Аксиология «мужского»
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91
1. Исследование «аксиоферы» системы ценностей мужского — один из разделов современной герндерной теории. Изучение основных аспектов генезиса и морфологии аксиосферы «мужского» возможно осуществить в ходе сравнительного историко-культурного анализа ценностей «мужского» в традиционной и современной культурах. Традиция и ценность часто воспринимаются как синонимы, ибо предполагается, что традиционным может быть только то, что закреплено культурными канонами, как «мудрость веков», образец для подражания, способствующий выживанию и репродукции культурных форм.
2. Понятие «мир ценностей», в частности соционормативных, духовных и витальных в разных аспектах того, что сейчас называется гендерной проблематикой, рассматривались философами (Платон, А.Уайтхед, Э.Фромм, Л.Столович, М.Каган), психологами (К.Юнг, К.Хорни), этносоциологами (М.Мид, Р.Коннел, Д. Глимор), этносоциологами и социобиологами (И.Кон, Л.Дробижева, К.Лоренц, В.Геодакян).
3. Философское понятие — аксиосфера — «мужского» аккумулировало идеально-типические поведенческие стереотипы. Эти стереотипы были условием и следствием социально одобренного конструирования сексуальных идентичностей и властных отношений между полами. Аксиосфера «мужского», также как и аксиосфера «женского» в культурах народов мира отражает особенности топохрона.
4. Формирование основных элементов аксиосферы «мужского» было результатом осознания необходимости сплочения мужского сообщества перед лицом «другого», или «природного», «животного», «женского» и т.п., которое часто демонизировалось по принципу «Мы — Они». Базовыми ценностями «мужского» в традиционной культуре были: ориентированность на идею, способность к осуществлению контроля, целеполагание, профессионализм, твердость, спокойствие, храбрость, активность, энергия, физическая сила.
5. В результате именно общественное (мужское) мнение, как в традиционной, так и в современной культурах, социально конструировало аксиосферу «мужского» посредством категорий «места», «действия» и «знака». Картография «мужского» пространства (работа, офис, ресторан, баня, дорога, арена стадиона) конструировала гомосоциальность. Ценностями этого «места» или пространства «мужского» в традиционной и современной культурах становятся сплоченность и профессионализм. Ценностями «мужского относительного» («действия») в традиционной и современной культурах оказываются агрессивность, контролируемая поведенческими ритуалами сексуальность, активность, боевитость, мускулистость. Эти ценности репрезентируются через практики тела, агрессию и насилие (или их сублимацию в деятельности в области «спорта», «дороги», контролируемой сексуальности, смеховых практиках). Аксиосфера «мужского» инкорпорировала визуальные и вербальные знаки-символы, которые являются ценностями, как традиционного, так и современного миров: «устойчивость», «твердость», энергичность, «проникновение (во внутрь: событий, явлений, через понимание смысла), а также проникновение в тело(женское), «жесткость».
5. Процесс аксиогенеза «мужского» в истории культуры развивался по линии укрепления правил «гендерного договора». Условия «гендерного договора» предполагают не только поддержание доминирования «мужских» ценностей над «женскими», но и использования универсалий аксиосферы «мужского» для трансляции патриархатной модели культуры как механизма адаптации Человечества к условиям окружающей среды — Природы.
И.П. Олехова (Тверь)
1. Исследование «аксиоферы» системы ценностей мужского — один из разделов современной герндерной теории. Изучение основных аспектов генезиса и морфологии аксиосферы «мужского» возможно осуществить в ходе сравнительного историко-культурного анализа ценностей «мужского» в традиционной и современной культурах. Традиция и ценность часто воспринимаются как синонимы, ибо предполагается, что традиционным может быть только то, что закреплено культурными канонами, как «мудрость веков», образец для подражания, способствующий выживанию и репродукции культурных форм.
2. Понятие «мир ценностей», в частности соционормативных, духовных и витальных в разных аспектах того, что сейчас называется гендерной проблематикой, рассматривались философами (Платон, А.Уайтхед, Э.Фромм, Л.Столович, М.Каган), психологами (К.Юнг, К.Хорни), этносоциологами (М.Мид, Р.Коннел, Д. Глимор), этносоциологами и социобиологами (И.Кон, Л.Дробижева, К.Лоренц, В.Геодакян).
3. Философское понятие — аксиосфера — «мужского» аккумулировало идеально-типические поведенческие стереотипы. Эти стереотипы были условием и следствием социально одобренного конструирования сексуальных идентичностей и властных отношений между полами. Аксиосфера «мужского», также как и аксиосфера «женского» в культурах народов мира отражает особенности топохрона.
4. Формирование основных элементов аксиосферы «мужского» было результатом осознания необходимости сплочения мужского сообщества перед лицом «другого», или «природного», «животного», «женского» и т.п., которое часто демонизировалось по принципу «Мы — Они». Базовыми ценностями «мужского» в традиционной культуре были: ориентированность на идею, способность к осуществлению контроля, целеполагание, профессионализм, твердость, спокойствие, храбрость, активность, энергия, физическая сила.
5. В результате именно общественное (мужское) мнение, как в традиционной, так и в современной культурах, социально конструировало аксиосферу «мужского» посредством категорий «места», «действия» и «знака». Картография «мужского» пространства (работа, офис, ресторан, баня, дорога, арена стадиона) конструировала гомосоциальность. Ценностями этого «места» или пространства «мужского» в традиционной и современной культурах становятся сплоченность и профессионализм. Ценностями «мужского относительного» («действия») в традиционной и современной культурах оказываются агрессивность, контролируемая поведенческими ритуалами сексуальность, активность, боевитость, мускулистость. Эти ценности репрезентируются через практики тела, агрессию и насилие (или их сублимацию в деятельности в области «спорта», «дороги», контролируемой сексуальности, смеховых практиках). Аксиосфера «мужского» инкорпорировала визуальные и вербальные знаки-символы, которые являются ценностями, как традиционного, так и современного миров: «устойчивость», «твердость», энергичность, «проникновение (во внутрь: событий, явлений, через понимание смысла), а также проникновение в тело(женское), «жесткость».
5. Процесс аксиогенеза «мужского» в истории культуры развивался по линии укрепления правил «гендерного договора». Условия «гендерного договора» предполагают не только поддержание доминирования «мужских» ценностей над «женскими», но и использования универсалий аксиосферы «мужского» для трансляции патриархатной модели культуры как механизма адаптации Человечества к условиям окружающей среды — Природы.
И.П. Олехова (Тверь)