Образы отца и матери в этническом самосознании старшеклассников еврейского происхождения
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91
Этническое самосознание рассматривается нами как сложное социально-психологические образование, существующее как на групповом, так и на индивидуально-личностном уровне, являющееся важнейшим этнодифференцирующим признаком, образованное неразрывным единством когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов. В ходе проведенного нами исследования мы пытались изучить особенности этнического самосознания старшеклассников еврейского происхождения не изолированно, но во взаимосвязи с другими значимыми объектами «картины мира», такими как, например, образы родителей.
В исследовании приняли участие 30 еврейских старшеклассников. Нами был применен известный метод семантического дифференциала. Участвовавшим в эксперименте предлагалось оценить выраженность определенных личностных качеств по семибалльной шкале. Объектами шкалирования выступили такие категории, как «типичный еврей», «типичный русский», «Я», «мать», «отец», «мой идеал», «мой враг». Оценивание проходило по 15 характеристикам, подобранным в ходе пилотажного этапа эксперимента.
При анализе субъективного семантического пространства в области межэтнического восприятия еврейских старшеклассников удалось выделить три фактора, которые мы обозначили как «альтруизм — эгоизм», «общительность» и «нравственный интеллект». Исходя из расположения объектов шкалирования в данном пространстве, можно предположить, что носителем еврейской идентичности в семье старшеклассник считает прежде всего мать — именно этот образ ближе всего к образу типичного еврея по третьему фактору, то есть по нравственно-интеллектуальному, можно сказать, мировоззренческому, компоненту. А вот образы отца и типичного русского в отношении нравственного интеллекта несколько проигрывают по сравнению с идеалом, матерью и типичным евреем, сдвигаясь в сторону противоположного конца этой оси, в сторону врага. Фактор общительности, по всей видимости, очень мало нагружен этническим компонентом — образы типичного еврея и типичного русского здесь почти не расходятся. Самооценка еврейских старшеклассников по этому фактору невелика, «я-реальное» далеко отстоит от «я-идеального», а также образов типичных представителей этнических групп евреев и русских. Отец по этому фактору очень близок к «образу Я», а вот мать наделена коммуникативными качествами еще в меньшей степени. По первому фактору, альтруизму — эгоизму, образ русского — это образ, сдвигающийся по шкале к образу врага. Образ отца же здесь наиболее близок к идеалу. Образ типичного еврея довольно высоко оценивается по этой шкале, но, естественно, ниже, чем идеал. Интересно, что здесь снова, как и в первом факторе, образ матери наиболее близок к образу типичного еврея. То есть мать здесь снова выступает в качестве транслятора нравственных этнических ценностей уже во внешнем, а не во внутреннем плане, поскольку в этот фактор вошли скорее поведенческие характеристики.
М.А. Рыблова (Волгоград)
Этническое самосознание рассматривается нами как сложное социально-психологические образование, существующее как на групповом, так и на индивидуально-личностном уровне, являющееся важнейшим этнодифференцирующим признаком, образованное неразрывным единством когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов. В ходе проведенного нами исследования мы пытались изучить особенности этнического самосознания старшеклассников еврейского происхождения не изолированно, но во взаимосвязи с другими значимыми объектами «картины мира», такими как, например, образы родителей.
В исследовании приняли участие 30 еврейских старшеклассников. Нами был применен известный метод семантического дифференциала. Участвовавшим в эксперименте предлагалось оценить выраженность определенных личностных качеств по семибалльной шкале. Объектами шкалирования выступили такие категории, как «типичный еврей», «типичный русский», «Я», «мать», «отец», «мой идеал», «мой враг». Оценивание проходило по 15 характеристикам, подобранным в ходе пилотажного этапа эксперимента.
При анализе субъективного семантического пространства в области межэтнического восприятия еврейских старшеклассников удалось выделить три фактора, которые мы обозначили как «альтруизм — эгоизм», «общительность» и «нравственный интеллект». Исходя из расположения объектов шкалирования в данном пространстве, можно предположить, что носителем еврейской идентичности в семье старшеклассник считает прежде всего мать — именно этот образ ближе всего к образу типичного еврея по третьему фактору, то есть по нравственно-интеллектуальному, можно сказать, мировоззренческому, компоненту. А вот образы отца и типичного русского в отношении нравственного интеллекта несколько проигрывают по сравнению с идеалом, матерью и типичным евреем, сдвигаясь в сторону противоположного конца этой оси, в сторону врага. Фактор общительности, по всей видимости, очень мало нагружен этническим компонентом — образы типичного еврея и типичного русского здесь почти не расходятся. Самооценка еврейских старшеклассников по этому фактору невелика, «я-реальное» далеко отстоит от «я-идеального», а также образов типичных представителей этнических групп евреев и русских. Отец по этому фактору очень близок к «образу Я», а вот мать наделена коммуникативными качествами еще в меньшей степени. По первому фактору, альтруизму — эгоизму, образ русского — это образ, сдвигающийся по шкале к образу врага. Образ отца же здесь наиболее близок к идеалу. Образ типичного еврея довольно высоко оценивается по этой шкале, но, естественно, ниже, чем идеал. Интересно, что здесь снова, как и в первом факторе, образ матери наиболее близок к образу типичного еврея. То есть мать здесь снова выступает в качестве транслятора нравственных этнических ценностей уже во внешнем, а не во внутреннем плане, поскольку в этот фактор вошли скорее поведенческие характеристики.
М.А. Рыблова (Волгоград)