Мужчина и женщина: особенности подвижничества в русской православной традиции

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 

Мужчина — защитник. По мнению русского народа это его главное, божественное предназначение. Недаром три ипостаси этого предназначения широко представлены в сонме русских православных святых: воин (Александр Невский), мудрец (князь Ярослав Мудрый, в данном контексте — правитель), подвижник-молитвенник (Сергий Радонежский). Подвижничество имело разные уровни сложности и отречения от мира. Выражалось оно в таких формах как старчество, келейничество, монашество, странничество, нищенство и юродство во Христе.

Отношение в целом к подвижничеству в народе было положительным. Хотя в крестьянской среде существовало мнение, что мужчина должен работать на земле, так как «молиться легче, чем работать». Однако если такое случалось, то односельчане считали, что у них появился заступник перед Богом.

Сам выбор такого жизненного пути в каждом случае имел свои особенности. Не говоря уже о том, что побудительные причины отречения от мира у мужчин и женщин отличались. Любое подвижничество имеет основой желание всецелого служения Богу. Но каждый подвижник обществом рассматривался как молитвенник, заступник перед Богом за это общество и сам являлся неотъемлемой его частью. Но и здесь женское и мужское подвижничество различалось. Главным было то, что первые служили (и поныне служат) миру, даже в случае ухода от него, а вторые — молились (и молятся) за мир.

М. Д. Алексеевский (Москва)

Мужчина — защитник. По мнению русского народа это его главное, божественное предназначение. Недаром три ипостаси этого предназначения широко представлены в сонме русских православных святых: воин (Александр Невский), мудрец (князь Ярослав Мудрый, в данном контексте — правитель), подвижник-молитвенник (Сергий Радонежский). Подвижничество имело разные уровни сложности и отречения от мира. Выражалось оно в таких формах как старчество, келейничество, монашество, странничество, нищенство и юродство во Христе.

Отношение в целом к подвижничеству в народе было положительным. Хотя в крестьянской среде существовало мнение, что мужчина должен работать на земле, так как «молиться легче, чем работать». Однако если такое случалось, то односельчане считали, что у них появился заступник перед Богом.

Сам выбор такого жизненного пути в каждом случае имел свои особенности. Не говоря уже о том, что побудительные причины отречения от мира у мужчин и женщин отличались. Любое подвижничество имеет основой желание всецелого служения Богу. Но каждый подвижник обществом рассматривался как молитвенник, заступник перед Богом за это общество и сам являлся неотъемлемой его частью. Но и здесь женское и мужское подвижничество различалось. Главным было то, что первые служили (и поныне служат) миру, даже в случае ухода от него, а вторые — молились (и молятся) за мир.

М. Д. Алексеевский (Москва)