11.5. Социальные Технологии как методика для структурной перестройки общества

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85  87 

Социальные Технологии дают возможность перейти к активным способам управления обществом.

Подробно об этом описано в тех главах нашей книги, которые посвящены описанию методик управления социальными коллективами.

Ниже мы опишем, следуя нашей статье, некоторые особенности построения иерархических систем местного самоуправления.

Подчеркнем, что источники финансирования для этого можно найти самые разные. Ниже мы кратко опишем способ самоорганизации местных структур с использованием для этого ресурсов Избирательных кампаний.

***

Итак, смысл активных методик проведения Избирательных кампаний заключается в том, чтобы заставить избирателей принять требуемое решение. Иными словами - цель Избирательной кампании заключается в управлении определенной социальной группой - избирателями данного избирательного округа.

А для этого - нужно построить соответствующую пирамиду управления этой социальной группой.

И только тогда, уже имея такую Пирамиду, можно активно формировать именно ту "точку зрения" и "систему социально-политических предпочтений" у электората, которая нужна Кандидату.

Нетрудно описать структуру, которая способна реализовать данный тип управления.

 

Рассмотрим в качестве примера для подсчета требуемых ресурсов избирательный округ в 500 тыс. человек (характерно для России).

Как правило, он естественным образом структурирован в несколько социальных групп с меньшим количеством людей - например, в районные образования. В среднем - это 10 таких групп: "районов" с числом избирателей в среднем по 50 тыс. человек.

Во время Избирательной кампании задача Пирамиды управления, сформированной Кандидатом - донести "до каждого избирателя" некую информацию. Пусть на одного человека - "агитатора" - приходится 100 избирателей (он сможет лично "обрабатывать" их каждую неделю - посещать по 20 человек за 5 дней, - тогда у него будет даже более чем достаточно времени для обоснования своей точки зрения). Тогда в каждом "районе для проведения Избирательной кампании необходимо построить 2-х уровневую пирамиду управления - "региональный штаб и рядовых агитаторов" - структуру из 500 человек (это - оценка "сверху"). А для координации деятельности таких структур - необходимо иметь "избирательный штаб Кандидата" не более чем из 5-6 человек (вообще говоря, как показал опыт, вполне достаточно даже 2-х человек: см. раздел об апробации активных методик и Приложение 2 к цитируемой нашей статье).

Однако нужно иметь в виду, что в эти структуры должны входить только координаторы! Точнее - координаторы 3-го и 2-го уровней (координаторы 1-го уровня могут привлекаться скорее как исключение - они не смогут оптимально сформировать управление 100 людьми - избирателями).

В Штабе Кандидата - нужны уже координаторы уровня не менее чем 4-го (особенно - если Кандидат сам не является таким координатором).

"Районный" штаб включает координаторов такого уровня, которые способны управлять социальными группами в 50 тыс. человек. Эти люди сами могут предлагать Проекты, которые сплачивают избирателей района в единое целое. Они же - сами способны представить материал по Кандидату в таком виде, который наиболее понятен и приемлем для жителей района. Другими словами, Районный штаб самостоятельно формирует ту часть Программы Кандидата, которая отражает интересы района. На долю Окружного штаба Кандидата остается формирование части Программы, которая отражает интересы Округа как целого.

Небольшое отступление. Наиболее "темным" вопросом Избирательной кампании является определение того, что должно быть включено в Программу Кандидата. Исходят из многих позиций - но только не из того обстоятельства, что избиратель должен получить из листовки или брошюры Кандидата четкий и однозначный ответ на 2 вопроса:

"Что мне лично даст Программа Кандидата?" (перефразировка: "Что лично я с этого буду иметь?"), и

"Что для реализации Программы Кандидата должен буду сделать лично я?" (перефразировка: "Что лично я должен буду сделать для получения этого?").

Ответы на эти 2 вопроса каждый избиратель должен получить в виде и форме, позволяющей ему принять осознанное решение. Эти ответы должны быть ему понятны, и должны затрагивать НАИБОЛЕЕ существенные стороны его жизни. Кроме того, избиратель должен четко понять, что ЛИЧНО ОН должен сделать для того, чтобы "получить конфетку", которую обещают ему Программа Кандидата. И здесь - именно координаторы "районного" уровня и формируют наиболее оптимальные ответы, и при этом представляя их в наиболее адекватной форме.

(Отметим, что практика выборов по пассивной методике проведения Избирательной Кампании предусматривает, как правило, "алгоритм лисы Алисы и кота Базилио": отдайте мне ваш голос - а затем идите домой, сидите там и ждите, пока я буду решать все Ваши вопросы и все Ваши проблемы. Как показала практика выборов в Государственную Думу России 1999 года, люди уже устали от такой практики, и она уже перестала работать: люди голосуют за команду.)

При такой методике проведения избирательной кампании отпадает необходимость в проведении большого количества весьма ресурсоемких "социальных и социологических исследований", "фокус-группах" и т.п. Отпадает также необходимость в привлечении весьма дорогих "писателей листовок".

Наконец - крайне важным является то, что структура районных штабов сохраняется и после выборов!

Фактически, в течении данной Избирательной кампании формируется разово система параллельной структуры власти в данном избирательном округе!

Созданная структура районных штабов с необходимостью одновременно разрабатывает свою собственную Программу дальнейшего функционирования - управления некоторыми сторонами жизни района. Эта структура осознает такие возможности еще на этапе Избирательной кампании - и поэтому не требует столь мощных финансовых вливаний.

Другими словами, при пассивной форме ведения Избирательной кампании "агитаторы" работают "только за деньги", не имея в данной кампании никакого личного интереса.

А вот при активной форме Избирательных технологий члены районного штаба (включая "агитаторов") приобретают личный интерес в проведении данной Избирательной кампании.

Кроме того, "агитаторы" получают мощный аргумент и понятный избирателям пример в пользу того, что "этот Кандидат не обманет". При этом крайне важную роль играет то обстоятельство, что "агитаторы" прямо указывают на те местные Проблемы, для решения которых и создается данная районная структура.  Вследствие этого агитация будет проходить гораздо успешнее, чем при любой иной форме проведения Избирательной кампании.

Таким образом, при описанной выше активной форме проведения Избирательных кампаний на оплату труда районных штабов (руководства, "бригадиров" и "агитаторов") можно выделить меньше финансов и других ресурсов. И это - при более высокой эффективности самой кампании.

Наконец - еще одна важнейшая особенность:

При активной форме проведения Избирательных кампаний требуется разовое финансирование для образования структуры - а при последующих избирательных кампаниях эти суммы подлежат экономии.

Добавим - в случае эффективной деятельности образованных районных структур в "междувыборный" период на Кандидата будет работать также весь тот положительный имидж, который районный штаб приобрел за это время.

 

Описание механизма создания Иерархической структуры региональных образований в ходе выборов и механизм ее функционирования в перерыве между Избирательными кампаниями.

Построение системы региональных штабов в Избирательном округе, как следует из главы 4, должно начинаться с отбора координаторов соответствующего уровня, которые должны организовать управление как на уровне Избирательного округа (и войти в Штаб Кандидата), так и на уровне отдельных регионов (и войти в региональные штабы Избирательной кампании Кандидата).

Затем каждый из таких районных Лидеров - Координаторов выстраивает вокруг себя соответствующую пирамиду управления - соответствующий Штаб. (В ряде случаев, - напр., для координаторов некоторых типов личности, - таким координаторам должна быть Кандидатом и/или его штабом оказана соответствующая организационная помощь.)

Как же организовать отбор нужных Координаторов? Об этом подробно описано в главе 4. Здесь мы лишь напомним, что координатора соответствующего уровня может распознать:

Координатор этого же уровня.

Координатор уровня, "на один ниже", чем этот уровень (но это - далеко не всегда!).

Координатор всех вышележащих уровней.

Где, в каких социальных группах искать "кандидатуры на районных координаторов"?

Прежде всего - среди управленцев. Причем сфера деятельности этих управленцев принципиального значения не имеет. Это может быть бизнес, общественные или социальные организации, органы местного  самоуправления, и т.п. Специально для условий России и Украины (и других стран СНГ) - это могут быть бывшие работники комсомольских и/или партийных органов.

Главное - это знать, что залог успеха - это уровень координатора: ведь он должен осуществлять оптимальное управление социумом в 50 тыс. человек (районный масштаб, - для окружного - это в 500 тыс. человек)!

А если такого человека нет? Ну, не удалось его найти! Что тогда? Тогда придется признать, что управление этим районом будет неоптимальным, неэффективным. Можно попытаться "на время выборов" поставить во главу "пришлого" человека, - но это уже менее эффективно.

Если же не найдется и такого "варяга" - то следует рассмотреть вопрос о целесообразности работы в этом районе вообще! Ибо, в этом случае, финансы и прочие ресурсы будут истрачены явно не по назначению. В любом случае, эффект от вложенных денег будет намного меньше, чем при наличии соответствующих координаторов. (Заметим, что специально для Избирательных кампаний может возникнуть необходимость в том, чтобы все же проводить финансирование кампании и в этом районе, - здесь должны свое слово сказать аналитики: может быть, у конкурентов дела в этой районе "еще хуже"!)

Итак, пользуясь ресурсами, предоставленными Кандидатом, координаторы в течении 1-2 недель "выстраивают" в своем районе пирамиду управления в среднем из 500 человек. При этом - ориентируют эту пирамиду управления на решение местных задач. То есть - они ее строят, организуя людей (прежде всего координаторов более низкого уровня!) под лозунгом решения наболевших (самых острых) проблем своего района!

А Кандидат здесь при чем? А он нужен только для того, чтобы помочь в решении этих проблем на федеральном уровне (в общем случае - на уровне более высоком, чем районная пирамида управления).

Фактически, Начальник районного штаба собирает людей для решения некоего локального проекта - Проекта районного (городского) масштаба. Именно вокруг этого Проекта и строится вся интрига Избирательной кампании Кандидата в этом районе!

Вследствие этого - задачей Окружного Штаба Кандидата является разработка Проекта на уровне уже всего избирательного округа как целого. Такого Проекта, который объединял бы в себе все "районные Проекты", выражающие насущные и самые резонансные потребности избирателей из данной локальной территории.

(Отметим, что весьма выигрышным может быть Проект типа "Создание системы локального (местного) самоуправления за время данной Избирательной кампании": здесь удается обойти Избирательное законодательство, запрещающее выполнение конкретных дел Кандидатов во время выборов! Действительно: результатом, который Кандидат предъявит электорату является сама структура его штабов и система социально-значимых проектов, которая остается (!) и после выборов!)

Итак, целью Активной Избирательной кампании является:

Построение иерархической системы организаций - "региональных пирамид управления".

Разработка и доведение до каждого Избирателя блока Региональных Программ, которые будут решаться в каждом из районов.

Разработка Объединенной Программы развития Избирательного округа, в которую естественными составными частями входят "Региональные Программы", и донесение ее до каждого избирателя.

Определение источников финансирования работы региональных организаций - пирамид управления - в период после выборов. (Это решается, например, путем регистрации региональных организаций как неприбыльных общественных объединений, - как правило, в рамках законодательства России или Украины коммерческим фирмам, создаваемым при них, предоставляется блок налоговых и иных льгот. Если нужно - Кандидат обеспечивает регистрацию таких районных организаций как "филиалов Всероссийских".)

Подчеркнем весьма важное обстоятельство:

Основные финансы и ресурсы при такой форме Избирательной технологии затрачиваются лишь единоразово -  при создании такой иерархической структуры. Для следующих избирательных кампаний (любого уровня!) имеет место уже экономия финансов, ресурсов и времени!

Итак, на первом этапе активных Избирательных Технологий происходит иерархическое структурирование - самоорганизация социума в пирамиды управления. А далее - вся эта совокупность районных пирамид управления работает на формирование у населения нужных Кандидату социальных, политических и экономических предпочтений.

А поскольку участники каждой из пирамид управления "имеют свой интерес" - поэтому Кандидат может платить меньше как "бригадирам", так и "рядовым агитаторам". При этом большинство агитаторов будет работать вообще без оплаты, поскольку они будут "получать выгоду" после реализации своих районных проектов - то есть из местного (городского, районного) бюджета!

Другими словами, за счет ресурсов Избирательной кампании участники пирамиды управления будут решать местные проблемы - получая при этом свою выгоду! Налицо - двойная польза: во-первых, избиратели получают пример реализации - выполнения Кандидатом конкретных дел, и, во-вторых, и избиратели, и участники пирамиды управления, получают результат - за счет местного бюджета (а не за счет Кандидата, как при пассивных Избирательных методиках)!

Сколько же может стоить построение такого блока региональных пирамид управления? Как показал опыт апробации этих методик, это может составить около 50 тыс. долларов США (конкретный бюджет я могу предоставить по требованию заинтересованных лиц). Отметим, что это - включая проведение Конференции районных пирамид управления Избирательного округа (стоимость около 10-15 тыс. долларов США, включая доставку 300 - 400 делегатов, 3-хразовое питание, подготовку "раздаточных материалов", концерт, гостиницу и т.п.).

Остальное финансирование идет уже, собственно, на само проведение мероприятий по Избирательной кампании Кандидата.

Еще раз подчеркнем, что "на следующие" выборы - можно будет воспользоваться ресурсами этой системы "за бесплатно", что сэкономит не менее 30-35 тыс. долларов США при каждых последующих Выборах (так как Конференцию имеет смысл проводить в обязательном порядке, - впрочем, к тому времени районные пирамиды управления уже станут на ноги, так что для Конференции можно будет привлечь уже их собственные ресурсы, что даст еще большую экономию).

Подведем итоги.

Механизм проведения активной Избирательной кампании состоит из нескольких этапов.

Первый этап - поиск Координаторов, которые смогут работать на уровне Избирательного округа в целом. Другими словами - формирование Штаба Кандидата. Уже на этом этапе решается успех кампании: если таких координаторов не найдено - проведение активной Избирательной кампании невозможно! Действительно, в этом случае Кандидат не сможет 1) выдвинуть Проект, вокруг которого смогут сплотиться избиратели всего округа, 2) не смогут быть правильно отобраны координаторы на роль начальников районных штабов, и 3) не может быть реализовано оптимальное управление районными штабами Избирательной кампании. На этом этапе формируется "Общая часть" социально-экономической Программы Кандидата, а также - Проект проведения самой кампании.

Второй этап - формирование "затравочной" иерархической структуры районных штабов. Начинается этот этап - с отбора соответствующих координаторов. Желательно, чтобы они проживали на территории данного района. На этом же этапе начинается формирование Проектов, которые имеют приоритетную социально-экономическую значимость для жителей данного района. Здесь же начинает формироваться блок листовок, которые будут распространяться на начальном этапе Избирательной кампании в данном районе.

Третий этап - оптимизация функционирования районных штабов, начало работы над "районными" Проектами, которые не связаны с Избирательной кампанией и имеют "дальний прицел". Начало формирования иерархической сети для доведения информации до жителей района. Начало доведения информации о целях и задачах районной структуры, о Проекте, до жителей района. Одновременно начинается доведение до избирателей информации о кандидате, его программе и прочая Избирательная деятельность.

Четвертый этап - оптимизация работы сети по доведению информации до жителей района. Обучение "бригадиров и агитаторов". Оптимизация текстового материала (листовок, буклетов, брошюр и т.п.) как в рамках "районных Проектов", так и в рамках Избирательной кампании. Сбор и анализ информации об эффективности проведенной сетью работы как в рамках "районного Проекта", так и в рамках Избирательной кампании. Сбор и анализ информации о деятельности политических конкурентов.

Пятый этап - проведение Окружной Конференции и формирование Окружной структуры, объединяющей для единого Проекта все районные организации (крайне желательно "замкнуть" Кандидата лично на выполнение этого Проекта). Подготовка материалов на завершающий этап Избирательной кампании.

Шестой этап - завершающий. Распространение "последних материалов" Избирательной кампании совместно с материалами Конференции (включая описание "Окружной Программы" и Плана работ по ее выполнению в после-Избирательный период). Организация сети наблюдателей за протеканием выборов.

Таким образом, после Избирательной кампании в округе фактически оказывается сформированной параллельная структура власти, способная решать любые вопросы в области местного самоуправления.

Фактически, в результате проведенных таким образом выборов мы получаем структуру местного самоуправления, подобную по своим основным функциональным характеристикам той, которая имеется в развитых странах мира!

Действительно: если координаторы выбраны правильно, то уже при следующих выборах в органы местного самоуправления созданная структура просто придет к власти. То есть - она станет властной структурой.

(До таких выборов она будет либо в оппозиции к "действующей Власти", либо сразу же "сольется" с ней, - тем самым еще до выборов взяв Власть в районе в свои руки. Отметим, что для местной Власти оказывается даже выгодно иметь организованную оппозицию: это позволяет органам местного самоуправления маневрировать в условия сегодняшней России или Украины.)

Отметим, что, фактически, мы просто описали способ построения оптимальной пирамиды управления Государством, описанной в главе 4 и нашей книги, при использовании ресурсов, предоставляемых Избирательной кампанией.

Как следует из главы 4, координаторов соответствующего уровня в Избирательном округе имеется не так ж и много - так что более одной "Оппозиционной структуры" построить просто не удастся! (Именно поэтому и приобретает решающую роль наличие Координаторов соответствующего уровня в команде Кандидата: только такие координаторы смогут не только отобрать "координаторов районного масштаба", но и "поляризовать" их соответствующими Проектами.)

Интересно, что организованные таким образом активные выборы позволяют организовать смену координаторов, необходимость которой описана в главе 4, "естественным" образом.

Наконец - последнее: наличие сети районных структур позволяет отобрать тех Кандидатов, которые смогут эффективно управлять на федеральном уровне. Таким образом, описанный механизм проведения выборов позволяет провести оздоровление политической элиты государства.

Государственная система развитых стран мира строится по сути своей именно таким образом. А описанный выше блок методик - это наиболее оптимальный, наиболее короткий и дешевый путь перехода именно к той системе власти, успешность которой доказана опытом.

(Отметим, что развитые страны шли к этой системе Структуры Власти "методом проб и ошибок", часто совершенно не представляя себе конечного результата. В итоге по пути им пришлось пройти через длительную череду революций и гражданский войн, через многие годы лишений и многие миллионы смертей. Сейчас природа и механизмы перевода страны в "развитое" состояние уже ясны, - основные методики уже апробированы (или же - могут быть легко апробированы в течении 1-1,5 лет). Поэтому впервые и истории Человечества появилась возможность реального управления государством. И Избирательные технологии, описанные выше - это всего лишь один из элементов таких методик.)

 

Социальные Технологии дают возможность перейти к активным способам управления обществом.

Подробно об этом описано в тех главах нашей книги, которые посвящены описанию методик управления социальными коллективами.

Ниже мы опишем, следуя нашей статье, некоторые особенности построения иерархических систем местного самоуправления.

Подчеркнем, что источники финансирования для этого можно найти самые разные. Ниже мы кратко опишем способ самоорганизации местных структур с использованием для этого ресурсов Избирательных кампаний.

***

Итак, смысл активных методик проведения Избирательных кампаний заключается в том, чтобы заставить избирателей принять требуемое решение. Иными словами - цель Избирательной кампании заключается в управлении определенной социальной группой - избирателями данного избирательного округа.

А для этого - нужно построить соответствующую пирамиду управления этой социальной группой.

И только тогда, уже имея такую Пирамиду, можно активно формировать именно ту "точку зрения" и "систему социально-политических предпочтений" у электората, которая нужна Кандидату.

Нетрудно описать структуру, которая способна реализовать данный тип управления.

 

Рассмотрим в качестве примера для подсчета требуемых ресурсов избирательный округ в 500 тыс. человек (характерно для России).

Как правило, он естественным образом структурирован в несколько социальных групп с меньшим количеством людей - например, в районные образования. В среднем - это 10 таких групп: "районов" с числом избирателей в среднем по 50 тыс. человек.

Во время Избирательной кампании задача Пирамиды управления, сформированной Кандидатом - донести "до каждого избирателя" некую информацию. Пусть на одного человека - "агитатора" - приходится 100 избирателей (он сможет лично "обрабатывать" их каждую неделю - посещать по 20 человек за 5 дней, - тогда у него будет даже более чем достаточно времени для обоснования своей точки зрения). Тогда в каждом "районе для проведения Избирательной кампании необходимо построить 2-х уровневую пирамиду управления - "региональный штаб и рядовых агитаторов" - структуру из 500 человек (это - оценка "сверху"). А для координации деятельности таких структур - необходимо иметь "избирательный штаб Кандидата" не более чем из 5-6 человек (вообще говоря, как показал опыт, вполне достаточно даже 2-х человек: см. раздел об апробации активных методик и Приложение 2 к цитируемой нашей статье).

Однако нужно иметь в виду, что в эти структуры должны входить только координаторы! Точнее - координаторы 3-го и 2-го уровней (координаторы 1-го уровня могут привлекаться скорее как исключение - они не смогут оптимально сформировать управление 100 людьми - избирателями).

В Штабе Кандидата - нужны уже координаторы уровня не менее чем 4-го (особенно - если Кандидат сам не является таким координатором).

"Районный" штаб включает координаторов такого уровня, которые способны управлять социальными группами в 50 тыс. человек. Эти люди сами могут предлагать Проекты, которые сплачивают избирателей района в единое целое. Они же - сами способны представить материал по Кандидату в таком виде, который наиболее понятен и приемлем для жителей района. Другими словами, Районный штаб самостоятельно формирует ту часть Программы Кандидата, которая отражает интересы района. На долю Окружного штаба Кандидата остается формирование части Программы, которая отражает интересы Округа как целого.

Небольшое отступление. Наиболее "темным" вопросом Избирательной кампании является определение того, что должно быть включено в Программу Кандидата. Исходят из многих позиций - но только не из того обстоятельства, что избиратель должен получить из листовки или брошюры Кандидата четкий и однозначный ответ на 2 вопроса:

"Что мне лично даст Программа Кандидата?" (перефразировка: "Что лично я с этого буду иметь?"), и

"Что для реализации Программы Кандидата должен буду сделать лично я?" (перефразировка: "Что лично я должен буду сделать для получения этого?").

Ответы на эти 2 вопроса каждый избиратель должен получить в виде и форме, позволяющей ему принять осознанное решение. Эти ответы должны быть ему понятны, и должны затрагивать НАИБОЛЕЕ существенные стороны его жизни. Кроме того, избиратель должен четко понять, что ЛИЧНО ОН должен сделать для того, чтобы "получить конфетку", которую обещают ему Программа Кандидата. И здесь - именно координаторы "районного" уровня и формируют наиболее оптимальные ответы, и при этом представляя их в наиболее адекватной форме.

(Отметим, что практика выборов по пассивной методике проведения Избирательной Кампании предусматривает, как правило, "алгоритм лисы Алисы и кота Базилио": отдайте мне ваш голос - а затем идите домой, сидите там и ждите, пока я буду решать все Ваши вопросы и все Ваши проблемы. Как показала практика выборов в Государственную Думу России 1999 года, люди уже устали от такой практики, и она уже перестала работать: люди голосуют за команду.)

При такой методике проведения избирательной кампании отпадает необходимость в проведении большого количества весьма ресурсоемких "социальных и социологических исследований", "фокус-группах" и т.п. Отпадает также необходимость в привлечении весьма дорогих "писателей листовок".

Наконец - крайне важным является то, что структура районных штабов сохраняется и после выборов!

Фактически, в течении данной Избирательной кампании формируется разово система параллельной структуры власти в данном избирательном округе!

Созданная структура районных штабов с необходимостью одновременно разрабатывает свою собственную Программу дальнейшего функционирования - управления некоторыми сторонами жизни района. Эта структура осознает такие возможности еще на этапе Избирательной кампании - и поэтому не требует столь мощных финансовых вливаний.

Другими словами, при пассивной форме ведения Избирательной кампании "агитаторы" работают "только за деньги", не имея в данной кампании никакого личного интереса.

А вот при активной форме Избирательных технологий члены районного штаба (включая "агитаторов") приобретают личный интерес в проведении данной Избирательной кампании.

Кроме того, "агитаторы" получают мощный аргумент и понятный избирателям пример в пользу того, что "этот Кандидат не обманет". При этом крайне важную роль играет то обстоятельство, что "агитаторы" прямо указывают на те местные Проблемы, для решения которых и создается данная районная структура.  Вследствие этого агитация будет проходить гораздо успешнее, чем при любой иной форме проведения Избирательной кампании.

Таким образом, при описанной выше активной форме проведения Избирательных кампаний на оплату труда районных штабов (руководства, "бригадиров" и "агитаторов") можно выделить меньше финансов и других ресурсов. И это - при более высокой эффективности самой кампании.

Наконец - еще одна важнейшая особенность:

При активной форме проведения Избирательных кампаний требуется разовое финансирование для образования структуры - а при последующих избирательных кампаниях эти суммы подлежат экономии.

Добавим - в случае эффективной деятельности образованных районных структур в "междувыборный" период на Кандидата будет работать также весь тот положительный имидж, который районный штаб приобрел за это время.

 

Описание механизма создания Иерархической структуры региональных образований в ходе выборов и механизм ее функционирования в перерыве между Избирательными кампаниями.

Построение системы региональных штабов в Избирательном округе, как следует из главы 4, должно начинаться с отбора координаторов соответствующего уровня, которые должны организовать управление как на уровне Избирательного округа (и войти в Штаб Кандидата), так и на уровне отдельных регионов (и войти в региональные штабы Избирательной кампании Кандидата).

Затем каждый из таких районных Лидеров - Координаторов выстраивает вокруг себя соответствующую пирамиду управления - соответствующий Штаб. (В ряде случаев, - напр., для координаторов некоторых типов личности, - таким координаторам должна быть Кандидатом и/или его штабом оказана соответствующая организационная помощь.)

Как же организовать отбор нужных Координаторов? Об этом подробно описано в главе 4. Здесь мы лишь напомним, что координатора соответствующего уровня может распознать:

Координатор этого же уровня.

Координатор уровня, "на один ниже", чем этот уровень (но это - далеко не всегда!).

Координатор всех вышележащих уровней.

Где, в каких социальных группах искать "кандидатуры на районных координаторов"?

Прежде всего - среди управленцев. Причем сфера деятельности этих управленцев принципиального значения не имеет. Это может быть бизнес, общественные или социальные организации, органы местного  самоуправления, и т.п. Специально для условий России и Украины (и других стран СНГ) - это могут быть бывшие работники комсомольских и/или партийных органов.

Главное - это знать, что залог успеха - это уровень координатора: ведь он должен осуществлять оптимальное управление социумом в 50 тыс. человек (районный масштаб, - для окружного - это в 500 тыс. человек)!

А если такого человека нет? Ну, не удалось его найти! Что тогда? Тогда придется признать, что управление этим районом будет неоптимальным, неэффективным. Можно попытаться "на время выборов" поставить во главу "пришлого" человека, - но это уже менее эффективно.

Если же не найдется и такого "варяга" - то следует рассмотреть вопрос о целесообразности работы в этом районе вообще! Ибо, в этом случае, финансы и прочие ресурсы будут истрачены явно не по назначению. В любом случае, эффект от вложенных денег будет намного меньше, чем при наличии соответствующих координаторов. (Заметим, что специально для Избирательных кампаний может возникнуть необходимость в том, чтобы все же проводить финансирование кампании и в этом районе, - здесь должны свое слово сказать аналитики: может быть, у конкурентов дела в этой районе "еще хуже"!)

Итак, пользуясь ресурсами, предоставленными Кандидатом, координаторы в течении 1-2 недель "выстраивают" в своем районе пирамиду управления в среднем из 500 человек. При этом - ориентируют эту пирамиду управления на решение местных задач. То есть - они ее строят, организуя людей (прежде всего координаторов более низкого уровня!) под лозунгом решения наболевших (самых острых) проблем своего района!

А Кандидат здесь при чем? А он нужен только для того, чтобы помочь в решении этих проблем на федеральном уровне (в общем случае - на уровне более высоком, чем районная пирамида управления).

Фактически, Начальник районного штаба собирает людей для решения некоего локального проекта - Проекта районного (городского) масштаба. Именно вокруг этого Проекта и строится вся интрига Избирательной кампании Кандидата в этом районе!

Вследствие этого - задачей Окружного Штаба Кандидата является разработка Проекта на уровне уже всего избирательного округа как целого. Такого Проекта, который объединял бы в себе все "районные Проекты", выражающие насущные и самые резонансные потребности избирателей из данной локальной территории.

(Отметим, что весьма выигрышным может быть Проект типа "Создание системы локального (местного) самоуправления за время данной Избирательной кампании": здесь удается обойти Избирательное законодательство, запрещающее выполнение конкретных дел Кандидатов во время выборов! Действительно: результатом, который Кандидат предъявит электорату является сама структура его штабов и система социально-значимых проектов, которая остается (!) и после выборов!)

Итак, целью Активной Избирательной кампании является:

Построение иерархической системы организаций - "региональных пирамид управления".

Разработка и доведение до каждого Избирателя блока Региональных Программ, которые будут решаться в каждом из районов.

Разработка Объединенной Программы развития Избирательного округа, в которую естественными составными частями входят "Региональные Программы", и донесение ее до каждого избирателя.

Определение источников финансирования работы региональных организаций - пирамид управления - в период после выборов. (Это решается, например, путем регистрации региональных организаций как неприбыльных общественных объединений, - как правило, в рамках законодательства России или Украины коммерческим фирмам, создаваемым при них, предоставляется блок налоговых и иных льгот. Если нужно - Кандидат обеспечивает регистрацию таких районных организаций как "филиалов Всероссийских".)

Подчеркнем весьма важное обстоятельство:

Основные финансы и ресурсы при такой форме Избирательной технологии затрачиваются лишь единоразово -  при создании такой иерархической структуры. Для следующих избирательных кампаний (любого уровня!) имеет место уже экономия финансов, ресурсов и времени!

Итак, на первом этапе активных Избирательных Технологий происходит иерархическое структурирование - самоорганизация социума в пирамиды управления. А далее - вся эта совокупность районных пирамид управления работает на формирование у населения нужных Кандидату социальных, политических и экономических предпочтений.

А поскольку участники каждой из пирамид управления "имеют свой интерес" - поэтому Кандидат может платить меньше как "бригадирам", так и "рядовым агитаторам". При этом большинство агитаторов будет работать вообще без оплаты, поскольку они будут "получать выгоду" после реализации своих районных проектов - то есть из местного (городского, районного) бюджета!

Другими словами, за счет ресурсов Избирательной кампании участники пирамиды управления будут решать местные проблемы - получая при этом свою выгоду! Налицо - двойная польза: во-первых, избиратели получают пример реализации - выполнения Кандидатом конкретных дел, и, во-вторых, и избиратели, и участники пирамиды управления, получают результат - за счет местного бюджета (а не за счет Кандидата, как при пассивных Избирательных методиках)!

Сколько же может стоить построение такого блока региональных пирамид управления? Как показал опыт апробации этих методик, это может составить около 50 тыс. долларов США (конкретный бюджет я могу предоставить по требованию заинтересованных лиц). Отметим, что это - включая проведение Конференции районных пирамид управления Избирательного округа (стоимость около 10-15 тыс. долларов США, включая доставку 300 - 400 делегатов, 3-хразовое питание, подготовку "раздаточных материалов", концерт, гостиницу и т.п.).

Остальное финансирование идет уже, собственно, на само проведение мероприятий по Избирательной кампании Кандидата.

Еще раз подчеркнем, что "на следующие" выборы - можно будет воспользоваться ресурсами этой системы "за бесплатно", что сэкономит не менее 30-35 тыс. долларов США при каждых последующих Выборах (так как Конференцию имеет смысл проводить в обязательном порядке, - впрочем, к тому времени районные пирамиды управления уже станут на ноги, так что для Конференции можно будет привлечь уже их собственные ресурсы, что даст еще большую экономию).

Подведем итоги.

Механизм проведения активной Избирательной кампании состоит из нескольких этапов.

Первый этап - поиск Координаторов, которые смогут работать на уровне Избирательного округа в целом. Другими словами - формирование Штаба Кандидата. Уже на этом этапе решается успех кампании: если таких координаторов не найдено - проведение активной Избирательной кампании невозможно! Действительно, в этом случае Кандидат не сможет 1) выдвинуть Проект, вокруг которого смогут сплотиться избиратели всего округа, 2) не смогут быть правильно отобраны координаторы на роль начальников районных штабов, и 3) не может быть реализовано оптимальное управление районными штабами Избирательной кампании. На этом этапе формируется "Общая часть" социально-экономической Программы Кандидата, а также - Проект проведения самой кампании.

Второй этап - формирование "затравочной" иерархической структуры районных штабов. Начинается этот этап - с отбора соответствующих координаторов. Желательно, чтобы они проживали на территории данного района. На этом же этапе начинается формирование Проектов, которые имеют приоритетную социально-экономическую значимость для жителей данного района. Здесь же начинает формироваться блок листовок, которые будут распространяться на начальном этапе Избирательной кампании в данном районе.

Третий этап - оптимизация функционирования районных штабов, начало работы над "районными" Проектами, которые не связаны с Избирательной кампанией и имеют "дальний прицел". Начало формирования иерархической сети для доведения информации до жителей района. Начало доведения информации о целях и задачах районной структуры, о Проекте, до жителей района. Одновременно начинается доведение до избирателей информации о кандидате, его программе и прочая Избирательная деятельность.

Четвертый этап - оптимизация работы сети по доведению информации до жителей района. Обучение "бригадиров и агитаторов". Оптимизация текстового материала (листовок, буклетов, брошюр и т.п.) как в рамках "районных Проектов", так и в рамках Избирательной кампании. Сбор и анализ информации об эффективности проведенной сетью работы как в рамках "районного Проекта", так и в рамках Избирательной кампании. Сбор и анализ информации о деятельности политических конкурентов.

Пятый этап - проведение Окружной Конференции и формирование Окружной структуры, объединяющей для единого Проекта все районные организации (крайне желательно "замкнуть" Кандидата лично на выполнение этого Проекта). Подготовка материалов на завершающий этап Избирательной кампании.

Шестой этап - завершающий. Распространение "последних материалов" Избирательной кампании совместно с материалами Конференции (включая описание "Окружной Программы" и Плана работ по ее выполнению в после-Избирательный период). Организация сети наблюдателей за протеканием выборов.

Таким образом, после Избирательной кампании в округе фактически оказывается сформированной параллельная структура власти, способная решать любые вопросы в области местного самоуправления.

Фактически, в результате проведенных таким образом выборов мы получаем структуру местного самоуправления, подобную по своим основным функциональным характеристикам той, которая имеется в развитых странах мира!

Действительно: если координаторы выбраны правильно, то уже при следующих выборах в органы местного самоуправления созданная структура просто придет к власти. То есть - она станет властной структурой.

(До таких выборов она будет либо в оппозиции к "действующей Власти", либо сразу же "сольется" с ней, - тем самым еще до выборов взяв Власть в районе в свои руки. Отметим, что для местной Власти оказывается даже выгодно иметь организованную оппозицию: это позволяет органам местного самоуправления маневрировать в условия сегодняшней России или Украины.)

Отметим, что, фактически, мы просто описали способ построения оптимальной пирамиды управления Государством, описанной в главе 4 и нашей книги, при использовании ресурсов, предоставляемых Избирательной кампанией.

Как следует из главы 4, координаторов соответствующего уровня в Избирательном округе имеется не так ж и много - так что более одной "Оппозиционной структуры" построить просто не удастся! (Именно поэтому и приобретает решающую роль наличие Координаторов соответствующего уровня в команде Кандидата: только такие координаторы смогут не только отобрать "координаторов районного масштаба", но и "поляризовать" их соответствующими Проектами.)

Интересно, что организованные таким образом активные выборы позволяют организовать смену координаторов, необходимость которой описана в главе 4, "естественным" образом.

Наконец - последнее: наличие сети районных структур позволяет отобрать тех Кандидатов, которые смогут эффективно управлять на федеральном уровне. Таким образом, описанный механизм проведения выборов позволяет провести оздоровление политической элиты государства.

Государственная система развитых стран мира строится по сути своей именно таким образом. А описанный выше блок методик - это наиболее оптимальный, наиболее короткий и дешевый путь перехода именно к той системе власти, успешность которой доказана опытом.

(Отметим, что развитые страны шли к этой системе Структуры Власти "методом проб и ошибок", часто совершенно не представляя себе конечного результата. В итоге по пути им пришлось пройти через длительную череду революций и гражданский войн, через многие годы лишений и многие миллионы смертей. Сейчас природа и механизмы перевода страны в "развитое" состояние уже ясны, - основные методики уже апробированы (или же - могут быть легко апробированы в течении 1-1,5 лет). Поэтому впервые и истории Человечества появилась возможность реального управления государством. И Избирательные технологии, описанные выше - это всего лишь один из элементов таких методик.)