Оппозиция мужской / женский в славянской культуре
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91
Мужской / женский — одна из основных оппозиций в народной культуре, характеризующая все сферы человеческой и природной жизни, а также мифологические, религиозные, этические и обыденные представления, противопоставляющая мужское и женское начало в категориях пола, грамматического рода, символики и обрядовых функций.
Различение мужского и женского свойственно в основном человеческому миру, в то время как для сверхъестественных сил характерна либо бесполость, либо обоеполость. Идея обоеполости проявляется в обрядовой сфере и выражается во внешнем облике сакральных персонажей, их действиях, атрибутах и т.п.
Входя в систему бинарных противопоставлений, оппозиция мужской — женский соединяется с большинством из них, образуя пары: мужской — женский : правый — левый, мужской — женский : верх — низ, мужской — женский : хороший — плохой, мужской — женский : чет — нечет и др., — где достаточно постоянно связываются правые и левые их члены.
Целостный образ «мужского» в традиционной народной культуре, синтезирующий различные символические и иные характеристики маскулинности, включает в себя следующие компоненты: добро, счастье, здоровье, день, зима, бесплодие, сакральная сфера, верх, восток, передний, внешний, правый, оберегающий. Соответственно женский образ — его противоположность.
Однако в ходе анализа имеющегося славянского материала, выяснилось, что взаимные связи противопоставлений не являются строго фиксированными, а зависят от контекста и смысловой направленности обрядовых и бытовых действий. Как писал об этом Н.И. Толстой, «взаимные связи семиотических бинарных оппозиций проявляются в ограниченных, преимущественно ритуальных условиях, в рамках, определенных временем, местом и лицами, причастными к тем или иным ситуациям. Эти ситуации строго лимитированы, и вне их описанные мифологические представления или нейтрализуются, или вообще не проявляются». Так, например, соотношение мужской — женский : добро — зло подразумевает в различных контекстах как прямое (соответствие левых и правых членов оппозиции), так и перекрестное соединение обоих компонентов. Мужское ассоциируется с добром, а женское — с несчастьем преимущественно в обрядах, маркирующих начало года, сезона, определенных работ: это «полазник» (первый посетитель), колядование, поздравительные праздничные обходы, и т.п. В них приход женщины связывался с несчастьем практически во всех славянских традициях, хотя и здесь были исключения: у поляков в Жешовском воев. признавали первое посещение женщины счастливым. В то же время в родильной и погребальной обрядности, в лечебной магии женщина и женское имеет положительную семантику. В трудных случаях порчи или колдовства призывали на помощь сильного колдуна (мужчину), но и женщина выполняла иногда мужские функции (например, сев или пахоту).
В материалах по народной культуре, в отличие от расхожих бытовых представлений о превосходстве (главенстве) мужского (или женского) начала, нет этого противопоставления по сути. Оппозиция, рассмотренная во всей полноте, перестает быть оппозицией вне ситуации, контекста, обряда и т.п. Мужское и женское «противопоставляется», то есть, скорее, определяется, конкретизируется, подчеркивается именно для того, чтобы точнее определить те стороны, объединение, слияние которых обладает «творческой силой», законченностью и божественностью (ср. легенды о божественном создании мужчины и женщины как единой плоти). Именно соединение мужского и женского рождает жизнь, создает новое, которое не является простой суммой слагаемых. Более того, присутствие мужской и женской составляющих необходимо в каждом живом существе и символически — в каждом предмете.
Наряду с тенденцией разделения мужского и женского, довольно сильна и тенденция образования пар, досоздания, достраивания каждого из этих начал до целого, поскольку оба они органично соединяются и в индивидуумах, и в социуме, и в природе. Интересно в этой связи образование родовых пар хрононимами, как, впрочем, и другими лексемами, в том числе обозначающими абстрактные понятия: например, Покров и Покрова ‘праздник Покрова пресвятой Богородицы’; Вербница (Вербица) и Вербич ‘Вербное воскресенье’ (последнее перед Пасхой), полес. дежа и дежун, колос и колосица и под.
И.С. Веселова (Санкт-Петербург)
Мужской / женский — одна из основных оппозиций в народной культуре, характеризующая все сферы человеческой и природной жизни, а также мифологические, религиозные, этические и обыденные представления, противопоставляющая мужское и женское начало в категориях пола, грамматического рода, символики и обрядовых функций.
Различение мужского и женского свойственно в основном человеческому миру, в то время как для сверхъестественных сил характерна либо бесполость, либо обоеполость. Идея обоеполости проявляется в обрядовой сфере и выражается во внешнем облике сакральных персонажей, их действиях, атрибутах и т.п.
Входя в систему бинарных противопоставлений, оппозиция мужской — женский соединяется с большинством из них, образуя пары: мужской — женский : правый — левый, мужской — женский : верх — низ, мужской — женский : хороший — плохой, мужской — женский : чет — нечет и др., — где достаточно постоянно связываются правые и левые их члены.
Целостный образ «мужского» в традиционной народной культуре, синтезирующий различные символические и иные характеристики маскулинности, включает в себя следующие компоненты: добро, счастье, здоровье, день, зима, бесплодие, сакральная сфера, верх, восток, передний, внешний, правый, оберегающий. Соответственно женский образ — его противоположность.
Однако в ходе анализа имеющегося славянского материала, выяснилось, что взаимные связи противопоставлений не являются строго фиксированными, а зависят от контекста и смысловой направленности обрядовых и бытовых действий. Как писал об этом Н.И. Толстой, «взаимные связи семиотических бинарных оппозиций проявляются в ограниченных, преимущественно ритуальных условиях, в рамках, определенных временем, местом и лицами, причастными к тем или иным ситуациям. Эти ситуации строго лимитированы, и вне их описанные мифологические представления или нейтрализуются, или вообще не проявляются». Так, например, соотношение мужской — женский : добро — зло подразумевает в различных контекстах как прямое (соответствие левых и правых членов оппозиции), так и перекрестное соединение обоих компонентов. Мужское ассоциируется с добром, а женское — с несчастьем преимущественно в обрядах, маркирующих начало года, сезона, определенных работ: это «полазник» (первый посетитель), колядование, поздравительные праздничные обходы, и т.п. В них приход женщины связывался с несчастьем практически во всех славянских традициях, хотя и здесь были исключения: у поляков в Жешовском воев. признавали первое посещение женщины счастливым. В то же время в родильной и погребальной обрядности, в лечебной магии женщина и женское имеет положительную семантику. В трудных случаях порчи или колдовства призывали на помощь сильного колдуна (мужчину), но и женщина выполняла иногда мужские функции (например, сев или пахоту).
В материалах по народной культуре, в отличие от расхожих бытовых представлений о превосходстве (главенстве) мужского (или женского) начала, нет этого противопоставления по сути. Оппозиция, рассмотренная во всей полноте, перестает быть оппозицией вне ситуации, контекста, обряда и т.п. Мужское и женское «противопоставляется», то есть, скорее, определяется, конкретизируется, подчеркивается именно для того, чтобы точнее определить те стороны, объединение, слияние которых обладает «творческой силой», законченностью и божественностью (ср. легенды о божественном создании мужчины и женщины как единой плоти). Именно соединение мужского и женского рождает жизнь, создает новое, которое не является простой суммой слагаемых. Более того, присутствие мужской и женской составляющих необходимо в каждом живом существе и символически — в каждом предмете.
Наряду с тенденцией разделения мужского и женского, довольно сильна и тенденция образования пар, досоздания, достраивания каждого из этих начал до целого, поскольку оба они органично соединяются и в индивидуумах, и в социуме, и в природе. Интересно в этой связи образование родовых пар хрононимами, как, впрочем, и другими лексемами, в том числе обозначающими абстрактные понятия: например, Покров и Покрова ‘праздник Покрова пресвятой Богородицы’; Вербница (Вербица) и Вербич ‘Вербное воскресенье’ (последнее перед Пасхой), полес. дежа и дежун, колос и колосица и под.
И.С. Веселова (Санкт-Петербург)