2.2.1. Исходные допущения
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152
153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169
170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186
187 188 189 190 191 192 193 194 195 196
Практическая ценность анализа безубыточности и целевого планирования прибыли состоит в том, что этот подход позволяет
оценить сравнительную прибыльность отдельных видов продукции, что дает основания для выбора оптимального портфеля продукции,
установить запас «прочности» предприятия в его текущем состоянии и
спланировать объем реализации продукции, который обеспечивает желаемое значение прибыли.
Как показывает практика, наиболее эффективны те предприятия, которые обеспечивают загрузку производственных мощностей на уровне близком к уровню полной мощности. Однако, несмотря на это предприятия могут быть убыточными. Причин для этого может быть очень много, например, задержки в реализации, дефицит комплектующих элементов, плохое качество сырья; недостаточный объем рынка; плохое качество продукции; ценовая система и т. д.
Если предприятие функционирует на более низком уровне использования производственных мощностей, т.е. выпускает продукции существенно меньше по сравнению с полной производительностью, доходы зачастую не могут покрыть все издержки. Когда уровень использования производственных мощностей возрастает, то можно надеяться, что будет достигнута ситуация, когда общие доходы будут равны общим издержкам. В этой точке нет ни прибыли, ни убытков. Такая ситуация называется ситуацией безубыточности. Таким образом, мы подходим к понятию безубыточности.
Анализ безубыточности или анализ издержек, прибыли и объема производства (CVP-анализ), как его иногда называют - это аналитический подход к изучению взаимосвязи между издержками и доходам при различных уровнях производства.
В процессе проведения анализа безубыточности в его стандартном (классическом варианте) принимаются следующие допущения.
Используется классификация издержек по характеру их поведения при изменении объема реализации готовой продукции. Издержки подразделяются на постоянные и переменные
Предполагается, что вся произведенная продукция будет продана в течение планового периода времени.
В качестве критерия для анализа принимается прибыль до выплаты налогов, т.е. операционная прибыль, а не чистая прибыль.
Все последующие вопросы анализа безубыточности будут рассматриваться в основном в рамках этих допущений.
Следует особенно остановиться на практической философии CVP-анализа. В практике финансового менеджмента различают два базиса анализа и планирования: 1) ресурсный и 2) денежный. В соответствии с ресурсным базисом объектом анализа и планирования являются выручка, как поток входных ресурсов предприятия, и валовые издержки, как поток выходных ресурсов. Разница между потоком входных и выходных ресурсов рассматривается как конечный результат анализа. И в рамках CVP-анализа этот результат измеряется операционной прибылью. Следует подчеркнуть, что величина операционной прибыли лишь косвенно отражает суммарный денежный поток вследствие операционной деятельности. Оценка и планирование этого денежного потока есть предмет анализа, который проводится с использованием денежного базиса. Этот вопрос рассмотрен в следующем третьем разделе данной книги. Пока же мы будет анализировать и планировать исключительно операционную прибыль. Наличие операционной прибыли в конкретный период времени еще не означает, что предприятие будет иметь адекватный денежный поток, так его величина определяется динамическим состоянием оборотных средств и задолженностей предприятия. Но если предприятие в течение ряда периодов не в состоянии генерировать операционную прибыль, то ожидать положительного денежного потока не приходится. Говоря языком математики, наличие операционной прибыли является необходимым, но не достаточным условием способности предприятия генерировать деньги. Таким образом, в дальнейшем в рамках данной главы предметом анализа является это «необходимое условие».
В рамках CVP-анализа используется формат отчета о прибыли, который отличается от традиционного. Традиционный формат следует основной классификации издержек на производственные (прямые материалы, прямой труд и производственные накладные издержки) и непроизводственные (административные и издержки, связанные с продажей). Эти издержки последовательно вычитаются из выручки, в результате чего получается чистая операционная прибыль. Формат этого отчета представлен в табл. 2.14.Следует отметить, что использованные в данном формате издержки включают как переменную, так и постоянную компоненты. Данный формат не может быть использован для целей планирования, поскольку не позволяет проследить изменение издержек в связи с изменением объема реализации товара.
Таблица 2.14. Традиционный формат отчета о прибыли
Выручка от продажи (без НДС) |
|
120,000 |
Минус производственные издержки |
|
60,000 |
Валовый доход |
|
60,000 |
Минус непроизводственные издержки: |
|
|
Реализационные |
31,000 |
|
Административные |
19,000 |
50,000 |
Чистая прибыль (до налогов) |
|
10,000 |
Для целей планирования используется так называемый формат отчета о прибыли на основе “вложенного дохода” (Contribution Format), который представлен в таблице 2.15.
Таблица 2.15. Формат отчета о прибыли на основе «вложенного дохода»
Выручка от продажи (без НДС) |
|
120,000 |
Минус переменные издержки: |
|
|
Производственные |
20,000 |
|
Реализационные |
6,000 |
|
Административные |
4,000 |
30,000 |
Вложенный доход |
|
90,000 |
Минус постоянные издержки: |
|
|
Производственные |
40,000 |
|
Реализационные |
25,000 |
|
Административные |
15,000 |
80,000 |
Чистая прибыль |
|
10,000 |
Конечный результат получился закономерно таким же, как и в предыдущем случае. Но теперь у нас появляется возможность планировать величину прибыли, так как с изменением объема реализации изменяются только переменные издержки, в то время как фиксированные остаются неизменными. В данном формате появился новый элемент - вложенный доход (Contribution Margin). По смыслу этой характеристики вложенный доход должен покрыть все постоянные издержки и обеспечить заданное значение прибыли. Многие авторы используют другие переводы этого термина: «вклад на покрытие», «маржинальный доход», «валовая маржа».
Для целей детального анализа используется более подробный формат, представленный табл. 2.16. Здесь появляется новый элемент для анализа - вложенный доход на единицу продукции, который остается постоянным, пока не изменится цена единицы продукции и переменные затраты на единицу продукции.
Таблица 2.16. Аналитический формат отчета о прибыли на основе вложенного дохода
|
Всего (грн.) |
На единицу продукции (грн.) |
Процент |
Выручка (500 единиц продукции) |
250,000 |
500 |
100 % |
Минус переменные издержки |
150,000 |
300 |
60 % |
Вложенный доход |
100,000 |
200 |
40 % |
Минус постоянные издержки |
80,000 |
|
|
Чистая прибыль |
20,000 |
|
|
Если объем реализации составляет 400 единиц продукции, отчет о прибыли на основе вложенного дохода имеет следующий вид:
|
Всего |
На штуку |
Процент |
Выручка (400 штук) |
200,000 |
500 |
100 % |
Минус переменные издержки |
120,000 |
300 |
60 % |
Вложенный доход |
80,000 |
200 |
40 % |
Минус постоянные издержки |
80,000 |
|
|
Чистая прибыль (убыток) |
0 |
|
|
Из приведенных численных данных следует, что если компания продает 400 единиц товара, она получит нулевую прибыль (ни прибыли, ни убытков). Этот объем продаж и носит название «точки безубыточности» (break-even point).
Точка безубыточности
объем продаж, при котором выручка равна суммарным издержкам, или
объем продаж, при котором вложенный доход равен постоянным издержкам.
Как только достигнута точка безубыточности, каждая дополнительно проданная единица продукции приносит дополнительную прибыль, равную вложенному доходу на единицу продукции.
Практическая ценность анализа безубыточности и целевого планирования прибыли состоит в том, что этот подход позволяет
оценить сравнительную прибыльность отдельных видов продукции, что дает основания для выбора оптимального портфеля продукции,
установить запас «прочности» предприятия в его текущем состоянии и
спланировать объем реализации продукции, который обеспечивает желаемое значение прибыли.
Как показывает практика, наиболее эффективны те предприятия, которые обеспечивают загрузку производственных мощностей на уровне близком к уровню полной мощности. Однако, несмотря на это предприятия могут быть убыточными. Причин для этого может быть очень много, например, задержки в реализации, дефицит комплектующих элементов, плохое качество сырья; недостаточный объем рынка; плохое качество продукции; ценовая система и т. д.
Если предприятие функционирует на более низком уровне использования производственных мощностей, т.е. выпускает продукции существенно меньше по сравнению с полной производительностью, доходы зачастую не могут покрыть все издержки. Когда уровень использования производственных мощностей возрастает, то можно надеяться, что будет достигнута ситуация, когда общие доходы будут равны общим издержкам. В этой точке нет ни прибыли, ни убытков. Такая ситуация называется ситуацией безубыточности. Таким образом, мы подходим к понятию безубыточности.
Анализ безубыточности или анализ издержек, прибыли и объема производства (CVP-анализ), как его иногда называют - это аналитический подход к изучению взаимосвязи между издержками и доходам при различных уровнях производства.
В процессе проведения анализа безубыточности в его стандартном (классическом варианте) принимаются следующие допущения.
Используется классификация издержек по характеру их поведения при изменении объема реализации готовой продукции. Издержки подразделяются на постоянные и переменные
Предполагается, что вся произведенная продукция будет продана в течение планового периода времени.
В качестве критерия для анализа принимается прибыль до выплаты налогов, т.е. операционная прибыль, а не чистая прибыль.
Все последующие вопросы анализа безубыточности будут рассматриваться в основном в рамках этих допущений.
Следует особенно остановиться на практической философии CVP-анализа. В практике финансового менеджмента различают два базиса анализа и планирования: 1) ресурсный и 2) денежный. В соответствии с ресурсным базисом объектом анализа и планирования являются выручка, как поток входных ресурсов предприятия, и валовые издержки, как поток выходных ресурсов. Разница между потоком входных и выходных ресурсов рассматривается как конечный результат анализа. И в рамках CVP-анализа этот результат измеряется операционной прибылью. Следует подчеркнуть, что величина операционной прибыли лишь косвенно отражает суммарный денежный поток вследствие операционной деятельности. Оценка и планирование этого денежного потока есть предмет анализа, который проводится с использованием денежного базиса. Этот вопрос рассмотрен в следующем третьем разделе данной книги. Пока же мы будет анализировать и планировать исключительно операционную прибыль. Наличие операционной прибыли в конкретный период времени еще не означает, что предприятие будет иметь адекватный денежный поток, так его величина определяется динамическим состоянием оборотных средств и задолженностей предприятия. Но если предприятие в течение ряда периодов не в состоянии генерировать операционную прибыль, то ожидать положительного денежного потока не приходится. Говоря языком математики, наличие операционной прибыли является необходимым, но не достаточным условием способности предприятия генерировать деньги. Таким образом, в дальнейшем в рамках данной главы предметом анализа является это «необходимое условие».
В рамках CVP-анализа используется формат отчета о прибыли, который отличается от традиционного. Традиционный формат следует основной классификации издержек на производственные (прямые материалы, прямой труд и производственные накладные издержки) и непроизводственные (административные и издержки, связанные с продажей). Эти издержки последовательно вычитаются из выручки, в результате чего получается чистая операционная прибыль. Формат этого отчета представлен в табл. 2.14.Следует отметить, что использованные в данном формате издержки включают как переменную, так и постоянную компоненты. Данный формат не может быть использован для целей планирования, поскольку не позволяет проследить изменение издержек в связи с изменением объема реализации товара.
Таблица 2.14. Традиционный формат отчета о прибыли
Выручка от продажи (без НДС) |
|
120,000 |
Минус производственные издержки |
|
60,000 |
Валовый доход |
|
60,000 |
Минус непроизводственные издержки: |
|
|
Реализационные |
31,000 |
|
Административные |
19,000 |
50,000 |
Чистая прибыль (до налогов) |
|
10,000 |
Для целей планирования используется так называемый формат отчета о прибыли на основе “вложенного дохода” (Contribution Format), который представлен в таблице 2.15.
Таблица 2.15. Формат отчета о прибыли на основе «вложенного дохода»
Выручка от продажи (без НДС) |
|
120,000 |
Минус переменные издержки: |
|
|
Производственные |
20,000 |
|
Реализационные |
6,000 |
|
Административные |
4,000 |
30,000 |
Вложенный доход |
|
90,000 |
Минус постоянные издержки: |
|
|
Производственные |
40,000 |
|
Реализационные |
25,000 |
|
Административные |
15,000 |
80,000 |
Чистая прибыль |
|
10,000 |
Конечный результат получился закономерно таким же, как и в предыдущем случае. Но теперь у нас появляется возможность планировать величину прибыли, так как с изменением объема реализации изменяются только переменные издержки, в то время как фиксированные остаются неизменными. В данном формате появился новый элемент - вложенный доход (Contribution Margin). По смыслу этой характеристики вложенный доход должен покрыть все постоянные издержки и обеспечить заданное значение прибыли. Многие авторы используют другие переводы этого термина: «вклад на покрытие», «маржинальный доход», «валовая маржа».
Для целей детального анализа используется более подробный формат, представленный табл. 2.16. Здесь появляется новый элемент для анализа - вложенный доход на единицу продукции, который остается постоянным, пока не изменится цена единицы продукции и переменные затраты на единицу продукции.
Таблица 2.16. Аналитический формат отчета о прибыли на основе вложенного дохода
|
Всего (грн.) |
На единицу продукции (грн.) |
Процент |
Выручка (500 единиц продукции) |
250,000 |
500 |
100 % |
Минус переменные издержки |
150,000 |
300 |
60 % |
Вложенный доход |
100,000 |
200 |
40 % |
Минус постоянные издержки |
80,000 |
|
|
Чистая прибыль |
20,000 |
|
|
Если объем реализации составляет 400 единиц продукции, отчет о прибыли на основе вложенного дохода имеет следующий вид:
|
Всего |
На штуку |
Процент |
Выручка (400 штук) |
200,000 |
500 |
100 % |
Минус переменные издержки |
120,000 |
300 |
60 % |
Вложенный доход |
80,000 |
200 |
40 % |
Минус постоянные издержки |
80,000 |
|
|
Чистая прибыль (убыток) |
0 |
|
|
Из приведенных численных данных следует, что если компания продает 400 единиц товара, она получит нулевую прибыль (ни прибыли, ни убытков). Этот объем продаж и носит название «точки безубыточности» (break-even point).
Точка безубыточности
объем продаж, при котором выручка равна суммарным издержкам, или
объем продаж, при котором вложенный доход равен постоянным издержкам.
Как только достигнута точка безубыточности, каждая дополнительно проданная единица продукции приносит дополнительную прибыль, равную вложенному доходу на единицу продукции.