Становление компетентности как механизм профессионального развития

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 

Профессиональная компетентность занимает важнейшее место в мужской системе ценностей. Поэтому для изучения маскулинности большую актуальность приобретает рассмотрение закономерностей профессионализации (причем не обязательно с учетом гендерного фактора).

Существующие исследования развития психики взрослого человека (в первую очередь — мужчины) в рамках профессии (профессиональной деятельности), можно схематично разделить на две группы. Первая, в основном, акцентирует свое внимание на разнообразных познавательных и личностных приобретениях: на появлении новых знаний, умений и навыков, профессиональном самоопределении, становлении различных форм профессиональной мотивации, способах планирования карьерного роста, накоплении неповторимого опыта, развитии общих и специальных способностей и многом другом (Е.А. Климов, А.А. Бодалев, А.К. Маркова и др.).

Вторая группа исследований анализирует возможные психологические издержки этого вида развития: отчуждение от результатов трудовой деятельности по мере профессионализации (R. Blauner), существенную односторонность специалиста вследствие узкой специализации (К. Прутков), отсутствие карьерного и иных видов формального и статусного роста в рамках многих профессий (P. Blau, O. Duncan), «эмоциональное выгорание» (C. Maslach), профессиональные кризисы (А. Ахмеров), подверженность профессиональным стрессам и наличие ряда профессиональных заболеваний (в том числе психических), противоречие между гендерными и профессиональными ролями и мн. др.

Во всех этих весьма разнообразных по тематике исследованиях феномен «профессионального развития» (т.е. развития в связи с нарастающей профессионализацией) понимается как становление более или менее специализированных новообразований в различных сферах психики. Акцент при этом делается на содержании позитивной или негативной роли подобных приобретений в жизнедеятельности конкретного человека или целого сообщества, связанного общей профессией.

Однако в существующих описаниях не просматривается логика изменений психики. Скорее, они представляют собой лишь эмпирические обобщения, не учитывающие в полной мере реальные механизмы происходящих процессов. К примеру, не вызывает сомнений распространенная идея о том, что профессия несет в себе систему определенных требований, под которые вынуждена подстраиваться психика. Но необходимо отметить известную упрощенность этих взглядов: ведь изменения, о которых идет речь, — не просто реакция на внешние требования.

Представляется, что в качестве центрального пункта профессиогенеза психики (развития психики под влиянием профессии) следует рассматривать феномен компетентности.

В самом общем смысле можно сформулировать, что компетентность (также как и художественный вкус, профессиональный образ жизни, спортивная форма и целый круг рядоположных явлений) — выступает, по сути, не структурой или уровнем развития, а качеством психических процессов. Все названные феномены можно охарактеризовать как специфические «вторичные» или системные свойства человеческой психики, которые не вытекают из устройства памяти, мышления, моторики или личности, а, наоборот, сами их задают. В соответствии с приведенными рассуждениями феномен компетентности следует понимать как психологическую систему обеспечения качества. Подчиняясь именно этой логике, и происходит перестройка психики в ходе профессионального развития.

В.А. Суковатая (Харьков)

Профессиональная компетентность занимает важнейшее место в мужской системе ценностей. Поэтому для изучения маскулинности большую актуальность приобретает рассмотрение закономерностей профессионализации (причем не обязательно с учетом гендерного фактора).

Существующие исследования развития психики взрослого человека (в первую очередь — мужчины) в рамках профессии (профессиональной деятельности), можно схематично разделить на две группы. Первая, в основном, акцентирует свое внимание на разнообразных познавательных и личностных приобретениях: на появлении новых знаний, умений и навыков, профессиональном самоопределении, становлении различных форм профессиональной мотивации, способах планирования карьерного роста, накоплении неповторимого опыта, развитии общих и специальных способностей и многом другом (Е.А. Климов, А.А. Бодалев, А.К. Маркова и др.).

Вторая группа исследований анализирует возможные психологические издержки этого вида развития: отчуждение от результатов трудовой деятельности по мере профессионализации (R. Blauner), существенную односторонность специалиста вследствие узкой специализации (К. Прутков), отсутствие карьерного и иных видов формального и статусного роста в рамках многих профессий (P. Blau, O. Duncan), «эмоциональное выгорание» (C. Maslach), профессиональные кризисы (А. Ахмеров), подверженность профессиональным стрессам и наличие ряда профессиональных заболеваний (в том числе психических), противоречие между гендерными и профессиональными ролями и мн. др.

Во всех этих весьма разнообразных по тематике исследованиях феномен «профессионального развития» (т.е. развития в связи с нарастающей профессионализацией) понимается как становление более или менее специализированных новообразований в различных сферах психики. Акцент при этом делается на содержании позитивной или негативной роли подобных приобретений в жизнедеятельности конкретного человека или целого сообщества, связанного общей профессией.

Однако в существующих описаниях не просматривается логика изменений психики. Скорее, они представляют собой лишь эмпирические обобщения, не учитывающие в полной мере реальные механизмы происходящих процессов. К примеру, не вызывает сомнений распространенная идея о том, что профессия несет в себе систему определенных требований, под которые вынуждена подстраиваться психика. Но необходимо отметить известную упрощенность этих взглядов: ведь изменения, о которых идет речь, — не просто реакция на внешние требования.

Представляется, что в качестве центрального пункта профессиогенеза психики (развития психики под влиянием профессии) следует рассматривать феномен компетентности.

В самом общем смысле можно сформулировать, что компетентность (также как и художественный вкус, профессиональный образ жизни, спортивная форма и целый круг рядоположных явлений) — выступает, по сути, не структурой или уровнем развития, а качеством психических процессов. Все названные феномены можно охарактеризовать как специфические «вторичные» или системные свойства человеческой психики, которые не вытекают из устройства памяти, мышления, моторики или личности, а, наоборот, сами их задают. В соответствии с приведенными рассуждениями феномен компетентности следует понимать как психологическую систему обеспечения качества. Подчиняясь именно этой логике, и происходит перестройка психики в ходе профессионального развития.

В.А. Суковатая (Харьков)