9.3. Работа с одаренными детьми
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 87
Кто такие "одаренные дети" и как их различить?
Прежде всего - эти дети - потенциальные координаторы. Этого определения мы и будем придерживаться в этом параграфе.
Таким образом, возникает целый блок проблем:
Определение координаторов в детской среде.
Разработка способов обучения и воспитания таких детей.
Отбор и обучение педагогов, которые способны работать с такими детьми.
Определение координаторов - это достаточно подробно описано в главе 4 и частично в параграфе 6.1. По этой причине мы здесь на этом более останавливаться не будем.
Подчеркнем прежде всего, что распознать координатора может любой человек - но правильно определить уровень координатора может только координатор не менее чем такого же уровня. Отсюда сразу же практический вывод: нужно обеспечить, нужно организовать общение детей с координаторами еще на самом раннем этапе их обучения (не позже, чем до 11-13 лет, - когда начинается гормональный взрыв и ребенку становится доступной уже вся информация о мире, включая и отношения между людьми). Причем общение должно быть не формальным, а когда дети и координаторы общаются, работают над решение совместных проблем.
Поскольку координаторы в основном находятся за пределами средней школы, для этого придется предпринять специальные организационные решения. Здесь подойдет, например, организация дополнительного дистанционного образования, специальные группы новостей и интернет-формумы, "малые академии наук" и прочее, в которых участвуют координаторы и задача которых - прежде всего отбор потенциальных координаторов.
Фактически, вся системы образования - это, по своей сути, не более чем система отбора и обучения координаторов на государственном уровне. Задача может заключаться только в том, чтобы оптимизировать функционирование этой системы.
Таким образом, мы приходим к необходимости построения системы государственного образования следующим иерархическим образом.
Нижний уровень - системы общего ("для всех") образования.
Отдельная структура - система отбора координаторов.
Система обучения координаторов (система подготовка элиты данного общества).
Все три компоненты системы образования должны иметь государственную поддержку и находиться под государственным контролем, - ибо этим определяется будущее этого государства и напрямую зависит его Национальная безопасность.
Мы не будем подробно описывать весь комплекс вопросов - это тема для отдельной работы. Впрочем, пользуясь настоящей книгой, основные элементы построения системы отбора, обучения и воспитания координаторов могут быть достаточно легко воссозданы.
Остановимся только на нескольких важных обстоятельствах.
Сегодня практически во всех странах отсутствуют системы отбора и обучения координаторов. Они находятся скорее в "зачаточном" состоянии, ибо осознание необходимости этого имеется практически в любой индустриально-развитой стране мира.
Каковы же специфические особенности отбора координаторов?
Прежде всего, в качестве базы для изучения "на предмет отбора" выступают все школьники данной страны, независимо от места проживания и экономического состояния родителей. Вследствие этого система отбора координаторов должна быть доступна для каждого школьника. Другими словами, государство должно обеспечить достаточно мощный, надежный и доступный канал для коммуникации между сравнительно небольшим количеством координаторов и огромным массивом школьником. Организацию - структурную и функциональную - такого канала, а также поддержание его в работоспособном состоянии вполне могут обеспечить и сами координаторы. Конечно, для этого государству нужно будет оказывать поддержку для необходимых для этого инфраструктур и институций.
Например, успехи бывшего СССР в областях, требующих высокого уровня физико-математического образования - то есть координаторов именно в этой области - обусловлены именно наличием такого, активно функционирующего канала. Сюда относятся олимпиады, сеть физ-мат школ, популярные журналы для школьников типа "Квант", в которых на высоком научном уровне излагался достаточно серьезный материал.
(Не нужно обязательно думать о госбюджетных деньгах! Как показала практика развитых стран, для этого вполне достаточно, например, разрешить определенную долю федерального налога направлять - по желанию предприятий и собственников - именно на финансирование деятельности таких структур.)
То же самое относится и к обучению и воспитанию будущих координаторов.
Что прежде всего отличает координатора - так это его способность воспринимать мир на более глубоких иерархических уровнях, чем это доступно тиражировщикам.
Вследствие этого и обучение координаторов должно включать в себя в качестве необходимого элемента более высокие уровни иерархии терминов и понятий, используемых при описании Реальности. Достичь этого можно, например, путем "углубления в науку", то есть путем организации более быстрого продвижения по пути описания мира и деятельности Человека в нем.
Дать это - могут только координаторы!
Фактически, обучение координатора должно происходить на ВНУТРЕННЕМ ЯЗЫКЕ, которым только и пользуются координаторы при разговорах между собой! Описывать такой язык для не-координаторов - дело напрасное, так как тиражировщики просто не имеют необходимого опыта. И все же - некоторые вещи описаны в параграфе 6.1, когда мы рассматривали явление самоактуализации человека.
Координатор - это всегда "разовый" продукт, и его подготовка также всегда индивидуальна. И все дело в том, что осуществить ее - способен только другой координатор!
Кто такие "одаренные дети" и как их различить?
Прежде всего - эти дети - потенциальные координаторы. Этого определения мы и будем придерживаться в этом параграфе.
Таким образом, возникает целый блок проблем:
Определение координаторов в детской среде.
Разработка способов обучения и воспитания таких детей.
Отбор и обучение педагогов, которые способны работать с такими детьми.
Определение координаторов - это достаточно подробно описано в главе 4 и частично в параграфе 6.1. По этой причине мы здесь на этом более останавливаться не будем.
Подчеркнем прежде всего, что распознать координатора может любой человек - но правильно определить уровень координатора может только координатор не менее чем такого же уровня. Отсюда сразу же практический вывод: нужно обеспечить, нужно организовать общение детей с координаторами еще на самом раннем этапе их обучения (не позже, чем до 11-13 лет, - когда начинается гормональный взрыв и ребенку становится доступной уже вся информация о мире, включая и отношения между людьми). Причем общение должно быть не формальным, а когда дети и координаторы общаются, работают над решение совместных проблем.
Поскольку координаторы в основном находятся за пределами средней школы, для этого придется предпринять специальные организационные решения. Здесь подойдет, например, организация дополнительного дистанционного образования, специальные группы новостей и интернет-формумы, "малые академии наук" и прочее, в которых участвуют координаторы и задача которых - прежде всего отбор потенциальных координаторов.
Фактически, вся системы образования - это, по своей сути, не более чем система отбора и обучения координаторов на государственном уровне. Задача может заключаться только в том, чтобы оптимизировать функционирование этой системы.
Таким образом, мы приходим к необходимости построения системы государственного образования следующим иерархическим образом.
Нижний уровень - системы общего ("для всех") образования.
Отдельная структура - система отбора координаторов.
Система обучения координаторов (система подготовка элиты данного общества).
Все три компоненты системы образования должны иметь государственную поддержку и находиться под государственным контролем, - ибо этим определяется будущее этого государства и напрямую зависит его Национальная безопасность.
Мы не будем подробно описывать весь комплекс вопросов - это тема для отдельной работы. Впрочем, пользуясь настоящей книгой, основные элементы построения системы отбора, обучения и воспитания координаторов могут быть достаточно легко воссозданы.
Остановимся только на нескольких важных обстоятельствах.
Сегодня практически во всех странах отсутствуют системы отбора и обучения координаторов. Они находятся скорее в "зачаточном" состоянии, ибо осознание необходимости этого имеется практически в любой индустриально-развитой стране мира.
Каковы же специфические особенности отбора координаторов?
Прежде всего, в качестве базы для изучения "на предмет отбора" выступают все школьники данной страны, независимо от места проживания и экономического состояния родителей. Вследствие этого система отбора координаторов должна быть доступна для каждого школьника. Другими словами, государство должно обеспечить достаточно мощный, надежный и доступный канал для коммуникации между сравнительно небольшим количеством координаторов и огромным массивом школьником. Организацию - структурную и функциональную - такого канала, а также поддержание его в работоспособном состоянии вполне могут обеспечить и сами координаторы. Конечно, для этого государству нужно будет оказывать поддержку для необходимых для этого инфраструктур и институций.
Например, успехи бывшего СССР в областях, требующих высокого уровня физико-математического образования - то есть координаторов именно в этой области - обусловлены именно наличием такого, активно функционирующего канала. Сюда относятся олимпиады, сеть физ-мат школ, популярные журналы для школьников типа "Квант", в которых на высоком научном уровне излагался достаточно серьезный материал.
(Не нужно обязательно думать о госбюджетных деньгах! Как показала практика развитых стран, для этого вполне достаточно, например, разрешить определенную долю федерального налога направлять - по желанию предприятий и собственников - именно на финансирование деятельности таких структур.)
То же самое относится и к обучению и воспитанию будущих координаторов.
Что прежде всего отличает координатора - так это его способность воспринимать мир на более глубоких иерархических уровнях, чем это доступно тиражировщикам.
Вследствие этого и обучение координаторов должно включать в себя в качестве необходимого элемента более высокие уровни иерархии терминов и понятий, используемых при описании Реальности. Достичь этого можно, например, путем "углубления в науку", то есть путем организации более быстрого продвижения по пути описания мира и деятельности Человека в нем.
Дать это - могут только координаторы!
Фактически, обучение координатора должно происходить на ВНУТРЕННЕМ ЯЗЫКЕ, которым только и пользуются координаторы при разговорах между собой! Описывать такой язык для не-координаторов - дело напрасное, так как тиражировщики просто не имеют необходимого опыта. И все же - некоторые вещи описаны в параграфе 6.1, когда мы рассматривали явление самоактуализации человека.
Координатор - это всегда "разовый" продукт, и его подготовка также всегда индивидуальна. И все дело в том, что осуществить ее - способен только другой координатор!