Социальные институты в формировании «мужского»
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91
Студентам КГУКИ было предложено написать эссе на тему «Образ мужчины в исламе». В результате контент-анализа были выявлены следующие составляющие портрета мужчины-мусульманина: глубоко верующий, покорный только Аллаху, глава семьи, властный, сильный, милосердный, надежный, целеустремленный, заботливый, снисходительный. На основе выдержек из Корана, других религиозных книг была описана идеальная модель мужчины-мусульманина, которую активно воспроизводят религиозные учреждения: мечети, медрессе, некоторые вузы республики. В тоже время, каждый четвертый студент указал на несовпадение этой идеальной модели с реальным образом мужчины. Реальный мужчина нередко экономически несостоятелен, деспотичен, способен на проявления жестокости в отношении слабых, на обман, показную религиозность. Опора на традиционные ценности — мусульманские и православные — поддерживает главенство мужчины в семье, однако, одомашнивание женщины, монокарьерная семья устраивает сегодня не всех.
Достаточно сложно говорить о «мужском» вообще, поскольку каждый мужчина принадлежит к какому-то слою, и содержание «мужского» отличается в зависимости от социального статуса, структуры ценностных ориентаций (мужская или женская система ценностей). Основанная на этих критериях типология выглядит следующим образом: 1) мужчина с низким социальным статусом и мужской системой ценностей; 2) мужчина с низким социальным статусом и женской системой ценностей; 3) мужчина с высоким социальным статусом и мужской системой ценностей; 4) мужчина с высоким социальным статусом и женской системой ценностей.
Исходя из имеющихся данных о социальной структуре, можно высказать предположение, что социальные институты современного российского общества обуславливают преобладание мужчин первого и второго типа. Третий тип представлен узкой прослойкой в силу, главным образом, экономических причин. Четвертый же тип распространен еще менее. Отсюда рост мужского пессимизма, уход в алкоголизм, наркотики, суициды. Мужчина вынужден стать более пластичным, гибким. Женщине же проблемы выживания диктуют традиционно мужские стереотипы поведения.
Представления о мужском колеблются между традиционными ценностями и образцами поведения, транслируемыми веками религией и патриархальной семьей, и новыми, тиражируемыми светским образованием, современной семьей, поп-культурой, СМИ. Вероятно, в перспективе «мужское» будет становиться еще более «женским».
А.Н. Кушкова (Санкт-Петербург)
Студентам КГУКИ было предложено написать эссе на тему «Образ мужчины в исламе». В результате контент-анализа были выявлены следующие составляющие портрета мужчины-мусульманина: глубоко верующий, покорный только Аллаху, глава семьи, властный, сильный, милосердный, надежный, целеустремленный, заботливый, снисходительный. На основе выдержек из Корана, других религиозных книг была описана идеальная модель мужчины-мусульманина, которую активно воспроизводят религиозные учреждения: мечети, медрессе, некоторые вузы республики. В тоже время, каждый четвертый студент указал на несовпадение этой идеальной модели с реальным образом мужчины. Реальный мужчина нередко экономически несостоятелен, деспотичен, способен на проявления жестокости в отношении слабых, на обман, показную религиозность. Опора на традиционные ценности — мусульманские и православные — поддерживает главенство мужчины в семье, однако, одомашнивание женщины, монокарьерная семья устраивает сегодня не всех.
Достаточно сложно говорить о «мужском» вообще, поскольку каждый мужчина принадлежит к какому-то слою, и содержание «мужского» отличается в зависимости от социального статуса, структуры ценностных ориентаций (мужская или женская система ценностей). Основанная на этих критериях типология выглядит следующим образом: 1) мужчина с низким социальным статусом и мужской системой ценностей; 2) мужчина с низким социальным статусом и женской системой ценностей; 3) мужчина с высоким социальным статусом и мужской системой ценностей; 4) мужчина с высоким социальным статусом и женской системой ценностей.
Исходя из имеющихся данных о социальной структуре, можно высказать предположение, что социальные институты современного российского общества обуславливают преобладание мужчин первого и второго типа. Третий тип представлен узкой прослойкой в силу, главным образом, экономических причин. Четвертый же тип распространен еще менее. Отсюда рост мужского пессимизма, уход в алкоголизм, наркотики, суициды. Мужчина вынужден стать более пластичным, гибким. Женщине же проблемы выживания диктуют традиционно мужские стереотипы поведения.
Представления о мужском колеблются между традиционными ценностями и образцами поведения, транслируемыми веками религией и патриархальной семьей, и новыми, тиражируемыми светским образованием, современной семьей, поп-культурой, СМИ. Вероятно, в перспективе «мужское» будет становиться еще более «женским».
А.Н. Кушкова (Санкт-Петербург)