Трансформация традиционно-фольклорных мужских образов в поэзии Алексея Кольцова

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 

Алексей Кольцов признан родоначальником русской литературной народной песни как жанра. В ней он выразил душу народа (Белинский). Основные герои песен Кольцова — это мужские персонажи (добрые молодцы и удалые молодцы), которые важны для понимания типов маскулинности, характерных для традиционного общества, которые относятся к двум типам. Одни герои существуют днем, в пространстве домашнего хозяйства, их инструменты — орудия сельскохозяйственного труда. Существование других разворачивается ночью, в темном лесу или на большой дороге, их орудия — булатный нож, сабля, их друзья — «вольные соколы». Вторые относятся отрицательно к занятиям первых, которые могут превращаться в их жертвы. В начальный период творчества у Кольцова преобладали герои первого типа, в его зрелом творчестве, после знакомства с кружком Белинского, предпочтение отдается вторым — удалым молодцам.  Экзистенциальными характеристиками этого типа является неудовлетворенность собственным бытием и устремленность в чужие края, стремление испытать свою судьбу, любовь к веселой и беззаботной жизни, отрицательное отношение к семье и к заботам повседневности. Дореволюционная фольклористика называла этот тип «разбойником», но сам автор, так же как и его советские интерпретаторы, избегали такой характеристики, хотя все разбойничьи атрибуты в песнях присутствуют.

Основной ценностью этого типа является воля, не ограниченная ни пространственно-временными, ни этическими, ни социальными нормами, поэтому его художественными эквивалентами выступают ветер, сокол, орел, которые не знают преград. Эти герои являются маргинальными по отношению к традиционному крестьянскому сообществу, поскольку они отрицают мир, в котором существуют обычные крестьяне, и стремятся его покинуть. Однако именно этот тип разрабатывается Кольцовым наиболее подробно, более того, он романтизируется и поэтизируется, его ценности, несмотря на их деструктивный характер, имеют приоритет по сравнению с заземленными идеалами обычных поселян. В этом отношении Кольцов, знаток и собиратель народных песен, отступает от фольклора, в котором образ удальца более разнообразен и объективен. Во-первых, народные песни не стесняются называть разбойников разбойниками. Во-вторых, они дают подробное описание их разбойничьей деятельности и ее последствий для их жертв, которыми становятся обычные крестьяне, в т.ч. их родственники. В-третьих, песни называют разные причины, по которым герои становятся разбойниками. Фольклорные тексты выделяют, прежде всего, девиантное поведение самих героев (загулы, пьянство, нарушение норм поведения по отношению к женщинам — своим и чужим женам, красным девицам и т.д.), стремление к легкой работе, хотя в них присутствуют причины и социального характера — бедность, бегство от солдатчины. Но у Кольцова они не конкретизируются, путь в удальцы предстает результатом выбора самой личности, которая не хочет себя погубить в пучине повседневных забот, в труде, в быту и семье. Но герой не превращается и в благородного разбойника. Он отрицает «мiр», не предлагая ничего взамен. Этот образ — пример селективного отношения автора к народному творчеству. Он показывает, в каком направлении происходило формирование доминирующего типа мужественности под влиянием ценностей, существующих в определенной профессиональной литературной среде. Этот же мужской тип культивировался и в советский период, способствуя не только нравственной, но и социальной маргинализации общества.

Н.Ю. Данилова (Санкт-Петербург)

Алексей Кольцов признан родоначальником русской литературной народной песни как жанра. В ней он выразил душу народа (Белинский). Основные герои песен Кольцова — это мужские персонажи (добрые молодцы и удалые молодцы), которые важны для понимания типов маскулинности, характерных для традиционного общества, которые относятся к двум типам. Одни герои существуют днем, в пространстве домашнего хозяйства, их инструменты — орудия сельскохозяйственного труда. Существование других разворачивается ночью, в темном лесу или на большой дороге, их орудия — булатный нож, сабля, их друзья — «вольные соколы». Вторые относятся отрицательно к занятиям первых, которые могут превращаться в их жертвы. В начальный период творчества у Кольцова преобладали герои первого типа, в его зрелом творчестве, после знакомства с кружком Белинского, предпочтение отдается вторым — удалым молодцам.  Экзистенциальными характеристиками этого типа является неудовлетворенность собственным бытием и устремленность в чужие края, стремление испытать свою судьбу, любовь к веселой и беззаботной жизни, отрицательное отношение к семье и к заботам повседневности. Дореволюционная фольклористика называла этот тип «разбойником», но сам автор, так же как и его советские интерпретаторы, избегали такой характеристики, хотя все разбойничьи атрибуты в песнях присутствуют.

Основной ценностью этого типа является воля, не ограниченная ни пространственно-временными, ни этическими, ни социальными нормами, поэтому его художественными эквивалентами выступают ветер, сокол, орел, которые не знают преград. Эти герои являются маргинальными по отношению к традиционному крестьянскому сообществу, поскольку они отрицают мир, в котором существуют обычные крестьяне, и стремятся его покинуть. Однако именно этот тип разрабатывается Кольцовым наиболее подробно, более того, он романтизируется и поэтизируется, его ценности, несмотря на их деструктивный характер, имеют приоритет по сравнению с заземленными идеалами обычных поселян. В этом отношении Кольцов, знаток и собиратель народных песен, отступает от фольклора, в котором образ удальца более разнообразен и объективен. Во-первых, народные песни не стесняются называть разбойников разбойниками. Во-вторых, они дают подробное описание их разбойничьей деятельности и ее последствий для их жертв, которыми становятся обычные крестьяне, в т.ч. их родственники. В-третьих, песни называют разные причины, по которым герои становятся разбойниками. Фольклорные тексты выделяют, прежде всего, девиантное поведение самих героев (загулы, пьянство, нарушение норм поведения по отношению к женщинам — своим и чужим женам, красным девицам и т.д.), стремление к легкой работе, хотя в них присутствуют причины и социального характера — бедность, бегство от солдатчины. Но у Кольцова они не конкретизируются, путь в удальцы предстает результатом выбора самой личности, которая не хочет себя погубить в пучине повседневных забот, в труде, в быту и семье. Но герой не превращается и в благородного разбойника. Он отрицает «мiр», не предлагая ничего взамен. Этот образ — пример селективного отношения автора к народному творчеству. Он показывает, в каком направлении происходило формирование доминирующего типа мужественности под влиянием ценностей, существующих в определенной профессиональной литературной среде. Этот же мужской тип культивировался и в советский период, способствуя не только нравственной, но и социальной маргинализации общества.

Н.Ю. Данилова (Санкт-Петербург)