«Мужик» в зеркале иерархий российской маскулинности(социолингвистический аспект)
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91
Маскулинность множественна и стратифицирована: говорят о разных типах маскулинности, которые, как правило, не равноправны по отношению друг к другу, что обуславливается социальными, политическими, экономическими, культурными, этническими факторами, а также их комбинациями / совокупностью.
Мужик является одной из категорий русской маскулинности: это слово древнерусского происхождения и образовано от общеславянского существительного муж с помощью уменьшительного суффикса -ик. Выбор суффикса с деминутивной коннотацией не случаен: первоначальное значение слова — «маленький муж, мальчик».
Посредством нового слова в языке и обществе конструируется и начинает воспроизводиться новая категория маскулинности. Эта категория изначально предполагает некоторую маргинализацию и гендерную неполноценность (в физическом, социально-экономическом, возрастном аспектах) своих субъектов по отношению к производящей категории — мужу. Последняя же «выражает достоинство человека (великий муж, доблестный муж)» и обозначает «человека мужского пола в полных годах, возмужалого», «супруга» и «хозяина», то есть мужчину женатого и эмансипированного по отношению к своим родителям (Даль). Таким образом, выстраивается статусная иерархия муж — мужик, причем мужик стоит на нижней ступени этой иерархии.
Далее категория мужик приобретает новые значения, первым из которых становится «крестьянин», наряду с «семьянин и хозяин» (Даль). Последующие значения для данной категории, вплоть до сего времени воспроизводимые в толковых словарях, семантически и социально связаны с семой «крестьянства»: мужик есть просторечный вариант «мужчины», «мужа и супруга», употребляемый, как правило, в сельской местности либо выходцами из нее, компонент бинарной оппозиции «мужик — баба», а также может обозначать работника — выходца из деревни, выполняющего грязную, грубую работу по дому. Однако ключевым для нас становится определение мужика как «человека необразованного, невоспитанного, грубого, неуча, невежи». В этой логике выстраивается еще одна символическая иерархия маскулинности, которую можно обозначить как «сословную»: мужик в вышеуказанном значении стоит на нижних ступенях иерархии по отношению к «высшим сословиям», которые и определяют место мужика на социальной лестнице. В данном случае гендерная иерархия маскулинности подчиняется социальной (сословной) стратификации общества.
Анализ интервью, полученных автором в ходе исследования, позволяет говорить о существовании нового значения у слова мужик: оно употребляется для обозначения принадлежности к воображаемому мужскому сообществу и апеллированию к неким общим для лиц мужского пола практикам и опытам, предполагая равноправные отношения между участниками этого сообщества. Подобное значение предполагает сочетание желаемых для респондентов стереотипных характеристик маскулинности в одной категории — мужик — и ставит последнего на одно из первых мест в иерархии современной российской маскулинности. Тем самым мужик становится некой универсальной категорией маскулинности для разных социальных групп.
Исходя из вышесказанного, можно говорить о «великой трансформации» «мужика социального» в «мужика гендерного», или вертикальной мобильности мужика в системах маскулинности.
В.Н. Буркова, В.М. Тименчик (Москва)
Маскулинность множественна и стратифицирована: говорят о разных типах маскулинности, которые, как правило, не равноправны по отношению друг к другу, что обуславливается социальными, политическими, экономическими, культурными, этническими факторами, а также их комбинациями / совокупностью.
Мужик является одной из категорий русской маскулинности: это слово древнерусского происхождения и образовано от общеславянского существительного муж с помощью уменьшительного суффикса -ик. Выбор суффикса с деминутивной коннотацией не случаен: первоначальное значение слова — «маленький муж, мальчик».
Посредством нового слова в языке и обществе конструируется и начинает воспроизводиться новая категория маскулинности. Эта категория изначально предполагает некоторую маргинализацию и гендерную неполноценность (в физическом, социально-экономическом, возрастном аспектах) своих субъектов по отношению к производящей категории — мужу. Последняя же «выражает достоинство человека (великий муж, доблестный муж)» и обозначает «человека мужского пола в полных годах, возмужалого», «супруга» и «хозяина», то есть мужчину женатого и эмансипированного по отношению к своим родителям (Даль). Таким образом, выстраивается статусная иерархия муж — мужик, причем мужик стоит на нижней ступени этой иерархии.
Далее категория мужик приобретает новые значения, первым из которых становится «крестьянин», наряду с «семьянин и хозяин» (Даль). Последующие значения для данной категории, вплоть до сего времени воспроизводимые в толковых словарях, семантически и социально связаны с семой «крестьянства»: мужик есть просторечный вариант «мужчины», «мужа и супруга», употребляемый, как правило, в сельской местности либо выходцами из нее, компонент бинарной оппозиции «мужик — баба», а также может обозначать работника — выходца из деревни, выполняющего грязную, грубую работу по дому. Однако ключевым для нас становится определение мужика как «человека необразованного, невоспитанного, грубого, неуча, невежи». В этой логике выстраивается еще одна символическая иерархия маскулинности, которую можно обозначить как «сословную»: мужик в вышеуказанном значении стоит на нижних ступенях иерархии по отношению к «высшим сословиям», которые и определяют место мужика на социальной лестнице. В данном случае гендерная иерархия маскулинности подчиняется социальной (сословной) стратификации общества.
Анализ интервью, полученных автором в ходе исследования, позволяет говорить о существовании нового значения у слова мужик: оно употребляется для обозначения принадлежности к воображаемому мужскому сообществу и апеллированию к неким общим для лиц мужского пола практикам и опытам, предполагая равноправные отношения между участниками этого сообщества. Подобное значение предполагает сочетание желаемых для респондентов стереотипных характеристик маскулинности в одной категории — мужик — и ставит последнего на одно из первых мест в иерархии современной российской маскулинности. Тем самым мужик становится некой универсальной категорией маскулинности для разных социальных групп.
Исходя из вышесказанного, можно говорить о «великой трансформации» «мужика социального» в «мужика гендерного», или вертикальной мобильности мужика в системах маскулинности.
В.Н. Буркова, В.М. Тименчик (Москва)