редкое явление: по его оценкам менее 1% людей достигают ее. Причины этого, по его мнению, заложены как в самих людях (отсутствие знаний и уверенности в своих способностях, страх перед риском и перед новым), так и в социальном окружении (которое подавляет тенденцию к актуализации некоторыми социальными нормами).

А. Маслоу предупреждал, что самоактуализирующиеся люди - это не суперзвезды и не "герои без страха и упрека". Они подвержены таким же вспышкам гнева, также проявляют свое недовольство, - короче, живут такой же жизнью, как и все. Они могут шокировать или оскорблять свои поведением других людей. И вместе с тем, согласно А. Маслоу, они показывают всем нам пример великолепного психического здоровья, пример достижения того, чем может стать человек.

Описание самоактуализации подразумевает, что человек выявляет в себе некие характеристики, которые можно назвать "стержневыми" для него, на которые он опирается и которые он рассматривает как своего рода "систему отсчета", как своего рода "мерило" для своей жизни, для личных и социальных событий, для своей деятельности.

В качестве одной из граней такой неизменности может выступать тип управления, который осуществляет человек в новых для себя условиях - тип 2АИА. Зная его, человек также будет знать те характеристики, те свойства, те явления внешнего мира, в которых он что называется "силен", которые он "различает" и "видит", то, в чем он разбирается достаточно хорошо и уверенно. Он также будет знать, в каком именно виде ему "удобно" представить результаты своего труда, в каком именно виде он способен "выразить себя" в максимальной форме.

Одновременно он будет знать также и большой комплекс своих "слабых мест", - всего того, над чем он должен думать и что он должен анализировать, чтобы правильно осознать ситуацию, чтобы правильно ее проанализировать, чтобы принять правильное решение.

А. Маслоу писал об Эупсихее - обществе, которое благодаря своему устройству помогает людям в их потребности к самоактуализации. Знание типа 2АИА позволяет понять, как выбрать такое окружение, которые максимально способствовало бы конкретному человеку в проявлении его потребности к самоактуализации, как выбрать то социальное окружение, которые помогло бы ему в этом стремлении. Сам факт того, что человек имеет тип 2АИА, уже наглядно убеждает человека, что его личный путь самоактуализации - волей-неволей - вовлекает также и других людей, а часто даже и просто невозможен без помощи других людей. Но как выбрать людей, которые помогли бы на этом пути? Напомним, что А. Маслоу много внимания уделял тому факту, что социальное окружение часто препятствует такому движению. Знание своего типа 2АИА позволяет человеку целенаправленно формировать процесс своей собственной самоактуализации.

А. Маслоу считал, что люди, которые хотят самоактуализоваться, должны - в той или иной мере - выйти за пределы ограничений, накладываемых на них обществом. Они должны понять, что не все общественные нормативы и социальные нормы являются для них благом. Знание своего типа 2АИА позволяет определить ряд таких "ненужных" (а, иногда, даже и приводящей к психологической травме у человека данного типа 2АИА) социальных нормативов, а также выработать свои, только для данного человека присущие формы выполнения тех из них, без которых обойтись нельзя.

Рассмотрим еще одну сторону гуманистической психологии - предложенные А. Маслоу характеристики самоактуазировавшихся людей.

Многие из этих характеристик могут быть применены к описанию людей, знающих свой тип 2АИА и живущих в соответствии с ним.

Рассмотрим выделенные А. Маслоу 15 характеристик, которыми обладают самоактуализирующиеся люди. По А. Маслоу, эти люди представляют собой "цвет" человечества, именно они его и являются его лучшими представителями. Он также полагал, что эти люди достигли того уровня личностного развития, который потенциально заложен в каждом из нас.

Исходя из неформального исследования, А. Маслоу пришел к заключению, что самоактуализирующиеся люди имеют следующие характе­ристики.

1. Более эффективное восприятие реальности.

Самоактуализирующиеся люди воспринимают мир и других людей такими, как они есть, а не такими, какими бы они хотели их видеть. Другими словами, такие люди понимают, что их восприятие является всего лишь одним из возможных представлений реальности, и не стремятся навязывать всем свое - именно свое правильное! - мнение, не стремятся "стричь по одну гребенку" всех и каждого. Знание своего типа как раз и позволяет достичь такого состояния в области управления и восприятия других людей.

Самоактуализирующиеся люди более толерантны к противоречивости и неопределенности, чем большинство людей, - что опять-таки присуще человеку, который знает свой тип и понимает, что другие люди могут иметь другие типы, и, следовательно, иметь другое представление о реальности. Благодаря тому, что люди, знающие свой тип и типологию 2АИА, более эффективно понимают способы восприятия мира и способы реагирования других людей, они легко могут обнаружить фальшь или нечестность других.

Поскольку человек знает, что свой личностный рост он может осуществить только в условиях нового, он приветствует сомнение, неопределенность и нехоженые пути, а также не боится проблем, не боится неправильных их решений.

2. Приятие себя, других и природы.

А. Маслоу связывал самоактуализацию с принятием себя таким, как ты есть, с отсутствием чрезмерной критичности к себе, своим недостаткам и слабостям. Знание своего типа 2АИА дает людям понимание того, что их физиологическое устройство является неотъемлемой частью их сущности. Таким образом, многие запреты, связанные с этой стороной функционирования человека, воспринимаются или спокойно, без ненужных запретов.

Они могут переносить слабости других и не бояться их силы, понимая, что в других интерьерах это все может поменяться, а также что нет и не может быть человека, у которого были бы только "одни сильные" стороны. Знание типа 2АИА позволяет не только выделить у себя "сильные" и "слабые" стороны", но также и определить, как они меняются местами в зависимости от ситуации (например, производственной) - от интерьера, в котором функционирует данный человек. Вследствие этого исчезает чрезмерное чувство вины, стыда и тревоги — эмоциональными состояниями, которые вообще столь присущи людям.

Понимая, что пирамиды управления формируются, "работают" и распадаются, такие люди точно также воспринимают и самих себя и других людей, и поэтому не боятся смерти, страданий и сомнений. Конечно, именно этот аспект более характерен для координаторов.

3. Непосредственность, простота и естественность.

Самоактуализирующиеся люди ведут себя непосредственно и просто, в них отсутствует искусственность или желание "произвести эффект". Они, не колеблясь, отклоняют социальные нор­мы, когда считают, что это необходимо. Их внутренняя жизнь, их мысли и эмоции, - все они чужды условности, естественны и непосредственны. Они не испытывают излишних колебаний, когда считают необходимым отклонить общепринятые социальные нор­мы.

Человек, знающий свой тип 2АИА, знает, что "наиболее сильное" собственное решение он может сделать только "типно", и поэтому вполне способен отказаться от социальной нормы, когда считает, что он сам способен предложить более эффективное решение. Он знает, что социальная норма - это всего лишь "усредненное" решение, а жизнь так многообразна!

Но когда этого требует ситуация - например, когда общепринятые нормы препятствуют оптимальному решению проблемы - они могут быть непримиримыми даже под угрозой остракизма и осуждения. Конечно, в максимальной степени выражается это среди координаторов.

4. Центрированность на проблеме.

Чрезвычайно интересно, что среди характеристик самоактуазировавшихся личностей А. Маслоу специально выделил такую, которая прямо соответствует типу 2АИА. Это "центрированность на проблеме": все обследованные А. Маслоу личности без исключения были привержены какой-то задаче, долгу, призванию или любимой работе, которую они считают важной. Вспомним, что тип 2АИА проявляется наиболее в полной степени именно в процессе активной деятельности человека - и притом в деятельности в "новых" для него условия! Как раз в тех, где есть риск, где нужно принимать новые решения - то есть именно там, где только и может проявиться самоактуализация. А. Маслоу сравнивает поглощенность самоактуализирующихся людей работой с любовным романом: "работа и человек, кажется, предназначены друг для друга... человек и его работа подходят друг другу и принадлежат друг другу как ключ и замок" (цитировано по книге Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные приложения, исследования и применения). – СПб: Питер, 2001. – 608с.). Другими словами: самоактуализировавшийся человек делает работу в соответствии со своим типом, - при этом сама работа должна соответствовать типу человека.

Опять-таки подчеркнем, что в наибольшей степени все это выражено у координаторов: для них сама жизнь просто невозможна без того, чтобы "решать определенную задачу", причем при этом они - в зависимости от своего уровня, конечно, - всегда затрагивают многие стороны общественной жизни.

5. Независимость: потребность в уединении.

Согласно А. Маслоу, самоактуа­лизирующиеся люди очень нуждаются в неприкосновенности внутренней жизни и одиночестве. Действительно, согласно теории 2АИА, люди должны принимать решение самостоятельно, а сам процесс принятия решения обуславливает личную ответственностью человека. Так, иррациональный тип 2АИА при принятии решения должен прислушаться к себе, к своему внутреннему "ощущению правильности" - и поэтому в это время его контакты с другими людьми должны быть минимальны. Рациональный же тип 2АИА тщательно сравнивает разные возможные решения между собой, к тому же он знает, что он "внушаем" по отношению к "социально принятому" и "общественному мнению", и поэтому4 если хочет принять самостоятельное решение - также должен "удалиться в одиночество.

Люди, знающие свой тип 2АИА, также знают типы своих друзей и уже давно определились с теми людьми, мнение которых им необходимо для принятия решений по тем или иным вопросам. Они знают, что излишнее общение по этим вопросам может принести им только вред. "Нормальные" же люди - вследствие такого их поведения - часто могут считать их равнодушными, необщительными, высокомерными и холодными.

А. Маслоу отмечал, что у самоактуализирующихся людей появляется потребность общения другого уров­ня - общения с собой. Особенно это становится понятным для координаторов, - найти себе собеседника, с которым можно обсудить свою задачу - это огромная редкость!

Люди, знающие  свой тип 2АИА сохраняют достаточно высокий уровень спокойствия и невозмутимости, когда их постигают "неудачи": они понимают, что для каждой ситуации возможны разные пути решения, и что они обладают всего лишь одним из них! Поэтому также они стремятся иметь всегда свое собственное мнение и собственный взгляд на ситуацию а не полагаться на мнения и чувства других людей. Это поведение также часто инте6рпретируется окружающими как потребность в уединении.

6. Автономия: независимость от культуры и окружения.

А. Маслоу отмечал, что самоактуализирующие­ся люди проявляют в своих действиях свободу и независимость от физического и социального окружения. Именно это, согласно его концепции, позволяет таким людям полагаться на свой собственный потен­циал и внутренние источники роста и развития.

Например, согласно его взглядам, для самоак­туализирующегося студента вуза не обязательна "правильная" академиче­ская атмосфера. Он может учиться везде (например, в окружении однокурсников, цели которых лежат за пределами учебы - например, в области спорта или развлечений), потому что у него есть он сам. В этом смысле он является "самодостаточным" организмом.

Социальные нормативы, выработанные обществом, как следует из теории 2АИА, не дают человеку возможности проявить весь потенциал своего типа в полной мере: всегда имеется целый ряд ограничений. Поэтому осознание своего собственного стиля управления, своего собственно понимания мира, своего видения мира и своего места в нем - все это требует независимости от социальных норм, их переосмысления. Фактически, человек на протяжении практически всей своей жизни занимается осознанием общественной (общечеловеческой) культуры и "интерпретацией" ее в виде, понятном для себя самого. (Чрезвычайно интересно, что здесь мы имеем много общего также с процессов становления человека по К. Юнгу - процессом осмысления архетипов культуры общества.)

А Маслоу отмечал, что самоактуализирующиеся люди главным для себя считают саморазвитие и внутренний рост, - внешние почести, престиж и высокий статус для них являются вторичными. Для координаторов это проявляется в наибольшей степени.

7. Свежесть восприятия.

Согласно А. Маслоу, самоактуализирующиеся люди обладают способ­ностью ценить даже самые обычные события в жизни, при этом они часто остро ощущают новизну, испытывая при этом благоговение, удовольствие и даже экстаз. Они редко жалуются на скучную или неинтересную жизнь. "Скука находится не вне, а внутри тебя" - могут они сказать своему скучающему собеседнику. Ключевым моментом открытости для новых переживаний является то, что самоактуализирующиеся люди не разделяют переживания на категории и не го­нят их от себя.

Например, для иррационального типа 2АИА восприятие "того же самого" события всегда окрашено его внутренним переживанием, его внутренним состоянием. Поэтому каждое "отдельное" событие "окрашивается" его внутренним состоянием и вызывает новые переживания, новое осмысление. Для рационального типа 2АИА - для того вообще "похожих" событий не существует! Ведь он "настроен" так, что всегда воспринимает различия! Поэтому для человека, который определился со своим типом 2АИА - для него мир постоянно нов и интересен. К тому же, определившись со своим собственным типом 2АИА, человек воспринимает мир как арену для приложения своих усилий. А осознание того, что он знает, как это он может сделать - это всегда придает новизну и вызывает интерес.

Особо следует отметить, что координаторы, воспринимающие мир на высоком уровне иерархии понятий и смысла, конкретное событие, явление или ситуацию "поднимают" до высот размышления практически обо всем мироздании!

8. Вершинные, или мистические, переживания.

По А. Маслоу, это моменты сильного вол­нения или высокого напряжения, а также моменты расслабления, умиротворения, блаженства и спокойствия. Они представляют собой экстатические состояния, ка­кие переживаются в кульминационные моменты любви и интимности, в порывах творчества, озарения, открытия и слияния с природой. А. Маслоу открыл их у многих самоактуализирующихся людей. В этом состоянии люди чувствуют внутреннюю гармонию с миром, теряют ощущение своего "Я" или выходят за его пределы. Они одновременно чувствуют себя и более сильными, и более беспомощными, чем прежде, и утрачивают чувство времени и места.

В ряде случаев такие переживания могут изменить человека.

В рамках теории 2АИА такое явление возникает, прежде всего, тогда, когда человек активно функционирует в составе какой-то группы, осуществляя коллективное управление (прежде всего - когда он находится в составе определенной пирамиды управления). Конечно, прежде всего, - когда он работает в составе какой-то пирамиды управления. Ощущение причастности его к "управлению миром" - это ощущение сродни глубочайшим мистическим или религиозным ощущениям. Если же говорить о координаторах - то их деятельность с неизбежность включает такие состояния. При этом выразить свое ощущение для них представляется практически невозможным - слова теряют свой смысл! То, что они при этом испытывают - то ощущение проникновения в тайны мироздания, то ощущение истинного знания - это могут понять только другие координаторы.

9. Общественный интерес.

У самоактуализирующихся людей всегда есть искреннее желание помочь своим "смертным" собратьям улучшить себя, - даже если они сами опечалены, обеспокоены или разгневаны. Они переживают глубокое ощущение своей близости, своего родства со всем человечеством.

Человек, знающий свой тип 2АИА, знает также, что он сам - способен осуществить всего лишь часть возможных функций человечества. Он понимает, что сила Человека - в коллективном управлении, и что его собственное место - в определенной пирамиде управления. Он осознает сопричастность этой пирамиде управления, осознает тот факт, что без него - даже если он находится в самом ее основании, являясь тиражировщиком - без него вся пирамида управления работать не сможет. Это осознание превращается в любовь ко всему человечеству, в стремление помочь другим в осознании своего места в жизни, в стремлении передать другим свой личный опыт осознания своего типа 2АИА и "своей" пирамиды управления.

Для координаторов это особенно выражено, - особенно для координаторов высокого уровня.

10. Глубокие межличностные отношения.

Самоактуализирующиеся люди стремятся к более глубоким и тесным личным взаимоотношениям, чем "обычные" люди.

Участвуя в функционировании одной и той же пирамиды управления, между людьми устанавливаются совершенно особые отношения, они вырабатывают свой собственный язык общения. Кроме того, круг общения таких людей в рамках пирамиды управления определяется "сходством" типов 2АИА (их соответствием в расположении в структуре социона),и поэтому он обычно сравнительно невелик. Установление общения в рамках социона (или даже коллективного управления в составе нескольких типов) требует, как правило, достаточно много усилий и времени для выработки "своего языка". Люди, имеющие опыт работы в рамках группы типов - а особенно в рамках пирамиды управления - весьма легко и охотно общаются с детьми, видя в них возможности по дальнейшей "передаче эстафеты".

11. Демократичный характер.

Самоактуализирующиеся личности, по А. Маслоу, самые "демократичные" люди. У них нет предубеждений, и поэтому они уважают других людей, независимо от того, к какому классу, расе, религии, полу те принадлежат, каков их возраст, профессия и прочие показатели статуса. Более того, они с готовностью учатся у других, не проявляя стремления к превосходству или авторитарных склонностей. Самоактуализирующийся музыкант, например, полон почтения к искусному механику, потому что тот обладает знаниями и навы­ками, которых нет у музыканта.

Навыки функционирования в составе группы типов, а особенно в составе социона, приводят к тому, что для человека самым главным в другом человеке становится его способность к управлению, к реализации своих мыслей, к осуществлению творческих проектов. Все остальное - значения не имеет: ни цвет кожи, ни пол, возраст, профессия, религия и прочее. Главное - чтобы человек обладал такой же способностью и навыкам к участию в совместном управлении. Именно здесь лежит водораздел между "подобными мне" и "другими".

А. Маслоу писал, отмечая, что самоактуализирующиеся люди не счи­тают всех без исключения равными: "Эти индивиды, сами являющиеся элитой, выбирают в друзья также элиту, но это элита характера, способностей и таланта, а не рождения, расы, крови, имени, семьи, возраста, молодости, славы или власти" (цитировано по книге Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные приложения, исследования и применения). – СПб: Питер, 2001. – 608с.).

12. Разграничение средств и целей.

А. Маслоу отмечал, что в повседневной жизни самоактуализи­рующиеся люди более определенны, последовательны и тверды, чем обычные люди, в отношении того, что правильно и что ошибочно, хорошо или плохо. Они придерживаются определенных нравственных и этических норм, хотя очень не­многие из них религиозны в ортодоксальном смысле этого слова. А. Маслоу отметил и них наличие обостренного чувства разграничения целей и средств их достижения. Вместе с тем они часто испытывали наслаждение от выбранных ими средств (инструментального поведения, ведущего к достижению цели), хотя это и не нравились менее терпимым людям.

Люди, знающие свой тип 2АИА, одновременно знают также, какие пути для них являются оптимальными в достижении своих целей. Они также знают, что саму свою цель они могут выразить только во вполне определенном виде, потому что это также связано с их типом. Поэтому они разграничивают цели, которых они хотят достичь, и средства, которые они для этого могут применить. К тому же, конечно, они умеют разграничивать алгоритмы достижения цели, которые они могут сами успешно контролировать, и те алгоритмы (или их фрагменты), где им нужна помощь других людей (например, экспертов в этой области.

13. Философское чувство юмора.

Юмор у самоактуализирующихся людей беззлобен, философский и доброжелательный, и сосредоточен не вокруг высмеивания чей-то неполноценности, унижения кого-то или не­пристойных шуток, а высмеивающий глу­пость человечества в целом. Поэтому самоактуализирующиеся люди часто кажутся довольно сдержанными и серьезными.

Знание своего типа 2АИА позволяет человеку понимать, что смешные ситуации - относительны, и то, что кажется смешным ему, вполне может выглядеть не таким для человека с другим типом. Он часто воспринимает смешные ситуации как выражение той или иной "типной особенности", гипертрофированного признака какого-то класса мировоззрения, нежели как описание каких-то конкретных явлений.

Координатор часто даже за шутками видит определенные социальные явления, и поэтому иногда может воспринимать их даже в трагическом плане (особенно иррациональный тип при соответствующем настроении).

14. Креативность (творчество).

А. Маслоу обнаружил, что все без исключения самоактуали­зирующиеся люди обладают способностью к творчеству. Однако творческий по­тенциал они проявляли не так, как у выдающихся талантов в поэзии, искусстве, музыке или науке. А. Маслоу характеризовал это как скорее такую же есте­ственную и спонтанную креативность, которая присуща неиспорченным детям. Это креативность, которая присутствует в повседневной жизни как естественный спо­соб выражения наблюдательной, воспринимающей новое и живительно простой личности.

Чтобы быть креативным, самоактуализирующемуся человеку не обязательно писать книги, сочинять музыку или создавать живописные полотна. Говоря о сво­ей теще, которую он считал самоактуализирующейся, А. Маслоу подчеркивал имен­но этот факт. Он говорил, что хотя его теща не обладает талантами писателя или актера, она в высшей степени творчески подходит к приготовлению супа. А. Маслоу подчеркивал, что в первоклассном супе всегда больше творчества, чем во второсортной поэзии!

Человек, знающий свой тип 2АИА, знает, что себя, свое собственное, личное отношение к миру он может проявить только в творчестве, только в ситуациях, в интерьерах, где постоянно необходимо принимать новые решения. Только в этих ситуациях он может выйти "за рамки" принятых социальных нормативов, выйти за рамки "как все"! поэтому творчество - притом сознательное творчество, сознательное принятие решений! - сопровождает такого человеку всю жизнь. И совсем не обязательно, чтобы он был координатором, и творил "вершинные" произведения науки, искусства и т.п., - вполне достаточно того, что потребность в творчестве стала его нормой жизни. К тому же, такой человек прекрасно знает, в каких случаях и что именно он может "сотворить", а в каких случаях он вынужден использовать уже готовые решения, существующие нормативы (производственные и социальные).

Знание своего типа 2АИА позволяет человеку выделять те ситуации, в которых "его собственные" решения могут быть лучше, в которых заведомо проявляются его сильные стороны, - а в других ситуациях он вполне может полагаться либо на социальные нормативы - накопленный социальный опыт, либо на мнение своих друзей и знакомых, типы которых более, чем его, соответствуют данной ситуации. Но проявление творчества - это необходимое условие для проявления типа 2АИА.

15. Сопротивление окультуриванию.

Самоактуализирующиеся люди находятся в гармонии со своей культурой, сохраняя в то же время опреде­ленную внутреннюю независимость от нее. Они обладают автономностью и уве­ренностью в себе, и поэтому их мышление и поведение не поддается социальному и культурному влиянию. Такое сопротивление окультуриванию не означает, что самоактуализирующиеся люди нетрадиционны или антисоциальны во всех сферах человеческого поведения. Они могут быть чрезвычайно независимыми и нетрадиционными в тех ситуациях, которые затрагивают какие-то основные их ценности. Само­актуализирующиеся люди также не требуют от своего окружения немедленного улучшения. Зная о несовершенствах общества, они принимают тот факт, что социальные перемены могут быть медленными и постепенными, но их легче достичь, работая внутри этой системы.

Знание своего типа 2АИА приводит к пониманию, что выполнение ряда социальных норм "угнетает" твой тип, не позволяет ему раскрыть свои потенциальные возможности. Поэтому такой человек четко знает, какие из социальных и культурных норм являются для него нормативом, а относительно каких он вполне способен иметь собственное мнение.

Кроме того, такой человек понимает, что сами социальные нормы включают в себя определенный интерьер, и они просто не могут быть справедливыми за пределами такого интерьера. По этой причине такие люди, в отличие от "обычных" людей, знают границы применимости социальных и культурных норм и правил, и вне границ их применимости принимают собственные решения. Наконец, такие люди знают, что в сложных ситуациях они могут положиться на советы людей с теми типами 2АИА, которые "сильны" в ситуации, которая для них самих является проблемной. Конечно, эти люди также должны знать свой тип 2АИА.

***

Таким образом, ряд ключевых сторон в понятии "самоактуализация" - центральном понятии гуманистической психологии А. Маслоу - получает дальнейшую конкретизацию в рамках 2АИА и Социальных Технологий. Отметим, что эта сторона процесса самоактуализации, которая может быть выражена в рамках 2АИА и Социальных технологий, допускает экспериментальную проверку, что может являться важным элементом для развития гуманистической психологии.

В рамках Социальных Технологий психолог, как следует из приведенного выше, получает новый мощный инструмент, позволяющий активно управлять процессом самоактуализации человека.

***

Описывают ли теория 2АИА и Социальные Технологии явление самоактуализации полностью и в законченном виде?

Конечно же, нет! Это явление масштабное, затрагивающее самые разные стороны человеческой личности, - в том числе и психологию. Однако можно с уверенностью сказать, что знание своего типа позволяет человеку существенно продвинуться на пути самоактуализации.  Вероятно, с учетом описанного выше можно даже сделать вывод, что без осознания своего типа достижение самоактуализации просто невозможно. И если ранее такое "постижение своего типа" осуществлялось интуитивно, методом "проб и ошибок", руководствуясь случайными явлениями и забирая много, часто чрезвычайно много времени, требуя мучительных раздумий, - то теперь, с использованием аппарата теории 2АИА и Социальных Технологий, достижение самоактуализации может быть гораздо более легким и занять гораздо меньше времени. наконец, можно ожидать, что с использование теории 2АИА и Социальные Технологии для достижения самоактуализации позволит существенно увеличить количество людей, которые станут самоактуализирующимися. Особенно это важно для педагогики, которая, фактически, проблему становления человека, его воспитания и рассматривает как свою главную задачу.

Подведем итоги: самоактуализация по А. Маслоу с обязательной необходимостью включает в себя как обязательный элемент осознание своего типа 2АИА. Сводится ли самоактуализация по А. Маслоу только к сознанию человеком своего типа 2АИА? Вероятно, нет, - но определение степени самоактуализации после завершения осознания своего типа 2АИА - это задача дальнейших исследований.

Если человек координатор, и если он осознает, что он координатор - то на бытовом уровне (с точки зрения "обычного" человека) он как раз и описывается теми характеристиками, которые привел А. Маслоу при описании самоактуализации. Можно сказать, что для координатора это характеристики более наглядны, более выражены, более выпячены и более определяют всю его жизнь. Собственно недаром А. Маслоу и приводит примеры преимущественно из жизни координаторов разного уровня.

Определяют ли рассмотренные выше 15 характеристик по А. Маслоу координатора полностью? Нет, так как у А. Маслоу полностью исключен анализ их деятельности, анализ управления, которое осуществляется ими. Эта сторона деятельности координаторов, эти характеристики приведены в параграфе 4.3. (Интересно, что наши характеристики координаторов были написаны еще до того, как автор познакомился с теорией личности А. Маслоу. Тем более удивительно, что имеется достаточно большая общность взглядов по основным проблемам!)

Например, теория 2АИА и Социальные Технологии могут помочь человеку, стремящемуся к самоактуализации, в следующем:

Знать и использовать свой тип 2АИА, особенности своего типного восприятия мира и проявлений своей деятельности в нем.

Знать и использовать особенности своей коммуникации с другими типами 2АИА, а также с обществом.

Понимание необходимости получения навыка деятельности в составе группы - с пониманием и осознанием этого в рамках терминов и понятий 2АИА и Социальных Технологий.

Понимание необходимости получения навыка деятельности в составе определенной пирамиды управления, причем пирамиды как можно более высокого уровня. Например, при выборе такой пирамиды нужно прислушаться к себе, к своим ощущениям, чтобы выбрать ее правильно: как правило, уже сама информация о деятельности такой пирамиды образно говоря "поляризует" человека, создавая у него внутреннее ощущение, что это "именно то".

Все описанное выше может быть достаточно четко объективизировано, что позволяет развивать экспериментальное изучение явления самоактуализации.

Практикующие психологи, работающие в рамках формализма (понятий, терминов) и методик гуманистической психологии, с помощью теории 2АИА и Социальных Технологий смогут существенно расширить свой набор способов решения задач своих клиентов.

Следует отметить, что гуманистическая психология сегодня пустила глубокие корни в систему обучения и педагогику, причем на уже уровне концепций и подходов. Для этой сферы приложений теория 2АИА и Социальные Технологии являются мощным средством прогнозируемого решения самых разных прикладных задач - от обучения и до воспитания.

Чрезвычайно интересно, что путь становления личности, путь ее самоактуализации становится понятнее и яснее, когда он выражен в терминах и понятиях теории 2АИА. В частности, здесь возможна реализация планирования развития личности. Например, знание типа 2АИА помогает конкретному человеку не только выявить свой стиль осуществления той или иной профессиональной деятельности и ведения того или иного способа жизни, но также и отобрать интерьеры (для работы, для жизни, для досуга, семьи т т.п.), в которых он будет чувствовать себя наиболее комфортно и которые помогут ему в самоактуализации. Так, для данного человека разработать систему интерьеров, последовательное прохождение которой поможет в его самоактуализации. Здесь имеется значительное перекрытие с методами психотерапии и психологической коррекции - например, с методом психодрамы Морено или центрированной на клиенте терапии К. Роджерса.