4.1.8. Экономический анализ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 
153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 
170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 
187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 

 

            Основной вопрос финансового анализа: может ли проект увеличить богатство владельцев предприятия (акционеров)? Ответ на этот вопрос, как было показано в предыдущем разделе, можно дать с помощью анализа денежных потоков. Экономический анализ состоит в оценке влияния вклада проекта в увеличении богатства государства (нации).

            Рассмотрим пример постановки задачи экономического анализа. Пусть компания С занимается производством какого-либо товара при следующих условиях:

государственная организация продает компании сырье по льготным ценам;

комплектующие элементы, которые импортируются, также продаются компании государством по ценам ниже международных рыночных;

предприятие платит своим рабочим зарплату на уровне стандартов страны;

в результате предприятие продает товары государственному предприятию по ценам существенно меньшим, чем можно было бы продать за рубежом на свободном рынке.

            Задача заключается в том, чтобы установить выгоду государства от реализации такого проекта, сравнив его со следующими вариантами:

продавать компании сырье и комплектующие по рыночным ценам, платить рабочим по мировым стандартам и покупать потом у компании товары по свободным ценам;

покупать аналогичный (главным образом по показателям качества) товар за границей.

            Таким образом, в процессе экономического анализа необходимо выяснить прибыльность государства, а не владельцев компании от реализации этого проекта.

            В чем необходимость экономического анализа? Если рынок полностью (идеально) свободный, то никакого экономического анализа делать не надо, так как то, что выгодно владельцам компании, одновременно выгодно всем остальным. Не претендуя на глобальность последующего определения, перечислим  основные черты свободного рынка:

изобилие покупателей и продавцов;

все производственные факторы (труд, капитал, материалы) мобильны;

цены свободно устанавливаются исходя из желаний продавца и покупателя;

нет барьеров для входа новых компаний в рынок.

            Такую ситуацию следует признать идеальной даже для передовых западных стран. Реально цены на многие товары искусственно изменяются государством (завышаются или занижаются), и очень редко можно оценить экономический вклад проекта, если известен финансовый. Поэтому для крупных инвестиционных проектов помимо оценки их финансовой эффективности принято анализировать экономическую эффективность и экономическую притягательность (т.е. степень соответствия проекта национально приоритетным задачам).

            Измерение экономической притягательности инвестиционного проекта может быть осуществлено по следующей схеме.

Шаг 1. Выбирают цели и взвешивают их. Например:

 

Цели государства

Вес цели

1

Приток твердой валюты

0.30

2

Экономия твердой валюты

0.20

3

Увеличение продуктов на местном рынке

0.15

4

Обеспечение занятости населения

0.20

5

Развитие регионов

0.15

 

Всего

1.00

 

Шаг 2. Для каждого из альтернативных проектов определяют численную меру достижения каждой цели W (в абсолютных значениях или в процентном отношении к лучшему). Для каждого проекта вычисляют взвешенное значение комплексного критерия

            .

Шаг 3. Выбор наилучшего варианта производится по критерию максимума обобщенного критерия.       

            Измерение экономической эффективности производится с учетом стоимости возможной закупки ресурсов и готовой продукции, внутренних цен (которые отличаются от мировых), и многого другого, что является отличительной особенностью страны и не совпадает с мировыми правилами и расценками (например, условия работы с валютами других стран).

            Укрупненно процедура оценки экономической эффективности может быть представлена в виде следующей последовательности.

Представить результаты финансового анализа.

Сделать новую классификацию затрат и доходов с точки зрения экономического анализа.

Перевести финансовые значения в экономические (они не совпадают по причине несоответствия цен и затрат для внешнего и внутреннего рынка).

Оценить стоимость других возможностей для использования ресурсов и получения такого же продукта.

Исключить все расчеты по внутренним платежам (так как они не изменяют общего богатства страны).

Сопоставить ежегодные экономические потоки средств с исходным объемом инвестиции (это будет конечный итог).

            Еще раз подчеркнем, что экономический анализ обычно проводится для крупных инвестиционных проектов, которые разрабатываются по заказу правительства и призваны решить какую-либо национально значимую задачу. Если предприятие разрабатывает инвестиционный проект по своей собственной инициативе, самостоятельно привлекая инвестора, оно в конечном итоге фокусирует общий интерес проекта на выгодах его участников, главным образом тех физических и юридических лиц, которые предоставили финансовые ресурсы для проекта. И если в число этих лиц не входит государство, экономический анализ проекта можно не производить.

 

 

            Основной вопрос финансового анализа: может ли проект увеличить богатство владельцев предприятия (акционеров)? Ответ на этот вопрос, как было показано в предыдущем разделе, можно дать с помощью анализа денежных потоков. Экономический анализ состоит в оценке влияния вклада проекта в увеличении богатства государства (нации).

            Рассмотрим пример постановки задачи экономического анализа. Пусть компания С занимается производством какого-либо товара при следующих условиях:

государственная организация продает компании сырье по льготным ценам;

комплектующие элементы, которые импортируются, также продаются компании государством по ценам ниже международных рыночных;

предприятие платит своим рабочим зарплату на уровне стандартов страны;

в результате предприятие продает товары государственному предприятию по ценам существенно меньшим, чем можно было бы продать за рубежом на свободном рынке.

            Задача заключается в том, чтобы установить выгоду государства от реализации такого проекта, сравнив его со следующими вариантами:

продавать компании сырье и комплектующие по рыночным ценам, платить рабочим по мировым стандартам и покупать потом у компании товары по свободным ценам;

покупать аналогичный (главным образом по показателям качества) товар за границей.

            Таким образом, в процессе экономического анализа необходимо выяснить прибыльность государства, а не владельцев компании от реализации этого проекта.

            В чем необходимость экономического анализа? Если рынок полностью (идеально) свободный, то никакого экономического анализа делать не надо, так как то, что выгодно владельцам компании, одновременно выгодно всем остальным. Не претендуя на глобальность последующего определения, перечислим  основные черты свободного рынка:

изобилие покупателей и продавцов;

все производственные факторы (труд, капитал, материалы) мобильны;

цены свободно устанавливаются исходя из желаний продавца и покупателя;

нет барьеров для входа новых компаний в рынок.

            Такую ситуацию следует признать идеальной даже для передовых западных стран. Реально цены на многие товары искусственно изменяются государством (завышаются или занижаются), и очень редко можно оценить экономический вклад проекта, если известен финансовый. Поэтому для крупных инвестиционных проектов помимо оценки их финансовой эффективности принято анализировать экономическую эффективность и экономическую притягательность (т.е. степень соответствия проекта национально приоритетным задачам).

            Измерение экономической притягательности инвестиционного проекта может быть осуществлено по следующей схеме.

Шаг 1. Выбирают цели и взвешивают их. Например:

 

Цели государства

Вес цели

1

Приток твердой валюты

0.30

2

Экономия твердой валюты

0.20

3

Увеличение продуктов на местном рынке

0.15

4

Обеспечение занятости населения

0.20

5

Развитие регионов

0.15

 

Всего

1.00

 

Шаг 2. Для каждого из альтернативных проектов определяют численную меру достижения каждой цели W (в абсолютных значениях или в процентном отношении к лучшему). Для каждого проекта вычисляют взвешенное значение комплексного критерия

            .

Шаг 3. Выбор наилучшего варианта производится по критерию максимума обобщенного критерия.       

            Измерение экономической эффективности производится с учетом стоимости возможной закупки ресурсов и готовой продукции, внутренних цен (которые отличаются от мировых), и многого другого, что является отличительной особенностью страны и не совпадает с мировыми правилами и расценками (например, условия работы с валютами других стран).

            Укрупненно процедура оценки экономической эффективности может быть представлена в виде следующей последовательности.

Представить результаты финансового анализа.

Сделать новую классификацию затрат и доходов с точки зрения экономического анализа.

Перевести финансовые значения в экономические (они не совпадают по причине несоответствия цен и затрат для внешнего и внутреннего рынка).

Оценить стоимость других возможностей для использования ресурсов и получения такого же продукта.

Исключить все расчеты по внутренним платежам (так как они не изменяют общего богатства страны).

Сопоставить ежегодные экономические потоки средств с исходным объемом инвестиции (это будет конечный итог).

            Еще раз подчеркнем, что экономический анализ обычно проводится для крупных инвестиционных проектов, которые разрабатываются по заказу правительства и призваны решить какую-либо национально значимую задачу. Если предприятие разрабатывает инвестиционный проект по своей собственной инициативе, самостоятельно привлекая инвестора, оно в конечном итоге фокусирует общий интерес проекта на выгодах его участников, главным образом тех физических и юридических лиц, которые предоставили финансовые ресурсы для проекта. И если в число этих лиц не входит государство, экономический анализ проекта можно не производить.