2.5. Пример: определение типов личности персонажей литературного произведения
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 40 41 42 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 87
Как же все-таки научиться определять тип личности?
Конечно, оптимальным вариантом является обучение при условии постоянного личного контакта со специалистом - экспертом в области социальных технологий. Как это сделать - описано в главах 12 и Заключении.
Но мы можем продемонстрировать, как это делается “в жизни” уже сейчас, в этой книге, - на примере определения типов литературных персонажей.
Но почему именно литературных персонажей? Неужели так трудно придумать что-либо другое?
Литературное произведение выбрано нами по методическим причинам. Только оно может дать именно то, что столь необходимо в процессе обучения: все мы имеем перед собой совершенно одинаковую порцию первичной информации (что такое "первичные данные" - см. главу 12), что создает ощущение совместной и одновременной деятельности. К тому же, читатель всегда сможет вернуться назад и "повторить пройденное", - если что-нибудь выпустили из внимания.
Фактически, сейчас мы приступаем к реализации одного из способов осуществления типирования: метода наблюдения. Правда, часть работы уже сделана "за нас": автор литературного произведения уже собрал достаточно много разных сведений о персонажах, тип которых мы будем определять. Правда, - это чрезвычайно разнородная информация, - и большая часть ее нам окажется ненужной. Однако это - даже хорошо: одновременно можно научиться кодировать и интерпретировать получаемую информацию!
По этим же причинам мы выбираем следующий, - назовем его условно “хронологическим” - порядок изложения: мы рассмотрим повесть, не отягощенную “лишними” героями, повесть, в которой описание коммуникационного контакта произведено "от знакомства и до смерти” - именно так, как обычно и происходит наше знакомство с новым для нас человеком. Обратим внимание, что определение принадлежности персонажа к какому-либо полюсу дихотомий мы будем производить “вразброс”: как правило, именно так и обстоит дело в реальной жизни, когда Вами определяется типная принадлежность человека.
Рассмотрим повесть Ромен Роллана “Пьер и Люс”. Страницы не будут указываться, так что читатель сможет пользоваться любым изданием. К тому же, мы будем приводить “опорные цитаты” из текста. (Отметим, что выбор именно этого произведения обусловлен не столько личными мотивами или случайными обстоятельствами, сколько тем, что эта повесть сравнительно малоизвестна, и читатель, вероятно, познакомится с ней впервые и сможет на себе прочувствовать, как производится определение типа “в процессе знакомства”.)
Итак, начинаем.
Первая встреча героев
Пьер (подчеркивания всюду сделаны нами):
“Сквозь его широко раскрывшиеся глаза, словно в распахнутую дверь она вошла в его сердце, вошла вся целиком; и дверь захлопнулась. Житейский шум умолк. Тишина. Покой. Она была в нем.
Она даже не смотрела на него. Она даже не знала еще, что он существует. Но она была в его сердце! Он держал в своих объятиях ее безмолвно прильнувший к нему образ и боялся дышать, чтобы не спугнуть ее своим дыханием...”
Мы видим, во-первых, что Пьер воспринимает весь объект (Люс) целиком, полностью, сразу, вневербально (не описывая свое впечатление отдельными словами), не раскладывая свое восприятие на составные части, как бы “вневременно”. Интуитивно. Во-вторых, он совершенно не знает, что ему делать с этим своим ощущением, с воспринятым им образом, что также характерно для интуитивного типа (не знающего что сделать, не смеющего первым идти на сближение - не говоря уже о физическом контакте; как все это сделать - это хорошо знает только сенсорный).
Мы видим, что для Пьера нет необходимости в наличии первоначальной установки - для него типично начало коммуникации “с ходу”, сразу, без каких-либо предварительных сведений о коммуниканте, что характерно для иррациональных типов.
Далее автор рассказывает нам немножко о самом Пьере (речь идет о его отношении к войне, точнее - его отношении к подчеркнуто пафосному патриотическому порыву, охватившему его друзей):
“Пьеру хотелось хотя бы разобраться в том, что его угнетало; но он не дерзал высказать ни одно из сжигавших его существо сомнений, ибо все они начинались словами: “Но если я в это не верю?” - что уже было кощунством.... Но когда среди верующих один не верит, он подобен человеку, лишенному какого-то чувства, быть может и ненужного, но присущего всем остальным; и он, краснея, сторонится других”.
Мы видим, что Пьер является логиком (которому нужна не вера, но - знание, то есть истинность он “проверяет” путем доказательства) и интровертом (так как до принятия решения он стремится наблюдать жизнь “со стороны”).
Таким образом, пока что мы для Пьера получили: иррациональность, интроверсию, логику и интуитивность. Итого - получается в качестве предварительного определения - Интуитивный Логический Интроверт или ИЛИ.
Методические замечание. Мы хотим акцентировать внимание на том обстоятельстве, что к окончательному определению типа личности необходимо подходить не сразу, перепроверяя себя несколько раз. Это особенно важно, когда эксперт является рациональным типом, - ибо рациональному типу крайне трудно отказаться от своей сформировавшейся установки, даже когда она демонстрирует свою непригодность. Отметим также, ряд типов личности имеет обыкновение не возвращаться (!) к обоснованию принятого решения, - что также может быть причиной усугубления вреда от поспешно принятого заключения о типе личности того или иного человека.
Вернемся, однако, к повести “Пьер и Люс”.
Авторская характеристика Пьера (авторское “представление персонажа”)
Характеризуя Пьера, автор говорит:
“Он страдал от страданий всего человечества.”,
что опять-таки характерно именно для иррационального типа, воспринимающего характеристики всего иерархического уровня - в данном случае ВСЕГО Человечества - как целого.
И далее:
“Нестрашно страдать, нестрашно умереть, когда видишь в этом смысл.”
Такое отношение к себе, - точнее, к своему физическому существованию, к смерти, характерно для интуитивного типа, который ощущает себя как “часть чего-то общего” (для сенсорного типа это “общее” и есть он сам!).
Вторая встреча героев
Она прошла мимо Пьера, и:
“Ему и в голову не пришло догонять ее.”,
что опять-таки характерно для интуита.
Третья встреча - знакомство
Пьер рассеянно шел по улице, и
“... - он почувствовал чью-то улыбку.”
Он обернулся -
“... в ту же минуту и девушка на ходу обернулась и, улыбаясь, посмотрела на него. Не размышляя, он рванулся к ней в таком юношески - простодушном порыве, что и она невольно остановилась. Он не извинился. Ни он, ни она не чувствовали никакой неловкости.”
Итак, Пьер шагал, погруженный “в себя”, и внимание к себе со стороны других - он “почувствовал” (а не увидел), что характерно для логического интуита.
Следует обратить внимание на синхронность в действиях Пьера и Люс - как мы увидим из параграфов 3.1 и 3.4, такая “синхронная” деятельность характерна именно для дуалов - то есть для тех типов личности, которые наиболее хорошо подходят друг другу. Отсюда же - и полное отсутствие чувства неловкости - ибо все сделано своевременно (см. также главу 5)!
Они разговорились, и в их разговоре не было чувства неловкости, они ничем не могли “уколоть” друг друга. Разговор получался “сумбурный”, каждый говорил о своем, - но они прекрасно понимали друг друга, и было у них ощущение, что, на самом деле, оба они говорят об одном и том же. Такая манера разговора, - опять забежим немножко вперед, - как раз и характерна для дуалов: каждый их них “видит” мир и действует в нем по-разному, но именно такое видение, именно такая деятельность и нужна другому.
Прислушаемся к их разговору:
“ — Значит в тот вечер (он продолжал думать о своем), там, в метро, вы все же заметили меня, скажите?
— Конечно”.
А теперь вернитесь к первой цитате. Помните: “Она даже не смотрела на него.”? И все же - заметила... Как? - об этом автор говорит нам следующее:
“ —...Как вы это увидели?
Она не ответила; но, взглянув на ее лукавый профиль, он заметил краешек смеющегося глаза.”
Таким образом, Люс все видит и все замечает, даже когда вроде бы “не смотрит”, - такое восприятие характерно для сенсориков; - в отличие от интуитов, которых хорошо характеризует такая самохарактеристика Пьера:
“Я вижу только, когда смотрю прямо перед собой...”
Во время первой встречи - еще такой характерный штрих. Пьер, взяв руку Люс, в рассеянности теребил ее разорванную перчатку, из которой выглядывал кончик ее указательного пальца.
“ — На что вы смотрите?
— На вас, как вы разглядываете мою перчатку... Пожалуйста, не порвите ее еще больше!”
Со стороны Люс нет никакой неловкости, никакого смущения, данный факт (разорванная перчатка у молодой девушки!) ее скорее забавляет. Такое поведение весьма характерно для этического типа, который контролирует процесс коммуникации и легко управляет им.
И - еще важная характеристика как Пьера, так и Люс: общение между собой они оба начинают сразу, без раскачки, без установки, - даже имя своего коммуниканта каждый из них спрашивает только в середине (!) разговора, - напомним, первого разговора между собой! Это свидетельствует о том, что они оба - Пьер и Люс - иррациональные типы.
Первое свидание
Во время знакомства мы узнаем, что Люс зарабатывает деньги рисованием. И вот сейчас Пьер упросил ее показать свои рисунки:
“... На первый взгляд недурно, но очень небрежно. Кое-где довольно умелые верные штрихи; а рядом - ученические промахи, выдававшие не только невежество, но и нетребовательность, полное равнодушие к оценке.”
Более того: она использовала иные цвета красок, чем в подлинниках!
“Он огорченно спросил:
— Зачем? Зачем вы это делаете?
Она взглянула с доброй, материнской усмешкой на его растерянное лицо. Глупый мальчик! Его родители - люди обеспеченные, ему все легко достается... Разве он понимает, что иногда приходится идти на компромисс?..”
Мы видим, что Люс не стремится создать законченный объект, - она рисует (творит!), пока картинка не “приобретет товарный вид”, а чтобы доделывать ее - особенно копии!!! - ну уж нет! Это характерно для экстравертов, органически не приемлющих доделывать все "до конца", а к тому же еще специально для иррациональных - просто органически не переносящих “тиражировать” сделанное ими единожды!
И - опять таки характеристика Люс: она не требует чьей-то оценки ее эстетического вкуса (сенсорик!), и она прекрасно видит все свои промахи (то есть она имеет развитый эстетический вкус!, что опять-таки характеризует ее как сенсорика), - недаром она сама характеризует себя “Так, мазилка...”.
Итак, для Люс получаем: иррациональность, экстраверсия, этика и сенсорика. Итого получается - Сенсорный Этический Экстраверт, или СЭЭ.
Приведем еще несколько характеристик Пьера и Люс.
Пьер не сразу заметил, что Люс - бедна; но Люс определила сразу же, что у Пьера нет недостатка в деньгах: интроверт погружен “в себя” - особенно интуитивный!, ему нужно много времени на “обследование” того или иного объекта, тогда как экстраверт - особенно сенсорный! - все замечает сразу, ибо его внимание направлено на объект.
Когда же Пьер предложил Люс деньги, она неподдельно обиделась, хотя и видела, что Пьер предлагал от чистого сердца: СЭЭ всегда весьма щепетильно и тщательно защищает свое “жизненное (в данном случае - психологическое) пространство”.
Люс говорит, что ни секунды не колебалась бы, если ей осталось только место на военном заводе: “Помчалась бы со всех ног!”, совершенно не думая о том, что там производят. Она живет сегодняшним днем (“А я хочу, хочу жить!”), и моральные (этические!) проблемы ее совершенно не терзают: “Если жизнь заставляет меня делать то или другое, разве я должна из-за этого терзаться? Я тут ни при чем, я этого не хотела, и не моя вина, если это дурно. В том, чего я хочу, нет ничего дурного.” Иными словами, ее творческая функция - этика, и при решении этических проблем она не чувствует никаких колебаний или сомнений (вспомним в противовес этому этические терзания Пьера относительно его участия в войне! - терзания логика, всегда сомневающегося в верности своих этических решений!).
Мы не будем далее утомлять Вас цитатами - Вы сами можете познакомиться с текстом и найти еще много фрагментов, свидетельствующих в пользу произведенного выше определения типов Пьера и Люс.
***
Задание 1.4.1. Определите тип личности Альберта Эйнштейна. Для этого - возьмите несколько достаточно полных его биографий.
(Ну и что же вышло? ИЛИ. Точно также, как и для Марии Склодовской-Кюри. А вот Пауль Эренфест - ЭИЭ. А Давид Гильберт - ЛСИ.)
Задание 1.4.2. Определите тип личности А. Гитлера. Подойдут не только его биографии, но также кинохроника и воспоминания о нем.
(Ответ: ЭИЭ.)
Задание 1.4.3. А как насчет типов личности писателей?
Федор Достоевский - ЭИИ?
Оноре де Бальзак - ИЛИ?
Максим Горький - ЛСИ?
Иван Тургенев - ИЭЭ?
Лев Толстой - СЭЭ?
(Ответ: ДА на все вопросы.)
Замечание. И все же - попробуйте опубликовать Ваше обоснование! Но перед публикацией - рекомендуем прочитать всю нашу книгу. И особенно - главы 3, 5 и 10-14, где Вы найдете множество новых маркеров типов личности и множество новой вытекающей из типа личности информации - все это поможет Вам при обосновании и апробации Вашего решения.
***
Как же все-таки научиться определять тип личности?
Конечно, оптимальным вариантом является обучение при условии постоянного личного контакта со специалистом - экспертом в области социальных технологий. Как это сделать - описано в главах 12 и Заключении.
Но мы можем продемонстрировать, как это делается “в жизни” уже сейчас, в этой книге, - на примере определения типов литературных персонажей.
Но почему именно литературных персонажей? Неужели так трудно придумать что-либо другое?
Литературное произведение выбрано нами по методическим причинам. Только оно может дать именно то, что столь необходимо в процессе обучения: все мы имеем перед собой совершенно одинаковую порцию первичной информации (что такое "первичные данные" - см. главу 12), что создает ощущение совместной и одновременной деятельности. К тому же, читатель всегда сможет вернуться назад и "повторить пройденное", - если что-нибудь выпустили из внимания.
Фактически, сейчас мы приступаем к реализации одного из способов осуществления типирования: метода наблюдения. Правда, часть работы уже сделана "за нас": автор литературного произведения уже собрал достаточно много разных сведений о персонажах, тип которых мы будем определять. Правда, - это чрезвычайно разнородная информация, - и большая часть ее нам окажется ненужной. Однако это - даже хорошо: одновременно можно научиться кодировать и интерпретировать получаемую информацию!
По этим же причинам мы выбираем следующий, - назовем его условно “хронологическим” - порядок изложения: мы рассмотрим повесть, не отягощенную “лишними” героями, повесть, в которой описание коммуникационного контакта произведено "от знакомства и до смерти” - именно так, как обычно и происходит наше знакомство с новым для нас человеком. Обратим внимание, что определение принадлежности персонажа к какому-либо полюсу дихотомий мы будем производить “вразброс”: как правило, именно так и обстоит дело в реальной жизни, когда Вами определяется типная принадлежность человека.
Рассмотрим повесть Ромен Роллана “Пьер и Люс”. Страницы не будут указываться, так что читатель сможет пользоваться любым изданием. К тому же, мы будем приводить “опорные цитаты” из текста. (Отметим, что выбор именно этого произведения обусловлен не столько личными мотивами или случайными обстоятельствами, сколько тем, что эта повесть сравнительно малоизвестна, и читатель, вероятно, познакомится с ней впервые и сможет на себе прочувствовать, как производится определение типа “в процессе знакомства”.)
Итак, начинаем.
Первая встреча героев
Пьер (подчеркивания всюду сделаны нами):
“Сквозь его широко раскрывшиеся глаза, словно в распахнутую дверь она вошла в его сердце, вошла вся целиком; и дверь захлопнулась. Житейский шум умолк. Тишина. Покой. Она была в нем.
Она даже не смотрела на него. Она даже не знала еще, что он существует. Но она была в его сердце! Он держал в своих объятиях ее безмолвно прильнувший к нему образ и боялся дышать, чтобы не спугнуть ее своим дыханием...”
Мы видим, во-первых, что Пьер воспринимает весь объект (Люс) целиком, полностью, сразу, вневербально (не описывая свое впечатление отдельными словами), не раскладывая свое восприятие на составные части, как бы “вневременно”. Интуитивно. Во-вторых, он совершенно не знает, что ему делать с этим своим ощущением, с воспринятым им образом, что также характерно для интуитивного типа (не знающего что сделать, не смеющего первым идти на сближение - не говоря уже о физическом контакте; как все это сделать - это хорошо знает только сенсорный).
Мы видим, что для Пьера нет необходимости в наличии первоначальной установки - для него типично начало коммуникации “с ходу”, сразу, без каких-либо предварительных сведений о коммуниканте, что характерно для иррациональных типов.
Далее автор рассказывает нам немножко о самом Пьере (речь идет о его отношении к войне, точнее - его отношении к подчеркнуто пафосному патриотическому порыву, охватившему его друзей):
“Пьеру хотелось хотя бы разобраться в том, что его угнетало; но он не дерзал высказать ни одно из сжигавших его существо сомнений, ибо все они начинались словами: “Но если я в это не верю?” - что уже было кощунством.... Но когда среди верующих один не верит, он подобен человеку, лишенному какого-то чувства, быть может и ненужного, но присущего всем остальным; и он, краснея, сторонится других”.
Мы видим, что Пьер является логиком (которому нужна не вера, но - знание, то есть истинность он “проверяет” путем доказательства) и интровертом (так как до принятия решения он стремится наблюдать жизнь “со стороны”).
Таким образом, пока что мы для Пьера получили: иррациональность, интроверсию, логику и интуитивность. Итого - получается в качестве предварительного определения - Интуитивный Логический Интроверт или ИЛИ.
Методические замечание. Мы хотим акцентировать внимание на том обстоятельстве, что к окончательному определению типа личности необходимо подходить не сразу, перепроверяя себя несколько раз. Это особенно важно, когда эксперт является рациональным типом, - ибо рациональному типу крайне трудно отказаться от своей сформировавшейся установки, даже когда она демонстрирует свою непригодность. Отметим также, ряд типов личности имеет обыкновение не возвращаться (!) к обоснованию принятого решения, - что также может быть причиной усугубления вреда от поспешно принятого заключения о типе личности того или иного человека.
Вернемся, однако, к повести “Пьер и Люс”.
Авторская характеристика Пьера (авторское “представление персонажа”)
Характеризуя Пьера, автор говорит:
“Он страдал от страданий всего человечества.”,
что опять-таки характерно именно для иррационального типа, воспринимающего характеристики всего иерархического уровня - в данном случае ВСЕГО Человечества - как целого.
И далее:
“Нестрашно страдать, нестрашно умереть, когда видишь в этом смысл.”
Такое отношение к себе, - точнее, к своему физическому существованию, к смерти, характерно для интуитивного типа, который ощущает себя как “часть чего-то общего” (для сенсорного типа это “общее” и есть он сам!).
Вторая встреча героев
Она прошла мимо Пьера, и:
“Ему и в голову не пришло догонять ее.”,
что опять-таки характерно для интуита.
Третья встреча - знакомство
Пьер рассеянно шел по улице, и
“... - он почувствовал чью-то улыбку.”
Он обернулся -
“... в ту же минуту и девушка на ходу обернулась и, улыбаясь, посмотрела на него. Не размышляя, он рванулся к ней в таком юношески - простодушном порыве, что и она невольно остановилась. Он не извинился. Ни он, ни она не чувствовали никакой неловкости.”
Итак, Пьер шагал, погруженный “в себя”, и внимание к себе со стороны других - он “почувствовал” (а не увидел), что характерно для логического интуита.
Следует обратить внимание на синхронность в действиях Пьера и Люс - как мы увидим из параграфов 3.1 и 3.4, такая “синхронная” деятельность характерна именно для дуалов - то есть для тех типов личности, которые наиболее хорошо подходят друг другу. Отсюда же - и полное отсутствие чувства неловкости - ибо все сделано своевременно (см. также главу 5)!
Они разговорились, и в их разговоре не было чувства неловкости, они ничем не могли “уколоть” друг друга. Разговор получался “сумбурный”, каждый говорил о своем, - но они прекрасно понимали друг друга, и было у них ощущение, что, на самом деле, оба они говорят об одном и том же. Такая манера разговора, - опять забежим немножко вперед, - как раз и характерна для дуалов: каждый их них “видит” мир и действует в нем по-разному, но именно такое видение, именно такая деятельность и нужна другому.
Прислушаемся к их разговору:
“ — Значит в тот вечер (он продолжал думать о своем), там, в метро, вы все же заметили меня, скажите?
— Конечно”.
А теперь вернитесь к первой цитате. Помните: “Она даже не смотрела на него.”? И все же - заметила... Как? - об этом автор говорит нам следующее:
“ —...Как вы это увидели?
Она не ответила; но, взглянув на ее лукавый профиль, он заметил краешек смеющегося глаза.”
Таким образом, Люс все видит и все замечает, даже когда вроде бы “не смотрит”, - такое восприятие характерно для сенсориков; - в отличие от интуитов, которых хорошо характеризует такая самохарактеристика Пьера:
“Я вижу только, когда смотрю прямо перед собой...”
Во время первой встречи - еще такой характерный штрих. Пьер, взяв руку Люс, в рассеянности теребил ее разорванную перчатку, из которой выглядывал кончик ее указательного пальца.
“ — На что вы смотрите?
— На вас, как вы разглядываете мою перчатку... Пожалуйста, не порвите ее еще больше!”
Со стороны Люс нет никакой неловкости, никакого смущения, данный факт (разорванная перчатка у молодой девушки!) ее скорее забавляет. Такое поведение весьма характерно для этического типа, который контролирует процесс коммуникации и легко управляет им.
И - еще важная характеристика как Пьера, так и Люс: общение между собой они оба начинают сразу, без раскачки, без установки, - даже имя своего коммуниканта каждый из них спрашивает только в середине (!) разговора, - напомним, первого разговора между собой! Это свидетельствует о том, что они оба - Пьер и Люс - иррациональные типы.
Первое свидание
Во время знакомства мы узнаем, что Люс зарабатывает деньги рисованием. И вот сейчас Пьер упросил ее показать свои рисунки:
“... На первый взгляд недурно, но очень небрежно. Кое-где довольно умелые верные штрихи; а рядом - ученические промахи, выдававшие не только невежество, но и нетребовательность, полное равнодушие к оценке.”
Более того: она использовала иные цвета красок, чем в подлинниках!
“Он огорченно спросил:
— Зачем? Зачем вы это делаете?
Она взглянула с доброй, материнской усмешкой на его растерянное лицо. Глупый мальчик! Его родители - люди обеспеченные, ему все легко достается... Разве он понимает, что иногда приходится идти на компромисс?..”
Мы видим, что Люс не стремится создать законченный объект, - она рисует (творит!), пока картинка не “приобретет товарный вид”, а чтобы доделывать ее - особенно копии!!! - ну уж нет! Это характерно для экстравертов, органически не приемлющих доделывать все "до конца", а к тому же еще специально для иррациональных - просто органически не переносящих “тиражировать” сделанное ими единожды!
И - опять таки характеристика Люс: она не требует чьей-то оценки ее эстетического вкуса (сенсорик!), и она прекрасно видит все свои промахи (то есть она имеет развитый эстетический вкус!, что опять-таки характеризует ее как сенсорика), - недаром она сама характеризует себя “Так, мазилка...”.
Итак, для Люс получаем: иррациональность, экстраверсия, этика и сенсорика. Итого получается - Сенсорный Этический Экстраверт, или СЭЭ.
Приведем еще несколько характеристик Пьера и Люс.
Пьер не сразу заметил, что Люс - бедна; но Люс определила сразу же, что у Пьера нет недостатка в деньгах: интроверт погружен “в себя” - особенно интуитивный!, ему нужно много времени на “обследование” того или иного объекта, тогда как экстраверт - особенно сенсорный! - все замечает сразу, ибо его внимание направлено на объект.
Когда же Пьер предложил Люс деньги, она неподдельно обиделась, хотя и видела, что Пьер предлагал от чистого сердца: СЭЭ всегда весьма щепетильно и тщательно защищает свое “жизненное (в данном случае - психологическое) пространство”.
Люс говорит, что ни секунды не колебалась бы, если ей осталось только место на военном заводе: “Помчалась бы со всех ног!”, совершенно не думая о том, что там производят. Она живет сегодняшним днем (“А я хочу, хочу жить!”), и моральные (этические!) проблемы ее совершенно не терзают: “Если жизнь заставляет меня делать то или другое, разве я должна из-за этого терзаться? Я тут ни при чем, я этого не хотела, и не моя вина, если это дурно. В том, чего я хочу, нет ничего дурного.” Иными словами, ее творческая функция - этика, и при решении этических проблем она не чувствует никаких колебаний или сомнений (вспомним в противовес этому этические терзания Пьера относительно его участия в войне! - терзания логика, всегда сомневающегося в верности своих этических решений!).
Мы не будем далее утомлять Вас цитатами - Вы сами можете познакомиться с текстом и найти еще много фрагментов, свидетельствующих в пользу произведенного выше определения типов Пьера и Люс.
***
Задание 1.4.1. Определите тип личности Альберта Эйнштейна. Для этого - возьмите несколько достаточно полных его биографий.
(Ну и что же вышло? ИЛИ. Точно также, как и для Марии Склодовской-Кюри. А вот Пауль Эренфест - ЭИЭ. А Давид Гильберт - ЛСИ.)
Задание 1.4.2. Определите тип личности А. Гитлера. Подойдут не только его биографии, но также кинохроника и воспоминания о нем.
(Ответ: ЭИЭ.)
Задание 1.4.3. А как насчет типов личности писателей?
Федор Достоевский - ЭИИ?
Оноре де Бальзак - ИЛИ?
Максим Горький - ЛСИ?
Иван Тургенев - ИЭЭ?
Лев Толстой - СЭЭ?
(Ответ: ДА на все вопросы.)
Замечание. И все же - попробуйте опубликовать Ваше обоснование! Но перед публикацией - рекомендуем прочитать всю нашу книгу. И особенно - главы 3, 5 и 10-14, где Вы найдете множество новых маркеров типов личности и множество новой вытекающей из типа личности информации - все это поможет Вам при обосновании и апробации Вашего решения.
***