2.2. Сегментация рынков недвижимости
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57
Конкретные сегменты рынка недвижимости характеризуются ви-
дом использования имущества, местоположением, потенциалом прино-
симого дохода, типичными характеристиками арендаторов, инвестици-
онной мотивацией и другими признаками, признаваемыми в процессе
обмена недвижимого имущества. В свою очередь, рынки недвижимости испытывают влияние разнообразных факторов социального, экономиче-
ского, государственного и экологического характера.
Анализ рыночных тенденций и динамики цен требует сегмента-
ции рынка.
Основные сегменты рынка недвижимости:
• в зависимости от объекта (рынок земельных участков, зданий
и сооружений);
• в зависимости от назначения и варианта использования
объекта недвижимости (рынок офисных зданий, рынок жилой
недвижимости, рынок складской недвижимости, рынок много-
функциональной недвижимости);
• в зависимости от способности приносить доход (рынок до-
ходной и недоходной недвижимости);
• в зависимости от типа операций (рынок аренды и рынок про-
дажи);
• первичный и вторичный рынок.
Рынок недвижимости имеет сложную структуру. Необходимо вы-
делять различные сегменты рынка:
По типу недвижимости (жилая, офисная, индустриальная,
складская, многофункциональная недвижимость), все типы которой
имеют общую черту – по своему функциональному назначению они
предназначены для ведения специфического бизнеса. Примерами такой
собственности являются гостиницы, рестораны, бары, спортивно-
оздоровительные комплексы, танцевальные залы и т.д. Оценка стоимо-
сти такого типа недвижимости может быть осуществлена с точки зрения
ее коммерческого потенциала.
По различным регионам (например, регионы со стабильно высо-
кой занятостью, регионы с вновь возникшей высокой занятостью, ре-
гионы с циклической занятостью, с традиционно низкой занятостью, с
вновь возникшей низкой занятостью).
По инструментам инвестирования в недвижимость (рынок прав
преимущественной аренды, рынок смешанных долговых обязательств,
рынок ипотеки, собственного капитала, заемного капитала, опционов).
Структуризация рынка недвижимости, его классификация по оп-
ределенным признакам определяется целями анализа, в зависимости от
которых изменяются приоритеты и значимость, придаваемая тому или
иному рассматриваемому параметру. Например, потенциальным инве-
сторам целесообразно проводить классификацию рынка недвижимости в
зависимости от используемых инструментов инвестирования. Оценщи-
ку, помимо вышеприведенной структуры рынка, необходима класси-
фикация объектов недвижимости по степени готовности:
• готовые объекты;
• объекты, требующие реконструкции или капитального ремонта;
• незавершенные объекты.
Рынок недвижимости подразделяется на сегменты исходя из на-
значения недвижимости и ее привлекательности для различных участ-
ников рынка. Сегменты, в свою очередь, подразделяются на субрынки в
соответствии с предпочтениями покупателей и продавцов, на которые
влияют социальные, экономические, государственные и экологические
факторы. Исследование сегментов рынка недвижимости проводится по
таким параметрам, как местоположение, конкуренция, а также спрос и
предложения, которые относятся к общим условиям рынка недвижимо-
сти.
Разбиение рынка недвижимости на отдельные сегменты проводит-
ся в соответствии с преобладающими потребностями участников рынка,
инвестиционной мотивацией, местоположением, сроком фактического
функционирования объекта, физическими характеристиками, дизайном,
особенностями зонирования недвижимости.
Принципы классификации объектов, положенные в основу сег-
ментации рынков недвижимости, подчинены конкретным задачам про-
цедуры оценки и требуют всестороннего учета характеристик оценивае-
мой недвижимости.
В зависимости от назначения (направления использования) объек-
та недвижимости, рынок можно разделить на пять сегментов:
1. Жилая недвижимость (многоквартирные, односемейные дома,
квартиры и комнаты).
2. Коммерческая недвижимость (офисные, торговые, производст-
венно-промышленные, торговые, складские здания, гостиницы,
рестораны).
3. Промышленная недвижимость (промышленные предприятия,
здания НИИ).
4. Незастроенные земельные участки различного назначения (го-
родские земли, сельскохозяйственные и охотничьи угодья, запо-
ведники, зоны разработки полезных ископаемых).
5. Недвижимость специального назначения (объекты, имеющие
ограничения по их использованию в силу специфики конструк-
тивных характеристик, например церкви, аэропорты, тюрьмы
и др.).
В зависимости от состояния земельного участка, рынок недвижи-
мости можно разделить на:
1. Застроенные земельные участки.
2. Незастроенные земельные участки, пригодные для последую-
щей застройки.
3. Незастроенные земельные участки, не пригодные для после-
дующей застройки.
В зависимости от характера полезности недвижимости (ее способ-
ности приносить доход) подразделяются:
1. Доходная недвижимость.
2. Условно доходная недвижимость.
3. Бездоходная недвижимость.
В зависимости от степени представленности объектов:
1. Уникальные объекты.
2. Редкие объекты.
3. Широко распространенные объекты.
В зависимости от экономической активности регионов:
1. Активные рынки недвижимости.
2. Пассивные рынки недвижимости.
В зависимости от степени готовности:
1. Незастроенные земельные участки.
2. Готовые объекты.
3. Не завершенные строительством объекты.
4. Объекты, нуждающиеся в реконструкции.
Каждый из перечисленных рынков недвижимости, в свою очередь,
может быть разделен на специализированные субрынки. Субрынки сег-
ментируются в соответствии с покупательскими предпочтениями по от-
ношению к цене недвижимости, сложности управления, величине дохо-
да, степени износа, окружению, более узкой специализацией и др. Так,
рынок сельскохозяйственной недвижимости может быть подразделен на
рынки пастбищ, животноводческих ферм, лесных угодий, пахотных зе-
мель, садов и пастбищ для крупного рогатого скота.
Процесс идентификации конкретного объекта в рамках более
крупного рынка называется сегментацией. Процесс сегментации рынка
обычно заключается в выделении оцениваемой недвижимости в само-
стоятельный подкласс в соответствии с выявленными характеристиками
оцениваемого объекта.
Субрынок делится на меньшие сегменты в результате определения
различных предпочтений покупателей и продавцов относительно разме-
ра, дизайна, ценового диапазона, местоположения и др.
Оценщики недвижимости изучают географические, демографиче-
ские, социально-экономические, психологические и производственные
характеристики рынка недвижимости в контексте общеэкономической и
региональной ситуации.
Конкретные сегменты рынка недвижимости характеризуются ви-
дом использования имущества, местоположением, потенциалом прино-
симого дохода, типичными характеристиками арендаторов, инвестици-
онной мотивацией и другими признаками, признаваемыми в процессе
обмена недвижимого имущества. В свою очередь, рынки недвижимости испытывают влияние разнообразных факторов социального, экономиче-
ского, государственного и экологического характера.
Анализ рыночных тенденций и динамики цен требует сегмента-
ции рынка.
Основные сегменты рынка недвижимости:
• в зависимости от объекта (рынок земельных участков, зданий
и сооружений);
• в зависимости от назначения и варианта использования
объекта недвижимости (рынок офисных зданий, рынок жилой
недвижимости, рынок складской недвижимости, рынок много-
функциональной недвижимости);
• в зависимости от способности приносить доход (рынок до-
ходной и недоходной недвижимости);
• в зависимости от типа операций (рынок аренды и рынок про-
дажи);
• первичный и вторичный рынок.
Рынок недвижимости имеет сложную структуру. Необходимо вы-
делять различные сегменты рынка:
По типу недвижимости (жилая, офисная, индустриальная,
складская, многофункциональная недвижимость), все типы которой
имеют общую черту – по своему функциональному назначению они
предназначены для ведения специфического бизнеса. Примерами такой
собственности являются гостиницы, рестораны, бары, спортивно-
оздоровительные комплексы, танцевальные залы и т.д. Оценка стоимо-
сти такого типа недвижимости может быть осуществлена с точки зрения
ее коммерческого потенциала.
По различным регионам (например, регионы со стабильно высо-
кой занятостью, регионы с вновь возникшей высокой занятостью, ре-
гионы с циклической занятостью, с традиционно низкой занятостью, с
вновь возникшей низкой занятостью).
По инструментам инвестирования в недвижимость (рынок прав
преимущественной аренды, рынок смешанных долговых обязательств,
рынок ипотеки, собственного капитала, заемного капитала, опционов).
Структуризация рынка недвижимости, его классификация по оп-
ределенным признакам определяется целями анализа, в зависимости от
которых изменяются приоритеты и значимость, придаваемая тому или
иному рассматриваемому параметру. Например, потенциальным инве-
сторам целесообразно проводить классификацию рынка недвижимости в
зависимости от используемых инструментов инвестирования. Оценщи-
ку, помимо вышеприведенной структуры рынка, необходима класси-
фикация объектов недвижимости по степени готовности:
• готовые объекты;
• объекты, требующие реконструкции или капитального ремонта;
• незавершенные объекты.
Рынок недвижимости подразделяется на сегменты исходя из на-
значения недвижимости и ее привлекательности для различных участ-
ников рынка. Сегменты, в свою очередь, подразделяются на субрынки в
соответствии с предпочтениями покупателей и продавцов, на которые
влияют социальные, экономические, государственные и экологические
факторы. Исследование сегментов рынка недвижимости проводится по
таким параметрам, как местоположение, конкуренция, а также спрос и
предложения, которые относятся к общим условиям рынка недвижимо-
сти.
Разбиение рынка недвижимости на отдельные сегменты проводит-
ся в соответствии с преобладающими потребностями участников рынка,
инвестиционной мотивацией, местоположением, сроком фактического
функционирования объекта, физическими характеристиками, дизайном,
особенностями зонирования недвижимости.
Принципы классификации объектов, положенные в основу сег-
ментации рынков недвижимости, подчинены конкретным задачам про-
цедуры оценки и требуют всестороннего учета характеристик оценивае-
мой недвижимости.
В зависимости от назначения (направления использования) объек-
та недвижимости, рынок можно разделить на пять сегментов:
1. Жилая недвижимость (многоквартирные, односемейные дома,
квартиры и комнаты).
2. Коммерческая недвижимость (офисные, торговые, производст-
венно-промышленные, торговые, складские здания, гостиницы,
рестораны).
3. Промышленная недвижимость (промышленные предприятия,
здания НИИ).
4. Незастроенные земельные участки различного назначения (го-
родские земли, сельскохозяйственные и охотничьи угодья, запо-
ведники, зоны разработки полезных ископаемых).
5. Недвижимость специального назначения (объекты, имеющие
ограничения по их использованию в силу специфики конструк-
тивных характеристик, например церкви, аэропорты, тюрьмы
и др.).
В зависимости от состояния земельного участка, рынок недвижи-
мости можно разделить на:
1. Застроенные земельные участки.
2. Незастроенные земельные участки, пригодные для последую-
щей застройки.
3. Незастроенные земельные участки, не пригодные для после-
дующей застройки.
В зависимости от характера полезности недвижимости (ее способ-
ности приносить доход) подразделяются:
1. Доходная недвижимость.
2. Условно доходная недвижимость.
3. Бездоходная недвижимость.
В зависимости от степени представленности объектов:
1. Уникальные объекты.
2. Редкие объекты.
3. Широко распространенные объекты.
В зависимости от экономической активности регионов:
1. Активные рынки недвижимости.
2. Пассивные рынки недвижимости.
В зависимости от степени готовности:
1. Незастроенные земельные участки.
2. Готовые объекты.
3. Не завершенные строительством объекты.
4. Объекты, нуждающиеся в реконструкции.
Каждый из перечисленных рынков недвижимости, в свою очередь,
может быть разделен на специализированные субрынки. Субрынки сег-
ментируются в соответствии с покупательскими предпочтениями по от-
ношению к цене недвижимости, сложности управления, величине дохо-
да, степени износа, окружению, более узкой специализацией и др. Так,
рынок сельскохозяйственной недвижимости может быть подразделен на
рынки пастбищ, животноводческих ферм, лесных угодий, пахотных зе-
мель, садов и пастбищ для крупного рогатого скота.
Процесс идентификации конкретного объекта в рамках более
крупного рынка называется сегментацией. Процесс сегментации рынка
обычно заключается в выделении оцениваемой недвижимости в само-
стоятельный подкласс в соответствии с выявленными характеристиками
оцениваемого объекта.
Субрынок делится на меньшие сегменты в результате определения
различных предпочтений покупателей и продавцов относительно разме-
ра, дизайна, ценового диапазона, местоположения и др.
Оценщики недвижимости изучают географические, демографиче-
ские, социально-экономические, психологические и производственные
характеристики рынка недвижимости в контексте общеэкономической и
региональной ситуации.