Мужское и женское: иллюзорность традиционных представлений о психологическом облике

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 

В России, в условиях продолжающейся демократизации жизни общества, люди, особенно молодые, становятся постепенно более открытыми и искренними в своих высказываниях и оценках. С этим явлением чаще сталкиваются психологи и педагоги, а также родители молодых экстремалов. В таких, относительно более терпимых и более свободных условиях, начинает более четко и откровенно проявляться внутренняя природа человека, его изначальные, фундаментальные стремления и свойства. Это касается как мужчин (М), так и женщин (Ж).

Современные психологические исследования позволяют по-новому взглянуть на традиционные представления о психологии мужчин и женщин, по которым такие базовые характеристики личности как лидерство, агрессивность, возбудимость приписывались в качестве определяющих мужскому полу. Женщины же представлялись как преимущественно склонные к подчинению, мягкости, сдержанности в выражении своих первичных влечений.

Исследование 60 студентов Москвы (30 М + 30 Ж), 19 лет, по методикам ДМО — «Диагностика стиля межличностных отношений» Лири / Л.Н.Собчик и «Личностная биография» автора — показало, что лидерские склонности в общении в большей степени выражены у студенток, чем у студентов М, хотя различия не значимы. По показателю «прямолинейный — агрессивный» достоверные различия не обнаруживаются, хотя у мужчин несколько более высокая выраженность. По этой же характеристике работники участники группы со средним возрастом 36 лет, не различаются между собой. По показателю «гармоничность личности» у 60 студентов Москвы почти нет различий.

По данным теста Л.Н. Собчик ИТО («Индивидуально-типологический опросник»), полученным от 40 студентов московских вузов (20 М + 20 Ж), у Ж несколько выше выраженность таких ведущих тенденций (черт темперамента), как экстраверсия, ригидность и лабильность. Различия не значимы.

Данные 43 студенток первого курса дневного отделения Института психологии РГГУ по методике «Образ жизни» (О.И. Мотков) показывают, что среди интересов к адаптивно необходимым занятиям на первом месте стоит интерес к общению с противоположным полом. Это говорит о большей откровенности студенток в высказываниях о своих желаниях по сравнению с обследованиями 15-летней давности.

Эти и другие данные позволяют заключить, что по рассмотренным характеристикам личности М и Ж существенно не различаются между собой. Отсюда вытекает следующее: традиционные представления о психологическом облике личности М и Ж не соответствуют реальности. Они основаны скорее на установках мужчин, занявших в предшествующую эпоху руководящие роли в семье и в обществе в целом. На самом деле российские женщины также стремятся к лидерству, достаточно спонтанны и агрессивны, также хотят получать удовольствие от близких отношений, также не хотят много загружаться домашними делами, также стремятся к самореализации и развитию.

Навязываемые обществом стереотипы женского поведения заставляли женщин с целью лучшей социальной адаптации мимикрировать, скрывать свои природные склонности, подчас противоположные традиционным образцам. Традиционные представления, усвоенные с детства, ведут к образованию нереалистичных ожиданий от партнера по браку. На самом деле раскрываемая в современных исследованиях природная сущность Ж всегда была одинаковой, т.к. это универсальные характеристики личности, передаваемые по наследству. Демократизация общества позволяет Ж «сбросить маску» и стать в большей мере самой собой. Но вместе с тем появляются и новые проблемы. Во-первых, Ж теперь нужно учиться оптимальным образом распоряжаться своей относительно большей свободой — возрастает ее субъектная ответственность за построение своей жизни и жизни близких. Во-вторых, настала пора для пересмотра М традиционных взглядов на природу Ж, построения адаптивного поведения по отношению к Ж.

Хотелось бы отметить, что патриархальные взгляды на Ж распространяет и поддерживает православная церковь. Она сама строится на патриархальной основе, армейском принципе единоначалия. Церковь предписывает несвойственное Ж покорное поведение и послушание мужу, священнику («жена да убоится своего мужа»), чем закрепляет неравенство полов в обществе. Сам образ бога мыслится как М начало, как бог-отец. Ж не имеет права быть священником, митрополитом или патриархом. Это противоречит достаточно сильной тенденции к лидерству, выявленной у Ж. Природная материнская функция остается одной из важнейших функций Ж, и этим нельзя пренебрегать, как и остальными ее природными проявлениями.

Было бы неверно игнорировать и различия, реально существующие в психологии М и Ж. Например, по данным, полученным по опроснику ДМО, во всех обследованных группах у Ж выше проявления ответственности и сотрудничества, зависимости — послушности, чем у М.

А.В. Моторин (Новгород)

В России, в условиях продолжающейся демократизации жизни общества, люди, особенно молодые, становятся постепенно более открытыми и искренними в своих высказываниях и оценках. С этим явлением чаще сталкиваются психологи и педагоги, а также родители молодых экстремалов. В таких, относительно более терпимых и более свободных условиях, начинает более четко и откровенно проявляться внутренняя природа человека, его изначальные, фундаментальные стремления и свойства. Это касается как мужчин (М), так и женщин (Ж).

Современные психологические исследования позволяют по-новому взглянуть на традиционные представления о психологии мужчин и женщин, по которым такие базовые характеристики личности как лидерство, агрессивность, возбудимость приписывались в качестве определяющих мужскому полу. Женщины же представлялись как преимущественно склонные к подчинению, мягкости, сдержанности в выражении своих первичных влечений.

Исследование 60 студентов Москвы (30 М + 30 Ж), 19 лет, по методикам ДМО — «Диагностика стиля межличностных отношений» Лири / Л.Н.Собчик и «Личностная биография» автора — показало, что лидерские склонности в общении в большей степени выражены у студенток, чем у студентов М, хотя различия не значимы. По показателю «прямолинейный — агрессивный» достоверные различия не обнаруживаются, хотя у мужчин несколько более высокая выраженность. По этой же характеристике работники участники группы со средним возрастом 36 лет, не различаются между собой. По показателю «гармоничность личности» у 60 студентов Москвы почти нет различий.

По данным теста Л.Н. Собчик ИТО («Индивидуально-типологический опросник»), полученным от 40 студентов московских вузов (20 М + 20 Ж), у Ж несколько выше выраженность таких ведущих тенденций (черт темперамента), как экстраверсия, ригидность и лабильность. Различия не значимы.

Данные 43 студенток первого курса дневного отделения Института психологии РГГУ по методике «Образ жизни» (О.И. Мотков) показывают, что среди интересов к адаптивно необходимым занятиям на первом месте стоит интерес к общению с противоположным полом. Это говорит о большей откровенности студенток в высказываниях о своих желаниях по сравнению с обследованиями 15-летней давности.

Эти и другие данные позволяют заключить, что по рассмотренным характеристикам личности М и Ж существенно не различаются между собой. Отсюда вытекает следующее: традиционные представления о психологическом облике личности М и Ж не соответствуют реальности. Они основаны скорее на установках мужчин, занявших в предшествующую эпоху руководящие роли в семье и в обществе в целом. На самом деле российские женщины также стремятся к лидерству, достаточно спонтанны и агрессивны, также хотят получать удовольствие от близких отношений, также не хотят много загружаться домашними делами, также стремятся к самореализации и развитию.

Навязываемые обществом стереотипы женского поведения заставляли женщин с целью лучшей социальной адаптации мимикрировать, скрывать свои природные склонности, подчас противоположные традиционным образцам. Традиционные представления, усвоенные с детства, ведут к образованию нереалистичных ожиданий от партнера по браку. На самом деле раскрываемая в современных исследованиях природная сущность Ж всегда была одинаковой, т.к. это универсальные характеристики личности, передаваемые по наследству. Демократизация общества позволяет Ж «сбросить маску» и стать в большей мере самой собой. Но вместе с тем появляются и новые проблемы. Во-первых, Ж теперь нужно учиться оптимальным образом распоряжаться своей относительно большей свободой — возрастает ее субъектная ответственность за построение своей жизни и жизни близких. Во-вторых, настала пора для пересмотра М традиционных взглядов на природу Ж, построения адаптивного поведения по отношению к Ж.

Хотелось бы отметить, что патриархальные взгляды на Ж распространяет и поддерживает православная церковь. Она сама строится на патриархальной основе, армейском принципе единоначалия. Церковь предписывает несвойственное Ж покорное поведение и послушание мужу, священнику («жена да убоится своего мужа»), чем закрепляет неравенство полов в обществе. Сам образ бога мыслится как М начало, как бог-отец. Ж не имеет права быть священником, митрополитом или патриархом. Это противоречит достаточно сильной тенденции к лидерству, выявленной у Ж. Природная материнская функция остается одной из важнейших функций Ж, и этим нельзя пренебрегать, как и остальными ее природными проявлениями.

Было бы неверно игнорировать и различия, реально существующие в психологии М и Ж. Например, по данным, полученным по опроснику ДМО, во всех обследованных группах у Ж выше проявления ответственности и сотрудничества, зависимости — послушности, чем у М.

А.В. Моторин (Новгород)