6.4. Социальные Технологии и теория личности Э. Эриксона (эго-психология): нахождение причин и способа преодоления стадий психосоциального развития

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37   40 41 42  44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85  87 

 

В теоретическом плане формулировки Эрик Эриксона касаются исключительно развития эго. Он отошел от классического психоанализа по следующим четырем пунктам.

В его работах отчетливо прослеживается решительный сдвиг акцента от бессознательного к сознательному, от ид к эго. Э. Эриксон считает, что именно эго составляет основу в поведении человека. По его мнению, именно эго составляет автономную структуру личности. А основное развития личности происходит в направлении социальной адаптации. Развитие ид инстинктов идет параллельно основному процессу. Этот взгляд на природу человека называется эго-психологией. Эго взаимодействует с реальностью при помощи восприятия, мышления, внимания и памяти. Уделяя особое внимание адаптивным функциям эго, Э. Эриксон считал, что человек, взаимодействуя с окружением в процессе своего развитие становится все более и более компетентным.

Э. Эриксон развивает новый взгляд относительно индивидуального взаимоотношения с родителями и культурным контекстом, в котором существует семья. Он подчеркивает исторические условия, в которых формируется эго у ребенка. Он основывается на результатах наблюдений за людьми, принадлежащими к различным культурам, чтобы показать: развитие эго неизбежно и тесно связано с меняющимися особенностями социальных предписаний и системой цен­ностей.

Его теория развития эго охватывает все жизненное пространство инди­видуума (то есть от младенчества до зрелости и старости).

Э. Эриксон видел свою задачу в том, чтобы привлечь внима­ние к способности человека преодолевать жизненные трудности психосоциального характера. Его теория ставит во главу угла качества эго, то есть его достоинства, раскрывающиеся в различные периоды развития. Зна­ние того, как человек справлялся с каждой из значимых жизненных проблем или как неадекватное разрешение ранних проблем лишило его возможности справ­ляться с дальнейшими проблемами, составляет, по мнению Э. Эриксона, единствен­ный ключ к пониманию его жизни.

Таким образом свою главную задачу Э. Эриксон видел в том, чтобы описать ключевые моменты социальной адаптации личности по мере ее становления. При этом он обращал особое внимание на социальные и культурные феномены, на роль семьи в социализации нового поколения. Опора его при этом - на сознательные проявления человека. При этом важно, что он рассматривал жизнь человека как процесс становления, как процесс накопления нужного опыта, и прежде всего социального опыта.

Чрезвычайно важно, что Э. Эриксон водит в рассмотрение проблему принятия решения человеком. То есть, фактически, проблему оптимизации управления человеком своей собственной судьбой. Он включает в рассмотрение отношения между людьми, описание социокультурных и производственных интерьеров, - то есть многое из того, что описывается в теории 2АИА и Социальных Технологиях.  Все это дает возможность установить связи между теории личности Э. Эриксона и теорией 2АИА и Социальными Технологиями.

Центральным для теории развития эго Эриксона является положе­ние о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Под этим Э. Эриксон по­нимает следующее:

личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, рас­ширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодей­ствия;

общество устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тен­денции, а также поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последователь­ность развития.

Э. Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития эго - на "восемь возрастов человека". Согласно его утверждению, эти стадии являются результа­том эпигенетически развертывающегося "плана личности", который наследуется генетически. Эпигенетическая концепция развития базируется на представлении о том, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время ("критический период"), а также о том, что полноценно функционирую­щая личность формируется только путем прохождения в своем развитии после­довательно всех стадий. Кроме того, согласно Э. Эриксону, каждая психосоциаль­ная стадия сопровождается кризисом - поворотным моментом в жизни индиви­дуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии. Иначе говоря, каждая из восьми фаз жизненного цикла человека характеризуется специфичной именно для данной фазы («фазо-специфической») эволюционной задачей - проблемой в социальном развитии, ко­торая в свое время предъявляется индивидууму, но не обязательно находит свое разрешение. Характерные для индивидуума модели поведения обусловле­ны тем, каким образом в конце концов разрешается каждая из этих задач или как преодолевается кризис. Конфликты играют жизненно важную роль в тео­рии Э. Эриксона, потому что рост и расширение сферы межличностных отноше­ний связаны с растущей уязвимостью функций эго на каждой стадии. В то же время он отмечает, что кризис означает "не угрозу катастрофы, а поворотный пункт, и тем самым онтогенетический источник как силы, так и недостаточной адаптации".

Каждый психосоциальный кризис, если рассматривать его с точки зрения оценки, содержит и позитивный, и негативный компоненты. Если конфликт разрешен удовлетворительно (то есть на предыдущей стадии эго обогатилось новыми положительными качествами), то теперь эго вбирает в себя новый пози­тивный компонент, и это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. Напротив, если конфликт остается неразрешенным или получает неудовлетворительное разрешение, развивающему­ся эго тем самым наносится вред, и в него встраивается негативный компонент. Хотя на пути развития лично­сти возникают теоретически предсказуемые и вполне определенные конфликты, из этого не следует, что на предшествующих стадиях успехи и неудачи обязатель­но одни и те же. Качества, которые эго приобретает на каждой стадии, не снижают его восприимчивости к новым внутренним конфликтам или меняющимся услови­ям. Задача состоит в том, чтобы человек адекватно разрешал каждый кризис, и тогда у него будет возможность подойти к следующей стадии развития более адаптивной и зрелой личностью.

Полагая, что перечисленные восемь стадий представляют собой универсаль­ную особенность человеческого развития, Э. Эриксон указывает при этом на куль­турные различия в способах разрешения проблем, присущих каждой стадии. Например, ритуал посвящения в юноши существует во всех культурах, но очень широко варьирует и по форме проведения, и по влиянию на человека. Более того, Э. Эриксон считает, что в каждой культуре наличествует "решающая коорди­нация" между развитием индивидуума и его социальным окружением. Речь идет о координации, называемой им "зубчатым колесом жизненных циклов" - зако­не согласованного развития, согласно которому развивающейся личности обще­ство оказывает помощь и поддерживает ее именно тогда, когда она особенно в этом нуждается. Таким образом, с точки зрения Э. Эриксона, потребности и воз­можности поколений переплетаются. Эта сложная модель обоюдной зависимости между поколениями отражена в его концепции взаимозависимости.

Мы не будем подробно описывать теорию личности Э. Эриксона, - с ней можно познакомиться по многочисленным публикациям (см., например, Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные приложения, исследования и применения). – СПб: Питер, 2001. – 608с.).

Сегодня идеи Э. Эриксона широко применяются в области дошкольного обучения, профессионального консультирования, в социальной службе и в сфере бизнеса.

Теория 2АИА и Социальные Технологии могут успешно сочетаться с методиками, основанными на теории Э. Эриксона, расширяя тем самым арсенал пользователя-практика, а также увеличивая эффективность этих методов.

В качестве примера рассмотрим психосоциальный кризис подросткового периода, который занимает протяжение от 12-13 до 19-20 лет (в американском обществе, - в нашем обществе верхняя граница начинается, как правило, с 17-18 лет - окончание школы, призыв в армию). Интересно, что именно эта стадия проанализирована в теории Э. Эриксона наиболее глубоко.

Новый психосоциальный параметр, появляющийся в подростковом периоде, на положитель­ном полюсе предстает в виде эго-идентичности, на отрицательном полюсе - в виде ролевого смешения.

Задача, которая предстает перед подростком, состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, ученики или студенты, спортсмены, музыканты и т. д.) и интегрировать эти многочисленные "образы себя" в личную идентичность, которая представляет собой осознание как прошлого, так и будущего, которое логически следует из прошлого.

Фактически, этот период начинается с гормонального взрыва, с началом полового созревания подростка. Теперь, когда железы внутренней секреции в избытке вырабатывают половые гормоны, для подростка сразу, "рывком", внезапно раскрывается ранее скрытая сторона социальной жизни. Причем, вследствие повышенной концентрации гормонов, все переживания подростка гиперболизированы и сильны. Подросток приступает к осознанию себя самого уже как индивида, как активного члена будущего общества. Главное значение для подростка приобретает влияние на него общества, - и, в особенности, групп его сверстников. 1-2 года разницы в возрасте - для этого периода это уже "слишком много".

Э. Эриксон выделял в определении эго-идентичности следующие 3 момента:

Подросток должны постоянно воспринимать себя "внутренне тождественными самим себе". Для этого у него должен сформироваться образ себя, сложившийся в прошлом и смыкающийся с будущим.

Значимые для подростка "другие люди" тоже должны видеть и отмечать его "тождественность и целост­ность". Это значит, что ему нужна уверенность в том, что выра­ботанная им раньше внутренняя целостность будет принята другими людьми, значимыми для них. Когда он не осознает как свои Я-концепции и свои социальные образы, у него может появляться чувства сомнения, робость и апатия.

Подросток должен достичь "возросшей уверенности" в том, что внутренние и внешние планы этой его целостности согласуются между собой. Его восприятие себя должно подтверждаться опытом межличностного общения посредством обратной связи.

Таким образом, на этом этапе на первый план выступает как раз "система обратной связи" между подростком и окружающими его людьми. То есть - система отношений между ним и другими. Причем весьма важно, что в этом периоде в эту систему отношений включается - впервые в жизни подростка включается! - мощный социальный аспект взаимоотношений между людьми. До этого практически все социальные вопросы ребенком либо игнорировались, либо "принимались на веру" - и только теперь, уже подростком, он впервые осознает, что он имеет право - да даже и обязанность! - самостоятельно сформировать свое мнение по большому кругу социальных вопросов. Но это возможно только при наличии коммуникации с окружающими, - она служит "проверкой правильности" сделанных подростком выводов и выработанных им социальных нормативов.

Таким образом, в этом периоде подросток оказывается в условиях, когда он должен реализовать совместное управление процессом выработки своих собственных социальных нормативов. Причем все это является новым для него!

Однако мы знаем, что эффективность коммуникации в таких условиях определяется соотношением типов 2АИА для людей-коммуникантов. Наконец, сами проблемы, которые стоят перед подростком, будут разными - и определяться они будут в том числе и типом 2АИА для данного подростка.

Таким образом, для подросткового возраста нужно выделить два класса задач, связанных с процессом его идентификации.

Первый класс задач заключается в самом описании того, что для данного подростка является сложным. То есть, в чем именно подросток видит свою проблему. А также в описании того, что есть на самом деле его проблема, в чем она выражается. Последнее весьма важно, так как каждый тип 2АИА "видит" одну и ту же проблему с разных сторон, а также и описывается ее по-разному.

Например, для логика весьма большую проблему представляют его отношения с окружающими. Он осознает, конечно, что в обществе одни "приказывают", а другие - "выполняют". Но получится ли это у него? "А вдруг они откажутся выполнять мои распоряжения?!" - это непрестанно мучает его. Как поступить в этом случае? Как научиться этому - да и сможет ли он вообще этому научиться?! Поэтому он много и непрестанно размышляет над этими проблемами, а в практическом их воплощении стремится участвовать в "упорядоченных" ситуациях, когда "протокол общения" между людьми максимально формализован. Поскольку такое "формализованные группы" наиболее легко строятся по внешним признакам (класс, соседи, двор, район), то подросток-логик, входя в них, воспринимает ситуацию так, что он как бы одновременно "утрачивает" право входить в другие компании (особенно если он еще и интуит!). вместе с тем он видит что некоторые люди (например, его друзья-этики) легко переходят из одной компании в другую, а иногда и являются участниками нескольких таких групп одновременно. Как им это удается? Почему у них - получается, а для меня - это трудно? Наконец, как мне покинуть эту компанию, когда я в ней "разочаровался"? смогу ли я войти в другую? Как это сделать?... А на самом деле подростку-логику только и нужно, что выработать у себя некую - на первых порах минимальную! - систему "алгоритмов осуществления коммуникации"! его нужно научить именно этому - и тогда те вопросы, которые он мучительно стремится разрешить, отпадут "сами собой". Подросток-логик просто не умеет "правильно" формулировать вопросы в области взаимоотношений между людьми! Вместо них он ищет ответы на другие вопросы, - он подменяет правильный вопрос целой кучей других, опирающихся на его проекции своих проблем на других.

Научить подростка видеть свои проблемы и правильно их формулировать - в этом теория 2АИА и Социальные Технологии могут оказать незаменимую помощь.

Что же касается осознания себя подростком как "активно функционирующей единицей социума" - то здесь возможности теории 2АИА и Социальных Технологий для нужд индентификации подростка просто трудно переоценить! Знание своего типа 2АИА плюс знание интерьера, в котором подросток хочет себя видеть, в котором он планирует реализацию своего будущего - все это дает возможность осуществить объективный прогноз основных особенностей его жизни! Это позволяет осуществить своего рода "деловую игру" (тренинг), рассматривая самые разные сценарии развития ситуации и осуществляя прогноз поведения подростка, отмечая при этом то, что у него будет получаться, и в чем у него будут проблемы. и, конечно, рассказывая ему о том, как эти проблемы могут быть решены.

Второй класс задач - это задачи, связанные с оптимизацией коммуникации подростка. Ведь именно в результате осуществления общения с другими людьми подросток только и может получить необходимую ему для успешного преодоления кризиса эго-идентичности информацию. Знание типа 2АИА как самого подростка, так и его коммуникантов, позволяет разработать систему оптимальной организации коммуникативного поля для подростка на протяжении этого периода. Сюда включаются как темы, которые он должен "проработать" в процессе коммуникации", так и типы людей, в общении с которыми он должен получить необходимый ему социальный опыт и необходимую для него информацию.

Например, от взрослого человека, тип которого является дуальным к типу подростка, последний может получить - и притом получить в наиболее подходящем для себя виде! - необходимую "защитную" информацию. То есть тот набор социальных нормативов, который является "наиболее мучительным" для него в период идентификации.  Или другой пример: подростки в этот период часто являются "неуправляемыми" - общение со взрослым человеком, тип которого является передатчиком (или заказчиком - суггестивным передатчиком) для подростка может существенно помочь в этом вопросе.

Наконец, система специально организованных тренингов, использующих Социальные Технологии, поможет подростку освоить основной набор социальных нормативов, а также успешно преодолеть кризис достижения эго-идентичности.

Таким образом, использование Социальных Технологий с целью помощи подростку в преодолении кризиса эго-идентичности способно оказать большую помощь как профессионалу, использующему теорию личности Э. Эриксона и разработанные на ее основе методики, так и практику- педагогу.

 

 

В теоретическом плане формулировки Эрик Эриксона касаются исключительно развития эго. Он отошел от классического психоанализа по следующим четырем пунктам.

В его работах отчетливо прослеживается решительный сдвиг акцента от бессознательного к сознательному, от ид к эго. Э. Эриксон считает, что именно эго составляет основу в поведении человека. По его мнению, именно эго составляет автономную структуру личности. А основное развития личности происходит в направлении социальной адаптации. Развитие ид инстинктов идет параллельно основному процессу. Этот взгляд на природу человека называется эго-психологией. Эго взаимодействует с реальностью при помощи восприятия, мышления, внимания и памяти. Уделяя особое внимание адаптивным функциям эго, Э. Эриксон считал, что человек, взаимодействуя с окружением в процессе своего развитие становится все более и более компетентным.

Э. Эриксон развивает новый взгляд относительно индивидуального взаимоотношения с родителями и культурным контекстом, в котором существует семья. Он подчеркивает исторические условия, в которых формируется эго у ребенка. Он основывается на результатах наблюдений за людьми, принадлежащими к различным культурам, чтобы показать: развитие эго неизбежно и тесно связано с меняющимися особенностями социальных предписаний и системой цен­ностей.

Его теория развития эго охватывает все жизненное пространство инди­видуума (то есть от младенчества до зрелости и старости).

Э. Эриксон видел свою задачу в том, чтобы привлечь внима­ние к способности человека преодолевать жизненные трудности психосоциального характера. Его теория ставит во главу угла качества эго, то есть его достоинства, раскрывающиеся в различные периоды развития. Зна­ние того, как человек справлялся с каждой из значимых жизненных проблем или как неадекватное разрешение ранних проблем лишило его возможности справ­ляться с дальнейшими проблемами, составляет, по мнению Э. Эриксона, единствен­ный ключ к пониманию его жизни.

Таким образом свою главную задачу Э. Эриксон видел в том, чтобы описать ключевые моменты социальной адаптации личности по мере ее становления. При этом он обращал особое внимание на социальные и культурные феномены, на роль семьи в социализации нового поколения. Опора его при этом - на сознательные проявления человека. При этом важно, что он рассматривал жизнь человека как процесс становления, как процесс накопления нужного опыта, и прежде всего социального опыта.

Чрезвычайно важно, что Э. Эриксон водит в рассмотрение проблему принятия решения человеком. То есть, фактически, проблему оптимизации управления человеком своей собственной судьбой. Он включает в рассмотрение отношения между людьми, описание социокультурных и производственных интерьеров, - то есть многое из того, что описывается в теории 2АИА и Социальных Технологиях.  Все это дает возможность установить связи между теории личности Э. Эриксона и теорией 2АИА и Социальными Технологиями.

Центральным для теории развития эго Эриксона является положе­ние о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Под этим Э. Эриксон по­нимает следующее:

личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, рас­ширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодей­ствия;

общество устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тен­денции, а также поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последователь­ность развития.

Э. Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития эго - на "восемь возрастов человека". Согласно его утверждению, эти стадии являются результа­том эпигенетически развертывающегося "плана личности", который наследуется генетически. Эпигенетическая концепция развития базируется на представлении о том, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время ("критический период"), а также о том, что полноценно функционирую­щая личность формируется только путем прохождения в своем развитии после­довательно всех стадий. Кроме того, согласно Э. Эриксону, каждая психосоциаль­ная стадия сопровождается кризисом - поворотным моментом в жизни индиви­дуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии. Иначе говоря, каждая из восьми фаз жизненного цикла человека характеризуется специфичной именно для данной фазы («фазо-специфической») эволюционной задачей - проблемой в социальном развитии, ко­торая в свое время предъявляется индивидууму, но не обязательно находит свое разрешение. Характерные для индивидуума модели поведения обусловле­ны тем, каким образом в конце концов разрешается каждая из этих задач или как преодолевается кризис. Конфликты играют жизненно важную роль в тео­рии Э. Эриксона, потому что рост и расширение сферы межличностных отноше­ний связаны с растущей уязвимостью функций эго на каждой стадии. В то же время он отмечает, что кризис означает "не угрозу катастрофы, а поворотный пункт, и тем самым онтогенетический источник как силы, так и недостаточной адаптации".

Каждый психосоциальный кризис, если рассматривать его с точки зрения оценки, содержит и позитивный, и негативный компоненты. Если конфликт разрешен удовлетворительно (то есть на предыдущей стадии эго обогатилось новыми положительными качествами), то теперь эго вбирает в себя новый пози­тивный компонент, и это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. Напротив, если конфликт остается неразрешенным или получает неудовлетворительное разрешение, развивающему­ся эго тем самым наносится вред, и в него встраивается негативный компонент. Хотя на пути развития лично­сти возникают теоретически предсказуемые и вполне определенные конфликты, из этого не следует, что на предшествующих стадиях успехи и неудачи обязатель­но одни и те же. Качества, которые эго приобретает на каждой стадии, не снижают его восприимчивости к новым внутренним конфликтам или меняющимся услови­ям. Задача состоит в том, чтобы человек адекватно разрешал каждый кризис, и тогда у него будет возможность подойти к следующей стадии развития более адаптивной и зрелой личностью.

Полагая, что перечисленные восемь стадий представляют собой универсаль­ную особенность человеческого развития, Э. Эриксон указывает при этом на куль­турные различия в способах разрешения проблем, присущих каждой стадии. Например, ритуал посвящения в юноши существует во всех культурах, но очень широко варьирует и по форме проведения, и по влиянию на человека. Более того, Э. Эриксон считает, что в каждой культуре наличествует "решающая коорди­нация" между развитием индивидуума и его социальным окружением. Речь идет о координации, называемой им "зубчатым колесом жизненных циклов" - зако­не согласованного развития, согласно которому развивающейся личности обще­ство оказывает помощь и поддерживает ее именно тогда, когда она особенно в этом нуждается. Таким образом, с точки зрения Э. Эриксона, потребности и воз­можности поколений переплетаются. Эта сложная модель обоюдной зависимости между поколениями отражена в его концепции взаимозависимости.

Мы не будем подробно описывать теорию личности Э. Эриксона, - с ней можно познакомиться по многочисленным публикациям (см., например, Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные приложения, исследования и применения). – СПб: Питер, 2001. – 608с.).

Сегодня идеи Э. Эриксона широко применяются в области дошкольного обучения, профессионального консультирования, в социальной службе и в сфере бизнеса.

Теория 2АИА и Социальные Технологии могут успешно сочетаться с методиками, основанными на теории Э. Эриксона, расширяя тем самым арсенал пользователя-практика, а также увеличивая эффективность этих методов.

В качестве примера рассмотрим психосоциальный кризис подросткового периода, который занимает протяжение от 12-13 до 19-20 лет (в американском обществе, - в нашем обществе верхняя граница начинается, как правило, с 17-18 лет - окончание школы, призыв в армию). Интересно, что именно эта стадия проанализирована в теории Э. Эриксона наиболее глубоко.

Новый психосоциальный параметр, появляющийся в подростковом периоде, на положитель­ном полюсе предстает в виде эго-идентичности, на отрицательном полюсе - в виде ролевого смешения.

Задача, которая предстает перед подростком, состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, ученики или студенты, спортсмены, музыканты и т. д.) и интегрировать эти многочисленные "образы себя" в личную идентичность, которая представляет собой осознание как прошлого, так и будущего, которое логически следует из прошлого.

Фактически, этот период начинается с гормонального взрыва, с началом полового созревания подростка. Теперь, когда железы внутренней секреции в избытке вырабатывают половые гормоны, для подростка сразу, "рывком", внезапно раскрывается ранее скрытая сторона социальной жизни. Причем, вследствие повышенной концентрации гормонов, все переживания подростка гиперболизированы и сильны. Подросток приступает к осознанию себя самого уже как индивида, как активного члена будущего общества. Главное значение для подростка приобретает влияние на него общества, - и, в особенности, групп его сверстников. 1-2 года разницы в возрасте - для этого периода это уже "слишком много".

Э. Эриксон выделял в определении эго-идентичности следующие 3 момента:

Подросток должны постоянно воспринимать себя "внутренне тождественными самим себе". Для этого у него должен сформироваться образ себя, сложившийся в прошлом и смыкающийся с будущим.

Значимые для подростка "другие люди" тоже должны видеть и отмечать его "тождественность и целост­ность". Это значит, что ему нужна уверенность в том, что выра­ботанная им раньше внутренняя целостность будет принята другими людьми, значимыми для них. Когда он не осознает как свои Я-концепции и свои социальные образы, у него может появляться чувства сомнения, робость и апатия.

Подросток должен достичь "возросшей уверенности" в том, что внутренние и внешние планы этой его целостности согласуются между собой. Его восприятие себя должно подтверждаться опытом межличностного общения посредством обратной связи.

Таким образом, на этом этапе на первый план выступает как раз "система обратной связи" между подростком и окружающими его людьми. То есть - система отношений между ним и другими. Причем весьма важно, что в этом периоде в эту систему отношений включается - впервые в жизни подростка включается! - мощный социальный аспект взаимоотношений между людьми. До этого практически все социальные вопросы ребенком либо игнорировались, либо "принимались на веру" - и только теперь, уже подростком, он впервые осознает, что он имеет право - да даже и обязанность! - самостоятельно сформировать свое мнение по большому кругу социальных вопросов. Но это возможно только при наличии коммуникации с окружающими, - она служит "проверкой правильности" сделанных подростком выводов и выработанных им социальных нормативов.

Таким образом, в этом периоде подросток оказывается в условиях, когда он должен реализовать совместное управление процессом выработки своих собственных социальных нормативов. Причем все это является новым для него!

Однако мы знаем, что эффективность коммуникации в таких условиях определяется соотношением типов 2АИА для людей-коммуникантов. Наконец, сами проблемы, которые стоят перед подростком, будут разными - и определяться они будут в том числе и типом 2АИА для данного подростка.

Таким образом, для подросткового возраста нужно выделить два класса задач, связанных с процессом его идентификации.

Первый класс задач заключается в самом описании того, что для данного подростка является сложным. То есть, в чем именно подросток видит свою проблему. А также в описании того, что есть на самом деле его проблема, в чем она выражается. Последнее весьма важно, так как каждый тип 2АИА "видит" одну и ту же проблему с разных сторон, а также и описывается ее по-разному.

Например, для логика весьма большую проблему представляют его отношения с окружающими. Он осознает, конечно, что в обществе одни "приказывают", а другие - "выполняют". Но получится ли это у него? "А вдруг они откажутся выполнять мои распоряжения?!" - это непрестанно мучает его. Как поступить в этом случае? Как научиться этому - да и сможет ли он вообще этому научиться?! Поэтому он много и непрестанно размышляет над этими проблемами, а в практическом их воплощении стремится участвовать в "упорядоченных" ситуациях, когда "протокол общения" между людьми максимально формализован. Поскольку такое "формализованные группы" наиболее легко строятся по внешним признакам (класс, соседи, двор, район), то подросток-логик, входя в них, воспринимает ситуацию так, что он как бы одновременно "утрачивает" право входить в другие компании (особенно если он еще и интуит!). вместе с тем он видит что некоторые люди (например, его друзья-этики) легко переходят из одной компании в другую, а иногда и являются участниками нескольких таких групп одновременно. Как им это удается? Почему у них - получается, а для меня - это трудно? Наконец, как мне покинуть эту компанию, когда я в ней "разочаровался"? смогу ли я войти в другую? Как это сделать?... А на самом деле подростку-логику только и нужно, что выработать у себя некую - на первых порах минимальную! - систему "алгоритмов осуществления коммуникации"! его нужно научить именно этому - и тогда те вопросы, которые он мучительно стремится разрешить, отпадут "сами собой". Подросток-логик просто не умеет "правильно" формулировать вопросы в области взаимоотношений между людьми! Вместо них он ищет ответы на другие вопросы, - он подменяет правильный вопрос целой кучей других, опирающихся на его проекции своих проблем на других.

Научить подростка видеть свои проблемы и правильно их формулировать - в этом теория 2АИА и Социальные Технологии могут оказать незаменимую помощь.

Что же касается осознания себя подростком как "активно функционирующей единицей социума" - то здесь возможности теории 2АИА и Социальных Технологий для нужд индентификации подростка просто трудно переоценить! Знание своего типа 2АИА плюс знание интерьера, в котором подросток хочет себя видеть, в котором он планирует реализацию своего будущего - все это дает возможность осуществить объективный прогноз основных особенностей его жизни! Это позволяет осуществить своего рода "деловую игру" (тренинг), рассматривая самые разные сценарии развития ситуации и осуществляя прогноз поведения подростка, отмечая при этом то, что у него будет получаться, и в чем у него будут проблемы. и, конечно, рассказывая ему о том, как эти проблемы могут быть решены.

Второй класс задач - это задачи, связанные с оптимизацией коммуникации подростка. Ведь именно в результате осуществления общения с другими людьми подросток только и может получить необходимую ему для успешного преодоления кризиса эго-идентичности информацию. Знание типа 2АИА как самого подростка, так и его коммуникантов, позволяет разработать систему оптимальной организации коммуникативного поля для подростка на протяжении этого периода. Сюда включаются как темы, которые он должен "проработать" в процессе коммуникации", так и типы людей, в общении с которыми он должен получить необходимый ему социальный опыт и необходимую для него информацию.

Например, от взрослого человека, тип которого является дуальным к типу подростка, последний может получить - и притом получить в наиболее подходящем для себя виде! - необходимую "защитную" информацию. То есть тот набор социальных нормативов, который является "наиболее мучительным" для него в период идентификации.  Или другой пример: подростки в этот период часто являются "неуправляемыми" - общение со взрослым человеком, тип которого является передатчиком (или заказчиком - суггестивным передатчиком) для подростка может существенно помочь в этом вопросе.

Наконец, система специально организованных тренингов, использующих Социальные Технологии, поможет подростку освоить основной набор социальных нормативов, а также успешно преодолеть кризис достижения эго-идентичности.

Таким образом, использование Социальных Технологий с целью помощи подростку в преодолении кризиса эго-идентичности способно оказать большую помощь как профессионалу, использующему теорию личности Э. Эриксона и разработанные на ее основе методики, так и практику- педагогу.