Мужская атрибуция игр с использование палки (по материалам Слобожанщины в конце XIX – начале ХХ ст.)

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 

Исследователями уделено недостаточно большое внимание мотивации запрета участия в игре лица противоположного пола через раскрытие семантики игры и её терминологии. Поэтому мы постараемся раскрыть семантику подобных игр.

Особую группу составляют игры мальчиков с бросанием палки — «Вол», «Вывертень», «Ласточка», «Шкопырть». Палки для игр («кий», «ковинька») специально изготовлялась, исходя из роста конкретного ребенка, и метилась. Следует отметить, что название «кий» соотносится с глаголом «ковать», имеет неоспоримую связь с героем-змееборцем. Использование палицы в игровой ситуации позволяет отождествлять её с оружием=фаллосом и рассматривать в качестве предмета, который производит удар, имеющий целью перерождение/превращение. Символика бросания палки (=penis’а) подробно рассматривалась Н.И. Толстым. Манипулирование палками в этих играх имело символику обучения искусству владения оружием (=фаллосом), семантика которых во многих значениях сливается и имеет большое значение для вхождения юношей во взрослую жизнь.

Вторую группу составляют игры с использованием не только палки, но и предмета, который с помощью палок, катают по земле — «Свинка» (с несколькими видами «Свинку загонять», «Солодючка», «Загонючка», «Гилла», «Дук»), «Масло», «Месяц». Этим предметом является мяч или мерзлый навоз. Рассмотрение процесса изготовление мяча для игры и проведение параллелей со скотоводческой магией, позволяет нам сделать вывод о тесной связи понятий мяча и стада. Связь с символикой скота подчеркивается и названием игр — «Свинка», «Масло». Важно замечание Т.А. Бернштам о том, что мяч, отождествляется с невестой, за которую берут выкуп «на мяч». Через понимания стада как женщины и стада как мяча можно выстроить семантический ряд женщина=стадо=мяч.

Семантика термина «свинка» (мерзлый навоз) реконструируется через принадлежность к атрибутам бога Велеса (св. Василий), как покровителя домашних животных. Подобные представления следует, по моему мнению, рассматривать в контексте, так называемого, основного мифа, в котором идет речь о похищении стад богом Велесом или умыкании им жены бога-Громовержца.

Участие в подобных играх было необходимо каждому мальчику для полноценного вхождения в разряд взрослых, что было не возможным без наличия низшего социального статуса — пастушка. Этот первоначальный статус дает возможность мальчику не только овладеть профессиональными навыками (социальная сфера), но и освоить знания о мифе (сакральная сфера). Поэтому

Можно предположить, что игры подобного рода не только социализировали подростков, они давали им возможность оперировать понятиями космогонического порядка. Подобные игры дублировали представление о том, что смене времен года предшествует поединок между богами.

Н.В. Алексеева (Череповец)

Исследователями уделено недостаточно большое внимание мотивации запрета участия в игре лица противоположного пола через раскрытие семантики игры и её терминологии. Поэтому мы постараемся раскрыть семантику подобных игр.

Особую группу составляют игры мальчиков с бросанием палки — «Вол», «Вывертень», «Ласточка», «Шкопырть». Палки для игр («кий», «ковинька») специально изготовлялась, исходя из роста конкретного ребенка, и метилась. Следует отметить, что название «кий» соотносится с глаголом «ковать», имеет неоспоримую связь с героем-змееборцем. Использование палицы в игровой ситуации позволяет отождествлять её с оружием=фаллосом и рассматривать в качестве предмета, который производит удар, имеющий целью перерождение/превращение. Символика бросания палки (=penis’а) подробно рассматривалась Н.И. Толстым. Манипулирование палками в этих играх имело символику обучения искусству владения оружием (=фаллосом), семантика которых во многих значениях сливается и имеет большое значение для вхождения юношей во взрослую жизнь.

Вторую группу составляют игры с использованием не только палки, но и предмета, который с помощью палок, катают по земле — «Свинка» (с несколькими видами «Свинку загонять», «Солодючка», «Загонючка», «Гилла», «Дук»), «Масло», «Месяц». Этим предметом является мяч или мерзлый навоз. Рассмотрение процесса изготовление мяча для игры и проведение параллелей со скотоводческой магией, позволяет нам сделать вывод о тесной связи понятий мяча и стада. Связь с символикой скота подчеркивается и названием игр — «Свинка», «Масло». Важно замечание Т.А. Бернштам о том, что мяч, отождествляется с невестой, за которую берут выкуп «на мяч». Через понимания стада как женщины и стада как мяча можно выстроить семантический ряд женщина=стадо=мяч.

Семантика термина «свинка» (мерзлый навоз) реконструируется через принадлежность к атрибутам бога Велеса (св. Василий), как покровителя домашних животных. Подобные представления следует, по моему мнению, рассматривать в контексте, так называемого, основного мифа, в котором идет речь о похищении стад богом Велесом или умыкании им жены бога-Громовержца.

Участие в подобных играх было необходимо каждому мальчику для полноценного вхождения в разряд взрослых, что было не возможным без наличия низшего социального статуса — пастушка. Этот первоначальный статус дает возможность мальчику не только овладеть профессиональными навыками (социальная сфера), но и освоить знания о мифе (сакральная сфера). Поэтому

Можно предположить, что игры подобного рода не только социализировали подростков, они давали им возможность оперировать понятиями космогонического порядка. Подобные игры дублировали представление о том, что смене времен года предшествует поединок между богами.

Н.В. Алексеева (Череповец)