2.7.3. Задания для самостоятельного решения

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75  77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 
153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 
170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 
187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 

 

            1. Анализ безубыточности при открытии малого предприятия. Госп. Нечаев планирует открыть малое предприятие по производству и продаже футбольных мячей. Произведя обстоятельный маркетинг и изучив затратную часть этого бизнеса, он собрал следующие данные.

Рыночная цена одного мяча в упаковке 20 грн.

Цена упаковки составляет 1.00 грн. на один мяч.

Он может купить необходимое оборудование за 12,000 грн., срок службы которого составляет 5 лет  с остаточной стоимостью 2,000 грн.

Полная производительность оборудования 4 мяча в час (160 в неделю),

Изготовление одного мяча предполагает использование сырья стоимостью 10 грн. на один мяч,

 Ему необходимо нанять одного рабочего за  200 грн. в неделю по контракту на один год ( 52 недели),

 Госп. Нечаев планирует исполнять обязанности директора фирмы с функциями бухгалтера за 1,000 грн. в месяц,

Поскольку предприятие малое госп. Нечаев не планирует открывать свой магазин, а собирается продавать свою продукцию на комиссионной основе, платя 10 процентов комиссионных за один проданный мяч.

Для производства мячей он арендует помещение с арендной платой 300 грн. в месяц.

Существенным вопросом является обслуживание оборудования; согласно контракту он оплачивает 200 грн. за каждый цикл работы оборудования (один цикл составляет 100 часов работы оборудования).

            Необходимо помочь госп. Нечаеву оценить точку безубыточности и определить объем прибыли, если согласно рыночным условиям он может продавать 5,000 мячей в год.

            Госп. Нечаева также очень беспокоит, сможет ли он дополнительно нанять секретаря, выплачивая ей 500 грн. в месяц.

            Решая задачу, используйте рабочий листок по анализу безубыточности.

 

            2. Компания ААА производит и продает один вид продукции, как правило, в диапазоне от 10,000 до 30,000 штук в год. Ниже приведена частично заполненная таблица издержек.                                      Продукция, произведенная и проданная                                                       

 

10,000

20,000

30,000

Общие издержки:

 

 

 

     Переменные издержки

 10,000 грн.

 

 

     Постоянные издержки

 60,000 грн.

 

 

     Всего общих издержек   

 70,000 грн.

 

 

Издержки на единицу продукции:

 

 

 

     Переменные издержки

 

 

 

     Постоянные издержки

 

 

 

     Всего общих издержек   

 

 

 

 

2.1. Заполните недостающие значения.

2.2. Предположим, что компания продает 15,000 штук в год. Цена единицы продукции составляет   4.00 грн. Приготовьте отчет о прибыли на базе формата, использующего вложенный доход.

 

3. Компания производит и продает один вид продукции. Выручка и затраты компании в последнем месяце составили  (все числа в гривнах).

 

Всего

На ед. прод.

Выручка

400,000

40

Минус перем. Издержки

280,000

28

Вложенный доход

120,000

12

Минус пост. Издержки

90,000

 

Чистая прибыль

30,000

 

 

 3.1.  Рассчитайте точку безубыточности в штуках гривнах.

3.2.  Без дополнительных расчетов определите величину вложенного дохода в точке безубыточности.

3.3. Вычислите объем продаж для того, чтобы обеспечить минимальную прибыль 12,000 грн. Подтвердите правильность расчета с помощью составления отчета о прибыли.

2.4. Используя данные таблицы, оцените запас прочности компании в гривнах и процентах.

 

4. Компания производит и продает телефонный автоответчик. В прошлом году ее отчет о прибыли составил (все расчеты в гривнах)

 

Всего

На ед. прод.

Выручка

 1,200,000

 60

Минус переменные издержки

 900,000

 45

Вложенный доход

 300,000

 15

Минус постоянные издержки

 240,000

 

Чистая прибыль

 60,000

 

 

            Необходимо улучшить положение компании, последовательно рассматривая следующие вопросы.

Чему равен относительный вложенный доход компании?

Определите точку безубыточности производства телефонных ответчиков в единицах продукции и в гривнах.

Предположив увеличение объема продаж в следующем году на  400,000 грн., определите, на сколько увеличится прибыль. Используйте значение относительного вложенного дохода.

Руководство компании требует увеличение прибыли как минимум на  30,000 грн. Какого объема продаж должна достичь компания?

Определите запас прочности (в гривнах и в процентах) компании, достигнутый в прошлом году.

Вычислите операционный рычаг компании. Если маркетинговая служба предприятия будет в состоянии увеличить объем продаж на 8 процентов, на сколько процентов можно ожидать увеличение прибыли компании? Сделайте оценку с помощью операционного рычага и подтвердите ее путем составления прогнозного отчета о прибыли.

Стремясь увеличить объем продаж и прибыль, менеджеры компании собираются использовать при изготовлении устройства более качественный спикер, который увеличит переменные издержки на  3 на единицу продукции. Но в этом случае можно будет сократить одного инженера по контролю качества, заработная плата которого составляет  10,000 грн. в год. Маркетинговая служба компании ожидает, что внедрение этого усовершенствования приведет к увеличению годового объема продаж на 20 процентов. Сделайте анализ безубыточности этого случая:

спрогнозировав отчет о прибыли,

определив точку безубыточности и запас финансовой прочности предприятия.

            Следует ли реализовывать описанное усовершенствование?

 

5. Заданы следующие показатели издержек производства печей СВЧ.

 

На штуку

Процент

Цена за 1 печь СВЧ

 250 грн.

100%

Минус переменные издержки

150 грн.

60%

Вложенный доход

 100 грн.

40%

 

Постоянные издержки равны  35,000 грн. в месяц, план продаж составляет 400 шт. в месяц.

            Рассмотрите следующие варианты изменения независимо один от другого.

            5.1. Изменение постоянных издержек и объема продаж. Предприятие планирует увеличение расходов на рекламу на  10,000 грн., предполагая увеличить объем продаж на  30,000 грн. Стоит это делать?

            5.2. Изменение в переменных издержках и объеме продаж. Предприятие предполагает улучшение качества продукции за счет увеличения переменных затрат на  10 грн. на единицу продукции. Улучшение качества позволит увеличить объем продаж при неизменной цене до 480 печей СВЧ в месяц. Стоит это делать?

            5.3. Изменение постоянных издержек, цены единицы продукции и объема продажи. Для увеличения объема продажи предприятие предполагает уменьшить цену продукции на  20 за штуку и увеличить затраты на рекламу на  15,000 грн. По прогнозам маркетолога это приведет к увеличению реализации на 50 процентов. Стоит это делать?

5.4. Изменение в постоянных и переменных издержках и объеме продаж. Вместо фиксированной заработной платы продавцам  6,000 грн. в месяц планируется комиссия  15 за каждую проданную печь. По прогнозам маркетолога это приведет к увеличению реализации на 15 процентов. Стоит это делать?

 

 

6. На предприятии используется оборудование, и расходы по его обслуживанию зависят от срока работы. По данным за прошедшие полгода расходы на обслуживание и время работы оборудования выглядели так:

 

Месяц

Срок работы, часов

Расходы, гривень

 Январь

15,000

275

 Февраль 

18,000

260

 Март

16,000

255

 Апрель

20,000

300

 Май 

18,000

270

 Июнь

14,000

240

 

            Используя метод «верхней-нижней» точки, разделите издержки на переменные и постоянные. Норматив работы оборудования на единицу произведенной продукции составляет 1.5 часа.

Рассчитайте:

величину переменных издержек на единицу продукции,

сумму постоянных издержек за месяц.

 

7. Анализ безубыточности предприятия по сборке офисных телефонных станций

 

            Вы организовали предприятие по сборке офисных телефонных станций. Для работы Вы наняли несколько сборщиков и испытателей, выплачивая им  фиксированную заработную плату в месяц. Вы сами являетесь директором фирмы с одновременным выполнением функции бухгалтера. Проработав на этом рынке в течение двух лет, Вы решили провести анализ безубыточности и целевое планирование прибыли. Продажа продукции осуществляется на комиссионной основе. Вы собрали исходные данные и представили их в виде следующей таблицы.      

 

Показатель

Числовое значение

Примечание

Цена единицы продукции (грн.)

2,450

 

План продаж на месяц (единиц продукции)

150

 

Стоимость комплектующих элементов на единицу продукции

2,156.00

 

Комиссия продавца (без начисления)

1.50%

 

Количество сборщиков

6

 

Заработная плата одного сборщика (грн./мес)

650

 

Количество испытателей

3

 

Заработная плата одного испытателя (грн./мес)

780

 

Заработная плата маркетолога (грн./мес)

450

 

Заработная плата директора (грн./мес)

1,500

 

Заработная плата секретаря (грн./мес)

250

 

Затраты на рекламу (грн./мес)

3,675

 

Арендная плата за месяц (грн.)

3,000

 

Накладные издержки без аренды и амортизации (грн./мес)

11,025

 

Способ амортизации украинский, годовая норма

25%

 

Начисления на заработную плату (%)

37.50%

 

Начисления от величины валовой выручки

1.5%

 

                       

На первом шаге решения задачи необходимо найти:                  

Значение точки безубыточности в единицах продукции.                      

2. Значение точки безубыточности в грн.

3. Запас безопасности предприятия в процентах.

4. Целевой объем продаж для целевого значения прибыли 120,000 грн.

 

Для решения задачи использовать следующий формат:

Анализ безубыточности и целевое планирование прибыли (за январь)                       

Показатель

Числовое значение

Переменные издержки на единицу продукции

 

Комплектующие

 

Комиссия продавца с начислением

 

Начисления от величины валовой выручки

 

Всего переменных издержек

 

Постоянные издержки за месяц

 

Заработная плата рабочих

 

Аренда помещений

 

Амортизация

 

Накладные издержки без аренды и амортизации (грн./мес)

 

Административные издержки

 

Маркетинговые издержки

 

Начисления на заработную плату

 

Всего постоянных издержек

 

                       

Показатель

за месяц

На ед. прод.

Выручка

 

 

Переменные издержки

 

 

Вложенный доход

 

 

Постоянные издержки

 

¾

Чистая производственная прибыль

 

¾

Точка безубыточности (в единицах продукции)

 

¾

Точка безубыточности в грн.

 

¾

Запас безопасности

 

¾

Целевой объем продаж (в единицах продукции)

 

¾

Целевой объем продаж в грн.

 

¾

           

            На втором этапе необходимо оценить финансовую результативность деятельности предприятия за январь ХХ года при следующих показателях его хозяйственной деятельности:                     

Показатель

Числовое значение

Закуплены комплектующие на

344,960

   из них оплачено деньгами до 31.01

44%

Осталось на складе в конце месяца

86,240

Продана  готовая продукция на

367,500

   из них оплачено деньгами до 31.01

61%

Производственные накладные издержки

(без амортизации и аренды)

11,025

Процентная ставка банковского кредита

24%

 

            Используйте следующую информацию:

Аренда оплачена в конце прошлого года на год вперед и включается в издержки ежемесячно.

Все издержки, за исключением административных, оплачиваются до 31.01.

Выплата процентов осуществляется до последнего числа каждого месяца.

Имеющиеся кредиторская задолженность, начисленные обязательства и задолженности перед бюджетом погашаются в течение месяца.

Дебиторы погашают свою задолженность в течение месяца на половину.                 

            Для оценки финансовой деятельности необходимо составить баланс компании на конец месяца и отчет о прибыли.                 

Заполните недостающие значения в Табл. 1 и 2. 

           

 

 

Табл. 1

Баланс предприятия на

01.01.ХХ

31.01.ХХ

АКТИВЫ

 

Оборотные средства

 

 

Денежные средства

14,230

 

Дебиторская задолженность

187,425

 

Товарно-материальные средства

64,680

 

Предоплаченная аренда помещений

36,000

 

Основные средства

 

 

Начальная стоимость

12,320

 

Накопленная амортизация

1,862

 

Остаточная стоимость

10,458

 

Активы, всего

312,793

 

ПАССИВЫ

 

Краткосрочные задолженности

 

 

Кредиторская задолженность

109,956

 

Начисленные обязательства

21,200

 

Банковская ссуда

-

 

Задолженности по налогу на прибыль

980

 

Долгосрочные задолженности

 

 

Долгосрочный банковский кредит

20,000

 

Собственный капитал

 

 

Уставной капитал

156,000

 

Нераспределенная прибыль

4,657

 

Пассивы, всего

312,793

 

 

Для расчета денежного счета используйте следующую промежуточную таблицу

Начальный баланс

 

Погашение дебиторской задолженности прошлого мес.

 

Денежные поступления от продаж

 

Начисления от величины валовой выручки

 

Начисления на заработную плату

 

Денежные расходы вследствие покупки комплектующих

 

Оплата производственного персонала

 

Оплата производственных накладных издержек

 

Оплата маркетинговых издержек

 

Погашение кредиторской задолженности прошлого мес.

 

Выплаты процентов

 

Погашение начисленных обязательств прошлого мес.

 

Выплаты задолженности по налогам

 

Конечный баланс

 

 

Отчет о прибыли за месяц за январь                                                                 Табл. 2    

Выручка

 

Производственная себестоимость:

 

Материальные затраты

 

Оплата прямого труда

 

Производственные накладные издержки

 

Арендная плата

 

Амортизация

 

Начисления от величины валовой выручки

 

Начисления на заработную плату

 

Валовой доход

 

Административные издержки

 

Маркетинговые издержки

 

Операционная прибыль

 

Процентные платежи

 

Прибыль до налога на прибыль

 

Налог на прибыль

 

Чистая прибыль

 

 

 

8. Анализ безубыточности фирмы Apple Consumer

 

Коммерческая компания Apple Consumer планирует в текущем году продолжить скупку яблок у местных колхозов и совхозов и, учитывая опыт предыдущих годов, диверсифицировать свой сбыт по четырем направлениям:

реализация в те области Украины, где, по прогнозам маркетологов, в текущем году спрос будет наибольший (Винницкая, Закарпатская и Херсонская обл. (спрос составит 30-40 кг яблок на душу населения в год);

поставка яблок высших сортов в фирменной расфасовке по 1 кг в супермаркеты г. Киева;

яблоки менее дорогостоящих сортов на консервные и перерабатывающие заводы Киевской области; а также,

начать экспорт яблок в Россию (согласно статистике Россия является основным экспортером украинских фруктов и яблок, и маркетологи прогнозируют в текущем году повышение спроса на внешнем рынке).

Маркетологам компании удалось собрать такую информацию:

В следующем  маркетинговом году (с 1 июля по 30 июня) благоприятные погодные условия в Украине обусловят увеличение производства яблок в полтора раза, что приведет к росту их предложения на рынке и существенным изменениям структуры продаж продуктов садоводства.

Ожидается увеличение потребления фруктов и ягод на 19,4% по сравнению с предыдущем годом (доля яблок в общем потреблении составляет 57%)

Прогнозируется расширение внешнего рынка плодоягодной продукции. Украина имеет возможность увеличить экспорт фруктов и ягод на 7-8%. Основными покупателями этих продуктов на внешнем рынке могут быть Россия, Белоруссия, Германия и Австрия.

Превышение темпов роста предложения над спросом приведет к перенасыщению плодо-ягодного рынка и снижению цен на 10-30%

Основная доля товарооборота розничной торговли плодоягодной продукцией будет приходиться на стихийные и городские рынки.

Учитывая достаточно позитивные тенденции на рынке, компания уверилась в правильности выбранных направлений и планирует закупить в текущем году 10000 тонн яблок различных сортов.

Ниже приведены дополнительные данные по структуре продаж, ценам и издержкам предприятия

 

 

Исходные данные

 

Планируемый объем закупок компании Apple Consumer в текущем маркетинговом году:

 

Планируемый объем закупок

10 000 тонн яблок

Диверсификация сбыта компании Apple Consumer по четырем направлениям:

1

Сбыт на рынки Винницкой, Закарпатской и Херсонской областей

60,00%

2

Сбыт яблок высшего сорта в супермаркеты г. Киева (в фирменной упаковке)

15,00%

3

Сбыт яблок менее хороших сортов на перерабатывающие и консервные заводы Киевской обл.

10,00%

4

Сбыт на экспорт в Россию (яблоки высших сортов, расфасованные в ящики по 10 кг)

15,00%

Постоянные затраты компании Apple Consumer за год

1

Аренда головного офиса

84 000,00 грн.

2

Содержание административного персонала

120 000,00 грн.

3

Расходы на телефонную и мобильную связь

36 000,00 грн.

4

Расходы на Internet

1 650,00 грн.

5

Расходы на офисные и расходные материалы

12 000,00 грн.

6

Транспортные расходы админперсонала

36 000,00 грн.

7

Начисления на фонд з/п

36 000,00 грн.

8

Аренда складских помещений за пределами г. Киева (два склада по 500 м2 каждый)

96 000,00 грн.

9

Аренда помещений с холодильными установками

252 000,00 грн.

10

Услуги транспортных организаций (фуры) (постоянная часть)

6 000,00 грн.

 

Всего постоянных затрат компании за год

679 650,00 грн.

Закупочные цены компании Apple Consumer в зависимости от качества и сортов яблок (грн. за тонну)

1

Для реализации на внутреннем рынке

1 200,00 грн.

2

Для реализации в супермаркеты

1 600,00 грн.

3

Для поставки на перерабатывающие заводы

1 000,00 грн.

4

Для экспорта

1 500,00 грн.

Планируемые отпускные цены компании Apple Consumer в зависимости от качества и сортов яблок (грн. за тонну)

1

Для реализации на внутреннем рынке

1 600,00 грн.

2

Для реализации в супермаркеты

2 500,00 грн.

3

Для поставки на перерабатывающие заводы

1 200,00 грн.

4

Для экспорта

2 200,00 грн.

Переменные затраты компании Apple Consumer, связанные реализацией четырех направлений

1

Потери (от стоимости 1 т яблок)

5,00%

2

Услуги транспортных организаций (для транспортировки по Украине) (переменная часть)

2,80 грн.

3

Услуги транспортных организаций (для реализации в супермаркеты) (переменная часть)

1,80 грн.

4

Услуги транспортных организаций (для транспортировки по Киевской обл.) (переменная часть)

2,00 грн.

5

Услуги транспортных организаций (транспортировка на условиях DAF) (переменная часть)

3,50 грн.

6

Услуги дилеров (для реализации по Украине)

5,00 грн.

7

Затраты на фирменную расфасовку по 1 кг (от стоимости 1 т яблок)

5,00%

8

Затраты на упаковку для экспорта (ящики по 100 кг) (от стоимости 1 т яблок)

7,00%

9

Таможенные процедуры (от стоимости 1 т яблок)

0,20%

10

Потери от разницы валютных курсов (от стоимости 1 т яблок)

0,50%

 

Задание:

Необходимо провести анализ безубыточности по каждому направлению в отдельности,

на его основании найти точку безубыточности и рентабельность деятельности компании Apple Consumer в целом (исходя из планируемого объема закупок),

выделить наиболее приоритетное направление для компании и определить те риски, которые могут возникнуть в течении маркетингового года.

Сделать рекомендации в части изменения пропорций сбыта (провести анализ безубыточности каждого направления на основе новых пропорций продаж).

 

1

Аренда головного офиса

 

2

Содержание административного персонала

 

3

Расходы на телефонную и мобильную связь

 

4

Расходы на Internet

 

5

Расходы на офисные и расходные материалы

 

6

Транспортные расходы админперсонала

 

7

Начисления на фонд з/п

 

8

Аренда складских помещений за пределами г. Киева (два склада по 500 м2 каждый)

 

9

Аренда помещений с холодильными установками

 

10

Услуги транспортных организаций (фуры) (постоянная часть)

 

Всего постоянных затрат компании за год

 

 

Переменные затраты компании Apple Consumer для реализации на внутреннем рынке (на 1 т яблок)

1

Закупочная цена

 

2

Потери

 

3

Услуги транспортных организаций (переменная часть)

 

4

Услуги дилеров

 

Всего переменных затрат на 1 т яблок

 

 

Анализ безубыточности продаж яблок по Украине

%

1

Отпускная цена тонны яблок

 

100%

2

Минус переменные расходы на тонну

 

 

3

Вложенный доход

 

 

4

Постоянные расходы по данному направлению

 

 

5

Точка безубыточности

тонн

 

грн.

 

 

Переменные затраты компании Apple Consumer для реализации в супермаркеты (на 1 т яблок)

1

Закупочная цена

 

2

Потери

 

3

Услуги транспортных организаций (переменная часть)

 

4

Затраты на фирменную расфасовку

 

Всего переменных затрат на 1 т яблок

 

 

Анализ безубыточности продаж яблок в супермаркеты

%

1

Отпускная цена тонны яблок

 

100%

2

Минус переменные расходы на тонну

 

 

3

Вложенный доход

 

 

4

Постоянные расходы по данному направлению

 

 

5

Точка безубыточности

тонн

 

 

 

Переменные затраты компании Apple Consumer для реализации на консервные заводы (на 1 т яблок)

1

Закупочная цена

 

2

Потери

 

3

Услуги транспортных организаций (переменная часть)

 

Всего переменных затрат на 1 т яблок

 

 

Анализ безубыточности продаж яблок в консервные заводы

%

1

Отпускная цена тонны яблок

 

100%

2

Минус переменные расходы на тонну

 

 

3

Вложенный доход

 

 

4

Постоянные расходы по данному направлению

 

 

5

Точка безубыточности

тонн

 

 

 

Переменные затраты компании Apple Consumer для реализации на экспорт (на 1 т яблок)

1

Закупочная цена

 

2

Потери

 

3

Услуги транспортных организаций (переменная часть)

 

4

Таможенные процедуры

 

5

Потери от разницы в валютных курсах

 

6

Затраты на фирменную расфасовку

 

Всего переменных затрат на 1 т яблок

 

 

 

Анализ безубыточности продаж яблок на экспорт

%

1

Отпускная цена тонны яблок

 

100%

2

Минус переменные расходы на тонну

 

 

3

Вложенный доход

 

 

4

Постоянные расходы по данному направлению

 

 

5

Точка безубыточности

тонн

 

 

 

 

Продажа

яблок по

Украине

Продажа яблок в супермаркеты

Продажа яблок на консервные заводы

Экспорт

 яблок

Всего по компании Apple Consumer

 

Отпускная цена, грн. на тонну

 

 

 

 

 

 

 

Количество яблок, тонн

 

 

 

 

 

 

 

Выручка

 

 

 

 

 

100,00%

 

Переменные затраты на 1 тонну

 

 

 

 

 

 

 

Количество яблок, тонн

 

 

 

 

 

 

 

Переменные затраты, всего

 

 

 

 

 

 

 

Вложенный доход по направлению, грн.

 

 

 

 

 

 

 

Вложенный доход по направлению, %

 

 

 

 

 

 

 

Постоянные затраты по направлению

 

 

 

 

 

 

 

Точка безубыточности по компании в целом

 

 

 

 

 

 

Выручка компании

 

 

 

Минус переменные издержки

 

 

 

Вложенный доход

 

 

 

Минус постоянные издержки

 

 

 

Прибыль

 

 

 

Рентабельность продаж

 

 

 

Точка безубыточности

 

 

 

Запас безопасности, грн.

 

 

 

Запас безопасности, %

 

 

 

 

 

            1. Анализ безубыточности при открытии малого предприятия. Госп. Нечаев планирует открыть малое предприятие по производству и продаже футбольных мячей. Произведя обстоятельный маркетинг и изучив затратную часть этого бизнеса, он собрал следующие данные.

Рыночная цена одного мяча в упаковке 20 грн.

Цена упаковки составляет 1.00 грн. на один мяч.

Он может купить необходимое оборудование за 12,000 грн., срок службы которого составляет 5 лет  с остаточной стоимостью 2,000 грн.

Полная производительность оборудования 4 мяча в час (160 в неделю),

Изготовление одного мяча предполагает использование сырья стоимостью 10 грн. на один мяч,

 Ему необходимо нанять одного рабочего за  200 грн. в неделю по контракту на один год ( 52 недели),

 Госп. Нечаев планирует исполнять обязанности директора фирмы с функциями бухгалтера за 1,000 грн. в месяц,

Поскольку предприятие малое госп. Нечаев не планирует открывать свой магазин, а собирается продавать свою продукцию на комиссионной основе, платя 10 процентов комиссионных за один проданный мяч.

Для производства мячей он арендует помещение с арендной платой 300 грн. в месяц.

Существенным вопросом является обслуживание оборудования; согласно контракту он оплачивает 200 грн. за каждый цикл работы оборудования (один цикл составляет 100 часов работы оборудования).

            Необходимо помочь госп. Нечаеву оценить точку безубыточности и определить объем прибыли, если согласно рыночным условиям он может продавать 5,000 мячей в год.

            Госп. Нечаева также очень беспокоит, сможет ли он дополнительно нанять секретаря, выплачивая ей 500 грн. в месяц.

            Решая задачу, используйте рабочий листок по анализу безубыточности.

 

            2. Компания ААА производит и продает один вид продукции, как правило, в диапазоне от 10,000 до 30,000 штук в год. Ниже приведена частично заполненная таблица издержек.                                      Продукция, произведенная и проданная                                                       

 

10,000

20,000

30,000

Общие издержки:

 

 

 

     Переменные издержки

 10,000 грн.

 

 

     Постоянные издержки

 60,000 грн.

 

 

     Всего общих издержек   

 70,000 грн.

 

 

Издержки на единицу продукции:

 

 

 

     Переменные издержки

 

 

 

     Постоянные издержки

 

 

 

     Всего общих издержек   

 

 

 

 

2.1. Заполните недостающие значения.

2.2. Предположим, что компания продает 15,000 штук в год. Цена единицы продукции составляет   4.00 грн. Приготовьте отчет о прибыли на базе формата, использующего вложенный доход.

 

3. Компания производит и продает один вид продукции. Выручка и затраты компании в последнем месяце составили  (все числа в гривнах).

 

Всего

На ед. прод.

Выручка

400,000

40

Минус перем. Издержки

280,000

28

Вложенный доход

120,000

12

Минус пост. Издержки

90,000

 

Чистая прибыль

30,000

 

 

 3.1.  Рассчитайте точку безубыточности в штуках гривнах.

3.2.  Без дополнительных расчетов определите величину вложенного дохода в точке безубыточности.

3.3. Вычислите объем продаж для того, чтобы обеспечить минимальную прибыль 12,000 грн. Подтвердите правильность расчета с помощью составления отчета о прибыли.

2.4. Используя данные таблицы, оцените запас прочности компании в гривнах и процентах.

 

4. Компания производит и продает телефонный автоответчик. В прошлом году ее отчет о прибыли составил (все расчеты в гривнах)

 

Всего

На ед. прод.

Выручка

 1,200,000

 60

Минус переменные издержки

 900,000

 45

Вложенный доход

 300,000

 15

Минус постоянные издержки

 240,000

 

Чистая прибыль

 60,000

 

 

            Необходимо улучшить положение компании, последовательно рассматривая следующие вопросы.

Чему равен относительный вложенный доход компании?

Определите точку безубыточности производства телефонных ответчиков в единицах продукции и в гривнах.

Предположив увеличение объема продаж в следующем году на  400,000 грн., определите, на сколько увеличится прибыль. Используйте значение относительного вложенного дохода.

Руководство компании требует увеличение прибыли как минимум на  30,000 грн. Какого объема продаж должна достичь компания?

Определите запас прочности (в гривнах и в процентах) компании, достигнутый в прошлом году.

Вычислите операционный рычаг компании. Если маркетинговая служба предприятия будет в состоянии увеличить объем продаж на 8 процентов, на сколько процентов можно ожидать увеличение прибыли компании? Сделайте оценку с помощью операционного рычага и подтвердите ее путем составления прогнозного отчета о прибыли.

Стремясь увеличить объем продаж и прибыль, менеджеры компании собираются использовать при изготовлении устройства более качественный спикер, который увеличит переменные издержки на  3 на единицу продукции. Но в этом случае можно будет сократить одного инженера по контролю качества, заработная плата которого составляет  10,000 грн. в год. Маркетинговая служба компании ожидает, что внедрение этого усовершенствования приведет к увеличению годового объема продаж на 20 процентов. Сделайте анализ безубыточности этого случая:

спрогнозировав отчет о прибыли,

определив точку безубыточности и запас финансовой прочности предприятия.

            Следует ли реализовывать описанное усовершенствование?

 

5. Заданы следующие показатели издержек производства печей СВЧ.

 

На штуку

Процент

Цена за 1 печь СВЧ

 250 грн.

100%

Минус переменные издержки

150 грн.

60%

Вложенный доход

 100 грн.

40%

 

Постоянные издержки равны  35,000 грн. в месяц, план продаж составляет 400 шт. в месяц.

            Рассмотрите следующие варианты изменения независимо один от другого.

            5.1. Изменение постоянных издержек и объема продаж. Предприятие планирует увеличение расходов на рекламу на  10,000 грн., предполагая увеличить объем продаж на  30,000 грн. Стоит это делать?

            5.2. Изменение в переменных издержках и объеме продаж. Предприятие предполагает улучшение качества продукции за счет увеличения переменных затрат на  10 грн. на единицу продукции. Улучшение качества позволит увеличить объем продаж при неизменной цене до 480 печей СВЧ в месяц. Стоит это делать?

            5.3. Изменение постоянных издержек, цены единицы продукции и объема продажи. Для увеличения объема продажи предприятие предполагает уменьшить цену продукции на  20 за штуку и увеличить затраты на рекламу на  15,000 грн. По прогнозам маркетолога это приведет к увеличению реализации на 50 процентов. Стоит это делать?

5.4. Изменение в постоянных и переменных издержках и объеме продаж. Вместо фиксированной заработной платы продавцам  6,000 грн. в месяц планируется комиссия  15 за каждую проданную печь. По прогнозам маркетолога это приведет к увеличению реализации на 15 процентов. Стоит это делать?

 

 

6. На предприятии используется оборудование, и расходы по его обслуживанию зависят от срока работы. По данным за прошедшие полгода расходы на обслуживание и время работы оборудования выглядели так:

 

Месяц

Срок работы, часов

Расходы, гривень

 Январь

15,000

275

 Февраль 

18,000

260

 Март

16,000

255

 Апрель

20,000

300

 Май 

18,000

270

 Июнь

14,000

240

 

            Используя метод «верхней-нижней» точки, разделите издержки на переменные и постоянные. Норматив работы оборудования на единицу произведенной продукции составляет 1.5 часа.

Рассчитайте:

величину переменных издержек на единицу продукции,

сумму постоянных издержек за месяц.

 

7. Анализ безубыточности предприятия по сборке офисных телефонных станций

 

            Вы организовали предприятие по сборке офисных телефонных станций. Для работы Вы наняли несколько сборщиков и испытателей, выплачивая им  фиксированную заработную плату в месяц. Вы сами являетесь директором фирмы с одновременным выполнением функции бухгалтера. Проработав на этом рынке в течение двух лет, Вы решили провести анализ безубыточности и целевое планирование прибыли. Продажа продукции осуществляется на комиссионной основе. Вы собрали исходные данные и представили их в виде следующей таблицы.      

 

Показатель

Числовое значение

Примечание

Цена единицы продукции (грн.)

2,450

 

План продаж на месяц (единиц продукции)

150

 

Стоимость комплектующих элементов на единицу продукции

2,156.00

 

Комиссия продавца (без начисления)

1.50%

 

Количество сборщиков

6

 

Заработная плата одного сборщика (грн./мес)

650

 

Количество испытателей

3

 

Заработная плата одного испытателя (грн./мес)

780

 

Заработная плата маркетолога (грн./мес)

450

 

Заработная плата директора (грн./мес)

1,500

 

Заработная плата секретаря (грн./мес)

250

 

Затраты на рекламу (грн./мес)

3,675

 

Арендная плата за месяц (грн.)

3,000

 

Накладные издержки без аренды и амортизации (грн./мес)

11,025

 

Способ амортизации украинский, годовая норма

25%

 

Начисления на заработную плату (%)

37.50%

 

Начисления от величины валовой выручки

1.5%

 

                       

На первом шаге решения задачи необходимо найти:                  

Значение точки безубыточности в единицах продукции.                      

2. Значение точки безубыточности в грн.

3. Запас безопасности предприятия в процентах.

4. Целевой объем продаж для целевого значения прибыли 120,000 грн.

 

Для решения задачи использовать следующий формат:

Анализ безубыточности и целевое планирование прибыли (за январь)                       

Показатель

Числовое значение

Переменные издержки на единицу продукции

 

Комплектующие

 

Комиссия продавца с начислением

 

Начисления от величины валовой выручки

 

Всего переменных издержек

 

Постоянные издержки за месяц

 

Заработная плата рабочих

 

Аренда помещений

 

Амортизация

 

Накладные издержки без аренды и амортизации (грн./мес)

 

Административные издержки

 

Маркетинговые издержки

 

Начисления на заработную плату

 

Всего постоянных издержек

 

                       

Показатель

за месяц

На ед. прод.

Выручка

 

 

Переменные издержки

 

 

Вложенный доход

 

 

Постоянные издержки

 

¾

Чистая производственная прибыль

 

¾

Точка безубыточности (в единицах продукции)

 

¾

Точка безубыточности в грн.

 

¾

Запас безопасности

 

¾

Целевой объем продаж (в единицах продукции)

 

¾

Целевой объем продаж в грн.

 

¾

           

            На втором этапе необходимо оценить финансовую результативность деятельности предприятия за январь ХХ года при следующих показателях его хозяйственной деятельности:                     

Показатель

Числовое значение

Закуплены комплектующие на

344,960

   из них оплачено деньгами до 31.01

44%

Осталось на складе в конце месяца

86,240

Продана  готовая продукция на

367,500

   из них оплачено деньгами до 31.01

61%

Производственные накладные издержки

(без амортизации и аренды)

11,025

Процентная ставка банковского кредита

24%

 

            Используйте следующую информацию:

Аренда оплачена в конце прошлого года на год вперед и включается в издержки ежемесячно.

Все издержки, за исключением административных, оплачиваются до 31.01.

Выплата процентов осуществляется до последнего числа каждого месяца.

Имеющиеся кредиторская задолженность, начисленные обязательства и задолженности перед бюджетом погашаются в течение месяца.

Дебиторы погашают свою задолженность в течение месяца на половину.                 

            Для оценки финансовой деятельности необходимо составить баланс компании на конец месяца и отчет о прибыли.                 

Заполните недостающие значения в Табл. 1 и 2. 

           

 

 

Табл. 1

Баланс предприятия на

01.01.ХХ

31.01.ХХ

АКТИВЫ

 

Оборотные средства

 

 

Денежные средства

14,230

 

Дебиторская задолженность

187,425

 

Товарно-материальные средства

64,680

 

Предоплаченная аренда помещений

36,000

 

Основные средства

 

 

Начальная стоимость

12,320

 

Накопленная амортизация

1,862

 

Остаточная стоимость

10,458

 

Активы, всего

312,793

 

ПАССИВЫ

 

Краткосрочные задолженности

 

 

Кредиторская задолженность

109,956

 

Начисленные обязательства

21,200

 

Банковская ссуда

-

 

Задолженности по налогу на прибыль

980

 

Долгосрочные задолженности

 

 

Долгосрочный банковский кредит

20,000

 

Собственный капитал

 

 

Уставной капитал

156,000

 

Нераспределенная прибыль

4,657

 

Пассивы, всего

312,793

 

 

Для расчета денежного счета используйте следующую промежуточную таблицу

Начальный баланс

 

Погашение дебиторской задолженности прошлого мес.

 

Денежные поступления от продаж

 

Начисления от величины валовой выручки

 

Начисления на заработную плату

 

Денежные расходы вследствие покупки комплектующих

 

Оплата производственного персонала

 

Оплата производственных накладных издержек

 

Оплата маркетинговых издержек

 

Погашение кредиторской задолженности прошлого мес.

 

Выплаты процентов

 

Погашение начисленных обязательств прошлого мес.

 

Выплаты задолженности по налогам

 

Конечный баланс

 

 

Отчет о прибыли за месяц за январь                                                                 Табл. 2    

Выручка

 

Производственная себестоимость:

 

Материальные затраты

 

Оплата прямого труда

 

Производственные накладные издержки

 

Арендная плата

 

Амортизация

 

Начисления от величины валовой выручки

 

Начисления на заработную плату

 

Валовой доход

 

Административные издержки

 

Маркетинговые издержки

 

Операционная прибыль

 

Процентные платежи

 

Прибыль до налога на прибыль

 

Налог на прибыль

 

Чистая прибыль

 

 

 

8. Анализ безубыточности фирмы Apple Consumer

 

Коммерческая компания Apple Consumer планирует в текущем году продолжить скупку яблок у местных колхозов и совхозов и, учитывая опыт предыдущих годов, диверсифицировать свой сбыт по четырем направлениям:

реализация в те области Украины, где, по прогнозам маркетологов, в текущем году спрос будет наибольший (Винницкая, Закарпатская и Херсонская обл. (спрос составит 30-40 кг яблок на душу населения в год);

поставка яблок высших сортов в фирменной расфасовке по 1 кг в супермаркеты г. Киева;

яблоки менее дорогостоящих сортов на консервные и перерабатывающие заводы Киевской области; а также,

начать экспорт яблок в Россию (согласно статистике Россия является основным экспортером украинских фруктов и яблок, и маркетологи прогнозируют в текущем году повышение спроса на внешнем рынке).

Маркетологам компании удалось собрать такую информацию:

В следующем  маркетинговом году (с 1 июля по 30 июня) благоприятные погодные условия в Украине обусловят увеличение производства яблок в полтора раза, что приведет к росту их предложения на рынке и существенным изменениям структуры продаж продуктов садоводства.

Ожидается увеличение потребления фруктов и ягод на 19,4% по сравнению с предыдущем годом (доля яблок в общем потреблении составляет 57%)

Прогнозируется расширение внешнего рынка плодоягодной продукции. Украина имеет возможность увеличить экспорт фруктов и ягод на 7-8%. Основными покупателями этих продуктов на внешнем рынке могут быть Россия, Белоруссия, Германия и Австрия.

Превышение темпов роста предложения над спросом приведет к перенасыщению плодо-ягодного рынка и снижению цен на 10-30%

Основная доля товарооборота розничной торговли плодоягодной продукцией будет приходиться на стихийные и городские рынки.

Учитывая достаточно позитивные тенденции на рынке, компания уверилась в правильности выбранных направлений и планирует закупить в текущем году 10000 тонн яблок различных сортов.

Ниже приведены дополнительные данные по структуре продаж, ценам и издержкам предприятия

 

 

Исходные данные

 

Планируемый объем закупок компании Apple Consumer в текущем маркетинговом году:

 

Планируемый объем закупок

10 000 тонн яблок

Диверсификация сбыта компании Apple Consumer по четырем направлениям:

1

Сбыт на рынки Винницкой, Закарпатской и Херсонской областей

60,00%

2

Сбыт яблок высшего сорта в супермаркеты г. Киева (в фирменной упаковке)

15,00%

3

Сбыт яблок менее хороших сортов на перерабатывающие и консервные заводы Киевской обл.

10,00%

4

Сбыт на экспорт в Россию (яблоки высших сортов, расфасованные в ящики по 10 кг)

15,00%

Постоянные затраты компании Apple Consumer за год

1

Аренда головного офиса

84 000,00 грн.

2

Содержание административного персонала

120 000,00 грн.

3

Расходы на телефонную и мобильную связь

36 000,00 грн.

4

Расходы на Internet

1 650,00 грн.

5

Расходы на офисные и расходные материалы

12 000,00 грн.

6

Транспортные расходы админперсонала

36 000,00 грн.

7

Начисления на фонд з/п

36 000,00 грн.

8

Аренда складских помещений за пределами г. Киева (два склада по 500 м2 каждый)

96 000,00 грн.

9

Аренда помещений с холодильными установками

252 000,00 грн.

10

Услуги транспортных организаций (фуры) (постоянная часть)

6 000,00 грн.

 

Всего постоянных затрат компании за год

679 650,00 грн.

Закупочные цены компании Apple Consumer в зависимости от качества и сортов яблок (грн. за тонну)

1

Для реализации на внутреннем рынке

1 200,00 грн.

2

Для реализации в супермаркеты

1 600,00 грн.

3

Для поставки на перерабатывающие заводы

1 000,00 грн.

4

Для экспорта

1 500,00 грн.

Планируемые отпускные цены компании Apple Consumer в зависимости от качества и сортов яблок (грн. за тонну)

1

Для реализации на внутреннем рынке

1 600,00 грн.

2

Для реализации в супермаркеты

2 500,00 грн.

3

Для поставки на перерабатывающие заводы

1 200,00 грн.

4

Для экспорта

2 200,00 грн.

Переменные затраты компании Apple Consumer, связанные реализацией четырех направлений

1

Потери (от стоимости 1 т яблок)

5,00%

2

Услуги транспортных организаций (для транспортировки по Украине) (переменная часть)

2,80 грн.

3

Услуги транспортных организаций (для реализации в супермаркеты) (переменная часть)

1,80 грн.

4

Услуги транспортных организаций (для транспортировки по Киевской обл.) (переменная часть)

2,00 грн.

5

Услуги транспортных организаций (транспортировка на условиях DAF) (переменная часть)

3,50 грн.

6

Услуги дилеров (для реализации по Украине)

5,00 грн.

7

Затраты на фирменную расфасовку по 1 кг (от стоимости 1 т яблок)

5,00%

8

Затраты на упаковку для экспорта (ящики по 100 кг) (от стоимости 1 т яблок)

7,00%

9

Таможенные процедуры (от стоимости 1 т яблок)

0,20%

10

Потери от разницы валютных курсов (от стоимости 1 т яблок)

0,50%

 

Задание:

Необходимо провести анализ безубыточности по каждому направлению в отдельности,

на его основании найти точку безубыточности и рентабельность деятельности компании Apple Consumer в целом (исходя из планируемого объема закупок),

выделить наиболее приоритетное направление для компании и определить те риски, которые могут возникнуть в течении маркетингового года.

Сделать рекомендации в части изменения пропорций сбыта (провести анализ безубыточности каждого направления на основе новых пропорций продаж).

 

1

Аренда головного офиса

 

2

Содержание административного персонала

 

3

Расходы на телефонную и мобильную связь

 

4

Расходы на Internet

 

5

Расходы на офисные и расходные материалы

 

6

Транспортные расходы админперсонала

 

7

Начисления на фонд з/п

 

8

Аренда складских помещений за пределами г. Киева (два склада по 500 м2 каждый)

 

9

Аренда помещений с холодильными установками

 

10

Услуги транспортных организаций (фуры) (постоянная часть)

 

Всего постоянных затрат компании за год

 

 

Переменные затраты компании Apple Consumer для реализации на внутреннем рынке (на 1 т яблок)

1

Закупочная цена

 

2

Потери

 

3

Услуги транспортных организаций (переменная часть)

 

4

Услуги дилеров

 

Всего переменных затрат на 1 т яблок

 

 

Анализ безубыточности продаж яблок по Украине

%

1

Отпускная цена тонны яблок

 

100%

2

Минус переменные расходы на тонну

 

 

3

Вложенный доход

 

 

4

Постоянные расходы по данному направлению

 

 

5

Точка безубыточности

тонн

 

грн.

 

 

Переменные затраты компании Apple Consumer для реализации в супермаркеты (на 1 т яблок)

1

Закупочная цена

 

2

Потери

 

3

Услуги транспортных организаций (переменная часть)

 

4

Затраты на фирменную расфасовку

 

Всего переменных затрат на 1 т яблок

 

 

Анализ безубыточности продаж яблок в супермаркеты

%

1

Отпускная цена тонны яблок

 

100%

2

Минус переменные расходы на тонну

 

 

3

Вложенный доход

 

 

4

Постоянные расходы по данному направлению

 

 

5

Точка безубыточности

тонн

 

 

 

Переменные затраты компании Apple Consumer для реализации на консервные заводы (на 1 т яблок)

1

Закупочная цена

 

2

Потери

 

3

Услуги транспортных организаций (переменная часть)

 

Всего переменных затрат на 1 т яблок

 

 

Анализ безубыточности продаж яблок в консервные заводы

%

1

Отпускная цена тонны яблок

 

100%

2

Минус переменные расходы на тонну

 

 

3

Вложенный доход

 

 

4

Постоянные расходы по данному направлению

 

 

5

Точка безубыточности

тонн

 

 

 

Переменные затраты компании Apple Consumer для реализации на экспорт (на 1 т яблок)

1

Закупочная цена

 

2

Потери

 

3

Услуги транспортных организаций (переменная часть)

 

4

Таможенные процедуры

 

5

Потери от разницы в валютных курсах

 

6

Затраты на фирменную расфасовку

 

Всего переменных затрат на 1 т яблок

 

 

 

Анализ безубыточности продаж яблок на экспорт

%

1

Отпускная цена тонны яблок

 

100%

2

Минус переменные расходы на тонну

 

 

3

Вложенный доход

 

 

4

Постоянные расходы по данному направлению

 

 

5

Точка безубыточности

тонн

 

 

 

 

Продажа

яблок по

Украине

Продажа яблок в супермаркеты

Продажа яблок на консервные заводы

Экспорт

 яблок

Всего по компании Apple Consumer

 

Отпускная цена, грн. на тонну

 

 

 

 

 

 

 

Количество яблок, тонн

 

 

 

 

 

 

 

Выручка

 

 

 

 

 

100,00%

 

Переменные затраты на 1 тонну

 

 

 

 

 

 

 

Количество яблок, тонн

 

 

 

 

 

 

 

Переменные затраты, всего

 

 

 

 

 

 

 

Вложенный доход по направлению, грн.

 

 

 

 

 

 

 

Вложенный доход по направлению, %

 

 

 

 

 

 

 

Постоянные затраты по направлению

 

 

 

 

 

 

 

Точка безубыточности по компании в целом

 

 

 

 

 

 

Выручка компании

 

 

 

Минус переменные издержки

 

 

 

Вложенный доход

 

 

 

Минус постоянные издержки

 

 

 

Прибыль

 

 

 

Рентабельность продаж

 

 

 

Точка безубыточности

 

 

 

Запас безопасности, грн.

 

 

 

Запас безопасности, %