Мужской и женский текст в песнях-дразнилках о деревнях
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91
В нашем распоряжении имеется 70 «корильных песен о деревнях», содержащих прозвища деревень и являющихся отражением существовавших в древности ритуальных словесных поединков между жителями соседних локальных групп (Т.А. Агапкина), в первую очередь между девушками и парнями этих деревень. В них перебираются по прозвищам жители населенных пунктов, относящихся к одному селенческому кусту. Им даются прозвища или развернутые характеристики, смыкающиеся по функции с прозвищами. Отдельно выделяются песни, посвященные парням или девушкам соседних деревень. По ритму они относятся к частым песням.
В песнях наблюдается взаимодействие двух текстов — мужского и женского. Мужской текст мы рассматриваем в двух планах: 1) он содержит в себе оценки, которые дают в песнях девушки парням и 2) наоборот, парни дают характеристики девушкам. Песни носли инвективный характер. Их цель — понизить самооценку противоположного пола, вызвать культурный шок. Характеристики парней носят пейоративный характер, они связаны с идеей антимира, где все переставлено с места на место и перевернуто с ног на голову. Ритуализованное прозвище форсуны приобретает в песне комический эффект: «Яреньжанишка форсили, да на фуфайках мех носили».
Мужчина изображается как «чужой», захватчик. Отсюда его характеристики, связанные с нарушением норм поведения. Прозвище скандалисты сочетается в песнях с предикатами «ломят», «режут», «бьют» и др.: «Ярошана-ти идут? — двери ломят, скобы рвут», «рипалова-ти идут — стекла режут, рамы бьют». В свадебной лирике встречается образ «пустой хоромины», где «углы прочь отвалилися, по бревну раскатилися». Развалившееся жилище, по народным представлениям, символизировало смерть и принадлежность к иному миру. Это же значение имеет мотив «пригнивших» домов в песне, посвященной парням.
Мужской текст отрицает то, что принято в обычном мире («с матюгами песни пели»), описывает ненормативное поведение: пьянство — «каменёва пьяны»; воровство — «гольянишки не умеют торговать — только знают нашу репу воровать» и т.п.; содержит в себе сниженные оценки девушек: «прилуцкие ребятницы», т.е. имели внебрачных детей, «турандаевские носастицы» и др. Признак «женский» имеет в мужском тексте отрицательное значение. В традиционной картине мира он связан с «нечистотой».
В целом в песнях используются те же образы, что и во всем прозвищном фольклоре. Прозвища могут состоять из одного слова или быть развёрнутыми характеристиками.
П. В. Иванов (Тамбов)
В нашем распоряжении имеется 70 «корильных песен о деревнях», содержащих прозвища деревень и являющихся отражением существовавших в древности ритуальных словесных поединков между жителями соседних локальных групп (Т.А. Агапкина), в первую очередь между девушками и парнями этих деревень. В них перебираются по прозвищам жители населенных пунктов, относящихся к одному селенческому кусту. Им даются прозвища или развернутые характеристики, смыкающиеся по функции с прозвищами. Отдельно выделяются песни, посвященные парням или девушкам соседних деревень. По ритму они относятся к частым песням.
В песнях наблюдается взаимодействие двух текстов — мужского и женского. Мужской текст мы рассматриваем в двух планах: 1) он содержит в себе оценки, которые дают в песнях девушки парням и 2) наоборот, парни дают характеристики девушкам. Песни носли инвективный характер. Их цель — понизить самооценку противоположного пола, вызвать культурный шок. Характеристики парней носят пейоративный характер, они связаны с идеей антимира, где все переставлено с места на место и перевернуто с ног на голову. Ритуализованное прозвище форсуны приобретает в песне комический эффект: «Яреньжанишка форсили, да на фуфайках мех носили».
Мужчина изображается как «чужой», захватчик. Отсюда его характеристики, связанные с нарушением норм поведения. Прозвище скандалисты сочетается в песнях с предикатами «ломят», «режут», «бьют» и др.: «Ярошана-ти идут? — двери ломят, скобы рвут», «рипалова-ти идут — стекла режут, рамы бьют». В свадебной лирике встречается образ «пустой хоромины», где «углы прочь отвалилися, по бревну раскатилися». Развалившееся жилище, по народным представлениям, символизировало смерть и принадлежность к иному миру. Это же значение имеет мотив «пригнивших» домов в песне, посвященной парням.
Мужской текст отрицает то, что принято в обычном мире («с матюгами песни пели»), описывает ненормативное поведение: пьянство — «каменёва пьяны»; воровство — «гольянишки не умеют торговать — только знают нашу репу воровать» и т.п.; содержит в себе сниженные оценки девушек: «прилуцкие ребятницы», т.е. имели внебрачных детей, «турандаевские носастицы» и др. Признак «женский» имеет в мужском тексте отрицательное значение. В традиционной картине мира он связан с «нечистотой».
В целом в песнях используются те же образы, что и во всем прозвищном фольклоре. Прозвища могут состоять из одного слова или быть развёрнутыми характеристиками.
П. В. Иванов (Тамбов)