Мужской и женский текст в песнях-дразнилках о деревнях

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 

В нашем распоряжении имеется 70 «корильных песен о деревнях», содержащих прозвища деревень и являющихся отражением существовавших в древности ритуальных словесных поединков между жителями соседних локальных групп (Т.А. Агапкина), в первую очередь между девушками и парнями этих деревень. В них перебираются по прозвищам жители населенных пунктов, относящихся к одному селенческому кусту. Им даются прозвища или развернутые характеристики, смыкающиеся по функции с прозвищами. Отдельно выделяются песни, посвященные парням или девушкам соседних деревень. По ритму они относятся к частым песням.

В песнях наблюдается взаимодействие двух текстов — мужского и женского. Мужской текст мы рассматриваем в двух планах: 1) он содержит в себе оценки, которые дают в песнях девушки парням и 2) наоборот, парни дают характеристики девушкам. Песни носли инвективный характер. Их цель — понизить самооценку противоположного пола, вызвать культурный шок. Характеристики парней носят пейоративный характер, они связаны с идеей антимира, где все переставлено с места на место и перевернуто с ног на голову. Ритуализованное прозвище форсуны приобретает в песне комический эффект: «Яреньжанишка форсили, да на фуфайках мех носили».

 Мужчина изображается как «чужой», захватчик. Отсюда его характеристики, связанные с нарушением норм поведения. Прозвище скандалисты сочетается в песнях с предикатами «ломят», «режут», «бьют» и др.: «Ярошана-ти идут? — двери ломят, скобы рвут», «рипалова-ти идут — стекла режут, рамы бьют». В свадебной лирике встречается образ «пустой хоромины», где «углы прочь отвалилися, по бревну раскатилися». Развалившееся жилище, по народным представлениям, символизировало смерть и принадлежность к иному миру. Это же значение имеет мотив «пригнивших» домов в песне, посвященной парням.

Мужской текст отрицает то, что принято в обычном мире («с матюгами песни пели»), описывает ненормативное поведение: пьянство — «каменёва пьяны»; воровство — «гольянишки не умеют торговать — только знают нашу репу воровать» и т.п.; содержит в себе сниженные оценки девушек: «прилуцкие ребятницы», т.е. имели внебрачных детей, «турандаевские носастицы» и др. Признак «женский» имеет в мужском тексте отрицательное значение. В традиционной картине мира он связан с «нечистотой».

 В целом в песнях используются те же образы, что и во всем прозвищном фольклоре. Прозвища могут состоять из одного слова или быть развёрнутыми характеристиками.

П. В. Иванов (Тамбов)

В нашем распоряжении имеется 70 «корильных песен о деревнях», содержащих прозвища деревень и являющихся отражением существовавших в древности ритуальных словесных поединков между жителями соседних локальных групп (Т.А. Агапкина), в первую очередь между девушками и парнями этих деревень. В них перебираются по прозвищам жители населенных пунктов, относящихся к одному селенческому кусту. Им даются прозвища или развернутые характеристики, смыкающиеся по функции с прозвищами. Отдельно выделяются песни, посвященные парням или девушкам соседних деревень. По ритму они относятся к частым песням.

В песнях наблюдается взаимодействие двух текстов — мужского и женского. Мужской текст мы рассматриваем в двух планах: 1) он содержит в себе оценки, которые дают в песнях девушки парням и 2) наоборот, парни дают характеристики девушкам. Песни носли инвективный характер. Их цель — понизить самооценку противоположного пола, вызвать культурный шок. Характеристики парней носят пейоративный характер, они связаны с идеей антимира, где все переставлено с места на место и перевернуто с ног на голову. Ритуализованное прозвище форсуны приобретает в песне комический эффект: «Яреньжанишка форсили, да на фуфайках мех носили».

 Мужчина изображается как «чужой», захватчик. Отсюда его характеристики, связанные с нарушением норм поведения. Прозвище скандалисты сочетается в песнях с предикатами «ломят», «режут», «бьют» и др.: «Ярошана-ти идут? — двери ломят, скобы рвут», «рипалова-ти идут — стекла режут, рамы бьют». В свадебной лирике встречается образ «пустой хоромины», где «углы прочь отвалилися, по бревну раскатилися». Развалившееся жилище, по народным представлениям, символизировало смерть и принадлежность к иному миру. Это же значение имеет мотив «пригнивших» домов в песне, посвященной парням.

Мужской текст отрицает то, что принято в обычном мире («с матюгами песни пели»), описывает ненормативное поведение: пьянство — «каменёва пьяны»; воровство — «гольянишки не умеют торговать — только знают нашу репу воровать» и т.п.; содержит в себе сниженные оценки девушек: «прилуцкие ребятницы», т.е. имели внебрачных детей, «турандаевские носастицы» и др. Признак «женский» имеет в мужском тексте отрицательное значение. В традиционной картине мира он связан с «нечистотой».

 В целом в песнях используются те же образы, что и во всем прозвищном фольклоре. Прозвища могут состоять из одного слова или быть развёрнутыми характеристиками.

П. В. Иванов (Тамбов)