Права мужчин в исламе (к постановке проблемы)

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 

В докладе планируется обсуждение специфики положения мужчин в исламе в условиях трансформации российского общества на примере проведенного исследования в Республике Башкортостан.

Российские практики мусульманских анклавов страны имеют свою специфику, основанную на адате и исторических реалиях («народный» ислам). Столкновения «старого», то есть традиционного ислама и «нового», полученного из опыта монокультурных стран в результате активных культурных контактов наших сограждан с собратьями по вере в постсоветский период, включал / включает в себя также элемент межвозрастной напряженности.

Для этнических мобилизаторов постсоветской волны, идеологически обосновавших необходимость легитимизации религиозной традиции, ислам представлялся культурной предопределенностью и важным ресурсом этничности, призванным определять вектор развития наций. 

Доклад фокусируется на «новых» башкирских мусульманах, позиционирующихся в исламском обществе в новом качестве («несущих истинный ислам, забытый отцами и дедами») и трактующих право мужчины «решать все». Данное право регламентирует соответственный круг обязанностей перед семьей и обществом. Соответственно, права и обязанности женщин формулируются исходя из основного посыла: «Мужчина должен нести ответственность за все, а иначе он не мужчина».  

В Башкортостане, где существуют некоторые межнациональные проблемы между двумя мусульманскими этносами (башкирами и татарами), на низовом уровне наблюдается тенденция к формированию превалирования конфессиональной идентичности / общности над этнической. 

В.Э. Шарапов (Сыктывкар)

В докладе планируется обсуждение специфики положения мужчин в исламе в условиях трансформации российского общества на примере проведенного исследования в Республике Башкортостан.

Российские практики мусульманских анклавов страны имеют свою специфику, основанную на адате и исторических реалиях («народный» ислам). Столкновения «старого», то есть традиционного ислама и «нового», полученного из опыта монокультурных стран в результате активных культурных контактов наших сограждан с собратьями по вере в постсоветский период, включал / включает в себя также элемент межвозрастной напряженности.

Для этнических мобилизаторов постсоветской волны, идеологически обосновавших необходимость легитимизации религиозной традиции, ислам представлялся культурной предопределенностью и важным ресурсом этничности, призванным определять вектор развития наций. 

Доклад фокусируется на «новых» башкирских мусульманах, позиционирующихся в исламском обществе в новом качестве («несущих истинный ислам, забытый отцами и дедами») и трактующих право мужчины «решать все». Данное право регламентирует соответственный круг обязанностей перед семьей и обществом. Соответственно, права и обязанности женщин формулируются исходя из основного посыла: «Мужчина должен нести ответственность за все, а иначе он не мужчина».  

В Башкортостане, где существуют некоторые межнациональные проблемы между двумя мусульманскими этносами (башкирами и татарами), на низовом уровне наблюдается тенденция к формированию превалирования конфессиональной идентичности / общности над этнической. 

В.Э. Шарапов (Сыктывкар)