Мужчина-казак: идеал и реальность (по материалам казачьего фольклора Забайкалья)
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91
В докладе будет рассмотрена фольклорная традиция русских казаков Забайкалья. Фольклор забайкальских казаков-бурятов и казаков-тунгусов по причине его неизученности во внимание не принимается.
Освоение забайкальского края русскими началось в XVII веке. Именно к тому времени относятся первые записи фольклора казаков, служивших в острогах, крепостях и пограничных караулах: в известном сборнике «Древнероссийские стихотворения собранные Киршей Даниловым» (XVIII в.) содержится две песни-хроники, рассказывающие о военных столкновениях казаков с монголами и китайцами в Забайкалье в XVII веке. Активное изучение забайкальского казачьего фольклора началось в середине XIX столетия. На сегодняшний день собрано и опубликовано значительное количество материалов.
Историческая миссия казачества в Сибири состоит в открытии, присоединении к России новых земель, лежащих за Уралом и Байкалом, их освоении и защите. Именно поэтому в сибирской (в том числе и забайкальской) казачьей культуре выработались идеальные представления о мужчине, в первую очередь, как о воине и главе семьи. Анализ забайкальских казачьих песен-хроник, походных, строевых, лирических и хороводных песен выявляет нам казака, как удалого молодца, отважного в бою, преданного царю-отечеству и отцам-командирам, хранителя чести, любящего сына, нежного мужа, верного друга.
Насколько соответствовали ли эти идеальные представления реальным людям — казакам Забайкальского Казачьего Войска? Сегодня на это сложно дать точный ответ. Но при возрожденном в 1991 году ЗКВ (Войскобыло расформировано в 20-е годы XX столетия, при установления Советской власти) стремление некоторых современных забайкальских казаков следовать этим характеристикам в своем поведении (в том числе и при опоре на старый песенный фольклорный репертуар) в результате выливается в плохие театрализованные формы, отталкивающие от т.н. «казаков» другое население края.
Прозаический фольклор забайкальских казаков, представленный самыми разнообразными жанрами — от сказок, легенд, преданий, мифологических рассказов до устных историй — рисует казаков с несколько иной стороны. Образ казака в народной прозе (в том числе и текстах эротического содержания) — это не только отважный, но и смекалистый, знающий правду жизни мужчина, готовый пуститься на авантюру, в том числе и любовную, умеющий высмеять и чужую глупость и посмеяться над собой, а если надо, то и унизить своих соперников самым неприличным способом.
Обрядовый фольклор, который известен по свадебной поэзии (из материалов XIX века следует, что казаки, как и их жены и дочери, были знатоками и исполнителями свадебных песен) и заговорно-заклинательным текстам, показывает забайкальских казаков совершенно с иной стороны: для них очень важным было соблюдение в жизни ритуалов, следование обычаям и обрядам, идущим испокон веку. Показательно, что среди казаков было много знахарей и колдунов, владеющих магическим искусством, в том числе и так называемой «черной магией». Последнее особенно важно, так как с момента своего появления в Забайкалье русским казаком приходилось бок о бок жить и служить с бурятами и тунгусами, которые исповедовали шаманизм и ламаизм.
В исполнительских традициях забайкальского казачества, если сравнивать с началом XX века, сегодня произошли значительные изменения, что является результатом исторических и социальных перемен в российском обществе за советские десятилетия. Во вновь созданном ЗКВ в обрядности культивируется православие, с помощью различных самодеятельных и профессиональных ансамблей делаются попытки возродить казачью песню. В бывших казачьих станицах Забайкалья песенный и заговорно-заклинательный фольклор стал в основном достоянием женщин. Полевые исследования также показывают, что произошло смещение и в исполнительской традиции эротического фольклора: хранителями и исполнителями текстов этого вида устного народного творчества наряду с мужчинами сегодня являются и женщины.
П.В. Ковалев (Москва)
В докладе будет рассмотрена фольклорная традиция русских казаков Забайкалья. Фольклор забайкальских казаков-бурятов и казаков-тунгусов по причине его неизученности во внимание не принимается.
Освоение забайкальского края русскими началось в XVII веке. Именно к тому времени относятся первые записи фольклора казаков, служивших в острогах, крепостях и пограничных караулах: в известном сборнике «Древнероссийские стихотворения собранные Киршей Даниловым» (XVIII в.) содержится две песни-хроники, рассказывающие о военных столкновениях казаков с монголами и китайцами в Забайкалье в XVII веке. Активное изучение забайкальского казачьего фольклора началось в середине XIX столетия. На сегодняшний день собрано и опубликовано значительное количество материалов.
Историческая миссия казачества в Сибири состоит в открытии, присоединении к России новых земель, лежащих за Уралом и Байкалом, их освоении и защите. Именно поэтому в сибирской (в том числе и забайкальской) казачьей культуре выработались идеальные представления о мужчине, в первую очередь, как о воине и главе семьи. Анализ забайкальских казачьих песен-хроник, походных, строевых, лирических и хороводных песен выявляет нам казака, как удалого молодца, отважного в бою, преданного царю-отечеству и отцам-командирам, хранителя чести, любящего сына, нежного мужа, верного друга.
Насколько соответствовали ли эти идеальные представления реальным людям — казакам Забайкальского Казачьего Войска? Сегодня на это сложно дать точный ответ. Но при возрожденном в 1991 году ЗКВ (Войскобыло расформировано в 20-е годы XX столетия, при установления Советской власти) стремление некоторых современных забайкальских казаков следовать этим характеристикам в своем поведении (в том числе и при опоре на старый песенный фольклорный репертуар) в результате выливается в плохие театрализованные формы, отталкивающие от т.н. «казаков» другое население края.
Прозаический фольклор забайкальских казаков, представленный самыми разнообразными жанрами — от сказок, легенд, преданий, мифологических рассказов до устных историй — рисует казаков с несколько иной стороны. Образ казака в народной прозе (в том числе и текстах эротического содержания) — это не только отважный, но и смекалистый, знающий правду жизни мужчина, готовый пуститься на авантюру, в том числе и любовную, умеющий высмеять и чужую глупость и посмеяться над собой, а если надо, то и унизить своих соперников самым неприличным способом.
Обрядовый фольклор, который известен по свадебной поэзии (из материалов XIX века следует, что казаки, как и их жены и дочери, были знатоками и исполнителями свадебных песен) и заговорно-заклинательным текстам, показывает забайкальских казаков совершенно с иной стороны: для них очень важным было соблюдение в жизни ритуалов, следование обычаям и обрядам, идущим испокон веку. Показательно, что среди казаков было много знахарей и колдунов, владеющих магическим искусством, в том числе и так называемой «черной магией». Последнее особенно важно, так как с момента своего появления в Забайкалье русским казаком приходилось бок о бок жить и служить с бурятами и тунгусами, которые исповедовали шаманизм и ламаизм.
В исполнительских традициях забайкальского казачества, если сравнивать с началом XX века, сегодня произошли значительные изменения, что является результатом исторических и социальных перемен в российском обществе за советские десятилетия. Во вновь созданном ЗКВ в обрядности культивируется православие, с помощью различных самодеятельных и профессиональных ансамблей делаются попытки возродить казачью песню. В бывших казачьих станицах Забайкалья песенный и заговорно-заклинательный фольклор стал в основном достоянием женщин. Полевые исследования также показывают, что произошло смещение и в исполнительской традиции эротического фольклора: хранителями и исполнителями текстов этого вида устного народного творчества наряду с мужчинами сегодня являются и женщины.
П.В. Ковалев (Москва)