Мужская часть фольклорной традиции

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 

Различия по возрасту и полу заданы самой природой. Общность между собой, включая общность по полу, создавали и создают сами люди. Общее — это язык и культура: то, что характеризует любой этнос, в том числе любой славянский, или любую, относительно обособленную часть этноса. Говоря о культуре, мы подразумеваем культуру народную, культуру социального большинства, а им в славянском мире с самого раннего времени и до последних десятилетий оставались крестьяне. Вместе с производными социальными слоями (отходники, ремесленники, ямщики, чумаки и др.) они и составляли народ. Крестьянин — универсальная и пластичная социальная фигура, мастер на все руки, способный освоиться в разных природных условиях. Он одновременно и земледелец (садовод, овощевод) и скотовод, рыбак и охотник, собиратель (растений, ягод, грибов), кузнец и плотник (строитель), печник и столяр и т.д. Крестьянин создал свою цивилизацию. В русском материальном воплощении — это главным образом культура дерева.

К мужской части народных традиций относятся: свадебные приговоры дружки; роли партии жениха, призванные изобразить похищение или выкуп девушки; колядование (у других групп славян еще и полазник), изгнание шишка / Шишков (у южных славян — змея); былины и эпические пародии; исторические, разбойничьи, солдатские, ямщицкие песни; предания; героические, волшебные и «скоромные» сказки, анекдоты; неприличные частушки. Сюда же относятся тексты, обряды и действа, связанные со строительством дома, с изготовлением музыкальных инструментов, лодок, промысловых орудий, горшков и прочей утвари, с охотой и рыболовством, с коневодством и овцеводством, с пахотой и севом, со множеством мужских ремесел. Их изучение могло бы пролить свет на природу «мужского» в народной культуре.

О.В. Смирнова (Тверь)

Различия по возрасту и полу заданы самой природой. Общность между собой, включая общность по полу, создавали и создают сами люди. Общее — это язык и культура: то, что характеризует любой этнос, в том числе любой славянский, или любую, относительно обособленную часть этноса. Говоря о культуре, мы подразумеваем культуру народную, культуру социального большинства, а им в славянском мире с самого раннего времени и до последних десятилетий оставались крестьяне. Вместе с производными социальными слоями (отходники, ремесленники, ямщики, чумаки и др.) они и составляли народ. Крестьянин — универсальная и пластичная социальная фигура, мастер на все руки, способный освоиться в разных природных условиях. Он одновременно и земледелец (садовод, овощевод) и скотовод, рыбак и охотник, собиратель (растений, ягод, грибов), кузнец и плотник (строитель), печник и столяр и т.д. Крестьянин создал свою цивилизацию. В русском материальном воплощении — это главным образом культура дерева.

К мужской части народных традиций относятся: свадебные приговоры дружки; роли партии жениха, призванные изобразить похищение или выкуп девушки; колядование (у других групп славян еще и полазник), изгнание шишка / Шишков (у южных славян — змея); былины и эпические пародии; исторические, разбойничьи, солдатские, ямщицкие песни; предания; героические, волшебные и «скоромные» сказки, анекдоты; неприличные частушки. Сюда же относятся тексты, обряды и действа, связанные со строительством дома, с изготовлением музыкальных инструментов, лодок, промысловых орудий, горшков и прочей утвари, с охотой и рыболовством, с коневодством и овцеводством, с пахотой и севом, со множеством мужских ремесел. Их изучение могло бы пролить свет на природу «мужского» в народной культуре.

О.В. Смирнова (Тверь)