Побег из закрытых корпоративных сообществ (психологические аспекты)

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 

Мемуары, произведения художественной литературы, фольклорные и иные источники дают достаточный материал по этнографии закрытых корпоративных сообществ в России XVII – начала XX вв. Возникновение мужских корпоративных закрытых сообществ уходит в глубь истории. Тогда же формировались правила поведения в них, которые в некоторых случаях были зафиксированы в письменной форме. Складывались и определенные стереотипы восприятия членов этих сообществ другими людьми.

Анализируя состав и социально-поведенческие функции мужских закрытых сообществ, можно выделить два типа:

1. Строго мужские сообщества, не допускающие в свои ряды женщин (напр., монастыри, семинарии).

2. Сообщества, в которых допускается присутствие женщин (напр., армия, тюрьма, каторга, разбойничьи и воровские шайки).

Мужские закрытые сообщества выполняли различные социальные функции: армия — защищала сограждан; тюрьма, каторга — изолировала правонарушителей; монастыри — давали возможность религиозного служения; учебные заведения — готовили новую смену для тех или иных социальных групп. Это были постоянные сообщества, созданные государственными, религиозными, общественными властями. Наряду с постоянными, создавались и временные мужские сообщества (они чаще относились ко второму типу, допускавшему присутствие женщин): сообщества нищих, слепцов, бродячих скоморохов, бурлаков, ямщиков, отходников и т.п.

В закрытых сообществах регламентировался быт, моральные и эстетические нормы, все это член сообщества должен был принять добровольно или принудительно. Нормы быта и поведения, стереотипы становились «своими», а «открытый» мир для члена сообщества становился «чужим». Поэтому возникали запреты в общении с «открытым» миром, игнорирование его норм. Тем самым закрытое сообщество, создавало и поддерживало свою обособленность. Важнейшими признаками закрытых сообществ являлись: общая идея, иерархия и дисциплина. Именно эти элементы позволяли сохранять сообщества и рекрутировать в них новых членов.

Довольно часто у членов закрытых сообществ возникали противоречия между индивидуальным мировоззрением, отношением к моральным и поведенческим нормам и корпоративными стереотипами. Такие противоречия часто разрешались путем оставления, побега из закрытых сообществ. Такой побег можно трактовать как смену «своего» мира на «чужой». Однако «свой» мир закрытого сообщества для беглеца становился «чужим», именно потому он менял его на «чужой» («открытый»), но «свой» по психологическим устремлениям.

Можно выделить несколько разновидностей оставления «своего» мира: побег, дезертирство, «самоволка». Если побег может быть осмысленным или спонтанным, то дезертирство — это всегда осмысленное оставление действующей армии, разбойничьей шайки. «Самоволка» — это временное оставление сообщества. Человек стремиться стать «свободным» на некоторое время, однако, он возвращается и вновь принимает правила «своего / чужого» мира.

 «Человек бегущий» переживал различные чувства: сомнение, страх, радость обретения свободы, разочарование, смирение и т.п. Психологические аспекты подготовки, побега и его последствий нашли отражение в фольклоре различных субкультурных традиций, а также в литературных произведениях ХIХ–ХХ вв.

С.А. Попов (Воронеж)

Мужские антропонимы в топонимической системе Воронежской области

Топонимическая система Воронежской области представлена почти 2000 названиями населенных пунктов (ойконимами), из них более половины — отантропонимические ойконимы, образованные, как правило, от личных мужских имен, фамилий или прозвищ, а также мужских имен православных святых (религиоойконимы). Преобладание мужских антропоойконимов объясняется более активной вовлеченностью мужчин в общественно-политическую и хозяйственную жизнь России XVII–XIX вв. — время массового заселения и освоения края. На основе их анализа можно восстановить принципы топонимической номинации, бытовавшие в прошлые века и используемые в настоящее время.

В данной тематической группе представлены названия, образованные от личных имен или фамилий с канонической базой (Александр) и неканонической (в их основе лежат прозвища людей: Бугай), а также названия, образованные от уменьшительно-ласкательной формы личного имени (Аношка): р.п. Кантемировка, пос. Федоровка, сл. Юрасовка.

В Воронежской области встречаются религиоойконимы — ойконимы, образованные на базе культово-религиозной лексики. До получения религиозного названия населенный пункт уже существовал и носил определенное наименование, мотивированное антропонимом, гидронимом, апеллятивом. При постройке православного храма его название, как правило, становилось новым названием старого поселения. Производящей основой религиоойконима становилась сокращенная форма названия храма, религиозных праздников или имя православного святого (как правило, мужской антропоним): Николай Чудотворец — Никола — Никольская церковь — с. Ни­кольское. Многие землевладельцы возводили храмы в честь своих небесных покровителей.

Таким образом, основными мотивационными признаками в сфере ойконимии Воронежской области оказались мужские антропонимы: имена, фамилии или прозвища первопоселенцев, землевладельцев и членов их семей, имена православных святых.

 

А.А. Пригарин

Мемуары, произведения художественной литературы, фольклорные и иные источники дают достаточный материал по этнографии закрытых корпоративных сообществ в России XVII – начала XX вв. Возникновение мужских корпоративных закрытых сообществ уходит в глубь истории. Тогда же формировались правила поведения в них, которые в некоторых случаях были зафиксированы в письменной форме. Складывались и определенные стереотипы восприятия членов этих сообществ другими людьми.

Анализируя состав и социально-поведенческие функции мужских закрытых сообществ, можно выделить два типа:

1. Строго мужские сообщества, не допускающие в свои ряды женщин (напр., монастыри, семинарии).

2. Сообщества, в которых допускается присутствие женщин (напр., армия, тюрьма, каторга, разбойничьи и воровские шайки).

Мужские закрытые сообщества выполняли различные социальные функции: армия — защищала сограждан; тюрьма, каторга — изолировала правонарушителей; монастыри — давали возможность религиозного служения; учебные заведения — готовили новую смену для тех или иных социальных групп. Это были постоянные сообщества, созданные государственными, религиозными, общественными властями. Наряду с постоянными, создавались и временные мужские сообщества (они чаще относились ко второму типу, допускавшему присутствие женщин): сообщества нищих, слепцов, бродячих скоморохов, бурлаков, ямщиков, отходников и т.п.

В закрытых сообществах регламентировался быт, моральные и эстетические нормы, все это член сообщества должен был принять добровольно или принудительно. Нормы быта и поведения, стереотипы становились «своими», а «открытый» мир для члена сообщества становился «чужим». Поэтому возникали запреты в общении с «открытым» миром, игнорирование его норм. Тем самым закрытое сообщество, создавало и поддерживало свою обособленность. Важнейшими признаками закрытых сообществ являлись: общая идея, иерархия и дисциплина. Именно эти элементы позволяли сохранять сообщества и рекрутировать в них новых членов.

Довольно часто у членов закрытых сообществ возникали противоречия между индивидуальным мировоззрением, отношением к моральным и поведенческим нормам и корпоративными стереотипами. Такие противоречия часто разрешались путем оставления, побега из закрытых сообществ. Такой побег можно трактовать как смену «своего» мира на «чужой». Однако «свой» мир закрытого сообщества для беглеца становился «чужим», именно потому он менял его на «чужой» («открытый»), но «свой» по психологическим устремлениям.

Можно выделить несколько разновидностей оставления «своего» мира: побег, дезертирство, «самоволка». Если побег может быть осмысленным или спонтанным, то дезертирство — это всегда осмысленное оставление действующей армии, разбойничьей шайки. «Самоволка» — это временное оставление сообщества. Человек стремиться стать «свободным» на некоторое время, однако, он возвращается и вновь принимает правила «своего / чужого» мира.

 «Человек бегущий» переживал различные чувства: сомнение, страх, радость обретения свободы, разочарование, смирение и т.п. Психологические аспекты подготовки, побега и его последствий нашли отражение в фольклоре различных субкультурных традиций, а также в литературных произведениях ХIХ–ХХ вв.

С.А. Попов (Воронеж)

Мужские антропонимы в топонимической системе Воронежской области

Топонимическая система Воронежской области представлена почти 2000 названиями населенных пунктов (ойконимами), из них более половины — отантропонимические ойконимы, образованные, как правило, от личных мужских имен, фамилий или прозвищ, а также мужских имен православных святых (религиоойконимы). Преобладание мужских антропоойконимов объясняется более активной вовлеченностью мужчин в общественно-политическую и хозяйственную жизнь России XVII–XIX вв. — время массового заселения и освоения края. На основе их анализа можно восстановить принципы топонимической номинации, бытовавшие в прошлые века и используемые в настоящее время.

В данной тематической группе представлены названия, образованные от личных имен или фамилий с канонической базой (Александр) и неканонической (в их основе лежат прозвища людей: Бугай), а также названия, образованные от уменьшительно-ласкательной формы личного имени (Аношка): р.п. Кантемировка, пос. Федоровка, сл. Юрасовка.

В Воронежской области встречаются религиоойконимы — ойконимы, образованные на базе культово-религиозной лексики. До получения религиозного названия населенный пункт уже существовал и носил определенное наименование, мотивированное антропонимом, гидронимом, апеллятивом. При постройке православного храма его название, как правило, становилось новым названием старого поселения. Производящей основой религиоойконима становилась сокращенная форма названия храма, религиозных праздников или имя православного святого (как правило, мужской антропоним): Николай Чудотворец — Никола — Никольская церковь — с. Ни­кольское. Многие землевладельцы возводили храмы в честь своих небесных покровителей.

Таким образом, основными мотивационными признаками в сфере ойконимии Воронежской области оказались мужские антропонимы: имена, фамилии или прозвища первопоселенцев, землевладельцев и членов их семей, имена православных святых.

 

А.А. Пригарин