«Мужское дело творите…» (древнерусский князь по произведениям XI – XIII веков)

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 

В древнерусской письменности есть только две мужских фигуры, обрисованных с относительной полнотой, — это фигуры князя и монаха. «Мужское», естественно, с большей определенностью прорисовывается в князе. «Поучение» Владимира Мономаха является компактным кодексом княжеского идеала. Древнерусский князь — прежде всего христианин, и первое, о чем говорит Мономах, — о необходимости всегда помнить о Боге, возносить молитвы и избегать греха. Второе — проявлять милость к убогим, сиротам и вдовам, не позволять «силным погубити человека». Особо предупреждает Мономах о грехе гордыни: «Паче всего гордости не имейте в сердци и въ уме…». Переходя к темам более приземленным, Мономах в первую очередь говорит о необходимости для князя не перепоручать своих дел своим помощникам, не лениться: «На войну вышедъ, не ленитеся, не зрите на воеводы…», более того «еже было творити отроку моему, то сам есмь створилъ… ночь и день, на зною и на зиме, не дая собе упокоя». Бросается в глаза одно качество жизни древнерусского князя — непрерывные перемещения. Владимир всегда в пути, и большей частью это дороги войны: «Азъ шедъ с черниговци и с половци, на Десне изьимахом князи Асадука и Саука, и дружину ихъ избиша. И на заутрее за Новымъ Городом разгнахомъ силны вои Белкатгина, а семечи и полонъ весь отяхом. А въ вятичи ходихом по две зиме на Ходоту и на сына его, и ко Корьдну, ходихъ 1-ю зиму», — и т.д. на многих страницах.

Была ли у русского князя обыденная жизнь, развлекался ли он? Развлекался. Например, вот так: «А се в Чернигове деялъ есмъ: конь диких своима рукама связалъ есмь въ пушах 10 и 20 живых конь, а кроме того же по ровни ездя ималъ есмъ своима рукама те же кони дикие. Тура мя 2 метала на розех и с конемъ, олень мя одинъ болъ, а 2 лоси, одинь ногами топталъ, а другый рогома болъ, вепрь ми на бедре мечь оттялъ, медведь ми у колена подъклада укусилъ, лютый зверь скочилъ ко мне на бедры и конь со мною поверже. И Богъ неврежена мя съблюде». Ясно, что такие развлечения требовали от князя не меньшей доблести, нежели ратные дела. Последнее его наставление в Дневнике — не бояться смерти, точнее, не уклоняться из-за страха перед нею от тех дел и забот, какие надлежит выполнять князю: «Смерти бо ся, дети, не боячи ни рати, ни от звери, но мужьское дело творите, како вы Богъ подасть. ... А иже от Бога будеть смерть, то ни отець, ни мати, ни братья не могуть отъяти, но аче добро есть блюсти, Божие блюденье леплее есть человечьскаго».

Ш.Р. Шакурова (Уфа)

В древнерусской письменности есть только две мужских фигуры, обрисованных с относительной полнотой, — это фигуры князя и монаха. «Мужское», естественно, с большей определенностью прорисовывается в князе. «Поучение» Владимира Мономаха является компактным кодексом княжеского идеала. Древнерусский князь — прежде всего христианин, и первое, о чем говорит Мономах, — о необходимости всегда помнить о Боге, возносить молитвы и избегать греха. Второе — проявлять милость к убогим, сиротам и вдовам, не позволять «силным погубити человека». Особо предупреждает Мономах о грехе гордыни: «Паче всего гордости не имейте в сердци и въ уме…». Переходя к темам более приземленным, Мономах в первую очередь говорит о необходимости для князя не перепоручать своих дел своим помощникам, не лениться: «На войну вышедъ, не ленитеся, не зрите на воеводы…», более того «еже было творити отроку моему, то сам есмь створилъ… ночь и день, на зною и на зиме, не дая собе упокоя». Бросается в глаза одно качество жизни древнерусского князя — непрерывные перемещения. Владимир всегда в пути, и большей частью это дороги войны: «Азъ шедъ с черниговци и с половци, на Десне изьимахом князи Асадука и Саука, и дружину ихъ избиша. И на заутрее за Новымъ Городом разгнахомъ силны вои Белкатгина, а семечи и полонъ весь отяхом. А въ вятичи ходихом по две зиме на Ходоту и на сына его, и ко Корьдну, ходихъ 1-ю зиму», — и т.д. на многих страницах.

Была ли у русского князя обыденная жизнь, развлекался ли он? Развлекался. Например, вот так: «А се в Чернигове деялъ есмъ: конь диких своима рукама связалъ есмь въ пушах 10 и 20 живых конь, а кроме того же по ровни ездя ималъ есмъ своима рукама те же кони дикие. Тура мя 2 метала на розех и с конемъ, олень мя одинъ болъ, а 2 лоси, одинь ногами топталъ, а другый рогома болъ, вепрь ми на бедре мечь оттялъ, медведь ми у колена подъклада укусилъ, лютый зверь скочилъ ко мне на бедры и конь со мною поверже. И Богъ неврежена мя съблюде». Ясно, что такие развлечения требовали от князя не меньшей доблести, нежели ратные дела. Последнее его наставление в Дневнике — не бояться смерти, точнее, не уклоняться из-за страха перед нею от тех дел и забот, какие надлежит выполнять князю: «Смерти бо ся, дети, не боячи ни рати, ни от звери, но мужьское дело творите, како вы Богъ подасть. ... А иже от Бога будеть смерть, то ни отець, ни мати, ни братья не могуть отъяти, но аче добро есть блюсти, Божие блюденье леплее есть человечьскаго».

Ш.Р. Шакурова (Уфа)