Трансформация традиционно-фольклорных мужских образов в поэзии Алексея Кольцова
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91
Алексей Кольцов признан родоначальником русской литературной народной песни как жанра. В ней он выразил душу народа (Белинский). Основные герои песен Кольцова — это мужские персонажи (добрые молодцы и удалые молодцы), которые важны для понимания типов маскулинности, характерных для традиционного общества, которые относятся к двум типам. Одни герои существуют днем, в пространстве домашнего хозяйства, их инструменты — орудия сельскохозяйственного труда. Существование других разворачивается ночью, в темном лесу или на большой дороге, их орудия — булатный нож, сабля, их друзья — «вольные соколы». Вторые относятся отрицательно к занятиям первых, которые могут превращаться в их жертвы. В начальный период творчества у Кольцова преобладали герои первого типа, в его зрелом творчестве, после знакомства с кружком Белинского, предпочтение отдается вторым — удалым молодцам. Экзистенциальными характеристиками этого типа является неудовлетворенность собственным бытием и устремленность в чужие края, стремление испытать свою судьбу, любовь к веселой и беззаботной жизни, отрицательное отношение к семье и к заботам повседневности. Дореволюционная фольклористика называла этот тип «разбойником», но сам автор, так же как и его советские интерпретаторы, избегали такой характеристики, хотя все разбойничьи атрибуты в песнях присутствуют.
Основной ценностью этого типа является воля, не ограниченная ни пространственно-временными, ни этическими, ни социальными нормами, поэтому его художественными эквивалентами выступают ветер, сокол, орел, которые не знают преград. Эти герои являются маргинальными по отношению к традиционному крестьянскому сообществу, поскольку они отрицают мир, в котором существуют обычные крестьяне, и стремятся его покинуть. Однако именно этот тип разрабатывается Кольцовым наиболее подробно, более того, он романтизируется и поэтизируется, его ценности, несмотря на их деструктивный характер, имеют приоритет по сравнению с заземленными идеалами обычных поселян. В этом отношении Кольцов, знаток и собиратель народных песен, отступает от фольклора, в котором образ удальца более разнообразен и объективен. Во-первых, народные песни не стесняются называть разбойников разбойниками. Во-вторых, они дают подробное описание их разбойничьей деятельности и ее последствий для их жертв, которыми становятся обычные крестьяне, в т.ч. их родственники. В-третьих, песни называют разные причины, по которым герои становятся разбойниками. Фольклорные тексты выделяют, прежде всего, девиантное поведение самих героев (загулы, пьянство, нарушение норм поведения по отношению к женщинам — своим и чужим женам, красным девицам и т.д.), стремление к легкой работе, хотя в них присутствуют причины и социального характера — бедность, бегство от солдатчины. Но у Кольцова они не конкретизируются, путь в удальцы предстает результатом выбора самой личности, которая не хочет себя погубить в пучине повседневных забот, в труде, в быту и семье. Но герой не превращается и в благородного разбойника. Он отрицает «мiр», не предлагая ничего взамен. Этот образ — пример селективного отношения автора к народному творчеству. Он показывает, в каком направлении происходило формирование доминирующего типа мужественности под влиянием ценностей, существующих в определенной профессиональной литературной среде. Этот же мужской тип культивировался и в советский период, способствуя не только нравственной, но и социальной маргинализации общества.
Н.Ю. Данилова (Санкт-Петербург)
Алексей Кольцов признан родоначальником русской литературной народной песни как жанра. В ней он выразил душу народа (Белинский). Основные герои песен Кольцова — это мужские персонажи (добрые молодцы и удалые молодцы), которые важны для понимания типов маскулинности, характерных для традиционного общества, которые относятся к двум типам. Одни герои существуют днем, в пространстве домашнего хозяйства, их инструменты — орудия сельскохозяйственного труда. Существование других разворачивается ночью, в темном лесу или на большой дороге, их орудия — булатный нож, сабля, их друзья — «вольные соколы». Вторые относятся отрицательно к занятиям первых, которые могут превращаться в их жертвы. В начальный период творчества у Кольцова преобладали герои первого типа, в его зрелом творчестве, после знакомства с кружком Белинского, предпочтение отдается вторым — удалым молодцам. Экзистенциальными характеристиками этого типа является неудовлетворенность собственным бытием и устремленность в чужие края, стремление испытать свою судьбу, любовь к веселой и беззаботной жизни, отрицательное отношение к семье и к заботам повседневности. Дореволюционная фольклористика называла этот тип «разбойником», но сам автор, так же как и его советские интерпретаторы, избегали такой характеристики, хотя все разбойничьи атрибуты в песнях присутствуют.
Основной ценностью этого типа является воля, не ограниченная ни пространственно-временными, ни этическими, ни социальными нормами, поэтому его художественными эквивалентами выступают ветер, сокол, орел, которые не знают преград. Эти герои являются маргинальными по отношению к традиционному крестьянскому сообществу, поскольку они отрицают мир, в котором существуют обычные крестьяне, и стремятся его покинуть. Однако именно этот тип разрабатывается Кольцовым наиболее подробно, более того, он романтизируется и поэтизируется, его ценности, несмотря на их деструктивный характер, имеют приоритет по сравнению с заземленными идеалами обычных поселян. В этом отношении Кольцов, знаток и собиратель народных песен, отступает от фольклора, в котором образ удальца более разнообразен и объективен. Во-первых, народные песни не стесняются называть разбойников разбойниками. Во-вторых, они дают подробное описание их разбойничьей деятельности и ее последствий для их жертв, которыми становятся обычные крестьяне, в т.ч. их родственники. В-третьих, песни называют разные причины, по которым герои становятся разбойниками. Фольклорные тексты выделяют, прежде всего, девиантное поведение самих героев (загулы, пьянство, нарушение норм поведения по отношению к женщинам — своим и чужим женам, красным девицам и т.д.), стремление к легкой работе, хотя в них присутствуют причины и социального характера — бедность, бегство от солдатчины. Но у Кольцова они не конкретизируются, путь в удальцы предстает результатом выбора самой личности, которая не хочет себя погубить в пучине повседневных забот, в труде, в быту и семье. Но герой не превращается и в благородного разбойника. Он отрицает «мiр», не предлагая ничего взамен. Этот образ — пример селективного отношения автора к народному творчеству. Он показывает, в каком направлении происходило формирование доминирующего типа мужественности под влиянием ценностей, существующих в определенной профессиональной литературной среде. Этот же мужской тип культивировался и в советский период, способствуя не только нравственной, но и социальной маргинализации общества.
Н.Ю. Данилова (Санкт-Петербург)