Введение

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75  77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 
153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 
170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 
187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 

Вершиной мастерства деятельности финансового менеджера является применение современных методов финансового планирования и контроля, которые в последнее время принято определять с помощью термина «Бюджетирование». Бюджетирование подразделяется на краткосрочное, или текущее, которое охватывает период, не превосходящий один год, и капитальное, которое часто называют инвестиционным.  В рамках текущего бюджетирования рассматривается задача оценки и планирования всех, входных и выходных, денежных потоков, как результат деятельности компании в краткосрочном периоде времени – месяц, квартал, год. При этом каждый из указанных промежутков разбивается на менее продолжительные периоды, например, год разбивается на 12 месяцев.

Основная цель годового бюджетирования состоит в том, чтобы оценить  нехватку денежных ресурсов и предусмотреть пути дополнительного финансирования. Следующим этапом бюджетирования выступает разработка и контроль месячного бюджета. Данный бюджет уже играет роль своеобразного «финансового закона» на предприятии. Это – своего рода «императив» деятельности предприятия. Невыполнение месячного бюджета рассматривается как крайне негативное событие на предприятии.

Существенно отметить, что в качестве конечного результата бюджетирование рассматривается не прибыль, а чистый денежный поток. В этом смысле бюджетирование является вторым шагом в сложной проблеме планирования деятельности предприятия, после анализа безубыточности и целевого планирования прибыли (см. книгу В.П. Савчука «Управление издержками и целевое планирование прибыли»).

В настоящем учебном пособии проведено систематическое изложение практических вопросов текущего бюджетирования деятельности предприятия, включающее

общие методические вопросы,

вопросы выбора структуры процесса бюджетирования,

финансовые технологии составления бюджета (отдельно для годового и месячного бюджета),

вопросы контроля выполнения бюджета.

            Как замыкание общей системы, в учебном пособии рассмотрено, так называемое, тотальное управление деньгами, которое приходит к нам из финансового менеджмента США, и котором, по-видимому, суждено стать очередным «хитом сезона».

            Общие методические вопросы финансового планирования и бюджетирования изложены с существенным использованием книги Р. Брейли, С. Майерса,  Принципы корпоративных финансов. – М.: «ОЛИМП-БИЗНЕС», 1997, которую автор считает одной из лучших в данной области. Тотальное управление деньгами изложено, следуя книге А. Кинга. Тотальное управление деньгами. – СПб.: «Полигон», 1999.

            Практическое  бюджетирования даже среднего по масштабу предприятия нельзя выполнить «вручную». Для этого должны быть использования компьютерные финансовые технологии. Читатели, которые заинтересованы в освоении этой части процесса бюджетирования могут найти примеры воплощения таких технологий в примерах деловых ситуаций, которые помещены в приложении к книге.

 

 

Вершиной мастерства деятельности финансового менеджера является применение современных методов финансового планирования и контроля, которые в последнее время принято определять с помощью термина «Бюджетирование». Бюджетирование подразделяется на краткосрочное, или текущее, которое охватывает период, не превосходящий один год, и капитальное, которое часто называют инвестиционным.  В рамках текущего бюджетирования рассматривается задача оценки и планирования всех, входных и выходных, денежных потоков, как результат деятельности компании в краткосрочном периоде времени – месяц, квартал, год. При этом каждый из указанных промежутков разбивается на менее продолжительные периоды, например, год разбивается на 12 месяцев.

Основная цель годового бюджетирования состоит в том, чтобы оценить  нехватку денежных ресурсов и предусмотреть пути дополнительного финансирования. Следующим этапом бюджетирования выступает разработка и контроль месячного бюджета. Данный бюджет уже играет роль своеобразного «финансового закона» на предприятии. Это – своего рода «императив» деятельности предприятия. Невыполнение месячного бюджета рассматривается как крайне негативное событие на предприятии.

Существенно отметить, что в качестве конечного результата бюджетирование рассматривается не прибыль, а чистый денежный поток. В этом смысле бюджетирование является вторым шагом в сложной проблеме планирования деятельности предприятия, после анализа безубыточности и целевого планирования прибыли (см. книгу В.П. Савчука «Управление издержками и целевое планирование прибыли»).

В настоящем учебном пособии проведено систематическое изложение практических вопросов текущего бюджетирования деятельности предприятия, включающее

общие методические вопросы,

вопросы выбора структуры процесса бюджетирования,

финансовые технологии составления бюджета (отдельно для годового и месячного бюджета),

вопросы контроля выполнения бюджета.

            Как замыкание общей системы, в учебном пособии рассмотрено, так называемое, тотальное управление деньгами, которое приходит к нам из финансового менеджмента США, и котором, по-видимому, суждено стать очередным «хитом сезона».

            Общие методические вопросы финансового планирования и бюджетирования изложены с существенным использованием книги Р. Брейли, С. Майерса,  Принципы корпоративных финансов. – М.: «ОЛИМП-БИЗНЕС», 1997, которую автор считает одной из лучших в данной области. Тотальное управление деньгами изложено, следуя книге А. Кинга. Тотальное управление деньгами. – СПб.: «Полигон», 1999.

            Практическое  бюджетирования даже среднего по масштабу предприятия нельзя выполнить «вручную». Для этого должны быть использования компьютерные финансовые технологии. Читатели, которые заинтересованы в освоении этой части процесса бюджетирования могут найти примеры воплощения таких технологий в примерах деловых ситуаций, которые помещены в приложении к книге.