Культ фаллоса у охотников-собирателей
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91
Древнейший культ фаллоса зафиксирован еще в палеолитическую эпоху. В пещере Тюк Д’Одуберт (Франция) обнаружены рисунки, изображающие вульву, и фигурки, представляющие фаллос. Они принадлежат к ориньякской культуре. Фаллический культ чаще всего находил свое воплощение в камне. Некогда в Пиренеях существовал камень Бурбо, вокруг которого вечером того дня, когда праздновался Мэрди-Грас, устраивались непристойные танцы. Женщины Бретани, страдавшие бесплодием, приходили к менгиру Бург д’Уий, чтобы дотронуться до него особым образом. В деревне Сент-Урс, в Альпах, стоял священный камень. Девушки, соскальзывавшие по нему вниз, были уверены, что в скором времени найдут себе мужа. В горных аулах Дагестана на крышу сакли мужчин со слабой потенцией на период совокуплений ставили специальный камень в виде фаллоса и обвязывали его красной тряпкой. Можно процитировать Геродота: «Греки воздвигают фаллосы в честь Диониса и устанавливают на них маленькие деревянные мужские фигурки с большим не по размеру половым органом». В Европе Пит, мужской половой орган, стал Питером, отцом, которого художники изображали в человеческом облике с небесными атрибутами и которого затем мыслители и теологи превратили в созидательный принцип. Созидание посредством мужского органа трансформировалось в метафизическое созидание в результате абстрагирования понятия бога.
Самыми простыми сексуальными символами являются Круг и Палка. Отсюда берут развитие символы половых органов: меч и щит, жезл и тонзура, скипетр и корона, палка и камень, колонна и арка, флейта и барабан, пальмовая ветвь и корона.
Изображения мужского органа и интимных частей женского тела являются не только символами плодовитости, но также храбрости и трусости. Когда город сдавался врагу легко, без сопротивления, победитель, как правило, возводил одну или несколько колонн в виде фаллоса, на которых было выгравировано его имя. «А рядом, — повествует Геродот, — воспроизводили интимные части женского тела, дабы продемонстрировать, что у противника недостает мужества».
Культ фаллоса у охотников-собирателей мало исследован в России и отличается по своей обрядовой направленности и форме отправления от культа фаллоса у земледельческих народов, связанного в первую очередь с обрядовыми действиями, направленными на обеспечение плодородия земли. При этом, довольно часто археологи называют отдельные находки «предметами неизвестного назначения» или интерпретируют их предназначение произвольно. В то же время, археологические находки фаллических предметов земледельческих народов известны практически повсеместно.
В настоящее время выявлена серия скульптурных моделей фаллоса на огромном пространстве Северной Евразии в зоне тайги и тундры от Восточной Чукотки до Верхней Волги. Эскимосские могильники и поселения, культуры Якутии, поселения и могильники эпохи поздней бронзы в Донском, Поволжском, Уральском, Западно-Сибирском и Казахстанском регионах, волосовская культура (III – нач. II тыс. до н.э.). Надежно документированные условия нахождения моделей, их конструкция и констатация состояния эрекции указывают на их сугубо культовое назначение. Часть предметов намеренно сломана, а один — окрашен красной охрой. Большинство предметов найдено в кладах и на ритуальных площадках. Предметы изготовлены из клыка моржа, кости, рога, дерева, камня и имеют четко выраженную форму penis’а в состоянии эрекции.
Скульптуры penis’а вырезаны в натуральную величину, с выделенной головкой и продольным желобком в изображении фаллоса, в который вкладывались стержни, имитировавшие os penis медведя. Часть предметов украшена орнаментом. На рукоятях трех предметов вырезано изображение головы. Рукояти пяти волосовских предметов выполнены в виде головы лебедя, а на конце рукояти одного эскимосского предмета изображена голова моржа. Почти все предметы связаны с сакральными памятниками. Все предметы найдены на памятниках эпохи раннего металла. Временные различия свидетельствуют лишь о неравномерном приобщении к металлу населения различных регионов. Предметы маркируют стадиальное явление для эпохи раннего металла в зоне тайги и тундры. А.П.Окладников определяет археологически зафиксированные рамки шаманства в восточно-сибирской тайге от энеолита до современности.
Материалами для восстановления культа являются культовые предметы, зафиксированные в археологических комплексах и этнографические материалы. Промысловый культ мог войти в шаманские обряды. Медвежий культ у волосовских племен выделен Д.А.Крайновым. Возможно, эти предметы свидетельствуют о зарождении шаманизма. Культ фаллоса у народов зоны тайги и тундры, очевидно, связан с промыслом (охота, рыболовство). В отличие от земледельческих народов, фаллические церемонии у народов Северо-Востока Азии имели целью имитацию половых актов для общения с духами промысловых животных. Зверь после его добычи не умирал, умирала только его плоть. Части добычи отдавались морю (реке, тундре, тайге, степи). Зверь должен был возродиться. Важнейшую роль здесь играл фаллос. Промежуточное положение занимают фаллические предметы в культурах эпохи поздней бронзы (срубная, абашевская, петровско-синташтинская, самусьская, кротовская, алакульская). Здесь фиксируется переход от присваивающего охотничье-рыболовецкого хозяйства к производящему скотоводческо-земледельческому с развитым металлургическим производством.
Наиболее эффективным методом реконструкции древних обрядов представляется метод, опирающийся на анализ репрезентативных археологических и этнографических фактов, на ретроспективный анализ и поиск универсалий в бесконечном многообразии явления — КУЛЬТА ФАЛЛОСА.
В.Н. Гущина (Воронеж)
Древнейший культ фаллоса зафиксирован еще в палеолитическую эпоху. В пещере Тюк Д’Одуберт (Франция) обнаружены рисунки, изображающие вульву, и фигурки, представляющие фаллос. Они принадлежат к ориньякской культуре. Фаллический культ чаще всего находил свое воплощение в камне. Некогда в Пиренеях существовал камень Бурбо, вокруг которого вечером того дня, когда праздновался Мэрди-Грас, устраивались непристойные танцы. Женщины Бретани, страдавшие бесплодием, приходили к менгиру Бург д’Уий, чтобы дотронуться до него особым образом. В деревне Сент-Урс, в Альпах, стоял священный камень. Девушки, соскальзывавшие по нему вниз, были уверены, что в скором времени найдут себе мужа. В горных аулах Дагестана на крышу сакли мужчин со слабой потенцией на период совокуплений ставили специальный камень в виде фаллоса и обвязывали его красной тряпкой. Можно процитировать Геродота: «Греки воздвигают фаллосы в честь Диониса и устанавливают на них маленькие деревянные мужские фигурки с большим не по размеру половым органом». В Европе Пит, мужской половой орган, стал Питером, отцом, которого художники изображали в человеческом облике с небесными атрибутами и которого затем мыслители и теологи превратили в созидательный принцип. Созидание посредством мужского органа трансформировалось в метафизическое созидание в результате абстрагирования понятия бога.
Самыми простыми сексуальными символами являются Круг и Палка. Отсюда берут развитие символы половых органов: меч и щит, жезл и тонзура, скипетр и корона, палка и камень, колонна и арка, флейта и барабан, пальмовая ветвь и корона.
Изображения мужского органа и интимных частей женского тела являются не только символами плодовитости, но также храбрости и трусости. Когда город сдавался врагу легко, без сопротивления, победитель, как правило, возводил одну или несколько колонн в виде фаллоса, на которых было выгравировано его имя. «А рядом, — повествует Геродот, — воспроизводили интимные части женского тела, дабы продемонстрировать, что у противника недостает мужества».
Культ фаллоса у охотников-собирателей мало исследован в России и отличается по своей обрядовой направленности и форме отправления от культа фаллоса у земледельческих народов, связанного в первую очередь с обрядовыми действиями, направленными на обеспечение плодородия земли. При этом, довольно часто археологи называют отдельные находки «предметами неизвестного назначения» или интерпретируют их предназначение произвольно. В то же время, археологические находки фаллических предметов земледельческих народов известны практически повсеместно.
В настоящее время выявлена серия скульптурных моделей фаллоса на огромном пространстве Северной Евразии в зоне тайги и тундры от Восточной Чукотки до Верхней Волги. Эскимосские могильники и поселения, культуры Якутии, поселения и могильники эпохи поздней бронзы в Донском, Поволжском, Уральском, Западно-Сибирском и Казахстанском регионах, волосовская культура (III – нач. II тыс. до н.э.). Надежно документированные условия нахождения моделей, их конструкция и констатация состояния эрекции указывают на их сугубо культовое назначение. Часть предметов намеренно сломана, а один — окрашен красной охрой. Большинство предметов найдено в кладах и на ритуальных площадках. Предметы изготовлены из клыка моржа, кости, рога, дерева, камня и имеют четко выраженную форму penis’а в состоянии эрекции.
Скульптуры penis’а вырезаны в натуральную величину, с выделенной головкой и продольным желобком в изображении фаллоса, в который вкладывались стержни, имитировавшие os penis медведя. Часть предметов украшена орнаментом. На рукоятях трех предметов вырезано изображение головы. Рукояти пяти волосовских предметов выполнены в виде головы лебедя, а на конце рукояти одного эскимосского предмета изображена голова моржа. Почти все предметы связаны с сакральными памятниками. Все предметы найдены на памятниках эпохи раннего металла. Временные различия свидетельствуют лишь о неравномерном приобщении к металлу населения различных регионов. Предметы маркируют стадиальное явление для эпохи раннего металла в зоне тайги и тундры. А.П.Окладников определяет археологически зафиксированные рамки шаманства в восточно-сибирской тайге от энеолита до современности.
Материалами для восстановления культа являются культовые предметы, зафиксированные в археологических комплексах и этнографические материалы. Промысловый культ мог войти в шаманские обряды. Медвежий культ у волосовских племен выделен Д.А.Крайновым. Возможно, эти предметы свидетельствуют о зарождении шаманизма. Культ фаллоса у народов зоны тайги и тундры, очевидно, связан с промыслом (охота, рыболовство). В отличие от земледельческих народов, фаллические церемонии у народов Северо-Востока Азии имели целью имитацию половых актов для общения с духами промысловых животных. Зверь после его добычи не умирал, умирала только его плоть. Части добычи отдавались морю (реке, тундре, тайге, степи). Зверь должен был возродиться. Важнейшую роль здесь играл фаллос. Промежуточное положение занимают фаллические предметы в культурах эпохи поздней бронзы (срубная, абашевская, петровско-синташтинская, самусьская, кротовская, алакульская). Здесь фиксируется переход от присваивающего охотничье-рыболовецкого хозяйства к производящему скотоводческо-земледельческому с развитым металлургическим производством.
Наиболее эффективным методом реконструкции древних обрядов представляется метод, опирающийся на анализ репрезентативных археологических и этнографических фактов, на ретроспективный анализ и поиск универсалий в бесконечном многообразии явления — КУЛЬТА ФАЛЛОСА.
В.Н. Гущина (Воронеж)