Молодежные конфликты деревни и города (этнографические истоки)
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91
Для традиционного праздничного поведения парней характерно несколько обязательных составляющих, без которых праздник праздником не являлся. Сразу нужно сказать, что имеется в виду престольный, то есть междеревенский праздник, обязательно сопровождавшийся выпивкой. Это определяло повышенную агрессивность по отношению к «чужим», пришедшим из другой деревни. В результате завязывались драки деревня на деревню, которые нередко могли заканчиваться летальным исходом. Однако, обычно за поступки, совершенные в подобной драке, не мстили. Отдельная роль в драке принадлежала гармонисту, который стоял в стороне и играл специальную мелодию «под драку», подзадоривая участников. При этом сам он в драке не участвовал. У другой деревни также был свой гармонист, который играл свою мелодию, и его нужно было заставить замолчать.
В городе существует сюжет, достаточно сильно трансформированный и упрощенный, но имеющий существенное сходство с деревенской дракой. Абсолютное большинство мужчин всех возрастов (начиная с 12 лет до совсем пожилых) может рассказать, как он с товарищами в определенном возрасте (примерно с 13 до 25 лет) дрался с парнями из соседнего квартала, как они пошли на дискотеку в другой район и как их там побили.
В работе «Праздничная драка: поведенческая модель и вербальный контекст» мы говорили о связи деревенской праздничной драки с обрядами перехода. При изучении городской и деревенской драки в обоих исследуемых сюжетах также видны явные связи. В свою очередь, они имеют сходные моменты с обрядами инициации в различных культурах, в которых очень часто присутствовало какое-либо изменяющее состояние юноши средство (в русской деревне и в городе это обычно алкоголь) и которые нередко завершались смертью (иногда ритуально-символической) и увечьями (что также встречается и в деревне, и в городе), традиционно присутствует музыка (в деревне ее исполняет гармонист, в городе — специфические музыкальные группы и характерная агрессивная музыка), тайный язык, доступный и дозволенный только посвящаемым (матерная, ненормативная лексика традиционна для пьяных и агрессивных юношей и безусловно агрессию же и провоцирует).
Данное сообщение является попыткой поставить большую и многогранную проблему и не может ответить на все вопросы, которые безусловно должны возникнуть. Однако мы уверены в том, что описанные выше факты имеют прямое отношение к современным формам мужских возрастных переходно-посвятительных обрядов.
M. Maeva (Sofia)
The Role of the Man in the Turkish Family
The study is based on a round of field-work researches which have been made in the 1999–2001 period in the Eastern Rodopi Mountains region with the participation of the Bulgarian Turks-Sunnites. It is directing to description of the male role and functions in the Turkish Community framework. The study defines the man’s position in the family according to the Islamic Sunni ties doctrine. From other point of view, it describes the interpretations of these rules in the Bulgarian Turks Weltanschauung system. The author will present her personal conclusions in connection with the contemporary family relations. The study is an effort to explain the changes in the «man — woman» inter-relations as a result of the Bulgarian society modernization.
Е.И. Маркова (Петрозаводск)
Для традиционного праздничного поведения парней характерно несколько обязательных составляющих, без которых праздник праздником не являлся. Сразу нужно сказать, что имеется в виду престольный, то есть междеревенский праздник, обязательно сопровождавшийся выпивкой. Это определяло повышенную агрессивность по отношению к «чужим», пришедшим из другой деревни. В результате завязывались драки деревня на деревню, которые нередко могли заканчиваться летальным исходом. Однако, обычно за поступки, совершенные в подобной драке, не мстили. Отдельная роль в драке принадлежала гармонисту, который стоял в стороне и играл специальную мелодию «под драку», подзадоривая участников. При этом сам он в драке не участвовал. У другой деревни также был свой гармонист, который играл свою мелодию, и его нужно было заставить замолчать.
В городе существует сюжет, достаточно сильно трансформированный и упрощенный, но имеющий существенное сходство с деревенской дракой. Абсолютное большинство мужчин всех возрастов (начиная с 12 лет до совсем пожилых) может рассказать, как он с товарищами в определенном возрасте (примерно с 13 до 25 лет) дрался с парнями из соседнего квартала, как они пошли на дискотеку в другой район и как их там побили.
В работе «Праздничная драка: поведенческая модель и вербальный контекст» мы говорили о связи деревенской праздничной драки с обрядами перехода. При изучении городской и деревенской драки в обоих исследуемых сюжетах также видны явные связи. В свою очередь, они имеют сходные моменты с обрядами инициации в различных культурах, в которых очень часто присутствовало какое-либо изменяющее состояние юноши средство (в русской деревне и в городе это обычно алкоголь) и которые нередко завершались смертью (иногда ритуально-символической) и увечьями (что также встречается и в деревне, и в городе), традиционно присутствует музыка (в деревне ее исполняет гармонист, в городе — специфические музыкальные группы и характерная агрессивная музыка), тайный язык, доступный и дозволенный только посвящаемым (матерная, ненормативная лексика традиционна для пьяных и агрессивных юношей и безусловно агрессию же и провоцирует).
Данное сообщение является попыткой поставить большую и многогранную проблему и не может ответить на все вопросы, которые безусловно должны возникнуть. Однако мы уверены в том, что описанные выше факты имеют прямое отношение к современным формам мужских возрастных переходно-посвятительных обрядов.
M. Maeva (Sofia)
The Role of the Man in the Turkish Family
The study is based on a round of field-work researches which have been made in the 1999–2001 period in the Eastern Rodopi Mountains region with the participation of the Bulgarian Turks-Sunnites. It is directing to description of the male role and functions in the Turkish Community framework. The study defines the man’s position in the family according to the Islamic Sunni ties doctrine. From other point of view, it describes the interpretations of these rules in the Bulgarian Turks Weltanschauung system. The author will present her personal conclusions in connection with the contemporary family relations. The study is an effort to explain the changes in the «man — woman» inter-relations as a result of the Bulgarian society modernization.
Е.И. Маркова (Петрозаводск)