Содержание
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91
С.Б. Адоньева (Санкт-Петербург)
Женщина как территория (anima в мужском автобиографическом тексте) 9
Н.В. Аксёнова (Харьков)
Мужская атрибуция игр с использование палки (по материалам Слобожанщины в конце XIX – начале ХХ ст.) 9
Н.В. Алексеева (Череповец)
Мужчина и женщина: особенности подвижничества в русской православной традиции 10
М. Д. Алексеевский (Москва)
Роль хозяина крестьянской семьи в организации будничных и праздничных трапез 11
С.Н. Амосова (Вятка)
Особо почитаемые мужские святые на территории Вятского края 12
Н.И. Андреева (Ставрополь)
Гендерная культура в современном российском обществе 12
Р.В. Багдасаров (Москва)
Запорожское войско: восточноевропейский воинский орден 14
Е.М. Белецкая (Тверь)
Мир казака в песенном фольклоре 15
Н.И.Бондарь (Краснодар)
Ритуально-обрядовая смена пола у восточных славян 15
Т.И. Борко (Тюмень)
Обрядовый травестизм: мифология андрогина или апология женского? 16
А.В. Бородина (Санкт-Петербург)
«Мужик» в зеркале иерархий российской маскулинности (социолингвистический аспект) 17
В.Н. Буркова, В.М. Тименчик (Москва)
Проявление агрессивного поведения у мальчиков-школьников (11–17 лет) города Москвы 18
М.Л. Бутовская (Москва)
Половой отбор и различия мужских и женских сексуальных стратегий в традиционных и индустриальных обществах 19
М.Г. Вадейша (Санкт-Петербург)
Авто- и гетеростереотипы мужского и женского поведения в интервью русских переселенцев из Средней Азии и Закавказья 20
М.М. Валенцова (Москва)
Оппозиция мужской / женский в славянской культуре 21
И.С. Веселова (Санкт-Петербург)
Рассказ о первых штанах: об одном устойчивом сюжете в мужских автобиографических текстах 23
В.В. Воронин (Краснодар)
Отец в семье кубанских казаков: статус и функции 23
А.И. Ганчев (Одесса)
Статус и роль мужчины в традиционной болгарской семье во второй половине ХХ в. 25
Д.В. Громов (Москва)
Спонтанные процедуры инициационного типа в современном обществе 25
С.В.Гусев (Москва)
Культ фаллоса у охотников-собирателей 26
В.Н. Гущина (Воронеж)
Трансформация традиционно-фольклорных мужских образов в поэзии Алексея Кольцова 28
Н.Ю. Данилова (Санкт-Петербург)
«Срочники», «пиджаки», профессионалы: репрезентации мужественности в современной автобиографической военной литературе 29
И.И. Дорофейчук (Минск)
Мужчина и женщина в традиционной белорусской обрядности 30
Н.В. Дранникова (Архангельск)
Мужской и женский текст в песнях-дразнилках о деревнях 31
П. В. Иванов (Тамбов)
Отражение маскулинных тенденций в религиозной жизни поздней Римской империи (на примере митраистических общин) 32
Л.В. Калмычкова (Краснодар)
Вампиризм: мужское и женское начало (на материале европейских народов) 33
В.Л. Кляус (Москва)
Мужчина-казак: идеал и реальность (по материалам казачьего фольклора Забайкалья) 34
П.В. Ковалев (Москва)
Гетерия Алкея и фиас Сапфо на Лесбосе VII–VI вв. до н.э. 35
С.В. Комарова (Санкт-Петербург)
Этнопсихологические стереотипы и современное искусство: рассказ о «Дяде Сереже» 35
И.С. Кон (Москва)
Фаллократия и логократия как альтернативные модели маскулинности 36
В.А. Коршунков (Киров)
Ссора мужиков на дороге: дорожные конфликты в России 37
Ю.А. Крашенинникова (Сыктывкар)
Атрибуты дружки в севернорусской свадьбе: прагматические и знаковые функции предметов 38
Е.В. Кулагина (Казань)
Социальные институты в формировании «мужского» 39
А.Н. Кушкова (Санкт-Петербург)
Отцовское проклятие: повседневная практика и народная юридическая традиция 40
Т.Б. Легенина (Ставрополь)
Роль гендерных стереотипов в процессе воспитания 40
И.В. Людевиг (Санкт-Петербург)
Молодежные конфликты деревни и города (этнографические истоки) 42
M. Maeva (Sofia)
The Role of the Man in the Turkish Family 43
Е.И. Маркова (Петрозаводск)
Роль мужчины-творца в воскрешении национальной памяти 43
О.В. Матвеев (Краснодар)
Подготовка к службе в исторических представлениях кубанских казаков 43
М.Г. Матлин (Ульяновск)
Гендер и смех: половая инверсия в свадебном обряде «Поиски ярки» 44
И.С. Маховская (Минск)
«Мужское» в белорусской традиционной родинной обрядности: роль и функции мужа 45
Е.Ю. Мещеркина (Москва)
Биографическая структурация мужского жизненного пути 46
В.Ю. Михайлин (Саратов)
Неопределенность мужского статуса как основа эпического конфликта: дилемма Ахилла 47
М.В. Михайлова (Москва)
Мужская модель поведения как проекция авторской мизогинии (творчество М. Криницкого) 48
И.А. Морозов (Москва)
Мужчина и его двойники (культурные проекции мужской самоидентификации) 48
О.И. Мотков (Москва)
Мужское и женское: иллюзорность традиционных представлений о психологическом облике 50
А.В. Моторин (Новгород)
Православная антропология в творчестве Гоголя 52
М.Г. Муравьева (Санкт-Петербург)
Джентльменство: базовая концепция идентичности политической элиты 52
А.Е. Наговицын (Москва)
Маскулинные и феминные роли в мифологических системах 53
И.Н. Некрасова (Тверь)
Голузинская кадриль. К вопросу об этнических и эстетических нормах мужского поведения на беседах 53
А.А. Немцов (Москва)
Жизнь, смерть, поиск идентичности в культурно-историческом сюжете России 54
Е.А. Окладникова (Санкт-Петербург)
Аксиология «мужского» 55
И.П. Олехова (Тверь)
Разрушение традиционных стереотипов мужского и женского в творчестве О.Шапир. 56
Н.И. Павлова (Тверь)
Мужчина и мужественность в произведениях писательниц начала XX века (роман Е. А. Нагродской «Гнев Диониса») 57
А.В. Парщик (Харьков)
Гендерные аспекты в развитии православного духовенства Украины (ХІХ – начало ХХ вв.) 57
В.Н. Петров (Краснодар)
Гендерные особенности толерантности-интолерантности в ситуациях взаимодействия этнических мигрантов и местного населения 58
В.А. Поздеев (Киров)
Побег из закрытых корпоративных сообществ (психологические аспекты) 59
С.А. Попов (Воронеж)
Мужские антропонимы в топонимической системе Воронежской области 60
М.В. Пулькин (Петрозаводск)
«Славнии учители самогубительныя смерти» (наставники старообрядцев-самосожигателей в конце XVII–XVIII в.) 61
Н.Л. Пушкарева (Москва)
Иванушка-дурачок как зеркало гендерного баланса (еще раз о немужественных мужчинах в русской национальной традиции) 62
Н.К. Радина (Нижний Новгород)
«Мужская культура», агрессивность и террор: киноанализ и рефлексия социальных проблем 63
П.В. Румянцева (Санкт-Петербург)
Образы отца и матери в этническом самосознании старшеклассников еврейского происхождения 64
М.А. Рыблова (Волгоград)
Вольные братства донских казаков: стратегия жизни в «Диком поле» 65
Т.Б. Рябова (Астрахань)
Маскулинность в политическом дискурсе современного российского общества 66
Л.Э. Семенова (Нижний Новгород)
Воспитание мужчины как будущего родителя: состояние проблемы в современной России 67
Ю.И. Смирнов (Москва)
Мужская часть фольклорной традиции 68
О.В. Смирнова (Тверь)
Нетрадиционные мужские образы в произведениях Е.Тур 69
И.А. Снежкова (Москва)
Этническое и социальное неравенство мужчин (по материалам современных социологических исследований) 69
В.Ф. Спиридонов (Москва)
Становление компетентности как механизм профессионального развития 70
В.А. Суковатая (Харьков)
Маскулинность и квир-идентичность в литературных и академических практиках России и США: политики репрезентации 71
М.Ю. Тимофеев (Иваново)
«Мужское» в названиях и визуальных репрезентациях современных крепких алкогольных напитков России 73
А.А. Улюра (Киев)
«Маскулинный маскарад» в русской культуре XVIII века 74
С.А. Ушакин (Москва)
Ревизия мужественности: (раз)влечение различения 75
А.В. Фролова (Москва)
Смена социального статуса и специфика юношеских развлечений и игр 76
С.Ф. Хрисанова (Киев)
Мужчины и женщины как две глобальные социальные общности 77
Ж.В. Чернова (Санкт-Петербург)
Мужское образование в России: история, методология, практика 78
И.Д. Черных (Одесса)
Соотношение «мужского» и «женского» в индийской и китайской мировоззренческих парадигмах периода «осевого времени» 78
Е.М. Четина (Пермь)
«Вот возьму и повешусь...» (вариант «ухода» в коми-пермяцкой народной культуре) 79
Е.З. Чикадзе (Санкт-Петербург)
«Для пьянства есть такие поводы»: мужские сценарии 80
В.К. Шабельников (Москва)
Мужские и женские стратегии поведения в изменяющихся социальных условиях 81
А.А. Шайкин (Орел)
«Мужское дело творите…» (древнерусский князь по произведениям XI–XIII веков) 81
Ш.Р. Шакурова (Уфа)
Этноконфессиональная специфика формирования образа мужчини женщин в башкирском обществе 82
Ш.Р. Шакурова (Уфа)
Права мужчин в исламе (к постановке проблемы) 83
В.Э. Шарапов (Сыктывкар)
О «мужской» традиции в культуре рассказывания сновидений у современных коми и хантов 84
А.В. Шашкин (Казань)
Конструирование уличных маскулинностей: власть и насилие в молодежных группировках 84
И.Я. Шевцова (Иркутск)
Агрессия и насилие в мужском сознании и бессознательном 85
Т.Б. Щепанская (Санкт-Петербург)
Посвятительные ритуалы в профессиональных традициях 86
П.П. Щербинин (Тамбов)
Мужские стратегии поведения: повседневная жизнь детей в России в периоды войн начала ХХ в. 87
Е.А.Ягафова (Самара)
Мужчина в традиционной культуре некрещенных чувашей: серен и вирем1 88
М.В. Яковлева (Санкт-Петербург)
Социализация мужчин в контексте профессионального спорта (гендерный аспект) 91
А.В. Гнездилов (Санкт-Петербург)
Проблемы смерти у мужчин и женщин 92
От редколлегии
В данный сборник вошли тезисы докладов, представленных на ежегодную научную конференцию «“Мужское” в традиционном и современном обществе» (16–18 апреля 2003 г.), которая организована РНИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева МК РФ и РАН совместно с Институтом этнологии и антропологии РАН им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Основной акцент в научной дискуссии сделан на этнопсихологических и этносоциологических аспектах маскулинности. Докладчиками представлены результаты исследований мужских стратегий поведения (в том числе, конфликтности и агрессивности в различных социокультурных, этнокультурных и профессиональных группах), гендерных аспектов межвозрастной и межэтнической напряженности, рассмотрены особенности мужских и женских этнообразов (система ценностей, образ жизни) и их отражение в различных видах искусства, этнопсихологические аспекты воспитания мальчиков и др. В докладах использованы результаты современных этносоциологических, этнопсихологических и этнографических исследований (в т.ч. в аудиовизуальных фиксациях).
Данная проблематика в настоящее время находится в фокусе научного и общественного внимания как в России, так и за рубежом. Об интересе к теме свидетельствует рост публикаций и научных мероприятий в разных областях знания, посвященных гендерной маскулинной тематике. Социальным проявлениям мужского и мужественности посвящены, например, ряд исследований и конференций, проводимых в США (University of Illinois at Urbana-Champaign/Summer Research Laboratory) и Германии, издания Института этнологии и антропологии РАН («Мужской сборник», книги и статьи Центра этногендерных исследований ИЭА РАН) и РОО «Московский центр гендерных исследований» ИСЭПН РАН и др.
На круглом столе «Мужские ценности и мировые религии», проведенном в на рамках конференции (18 апреля) с участием психологов, философов, представителей конфессиональных объединений проанализированы стандарты маскулинности в различных религиях, соотношение между гендерной спецификой и конфессиональной принадлежностью индивидов и социальных групп. Сделана попытка осмыслить закономерности взаимодействия и взаимовлияния конфессиональных и гендерных факторов, а также их воздействие на формирование мировоззрения и культурных стереотипов различных социумов. Результаты конференции и круглого стола будут опубликованы в очередных выпусках «Мужского сборника» и журнале «Этнографическое обозрение».
В данном сборнике помещены все (без исключения) тезисы, присланные на конференцию. Ряд текстов дается в сокращенном варианте. В некоторых случаях проведена минимальная редакторская правка.
Информация о конференции будет представлена на сайте Института Этнологии и Антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая по адресу www.iea.ras.ru, а также на специальном сайте по адресу www.mujskoe.lodya.ru.
Тезисы докладов
С.Б. Адоньева (Санкт-Петербург)
С.Б. Адоньева (Санкт-Петербург)
Женщина как территория (anima в мужском автобиографическом тексте) 9
Н.В. Аксёнова (Харьков)
Мужская атрибуция игр с использование палки (по материалам Слобожанщины в конце XIX – начале ХХ ст.) 9
Н.В. Алексеева (Череповец)
Мужчина и женщина: особенности подвижничества в русской православной традиции 10
М. Д. Алексеевский (Москва)
Роль хозяина крестьянской семьи в организации будничных и праздничных трапез 11
С.Н. Амосова (Вятка)
Особо почитаемые мужские святые на территории Вятского края 12
Н.И. Андреева (Ставрополь)
Гендерная культура в современном российском обществе 12
Р.В. Багдасаров (Москва)
Запорожское войско: восточноевропейский воинский орден 14
Е.М. Белецкая (Тверь)
Мир казака в песенном фольклоре 15
Н.И.Бондарь (Краснодар)
Ритуально-обрядовая смена пола у восточных славян 15
Т.И. Борко (Тюмень)
Обрядовый травестизм: мифология андрогина или апология женского? 16
А.В. Бородина (Санкт-Петербург)
«Мужик» в зеркале иерархий российской маскулинности (социолингвистический аспект) 17
В.Н. Буркова, В.М. Тименчик (Москва)
Проявление агрессивного поведения у мальчиков-школьников (11–17 лет) города Москвы 18
М.Л. Бутовская (Москва)
Половой отбор и различия мужских и женских сексуальных стратегий в традиционных и индустриальных обществах 19
М.Г. Вадейша (Санкт-Петербург)
Авто- и гетеростереотипы мужского и женского поведения в интервью русских переселенцев из Средней Азии и Закавказья 20
М.М. Валенцова (Москва)
Оппозиция мужской / женский в славянской культуре 21
И.С. Веселова (Санкт-Петербург)
Рассказ о первых штанах: об одном устойчивом сюжете в мужских автобиографических текстах 23
В.В. Воронин (Краснодар)
Отец в семье кубанских казаков: статус и функции 23
А.И. Ганчев (Одесса)
Статус и роль мужчины в традиционной болгарской семье во второй половине ХХ в. 25
Д.В. Громов (Москва)
Спонтанные процедуры инициационного типа в современном обществе 25
С.В.Гусев (Москва)
Культ фаллоса у охотников-собирателей 26
В.Н. Гущина (Воронеж)
Трансформация традиционно-фольклорных мужских образов в поэзии Алексея Кольцова 28
Н.Ю. Данилова (Санкт-Петербург)
«Срочники», «пиджаки», профессионалы: репрезентации мужественности в современной автобиографической военной литературе 29
И.И. Дорофейчук (Минск)
Мужчина и женщина в традиционной белорусской обрядности 30
Н.В. Дранникова (Архангельск)
Мужской и женский текст в песнях-дразнилках о деревнях 31
П. В. Иванов (Тамбов)
Отражение маскулинных тенденций в религиозной жизни поздней Римской империи (на примере митраистических общин) 32
Л.В. Калмычкова (Краснодар)
Вампиризм: мужское и женское начало (на материале европейских народов) 33
В.Л. Кляус (Москва)
Мужчина-казак: идеал и реальность (по материалам казачьего фольклора Забайкалья) 34
П.В. Ковалев (Москва)
Гетерия Алкея и фиас Сапфо на Лесбосе VII–VI вв. до н.э. 35
С.В. Комарова (Санкт-Петербург)
Этнопсихологические стереотипы и современное искусство: рассказ о «Дяде Сереже» 35
И.С. Кон (Москва)
Фаллократия и логократия как альтернативные модели маскулинности 36
В.А. Коршунков (Киров)
Ссора мужиков на дороге: дорожные конфликты в России 37
Ю.А. Крашенинникова (Сыктывкар)
Атрибуты дружки в севернорусской свадьбе: прагматические и знаковые функции предметов 38
Е.В. Кулагина (Казань)
Социальные институты в формировании «мужского» 39
А.Н. Кушкова (Санкт-Петербург)
Отцовское проклятие: повседневная практика и народная юридическая традиция 40
Т.Б. Легенина (Ставрополь)
Роль гендерных стереотипов в процессе воспитания 40
И.В. Людевиг (Санкт-Петербург)
Молодежные конфликты деревни и города (этнографические истоки) 42
M. Maeva (Sofia)
The Role of the Man in the Turkish Family 43
Е.И. Маркова (Петрозаводск)
Роль мужчины-творца в воскрешении национальной памяти 43
О.В. Матвеев (Краснодар)
Подготовка к службе в исторических представлениях кубанских казаков 43
М.Г. Матлин (Ульяновск)
Гендер и смех: половая инверсия в свадебном обряде «Поиски ярки» 44
И.С. Маховская (Минск)
«Мужское» в белорусской традиционной родинной обрядности: роль и функции мужа 45
Е.Ю. Мещеркина (Москва)
Биографическая структурация мужского жизненного пути 46
В.Ю. Михайлин (Саратов)
Неопределенность мужского статуса как основа эпического конфликта: дилемма Ахилла 47
М.В. Михайлова (Москва)
Мужская модель поведения как проекция авторской мизогинии (творчество М. Криницкого) 48
И.А. Морозов (Москва)
Мужчина и его двойники (культурные проекции мужской самоидентификации) 48
О.И. Мотков (Москва)
Мужское и женское: иллюзорность традиционных представлений о психологическом облике 50
А.В. Моторин (Новгород)
Православная антропология в творчестве Гоголя 52
М.Г. Муравьева (Санкт-Петербург)
Джентльменство: базовая концепция идентичности политической элиты 52
А.Е. Наговицын (Москва)
Маскулинные и феминные роли в мифологических системах 53
И.Н. Некрасова (Тверь)
Голузинская кадриль. К вопросу об этнических и эстетических нормах мужского поведения на беседах 53
А.А. Немцов (Москва)
Жизнь, смерть, поиск идентичности в культурно-историческом сюжете России 54
Е.А. Окладникова (Санкт-Петербург)
Аксиология «мужского» 55
И.П. Олехова (Тверь)
Разрушение традиционных стереотипов мужского и женского в творчестве О.Шапир. 56
Н.И. Павлова (Тверь)
Мужчина и мужественность в произведениях писательниц начала XX века (роман Е. А. Нагродской «Гнев Диониса») 57
А.В. Парщик (Харьков)
Гендерные аспекты в развитии православного духовенства Украины (ХІХ – начало ХХ вв.) 57
В.Н. Петров (Краснодар)
Гендерные особенности толерантности-интолерантности в ситуациях взаимодействия этнических мигрантов и местного населения 58
В.А. Поздеев (Киров)
Побег из закрытых корпоративных сообществ (психологические аспекты) 59
С.А. Попов (Воронеж)
Мужские антропонимы в топонимической системе Воронежской области 60
М.В. Пулькин (Петрозаводск)
«Славнии учители самогубительныя смерти» (наставники старообрядцев-самосожигателей в конце XVII–XVIII в.) 61
Н.Л. Пушкарева (Москва)
Иванушка-дурачок как зеркало гендерного баланса (еще раз о немужественных мужчинах в русской национальной традиции) 62
Н.К. Радина (Нижний Новгород)
«Мужская культура», агрессивность и террор: киноанализ и рефлексия социальных проблем 63
П.В. Румянцева (Санкт-Петербург)
Образы отца и матери в этническом самосознании старшеклассников еврейского происхождения 64
М.А. Рыблова (Волгоград)
Вольные братства донских казаков: стратегия жизни в «Диком поле» 65
Т.Б. Рябова (Астрахань)
Маскулинность в политическом дискурсе современного российского общества 66
Л.Э. Семенова (Нижний Новгород)
Воспитание мужчины как будущего родителя: состояние проблемы в современной России 67
Ю.И. Смирнов (Москва)
Мужская часть фольклорной традиции 68
О.В. Смирнова (Тверь)
Нетрадиционные мужские образы в произведениях Е.Тур 69
И.А. Снежкова (Москва)
Этническое и социальное неравенство мужчин (по материалам современных социологических исследований) 69
В.Ф. Спиридонов (Москва)
Становление компетентности как механизм профессионального развития 70
В.А. Суковатая (Харьков)
Маскулинность и квир-идентичность в литературных и академических практиках России и США: политики репрезентации 71
М.Ю. Тимофеев (Иваново)
«Мужское» в названиях и визуальных репрезентациях современных крепких алкогольных напитков России 73
А.А. Улюра (Киев)
«Маскулинный маскарад» в русской культуре XVIII века 74
С.А. Ушакин (Москва)
Ревизия мужественности: (раз)влечение различения 75
А.В. Фролова (Москва)
Смена социального статуса и специфика юношеских развлечений и игр 76
С.Ф. Хрисанова (Киев)
Мужчины и женщины как две глобальные социальные общности 77
Ж.В. Чернова (Санкт-Петербург)
Мужское образование в России: история, методология, практика 78
И.Д. Черных (Одесса)
Соотношение «мужского» и «женского» в индийской и китайской мировоззренческих парадигмах периода «осевого времени» 78
Е.М. Четина (Пермь)
«Вот возьму и повешусь...» (вариант «ухода» в коми-пермяцкой народной культуре) 79
Е.З. Чикадзе (Санкт-Петербург)
«Для пьянства есть такие поводы»: мужские сценарии 80
В.К. Шабельников (Москва)
Мужские и женские стратегии поведения в изменяющихся социальных условиях 81
А.А. Шайкин (Орел)
«Мужское дело творите…» (древнерусский князь по произведениям XI–XIII веков) 81
Ш.Р. Шакурова (Уфа)
Этноконфессиональная специфика формирования образа мужчини женщин в башкирском обществе 82
Ш.Р. Шакурова (Уфа)
Права мужчин в исламе (к постановке проблемы) 83
В.Э. Шарапов (Сыктывкар)
О «мужской» традиции в культуре рассказывания сновидений у современных коми и хантов 84
А.В. Шашкин (Казань)
Конструирование уличных маскулинностей: власть и насилие в молодежных группировках 84
И.Я. Шевцова (Иркутск)
Агрессия и насилие в мужском сознании и бессознательном 85
Т.Б. Щепанская (Санкт-Петербург)
Посвятительные ритуалы в профессиональных традициях 86
П.П. Щербинин (Тамбов)
Мужские стратегии поведения: повседневная жизнь детей в России в периоды войн начала ХХ в. 87
Е.А.Ягафова (Самара)
Мужчина в традиционной культуре некрещенных чувашей: серен и вирем1 88
М.В. Яковлева (Санкт-Петербург)
Социализация мужчин в контексте профессионального спорта (гендерный аспект) 91
А.В. Гнездилов (Санкт-Петербург)
Проблемы смерти у мужчин и женщин 92
От редколлегии
В данный сборник вошли тезисы докладов, представленных на ежегодную научную конференцию «“Мужское” в традиционном и современном обществе» (16–18 апреля 2003 г.), которая организована РНИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева МК РФ и РАН совместно с Институтом этнологии и антропологии РАН им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Основной акцент в научной дискуссии сделан на этнопсихологических и этносоциологических аспектах маскулинности. Докладчиками представлены результаты исследований мужских стратегий поведения (в том числе, конфликтности и агрессивности в различных социокультурных, этнокультурных и профессиональных группах), гендерных аспектов межвозрастной и межэтнической напряженности, рассмотрены особенности мужских и женских этнообразов (система ценностей, образ жизни) и их отражение в различных видах искусства, этнопсихологические аспекты воспитания мальчиков и др. В докладах использованы результаты современных этносоциологических, этнопсихологических и этнографических исследований (в т.ч. в аудиовизуальных фиксациях).
Данная проблематика в настоящее время находится в фокусе научного и общественного внимания как в России, так и за рубежом. Об интересе к теме свидетельствует рост публикаций и научных мероприятий в разных областях знания, посвященных гендерной маскулинной тематике. Социальным проявлениям мужского и мужественности посвящены, например, ряд исследований и конференций, проводимых в США (University of Illinois at Urbana-Champaign/Summer Research Laboratory) и Германии, издания Института этнологии и антропологии РАН («Мужской сборник», книги и статьи Центра этногендерных исследований ИЭА РАН) и РОО «Московский центр гендерных исследований» ИСЭПН РАН и др.
На круглом столе «Мужские ценности и мировые религии», проведенном в на рамках конференции (18 апреля) с участием психологов, философов, представителей конфессиональных объединений проанализированы стандарты маскулинности в различных религиях, соотношение между гендерной спецификой и конфессиональной принадлежностью индивидов и социальных групп. Сделана попытка осмыслить закономерности взаимодействия и взаимовлияния конфессиональных и гендерных факторов, а также их воздействие на формирование мировоззрения и культурных стереотипов различных социумов. Результаты конференции и круглого стола будут опубликованы в очередных выпусках «Мужского сборника» и журнале «Этнографическое обозрение».
В данном сборнике помещены все (без исключения) тезисы, присланные на конференцию. Ряд текстов дается в сокращенном варианте. В некоторых случаях проведена минимальная редакторская правка.
Информация о конференции будет представлена на сайте Института Этнологии и Антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая по адресу www.iea.ras.ru, а также на специальном сайте по адресу www.mujskoe.lodya.ru.
Тезисы докладов
С.Б. Адоньева (Санкт-Петербург)