2.4.1 Исходные положения
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152
153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169
170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186
187 188 189 190 191 192 193 194 195 196
Процесс управления на предприятии обычно рассматривается как последовательное выполнение четырех управленческих функций: планирование, организация, мотивация, контроль. Структура этого процесса в той или иной мере присутствует на любом предприятии, даже если оно не заботится о формальном соблюдении каждой отдельной компоненты. В современных условиях повышения сложности и динамизма внешней и внутренней среды предприятия трудоемкость обеспечения эффективного функционирования данной системы постоянно возрастает. Именно поэтому предприятия нуждаются в совершенствовании системы обеспечения достоверной информацией процесс принятия текущих управленческих и автоматизации систем планирования и контроля.
Управленческий учет на предприятии необходим не сам по себе, а служит цели обоснования управленческих решений менеджерами всех уровней, оперативно предоставляя полную и достоверную информацию. Сфера применения управленческого учета — это планирование и контроль.
Основные требования, предъявляемые к системе управленческого учета и отчетности, сводятся к следующему [34]:
краткость — информация должна быть четкой и не содержать ничего лишнего;
точность — информация должна быть свободна от ошибок, не должна содержать подтасовок;
оперативность — информация должна быть готова и доступна к тому времени, когда в ней возникает потребность;
сопоставимость — информация должна быть сопоставимой по времени и по подразделениям;
целесообразность — информация должна подходить для той цели, для которой она подготовлена;
рентабельность — подготовка информации должна стоить меньше выгод от ее использования;
нетенденциозность — информация не должна быть предвзятой;
адресность — информация должна быть доведена до ответственного исполнителя, и при этом должна соблюдаться конфиденциальность.
Структурно систему управленческого учета можно представить в виде двух целевых блоков:
учет текущего состояния ресурсов и задолженностей предприятия и
учет издержек
Фундаментальной частью системы управленческого учета является учет издержек и управление ими в процессе производства и реализации продукции. Необходимо подчеркнуть, что не существует некоторого общепринятого стандарта управленческого учета. Каждое предприятие должно само для себя сначала спроектировать, а затем и разработать систему, которая была бы наиболее удобной для целей оперативного принятия решений. Эта система должна обеспечить:
знание того, где, когда и в каких объемах расходуются ресурсы предприятия;
прогноз того, где, для чего и в каких объемах необходимы дополнительные материальные и финансовые ресурсы;
максимально высокий уровень отдачи от использования ресурсов.
Ниже приведен перечень основных преимуществ эффективной системы управленческого учета.
Производство конкурентоспособной продукции за счет более низких издержек и, следовательно, более низких цен.
Наличие качественной и реальной информации о себестоимости отдельных видов продукции и их позиции на рынке по сравнению с продуктами других производителей.
Возможность использования гибкого ценообразования.
Предоставление объективных данных для составления бюджета предприятия.
Возможность оценки каждого подразделения предприятия с финансовой точки зрения.
В настоящее время существует большое число стандартизованных систем, которые более или менее комплексно решают проблему управления издержками в составе более общей системы управления предприятием. Наиболее универсальными и мощными по охвату решаемых задач являются интегрированные системы, разработанные фирмами SAP, Oracle, BAAN, и другие. Следует лишь отметить, что приобретение компьютерной системы само по себе не приведет к изменению положения дел на предприятии, если ведущий менеджмент предприятия не будет «кровно» заинтересован в совершенствовании системы управления издержками. К тому же, эти системы зачастую дорого стоят, так насыщены большим количеством возможностей, которые далеко не все нужны предприятию на нынешнем этапе его развития. Дешевые же системы, как правило, не столь универсальны, чтобы иметь возможность решить все стоящие перед предприятием задачи.
В настоящем разделе приведена краткая характеристика упомянутых выше двух блоков системы.
Процесс управления на предприятии обычно рассматривается как последовательное выполнение четырех управленческих функций: планирование, организация, мотивация, контроль. Структура этого процесса в той или иной мере присутствует на любом предприятии, даже если оно не заботится о формальном соблюдении каждой отдельной компоненты. В современных условиях повышения сложности и динамизма внешней и внутренней среды предприятия трудоемкость обеспечения эффективного функционирования данной системы постоянно возрастает. Именно поэтому предприятия нуждаются в совершенствовании системы обеспечения достоверной информацией процесс принятия текущих управленческих и автоматизации систем планирования и контроля.
Управленческий учет на предприятии необходим не сам по себе, а служит цели обоснования управленческих решений менеджерами всех уровней, оперативно предоставляя полную и достоверную информацию. Сфера применения управленческого учета — это планирование и контроль.
Основные требования, предъявляемые к системе управленческого учета и отчетности, сводятся к следующему [34]:
краткость — информация должна быть четкой и не содержать ничего лишнего;
точность — информация должна быть свободна от ошибок, не должна содержать подтасовок;
оперативность — информация должна быть готова и доступна к тому времени, когда в ней возникает потребность;
сопоставимость — информация должна быть сопоставимой по времени и по подразделениям;
целесообразность — информация должна подходить для той цели, для которой она подготовлена;
рентабельность — подготовка информации должна стоить меньше выгод от ее использования;
нетенденциозность — информация не должна быть предвзятой;
адресность — информация должна быть доведена до ответственного исполнителя, и при этом должна соблюдаться конфиденциальность.
Структурно систему управленческого учета можно представить в виде двух целевых блоков:
учет текущего состояния ресурсов и задолженностей предприятия и
учет издержек
Фундаментальной частью системы управленческого учета является учет издержек и управление ими в процессе производства и реализации продукции. Необходимо подчеркнуть, что не существует некоторого общепринятого стандарта управленческого учета. Каждое предприятие должно само для себя сначала спроектировать, а затем и разработать систему, которая была бы наиболее удобной для целей оперативного принятия решений. Эта система должна обеспечить:
знание того, где, когда и в каких объемах расходуются ресурсы предприятия;
прогноз того, где, для чего и в каких объемах необходимы дополнительные материальные и финансовые ресурсы;
максимально высокий уровень отдачи от использования ресурсов.
Ниже приведен перечень основных преимуществ эффективной системы управленческого учета.
Производство конкурентоспособной продукции за счет более низких издержек и, следовательно, более низких цен.
Наличие качественной и реальной информации о себестоимости отдельных видов продукции и их позиции на рынке по сравнению с продуктами других производителей.
Возможность использования гибкого ценообразования.
Предоставление объективных данных для составления бюджета предприятия.
Возможность оценки каждого подразделения предприятия с финансовой точки зрения.
В настоящее время существует большое число стандартизованных систем, которые более или менее комплексно решают проблему управления издержками в составе более общей системы управления предприятием. Наиболее универсальными и мощными по охвату решаемых задач являются интегрированные системы, разработанные фирмами SAP, Oracle, BAAN, и другие. Следует лишь отметить, что приобретение компьютерной системы само по себе не приведет к изменению положения дел на предприятии, если ведущий менеджмент предприятия не будет «кровно» заинтересован в совершенствовании системы управления издержками. К тому же, эти системы зачастую дорого стоят, так насыщены большим количеством возможностей, которые далеко не все нужны предприятию на нынешнем этапе его развития. Дешевые же системы, как правило, не столь универсальны, чтобы иметь возможность решить все стоящие перед предприятием задачи.
В настоящем разделе приведена краткая характеристика упомянутых выше двух блоков системы.