9.3. Работа с одаренными детьми

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85  87 

 

Кто такие "одаренные дети" и как их различить?

Прежде всего - эти дети - потенциальные координаторы. Этого определения мы и будем придерживаться в этом параграфе.

Таким образом, возникает целый блок проблем:

Определение координаторов в детской среде.

Разработка способов обучения и воспитания таких детей.

Отбор и обучение педагогов, которые способны работать с такими детьми.

Определение координаторов - это достаточно подробно описано в главе 4 и частично в параграфе 6.1. По этой причине мы здесь на этом более останавливаться не будем.

Подчеркнем прежде всего, что распознать координатора может любой человек - но правильно определить уровень координатора может только координатор не менее чем такого же уровня. Отсюда сразу же практический вывод: нужно обеспечить, нужно организовать общение детей с координаторами еще на самом раннем этапе их обучения (не позже, чем до 11-13 лет, - когда начинается гормональный взрыв и ребенку становится доступной уже вся информация о мире, включая и отношения между людьми). Причем общение должно быть не формальным, а когда дети и координаторы общаются, работают над решение совместных проблем.

Поскольку координаторы в основном находятся за пределами средней школы, для этого придется предпринять специальные организационные решения. Здесь подойдет, например, организация дополнительного дистанционного образования, специальные группы новостей и интернет-формумы, "малые академии наук" и прочее, в которых участвуют координаторы и задача которых - прежде всего отбор потенциальных координаторов.

Фактически, вся системы образования  - это, по своей сути, не более чем система отбора и обучения координаторов на государственном уровне. Задача может заключаться только в том, чтобы оптимизировать функционирование этой системы.

Таким образом, мы приходим к необходимости построения системы государственного образования следующим иерархическим образом.

Нижний уровень - системы общего ("для всех") образования.

Отдельная структура - система отбора координаторов.

Система обучения координаторов (система подготовка элиты данного общества).

Все три компоненты системы образования должны иметь государственную поддержку и находиться под государственным контролем, - ибо этим определяется будущее этого государства и напрямую зависит его Национальная безопасность.

Мы не будем подробно описывать весь комплекс вопросов - это тема для отдельной работы. Впрочем, пользуясь настоящей книгой, основные элементы построения системы отбора, обучения и воспитания координаторов могут быть достаточно легко воссозданы.

Остановимся только на нескольких важных обстоятельствах.

Сегодня практически во всех странах отсутствуют системы отбора и обучения координаторов. Они находятся скорее в "зачаточном" состоянии, ибо осознание необходимости этого имеется практически в любой индустриально-развитой стране мира.

Каковы же специфические особенности отбора координаторов?

Прежде всего, в качестве базы для изучения "на предмет отбора" выступают все школьники данной страны, независимо от места проживания и экономического состояния родителей. Вследствие этого система отбора координаторов должна быть доступна для каждого школьника. Другими словами, государство должно обеспечить достаточно мощный, надежный и доступный канал для коммуникации между сравнительно небольшим количеством координаторов и огромным массивом школьником. Организацию - структурную и функциональную - такого канала, а также поддержание его в работоспособном состоянии вполне могут обеспечить и сами координаторы. Конечно, для этого государству нужно будет оказывать поддержку для необходимых для этого инфраструктур и институций.

Например, успехи бывшего СССР в областях, требующих высокого уровня физико-математического образования - то есть координаторов именно в этой области - обусловлены именно наличием такого, активно функционирующего канала. Сюда относятся олимпиады, сеть физ-мат школ, популярные журналы для школьников типа "Квант", в которых на высоком научном уровне излагался достаточно серьезный материал.

(Не нужно обязательно думать о госбюджетных деньгах! Как показала практика развитых стран, для этого вполне достаточно, например, разрешить определенную долю федерального налога направлять - по желанию предприятий и собственников - именно на финансирование деятельности таких структур.)

То же самое относится и к обучению и воспитанию будущих координаторов.

Что прежде всего отличает координатора - так это его способность воспринимать мир на более глубоких иерархических уровнях, чем это доступно тиражировщикам.

Вследствие этого и обучение координаторов должно включать в себя в качестве необходимого элемента более высокие уровни иерархии терминов и понятий, используемых при описании Реальности. Достичь этого можно, например, путем "углубления в науку", то есть путем организации более быстрого продвижения по пути описания мира и деятельности Человека в нем.

Дать это - могут только координаторы!

Фактически, обучение координатора должно происходить на ВНУТРЕННЕМ ЯЗЫКЕ, которым только и пользуются координаторы при разговорах между собой! Описывать такой язык для не-координаторов - дело напрасное, так как тиражировщики просто не имеют необходимого опыта. И все же - некоторые вещи описаны в параграфе 6.1, когда мы рассматривали явление самоактуализации человека.

Координатор - это всегда "разовый" продукт, и его подготовка также всегда индивидуальна. И все дело в том, что осуществить ее - способен только другой координатор!

 

Кто такие "одаренные дети" и как их различить?

Прежде всего - эти дети - потенциальные координаторы. Этого определения мы и будем придерживаться в этом параграфе.

Таким образом, возникает целый блок проблем:

Определение координаторов в детской среде.

Разработка способов обучения и воспитания таких детей.

Отбор и обучение педагогов, которые способны работать с такими детьми.

Определение координаторов - это достаточно подробно описано в главе 4 и частично в параграфе 6.1. По этой причине мы здесь на этом более останавливаться не будем.

Подчеркнем прежде всего, что распознать координатора может любой человек - но правильно определить уровень координатора может только координатор не менее чем такого же уровня. Отсюда сразу же практический вывод: нужно обеспечить, нужно организовать общение детей с координаторами еще на самом раннем этапе их обучения (не позже, чем до 11-13 лет, - когда начинается гормональный взрыв и ребенку становится доступной уже вся информация о мире, включая и отношения между людьми). Причем общение должно быть не формальным, а когда дети и координаторы общаются, работают над решение совместных проблем.

Поскольку координаторы в основном находятся за пределами средней школы, для этого придется предпринять специальные организационные решения. Здесь подойдет, например, организация дополнительного дистанционного образования, специальные группы новостей и интернет-формумы, "малые академии наук" и прочее, в которых участвуют координаторы и задача которых - прежде всего отбор потенциальных координаторов.

Фактически, вся системы образования  - это, по своей сути, не более чем система отбора и обучения координаторов на государственном уровне. Задача может заключаться только в том, чтобы оптимизировать функционирование этой системы.

Таким образом, мы приходим к необходимости построения системы государственного образования следующим иерархическим образом.

Нижний уровень - системы общего ("для всех") образования.

Отдельная структура - система отбора координаторов.

Система обучения координаторов (система подготовка элиты данного общества).

Все три компоненты системы образования должны иметь государственную поддержку и находиться под государственным контролем, - ибо этим определяется будущее этого государства и напрямую зависит его Национальная безопасность.

Мы не будем подробно описывать весь комплекс вопросов - это тема для отдельной работы. Впрочем, пользуясь настоящей книгой, основные элементы построения системы отбора, обучения и воспитания координаторов могут быть достаточно легко воссозданы.

Остановимся только на нескольких важных обстоятельствах.

Сегодня практически во всех странах отсутствуют системы отбора и обучения координаторов. Они находятся скорее в "зачаточном" состоянии, ибо осознание необходимости этого имеется практически в любой индустриально-развитой стране мира.

Каковы же специфические особенности отбора координаторов?

Прежде всего, в качестве базы для изучения "на предмет отбора" выступают все школьники данной страны, независимо от места проживания и экономического состояния родителей. Вследствие этого система отбора координаторов должна быть доступна для каждого школьника. Другими словами, государство должно обеспечить достаточно мощный, надежный и доступный канал для коммуникации между сравнительно небольшим количеством координаторов и огромным массивом школьником. Организацию - структурную и функциональную - такого канала, а также поддержание его в работоспособном состоянии вполне могут обеспечить и сами координаторы. Конечно, для этого государству нужно будет оказывать поддержку для необходимых для этого инфраструктур и институций.

Например, успехи бывшего СССР в областях, требующих высокого уровня физико-математического образования - то есть координаторов именно в этой области - обусловлены именно наличием такого, активно функционирующего канала. Сюда относятся олимпиады, сеть физ-мат школ, популярные журналы для школьников типа "Квант", в которых на высоком научном уровне излагался достаточно серьезный материал.

(Не нужно обязательно думать о госбюджетных деньгах! Как показала практика развитых стран, для этого вполне достаточно, например, разрешить определенную долю федерального налога направлять - по желанию предприятий и собственников - именно на финансирование деятельности таких структур.)

То же самое относится и к обучению и воспитанию будущих координаторов.

Что прежде всего отличает координатора - так это его способность воспринимать мир на более глубоких иерархических уровнях, чем это доступно тиражировщикам.

Вследствие этого и обучение координаторов должно включать в себя в качестве необходимого элемента более высокие уровни иерархии терминов и понятий, используемых при описании Реальности. Достичь этого можно, например, путем "углубления в науку", то есть путем организации более быстрого продвижения по пути описания мира и деятельности Человека в нем.

Дать это - могут только координаторы!

Фактически, обучение координатора должно происходить на ВНУТРЕННЕМ ЯЗЫКЕ, которым только и пользуются координаторы при разговорах между собой! Описывать такой язык для не-координаторов - дело напрасное, так как тиражировщики просто не имеют необходимого опыта. И все же - некоторые вещи описаны в параграфе 6.1, когда мы рассматривали явление самоактуализации человека.

Координатор - это всегда "разовый" продукт, и его подготовка также всегда индивидуальна. И все дело в том, что осуществить ее - способен только другой координатор!