2.2.1. Исходные допущения

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75  77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 
153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 
170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 
187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 

 

            Практическая ценность анализа безубыточности и целевого планирования прибыли состоит в том, что этот подход позволяет

оценить сравнительную прибыльность отдельных видов продукции, что дает основания для выбора оптимального портфеля продукции,

установить запас «прочности» предприятия в его текущем состоянии и

спланировать объем реализации продукции, который обеспечивает желаемое значение прибыли.

            Как по­ка­зы­ва­ет прак­ти­ка, наиболее эффективны те предприятия,  которые обеспечивают загрузку производственных мощностей на уров­не близ­ком к уров­ню пол­ной мощ­но­сти. Од­на­ко, не­смот­ря на это предприятия могут быть убыточными. При­чин для этого мо­жет быть очень мно­го, на­при­мер, за­держ­ки в реа­ли­за­ции, дефи­цит комплектующих  элемен­тов, пло­хое ка­че­ст­во сы­рья; не­дос­та­точ­ный объ­ем рын­ка; пло­хое ка­че­ст­во про­дук­ции; це­но­вая сис­те­ма и т. д.

            Если предприятие функ­цио­ни­ру­ет на бо­лее низ­ком уров­не ис­поль­зо­ва­ния про­из­вод­ст­вен­ных мощ­но­стей, т.е. выпускает продукции существенно меньше по сравнению с полной производительностью, до­хо­ды зачастую не мо­гут по­крыть все из­держ­ки. Ко­гда уро­вень использова­ния про­из­вод­ст­вен­ных мощ­но­стей возраста­ет, то мож­но на­де­ять­ся, что бу­дет дос­тиг­ну­та ситуация, ко­гда об­щие до­хо­ды бу­дут рав­ны об­щим из­держ­кам. В этой точ­ке нет ни при­бы­ли, ни убыт­ков. Та­кая си­туа­ция назы­ва­ет­ся си­туа­ци­ей без­убы­точ­но­сти. Таким образом, мы подходим к понятию безубыточности.

            Ана­лиз без­убы­точ­но­сти или ана­лиз из­дер­жек, при­бы­ли и объ­е­ма про­из­вод­ст­ва (CVP-анализ), как его ино­гда на­зы­ва­ют - это аналитиче­ский под­ход к изу­че­нию взаи­мо­свя­зи ме­ж­ду издержка­ми и до­хо­дам при раз­лич­ных уров­нях про­из­вод­ст­ва.

            В процессе проведения анализа безубыточности в его стандартном (классическом варианте) принимаются следующие допущения.

Используется классификация издержек по характеру их поведения при изменении объема реализации готовой продукции.  Издержки подразделяются на постоянные и переменные

Предполагается, что вся произведенная продукция будет продана в течение планового периода времени.

В качестве критерия для анализа принимается прибыль до выплаты налогов, т.е. операционная прибыль,  а не чистая прибыль.

            Все последующие вопросы анализа безубыточности будут рассматриваться в основном в рамках этих допущений.

            Следует особенно остановиться на практической философии CVP-анализа. В практике финансового менеджмента различают два базиса анализа и планирования: 1) ресурсный и 2) денежный. В соответствии с ресурсным базисом объектом анализа и планирования являются выручка, как поток входных ресурсов предприятия, и валовые издержки, как поток выходных ресурсов. Разница между потоком входных и выходных ресурсов рассматривается как конечный результат анализа. И в рамках CVP-анализа этот результат измеряется операционной прибылью. Следует подчеркнуть, что величина операционной прибыли лишь косвенно отражает суммарный денежный поток вследствие операционной деятельности. Оценка и планирование этого денежного потока есть предмет анализа, который проводится с использованием денежного базиса. Этот вопрос рассмотрен в следующем третьем разделе данной книги. Пока же мы будет анализировать и планировать исключительно операционную прибыль. Наличие операционной прибыли в конкретный период времени еще не означает, что предприятие будет иметь адекватный денежный поток, так его величина определяется динамическим состоянием оборотных средств и задолженностей предприятия. Но если предприятие в течение ряда периодов не в состоянии генерировать операционную прибыль, то ожидать положительного денежного потока не приходится. Говоря языком математики, наличие операционной прибыли является необходимым, но не достаточным условием способности предприятия генерировать деньги. Таким образом, в дальнейшем в рамках данной главы предметом анализа является это «необходимое условие».

В рамках CVP-анализа используется формат отчета о прибыли, который отличается от традиционного. Традиционный формат следует основной классификации издержек на производственные (прямые материалы, прямой труд и производственные накладные издержки) и непроизводственные (административные и издержки, связанные с продажей). Эти издержки последовательно вычитаются из выручки, в результате чего получается чистая операционная прибыль. Формат этого отчета представлен в табл. 2.14.Следует отметить, что использованные в данном формате издержки включают как переменную, так и постоянную компоненты. Данный формат не может быть использован для целей планирования, поскольку не позволяет проследить изменение издержек в связи с изменением объема реализации товара.

 

Таблица 2.14. Традиционный формат отчета о прибыли

Выручка от продажи (без НДС)

 

120,000

Минус производственные издержки

 

60,000 

Валовый доход

 

60,000

Минус непроизводственные издержки:

 

 

   Реализационные

31,000

 

   Административные

19,000

50,000

Чистая прибыль (до налогов)

 

10,000

           

            Для целей планирования используется так называемый формат отчета о прибыли на основе “вложенного дохода” (Contribution Format), который представлен в таблице 2.15.

 

Таблица 2.15. Формат отчета о прибыли на основе «вложенного дохода»

Выручка от продажи (без НДС)

 

120,000

Минус переменные издержки:

 

 

   Производственные

20,000

 

   Реализационные

6,000

 

   Административные

4,000

30,000

Вложенный доход

 

90,000

Минус постоянные издержки:

 

 

   Производственные

40,000

 

   Реализационные

25,000

 

   Административные

15,000

80,000

Чистая прибыль

 

10,000

 

            Конечный результат получился закономерно таким же, как и в предыдущем случае. Но теперь у нас появляется возможность планировать величину прибыли, так как с изменением объема реализации изменяются только переменные издержки, в то время как фиксированные остаются неизменными. В данном формате появился новый элемент - вложенный доход (Contribution Margin). По смыслу этой характеристики вложенный доход должен покрыть все постоянные издержки и обеспечить заданное значение прибыли. Многие авторы используют другие переводы этого термина: «вклад на покрытие», «маржинальный доход», «валовая маржа».

                        Для целей детального анализа используется более подробный формат, представленный табл. 2.16. Здесь появляется новый элемент для анализа - вложенный доход на единицу продукции, который             остается постоянным, пока не изменится цена единицы продукции и переменные затраты на единицу продукции.

 

Таблица 2.16. Аналитический формат отчета о прибыли на основе вложенного дохода

 

Всего

(грн.)

На единицу продукции (грн.)

Процент

Выручка (500 единиц продукции)

250,000

500

100 %

Минус переменные издержки

150,000

300

60 %

Вложенный доход

100,000

200

40 %

Минус постоянные издержки

80,000

 

 

Чистая прибыль

 20,000

 

 

           

Если объем реализации составляет 400 единиц продукции, отчет о прибыли на основе вложенного дохода имеет следующий вид:

 

Всего

На штуку

Процент

Выручка (400 штук)

200,000

500

100 %

Минус переменные издержки

120,000

300

60 %

Вложенный доход

80,000

200

40 %

Минус постоянные издержки

80,000

 

 

Чистая прибыль (убыток)

0

 

 

 

            Из приведенных численных данных следует, что  если компания продает 400 единиц товара, она получит нулевую прибыль (ни прибыли, ни убытков). Этот объем продаж и носит название «точки безубыточности» (break-even point).

Точка безубыточности

объем продаж, при котором выручка равна суммарным издержкам, или

объем продаж, при котором вложенный доход равен постоянным издержкам.

            Как только достигнута точка безубыточности, каждая дополнительно проданная единица продукции приносит дополнительную прибыль, равную вложенному доходу на единицу продукции.

 

            Практическая ценность анализа безубыточности и целевого планирования прибыли состоит в том, что этот подход позволяет

оценить сравнительную прибыльность отдельных видов продукции, что дает основания для выбора оптимального портфеля продукции,

установить запас «прочности» предприятия в его текущем состоянии и

спланировать объем реализации продукции, который обеспечивает желаемое значение прибыли.

            Как по­ка­зы­ва­ет прак­ти­ка, наиболее эффективны те предприятия,  которые обеспечивают загрузку производственных мощностей на уров­не близ­ком к уров­ню пол­ной мощ­но­сти. Од­на­ко, не­смот­ря на это предприятия могут быть убыточными. При­чин для этого мо­жет быть очень мно­го, на­при­мер, за­держ­ки в реа­ли­за­ции, дефи­цит комплектующих  элемен­тов, пло­хое ка­че­ст­во сы­рья; не­дос­та­точ­ный объ­ем рын­ка; пло­хое ка­че­ст­во про­дук­ции; це­но­вая сис­те­ма и т. д.

            Если предприятие функ­цио­ни­ру­ет на бо­лее низ­ком уров­не ис­поль­зо­ва­ния про­из­вод­ст­вен­ных мощ­но­стей, т.е. выпускает продукции существенно меньше по сравнению с полной производительностью, до­хо­ды зачастую не мо­гут по­крыть все из­держ­ки. Ко­гда уро­вень использова­ния про­из­вод­ст­вен­ных мощ­но­стей возраста­ет, то мож­но на­де­ять­ся, что бу­дет дос­тиг­ну­та ситуация, ко­гда об­щие до­хо­ды бу­дут рав­ны об­щим из­держ­кам. В этой точ­ке нет ни при­бы­ли, ни убыт­ков. Та­кая си­туа­ция назы­ва­ет­ся си­туа­ци­ей без­убы­точ­но­сти. Таким образом, мы подходим к понятию безубыточности.

            Ана­лиз без­убы­точ­но­сти или ана­лиз из­дер­жек, при­бы­ли и объ­е­ма про­из­вод­ст­ва (CVP-анализ), как его ино­гда на­зы­ва­ют - это аналитиче­ский под­ход к изу­че­нию взаи­мо­свя­зи ме­ж­ду издержка­ми и до­хо­дам при раз­лич­ных уров­нях про­из­вод­ст­ва.

            В процессе проведения анализа безубыточности в его стандартном (классическом варианте) принимаются следующие допущения.

Используется классификация издержек по характеру их поведения при изменении объема реализации готовой продукции.  Издержки подразделяются на постоянные и переменные

Предполагается, что вся произведенная продукция будет продана в течение планового периода времени.

В качестве критерия для анализа принимается прибыль до выплаты налогов, т.е. операционная прибыль,  а не чистая прибыль.

            Все последующие вопросы анализа безубыточности будут рассматриваться в основном в рамках этих допущений.

            Следует особенно остановиться на практической философии CVP-анализа. В практике финансового менеджмента различают два базиса анализа и планирования: 1) ресурсный и 2) денежный. В соответствии с ресурсным базисом объектом анализа и планирования являются выручка, как поток входных ресурсов предприятия, и валовые издержки, как поток выходных ресурсов. Разница между потоком входных и выходных ресурсов рассматривается как конечный результат анализа. И в рамках CVP-анализа этот результат измеряется операционной прибылью. Следует подчеркнуть, что величина операционной прибыли лишь косвенно отражает суммарный денежный поток вследствие операционной деятельности. Оценка и планирование этого денежного потока есть предмет анализа, который проводится с использованием денежного базиса. Этот вопрос рассмотрен в следующем третьем разделе данной книги. Пока же мы будет анализировать и планировать исключительно операционную прибыль. Наличие операционной прибыли в конкретный период времени еще не означает, что предприятие будет иметь адекватный денежный поток, так его величина определяется динамическим состоянием оборотных средств и задолженностей предприятия. Но если предприятие в течение ряда периодов не в состоянии генерировать операционную прибыль, то ожидать положительного денежного потока не приходится. Говоря языком математики, наличие операционной прибыли является необходимым, но не достаточным условием способности предприятия генерировать деньги. Таким образом, в дальнейшем в рамках данной главы предметом анализа является это «необходимое условие».

В рамках CVP-анализа используется формат отчета о прибыли, который отличается от традиционного. Традиционный формат следует основной классификации издержек на производственные (прямые материалы, прямой труд и производственные накладные издержки) и непроизводственные (административные и издержки, связанные с продажей). Эти издержки последовательно вычитаются из выручки, в результате чего получается чистая операционная прибыль. Формат этого отчета представлен в табл. 2.14.Следует отметить, что использованные в данном формате издержки включают как переменную, так и постоянную компоненты. Данный формат не может быть использован для целей планирования, поскольку не позволяет проследить изменение издержек в связи с изменением объема реализации товара.

 

Таблица 2.14. Традиционный формат отчета о прибыли

Выручка от продажи (без НДС)

 

120,000

Минус производственные издержки

 

60,000 

Валовый доход

 

60,000

Минус непроизводственные издержки:

 

 

   Реализационные

31,000

 

   Административные

19,000

50,000

Чистая прибыль (до налогов)

 

10,000

           

            Для целей планирования используется так называемый формат отчета о прибыли на основе “вложенного дохода” (Contribution Format), который представлен в таблице 2.15.

 

Таблица 2.15. Формат отчета о прибыли на основе «вложенного дохода»

Выручка от продажи (без НДС)

 

120,000

Минус переменные издержки:

 

 

   Производственные

20,000

 

   Реализационные

6,000

 

   Административные

4,000

30,000

Вложенный доход

 

90,000

Минус постоянные издержки:

 

 

   Производственные

40,000

 

   Реализационные

25,000

 

   Административные

15,000

80,000

Чистая прибыль

 

10,000

 

            Конечный результат получился закономерно таким же, как и в предыдущем случае. Но теперь у нас появляется возможность планировать величину прибыли, так как с изменением объема реализации изменяются только переменные издержки, в то время как фиксированные остаются неизменными. В данном формате появился новый элемент - вложенный доход (Contribution Margin). По смыслу этой характеристики вложенный доход должен покрыть все постоянные издержки и обеспечить заданное значение прибыли. Многие авторы используют другие переводы этого термина: «вклад на покрытие», «маржинальный доход», «валовая маржа».

                        Для целей детального анализа используется более подробный формат, представленный табл. 2.16. Здесь появляется новый элемент для анализа - вложенный доход на единицу продукции, который             остается постоянным, пока не изменится цена единицы продукции и переменные затраты на единицу продукции.

 

Таблица 2.16. Аналитический формат отчета о прибыли на основе вложенного дохода

 

Всего

(грн.)

На единицу продукции (грн.)

Процент

Выручка (500 единиц продукции)

250,000

500

100 %

Минус переменные издержки

150,000

300

60 %

Вложенный доход

100,000

200

40 %

Минус постоянные издержки

80,000

 

 

Чистая прибыль

 20,000

 

 

           

Если объем реализации составляет 400 единиц продукции, отчет о прибыли на основе вложенного дохода имеет следующий вид:

 

Всего

На штуку

Процент

Выручка (400 штук)

200,000

500

100 %

Минус переменные издержки

120,000

300

60 %

Вложенный доход

80,000

200

40 %

Минус постоянные издержки

80,000

 

 

Чистая прибыль (убыток)

0

 

 

 

            Из приведенных численных данных следует, что  если компания продает 400 единиц товара, она получит нулевую прибыль (ни прибыли, ни убытков). Этот объем продаж и носит название «точки безубыточности» (break-even point).

Точка безубыточности

объем продаж, при котором выручка равна суммарным издержкам, или

объем продаж, при котором вложенный доход равен постоянным издержкам.

            Как только достигнута точка безубыточности, каждая дополнительно проданная единица продукции приносит дополнительную прибыль, равную вложенному доходу на единицу продукции.