Введение

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75  77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 
153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 
170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 
187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 

            С недавних пор слово "инвестиция" стало играть особую роль в жизни любого предприятия постсоветского периода. Потеряв возможность черпать финансовые ресурсы из централизованных источников, предприятия бывшего Советского Союза вышли в свободное плавание в бескрайних просторах рыночной экономики, не вполне сознавая, как жить в этих новых условиях. Единственное непреложное правило, которое было моментально усвоено всеми руководителями, состояло в том, что нужны деньги. Если деньги есть, их можно инвестировать и в основные, и в оборотные средства, и при условии, что продукция предприятия имеет достаточный рынок сбыта, можно жить вполне респектабельно даже в условиях нестабильной экономики. Но где найти деньги, и как их привлечь на предприятия? По определению деньги есть у инвесторов, но подавляющая масса инвесторов находится за рубежом, где финансисты играют по своим правилам. Они готовы вложить деньги только в те предприятия и проекты, которые принесут им достаточную отдачу на вложенные средства. Более того, инвесторы, как правило, очень требовательны и нередко капризны с точки зрения предприятий, так как требуют, чтобы им убедительно доказали, что они на самом деле получат желаемую отдачу. Поэтому здесь необходимы четкий экономический расчет и анализ. В настоящее время в странах с рыночной экономикой ситуация такова, что при взаимоотношении двух сторон инвестиционного процесса (инвестора и предприятия) именно получатель чаще всего проявляет инициативу и пытается сначала найти подходящего инвестора, а потом убедить его вложить деньги.

            Цель настоящей книги состоит в том, чтобы изложить по возможности наиболее полный набор средств убеждения инвестора расстаться со своими деньгами. Этот набор средств представляет собой инструментарий инвестиционного проектирования, т. е. методический аппарат разработки инвестиционного проекта. Книга имеет две характерные особенности, которые свидетельствуют о ее в определенной мере уникальности. Во-первых, методической основой книги являются классическая финансовая теория, принятая во всем мире, и международная практика разработки инвестиционных проектов. Автор обстоятельно изучил существующие подходы и школы инвестиционного проектирования и, обобщив их, изложил некоторую последовательность взаимосвязанных вопросов, в комплексе представляющих собой сквозную методику разработки инвестиционных проектов. Во-вторых, книга учитывает особенности, сложившиеся на инвестиционном рынке стран с переходной экономикой. Эти особенности, с одной стороны, пока не позволяют использовать весь спектр возможностей инвестиционного проектирования, а с другой, заставляют по-иному относиться к некоторым критическим вопросам инвестиционного проектирования, таким, например, как оценка стоимости привлекаемого капитала, прогноз денежных потоков, генерируемых инвестицией, и т. д.

            Следует подчеркнуть, что методические материалы книги направлены в первую очередь на анализ реальных, а не финансовых инвестиций. В этом смысле под инвестиционным проектом мы понимаем проект вложения денег в предприятия для приобретения или модернизации основных средств, других направлений использования с целью решения конкретных задач развития.

            Книга рассчитана на две целевые аудитории. Первая – это студенты экономических специальностей, обучающиеся по бакалаврским и магистерским программам, которые могут использовать материалы книги при изучении курсов "Финансы", "Инвестиционная деятельность", "Международная инвестиционная деятельность", а также при выполнении курсовых и дипломных работ. Автор использовал и методически отрабатывал учебные материалы книги на многочисленных экономических образовательных программах Института Всемирного банка, а также в процессе регулярного учебного процесса по программе МВА Международного Института Бизнеса и на экономическом факультете Национальной металлургической академии Украины. Для оценки полноты усвоения учебного материала основная часть разделов книги снабжена контрольными вопросами и задачами, значительная часть которых представлена с решениями.

            Вторая целевая аудитория – это экономисты предприятий, банков, инвестиционных и финансовых компаний, которые осуществляют разработку и экспертизу инвестиционных проектов. Авторы считают, что квалифицированный "инвестиционщик" должен не только знать формальные схемы расчета основных показателей эффективности инвестиционного проекта, но и глубоко понимать экономическую сущность используемых феноменов. В противном случае у него мало шансов иметь успех в привлечении финансовых ресурсов, принадлежащих требовательному инвестору. И если экономист предприятия получил образование в прежние времена, он без труда восполнит пробел в инвестиционных знаниях, прочитав эту книгу. Практическая эффективность материалов книги подтверждается успешной работой Днепропетровского центра послеприватизационной поддержки предприятий, который широко использует излагаемые в книге подходы при разработке инвестиционных проектов.

            В книге помещены две деловые ситуации, которые построены на основе реальных предприятий и могут служить в качестве примера практического воплощения излагаемых в книге технологий диагностики. Пособие снабжено большим количеством контрольных вопросов и расчетных задач, которые расположены по разделам книги. Кроме того, учебные материалы книги содержат сборник типовых задач бюджета капитала, а также комплексное задание по финансовому обоснованию эффективности инвестиций.

 

            С недавних пор слово "инвестиция" стало играть особую роль в жизни любого предприятия постсоветского периода. Потеряв возможность черпать финансовые ресурсы из централизованных источников, предприятия бывшего Советского Союза вышли в свободное плавание в бескрайних просторах рыночной экономики, не вполне сознавая, как жить в этих новых условиях. Единственное непреложное правило, которое было моментально усвоено всеми руководителями, состояло в том, что нужны деньги. Если деньги есть, их можно инвестировать и в основные, и в оборотные средства, и при условии, что продукция предприятия имеет достаточный рынок сбыта, можно жить вполне респектабельно даже в условиях нестабильной экономики. Но где найти деньги, и как их привлечь на предприятия? По определению деньги есть у инвесторов, но подавляющая масса инвесторов находится за рубежом, где финансисты играют по своим правилам. Они готовы вложить деньги только в те предприятия и проекты, которые принесут им достаточную отдачу на вложенные средства. Более того, инвесторы, как правило, очень требовательны и нередко капризны с точки зрения предприятий, так как требуют, чтобы им убедительно доказали, что они на самом деле получат желаемую отдачу. Поэтому здесь необходимы четкий экономический расчет и анализ. В настоящее время в странах с рыночной экономикой ситуация такова, что при взаимоотношении двух сторон инвестиционного процесса (инвестора и предприятия) именно получатель чаще всего проявляет инициативу и пытается сначала найти подходящего инвестора, а потом убедить его вложить деньги.

            Цель настоящей книги состоит в том, чтобы изложить по возможности наиболее полный набор средств убеждения инвестора расстаться со своими деньгами. Этот набор средств представляет собой инструментарий инвестиционного проектирования, т. е. методический аппарат разработки инвестиционного проекта. Книга имеет две характерные особенности, которые свидетельствуют о ее в определенной мере уникальности. Во-первых, методической основой книги являются классическая финансовая теория, принятая во всем мире, и международная практика разработки инвестиционных проектов. Автор обстоятельно изучил существующие подходы и школы инвестиционного проектирования и, обобщив их, изложил некоторую последовательность взаимосвязанных вопросов, в комплексе представляющих собой сквозную методику разработки инвестиционных проектов. Во-вторых, книга учитывает особенности, сложившиеся на инвестиционном рынке стран с переходной экономикой. Эти особенности, с одной стороны, пока не позволяют использовать весь спектр возможностей инвестиционного проектирования, а с другой, заставляют по-иному относиться к некоторым критическим вопросам инвестиционного проектирования, таким, например, как оценка стоимости привлекаемого капитала, прогноз денежных потоков, генерируемых инвестицией, и т. д.

            Следует подчеркнуть, что методические материалы книги направлены в первую очередь на анализ реальных, а не финансовых инвестиций. В этом смысле под инвестиционным проектом мы понимаем проект вложения денег в предприятия для приобретения или модернизации основных средств, других направлений использования с целью решения конкретных задач развития.

            Книга рассчитана на две целевые аудитории. Первая – это студенты экономических специальностей, обучающиеся по бакалаврским и магистерским программам, которые могут использовать материалы книги при изучении курсов "Финансы", "Инвестиционная деятельность", "Международная инвестиционная деятельность", а также при выполнении курсовых и дипломных работ. Автор использовал и методически отрабатывал учебные материалы книги на многочисленных экономических образовательных программах Института Всемирного банка, а также в процессе регулярного учебного процесса по программе МВА Международного Института Бизнеса и на экономическом факультете Национальной металлургической академии Украины. Для оценки полноты усвоения учебного материала основная часть разделов книги снабжена контрольными вопросами и задачами, значительная часть которых представлена с решениями.

            Вторая целевая аудитория – это экономисты предприятий, банков, инвестиционных и финансовых компаний, которые осуществляют разработку и экспертизу инвестиционных проектов. Авторы считают, что квалифицированный "инвестиционщик" должен не только знать формальные схемы расчета основных показателей эффективности инвестиционного проекта, но и глубоко понимать экономическую сущность используемых феноменов. В противном случае у него мало шансов иметь успех в привлечении финансовых ресурсов, принадлежащих требовательному инвестору. И если экономист предприятия получил образование в прежние времена, он без труда восполнит пробел в инвестиционных знаниях, прочитав эту книгу. Практическая эффективность материалов книги подтверждается успешной работой Днепропетровского центра послеприватизационной поддержки предприятий, который широко использует излагаемые в книге подходы при разработке инвестиционных проектов.

            В книге помещены две деловые ситуации, которые построены на основе реальных предприятий и могут служить в качестве примера практического воплощения излагаемых в книге технологий диагностики. Пособие снабжено большим количеством контрольных вопросов и расчетных задач, которые расположены по разделам книги. Кроме того, учебные материалы книги содержат сборник типовых задач бюджета капитала, а также комплексное задание по финансовому обоснованию эффективности инвестиций.