Мужская часть фольклорной традиции
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91
Различия по возрасту и полу заданы самой природой. Общность между собой, включая общность по полу, создавали и создают сами люди. Общее — это язык и культура: то, что характеризует любой этнос, в том числе любой славянский, или любую, относительно обособленную часть этноса. Говоря о культуре, мы подразумеваем культуру народную, культуру социального большинства, а им в славянском мире с самого раннего времени и до последних десятилетий оставались крестьяне. Вместе с производными социальными слоями (отходники, ремесленники, ямщики, чумаки и др.) они и составляли народ. Крестьянин — универсальная и пластичная социальная фигура, мастер на все руки, способный освоиться в разных природных условиях. Он одновременно и земледелец (садовод, овощевод) и скотовод, рыбак и охотник, собиратель (растений, ягод, грибов), кузнец и плотник (строитель), печник и столяр и т.д. Крестьянин создал свою цивилизацию. В русском материальном воплощении — это главным образом культура дерева.
К мужской части народных традиций относятся: свадебные приговоры дружки; роли партии жениха, призванные изобразить похищение или выкуп девушки; колядование (у других групп славян еще и полазник), изгнание шишка / Шишков (у южных славян — змея); былины и эпические пародии; исторические, разбойничьи, солдатские, ямщицкие песни; предания; героические, волшебные и «скоромные» сказки, анекдоты; неприличные частушки. Сюда же относятся тексты, обряды и действа, связанные со строительством дома, с изготовлением музыкальных инструментов, лодок, промысловых орудий, горшков и прочей утвари, с охотой и рыболовством, с коневодством и овцеводством, с пахотой и севом, со множеством мужских ремесел. Их изучение могло бы пролить свет на природу «мужского» в народной культуре.
О.В. Смирнова (Тверь)
Различия по возрасту и полу заданы самой природой. Общность между собой, включая общность по полу, создавали и создают сами люди. Общее — это язык и культура: то, что характеризует любой этнос, в том числе любой славянский, или любую, относительно обособленную часть этноса. Говоря о культуре, мы подразумеваем культуру народную, культуру социального большинства, а им в славянском мире с самого раннего времени и до последних десятилетий оставались крестьяне. Вместе с производными социальными слоями (отходники, ремесленники, ямщики, чумаки и др.) они и составляли народ. Крестьянин — универсальная и пластичная социальная фигура, мастер на все руки, способный освоиться в разных природных условиях. Он одновременно и земледелец (садовод, овощевод) и скотовод, рыбак и охотник, собиратель (растений, ягод, грибов), кузнец и плотник (строитель), печник и столяр и т.д. Крестьянин создал свою цивилизацию. В русском материальном воплощении — это главным образом культура дерева.
К мужской части народных традиций относятся: свадебные приговоры дружки; роли партии жениха, призванные изобразить похищение или выкуп девушки; колядование (у других групп славян еще и полазник), изгнание шишка / Шишков (у южных славян — змея); былины и эпические пародии; исторические, разбойничьи, солдатские, ямщицкие песни; предания; героические, волшебные и «скоромные» сказки, анекдоты; неприличные частушки. Сюда же относятся тексты, обряды и действа, связанные со строительством дома, с изготовлением музыкальных инструментов, лодок, промысловых орудий, горшков и прочей утвари, с охотой и рыболовством, с коневодством и овцеводством, с пахотой и севом, со множеством мужских ремесел. Их изучение могло бы пролить свет на природу «мужского» в народной культуре.
О.В. Смирнова (Тверь)