12.2. Логические уровни: опускаемся по лесенке сверху вниз. Определения терминов

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85  87 

В предыдущем параграфе было описано структурное строение методики для определения типа личности.

Теперь перейдем к рассмотрения логических уровней перехода от сложных понятий - научных терминов - ко все более простым, но все менее строгим "обычным словам". То есть - к житейским понятиям.

Это нужно для того, чтобы исследователь смог задавать такие вопросы, которые были бы понятны тем людям, тип которых я хочу определить.

И не только для этого! Выделение структурных уровней важно также и для того, чтобы специалист смог свои рекомендации также давать в виде, понятном для клиента. Наконец, только научившись переходить от общих теоретических понятий - научных понятий - к описанию проявлений деятельности конкретных людей и наоборот - только тогда Вы сможете максимально использовать весь потенциал теории 2АИА.

Так, для того, чтобы дать прогноз поведения конкретного человека, Вам нужно "сойти вниз по лесенке уровней", то есть сформулировать ответ в понятном для пользователя виде.

Но чтобы сформулировать проблему, с которой к Вам пришел, клиент, на уровне теории 2АИА, Вам нужно проделать обратный процесс! Вам нужно "перевести" информацию с уровня житейского (а только на этом уровне и сможет Ваш клиент обратиться к Вам за помощью) - на уровень научный, на уровень терминов теории 2АИА.

Как видите, для того, чтобы стать профессионалом в области Социальных Технологий - то есть профессионалом по применению аппарата теории 2АИА - нужно научиться очень хорошо "бегать по лесенке уровней" - бегать как сверху-вниз, так и снизу-вверх.

Ну что ж, перейдем к описанию.

Логические уровни методики (построение методики - от (1) к (5), интерпретация - от (5) к (1), по каждой из 4-х дихотомий):

Определение общих понятий (8 компонент информации, классы информации, тип 2АИА, управление - это приведено ниже).

Общее описание полюсов дихотомий (приведено в параграфе 2.4).

Общее описание проявлений полюсов дихотомий в нескольких разных вида, областях деятельности (восприятие себя, других, объектов внешнего мира, - активность в тех же направлениях).

Несколько конкретных примеров (вопросы).

Несколько примеров ответов на эти вопросы (примеры ответов и их интерпретация).

 

***

Замечание. Всюду в этой главе приводится перевод теоретических понятий и терминов на уровень исследовательских вопросов. Перевод в тестовые, анкетные или тренинговые вопросы и задания - это следующий этап работы. Он должен делаться, как правило, с привлечением специалистов - например, профессиональных психологов. Это необходимо для того, что исходную информацию мы должны получить от человека. Но способы ее получения достаточно хорошо разработаны, например, в рамках психологии. Непрофессионалу в области психологии трудно разработать блок анкетных вопросов, которые бы гарантированно обеспечили получение от конкретного человека ответы на интересующие нас исследовательские вопросы. Дело в том, что в рамках нашего описания для того, чтобы определить тип конкретного человека, в качестве первичных данных выступают именно ответы человека на исследовательские вопросы.

***

 

Приведем определения основных терминов, которые мы будем использовать при построении конкретных методик типирования. Мы описываем их применительно к нуждам построения методики типирования, поэтому всюду подчеркивается переход от теоретического описания к практическому применению такого описания.

***

Данное ниже определение терминов фактически нами использовалось на протяжении всей книги. Однако здесь мы приводим явные их определения.

***

Управление

Создание (или изменение, или поддержание в неизменном виде, - в зависимости от конкретной цели) "нового" -  (новых) объектов и/или новых характеристик этих объектов в называется управлением.

Управление включает в себя следующие составляющие (описано для дихотомии "Рациональный - Иррациональный", - подобная процедура может быть проведена для каждой из дихотомий, - см. параграф 2.4):

Способ отбора информации (восприятие информации): воспринимается сама информация как символ, или же фиксируется объект - носитель данной информации.

Способ кодирования отобранной информации: "слово" ("знак")  или "символ".

Способ формирования цели управления (способ ее описания на уровне "знаков" или "символов").

Способ выбора объектов, над которыми будут осуществлены действия для достижения цели. (На уровне "слов" ("знаков"), конкретных объектов или отношений ("суждений") между ними. Или на уровне "идей", "символов", когда слово служит наименованием не конкретного объекта, а "символом", - например, символом класса, к которому принадлежит данный объект).

Способ принятия решения (и оптимизации деятельности): фиксируется способ проведения анализа нескольких возможных вариантов. Если принятие решения проводится на уровне "знаков", то происходит фиксация объектов, посредством которых будет производиться управление. Проблема выбора тогда решается на уровне осуществления "алгоритма сравнения", то есть снова на уровне сравнения "знаков" - реальных объектов (или отношений между ними) - между собой. Если же принятие решения производится на уровне "символов", то происходит фиксация методик, которые будут использованы (сами же объекты, которые будут использованы для осуществления управления, не фиксируются). Проблема выбора тогда решается на уровне сравнения методик, то есть на уровне "символов". Выражается она поэтому в виде нечетких переменных.

Способ реализации деятельности для достижения цели.  Используются ли для этого "знаки" или "символы". Происходит ли фиксация "знаков" - реальных объектов (или отношений между ними) - перед началом деятельности. Или же - перед началом деятельности фиксируются только "символы" - например, методики, которые будут использоваться для достижения цели.

Способ анализа деятельности в плане определения достижения поставленной цели. Рациональный тип 2АИА программируется "знаками" и творит "символы". Поэтому для него обязательным элементом осуществления управления является наличие процесса "осмысления сделанного", - то есть процесс "перевода символов в знаки". Только в результате осуществления такого "перевода" этот тип 2АИА способен сделать заключение о том, достигнута ли цель, которую он ставил перед собой. (Поэтому, в частности, рациональный тип 2АИА не сможет определить, достигнута ли его цель, когда осуществление управления им прервано, - ведь анализом он занимается после окончания управления.) Иррациональный тип 2АИА программируется "символами" и творит "знаки". Так как "знак" принадлежит более низкому уровню описания реальности, чем "символ", то такой тип 2АИА уже в самом процессе осуществления управления делает вывод о том, достигнута ли поставленная им цель управления или нет. В частности, он "способен прекратить управление", когда увидит его неэффективность.

Управление осуществляется всегда только в условиях нового, так как только появление новой информации запускает описанный выше "процесс управления". Если новой информации нет - нет и управления.

Здесь необходимо отметить следующее. Новое - в смысле теории 2АИА - появляется тогда, когда человек сталкивается с новой задачей в уже знаемой им области деятельности. Там, где не надо обучаться. Тогда и только тогда он может проявить свой способ управления в чистом виде. То есть именно так, как это и нужно для определения присущего ему способа управления (типа 2АИА). Это необходимо, так как реальная деятельность человека в целом всегда содержит в себе информацию по тем компонентам, которые нормативны для данного человека.

Тип 2АИА определяется в условиях, когда у человека возникает необходимость "работать с новым", - но без необходимости "новому обучаться". Обучение новому для реального человека не равно обработке нового, а сам способ обучения для реального человека не равен способу управления.

В "стандартной" ("нормативной") ситуации - стандартные (наученные) методы управления. Тогда цепочка управления редуцируется к двухзвенной: "стандартные условия - применение стандартного управления". Необходимость нормативного режима управления вызвана тем, что человек не воспринимает 7 компонент информации.

Нормативная деятельность типа 2АИА - деятельность объекта с использованием способов управления, усвоенных им от других объектов (других типов 2АИА). Например, эти способы управления чаще всего усваиваются в процессе обучения. Эта деятельность осуществляется без проведенного анализа ситуации (внешнего мира), без учета границ применимости и эффективности таких методов  (для данного конкретного случая). Необходимость в такого рода деятельности возникает вследствие того, что человек должен действовать под давлением социальных нормативов, кооперируя свою деятельность с другими людьми. Вследствие этого язык, которым пользуются для общения, характеризуется нечеткими определениями и нечетким смыслом. Человек при нормативной коммуникации фактически "слепо перенимает" кем-то другим разработанные методы управления. В качестве обоснования применимости таких методов следует, как правило, отсылка "к авторитету", к "социально принятым нормам" (откуда и произошло название), и т.п. Большая часть активности человека проявляется именно в рамках этого вида управления. Нормативная активность и деятельность человека при типировании должна быть отброшена как неинформативная.

Структура (внутреннее строение) - сведения (данные, информация об, характеристики, параметры,…), описывающие совокупность устойчивых связей между частями объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе. То есть сохранение основных свойств относительно некоего класса (набора) внешних и внутренних изменений. В контексте данной методики чаще всего относится к описанию общего, - тогда частное ("конкретное", - но не все составные части!) выступает в качестве элементов такой структуры (такого структурного строения, сети "опорных" элементов).

Граница (мембрана) - сведения (данные, информация об, характеристики, параметры,…), описывающие разграничения между однородными объектами относительно принадлежности их рассматриваемому объекту. В контексте данной методики чаще всего относится к описанию именно тех (частных, конкретных) элементов, которые отделяют внутреннее от внешнего. Это также относится к описанию общего - так как характеризует сразу целый класс объектов (обладающих частными свойствами), обладающих свойством "лежать на границе". Понятие границы даже в рамках естественных наук сегодня относится к общему, - например, в физике граница имеет фрактальную размерность и может проходить вблизи "почти каждой" точки объекта (конечно, не для всякого объекта). Как правило, рассматриваются замкнутые границы, что позволяет делать заключение о "внутреннем" (принадлежащем рассматриваемому объекту) и "внешнем" (ему не принадлежащем).

Объект (единичный, функциональный) - в контексте данной методики сведения, описывающие некие неразделимые единицы внешнего (по отношению к личности) мира. Применяется именно в рамках частного, то есть тех сведений (данных, информации об, характеристики, параметров,…), которые описывают отличия данного обсуждаемого объекта от других, ему подобных. Рассматривается как "конкретный представитель" от некоей общности, как конкретное частное от общего, которое состоит из подобных единиц. Объект - некий единичный представитель.

Отношения (между единичными функциональными объектами) - сведения (данные, информация об, характеристики, параметры,…), описывающие весь комплекс взаимосвязи между несколькими конкретными объектами. Применяется именно в рамках частного, то есть как описание отличий взаимоотношений (взаимодействия, взаимосвязи) между заданными конкретными объектами (которые, в свою очередь, рассматриваются как некие "неделимые" конкретные единицы).

Иррациональные компоненты информации - структура и граница. Как правило, они описываются в крайне нечетких переменных, "общих словах" (обобщенными понятиями). Можно сказать, что они выражаются "идеями", "символами". Через них субъект приложения методики (типируемый человек) осуществляет соотнесение между собой и окружающим миром. Управление типируемого в рамках Структуры, когда составляющие ее конкретные объекты не играют принципиальной роли, приводит к тому, что типируемый производит отождествление себя и других. Если же управление осуществляется в рамках Мембраны, когда производится разделение конкретных объектов на тех, которые расположены "по одну" и "по разные" стороны, типируемый производит различение между собой и другими.

Рациональные компоненты информации - объект (единичный, функциональный) и отношения (между единичными функциональными объектами). Как правило, они выражаются в виде достаточно четких характеристик. Можно сказать, что они выражаются конкретными "словами", "знаками". Управление типируемого в рамках Объекта приводит к тому, что типируемый управляет единственным реальным объектом. Тогда как управление типируемого в рамках Отношений позволяет ему управлять несколькими конкретными объектами.

Состояние - сведения (данные, информация об, характеристики, параметры,…), описывающие объект как неизменный, не изменяющийся, застывший. В естественных науках (например, физике) состояние обычно связывается с постоянными значениями некоторых параметров. Причем подчеркивается, что это могут быть как "непосредственно измеримые" (в том числе наблюдаемые) параметры, так и параметры, описывающие некие "вычислимые" характеристики. Например, в последние годы введено понятие о "стохастических (шумовых) состояниях", которые характеризуются некими параметрами, определяющими "структуру шума". Можно сказать, что состояние имеет место тогда, когда данный объект реагирует на внешние воздействия как единое целое и когда эта реакция является инвариантной относительно некоего разброса внешних условий. То есть тогда, когда интересуются откликом объекта как целого. В некотором смысле, это соответствует описанию "устойчивости" такого объекта, его "равновесности" с окружением. Также считается, что если за время наблюдения (использования, проявления деятельности, активности) характеристика объекта не изменила свое значение (или же изменила "несущественно" - так что соответствующее свойство объекта не изменилось), то она характеризует состояние.

Процесс - сведения (данные, информация об, характеристики, параметры,…), описывающие характерные особенности изменчивости объекта. Когда рассматривается процесс в каком-то объекте, то выделяются те его характеристики, которые свидетельствуют о такой изменчивости. В естественных науках (например, в физике) принято связывать наличие процесса с некоей "неравновесностью" (то есть с "не-состоянием"), и рассматривать процесс как происходящий на фоне неких "потоков" (потоков энергии и/или вещества). С процессом также связывается само описание перехода от одного состояния к другому (особенно в статистической физике и термодинамике, - "термодинамическое состояние"). В некотором смысле процесс соответствует "неустойчивости" объекта, его "не - равновесия", "разбалансированности" с окружением. Также считается, что если за время наблюдения (использования, проявления деятельности, активности) характеристика объекта изменила свое значение (так что соответствующее свойство объекта изменилось), то она характеризует процесс.

2АИА - двухкомпонентный абстрактный информационный автомат (машина). Объект, которые реализует только один класс из 16 возможных классов управления. Фактически, конкретный 2АИА - это просто иное обозначение для одного класса управления. Совокупность 2АИА есть классификация методов управления.

Программная функция типа 2АИА - набор характеристик, описывающих восприятие (анализ) внешнего мира, цель действия (активности), анализ того, достигнута ли поставленная цель, планирование реализации цели. Фактически, это описание той компоненты информации, которую воспринимает данный тип 2АИА "на входе". Можно сказать, что это - "фильтр", оставляющий только одну из 8 компонент информации и "отсекающий" все остальные. (Нормативная деятельность не рассматривается!)

Творческая функция типа 2АИА  - набор характеристик, описывающих метод (способ) достижения цели, реализуемый данным тип 2АИА, проявления его конкретной активности (деятельности), направленные на достижение поставленной цели. Фактически, это описание той компоненты информации, "в рамках которой" проявляется вся доступная объекту активность. Можно сказать, что по всем 7 другим компонентам информации активность данного типа 2АИА - "нулевая". (Нормативная деятельность не рассматривается!)

В предыдущем параграфе было описано структурное строение методики для определения типа личности.

Теперь перейдем к рассмотрения логических уровней перехода от сложных понятий - научных терминов - ко все более простым, но все менее строгим "обычным словам". То есть - к житейским понятиям.

Это нужно для того, чтобы исследователь смог задавать такие вопросы, которые были бы понятны тем людям, тип которых я хочу определить.

И не только для этого! Выделение структурных уровней важно также и для того, чтобы специалист смог свои рекомендации также давать в виде, понятном для клиента. Наконец, только научившись переходить от общих теоретических понятий - научных понятий - к описанию проявлений деятельности конкретных людей и наоборот - только тогда Вы сможете максимально использовать весь потенциал теории 2АИА.

Так, для того, чтобы дать прогноз поведения конкретного человека, Вам нужно "сойти вниз по лесенке уровней", то есть сформулировать ответ в понятном для пользователя виде.

Но чтобы сформулировать проблему, с которой к Вам пришел, клиент, на уровне теории 2АИА, Вам нужно проделать обратный процесс! Вам нужно "перевести" информацию с уровня житейского (а только на этом уровне и сможет Ваш клиент обратиться к Вам за помощью) - на уровень научный, на уровень терминов теории 2АИА.

Как видите, для того, чтобы стать профессионалом в области Социальных Технологий - то есть профессионалом по применению аппарата теории 2АИА - нужно научиться очень хорошо "бегать по лесенке уровней" - бегать как сверху-вниз, так и снизу-вверх.

Ну что ж, перейдем к описанию.

Логические уровни методики (построение методики - от (1) к (5), интерпретация - от (5) к (1), по каждой из 4-х дихотомий):

Определение общих понятий (8 компонент информации, классы информации, тип 2АИА, управление - это приведено ниже).

Общее описание полюсов дихотомий (приведено в параграфе 2.4).

Общее описание проявлений полюсов дихотомий в нескольких разных вида, областях деятельности (восприятие себя, других, объектов внешнего мира, - активность в тех же направлениях).

Несколько конкретных примеров (вопросы).

Несколько примеров ответов на эти вопросы (примеры ответов и их интерпретация).

 

***

Замечание. Всюду в этой главе приводится перевод теоретических понятий и терминов на уровень исследовательских вопросов. Перевод в тестовые, анкетные или тренинговые вопросы и задания - это следующий этап работы. Он должен делаться, как правило, с привлечением специалистов - например, профессиональных психологов. Это необходимо для того, что исходную информацию мы должны получить от человека. Но способы ее получения достаточно хорошо разработаны, например, в рамках психологии. Непрофессионалу в области психологии трудно разработать блок анкетных вопросов, которые бы гарантированно обеспечили получение от конкретного человека ответы на интересующие нас исследовательские вопросы. Дело в том, что в рамках нашего описания для того, чтобы определить тип конкретного человека, в качестве первичных данных выступают именно ответы человека на исследовательские вопросы.

***

 

Приведем определения основных терминов, которые мы будем использовать при построении конкретных методик типирования. Мы описываем их применительно к нуждам построения методики типирования, поэтому всюду подчеркивается переход от теоретического описания к практическому применению такого описания.

***

Данное ниже определение терминов фактически нами использовалось на протяжении всей книги. Однако здесь мы приводим явные их определения.

***

Управление

Создание (или изменение, или поддержание в неизменном виде, - в зависимости от конкретной цели) "нового" -  (новых) объектов и/или новых характеристик этих объектов в называется управлением.

Управление включает в себя следующие составляющие (описано для дихотомии "Рациональный - Иррациональный", - подобная процедура может быть проведена для каждой из дихотомий, - см. параграф 2.4):

Способ отбора информации (восприятие информации): воспринимается сама информация как символ, или же фиксируется объект - носитель данной информации.

Способ кодирования отобранной информации: "слово" ("знак")  или "символ".

Способ формирования цели управления (способ ее описания на уровне "знаков" или "символов").

Способ выбора объектов, над которыми будут осуществлены действия для достижения цели. (На уровне "слов" ("знаков"), конкретных объектов или отношений ("суждений") между ними. Или на уровне "идей", "символов", когда слово служит наименованием не конкретного объекта, а "символом", - например, символом класса, к которому принадлежит данный объект).

Способ принятия решения (и оптимизации деятельности): фиксируется способ проведения анализа нескольких возможных вариантов. Если принятие решения проводится на уровне "знаков", то происходит фиксация объектов, посредством которых будет производиться управление. Проблема выбора тогда решается на уровне осуществления "алгоритма сравнения", то есть снова на уровне сравнения "знаков" - реальных объектов (или отношений между ними) - между собой. Если же принятие решения производится на уровне "символов", то происходит фиксация методик, которые будут использованы (сами же объекты, которые будут использованы для осуществления управления, не фиксируются). Проблема выбора тогда решается на уровне сравнения методик, то есть на уровне "символов". Выражается она поэтому в виде нечетких переменных.

Способ реализации деятельности для достижения цели.  Используются ли для этого "знаки" или "символы". Происходит ли фиксация "знаков" - реальных объектов (или отношений между ними) - перед началом деятельности. Или же - перед началом деятельности фиксируются только "символы" - например, методики, которые будут использоваться для достижения цели.

Способ анализа деятельности в плане определения достижения поставленной цели. Рациональный тип 2АИА программируется "знаками" и творит "символы". Поэтому для него обязательным элементом осуществления управления является наличие процесса "осмысления сделанного", - то есть процесс "перевода символов в знаки". Только в результате осуществления такого "перевода" этот тип 2АИА способен сделать заключение о том, достигнута ли цель, которую он ставил перед собой. (Поэтому, в частности, рациональный тип 2АИА не сможет определить, достигнута ли его цель, когда осуществление управления им прервано, - ведь анализом он занимается после окончания управления.) Иррациональный тип 2АИА программируется "символами" и творит "знаки". Так как "знак" принадлежит более низкому уровню описания реальности, чем "символ", то такой тип 2АИА уже в самом процессе осуществления управления делает вывод о том, достигнута ли поставленная им цель управления или нет. В частности, он "способен прекратить управление", когда увидит его неэффективность.

Управление осуществляется всегда только в условиях нового, так как только появление новой информации запускает описанный выше "процесс управления". Если новой информации нет - нет и управления.

Здесь необходимо отметить следующее. Новое - в смысле теории 2АИА - появляется тогда, когда человек сталкивается с новой задачей в уже знаемой им области деятельности. Там, где не надо обучаться. Тогда и только тогда он может проявить свой способ управления в чистом виде. То есть именно так, как это и нужно для определения присущего ему способа управления (типа 2АИА). Это необходимо, так как реальная деятельность человека в целом всегда содержит в себе информацию по тем компонентам, которые нормативны для данного человека.

Тип 2АИА определяется в условиях, когда у человека возникает необходимость "работать с новым", - но без необходимости "новому обучаться". Обучение новому для реального человека не равно обработке нового, а сам способ обучения для реального человека не равен способу управления.

В "стандартной" ("нормативной") ситуации - стандартные (наученные) методы управления. Тогда цепочка управления редуцируется к двухзвенной: "стандартные условия - применение стандартного управления". Необходимость нормативного режима управления вызвана тем, что человек не воспринимает 7 компонент информации.

Нормативная деятельность типа 2АИА - деятельность объекта с использованием способов управления, усвоенных им от других объектов (других типов 2АИА). Например, эти способы управления чаще всего усваиваются в процессе обучения. Эта деятельность осуществляется без проведенного анализа ситуации (внешнего мира), без учета границ применимости и эффективности таких методов  (для данного конкретного случая). Необходимость в такого рода деятельности возникает вследствие того, что человек должен действовать под давлением социальных нормативов, кооперируя свою деятельность с другими людьми. Вследствие этого язык, которым пользуются для общения, характеризуется нечеткими определениями и нечетким смыслом. Человек при нормативной коммуникации фактически "слепо перенимает" кем-то другим разработанные методы управления. В качестве обоснования применимости таких методов следует, как правило, отсылка "к авторитету", к "социально принятым нормам" (откуда и произошло название), и т.п. Большая часть активности человека проявляется именно в рамках этого вида управления. Нормативная активность и деятельность человека при типировании должна быть отброшена как неинформативная.

Структура (внутреннее строение) - сведения (данные, информация об, характеристики, параметры,…), описывающие совокупность устойчивых связей между частями объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе. То есть сохранение основных свойств относительно некоего класса (набора) внешних и внутренних изменений. В контексте данной методики чаще всего относится к описанию общего, - тогда частное ("конкретное", - но не все составные части!) выступает в качестве элементов такой структуры (такого структурного строения, сети "опорных" элементов).

Граница (мембрана) - сведения (данные, информация об, характеристики, параметры,…), описывающие разграничения между однородными объектами относительно принадлежности их рассматриваемому объекту. В контексте данной методики чаще всего относится к описанию именно тех (частных, конкретных) элементов, которые отделяют внутреннее от внешнего. Это также относится к описанию общего - так как характеризует сразу целый класс объектов (обладающих частными свойствами), обладающих свойством "лежать на границе". Понятие границы даже в рамках естественных наук сегодня относится к общему, - например, в физике граница имеет фрактальную размерность и может проходить вблизи "почти каждой" точки объекта (конечно, не для всякого объекта). Как правило, рассматриваются замкнутые границы, что позволяет делать заключение о "внутреннем" (принадлежащем рассматриваемому объекту) и "внешнем" (ему не принадлежащем).

Объект (единичный, функциональный) - в контексте данной методики сведения, описывающие некие неразделимые единицы внешнего (по отношению к личности) мира. Применяется именно в рамках частного, то есть тех сведений (данных, информации об, характеристики, параметров,…), которые описывают отличия данного обсуждаемого объекта от других, ему подобных. Рассматривается как "конкретный представитель" от некоей общности, как конкретное частное от общего, которое состоит из подобных единиц. Объект - некий единичный представитель.

Отношения (между единичными функциональными объектами) - сведения (данные, информация об, характеристики, параметры,…), описывающие весь комплекс взаимосвязи между несколькими конкретными объектами. Применяется именно в рамках частного, то есть как описание отличий взаимоотношений (взаимодействия, взаимосвязи) между заданными конкретными объектами (которые, в свою очередь, рассматриваются как некие "неделимые" конкретные единицы).

Иррациональные компоненты информации - структура и граница. Как правило, они описываются в крайне нечетких переменных, "общих словах" (обобщенными понятиями). Можно сказать, что они выражаются "идеями", "символами". Через них субъект приложения методики (типируемый человек) осуществляет соотнесение между собой и окружающим миром. Управление типируемого в рамках Структуры, когда составляющие ее конкретные объекты не играют принципиальной роли, приводит к тому, что типируемый производит отождествление себя и других. Если же управление осуществляется в рамках Мембраны, когда производится разделение конкретных объектов на тех, которые расположены "по одну" и "по разные" стороны, типируемый производит различение между собой и другими.

Рациональные компоненты информации - объект (единичный, функциональный) и отношения (между единичными функциональными объектами). Как правило, они выражаются в виде достаточно четких характеристик. Можно сказать, что они выражаются конкретными "словами", "знаками". Управление типируемого в рамках Объекта приводит к тому, что типируемый управляет единственным реальным объектом. Тогда как управление типируемого в рамках Отношений позволяет ему управлять несколькими конкретными объектами.

Состояние - сведения (данные, информация об, характеристики, параметры,…), описывающие объект как неизменный, не изменяющийся, застывший. В естественных науках (например, физике) состояние обычно связывается с постоянными значениями некоторых параметров. Причем подчеркивается, что это могут быть как "непосредственно измеримые" (в том числе наблюдаемые) параметры, так и параметры, описывающие некие "вычислимые" характеристики. Например, в последние годы введено понятие о "стохастических (шумовых) состояниях", которые характеризуются некими параметрами, определяющими "структуру шума". Можно сказать, что состояние имеет место тогда, когда данный объект реагирует на внешние воздействия как единое целое и когда эта реакция является инвариантной относительно некоего разброса внешних условий. То есть тогда, когда интересуются откликом объекта как целого. В некотором смысле, это соответствует описанию "устойчивости" такого объекта, его "равновесности" с окружением. Также считается, что если за время наблюдения (использования, проявления деятельности, активности) характеристика объекта не изменила свое значение (или же изменила "несущественно" - так что соответствующее свойство объекта не изменилось), то она характеризует состояние.

Процесс - сведения (данные, информация об, характеристики, параметры,…), описывающие характерные особенности изменчивости объекта. Когда рассматривается процесс в каком-то объекте, то выделяются те его характеристики, которые свидетельствуют о такой изменчивости. В естественных науках (например, в физике) принято связывать наличие процесса с некоей "неравновесностью" (то есть с "не-состоянием"), и рассматривать процесс как происходящий на фоне неких "потоков" (потоков энергии и/или вещества). С процессом также связывается само описание перехода от одного состояния к другому (особенно в статистической физике и термодинамике, - "термодинамическое состояние"). В некотором смысле процесс соответствует "неустойчивости" объекта, его "не - равновесия", "разбалансированности" с окружением. Также считается, что если за время наблюдения (использования, проявления деятельности, активности) характеристика объекта изменила свое значение (так что соответствующее свойство объекта изменилось), то она характеризует процесс.

2АИА - двухкомпонентный абстрактный информационный автомат (машина). Объект, которые реализует только один класс из 16 возможных классов управления. Фактически, конкретный 2АИА - это просто иное обозначение для одного класса управления. Совокупность 2АИА есть классификация методов управления.

Программная функция типа 2АИА - набор характеристик, описывающих восприятие (анализ) внешнего мира, цель действия (активности), анализ того, достигнута ли поставленная цель, планирование реализации цели. Фактически, это описание той компоненты информации, которую воспринимает данный тип 2АИА "на входе". Можно сказать, что это - "фильтр", оставляющий только одну из 8 компонент информации и "отсекающий" все остальные. (Нормативная деятельность не рассматривается!)

Творческая функция типа 2АИА  - набор характеристик, описывающих метод (способ) достижения цели, реализуемый данным тип 2АИА, проявления его конкретной активности (деятельности), направленные на достижение поставленной цели. Фактически, это описание той компоненты информации, "в рамках которой" проявляется вся доступная объекту активность. Можно сказать, что по всем 7 другим компонентам информации активность данного типа 2АИА - "нулевая". (Нормативная деятельность не рассматривается!)