Аксиология «мужского»

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 

1. Исследование «аксиоферы» системы ценностей мужского — один из разделов современной герндерной теории. Изучение основных аспектов генезиса и морфологии аксиосферы «мужского» возможно осуществить в ходе сравнительного историко-культурного анализа ценностей «мужского» в традиционной и современной культурах. Традиция и ценность часто воспринимаются как синонимы, ибо предполагается, что традиционным может быть только то, что закреплено культурными канонами, как «мудрость веков», образец для подражания, способствующий выживанию и репродукции культурных форм.

2. Понятие «мир ценностей», в частности соционормативных, духовных и витальных в разных аспектах того, что сейчас называется гендерной проблематикой, рассматривались философами (Платон, А.Уайтхед, Э.Фромм, Л.Столович, М.Каган), психологами (К.Юнг, К.Хорни), этносоциологами (М.Мид, Р.Коннел, Д. Глимор), этносоциологами и социобиологами (И.Кон, Л.Дробижева, К.Лоренц, В.Геодакян).

3. Философское понятие — аксиосфера — «мужского» аккумулировало идеально-типические поведенческие стереотипы. Эти стереотипы были условием и следствием социально одобренного конструирования сексуальных идентичностей и властных отношений между полами. Аксиосфера «мужского», также как и аксиосфера «женского» в культурах народов мира отражает особенности топохрона.

4. Формирование основных элементов аксиосферы «мужского» было результатом осознания необходимости сплочения мужского сообщества перед лицом «другого», или «природного», «животного», «женского» и т.п., которое часто демонизировалось по принципу «Мы — Они». Базовыми ценностями «мужского» в традиционной культуре были: ориентированность на идею, способность к осуществлению контроля, целеполагание, профессионализм, твердость, спокойствие, храбрость, активность, энергия, физическая сила.

5. В результате именно общественное (мужское) мнение, как в традиционной, так и в современной культурах, социально конструировало аксиосферу «мужского» посредством категорий «места», «действия» и «знака». Картография «мужского» пространства (работа, офис, ресторан, баня, дорога, арена стадиона) конструировала гомосоциальность. Ценностями этого «места» или пространства «мужского» в традиционной и современной культурах становятся сплоченность и профессионализм. Ценностями «мужского относительного» («действия») в традиционной и современной культурах оказываются агрессивность, контролируемая поведенческими ритуалами сексуальность, активность, боевитость, мускулистость. Эти ценности репрезентируются через практики тела, агрессию и насилие (или их сублимацию в деятельности в области «спорта», «дороги», контролируемой сексуальности, смеховых практиках). Аксиосфера «мужского» инкорпорировала визуальные и вербальные знаки-символы, которые являются ценностями, как традиционного, так и современного миров: «устойчивость», «твердость», энергичность, «проникновение (во внутрь: событий, явлений, через понимание смысла), а также проникновение в тело(женское), «жесткость».

5. Процесс аксиогенеза «мужского» в истории культуры развивался по линии укрепления правил «гендерного договора». Условия «гендерного договора» предполагают не только поддержание доминирования «мужских» ценностей над «женскими», но и использования универсалий аксиосферы «мужского» для трансляции патриархатной модели культуры как механизма адаптации Человечества к условиям окружающей среды — Природы.

И.П. Олехова (Тверь)

1. Исследование «аксиоферы» системы ценностей мужского — один из разделов современной герндерной теории. Изучение основных аспектов генезиса и морфологии аксиосферы «мужского» возможно осуществить в ходе сравнительного историко-культурного анализа ценностей «мужского» в традиционной и современной культурах. Традиция и ценность часто воспринимаются как синонимы, ибо предполагается, что традиционным может быть только то, что закреплено культурными канонами, как «мудрость веков», образец для подражания, способствующий выживанию и репродукции культурных форм.

2. Понятие «мир ценностей», в частности соционормативных, духовных и витальных в разных аспектах того, что сейчас называется гендерной проблематикой, рассматривались философами (Платон, А.Уайтхед, Э.Фромм, Л.Столович, М.Каган), психологами (К.Юнг, К.Хорни), этносоциологами (М.Мид, Р.Коннел, Д. Глимор), этносоциологами и социобиологами (И.Кон, Л.Дробижева, К.Лоренц, В.Геодакян).

3. Философское понятие — аксиосфера — «мужского» аккумулировало идеально-типические поведенческие стереотипы. Эти стереотипы были условием и следствием социально одобренного конструирования сексуальных идентичностей и властных отношений между полами. Аксиосфера «мужского», также как и аксиосфера «женского» в культурах народов мира отражает особенности топохрона.

4. Формирование основных элементов аксиосферы «мужского» было результатом осознания необходимости сплочения мужского сообщества перед лицом «другого», или «природного», «животного», «женского» и т.п., которое часто демонизировалось по принципу «Мы — Они». Базовыми ценностями «мужского» в традиционной культуре были: ориентированность на идею, способность к осуществлению контроля, целеполагание, профессионализм, твердость, спокойствие, храбрость, активность, энергия, физическая сила.

5. В результате именно общественное (мужское) мнение, как в традиционной, так и в современной культурах, социально конструировало аксиосферу «мужского» посредством категорий «места», «действия» и «знака». Картография «мужского» пространства (работа, офис, ресторан, баня, дорога, арена стадиона) конструировала гомосоциальность. Ценностями этого «места» или пространства «мужского» в традиционной и современной культурах становятся сплоченность и профессионализм. Ценностями «мужского относительного» («действия») в традиционной и современной культурах оказываются агрессивность, контролируемая поведенческими ритуалами сексуальность, активность, боевитость, мускулистость. Эти ценности репрезентируются через практики тела, агрессию и насилие (или их сублимацию в деятельности в области «спорта», «дороги», контролируемой сексуальности, смеховых практиках). Аксиосфера «мужского» инкорпорировала визуальные и вербальные знаки-символы, которые являются ценностями, как традиционного, так и современного миров: «устойчивость», «твердость», энергичность, «проникновение (во внутрь: событий, явлений, через понимание смысла), а также проникновение в тело(женское), «жесткость».

5. Процесс аксиогенеза «мужского» в истории культуры развивался по линии укрепления правил «гендерного договора». Условия «гендерного договора» предполагают не только поддержание доминирования «мужских» ценностей над «женскими», но и использования универсалий аксиосферы «мужского» для трансляции патриархатной модели культуры как механизма адаптации Человечества к условиям окружающей среды — Природы.

И.П. Олехова (Тверь)