7.1. Специфика земельного участка
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57
Земельный участок – это часть поверхности, которая имеет фикси-
рованную границу, площадь, местоположение, правовой статус и другие
характеристики, отражаемые в Государственном земельном кадастре и
документах государственной регистрации прав на землю.
Владелец земли в первую очередь имеет право на доход, приноси-
мый всем объектом недвижимости, поскольку стоимость зданий, соору-
жений и других улучшений на земельном участке носит вторичный ха-
рактер и выступает как дополнительный вклад в стоимость земельного
участка. Кроме того, выгоды от использования земельного участка реа-
лизуются на протяжении неограниченного времени, а все улучшения
имеют определенный срок службы, что особенно актуально в настоящее
время, когда многие здания, сооружения и технологии физически и мо-
рально устарели.
В современных условиях России земля является одним из наибо-
лее сложных объектов экономической оценки в составе недвижимости
по следующим причинам:
1) специфика данного объекта;
2) неразработанность нормативно-правовой базы;
3) неразвитость земельного рынка в стране.
Отличия земельного участка от других видов недвижимости обу-
словлены следующими особенностями:
а) земля является природным ресурсом, который невозможно сво-
бодно воспроизвести в отличие от других объектов недвижимости;
б) при оценке всегда необходимо учитывать возможность много-
целевого использования земли:
• как основного средства производства. Сельскохозяйственные и
лесные земли выступают средством производства сырьевых ре-
сурсов, необходимых практически для всех отраслей экономики,
а также продуктов питания;
• как пространства для социально-экономического развития. Зем-
ля является пространственным базисом для размещения различ-
ных объектов недвижимости;
в) земельный фонд выступает основой формирования среды про-
живания населения страны и обеспечивает экологическую безопасность,
особенно земли лесного и водного фондов. Поэтому во всех развитых
странах государство регулирует использование земли одновременно как
природного, так и хозяйственного объекта;
г) в отличие от других объектов недвижимости к стоимости зе-
мельных участков не применяются понятия физического и функцио-
нального износа, а также амортизации, поскольку срок эксплуатации зе-
мельных участков не ограничен. Поэтому стоимость земли, количество которой ограничено, в отличие от стоимости зданий, сооружений и дру-
гих улучшений со временем, как правило, увеличивается;
д) использованием и охраной земли в Российской Федерации как
основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствую-
щих территориях.
Таким образом, экономически обоснованная стоимостная оценка
земель является сложной процедурой, так как должна учитывать воз-
можность их одновременного использования как природного ресурса,
основы среды проживания населения и объекта недвижимости.
При этом необходимо особо подчеркнуть роль государства, зе-
мельная политика которого должна быть направлена на рациональное
использование и охрану, воспроизводство и повышение плодородия
почв, сохранение и улучшение благоприятной для жизни и здоровья лю-
дей окружающей природной среды, способствуя тем самым принятию
научно обоснованных решений в области землепользования и градо-
строительства.
Заниженная оценка стоимости земли порождает неэффективное
землепользование в сельском и лесном хозяйствах, а также нерацио-
нальную модель городского развития, например размещение в цен-
тральной части промышленных зон, а также экологически вредных
предприятий.
Большое значение при оценке имеет категория использования зем-
ли, так как она обусловливает правовое положение, разрешенное ис-
пользование и различные сервитуты, относящиеся к конкретному зе-
мельному
Земельный фонд России по целевому назначению и правовому ре-
жиму включает 7 категорий земель:
1. К землям поселений (городов, поселков и сельских поселений)
относятся все земли в пределах черты поселений, находящиеся в веде-
нии городских и сельских администраций. Черта поселений – это внеш-
ние границы земель города, поселка, сельского поселения, которые от-
деляют эти земли от иных земель. Включение земельных участков в чер-
ту города не влечет прекращения права собственности на землю, права
землевладения, землепользования и аренды на эти участки.
В отличие от других категорий земель, которые представляют, как
правило, отдельные объекты, относительно не зависящие и легкоотчуж-
даемые от иных объектов, земли населенных пунктов со всеми улучше-
ниями – системой инженерных сооружений и коммуникаций, улично-
дорожной и транспортной сетью и другими элементами городской ин-
фраструктуры представляют наибольшую сложность для оценки.
2. Земли сельскохозяйственного назначения образуют террито-
рии, используемые соответствующими предприятиями, организациями и
гражданами для нужд сельскохозяйственного производства. В их соста-
ве выделяются сельскохозяйственные угодья и земли, занятые лесополо-
сами, внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесами, болотами, зданиями и сооружениями, необходимыми для функционирования
сельского хозяйства. Важнейшими ценообразующими характеристиками
данных земель выступают плодородие и местоположение.
3. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи,
обороны и иного специального назначения – это земли, отведенные в
установленном порядке соответствующим предприятиям, учреждениями
и организациям для выполнения их хозяйственной деятельности (произ-
водства, строительства, транспортировки и т.п.).
4. Земли особо охраняемых территорий – земельные участки,
которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное,
эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное назначе-
ние. Эти земли постановлениями федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями
органов местного самоуправления полностью или частично изъяты из
хозяйственного использования и гражданского оборота, и для них уста-
новлен особый правовой режим.
5. Земли лесного фонда – лесные земли (покрытые и не покрытые
лесом), а также нелесные земли (болота, дороги и другие), используемые
для ведения лесного хозяйства.
6. Земли водного фонда – территории, занятые водоемами, лед-
никами, болотами, а также земли, выделяемые под полосы отвода гидро-
технических, водохозяйственных и иных сооружений, необходимых для
использования водных объектов.
7. Земли запаса – это государственные земли, не предоставленные
муниципальным органам, гражданам и юридическим лицам в собствен-
ность, владение, пользование или аренду, а также земли, выведенные из
хозяйственного оборота в результате консервации. Использование зе-
мель запаса допускается после перевода их в другую категорию.
Оценка земли подразделяется на массовую кадастровую оценку
земельных участков и рыночную оценку единичного земельного участ-
ка.
Целью кадастровой оценки является одновременное определение
кадастровой стоимости всех земельных участков в границах админист-
ративно-территориальных образований (областей, районов, городов, по-
селков и т.п.) по оценочным зонам на определенную дату. В соответст-
вие с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 авгу-
ста 1999 г. Л° 945 Государственному комитету по земельной политике
поручено провести в 1999-2001 гг. государственную кадастровую оцен-
ку всех категорий земель на территории России для целей налогообло-
жения и иных целей, установленных законом. Государственная кадаст-
ровая оценка земель основывается на классификации земель по целево-
му назначению и виду функционального использования. Правилами
проведения государственной кадастровой оценки земель, которые ут-
верждены постановлением Правительства Российской Федерации от
8 апреля 2000 г. № 316, предусматривается привлечение к указанным работам лиц, имеющих лицензию на осуществление оценочной
деятельности.
Целью единичной оценки является определение рыночной или ка-
кой-либо другой стоимости единичного земельного участка на дату про-
ведения оценки независимыми оценщиками в соответствии с принятыми
стандартами и методами оценки.
Земельный участок – это часть поверхности, которая имеет фикси-
рованную границу, площадь, местоположение, правовой статус и другие
характеристики, отражаемые в Государственном земельном кадастре и
документах государственной регистрации прав на землю.
Владелец земли в первую очередь имеет право на доход, приноси-
мый всем объектом недвижимости, поскольку стоимость зданий, соору-
жений и других улучшений на земельном участке носит вторичный ха-
рактер и выступает как дополнительный вклад в стоимость земельного
участка. Кроме того, выгоды от использования земельного участка реа-
лизуются на протяжении неограниченного времени, а все улучшения
имеют определенный срок службы, что особенно актуально в настоящее
время, когда многие здания, сооружения и технологии физически и мо-
рально устарели.
В современных условиях России земля является одним из наибо-
лее сложных объектов экономической оценки в составе недвижимости
по следующим причинам:
1) специфика данного объекта;
2) неразработанность нормативно-правовой базы;
3) неразвитость земельного рынка в стране.
Отличия земельного участка от других видов недвижимости обу-
словлены следующими особенностями:
а) земля является природным ресурсом, который невозможно сво-
бодно воспроизвести в отличие от других объектов недвижимости;
б) при оценке всегда необходимо учитывать возможность много-
целевого использования земли:
• как основного средства производства. Сельскохозяйственные и
лесные земли выступают средством производства сырьевых ре-
сурсов, необходимых практически для всех отраслей экономики,
а также продуктов питания;
• как пространства для социально-экономического развития. Зем-
ля является пространственным базисом для размещения различ-
ных объектов недвижимости;
в) земельный фонд выступает основой формирования среды про-
живания населения страны и обеспечивает экологическую безопасность,
особенно земли лесного и водного фондов. Поэтому во всех развитых
странах государство регулирует использование земли одновременно как
природного, так и хозяйственного объекта;
г) в отличие от других объектов недвижимости к стоимости зе-
мельных участков не применяются понятия физического и функцио-
нального износа, а также амортизации, поскольку срок эксплуатации зе-
мельных участков не ограничен. Поэтому стоимость земли, количество которой ограничено, в отличие от стоимости зданий, сооружений и дру-
гих улучшений со временем, как правило, увеличивается;
д) использованием и охраной земли в Российской Федерации как
основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствую-
щих территориях.
Таким образом, экономически обоснованная стоимостная оценка
земель является сложной процедурой, так как должна учитывать воз-
можность их одновременного использования как природного ресурса,
основы среды проживания населения и объекта недвижимости.
При этом необходимо особо подчеркнуть роль государства, зе-
мельная политика которого должна быть направлена на рациональное
использование и охрану, воспроизводство и повышение плодородия
почв, сохранение и улучшение благоприятной для жизни и здоровья лю-
дей окружающей природной среды, способствуя тем самым принятию
научно обоснованных решений в области землепользования и градо-
строительства.
Заниженная оценка стоимости земли порождает неэффективное
землепользование в сельском и лесном хозяйствах, а также нерацио-
нальную модель городского развития, например размещение в цен-
тральной части промышленных зон, а также экологически вредных
предприятий.
Большое значение при оценке имеет категория использования зем-
ли, так как она обусловливает правовое положение, разрешенное ис-
пользование и различные сервитуты, относящиеся к конкретному зе-
мельному
Земельный фонд России по целевому назначению и правовому ре-
жиму включает 7 категорий земель:
1. К землям поселений (городов, поселков и сельских поселений)
относятся все земли в пределах черты поселений, находящиеся в веде-
нии городских и сельских администраций. Черта поселений – это внеш-
ние границы земель города, поселка, сельского поселения, которые от-
деляют эти земли от иных земель. Включение земельных участков в чер-
ту города не влечет прекращения права собственности на землю, права
землевладения, землепользования и аренды на эти участки.
В отличие от других категорий земель, которые представляют, как
правило, отдельные объекты, относительно не зависящие и легкоотчуж-
даемые от иных объектов, земли населенных пунктов со всеми улучше-
ниями – системой инженерных сооружений и коммуникаций, улично-
дорожной и транспортной сетью и другими элементами городской ин-
фраструктуры представляют наибольшую сложность для оценки.
2. Земли сельскохозяйственного назначения образуют террито-
рии, используемые соответствующими предприятиями, организациями и
гражданами для нужд сельскохозяйственного производства. В их соста-
ве выделяются сельскохозяйственные угодья и земли, занятые лесополо-
сами, внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесами, болотами, зданиями и сооружениями, необходимыми для функционирования
сельского хозяйства. Важнейшими ценообразующими характеристиками
данных земель выступают плодородие и местоположение.
3. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи,
обороны и иного специального назначения – это земли, отведенные в
установленном порядке соответствующим предприятиям, учреждениями
и организациям для выполнения их хозяйственной деятельности (произ-
водства, строительства, транспортировки и т.п.).
4. Земли особо охраняемых территорий – земельные участки,
которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное,
эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное назначе-
ние. Эти земли постановлениями федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями
органов местного самоуправления полностью или частично изъяты из
хозяйственного использования и гражданского оборота, и для них уста-
новлен особый правовой режим.
5. Земли лесного фонда – лесные земли (покрытые и не покрытые
лесом), а также нелесные земли (болота, дороги и другие), используемые
для ведения лесного хозяйства.
6. Земли водного фонда – территории, занятые водоемами, лед-
никами, болотами, а также земли, выделяемые под полосы отвода гидро-
технических, водохозяйственных и иных сооружений, необходимых для
использования водных объектов.
7. Земли запаса – это государственные земли, не предоставленные
муниципальным органам, гражданам и юридическим лицам в собствен-
ность, владение, пользование или аренду, а также земли, выведенные из
хозяйственного оборота в результате консервации. Использование зе-
мель запаса допускается после перевода их в другую категорию.
Оценка земли подразделяется на массовую кадастровую оценку
земельных участков и рыночную оценку единичного земельного участ-
ка.
Целью кадастровой оценки является одновременное определение
кадастровой стоимости всех земельных участков в границах админист-
ративно-территориальных образований (областей, районов, городов, по-
селков и т.п.) по оценочным зонам на определенную дату. В соответст-
вие с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 авгу-
ста 1999 г. Л° 945 Государственному комитету по земельной политике
поручено провести в 1999-2001 гг. государственную кадастровую оцен-
ку всех категорий земель на территории России для целей налогообло-
жения и иных целей, установленных законом. Государственная кадаст-
ровая оценка земель основывается на классификации земель по целево-
му назначению и виду функционального использования. Правилами
проведения государственной кадастровой оценки земель, которые ут-
верждены постановлением Правительства Российской Федерации от
8 апреля 2000 г. № 316, предусматривается привлечение к указанным работам лиц, имеющих лицензию на осуществление оценочной
деятельности.
Целью единичной оценки является определение рыночной или ка-
кой-либо другой стоимости единичного земельного участка на дату про-
ведения оценки независимыми оценщиками в соответствии с принятыми
стандартами и методами оценки.