Обрядовый травестизм: мифология андрогина или апология женского?
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91
В сибирском шаманизме известны случаи обрядового поведения, предписывающего мужчинам-шаманам подражать женщине. Каковы психологические основания подобного «превращения»: зависть к особым интуитивным способностям женщины или поиски целостности? Исследователи традиционных сибирских обществ (А.Ф.Анисимов, В.Г.Богораз) отмечали преобладание в прошлом женского шаманизма, что должно быть связано с материнскими культами. поклонение Великой Богине не исчезает с появлением фигуры Бога-отца и находит отражение в существовании шаманов превращенного пола. Женщины-шаманки по окончании материнского периода как бы становились мужчинами. Они одевались в соответствующие одежды, участвовали в состязаниях и даже женились. Происходила и обратная метамолрфоза: мужчины-шаманы не только меняли внешность, одеваясь в женское платье, отращивая волосы, но и занимались женским трудом. Соответственно они могли вступать в брак с мужчинами. Исследователи (В.Н.Басилов, С.А.Токарев, В.Г.Богораз) считают, что обрядовый травестизм является пережитком матриархата и возникает, когда необходимо важнейшие религиозные функции, некогда выполняемые исключительно женщинами, передать мужчинам.
Любопытную аналогию травестизму в шаманских обществах Сибири отмечает Т.Н.Троицкая в традициях скифо-сарматов. Об этом свидетельствуют как женские захоронения с оружием, так и существование особого слоя прорицателей-энареев, имитирующих в своем поведении женщин. Геродот сообщал, что женская болезнь у скифов передавалась по наследству в царском роду, что свидетельствует о весьма почтенном отношении в обществе к этим странным обязанностям. В свою очередь подобное отношение указывает на то, что некогда почетом окружали женщин, выполняющих те же ритуальные действия.
Обрядовый травестизм подтверждает не только влияние материнских культов, связанных с образом Великой Матери. На наш взгляд, это явление восходит к архетипической символике андрогина. Существо превращенного пола совмещает в себе признаки и того, и другого, а значит, выступает посредником между противоположными началами, соединяя полярности. В силу своей необыкновенной природы оно наделено всезнанием. Персонаж-андрогин является воплощением полноты, к которой направлены психологические устремления человека.
А.В. Бородина (Санкт-Петербург)
В сибирском шаманизме известны случаи обрядового поведения, предписывающего мужчинам-шаманам подражать женщине. Каковы психологические основания подобного «превращения»: зависть к особым интуитивным способностям женщины или поиски целостности? Исследователи традиционных сибирских обществ (А.Ф.Анисимов, В.Г.Богораз) отмечали преобладание в прошлом женского шаманизма, что должно быть связано с материнскими культами. поклонение Великой Богине не исчезает с появлением фигуры Бога-отца и находит отражение в существовании шаманов превращенного пола. Женщины-шаманки по окончании материнского периода как бы становились мужчинами. Они одевались в соответствующие одежды, участвовали в состязаниях и даже женились. Происходила и обратная метамолрфоза: мужчины-шаманы не только меняли внешность, одеваясь в женское платье, отращивая волосы, но и занимались женским трудом. Соответственно они могли вступать в брак с мужчинами. Исследователи (В.Н.Басилов, С.А.Токарев, В.Г.Богораз) считают, что обрядовый травестизм является пережитком матриархата и возникает, когда необходимо важнейшие религиозные функции, некогда выполняемые исключительно женщинами, передать мужчинам.
Любопытную аналогию травестизму в шаманских обществах Сибири отмечает Т.Н.Троицкая в традициях скифо-сарматов. Об этом свидетельствуют как женские захоронения с оружием, так и существование особого слоя прорицателей-энареев, имитирующих в своем поведении женщин. Геродот сообщал, что женская болезнь у скифов передавалась по наследству в царском роду, что свидетельствует о весьма почтенном отношении в обществе к этим странным обязанностям. В свою очередь подобное отношение указывает на то, что некогда почетом окружали женщин, выполняющих те же ритуальные действия.
Обрядовый травестизм подтверждает не только влияние материнских культов, связанных с образом Великой Матери. На наш взгляд, это явление восходит к архетипической символике андрогина. Существо превращенного пола совмещает в себе признаки и того, и другого, а значит, выступает посредником между противоположными началами, соединяя полярности. В силу своей необыкновенной природы оно наделено всезнанием. Персонаж-андрогин является воплощением полноты, к которой направлены психологические устремления человека.
А.В. Бородина (Санкт-Петербург)