7.6. Научная методология и технологии

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42  44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85  87 

 

В методологическом отношении любая научная дисциплина строится сегодня следующим образом.

На первом этапе вводятся некие абстрактные понятия - называемые научными терминами. Они представляют собой идеальное описание предмета, - то есть, фактически, подменяют реальный объект идеальным. Тем самым сразу же подразумевается, что реальных "предметов", которым отвечают такие слова-термины, не существует. Все, что подразумевается при использовании этих терминов - это то, что они выделят некий класс черт, признаков и специфических особенностей реально существующих объектов, которые "важны" для решения вполне определенных задач.

Обратим внимание на весьма важный момент, о котором часто забывают. Дело в том, что для каждого введенного термина существует методика, применение которой позволяет пользователю "увидеть" в реальном объекте необходимый нам термин. Фактически, - эта методика есть процедура сжатия информации о реальном объекте, процедура, позволяющая отбросить часть информации как "неинформативную" - неинформативную для решения задач этой научной дисциплины, конечно!

Вследствие этого один и тот же объект может быть описан разными - часто даже взаимоисключающими - научными терминами!

Приведем пример. Рассмотрим футбольный мяч. Когда мы интересуемся его движением по футбольному полю - то вполне можем рассматривать его как "материальную точку". Но тот же футбольный мяч уже есть "абсолютно твердое тело", когда мы рассматриваем его вращение. И он же - есть "абсолютно упругое тело", если нас интересуют вопросы, связанные с его деформацией при ударе футболиста.

Еще один пример. Ньютоновская механика справедлива только в так называемых "инерциальных системах отсчета". Причем даже в школьном курсе физики подчеркивается, что такие системы отсчета  есть идеализированный объект: в реальном мире их просто не существует! Что при этом мы отбрасываем часть весьма важных явлений и эффектов.

Перейдем ко второму этапу. Теперь, имея некоторую совокупность терминов, между ними, в ряде случаев, можно установить некоторые соотношения, связывающие несколько терминов в один комплекс. Фактически, это "правила игры" с такими терминами. Эти "правила связи" терминов и составляют то, что мы называем "теоретическим аппаратом" данной научной дисциплины.

Как правило, на этом этапе выходит на сцену математика, посредством которой может быть выражена количественная мера такой взаимосвязи. В силу присущей человеку самоуверенности, ученые часто такие соотношения называют громким словом "закон Природы".

С развитием научной дисциплины такие взаимосвязи между терминами позволяют "увидеть" нечто общее в разных терминах - так мы вступаем на путь введения "терминов второго (и более высокого) логического уровня".

Наконец, в-третьих, в результате наших игр с терминами, мы получаем какое-то решение интересующей нас задачи (ее идеализированного приближения). Точнее, мы получили его, выраженное в неких абстрактных понятиях - терминах данной научной дисциплины. Для того, чтобы действительно получить решение интересующей нас задачи, мы должны совершить переход от наших терминов к реальным объектам, к реальным интерьерам, к реалиям мира.

Для этого, конечно, в рамках нашей научной дисциплины должны быть методики "обратного" перехода - от терминов к объектам и процессам в реальном мире. Другими словами, эти методики уже есть методики "расширения" информации, методики "достройки" наших терминов, методики наполнения их информацией с той целью, чтобы оперировать уже реальными объектами и процессами.

Подытожим: научная дисциплина должна иметь

методику сжатия информации о мире к неким терминам,

правила игры с терминами, и

методику расширения информации (методику перехода) от терминов к реалиям мира.

И, наконец, еще одно важное требование: все эти 3 составляющие не должны зависеть от личности человека - исследователя.

Теперь перейдем к технологиям.

Генезис науки и генезис технологий - это две разные проблемы. Генезис науки, как показано выше, определялся и направлялся "внутренними" причинами - необходимостью познания "Книги природы" для возвеличивания Бога.

Тогда как генезис технологий - а нас теперь интересует проблема трансляции и трансмутации технического знания - осуществлялся под давлением "практической необходимости".

Как свидетельствует история, и как было отмечено выше, включительно до начала ХХ века развитие науки и технологий происходило практически независимо друг от друга. Наукой занимались одни коллективы, а технологиями - другие. Вероятно, впервые эти две ветви объединились в Лос-Аламосе в 1943 году, когда в рамках одного Проекта собрались и ученые, и технологи для совместной работы.

Успех был несомненный, и удавшийся опыт начали множить.

Однако наука интернациональна по своей природе. А вот технологии - они привязаны к конкретно-историческим условиям данной страны. Поэтому необходимость привлечения все более широких масс специалистов-новаторов вызвало к жизни необходимость стандартизации.

***

Историческая справка.

В высокоразвитых странах основой стандартов качества в любой отрасли экономики, промышленности, науки, сферы обслуживания являются Британский (BS 5750) и Международный (ISO 9000) стандарты. Их начали разрабатывать в конце 50-х годов в Министерстве Обороны Великобритании. Главной задачей было приведение конструкции оборудования и технологий его использования в соответствие с требованиями безопасной и эффективной эксплуатации.

В 1970 г. эти стандарты безопасности были включены странами НАТО в систему стандартов качества эксплуатации военной техники “AQAP”.

Постепенно сведения о достижениях, связанных с использованием AQAP, просочились из военного ведомства в другие области. Это привело к тому, что в 1979 г. в Великобритании была принята система протоколов BS 5750 для достижения и контроля качества в необоронных отраслях промышленности. Она полностью опиралась на AQAP. Различия состояли только в том, что контроль за ее практическим использованием в первом случае осуществляло Министерство Обороны, а во втором – гражданские организации.

В соответствие с международными требованиями, в 1987 г. был утвержден международный стандарт систем достижения и контроля качества ISO 9000. Это обширный набор правил, протоколов, документов, применение которых гарантирует качество конечного результата. Они тщательно разработаны и основывались на огромном научно-практическом материале, в их развитие были вложены большие финансовые и интеллектуальные ресурсы. В результате BS 5750  и ISO 9000 приобрели универсальность. В настоящее время эти правила и протоколы приложимы практически к любой области человеческой деятельности.

***

Технологии начали интенсивно развиваться тогда, когда в обществе - под давлением научных обществ, экспериментирующих ученых и системы образования - установилась достаточно мощная психологическая установка, научная по своей сути. Установка эта концентрировала внимание людей на статистике и процедурах измерения, сравнениях, поиске универсалий в технических и технологических процессах, проблемах достижения заданного и гарантированного качества, стандартизации, сравнения производительностей и затрат труда и т.п. Все это, в конечном счете, и создавало технологическую парадигму в данной конкретной стране.

В результате сегодня, как никогда ранее, в странах европейского социокода массовым порядком из поколения в поколение транслируется научная психологическая установка, направленность знаний на приложение, навык приложения знаний и установка на осуществление самого приложения знаний.

Сейчас наука и технология сливаются воедино. Вследствие этого происходит формирование научно-технологических коллективов, иерархических по своей сути и образованных (структурированных) по механизму самоорганизации.

Время ученых-одиночек прошло - прошло в том смысле, что социализовать отрытое ими новое знание они могут только в случае опоры на определенную инфраструктуру, которая превратит это знание в технологию.

Фактически, сейчас новое знание практически всегда социализуется уже сразу в технологии, которые учитывают конкретные интерьеры деятельности, характерные для данной страны или совокупности стран.

Можно сказать, что

Новое научное знание сегодня социализуется в виде технологий.

Непонимание этого обстоятельства сегодня приводит к существенным просчетам в практической деятельности. Приведем один пример. Консорциумом в составе Украины, России и Узбекистана создан самолет нового поколения АН-70. Однако попытки продажи этого самолета натолкнулись на непреодолимую стену: технологическая несовместимость с западноевропейскими стандартами. В результаты потеряно время, а с ним и возможные контракты. Вместе с тем выход мог состоять в том, что в состав консорциума нужно было пригласить иностранные фирмы, которые имеют опыт в продвижении своей продукции на рынке развитых стран. То же касается вообще рынка развитых стран: непонимание этого факта фактически закрывает от нас этот рынок  Интересно, что в странах СНГ имеется и позитивный опыт решения этой проблемы: Программа "Морской старт" вовлекла специалистов из России, Украины, США и Норвегии, - и, в результате, произошел прорыв на мировой рынок высоких технологий. Однако в этом случае такое решение определялось не сознательным выбором, а случайными политическими решениями.

 

 

В методологическом отношении любая научная дисциплина строится сегодня следующим образом.

На первом этапе вводятся некие абстрактные понятия - называемые научными терминами. Они представляют собой идеальное описание предмета, - то есть, фактически, подменяют реальный объект идеальным. Тем самым сразу же подразумевается, что реальных "предметов", которым отвечают такие слова-термины, не существует. Все, что подразумевается при использовании этих терминов - это то, что они выделят некий класс черт, признаков и специфических особенностей реально существующих объектов, которые "важны" для решения вполне определенных задач.

Обратим внимание на весьма важный момент, о котором часто забывают. Дело в том, что для каждого введенного термина существует методика, применение которой позволяет пользователю "увидеть" в реальном объекте необходимый нам термин. Фактически, - эта методика есть процедура сжатия информации о реальном объекте, процедура, позволяющая отбросить часть информации как "неинформативную" - неинформативную для решения задач этой научной дисциплины, конечно!

Вследствие этого один и тот же объект может быть описан разными - часто даже взаимоисключающими - научными терминами!

Приведем пример. Рассмотрим футбольный мяч. Когда мы интересуемся его движением по футбольному полю - то вполне можем рассматривать его как "материальную точку". Но тот же футбольный мяч уже есть "абсолютно твердое тело", когда мы рассматриваем его вращение. И он же - есть "абсолютно упругое тело", если нас интересуют вопросы, связанные с его деформацией при ударе футболиста.

Еще один пример. Ньютоновская механика справедлива только в так называемых "инерциальных системах отсчета". Причем даже в школьном курсе физики подчеркивается, что такие системы отсчета  есть идеализированный объект: в реальном мире их просто не существует! Что при этом мы отбрасываем часть весьма важных явлений и эффектов.

Перейдем ко второму этапу. Теперь, имея некоторую совокупность терминов, между ними, в ряде случаев, можно установить некоторые соотношения, связывающие несколько терминов в один комплекс. Фактически, это "правила игры" с такими терминами. Эти "правила связи" терминов и составляют то, что мы называем "теоретическим аппаратом" данной научной дисциплины.

Как правило, на этом этапе выходит на сцену математика, посредством которой может быть выражена количественная мера такой взаимосвязи. В силу присущей человеку самоуверенности, ученые часто такие соотношения называют громким словом "закон Природы".

С развитием научной дисциплины такие взаимосвязи между терминами позволяют "увидеть" нечто общее в разных терминах - так мы вступаем на путь введения "терминов второго (и более высокого) логического уровня".

Наконец, в-третьих, в результате наших игр с терминами, мы получаем какое-то решение интересующей нас задачи (ее идеализированного приближения). Точнее, мы получили его, выраженное в неких абстрактных понятиях - терминах данной научной дисциплины. Для того, чтобы действительно получить решение интересующей нас задачи, мы должны совершить переход от наших терминов к реальным объектам, к реальным интерьерам, к реалиям мира.

Для этого, конечно, в рамках нашей научной дисциплины должны быть методики "обратного" перехода - от терминов к объектам и процессам в реальном мире. Другими словами, эти методики уже есть методики "расширения" информации, методики "достройки" наших терминов, методики наполнения их информацией с той целью, чтобы оперировать уже реальными объектами и процессами.

Подытожим: научная дисциплина должна иметь

методику сжатия информации о мире к неким терминам,

правила игры с терминами, и

методику расширения информации (методику перехода) от терминов к реалиям мира.

И, наконец, еще одно важное требование: все эти 3 составляющие не должны зависеть от личности человека - исследователя.

Теперь перейдем к технологиям.

Генезис науки и генезис технологий - это две разные проблемы. Генезис науки, как показано выше, определялся и направлялся "внутренними" причинами - необходимостью познания "Книги природы" для возвеличивания Бога.

Тогда как генезис технологий - а нас теперь интересует проблема трансляции и трансмутации технического знания - осуществлялся под давлением "практической необходимости".

Как свидетельствует история, и как было отмечено выше, включительно до начала ХХ века развитие науки и технологий происходило практически независимо друг от друга. Наукой занимались одни коллективы, а технологиями - другие. Вероятно, впервые эти две ветви объединились в Лос-Аламосе в 1943 году, когда в рамках одного Проекта собрались и ученые, и технологи для совместной работы.

Успех был несомненный, и удавшийся опыт начали множить.

Однако наука интернациональна по своей природе. А вот технологии - они привязаны к конкретно-историческим условиям данной страны. Поэтому необходимость привлечения все более широких масс специалистов-новаторов вызвало к жизни необходимость стандартизации.

***

Историческая справка.

В высокоразвитых странах основой стандартов качества в любой отрасли экономики, промышленности, науки, сферы обслуживания являются Британский (BS 5750) и Международный (ISO 9000) стандарты. Их начали разрабатывать в конце 50-х годов в Министерстве Обороны Великобритании. Главной задачей было приведение конструкции оборудования и технологий его использования в соответствие с требованиями безопасной и эффективной эксплуатации.

В 1970 г. эти стандарты безопасности были включены странами НАТО в систему стандартов качества эксплуатации военной техники “AQAP”.

Постепенно сведения о достижениях, связанных с использованием AQAP, просочились из военного ведомства в другие области. Это привело к тому, что в 1979 г. в Великобритании была принята система протоколов BS 5750 для достижения и контроля качества в необоронных отраслях промышленности. Она полностью опиралась на AQAP. Различия состояли только в том, что контроль за ее практическим использованием в первом случае осуществляло Министерство Обороны, а во втором – гражданские организации.

В соответствие с международными требованиями, в 1987 г. был утвержден международный стандарт систем достижения и контроля качества ISO 9000. Это обширный набор правил, протоколов, документов, применение которых гарантирует качество конечного результата. Они тщательно разработаны и основывались на огромном научно-практическом материале, в их развитие были вложены большие финансовые и интеллектуальные ресурсы. В результате BS 5750  и ISO 9000 приобрели универсальность. В настоящее время эти правила и протоколы приложимы практически к любой области человеческой деятельности.

***

Технологии начали интенсивно развиваться тогда, когда в обществе - под давлением научных обществ, экспериментирующих ученых и системы образования - установилась достаточно мощная психологическая установка, научная по своей сути. Установка эта концентрировала внимание людей на статистике и процедурах измерения, сравнениях, поиске универсалий в технических и технологических процессах, проблемах достижения заданного и гарантированного качества, стандартизации, сравнения производительностей и затрат труда и т.п. Все это, в конечном счете, и создавало технологическую парадигму в данной конкретной стране.

В результате сегодня, как никогда ранее, в странах европейского социокода массовым порядком из поколения в поколение транслируется научная психологическая установка, направленность знаний на приложение, навык приложения знаний и установка на осуществление самого приложения знаний.

Сейчас наука и технология сливаются воедино. Вследствие этого происходит формирование научно-технологических коллективов, иерархических по своей сути и образованных (структурированных) по механизму самоорганизации.

Время ученых-одиночек прошло - прошло в том смысле, что социализовать отрытое ими новое знание они могут только в случае опоры на определенную инфраструктуру, которая превратит это знание в технологию.

Фактически, сейчас новое знание практически всегда социализуется уже сразу в технологии, которые учитывают конкретные интерьеры деятельности, характерные для данной страны или совокупности стран.

Можно сказать, что

Новое научное знание сегодня социализуется в виде технологий.

Непонимание этого обстоятельства сегодня приводит к существенным просчетам в практической деятельности. Приведем один пример. Консорциумом в составе Украины, России и Узбекистана создан самолет нового поколения АН-70. Однако попытки продажи этого самолета натолкнулись на непреодолимую стену: технологическая несовместимость с западноевропейскими стандартами. В результаты потеряно время, а с ним и возможные контракты. Вместе с тем выход мог состоять в том, что в состав консорциума нужно было пригласить иностранные фирмы, которые имеют опыт в продвижении своей продукции на рынке развитых стран. То же касается вообще рынка развитых стран: непонимание этого факта фактически закрывает от нас этот рынок  Интересно, что в странах СНГ имеется и позитивный опыт решения этой проблемы: Программа "Морской старт" вовлекла специалистов из России, Украины, США и Норвегии, - и, в результате, произошел прорыв на мировой рынок высоких технологий. Однако в этом случае такое решение определялось не сознательным выбором, а случайными политическими решениями.