7.4. Формирование универсально-понятийного (европейского) социокода.
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 40 41 42 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 87
Перейдем теперь к наиболее интересной для всех нас теме - к европейскому способу социального кодирования индивида.
Итак, первые два типа социокодов фрагментировались по схеме "индивид = имя + текст" (для лично-именного социокода) или по схеме "группа = имя + текст" (для профессионально-именного социокода). Для интеграции фрагментов в целостность, в области социально-всеобщего, языковые реалии этих социокодов не используются. В первом случае социальность получается на уровне коллективного действия, а во втором - социальность возникает через матрицу обмена (систему наследуемых межсемейных контактов) и через кровнородственную систему вечных (божественных) имен.
Здесь возможен весьма интересный подход к рассмотрению роли и места мифа - и сказок как его выражений, - однако это направление мы упускаем.
Рассмотрим универсально-понятийный тип социального кодирования.
Он обусловлен возникновением дифференциации (различия, расщепления) единого прежде субъекта деятельности (коллективного или индивидуального) на программирующую и исполнительскую составляющие, каждая из которых становится социально значимой и социально допустимой ролью индивида.
Другими словами, этот социокод возник в результате дифференциации умственного и физического труда.
Таким образом, возникает субъект - объектное отношение, которое впервые процесс целеполагания переносит на уровень человека. Если ранее, в других типах культур и обществ, определение цели деятельности индивида либо не рассматривалось вообще (лично-именной социокод), либо допускалось "только для Бога" (профессионально-именной социокод), то теперь, с появлением субъект - объектных отношений, постановка задачи по выбору цели стала не просто возможностью, но даже обязанностью каждого человека.
Особенность европейского субъект - объектного отношения состоит не в новизне самого отношения, а в использовании его в качестве ключевой составляющей, ключевой структуры социального кодирования.
Эта новизна заключена в следующем:
Используются как простые (двухсубъектные), так и сложные (многосубъектные) отношения для выстраивания знаковых иерархий целостности. При этом всегда имеет место асимметричность высшего и низшего: любой средний член цепочки будет исполнителем по отношению к предыдущему (высшему) и повелителем-программатором по отношению к последующему (низшему).
Процесс социального кодирования ориентирует начальный член цепочки, и именно поэтому ориентирует на "всеобщее". Так что, "поднимаясь" вверх, к началу цепочек, мы поднимаемся тем самым к "началу всех начал", к символу, к вечному (личному или безличному, Богу, "началу", "истине", и т.п.).
Таким образом, только на этом этапе впервые идея иерархичности получает возможность реализоваться на социальном уровне.
Чрезвычайно интересно, что такой информационный канал может функционировать как в трансляционном, так и в трансмутационном режимах.
Более того, как раз наиболее характерной чертой его функционирования является именно смешанный трансляционо-трансмутационный режим. Субъект - объектное отношение не только передает "сверху-вниз" (или "слева-направо") некую "мудрость" или "знание" от субъекта к объекту, но и преобразует это знание в процессе передачи в "более конкретные" знания или указания. То есть, этот информационный канал всегда работает в режиме от абстрактного к конкретному. Таким образом, "формула" европейца приобретает устойчивый двухсоставной характер: всеобщее (абстрактное) + частное (конкретное). И, естественно, наличие механизма для перехода ("перевода") как "сверху-вниз", так и "снизу-вверх" (каналы обратной связи, "отчетности о выполненном").
Конечно, наиболее силен такой канал в "нестандартных" ситуациях, которые не поддаются полной типизации и поэтому не могут иметь установившейся полной программы решения. Поэтому эти ситуации остаются как бы "за бортом" социокода.
Наличие разделения между умственным и физическим трудом, наличие иерархических субъект-объектных (управленческих) цепочек приводит к тому, что каждый индивид должен обладать группой определенных универсальных навыков. Это, прежде всего, навыки, связанные с "умением жить сообща ".
Необходимость коммуникации в таких условиях ("вертикаль" переноса знаний, всеобщность неких знаний) привела к тому, что возникла необходимость в сжатии смысла - в сжатии знания, в результате чего в европейском кодировании присутствует постоянное тяготение к универсалиям любой природы.
Как же сформировался европейский социокод?
Что именно побудило общество перейти от традиционной к европейской системе социального кодирования индивида?
Эта причина должна быть весьма веской, - более того, она должна быть постоянно присутствующей достаточно длительное время (исторически длительное время - то есть несколько сотен лет как минимум!).
"Где" же, в какой области может лежать эта причина? Поскольку в основе традиционной формы социокода лежит возможность постоянного отчуждения 15-20% сельскохозяйственного продукта на нужды других профессий, - вероятно, эту причину следует искать именно здесь.
И мы находим эту причину в эгейской (греческой) цивилизации.
Специфической ее особенностью является ее "островной" характер. Причем острова весьма малые, способные прокормить всего несколько сотен человек. Фактически, мы имеем цивилизацию, где "вся территория - это граница". Вследствие чего стандартные для традиционной государственности маневры по регулированию плотности профессионального населения - воинов - оказываются просто невозможными.
Но одного этого - мало. Второй причиной, которая и сделал возможным появление европейского (греческого) социокода является наличие КОРАБЛЯ. Корабля, способного перевозить до сотни человек, - и который уже вследствие этого оказывался равнозначным по военной мощи всему острову. Естественно, если этот остров живет по традиционному социокоду. (Несколько более подробно см. в главе 16).
Кто были командой корабля? Что они искали?
Команда корабля - это, фактически, "лишние" люди. Землепашцы, которые не имели надела или потеряли его. Выросшая молодежь, которая оказалась без земельного надела.
И хотели они "всего лишь" найти себе место, где они могли бы заняться тем образом жизни, который они знали и любили: земледелием.
Но все, пригодное для земледелия - занято. Что же делать? Завоевывать. Убивать взрослых и подростков - это обязательно: чтобы не отомстили. Брать себе в жены женщин, а малым детям становиться родителями. Затем дети подрастут, станут "лишними", - и сами сядут на корабль. И все начнется сначала...
Но корабль требует смешения профессиональных навыков. Корабль требует иерархии. Корабль требует умения подчиняться и умения командовать.
Такая цель - завоевание - требует умения соотносить свои решения с реальными природными особенностями захватываемого острова. Здесь ценятся - неформальные решения.
Собственно, все то же самое относится и к землепашцам-островитянам: и требование совмещения профессий (землепашец + воин), и требование "неформального мышления" для защиты острова. Ведь стороны - практически равны, и успех одной из них - это "дело случая". Но и ума, неформальности, - тоже.
Так и становится героем Гомеровского эпоса "хитроумный Одиссей"...
Мы не будем подробно описывать конкретные механизмы реализации европейского социокода сначала в древней Греции, а потом и в других странах, - это уже темы для отдельного разговора.
Перейдем теперь к наиболее интересной для всех нас теме - к европейскому способу социального кодирования индивида.
Итак, первые два типа социокодов фрагментировались по схеме "индивид = имя + текст" (для лично-именного социокода) или по схеме "группа = имя + текст" (для профессионально-именного социокода). Для интеграции фрагментов в целостность, в области социально-всеобщего, языковые реалии этих социокодов не используются. В первом случае социальность получается на уровне коллективного действия, а во втором - социальность возникает через матрицу обмена (систему наследуемых межсемейных контактов) и через кровнородственную систему вечных (божественных) имен.
Здесь возможен весьма интересный подход к рассмотрению роли и места мифа - и сказок как его выражений, - однако это направление мы упускаем.
Рассмотрим универсально-понятийный тип социального кодирования.
Он обусловлен возникновением дифференциации (различия, расщепления) единого прежде субъекта деятельности (коллективного или индивидуального) на программирующую и исполнительскую составляющие, каждая из которых становится социально значимой и социально допустимой ролью индивида.
Другими словами, этот социокод возник в результате дифференциации умственного и физического труда.
Таким образом, возникает субъект - объектное отношение, которое впервые процесс целеполагания переносит на уровень человека. Если ранее, в других типах культур и обществ, определение цели деятельности индивида либо не рассматривалось вообще (лично-именной социокод), либо допускалось "только для Бога" (профессионально-именной социокод), то теперь, с появлением субъект - объектных отношений, постановка задачи по выбору цели стала не просто возможностью, но даже обязанностью каждого человека.
Особенность европейского субъект - объектного отношения состоит не в новизне самого отношения, а в использовании его в качестве ключевой составляющей, ключевой структуры социального кодирования.
Эта новизна заключена в следующем:
Используются как простые (двухсубъектные), так и сложные (многосубъектные) отношения для выстраивания знаковых иерархий целостности. При этом всегда имеет место асимметричность высшего и низшего: любой средний член цепочки будет исполнителем по отношению к предыдущему (высшему) и повелителем-программатором по отношению к последующему (низшему).
Процесс социального кодирования ориентирует начальный член цепочки, и именно поэтому ориентирует на "всеобщее". Так что, "поднимаясь" вверх, к началу цепочек, мы поднимаемся тем самым к "началу всех начал", к символу, к вечному (личному или безличному, Богу, "началу", "истине", и т.п.).
Таким образом, только на этом этапе впервые идея иерархичности получает возможность реализоваться на социальном уровне.
Чрезвычайно интересно, что такой информационный канал может функционировать как в трансляционном, так и в трансмутационном режимах.
Более того, как раз наиболее характерной чертой его функционирования является именно смешанный трансляционо-трансмутационный режим. Субъект - объектное отношение не только передает "сверху-вниз" (или "слева-направо") некую "мудрость" или "знание" от субъекта к объекту, но и преобразует это знание в процессе передачи в "более конкретные" знания или указания. То есть, этот информационный канал всегда работает в режиме от абстрактного к конкретному. Таким образом, "формула" европейца приобретает устойчивый двухсоставной характер: всеобщее (абстрактное) + частное (конкретное). И, естественно, наличие механизма для перехода ("перевода") как "сверху-вниз", так и "снизу-вверх" (каналы обратной связи, "отчетности о выполненном").
Конечно, наиболее силен такой канал в "нестандартных" ситуациях, которые не поддаются полной типизации и поэтому не могут иметь установившейся полной программы решения. Поэтому эти ситуации остаются как бы "за бортом" социокода.
Наличие разделения между умственным и физическим трудом, наличие иерархических субъект-объектных (управленческих) цепочек приводит к тому, что каждый индивид должен обладать группой определенных универсальных навыков. Это, прежде всего, навыки, связанные с "умением жить сообща ".
Необходимость коммуникации в таких условиях ("вертикаль" переноса знаний, всеобщность неких знаний) привела к тому, что возникла необходимость в сжатии смысла - в сжатии знания, в результате чего в европейском кодировании присутствует постоянное тяготение к универсалиям любой природы.
Как же сформировался европейский социокод?
Что именно побудило общество перейти от традиционной к европейской системе социального кодирования индивида?
Эта причина должна быть весьма веской, - более того, она должна быть постоянно присутствующей достаточно длительное время (исторически длительное время - то есть несколько сотен лет как минимум!).
"Где" же, в какой области может лежать эта причина? Поскольку в основе традиционной формы социокода лежит возможность постоянного отчуждения 15-20% сельскохозяйственного продукта на нужды других профессий, - вероятно, эту причину следует искать именно здесь.
И мы находим эту причину в эгейской (греческой) цивилизации.
Специфической ее особенностью является ее "островной" характер. Причем острова весьма малые, способные прокормить всего несколько сотен человек. Фактически, мы имеем цивилизацию, где "вся территория - это граница". Вследствие чего стандартные для традиционной государственности маневры по регулированию плотности профессионального населения - воинов - оказываются просто невозможными.
Но одного этого - мало. Второй причиной, которая и сделал возможным появление европейского (греческого) социокода является наличие КОРАБЛЯ. Корабля, способного перевозить до сотни человек, - и который уже вследствие этого оказывался равнозначным по военной мощи всему острову. Естественно, если этот остров живет по традиционному социокоду. (Несколько более подробно см. в главе 16).
Кто были командой корабля? Что они искали?
Команда корабля - это, фактически, "лишние" люди. Землепашцы, которые не имели надела или потеряли его. Выросшая молодежь, которая оказалась без земельного надела.
И хотели они "всего лишь" найти себе место, где они могли бы заняться тем образом жизни, который они знали и любили: земледелием.
Но все, пригодное для земледелия - занято. Что же делать? Завоевывать. Убивать взрослых и подростков - это обязательно: чтобы не отомстили. Брать себе в жены женщин, а малым детям становиться родителями. Затем дети подрастут, станут "лишними", - и сами сядут на корабль. И все начнется сначала...
Но корабль требует смешения профессиональных навыков. Корабль требует иерархии. Корабль требует умения подчиняться и умения командовать.
Такая цель - завоевание - требует умения соотносить свои решения с реальными природными особенностями захватываемого острова. Здесь ценятся - неформальные решения.
Собственно, все то же самое относится и к землепашцам-островитянам: и требование совмещения профессий (землепашец + воин), и требование "неформального мышления" для защиты острова. Ведь стороны - практически равны, и успех одной из них - это "дело случая". Но и ума, неформальности, - тоже.
Так и становится героем Гомеровского эпоса "хитроумный Одиссей"...
Мы не будем подробно описывать конкретные механизмы реализации европейского социокода сначала в древней Греции, а потом и в других странах, - это уже темы для отдельного разговора.