Мужское и женское: иллюзорность традиционных представлений о психологическом облике
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91
В России, в условиях продолжающейся демократизации жизни общества, люди, особенно молодые, становятся постепенно более открытыми и искренними в своих высказываниях и оценках. С этим явлением чаще сталкиваются психологи и педагоги, а также родители молодых экстремалов. В таких, относительно более терпимых и более свободных условиях, начинает более четко и откровенно проявляться внутренняя природа человека, его изначальные, фундаментальные стремления и свойства. Это касается как мужчин (М), так и женщин (Ж).
Современные психологические исследования позволяют по-новому взглянуть на традиционные представления о психологии мужчин и женщин, по которым такие базовые характеристики личности как лидерство, агрессивность, возбудимость приписывались в качестве определяющих мужскому полу. Женщины же представлялись как преимущественно склонные к подчинению, мягкости, сдержанности в выражении своих первичных влечений.
Исследование 60 студентов Москвы (30 М + 30 Ж), 19 лет, по методикам ДМО — «Диагностика стиля межличностных отношений» Лири / Л.Н.Собчик и «Личностная биография» автора — показало, что лидерские склонности в общении в большей степени выражены у студенток, чем у студентов М, хотя различия не значимы. По показателю «прямолинейный — агрессивный» достоверные различия не обнаруживаются, хотя у мужчин несколько более высокая выраженность. По этой же характеристике работники участники группы со средним возрастом 36 лет, не различаются между собой. По показателю «гармоничность личности» у 60 студентов Москвы почти нет различий.
По данным теста Л.Н. Собчик ИТО («Индивидуально-типологический опросник»), полученным от 40 студентов московских вузов (20 М + 20 Ж), у Ж несколько выше выраженность таких ведущих тенденций (черт темперамента), как экстраверсия, ригидность и лабильность. Различия не значимы.
Данные 43 студенток первого курса дневного отделения Института психологии РГГУ по методике «Образ жизни» (О.И. Мотков) показывают, что среди интересов к адаптивно необходимым занятиям на первом месте стоит интерес к общению с противоположным полом. Это говорит о большей откровенности студенток в высказываниях о своих желаниях по сравнению с обследованиями 15-летней давности.
Эти и другие данные позволяют заключить, что по рассмотренным характеристикам личности М и Ж существенно не различаются между собой. Отсюда вытекает следующее: традиционные представления о психологическом облике личности М и Ж не соответствуют реальности. Они основаны скорее на установках мужчин, занявших в предшествующую эпоху руководящие роли в семье и в обществе в целом. На самом деле российские женщины также стремятся к лидерству, достаточно спонтанны и агрессивны, также хотят получать удовольствие от близких отношений, также не хотят много загружаться домашними делами, также стремятся к самореализации и развитию.
Навязываемые обществом стереотипы женского поведения заставляли женщин с целью лучшей социальной адаптации мимикрировать, скрывать свои природные склонности, подчас противоположные традиционным образцам. Традиционные представления, усвоенные с детства, ведут к образованию нереалистичных ожиданий от партнера по браку. На самом деле раскрываемая в современных исследованиях природная сущность Ж всегда была одинаковой, т.к. это универсальные характеристики личности, передаваемые по наследству. Демократизация общества позволяет Ж «сбросить маску» и стать в большей мере самой собой. Но вместе с тем появляются и новые проблемы. Во-первых, Ж теперь нужно учиться оптимальным образом распоряжаться своей относительно большей свободой — возрастает ее субъектная ответственность за построение своей жизни и жизни близких. Во-вторых, настала пора для пересмотра М традиционных взглядов на природу Ж, построения адаптивного поведения по отношению к Ж.
Хотелось бы отметить, что патриархальные взгляды на Ж распространяет и поддерживает православная церковь. Она сама строится на патриархальной основе, армейском принципе единоначалия. Церковь предписывает несвойственное Ж покорное поведение и послушание мужу, священнику («жена да убоится своего мужа»), чем закрепляет неравенство полов в обществе. Сам образ бога мыслится как М начало, как бог-отец. Ж не имеет права быть священником, митрополитом или патриархом. Это противоречит достаточно сильной тенденции к лидерству, выявленной у Ж. Природная материнская функция остается одной из важнейших функций Ж, и этим нельзя пренебрегать, как и остальными ее природными проявлениями.
Было бы неверно игнорировать и различия, реально существующие в психологии М и Ж. Например, по данным, полученным по опроснику ДМО, во всех обследованных группах у Ж выше проявления ответственности и сотрудничества, зависимости — послушности, чем у М.
А.В. Моторин (Новгород)
В России, в условиях продолжающейся демократизации жизни общества, люди, особенно молодые, становятся постепенно более открытыми и искренними в своих высказываниях и оценках. С этим явлением чаще сталкиваются психологи и педагоги, а также родители молодых экстремалов. В таких, относительно более терпимых и более свободных условиях, начинает более четко и откровенно проявляться внутренняя природа человека, его изначальные, фундаментальные стремления и свойства. Это касается как мужчин (М), так и женщин (Ж).
Современные психологические исследования позволяют по-новому взглянуть на традиционные представления о психологии мужчин и женщин, по которым такие базовые характеристики личности как лидерство, агрессивность, возбудимость приписывались в качестве определяющих мужскому полу. Женщины же представлялись как преимущественно склонные к подчинению, мягкости, сдержанности в выражении своих первичных влечений.
Исследование 60 студентов Москвы (30 М + 30 Ж), 19 лет, по методикам ДМО — «Диагностика стиля межличностных отношений» Лири / Л.Н.Собчик и «Личностная биография» автора — показало, что лидерские склонности в общении в большей степени выражены у студенток, чем у студентов М, хотя различия не значимы. По показателю «прямолинейный — агрессивный» достоверные различия не обнаруживаются, хотя у мужчин несколько более высокая выраженность. По этой же характеристике работники участники группы со средним возрастом 36 лет, не различаются между собой. По показателю «гармоничность личности» у 60 студентов Москвы почти нет различий.
По данным теста Л.Н. Собчик ИТО («Индивидуально-типологический опросник»), полученным от 40 студентов московских вузов (20 М + 20 Ж), у Ж несколько выше выраженность таких ведущих тенденций (черт темперамента), как экстраверсия, ригидность и лабильность. Различия не значимы.
Данные 43 студенток первого курса дневного отделения Института психологии РГГУ по методике «Образ жизни» (О.И. Мотков) показывают, что среди интересов к адаптивно необходимым занятиям на первом месте стоит интерес к общению с противоположным полом. Это говорит о большей откровенности студенток в высказываниях о своих желаниях по сравнению с обследованиями 15-летней давности.
Эти и другие данные позволяют заключить, что по рассмотренным характеристикам личности М и Ж существенно не различаются между собой. Отсюда вытекает следующее: традиционные представления о психологическом облике личности М и Ж не соответствуют реальности. Они основаны скорее на установках мужчин, занявших в предшествующую эпоху руководящие роли в семье и в обществе в целом. На самом деле российские женщины также стремятся к лидерству, достаточно спонтанны и агрессивны, также хотят получать удовольствие от близких отношений, также не хотят много загружаться домашними делами, также стремятся к самореализации и развитию.
Навязываемые обществом стереотипы женского поведения заставляли женщин с целью лучшей социальной адаптации мимикрировать, скрывать свои природные склонности, подчас противоположные традиционным образцам. Традиционные представления, усвоенные с детства, ведут к образованию нереалистичных ожиданий от партнера по браку. На самом деле раскрываемая в современных исследованиях природная сущность Ж всегда была одинаковой, т.к. это универсальные характеристики личности, передаваемые по наследству. Демократизация общества позволяет Ж «сбросить маску» и стать в большей мере самой собой. Но вместе с тем появляются и новые проблемы. Во-первых, Ж теперь нужно учиться оптимальным образом распоряжаться своей относительно большей свободой — возрастает ее субъектная ответственность за построение своей жизни и жизни близких. Во-вторых, настала пора для пересмотра М традиционных взглядов на природу Ж, построения адаптивного поведения по отношению к Ж.
Хотелось бы отметить, что патриархальные взгляды на Ж распространяет и поддерживает православная церковь. Она сама строится на патриархальной основе, армейском принципе единоначалия. Церковь предписывает несвойственное Ж покорное поведение и послушание мужу, священнику («жена да убоится своего мужа»), чем закрепляет неравенство полов в обществе. Сам образ бога мыслится как М начало, как бог-отец. Ж не имеет права быть священником, митрополитом или патриархом. Это противоречит достаточно сильной тенденции к лидерству, выявленной у Ж. Природная материнская функция остается одной из важнейших функций Ж, и этим нельзя пренебрегать, как и остальными ее природными проявлениями.
Было бы неверно игнорировать и различия, реально существующие в психологии М и Ж. Например, по данным, полученным по опроснику ДМО, во всех обследованных группах у Ж выше проявления ответственности и сотрудничества, зависимости — послушности, чем у М.
А.В. Моторин (Новгород)