«Славнии учители самогубительныя смерти» (наставники старообрядцев-самосожигателей в конце XVII–XVIII в.)

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 

В процессе своего развития старообрядческое движение создало особую группу религиозных лидеров — руководителей самосожжений, которые принимали на себя нелегкую обязанность «учители самогубительныя смерти» и умирали вместе со своими подопечными. Пути к спасению для них были отрезаны: к моменту самосожжения предназначенную для «гари» постройку окружали войска, и при попытке спастись «старцев» ожидал арест и, вероятнее всего, казнь. Эти наставники вызывали сильнейшую ненависть как значительной части местного населения, так и властей. Но и в старообрядческой среде отношение к ним было неоднозначным.

Последовательность действий наставника самосожигателей в подавляющем большинстве случаев оставалась неизменной. Во-первых, избиралось уединенное место, где приготовления к самосожжению не могли быть обнаружены и пресечены с самого начала. Подготовка к самосожжению включала также строительство специального здания (в источниках оно называется «згорелый дом») и заготовку легковоспламеняющихся материалов. Во-вторых, старообрядческий наставник собирал максимальное количество приверженцев — будущих жертв самосожжения, для которых отныне исчезала возможность отказаться от гибельного выбора. Некоторые из них и не подозревали, что примут участие в смертельном ритуале. В-третьих, имело место перекрещивание собравшихся по старообрядческим правилам и пострижение в монахи. В-четвертых, старообрядческий наставник вступал в полемику с представителями власти, присланными для «увещевания» старообрядцев и предотвращения их гибели. Наконец, старообрядческий наставник сохранял неусыпный контроль за собравшимися в «згорелом доме» до того момента, когда спасение от огня становилось невозможным.

Н.Л. Пушкарева (Москва)

В процессе своего развития старообрядческое движение создало особую группу религиозных лидеров — руководителей самосожжений, которые принимали на себя нелегкую обязанность «учители самогубительныя смерти» и умирали вместе со своими подопечными. Пути к спасению для них были отрезаны: к моменту самосожжения предназначенную для «гари» постройку окружали войска, и при попытке спастись «старцев» ожидал арест и, вероятнее всего, казнь. Эти наставники вызывали сильнейшую ненависть как значительной части местного населения, так и властей. Но и в старообрядческой среде отношение к ним было неоднозначным.

Последовательность действий наставника самосожигателей в подавляющем большинстве случаев оставалась неизменной. Во-первых, избиралось уединенное место, где приготовления к самосожжению не могли быть обнаружены и пресечены с самого начала. Подготовка к самосожжению включала также строительство специального здания (в источниках оно называется «згорелый дом») и заготовку легковоспламеняющихся материалов. Во-вторых, старообрядческий наставник собирал максимальное количество приверженцев — будущих жертв самосожжения, для которых отныне исчезала возможность отказаться от гибельного выбора. Некоторые из них и не подозревали, что примут участие в смертельном ритуале. В-третьих, имело место перекрещивание собравшихся по старообрядческим правилам и пострижение в монахи. В-четвертых, старообрядческий наставник вступал в полемику с представителями власти, присланными для «увещевания» старообрядцев и предотвращения их гибели. Наконец, старообрядческий наставник сохранял неусыпный контроль за собравшимися в «згорелом доме» до того момента, когда спасение от огня становилось невозможным.

Н.Л. Пушкарева (Москва)