«Мужское дело творите…» (древнерусский князь по произведениям XI – XIII веков)
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91
В древнерусской письменности есть только две мужских фигуры, обрисованных с относительной полнотой, — это фигуры князя и монаха. «Мужское», естественно, с большей определенностью прорисовывается в князе. «Поучение» Владимира Мономаха является компактным кодексом княжеского идеала. Древнерусский князь — прежде всего христианин, и первое, о чем говорит Мономах, — о необходимости всегда помнить о Боге, возносить молитвы и избегать греха. Второе — проявлять милость к убогим, сиротам и вдовам, не позволять «силным погубити человека». Особо предупреждает Мономах о грехе гордыни: «Паче всего гордости не имейте в сердци и въ уме…». Переходя к темам более приземленным, Мономах в первую очередь говорит о необходимости для князя не перепоручать своих дел своим помощникам, не лениться: «На войну вышедъ, не ленитеся, не зрите на воеводы…», более того «еже было творити отроку моему, то сам есмь створилъ… ночь и день, на зною и на зиме, не дая собе упокоя». Бросается в глаза одно качество жизни древнерусского князя — непрерывные перемещения. Владимир всегда в пути, и большей частью это дороги войны: «Азъ шедъ с черниговци и с половци, на Десне изьимахом князи Асадука и Саука, и дружину ихъ избиша. И на заутрее за Новымъ Городом разгнахомъ силны вои Белкатгина, а семечи и полонъ весь отяхом. А въ вятичи ходихом по две зиме на Ходоту и на сына его, и ко Корьдну, ходихъ 1-ю зиму», — и т.д. на многих страницах.
Была ли у русского князя обыденная жизнь, развлекался ли он? Развлекался. Например, вот так: «А се в Чернигове деялъ есмъ: конь диких своима рукама связалъ есмь въ пушах 10 и 20 живых конь, а кроме того же по ровни ездя ималъ есмъ своима рукама те же кони дикие. Тура мя 2 метала на розех и с конемъ, олень мя одинъ болъ, а 2 лоси, одинь ногами топталъ, а другый рогома болъ, вепрь ми на бедре мечь оттялъ, медведь ми у колена подъклада укусилъ, лютый зверь скочилъ ко мне на бедры и конь со мною поверже. И Богъ неврежена мя съблюде». Ясно, что такие развлечения требовали от князя не меньшей доблести, нежели ратные дела. Последнее его наставление в Дневнике — не бояться смерти, точнее, не уклоняться из-за страха перед нею от тех дел и забот, какие надлежит выполнять князю: «Смерти бо ся, дети, не боячи ни рати, ни от звери, но мужьское дело творите, како вы Богъ подасть. ... А иже от Бога будеть смерть, то ни отець, ни мати, ни братья не могуть отъяти, но аче добро есть блюсти, Божие блюденье леплее есть человечьскаго».
Ш.Р. Шакурова (Уфа)
В древнерусской письменности есть только две мужских фигуры, обрисованных с относительной полнотой, — это фигуры князя и монаха. «Мужское», естественно, с большей определенностью прорисовывается в князе. «Поучение» Владимира Мономаха является компактным кодексом княжеского идеала. Древнерусский князь — прежде всего христианин, и первое, о чем говорит Мономах, — о необходимости всегда помнить о Боге, возносить молитвы и избегать греха. Второе — проявлять милость к убогим, сиротам и вдовам, не позволять «силным погубити человека». Особо предупреждает Мономах о грехе гордыни: «Паче всего гордости не имейте в сердци и въ уме…». Переходя к темам более приземленным, Мономах в первую очередь говорит о необходимости для князя не перепоручать своих дел своим помощникам, не лениться: «На войну вышедъ, не ленитеся, не зрите на воеводы…», более того «еже было творити отроку моему, то сам есмь створилъ… ночь и день, на зною и на зиме, не дая собе упокоя». Бросается в глаза одно качество жизни древнерусского князя — непрерывные перемещения. Владимир всегда в пути, и большей частью это дороги войны: «Азъ шедъ с черниговци и с половци, на Десне изьимахом князи Асадука и Саука, и дружину ихъ избиша. И на заутрее за Новымъ Городом разгнахомъ силны вои Белкатгина, а семечи и полонъ весь отяхом. А въ вятичи ходихом по две зиме на Ходоту и на сына его, и ко Корьдну, ходихъ 1-ю зиму», — и т.д. на многих страницах.
Была ли у русского князя обыденная жизнь, развлекался ли он? Развлекался. Например, вот так: «А се в Чернигове деялъ есмъ: конь диких своима рукама связалъ есмь въ пушах 10 и 20 живых конь, а кроме того же по ровни ездя ималъ есмъ своима рукама те же кони дикие. Тура мя 2 метала на розех и с конемъ, олень мя одинъ болъ, а 2 лоси, одинь ногами топталъ, а другый рогома болъ, вепрь ми на бедре мечь оттялъ, медведь ми у колена подъклада укусилъ, лютый зверь скочилъ ко мне на бедры и конь со мною поверже. И Богъ неврежена мя съблюде». Ясно, что такие развлечения требовали от князя не меньшей доблести, нежели ратные дела. Последнее его наставление в Дневнике — не бояться смерти, точнее, не уклоняться из-за страха перед нею от тех дел и забот, какие надлежит выполнять князю: «Смерти бо ся, дети, не боячи ни рати, ни от звери, но мужьское дело творите, како вы Богъ подасть. ... А иже от Бога будеть смерть, то ни отець, ни мати, ни братья не могуть отъяти, но аче добро есть блюсти, Божие блюденье леплее есть человечьскаго».
Ш.Р. Шакурова (Уфа)