7.6. Научная методология и технологии
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 87
В методологическом отношении любая научная дисциплина строится сегодня следующим образом.
На первом этапе вводятся некие абстрактные понятия - называемые научными терминами. Они представляют собой идеальное описание предмета, - то есть, фактически, подменяют реальный объект идеальным. Тем самым сразу же подразумевается, что реальных "предметов", которым отвечают такие слова-термины, не существует. Все, что подразумевается при использовании этих терминов - это то, что они выделят некий класс черт, признаков и специфических особенностей реально существующих объектов, которые "важны" для решения вполне определенных задач.
Обратим внимание на весьма важный момент, о котором часто забывают. Дело в том, что для каждого введенного термина существует методика, применение которой позволяет пользователю "увидеть" в реальном объекте необходимый нам термин. Фактически, - эта методика есть процедура сжатия информации о реальном объекте, процедура, позволяющая отбросить часть информации как "неинформативную" - неинформативную для решения задач этой научной дисциплины, конечно!
Вследствие этого один и тот же объект может быть описан разными - часто даже взаимоисключающими - научными терминами!
Приведем пример. Рассмотрим футбольный мяч. Когда мы интересуемся его движением по футбольному полю - то вполне можем рассматривать его как "материальную точку". Но тот же футбольный мяч уже есть "абсолютно твердое тело", когда мы рассматриваем его вращение. И он же - есть "абсолютно упругое тело", если нас интересуют вопросы, связанные с его деформацией при ударе футболиста.
Еще один пример. Ньютоновская механика справедлива только в так называемых "инерциальных системах отсчета". Причем даже в школьном курсе физики подчеркивается, что такие системы отсчета есть идеализированный объект: в реальном мире их просто не существует! Что при этом мы отбрасываем часть весьма важных явлений и эффектов.
Перейдем ко второму этапу. Теперь, имея некоторую совокупность терминов, между ними, в ряде случаев, можно установить некоторые соотношения, связывающие несколько терминов в один комплекс. Фактически, это "правила игры" с такими терминами. Эти "правила связи" терминов и составляют то, что мы называем "теоретическим аппаратом" данной научной дисциплины.
Как правило, на этом этапе выходит на сцену математика, посредством которой может быть выражена количественная мера такой взаимосвязи. В силу присущей человеку самоуверенности, ученые часто такие соотношения называют громким словом "закон Природы".
С развитием научной дисциплины такие взаимосвязи между терминами позволяют "увидеть" нечто общее в разных терминах - так мы вступаем на путь введения "терминов второго (и более высокого) логического уровня".
Наконец, в-третьих, в результате наших игр с терминами, мы получаем какое-то решение интересующей нас задачи (ее идеализированного приближения). Точнее, мы получили его, выраженное в неких абстрактных понятиях - терминах данной научной дисциплины. Для того, чтобы действительно получить решение интересующей нас задачи, мы должны совершить переход от наших терминов к реальным объектам, к реальным интерьерам, к реалиям мира.
Для этого, конечно, в рамках нашей научной дисциплины должны быть методики "обратного" перехода - от терминов к объектам и процессам в реальном мире. Другими словами, эти методики уже есть методики "расширения" информации, методики "достройки" наших терминов, методики наполнения их информацией с той целью, чтобы оперировать уже реальными объектами и процессами.
Подытожим: научная дисциплина должна иметь
методику сжатия информации о мире к неким терминам,
правила игры с терминами, и
методику расширения информации (методику перехода) от терминов к реалиям мира.
И, наконец, еще одно важное требование: все эти 3 составляющие не должны зависеть от личности человека - исследователя.
Теперь перейдем к технологиям.
Генезис науки и генезис технологий - это две разные проблемы. Генезис науки, как показано выше, определялся и направлялся "внутренними" причинами - необходимостью познания "Книги природы" для возвеличивания Бога.
Тогда как генезис технологий - а нас теперь интересует проблема трансляции и трансмутации технического знания - осуществлялся под давлением "практической необходимости".
Как свидетельствует история, и как было отмечено выше, включительно до начала ХХ века развитие науки и технологий происходило практически независимо друг от друга. Наукой занимались одни коллективы, а технологиями - другие. Вероятно, впервые эти две ветви объединились в Лос-Аламосе в 1943 году, когда в рамках одного Проекта собрались и ученые, и технологи для совместной работы.
Успех был несомненный, и удавшийся опыт начали множить.
Однако наука интернациональна по своей природе. А вот технологии - они привязаны к конкретно-историческим условиям данной страны. Поэтому необходимость привлечения все более широких масс специалистов-новаторов вызвало к жизни необходимость стандартизации.
***
Историческая справка.
В высокоразвитых странах основой стандартов качества в любой отрасли экономики, промышленности, науки, сферы обслуживания являются Британский (BS 5750) и Международный (ISO 9000) стандарты. Их начали разрабатывать в конце 50-х годов в Министерстве Обороны Великобритании. Главной задачей было приведение конструкции оборудования и технологий его использования в соответствие с требованиями безопасной и эффективной эксплуатации.
В 1970 г. эти стандарты безопасности были включены странами НАТО в систему стандартов качества эксплуатации военной техники “AQAP”.
Постепенно сведения о достижениях, связанных с использованием AQAP, просочились из военного ведомства в другие области. Это привело к тому, что в 1979 г. в Великобритании была принята система протоколов BS 5750 для достижения и контроля качества в необоронных отраслях промышленности. Она полностью опиралась на AQAP. Различия состояли только в том, что контроль за ее практическим использованием в первом случае осуществляло Министерство Обороны, а во втором – гражданские организации.
В соответствие с международными требованиями, в 1987 г. был утвержден международный стандарт систем достижения и контроля качества ISO 9000. Это обширный набор правил, протоколов, документов, применение которых гарантирует качество конечного результата. Они тщательно разработаны и основывались на огромном научно-практическом материале, в их развитие были вложены большие финансовые и интеллектуальные ресурсы. В результате BS 5750 и ISO 9000 приобрели универсальность. В настоящее время эти правила и протоколы приложимы практически к любой области человеческой деятельности.
***
Технологии начали интенсивно развиваться тогда, когда в обществе - под давлением научных обществ, экспериментирующих ученых и системы образования - установилась достаточно мощная психологическая установка, научная по своей сути. Установка эта концентрировала внимание людей на статистике и процедурах измерения, сравнениях, поиске универсалий в технических и технологических процессах, проблемах достижения заданного и гарантированного качества, стандартизации, сравнения производительностей и затрат труда и т.п. Все это, в конечном счете, и создавало технологическую парадигму в данной конкретной стране.
В результате сегодня, как никогда ранее, в странах европейского социокода массовым порядком из поколения в поколение транслируется научная психологическая установка, направленность знаний на приложение, навык приложения знаний и установка на осуществление самого приложения знаний.
Сейчас наука и технология сливаются воедино. Вследствие этого происходит формирование научно-технологических коллективов, иерархических по своей сути и образованных (структурированных) по механизму самоорганизации.
Время ученых-одиночек прошло - прошло в том смысле, что социализовать отрытое ими новое знание они могут только в случае опоры на определенную инфраструктуру, которая превратит это знание в технологию.
Фактически, сейчас новое знание практически всегда социализуется уже сразу в технологии, которые учитывают конкретные интерьеры деятельности, характерные для данной страны или совокупности стран.
Можно сказать, что
Новое научное знание сегодня социализуется в виде технологий.
Непонимание этого обстоятельства сегодня приводит к существенным просчетам в практической деятельности. Приведем один пример. Консорциумом в составе Украины, России и Узбекистана создан самолет нового поколения АН-70. Однако попытки продажи этого самолета натолкнулись на непреодолимую стену: технологическая несовместимость с западноевропейскими стандартами. В результаты потеряно время, а с ним и возможные контракты. Вместе с тем выход мог состоять в том, что в состав консорциума нужно было пригласить иностранные фирмы, которые имеют опыт в продвижении своей продукции на рынке развитых стран. То же касается вообще рынка развитых стран: непонимание этого факта фактически закрывает от нас этот рынок Интересно, что в странах СНГ имеется и позитивный опыт решения этой проблемы: Программа "Морской старт" вовлекла специалистов из России, Украины, США и Норвегии, - и, в результате, произошел прорыв на мировой рынок высоких технологий. Однако в этом случае такое решение определялось не сознательным выбором, а случайными политическими решениями.
В методологическом отношении любая научная дисциплина строится сегодня следующим образом.
На первом этапе вводятся некие абстрактные понятия - называемые научными терминами. Они представляют собой идеальное описание предмета, - то есть, фактически, подменяют реальный объект идеальным. Тем самым сразу же подразумевается, что реальных "предметов", которым отвечают такие слова-термины, не существует. Все, что подразумевается при использовании этих терминов - это то, что они выделят некий класс черт, признаков и специфических особенностей реально существующих объектов, которые "важны" для решения вполне определенных задач.
Обратим внимание на весьма важный момент, о котором часто забывают. Дело в том, что для каждого введенного термина существует методика, применение которой позволяет пользователю "увидеть" в реальном объекте необходимый нам термин. Фактически, - эта методика есть процедура сжатия информации о реальном объекте, процедура, позволяющая отбросить часть информации как "неинформативную" - неинформативную для решения задач этой научной дисциплины, конечно!
Вследствие этого один и тот же объект может быть описан разными - часто даже взаимоисключающими - научными терминами!
Приведем пример. Рассмотрим футбольный мяч. Когда мы интересуемся его движением по футбольному полю - то вполне можем рассматривать его как "материальную точку". Но тот же футбольный мяч уже есть "абсолютно твердое тело", когда мы рассматриваем его вращение. И он же - есть "абсолютно упругое тело", если нас интересуют вопросы, связанные с его деформацией при ударе футболиста.
Еще один пример. Ньютоновская механика справедлива только в так называемых "инерциальных системах отсчета". Причем даже в школьном курсе физики подчеркивается, что такие системы отсчета есть идеализированный объект: в реальном мире их просто не существует! Что при этом мы отбрасываем часть весьма важных явлений и эффектов.
Перейдем ко второму этапу. Теперь, имея некоторую совокупность терминов, между ними, в ряде случаев, можно установить некоторые соотношения, связывающие несколько терминов в один комплекс. Фактически, это "правила игры" с такими терминами. Эти "правила связи" терминов и составляют то, что мы называем "теоретическим аппаратом" данной научной дисциплины.
Как правило, на этом этапе выходит на сцену математика, посредством которой может быть выражена количественная мера такой взаимосвязи. В силу присущей человеку самоуверенности, ученые часто такие соотношения называют громким словом "закон Природы".
С развитием научной дисциплины такие взаимосвязи между терминами позволяют "увидеть" нечто общее в разных терминах - так мы вступаем на путь введения "терминов второго (и более высокого) логического уровня".
Наконец, в-третьих, в результате наших игр с терминами, мы получаем какое-то решение интересующей нас задачи (ее идеализированного приближения). Точнее, мы получили его, выраженное в неких абстрактных понятиях - терминах данной научной дисциплины. Для того, чтобы действительно получить решение интересующей нас задачи, мы должны совершить переход от наших терминов к реальным объектам, к реальным интерьерам, к реалиям мира.
Для этого, конечно, в рамках нашей научной дисциплины должны быть методики "обратного" перехода - от терминов к объектам и процессам в реальном мире. Другими словами, эти методики уже есть методики "расширения" информации, методики "достройки" наших терминов, методики наполнения их информацией с той целью, чтобы оперировать уже реальными объектами и процессами.
Подытожим: научная дисциплина должна иметь
методику сжатия информации о мире к неким терминам,
правила игры с терминами, и
методику расширения информации (методику перехода) от терминов к реалиям мира.
И, наконец, еще одно важное требование: все эти 3 составляющие не должны зависеть от личности человека - исследователя.
Теперь перейдем к технологиям.
Генезис науки и генезис технологий - это две разные проблемы. Генезис науки, как показано выше, определялся и направлялся "внутренними" причинами - необходимостью познания "Книги природы" для возвеличивания Бога.
Тогда как генезис технологий - а нас теперь интересует проблема трансляции и трансмутации технического знания - осуществлялся под давлением "практической необходимости".
Как свидетельствует история, и как было отмечено выше, включительно до начала ХХ века развитие науки и технологий происходило практически независимо друг от друга. Наукой занимались одни коллективы, а технологиями - другие. Вероятно, впервые эти две ветви объединились в Лос-Аламосе в 1943 году, когда в рамках одного Проекта собрались и ученые, и технологи для совместной работы.
Успех был несомненный, и удавшийся опыт начали множить.
Однако наука интернациональна по своей природе. А вот технологии - они привязаны к конкретно-историческим условиям данной страны. Поэтому необходимость привлечения все более широких масс специалистов-новаторов вызвало к жизни необходимость стандартизации.
***
Историческая справка.
В высокоразвитых странах основой стандартов качества в любой отрасли экономики, промышленности, науки, сферы обслуживания являются Британский (BS 5750) и Международный (ISO 9000) стандарты. Их начали разрабатывать в конце 50-х годов в Министерстве Обороны Великобритании. Главной задачей было приведение конструкции оборудования и технологий его использования в соответствие с требованиями безопасной и эффективной эксплуатации.
В 1970 г. эти стандарты безопасности были включены странами НАТО в систему стандартов качества эксплуатации военной техники “AQAP”.
Постепенно сведения о достижениях, связанных с использованием AQAP, просочились из военного ведомства в другие области. Это привело к тому, что в 1979 г. в Великобритании была принята система протоколов BS 5750 для достижения и контроля качества в необоронных отраслях промышленности. Она полностью опиралась на AQAP. Различия состояли только в том, что контроль за ее практическим использованием в первом случае осуществляло Министерство Обороны, а во втором – гражданские организации.
В соответствие с международными требованиями, в 1987 г. был утвержден международный стандарт систем достижения и контроля качества ISO 9000. Это обширный набор правил, протоколов, документов, применение которых гарантирует качество конечного результата. Они тщательно разработаны и основывались на огромном научно-практическом материале, в их развитие были вложены большие финансовые и интеллектуальные ресурсы. В результате BS 5750 и ISO 9000 приобрели универсальность. В настоящее время эти правила и протоколы приложимы практически к любой области человеческой деятельности.
***
Технологии начали интенсивно развиваться тогда, когда в обществе - под давлением научных обществ, экспериментирующих ученых и системы образования - установилась достаточно мощная психологическая установка, научная по своей сути. Установка эта концентрировала внимание людей на статистике и процедурах измерения, сравнениях, поиске универсалий в технических и технологических процессах, проблемах достижения заданного и гарантированного качества, стандартизации, сравнения производительностей и затрат труда и т.п. Все это, в конечном счете, и создавало технологическую парадигму в данной конкретной стране.
В результате сегодня, как никогда ранее, в странах европейского социокода массовым порядком из поколения в поколение транслируется научная психологическая установка, направленность знаний на приложение, навык приложения знаний и установка на осуществление самого приложения знаний.
Сейчас наука и технология сливаются воедино. Вследствие этого происходит формирование научно-технологических коллективов, иерархических по своей сути и образованных (структурированных) по механизму самоорганизации.
Время ученых-одиночек прошло - прошло в том смысле, что социализовать отрытое ими новое знание они могут только в случае опоры на определенную инфраструктуру, которая превратит это знание в технологию.
Фактически, сейчас новое знание практически всегда социализуется уже сразу в технологии, которые учитывают конкретные интерьеры деятельности, характерные для данной страны или совокупности стран.
Можно сказать, что
Новое научное знание сегодня социализуется в виде технологий.
Непонимание этого обстоятельства сегодня приводит к существенным просчетам в практической деятельности. Приведем один пример. Консорциумом в составе Украины, России и Узбекистана создан самолет нового поколения АН-70. Однако попытки продажи этого самолета натолкнулись на непреодолимую стену: технологическая несовместимость с западноевропейскими стандартами. В результаты потеряно время, а с ним и возможные контракты. Вместе с тем выход мог состоять в том, что в состав консорциума нужно было пригласить иностранные фирмы, которые имеют опыт в продвижении своей продукции на рынке развитых стран. То же касается вообще рынка развитых стран: непонимание этого факта фактически закрывает от нас этот рынок Интересно, что в странах СНГ имеется и позитивный опыт решения этой проблемы: Программа "Морской старт" вовлекла специалистов из России, Украины, США и Норвегии, - и, в результате, произошел прорыв на мировой рынок высоких технологий. Однако в этом случае такое решение определялось не сознательным выбором, а случайными политическими решениями.